Сообщение о музыкальном инструменте гусли. История гуслей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн , настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми ) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцам

и левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами .

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей ), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским коклес и литовским канклес.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

" Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху ".

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 года.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково . Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников ), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов.

От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, например guzla , у которой только одна струна из конского волоса.


Русские гусли. История и мифология Базлов Григорий Николаевич

3.1. Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)

«Русские гусли принадлежат истории культуры не только как факт музыкального искусства, фольклорных традиций наших дней, но входят в качестве самостоятельного содержательного элемента, «сюжетного мотива», в систему особо значимых явлений, образов, первоначальных представлений, преданий, относящихся к периодам формирования мифологических воззрений народов ранних исторических эпох. Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. Знанием жизни, как путь просветления, соединяющий сферы материального и духовного в сознании человека» 125 .

Процитировав слова выдающегося русского этномузыколога, знатока отечественной традиционной культуры, исследователя гусельной традиции Анатолия Михайловича Мехнецова, обращаем внимание читателя на то, что гусли и гусельная традиция несут на себе отпечаток древнейших представлений славян о мироустройстве и в символическом виде выражают архаический взгляд на мир.

Очевидно, что в древности гусляр был чем-то большим, нежели просто музыкантом. Хотя, безусловно, гусли и гусельная игра использовались и в утилитарном, не сакральном качестве. Ряд черт, сохранившихся в сказочном фольклоре, в эпических произведениях, позволяет нам утверждать, что по выполняемым в старинной славянской культуре функциям гусляра можно сравнить с кельтским бардом или скандинавским эрилем 126 .

«Слово о полку Игореве…» рисует нам образ Вещего Баяна - эпического певца, гусляра, который не просто играет и поет, а отправляется в мысленный полет в прошлое, скачет воображаемой белкой по «мыслену древу», серым волком пересекает огромные пространства и орлом под облака взмывает над историческими событиями. Очевидно, что перед нами не простой музыкант, а человек, владеющий неким изотерическим профессиональным знанием.

В сравнительных поэтических образах, используемых автором «Слова…», просматривается устойчивая семиотическая традиция, те образы и символы, которыми древнерусские эпические поэты мыслили и которыми передавали смысловые соответствия между явлениями материального мира и духовными категориями.

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебед?й пущаше, нъ своя в?шиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Сюжет нападения на лебедей характерен для славянской песенной традиции, в особенности для лирических и свадебных песен. В них орел, «разбивающий» «лебедь с лебедятами, со малыми со дитятами», - это символ жениха, а лебедь - невесты. Таким образом, в поэтической картине охоты на лебедей (при гусельной игре) очевиден оттенок описания мистического брака разума гусляра, напустившего сокола (персты) на «стадо струн», с эпическими лебедями (струнами).

Продолжая рассматривать эту аналогию, мы неизбежно обратим внимание, что стая лебедей образует в полете упорядоченный строй, что опять же напоминает струны и музыкальный звукоряд. Что при ударе соколов лебеди должны вскрикивать, подобно струнам создавая мелодическую гармонию.

Академик Б.А. Рыбаков указывал на мифологическую связь гуслей со стихией воды и ее повелителем - царем подводного царства.

Из русской мифологии мы знаем, что у Морского царя есть дочери, которые отождествляются с русалками, видимыми человеку в образе рек, морских волн или лебедей. Иначе говоря, для архаичного мифологического сознания реки и морские волны - это и есть дочери водяного царя.

В русских сказках широко распространен сюжет о царевнах-лебедях, дочках Морского царя, которые прилетают искупаться к реке в виде стаи лебедей:

«Прилетели на Онегу лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок и её владелица - русалка стала его женой» 127 .

Среди этих сестер-лебедей есть старшая царевна-Лебедь, которую так ярко описал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане». По свидетельству духовного стиха о Голубиной книге и ряда белорусских преданий, этого лебедя зовут Острафиль - мать всех птиц 128 . Острафиль «держит весь мир под своим крылом». «Когда Страфиль птица встрепенутся, все сине море всколыбается. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными» 129 .

