Современные цыганские похороны. Как хоронят цыгане: погребальные обычаи рома

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
1 неделя назад

При входе в Люблинское кладбище с права, лежит огромный бетонный куб. В высоту около метра и примерно три на три метра. Впечатление неприятное. Если спросите сторожа кладбища: что это тот ответит, тут похоронен циганский барон. Я не видал сам процесс цахоронения. Но со слов сторожа: была вырыта глубокая могла, в которую опустили гроб, а дальше к могиле подходили циганки, снимали с себя золотые украшения и бросали в яму. А так как хоронить приехали и с Молдавии и с Румынии и со всей России то вероятно золота было много. А дальше, подошли три миксера и залили могилу бетоном. А я вот о чем подумал. Цигане всю жизнь жили и живут кражами. Но очень болезненно относятся к тому что украдут у них. Вообще эта публика придумала себе такую отмазка, будто красть им разрешил бог. Что при распятии Христа циган украл последний гвоздь, и таким образом спас Иисуса, а взамен Бог разрешил циганам красть.

Витальные, полные радости жизни цыганские надгробия до сих пор вызывают у многих жителей постСССР недоумение или даже неприятие. В основе же оформлений этих надгробий лежит верность дохристианским и доисламским традициям - культ предков и радости загробной жизни. Прах их родственников исчезнуть не может - отсюда похороны в могилах, уложенных кирпичом, а также витальные надгробья. Эти надгробья - в нашей фотогалерее.

О жизни цыган, североиндийском племени, в Европе написано много. Вот, как до XV века цыгане были бродячими ремесленниками, в основном кузнецами, но мощные гонения почти по всей Европе (кроме Испании, Османской и Российской империи) сделали их нацией-изгоем.

Изучение традиций цыган из-за неприятия чужаков и отсутствия письменной культуры началось поздно, с конца XIX века. Одна из интересных традиций - это похоронный обряд. Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к "грязному" процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности. Тело покойного это- часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору ещё живы и здоровы. Обязателен и памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.

Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники даже докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было. Причем они расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.

Похороны у цыган обычно вызывали большое удивление у представителей другой культуры. Вот как в одном из своих рассказов описывал в 1970-е годы цыганские поминки писатель Владимир Войнович:

Как-то утром я вышел из нашего домика и увидел странную картину. Белая лошадь, погоняемая цыганским подростком, носилась кругами по пустырю, таща за собой телегу с чем-то белым, похожим на гроб.

Подросток весело крутил кнутом, видимо, развлекался. Подивившись этому представлению, я ушёл на пляж, а когда вернулся, увидел, что на пустыре кипит работа. Цыгане навезли доски и сначала сколотили настил, потом натянули поверх настила палатку, большую, на несколько сот человек, и протянули туда электричество. Вечером в палатке собрался народ, и духовой оркестр (как я узнал потом, заказанный и привезённый из Риги) грянул советские песни и марши. "Катюша", "Смуглянка-молдаванка", "Синенький скромный платочек". Мне стало любопытно, что бы это значило, я взял с собой Пашу, мы подошли к палатке и заглянули внутрь. Ярко светили под потолком свисавшие одна за другой голые лампочки. Два ряда длинных столов ломились от выпивки и закуски. Цыгане в хороших костюмах и галстуках и цыганки в ярких шелках - одни сидели за столами, а другие между столами кружились в вальсе, потом пустились в пляс. Наше появление в дверях было замечено. Я видел, что кто-то кому-то что-то сказал и показал на меня кивком головы. Тут же появилась старая цыганка в цветастом платье, держа в одной руке стакан водки, в другой - солёный огурец.

Дорогой, выпьешь с нами? - обратилась она ко мне.
Протянула мне водку и огурец.
- Извини, что не приглашаю в палатку, места нет.
- Ладно, - пришлось мне согласиться. - А что вы празднуете? За что я должен выпить?
- Выпей за упокой, - сказала она. - У нас девочка умерла. Тринадцать лет. Мы её провожаем".

"Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойниках не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином.
Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком: - Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю: - Ты ещё долго? Мне бы послужить. Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: "Ещё минуты полторы". Ладно, подождём.
Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал".

Похороны у этого народа весёлые, и больше похожи на день рождения или свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, чтобы покойный ушёл в мир без слез, нужды и страданий. Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии (эти мелодии как раз и описывает Владимир Войнович). Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на скорбное зрелище - те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются ещё на четвертый день.

