Сочинение на тему: Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и их особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект урока в 9 классе на тему:

Роман «Герой нашего времени».”

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

Ход урока

Эпиграф к уроку :

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя

(учащиеся делают записи в тетради)

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом , в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести - «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой» , одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо . Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя , найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного . Этот уровень понимания проявил и император Николай I . Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей - «Да это злая ирония!» - лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости - это ли не признак истинного героя?

    Работа по теме урока

    Теория литературы

-А теперь определимся с жанром произведения «Герой нашего времени». Как вы думаете к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени»?

Психологический роман эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

-Докажите, что «Герой нашего времени» является психологическим романом.

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»

«энциклопедия русской жизни» «история души человеческой»

Эволюция души главного героя Погружение в душу. Эволюции

    Особенности композиции (работа с таблицей)

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

    “Бэла” /4/

    “Максим Максимыч” /5/

    “Предисловие”к“Журналу Печорина” /6/

    “Тамань” /1/

    “Княжна Мери” /2/

    “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

    “Тамань”

    “Княжна Мери”

    “Фаталист”

  1. “Максим Максимыч”

    “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

-Сколько в романе повествователей?

    Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча , человека доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печориным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отличного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой.

    В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека.

    И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обнажения глубинных причин поведения героя, особенностей его характера.

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

Как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

    Смысл названия романа

1)Что значит «герой»?Выберите нужный вариант:

    Исключительный по доблестям человек;

    Главное действующее лицо произведения;

    Человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

2)Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?

    Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Чтение предисловия.

(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

    Подведение итогов урока.

-В чём необычность композиции романа Лермонтова?

- Почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?

Роман «Герой нашего времени» - уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской

армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Домашнее задание.

1. Повесть «Бэла» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе “Герой нашего времени” сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в “разворачивании” шаг за шагом истории “души человеческой”, “особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”.

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В. Белинского: “роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается”. Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести “Бэла”, следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью “Героя нашего времени” наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа “Герой нашего времени”.

Соотношение сюжета и фабулы “Героя нашего времени”

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. “Еду в действующий отряд по казенной надобности”, – пишет в журнале Печорин в “Тамани”, и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего “приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н”. Из “этой скучной крепости” Печорину “случилось” уехать и “прожить две недели в казачьей станице”, здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном и читая предисловие рассказчика к “Журналу Печорина” .

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: “Бэла” – “Максим Максимович” – Предисловие к “Журналу Печорина” – “Тамань” – Княжна Мэри” – “Фаталист”.

Фабула же требует временного порядка: “Тамань” – “Княжна Мэри” – “Фаталист” – “Бэла” – “Максим Максимович” – Предисловие к “Журналу Печорина”.

Сюжет и фабула романа “Герой нашего времени”, таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А. Н. Толстым: “Лермонтов. .. в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом – раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого. .. искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь все – не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать”.


(No Ratings Yet)


  1. Введение М. Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до...
  2. Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет...
  3. “Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов… Иные ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного человека,...
  4. Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения...
  5. Над романом “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея его родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году....
  6. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  7. О герое: публика восприняла его с раздражением. Одни потому, что им в пример ставят столь безнравственного человека, другие потому, что автор якобы нарисовал свой не...
  8. В самом названии романа сквозит так присущая автору скорбная ирония – почему-то уже до начала чтения становится ясно. Что речь пойдет не о ратных подвигах...
  9. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени...
  10. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие...
  11. Роман “Герой нашего времени”, помимо прочих своих неоспоримых достоинств, весьма любопытен с точки зрения композиции. Во-первых, он построен циклически, состоит из отдельных, сюжетно не связанных...
  12. Особенности композиции романа “Герой нашего времени” исходят из того обстоятельства, что роман М. Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый...
  13. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является одним из первых реалистических романов в русской литературе. Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе...

Безусловно, одним из наиболее выдающихся литераторов девятнадцатого века является Михаил Лермонтов. которого отличается несоответствием фабульного порядка действий сюжетному, принято считать одним из самых значительных его произведений. И тому есть свои причины.

В романе выражены основные мысли, которые испытывает по отношению к поколению своих современников Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого композиционно построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть нам характер главного героя, обрел целостность и завершенность именно благодаря такой компоновке частей произведения.