Что же за стихия, в которой живет этот лебедь? Из Голубиной книги мы узнаем: «Она пьет и ест из синя моря и детей ведет из синя моря».

Море в гусельной символической традиции отождествляется со звуком, с музыкой:

«Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну - сине море стало, дернул за другую - корабли под стольный город подступили, дернул за третью - со всех кораблей из пушек пальба началась» 130 .

В приведенном отрывке первый звук игры на гуслях создаёт море. Следующий звук тождествен выплыванию на море кораблей, которые стреляют из всех пушек, то есть тоже издают звук.

Море - это, очевидно, общий фон звучания, характерный для игры на гуслях. Вот как пишет об этом явлении А.М. Мехнецов на стр. 20 в книге «Русские гусли и гусельная игра»:

«К особым способам формирования звуковой среды (своеобразного «звукового поля») относится прием, на основе которого достигается характер и качество «педали» (общее звучание открытых струн полного диапазона инструмента) с одновременным использованием специфического штриха «глиссандо». В качестве педали - «бурдона» - на 7-9-ти струнных инструментах могут также постоянно звучать верхняя и нижняя струны. Такая техника используется повсеместно на территории бытования русских гуслей».

Сказочные корабли, появляющиеся при ударе по струнам гуслей - это, вероятнее всего, руки игрока. А «выстрелы с кораблей» - это кистевые удары правой рукой по струнам, приём гусельной игры - так называемое «выбивание». Руки гусляра скользят над струнами как корабли над морскими волнами, а при столкновении с волнами появляется звук. Интересно, тот «стольный город», под который «подступили» корабли - руки, также в реальности является каким-то приёмом игры, частью инструмента или фрагментом сказочного сюжета, не имеющего прямого отношения к практике гусельной игры?

В былине о Садко, в той ее части, где Морской царь пляшет под гусли и из-за этого танца появляются волны, разбивающие «черные корабли», поэтический параллелизм еще нагляднее. Реальный игрок, громко и долго бьющий по струнам, нередко разбивает себе пальцы, иногда даже в кровь. Каждому человеку, немного знакомому со струнными инструментами, эта аналогия покажется очевидной.

В былине гусляр не может по собственной воле прекратить игру, ведь пляшет-то сам Морской царь! Продолжительность игры Садко на пиру у Морского царя наводит на предположение, что речь в этой части былины может идти и об инициационном испытании героя, которому необходимо продемонстрировать мастерство и терпение, играя непрерывно продолжительное время. Чтобы остановит пляску, приходится, по совету Николы Можайского, рвать струны и ломать колки.

В системе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…» терминология музыкантов несколько иная: «стреляющие корабли» там - это удары соколов, бьющих лебедей.

Почему так? То сокола, то лебеди? Противоречие… а как же общеславянская гусельная традиция, как же древность этой культуры?

Для славянской мифологии гусельной игры, на мой взгляд, в этом противоречия нет. Наличие в традиции многовариантности, обычно, только подтверждает древность. То, что в одной системе струны названы лебедями, а в другой морскими волнами, - естественно, ведь и те и другие восходят к одной символической системе - это просто разные образы дочерей водяного царя.

Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…», где струны - это лебеди, а пальцы - сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси 131 , присутствует свадебная символика. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя - речкой Чернавой. В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником - зятем. Вероятно, в мифопоэтической традиции древних славян именно водяной царь был существом, покровительствовавший музыкальную струнную традицию. И не случайно его дочери - русалки-волны - в мифопоэтической традиции соотносились со струнами.

Несколько отвлекаясь от основной темы, по аналогии можно предположить, что прежде исполнительская традиция, связанная с духовыми инструментами, в славянской мифологии также была связана с царем ветров. Ведь в народных суеверных представлениях свист может вызвать ветер, так же как игра на гуслях порождает волны.

Конструкция гуслей как бы воспроизводит, моделирует славянское предание о сотворении мира.