И ещё важная деталь. Могила и надгробие - это единственное "стационарное имущество" у кочевника-цыгана. И, как говорят, цыгане, это их единственный настоящий дом, в который переселяются только после смерти.

Источники фотографий, Живой журнал nostradamvs , m-porcius-cato , vakin , Evelyne , funkypig , портал Донецка

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наш телеграм-канал

Об экономике - Proeconomics

+++

1 неделя назад

При входе в Люблинское кладбище с права, лежит огромный бетонный куб. В высоту около метра и примерно три на три метра. Впечатление неприятное. Если спросите сторожа кладбища: что это тот ответит, тут похоронен циганский барон. Я не видал сам процесс цахоронения. Но со слов сторожа: была вырыта глубокая могла, в которую опустили гроб, а дальше к могиле подходили циганки, снимали с себя золотые украшения и бросали в яму. А так как хоронить приехали и с Молдавии и с Румынии и со всей России то вероятно золота было много. А дальше, подошли три миксера и залили могилу бетоном. А я вот о чем подумал. Цигане всю жизнь жили и живут кражами. Но очень болезненно относятся к тому что украдут у них. Вообще эта публика придумала себе такую отмазка, будто красть им разрешил бог. Что при распятии Христа циган украл последний гвоздь, и таким образом спас Иисуса, а взамен Бог разрешил циганам красть.

О богатстве цыганских баронов ходят легенды. Их огромные замки, роскошные автомобили, золотые украшения, новомодные гаджеты время от времени попадают в поле зрения журналистов и рядовых обывателей. Но как бы ни жили представители цыганской элиты, они тоже умирают. И их хоронят. Правда, провожают в загробный мир влиятельных баронов совсем не так, как простых смертных. Погребальные обряды цыганской элиты навевают мысли о египетских фараонах.

Кто такие бароны?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается примерно 220 тысяч цыган. Хотя, по мнению демографов, представителей этого загадочного народа может быть больше: просто некоторые из них по документам записаны молдаванами, румынами, греками... Несмотря на многочисленность и долгие века, в течение которых цыгане живут в России, их обычаи и традиции остаются для нас загадкой.

Например, вопреки устоявшемуся заблуждению, жизнь всех представителей этого народа подчинена жесткой системе управления, а во главе каждого табора стоит не барон (как мы привыкли считать), а уважаемый человек, которого называют «баро». В переводе с цыганского языка это слово означает «важный, солидный». Баронами представителей кочевой элиты стали называть коренные европейцы, очевидно, по причине сходства звучания слова «баро» с аристократическим титулом.

Решение такого руководителя для членов табора непререкаемо. Он рассматривает любые споры, разногласия между цыганами, а также регулирует отношения с органами местной власти. Все люди, находящиеся в подчинении барона, регулярно отдают ему определенную часть своих доходов. В каждом таборе «налоговые» расценки разнятся, но обычно это около 10% прибыли каждой семьи.

Часто доходы цыган носят полукриминальный характер (контрабанда, азартные игры, незаконная торговля и т.п.), поэтому бароны скрывают уровень своего достатка. Об их богатстве можно судить по четырехэтажным особнякам с фонтанами и статуями, внутреннее убранство которых поражает обилием мрамора и позолоты. Тогда как простые цыгане могут жить очень бедно, в настоящих лачугах, их бароны словно соревнуются друг с другом в чрезмерной роскоши. Речь идет об элитных автомобилях, гаджетах последней модели, а вес золотых украшений измеряется килограммами.

По данным молдавской прессы, годовой доход местного цыганского клана, который возглавляет Артур Михайлович Черарь, составляет от 20 до 40 миллионов евро. Какими суммами располагают его российские «коллеги», можно только догадываться.

Похороны у цыган

Когда эти люди кочевали, они хоронили своих покойников в лесных чащах или в степи, подальше от проезжих дорог. Переход к оседлой жизни привел к появлению цыганских кладбищ, которые располагаются на окраинах их поселений.

Погребальные обряды этого народа известны только со слов очевидцев, которым по тем или иным причинам было разрешено находиться на похоронах.

Русские, восточноевропейские и прибалтийские кланы организуют подобные церемонии практически одинаково. Главные особенности похорон:

над усопшим читают особые молитвы, которые люди, незнающие цыганского языка, принимают за магические заговоры;

труп омывают не водой, а травяным отваром, помогающим скрыть запах разложения;

порой похороны длятся намного дольше обычных трех дней, ведь с покойным должны попрощаться все, кто его знал;

тело усопшего до погребения помещают в «бендер» – специальный шатер, который сооружают на улице;

вещи хоронят вместе с владельцем, так как они пригодятся ему в загробном мире, часто в могилу бросают и деньги;

на поминках нельзя тихо скорбеть, надо вести себя шумно: сначала рыдать в голос, демонстрируя отчаяние из-за разлуки с покойным, а затем следует много петь и плясать, радуясь его переходу в «лучший мир»;

все объедки, оставшиеся с поминок, закапывают в землю, ведь согласно поверьям, такая еда содержит энергетику потустороннего мира.