В фабульном, то есть хронологическом, порядке повести должны были бы располагаться следующим образом: вначале "Тамань", потом "Княжна Мери", за ней "Фаталист", затем "Бэла", за которой следует "Максим Максимыч" и, наконец, "Предисловие к журналу Печорина". Но автор предпочел изменить очередность повествования для того, чтобы облегчить читателю понимание своих мыслей. Такой искаженный порядок неслучайно был выбран для данного произведения, ведь жанр психологического романа призван продемонстрировать нам душу героя. Подходящую форму для этого выбрал Лермонтов. которого не раз предпринимался многими критиками, даже в наш век считается одним из самых глубоких психологических романов.

Итак, повествование начинается с главы "Бэла", в которой рассказчик по дороге в Тифлис встречает попутчика, Максима Максимыча, поведавшего тому историю о своей совместной службе с Григорием Печориным в чеченской сторожевой крепости. Центром его воспоминаний становится история о том, как Печорин, молодой прапорщик, положил глаз на дочь местного князя и хитростью похитил ее с помощью ее же младшего брата по имени Азамат. "Приручив" красавицу и влюбив ее в себя, офицер вскоре утомляется отношениями с ней. Максим Максимыч уже тогда предчувствует беду. И в самом деле - Бэлу похищает Казбич, оставленный Печориным без коня во время авантюры, после чего убивает девушку.

Далее следует глава "Максим Максимыч". Рассказчик становится свидетелем встречи Григория Печорина со штабс-капитаном, во время которой составляет молодого человека. Максим Максимыч, разозлившийся на Григория за холодность, отдает рассказчику путевые заметки Печорина, которые и составляют большую часть романа.

В главе "Тамань" в роли повествователя уже выступает сам Григорий, который прибывает в одноименный город и демонстрирует свою склонность к авантюрам, выслеживая ночные маршруты слепого мальчика, живущего "на фатере". Из-за этого герой чуть не погибает в схватке с девушкой - помощницей контрабандиста.

В главе "Княжна Мери" иллюстрируется страсть Печорина к экспериментам и анализу своих поступков. Григорий из упрямства решает завоевать сердце интеллигентной девушки по имени Мери, дабы уязвить самолюбие своего знакомого Грушницкого. В конце концов между ними состоялась дуэль, на которой последний погибает. В этой главе мы можем наиболее ярко наблюдать упрямство героя и его склонность к размышлению, которой наделил своего персонажа Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого поможет понять нам причины поступков персонажа, постепенно раскрывает перед нами мир его души.

В последней повести, "Фаталист", автор выражает свою надежду на то, что у его поколения еще не все потеряно: Печорин совершает поимку убийцы-казака. На этом завершается роман, который написал Лермонтов, "Герой нашего времени". Краткое содержание данного психологического произведения должно прояснить мысли, которые вложил в него автор.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н». Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом - раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё - не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

ФАБУЛА И СЮЖЕТ – в чем разница?

Фабула - это события, выстроенные в их естественном, хронологическом порядке, так, как они могли бы происходить в действительности.

Фабула и сюжет могут совпадать, но зачастую этого не происходит.
Классический пример - Лермонтов «Герой нашего времени».

Если описываемые события расположить по хронологии, то получится:
4 - I. Тамань («Тамань»)
5 - II. Пятигорск - Кисловодск («Княжна Мери»)
6 - III. Станица («Фаталист»)
1 - IV. Крепость («Бэла»)
2 - V. Владикавказ («Максим Максимыч»)
3 - VI. Дорога из Персии («Предисловие к Журналу Печорина»)

Но в романе последовательность событий другая:

IV - 1. «Бэла» (крепость)
V - 2. «Максим Максимыч» (Владикавказ)
VI - 3. «Предисловие к Журналу Печорина» (дорога из Персии)
I - 4. «Тамань» (Тамань)
II - 5. «Княжна Мери» (Пятигорск - Кисловодск)
III - 6. «Фаталист» (станица)

Автор намеренно нарушил хронологическую последовательность (так, о смерти героя сообщается практически в начале романа), какие-то события намеренно замалчиваются или сообщаются вскользь (например, ничего не сказано о том, что Печорин делал после отъезда из Тамани и до прибытия в Пятигорск). В каких-то эпизодах темп повествования замедляется, в каких-то – намеренно убыстряется. Эти приемы автор применяет для одной цели – детальной разработки образа главного героя.
Автор обращает внимание читателя на развитие характеров героев, их поступки, переживания, то есть, на взаимодействие персонажей и обстоятельств. Происходит не хронологическое, а смысловое сцепление образов.