Вкратце его можно пересказать так:

Мир выглядит как бескрайнее море. Посреди воды растут два дуба. Бог посылает в этот мир двух птиц (по некоторым легендам это голуби, но чаще это утки). Усевшись на дубы, птицы советуются о том, как сотворить мир. После совещания они ныряют на дно моря и выносят оттуда в клювах песок. Разбрасывая этот песок в стороны, птицы создают сушу. Причем одна «утица» творит мир ровным, а другая делает на поверхности этого мира овраги и горы. Таким образом, они создают мир.

В наиболее архаичных моделях гуслей не было металлической скобы, на которую надевались струны. Характерное для древности крепление - это две параллельно расположенные фигурные планочки, прикрепленные к гусельной доске дубовыми колышками. Между этими планочками закреплен деревянный стержень - струнодержатель, на который и надеваются струны.

Эти планочки называются «утицы», они «сидят» на дубовых колышках, как упомянутые легендарные птицы. Между гусельной доской и возвышающимися над ней «утицами» натянуты струны - «волны» музыкального моря. Ударяя по струнам, руки гусляра символически воспроизводят воспетое славянскими легендами творение мира.

Вероятно, что известное из средневековых источников гонение на гусляров и уничтожение гуслей было не борьбой с музыкальностью и исполнительской русской традицией, а порождалось религиозными мотивами, столкновением идей, описывающих сотворение вселенной. Через некоторое время гусли вновь становятся священным, даже отчасти религиозным инструментом. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. Правда, гуслями начинают называть несколько отличный инструмент - псалтирь, под который поются духовные стихи и псалмы. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Однако в народе его также именуют гуслями и переносят на него часть древних представлений, связанных с гуслями. Поскольку царь-псалмопевец Давид считается в народе гусляром, то и древние славянские гусли как бы освящаются его духовным авторитетом и перестают восприниматься как пережиток языческой религии.

В это время, вероятно, и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. С другой стороны, тогда же в народной культуре появляются значительно обмирщенные гусли, лишенные прежней мифопоэтической основы; они становятся преимущественно инструментом плясового аккомпанемента и почти в этом качестве (со значительно утраченной и забытой сакральной символикой) доживают до нашего времени. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.5. Человек и его свобода в русской философской традиции Интерес к проблемам человека, его свободе, счастью в отечественной культурной и философской традиции всегда был исключительно велик. Но наиболее разноплановые научные концепции человека дала миру русская

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

ИЛЛЮСТРАЦИИ к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию Неизвестный английский художник. X., м. 1662.Изображены князь Петр Семенович Прозоровский

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

ГЛАВА III. ГУСЛИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ И МИФОЛОГИИ

Из книги Русская ёлка: История, мифология, литература автора Душечкина Елена Владимировна

3.4. Гусли в русской религиозной традиции При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12 В седой древности славянской и, видимо, в протославянской культуре гусли были неразрывно связаны с дохристианской натурфилософией и, что весьма

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ёлка в русской народной традиции Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

«Ёлка» Андерсена в русской традиции Сколько вас, милые ёлки, погубится?! П. Кильберг. «Ёлка» Там зимой в мороз крещенский, В ярких блёстках и огнях, Ёлки мёртвые сверкают, Точно звёзды в небесах… К.М. Фофанов. «Сон ёлки» В 1888 году Д.М. Кайгородов писал в газете «Новое

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Совесть русской истории История изучения либерализма отечественными исследователями – печальная повесть о том, как под чужой потолок подводят и чужое имя дают. Десятилетиями наводили тень на плетень, пока не пробил звездный час возвращения великих имен: Хомякова, Ивана

Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег Николаевич

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

Из книги Эти странные семидесятые, или Потеря невинности автора Кизевальтер Георгий

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Из книги автора

4. ИРОНИЯ РУССКОЙ истории Когда ищешь способ уяснить себе запутанные исторические сложности, весьма притягательной видится идея иронии. Ироническое чутье прокладывает путь где-то посредине между абсолютно исчерпывающими объяснениями исторической науки XIX в. и

Из книги автора

Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции Из сказанного выше нетрудно понять, что в нашу задачу не входит подробный анализ технологий изготовления кукол. Однако прежде чем приступить к рассмотрению конкретных аспектов функционирования куклы

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня в этой небольшой статье поговорим о русском народном музыкальном инструменте гусли. Наверное, многим знакомо это название, но представление об этом струнном инструменте имеют далеко не все, поэтому так сказать, познакомимся ближе.

