Социально-политическая идея «Недоросля. Софию хотят выдать замуж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его во-енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу-чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла-ва и получила такое название). Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба-тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив-шись разговорному русскому языку, Боп-ре зажил со своим учеником «душа в ду-шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест-надцати лет стали голуби, чехарда и про-чие домашние развлечения. Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям? Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же-нился на дочери одного из своих сосе-дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет-руша. Матушка была занята по хозяйст-ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален-дарь. 

Автор относится к своим героям с чувст-вом глубокой симпатии и отчасти с добро-желательной усмешкой, которая показы-вает, что он заранее видит и прощает их не-избежные и легко объяснимые недостатки. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален-дарь в решениях отца? Дворянские недоросли обычно начина-ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз-вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо-ван их успехами. Это обстоятельство заста-вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан-том! Объясните, как раскрывает смысл главы по-словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен-ным законам. И среди них один из глав-ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю-дей лежит служение отчизне. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу-ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра-щать. И это Петруша сделал. «С неспо-койной совестию и с безмолвным раска-янием выехал я из Симбирска».




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Комедия Фонвизина «Недоросль» писалась автором в течение нескольких лет. Сначала он читал её своим близким и друзьям, а потом она стала настоящим шедевром литературы. Наверное, комедия Фонвизина «Недоросль» никого из читателей не оставила равнодушным, потому что она несёт в себе глубокий смысл.

Говорящие фамилии героев

Комедия Фонвизина является очень интересной, и в то же время заставляет читателя задуматься над тем, как ведут себя люди и к чему приводят их глупые поступки. Стоит отметить, что фамилии всех героев комедии являются говорящими: Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум и т. д. Простаковы - обычные простаки, которые совсем не блещут умом и не являются образованными людьми. Скотинин - дядя Митрофанушки, который идёт наперекор племяннику и своей сестре ради собственной выгоды. Правдин - борец за справедливость, человек, любящий порядок и правду. Стародум - дядюшка Софии, который всегда слушал мнения всех людей, однако всегда оставался только лишь при своих мыслях и не менял своих решений. Д. И. Фонвизин дал всем героям говорящие фамилии, которые сразу помогают понять и сформировать мнения о той или иной личности в «Недоросле».

Софию хотят выдать замуж

Недоросль - это один из героев. Так называют сына Простаковой - Митрофанушку, который не любил учиться и считал, что ему это не нужно. Матушка недоросля очень хотела женить его на Софье, у которой есть имение, - она узнала об этом из письма, написанного Стародумом своей племяннице. Так как никто из их семьи не умел читать, Правдин озвучил всё, что писал дядюшка. Стародум извещал племянницу о том, что она стала наследницей его имущества, нажитого в Сибири, которое даёт доход 10 000 в год.

Кроме недоросля, жениться на Софии изъявил желание и дядюшка парня - Скотинин. Но стоит отметить, что нравилась ему совсем не София, а её деревеньки.

Встреча Софии с Милоном

Позже через деревню Простаковых шли солдаты, предводителем которых был Милон. Здесь он встретил Правдина, который был его Милон поделился с товарищем, что уже полгода находится в разлуке со своей любимой, потому что она стала сиротой и какие-то родственники увезли её к себе. Неожиданно для себя во время своего рассказа Милон увидел Софию. Влюблённые были очень рады видеть друг друга. София решила рассказать ему о том, что Простакова хочет выдать её замуж за своего непутёвого сынка, после чего Милон стал ревновать. Но, узнав недоросля получше, возлюбленный девушки немного успокоился.

Недоросль - это необразованный и глупый сын Простаковой

Это парень шестнадцати лет. Он - совсем необразованный и глупый мальчишка. Комедия Фонвизина «Недоросль» выражает отношение автора к дворянству. Сын Простаковой не только неграмотный и необразованный, но и очень грубый. Мать нанимала для него учителей, которые так и не смогли научить недоросля хоть чему-нибудь. Он считал, что ему не нужно учиться, грубил своим учителям и неуважительно относился к ним.

Недоросль - это образ грубого, необразованного и глупого ребёнка, какими являлись дети дворян в то время. Этому мальчишке не нужно было абсолютно ничего, он постоянно повторял: «Не хочу учиться, хочу жениться!» Это в очередной раз показывает его отношение к учёбе и к жизни в целом.

«Недоросль» - это комедия, которой Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства в те времена. Парнишка, не желающий учиться, его мать, которая везде искала выгоду для себя. Скотинин, который не испытывал никаких чувств и, так же как и его сестра, хотел иметь только всё самое лучшее, но ничего для этого не делал. Все герои произведения показывают, насколько дворянство было глупым, злым и необразованным. Недоросль - это ребёнок, который воспитан неправильно, и именно это хотел донести Фонвизин до своих читателей.

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Расскажите о жизни дворянского недоросля.
  2. Вся жизнь Петруши Гринева до его во-енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу-чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла-ва и получила такое название).

    Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба-тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив-шись разговорному русскому языку, Боп-ре зажил со своим учеником «душа в ду-шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест-надцати лет стали голуби, чехарда и про-чие домашние развлечения.

    Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

  3. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?
  4. Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же-нился на дочери одного из своих сосе-дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет-руша. Матушка была занята по хозяйст-ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален-дарь.

  5. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален-дарь в решениях отца?
  6. Дворянские недоросли обычно начина-ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз-вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо-ван их успехами. Это обстоятельство заста-вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан-том! Материал с сайта

  7. Объясните, как раскрывает смысл главы по-словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.
  8. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен-ным законам. И среди них один из глав-ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю-дей лежит служение отчизне.

  9. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.
  10. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу-ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра-щать. И это Петруша сделал. «С неспо-койной совестию и с безмолвным раска-янием выехал я из Симбирска».

Д. И.Фонвизин В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян.

Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу. Так начинался золотой век дворянства.

Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя.

Это одна группа дворян. Другая - Стародум, его племянница Софья и Правдин.

Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы. Упоминается еще одна группа дворян - придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести. Но каковы же простаковы и скотинины?

Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности? Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие - потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова - «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома».

Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление. Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга.

Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану - бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра - зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков.

Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки. Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше. В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку...дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан.

Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой». Имя Д.

И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные. Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю. «Недоросль» - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых.

Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти. Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» - прилагательное, потому Что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню.

Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети.

Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше.

Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными. Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру. Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех.

Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии.

Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов».



Рассказать друзьям