ВИДЫ СЮЖЕТОВ

Вообще, если смотреть в самый корень, фабул (=жизненных ситуаций) не так уж и много.
Так, Жорж Польти все жизненные коллизии свел всего лишь к 36 ситуациям. (подробней здесь http://www.kinocafe.ru/theory/?tid=51701)

Однако их сюжетное оформление дает бесчисленное количество комбинаций, за счет которых мировая литература существовала до сих пор.

Классификация сюжетов строится на принципе соотношений событий друг к другу.

Если события соотносятся только во времени, то есть, сначала происходит событие А, а потом – событие Б, то говорят о ХРОНИКАЛЬНЫХ СЮЖЕТАХ.

Если события имеют между собой еще и причинно-следственную связь (событие А явилось причиной события Б), то это КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ.

Звучит запутанно, но есть отличный – проясняющий - пример (взятый из книги Э.М. Форстера «Аспекты романа»).
Фраза «Король умер, а потом умерла королева» - это пример хроникального сюжета.
А фраза «Король умер, а потом умерла королева – от горя» - это концентрический сюжет.

ХРОНИКАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ

События связаны между собой хронологическим порядком изложения, т.е., по сути, сюжет совпадает с фабулой.
Отсутствует ярко выраженная завязка, в развитии действия преобладают временнЫе мотивировки.
Центрального конфликта нет, поэтому действия не отличаются цельностью. Один конфликт может приходить на смену другому.
Примеры таких произведений - Гомер «Илиада» и «Одиссея», Л.Толстой трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», Д. Дефо «Робинзон Крузо»

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

На первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии.
События связаны между собой причинно-следственными связями и подчиняются логике развития основного конфликта. Хронологические связи могут быть нарушены.
Легко выделяется завязка и развязка.

Иногда выделяют третий тип сюжета – МНОГОЛИНЕЙНЫЙ, в котором развертываются несколько сюжетных линий. Они могут идти параллельно, время от времени пересекаясь друг с другом. Включение новой линии в произведение обуславливается причинно-следственными связями.
Примеры таких произведений – Л. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»

Итак, сюжет – это результат художнического вмешательства, создающего стройное мироздание из событий, которые природа оставила в состоянии хаоса (Р. Моултон).

Если сюжет не равен фабуле, говорят об обратной сюжетной композиции.

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?

Композиция, она же структура, она же архитектоника – это расположение частей произведения в определенном порядке, который задуман автором, и который, по его, авторскому, мнению, наиболее эффективно воздействует на читателя.

Далее обратимся к «Технологии рассказа» М. Веллера, где он выделяет следующие виды композиции:
1. Прямоточная композиция
2. Окольцовка.
3. Точечная
4. Плетеная композиция.
5. Остросюжетная композиция.
6. Детективная композиция.
7. Двухвостая композиция.
8. Инверсионная композиция.
9. Шарнирная композиция.
10. Контрапункт.
11. Револьверная композиция.
Подробнее можете почитать здесь http://lib.rus.ec/b/133136/read#t4

В статье остановимся только на том виде композиции, которую вам придется использовать в конкурсной работе.
Итак,

7. Двухвостая композиция.

Самый эффектный, пожалуй, прием в построении прозы. В литературе первой половины XIX века встречался в таком виде: какое-то описываемое событие оказывается сном, и затем произведение оканчивается совсем иным образом, чем полагал было читатель ("Гробовщик" Пушкина).
Самый знаменитый образец - рассказ Амброса Бирса "Случай на мосту через Совиный ручей":
разведчика вешают, веревка обрывается, он падает в воду, спасается от стрельбы и преследований, после тяжких испытаний достигает родного дома, - но все это ему лишь казалось в последние миги жизни, "тело покачивалось под перилами моста".

Построение такое сродни инквизиторской "пытке надеждой": приговоренному предоставляют возможность бежать, но в последний миг он попадает в объятия тюремщиков, ждущих его у самого выхода на свободу. Читатель настраивается на благополучный исход, сопереживает с героем, и сильнейший контраст между счастливым концом, до которого повествование уже добралось, и трагическим, каковой оказывается в действительности, рождает огромное эмоциональное воздействие.

Здесь в узловом моменте повествование раздваивается, и читателю предлагают два варианта продолжения и окончания: сначала благополучный и счастливый, затем зачеркивают его, объявляя несбывшейся мечтой, и дают второй, реальный.

Обычно используется для создания трагической тональности, «плохих концов», хотя в принципе возможно наоборот – утвердить светлый конец, завершая мрачные по колориту события жизнеутверждающим эпизодом из другого временного пласта.
(с) М. Веллер. Технология рассказа.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №212072401163
рецензии



Рассказать друзьям