Сейчас мало кто знает о таком древнем, удивительно звучащем инструменте как гусли. В основном ассоциируется с героем былинного эпоса гусляром Садко. Но в определенные моменты истории они были очень популярны в народе.

Были распространены на северной территории России. Недавно при раскопках были найдены в культурных слоях 11 века. Вместе с археологическими экспонатами можно встретить и настоящие, «звучащие» инструменты. Изучающие фольклор специалисты в наше время в российских глубинках находят народных исполнителей и по крупицам собирают, когда-то богатый, материал. Кроме того, в начале 20 века были сконструированы академические гусли. Они перенесли фольклорную традицию северных земель России в стены консерваторий.

Корень «гусл» есть во всех славянских языках. Соответственно инструменты подобные гуслям есть и у многих других народов. С давних времен известны два вида инструментов крыловидные и шлемовидные.

Крыловидные чаще всего гусли имели от 6 до 9 струн настроенных на диатонику, этого числа было вполне достаточно для исполнения разнообразных наигрышей под пенсии или пляски. Корпус-резонатор выдалбливался из цельного куска дерева, с веху накрывался декой, и натягивались . Параллельно вариант инструмента – шлемовидный с количеством струн 20-25 штук. Изготавливались путем склеивания или выдалбливания. Оба инструмента видоизменялись и усовершенствовались с течением времени.

В настоящее время интерес к этому инструменту неуклонно растет. На фестивалях и около фольклорных мероприятиях можно встретить мастеров, которые устраивают мастер-классы по самостоятельному изготовлению гуслей. За основы берутся подлинные экземпляры, и проводится минимальная корректировка формы с целью улучшения звука. Как правило, эти инструменты отличаются ярким тембром и аутентичной формой. Кроме того, изготовители сами дают начальные уроки по освоению игры. А так же фольклористы адаптируют собранный в деревнях материал и создают видео-уроки на основе подлинных народных наигрышей.

С появлением доступного Интернета становится возможным попадание гуслей в более широкие массы. Волшебное звучание привлекает любого искушенного слушателя Освоение навыков игры значительно проще, чем у других инструментов потому, что за основу учебного материала взят подлинный фольклор. Это дает надежу на более обширное распространение гуслей не только в узкой среде профессионалов, но и в широком кругу любителей музыки.

Каннель Кюсле Крезь

Гусли - струнный музыкальный инструмент , распространён в России . Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом .

Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к "пятке" (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина - не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны ("бряцание") и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника "набивания", "выборная", "подщипывания"). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Лировидные гусли

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории России в Новгороде. Наиболее древний вид инструмента (находят экземпляры и 7-8 вв.). Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же, как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя может упираться в бедро.

Шлемовидные гусли

Так же гусли-псалтирь. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а правая - аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у черемисов.

Гусли звончатые

Так же их никогда называют академическими, концертными гуслями. Являются сильно изменёнными крыловидными. Убрано крыло и увеличено количество струн, так же есть подставка около колочного ряда, имеются и другие отличия. Являются детищем В.В. Андреева , известного так же усовершенствованием балалайки, домры. Техника игры сильно отличается от игры на крыловидных. Реже используется бряцание, зато часто выщипываются струны левой рукой, создавая фон для правой, которая ведёт мелодию.

Столовидные гусли

Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра "под песни " и "под пляску ", "под драку ". Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным "маршевым" ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон - постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап , нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

История

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа , кифара , лира , псалтерий . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские , гусли черемисские , гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле , латышским кокле и литовским канклес .

На гуслях играют герои русского былинного эпоса : Садко , Добрыня Никитич , Соловей Будимирович . В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян :

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века , где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских .

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства , представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским .

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле . Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.



Рассказать друзьям