Впрочем, похороны заметно отличаются в зависимости от социального статуса усопшего.

Загробная жизнь элиты

Хотя большинство этнографов придерживаются индийской версии происхождение цыган, погребения представителей элиты данного народа имеют явные параллели с традициями Древнего Египта. Только для фараонов строили пирамиды, а для баронов в земле выкапывают помещения, имитирующие дома. В таких склепах обустраивают по нескольку комнат, обставляют их дорогой мебелью, техникой, предметами быта и тем, что любил покойный: от дорогих вин до компьютеров и плазменных телевизоров.

Подземные «особняки» баронов поражают своей роскошью. Их отделывают мрамором и золотом, используют самые дорогие материалы, стелют старинные ковры. Покойному стараются обеспечить максимальный комфорт в загробной жизни. Часто в склепы не забывают положить: бритву, тапочки, темные очки, посуду, это не говоря о драгоценностях.

Вышеупомянутый цыганский барон Артур Михайлович Черарь в интервью различным журналистам упоминал, что в могилу его отца опустили среди прочего и престижный в советское время автомобиль «Волга».

В России на похороны баронов никто не приглашает представителей власти и прессу, а вот на погребальной церемонии румынского «короля всех цыган» присутствовали местные политики и журналисты. Они были поражены размахом и роскошью мероприятия.

59-летний Флориан Чиоаба умер в августе 2013 года. Проститься с ним в городок Сибиу прибыли делегации из многих стран мира, траурная процессия растянулась на 7 км. Даже гроб покойного представлял собой сложное техническое устройство, оснащенное системой кондиционирования воздуха и другой электроникой. При этом в гробу было установлено окно.

Могилы цыганских баронов

Еще одним источником информации о погребальных традициях цыган служат их надгробные памятники. Они отличаются от могил представителей других народов творческим подходом и художественным разнообразием.

Во-первых, покойного на памятнике изображают стоящим в полный рост, либо верхом на прекрасном скакуне, либо сидящим за столом, который ломится от яств. Цель такого изображения – обеспечить человеку максимально благополучное существование в загробной жизни. Могилы отражают пристрастия усопших, на надгробиях могут быть выгравированы бутылки с дорогим алкоголем, сигареты с указанием торговых марок, рыболовные снасти, автомобили и даже... пока живые родственники покойника.

Во-вторых, обычно с обратной стороны памятника указывают родовое имя или прозвище цыгана. Например, Петр Петрович Петров – с одной стороны, а с другой стороны – Шуко. Или Раиса Васильевна Мухина, но для своих – Рада.

В-третьих, рядом со многими могилами устанавливаются столы со скамейками, ведь покойных принято поминать обильной трапезой.

Но могилы цыганских баронов выглядят совсем не так. Это настоящие произведения архитектурного искусства. Богато украшенные часовни с памятниками, беседки для организации поминок, золотые статуи – каждая могила отражает индивидуальность покоящегося здесь представителя цыганской элиты.

Демонстрация богатства у этого народа не считается делом неприличным. Наоборот, материальный достаток выставляется напоказ, ведь большое количество денег и золота, по мнению цыган, делает честь их владельцу.

Несмотря на роскошные захоронения, могилы цыганских баронов никто не разграбляет. Даже матерые преступники, не имеющие никакого отношения к этому народу, остерегаются так поступать. Ведь считается, что цыганское погребальное золото способно навлечь на того, кто позарился, огромные несчастья.

Цыгане являются самым крупным этническим меньшинством в Европе с преобладанием преимущественно индийских корней. Эти народные группы проживают среди населения разных стран и подразделяются на шесть крупных ветвей, имеющих собственное название.

По этой причине не обошлось без влияния европейских государств на культурные особенности каждой из них. Однако в религии и обычаях рома по-прежнему остаются общие черты, объединяющие этнос. Особенно это касается погребальных традиций, известных своим размахом, отчего ответ на вопрос "как хоронят цыгане своих усопших" для многих представляет острый интерес.

Закон и культура

Культурные обычаи некоторых цыганских племён часто приводят к разногласиям с законами на территории, где кочует или живёт табор. Это связано со строгим табу на повреждение целостности тела усопшего, и корни такого запрета следует искать в магических поверьях.

Русские, прибалтийские и скандинавские представители данного этноса придерживаются мнения, что человек не способен обрести покой без таких внутренних органов, как мозг и сердце, потому выступают против судебно-медицинской экспертизы.

Такая позиция вынуждает получать свидетельство о смерти в обход органов правопорядка. Если дело принимает слишком серьёзный оборот, разрешением проблемы занимается цыганский барон. В этом случае, если последний сочтёт споры с законом бесполезными, умерший отправится на СМЭ, но с условием: после осмотра внутренние органы должны быть возвращены в тело покойного.

Цыганские обычаи и традиции

Бытует мнение, что лишь у трёх ответвлений данного этноса принято устраивать роскошные похороны. Однако единичные случаи допускают исключения в зависимости от традиций, сформировавшихся в отдельном таборе или общине. Из устоявшихся можно выделить всего две: стойкое отвращение к смерти и возведение некоторого культа умершего.

Цыганские похороны у прибалтийских, русских и скандинавских племён длятся по 2-3 дня, при этом сопровождаются "песнями и плясками". Такие непривычные обычаи объясняются верованиями рома: считается, что со смертью физического тела человек становится свободным от всех мирских проблем и печалей, переходя в лучший мир, лишенный страданий.

При этом умирающего от болезни никогда не оставляют одного. В кочевых племенах он перемещается в специальный шатёр - "бендер", где с ним до последнего остаются близкие. При этом до самого момента смерти родные должны вести себя как обычно: есть, пить, смеяться и даже петь.

Ни один цыган никогда не позволит себе остаться умирать в общем шатре или доме, поскольку своей смертью он сделает это место грязным, непригодным для дальнейшего проживания. Из-за этого личные вещи усопшего, также запачканные скверной, ранее раздавали нищим у церквей, а в последние десятилетия опускают под землю вместе с покойным, расставляя их словно в комнате.

Одним словом, так, как хоронят цыгане, сегодня не делает этого никто. Например, вместо молитв над усопшим читают заговоры и по возможности опускают тело в могилу без гроба.

Подготовка к похоронам

Некоторые ответвления рома примечательны заблаговременной подготовкой к погребению: она выражается в создании накоплений уже с детства, чтобы позже суметь обеспечить себе достойные похороны. Например, часто имеет место предварительная покупка места на кладбище, где хоронят цыган.

В остальном же процесс приготовления тела к погребению зависит от религии самого племени. Похоронные обряды православных рома большей частью состоят из соблюдения христианских традиций: тело также обмывают и оплакивают с той лишь разницей, что для омовения используются травяные отвары, а молитвы заменяются заговорами.

Как хоронят цыгане

Во многих регионах похороны рома проходят пышно, особенно если умирает В Молдове в 1998 году местного булибаши предали земле только на 14 день, чтобы все, кто хотел с ним попрощаться, смогли прибыть, параллельно с этим выстраивая богато отделанный склеп со специальными нишами. Они нужны для того, чтобы поместить вместе с умершим предметы его быта и любимый алкоголь.

В этом похороны русских, прибалтийских и скандинавских ветвей рома похожи. Они различаются лишь общим размахом, зависящим от статуса усопшего, и количеством дней, отведённых на подготовку.

Цыганские захоронения

Итак, мы уже практически рассмотрели вопрос о том, как хоронят цыгане своих усопших. Заметим еще, что процесс во многом зависит от места погребения.

Кочевые племена не имеют средств для покупки места на кладбище, потому отошедшего в мир иной предают земле в безлюдном нехожем уголке, вроде лесной чащи или степи под кустом ежевики. Согласно преданию, это растение защищает могилу от осквернения животными. Вещи же покойного зачастую просто сжигаются.

Прочие оседлые представители этноса хоронят своих близких, как все: на кладбищах. Крупные цыганские поселения располагают собственным погостом на выкупленной земле.

Заключение

Чтобы с уверенностью утверждать о погребальных обычаях цыган, следует лично присутствовать на похоронах или быть вхожим в табор. Это объясняется тем, что рома с особой тщательностью оберегают свои традиции, потому многое, что известно на сегодняшний день, является слухами или рассказами свидетелей.

Более того, не допускается распространение даже тех обычаев, значение которых позабыто цыганами. Возможно, причиной тому является неукоснительное исполнение всех требуемых ритуалов, связанных со смертью и похоронами.



Рассказать друзьям