Страсти по матфею вступление митрополит иларион. Текст песни митрополит иларион алфеев - оратория страсти по матфею

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

21 марта в Большом зале Московской консерватории прозвучит оратория митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею», версия вторая. «Татьянин день» решил задать несколько вопросов о премьере дирижеру оратории Алексею Пузакову, руководителю Московского Синодального хора.

Алексей Александрович, это вторая версия оратории. Значит, есть и первая?

- «Страсти по Матфею» митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве и через один день - в Риме. Сочинение это написано для классического состава струнного оркестра и смешанного хора с участием солистов. Оно делится на четыре тематические части: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение». Написано для исполнения во время духовного концерта, не во время богослужения. Строилось оно изначально по классическому образцу: например, вступает хор, затем следуют слова евангелиста, которые читаются в манере, характерной для чтения Евангелия в православном храме, то есть на одной ноте (псалмодическое, ровное чтение). Далее идет хорал, который, основываясь на богослужебных текстах Страстной седмицы, поддерживает наше молитвенное сопереживание определенному евангельскому фрагменту.

21 марта впервые будет исполняться вторая версия «Страстей по Матфею». Отличается она тем, что Евангелие будет читаться не в диаконской манере и не отдельно от музыкальных номеров. Оно будет переплетаться с музыкальной тканью - тем самым произведение станет более целостным и динамичным. Некоторые номера сокращаются, особенно - обиходного плана: например, некоторые стихиры с канонархом. Музыкальные темы сочетаются с понятным, ясным чтением Евангелия на русском языке.

Когда появилась вторая версия? Была ли она задумана сразу?

Вторая версия возникла в ходе творческого поиска, ведь творческий человек никогда не останавливается, стремится к совершенствованию. В данном случае, идея заключается в том, чтобы сделать произведение более понятным и близким современному человеку, который не привык выстаивать долгие службы и слушать монотонное чтение, у которого от подобного чтения теряется событийная нить, рассеивается внимание.

Произведение написано в просветительских, миссионерских целях. Оно призвано дать церковному человеку возможность еще раз почувствовать, осмыслить, пережить искупительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, а до нецерковного человека, который, может быть, в первый раз слышит о Христе, о Голгофе, донести в доступной классической форме историю нашего спасения, а главное - уверить в важности ее для жизни каждого человека и всего мира.

В самый первый раз исполнения оратории Вы дирижировали?

Нет, первой премьерой дирижировал Владимир Иванович Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра имени Петра Ильича Чайковского. В этот раз из-за плотного графика Владимира Ивановича не будет в Москве, поэтому он доверил, по благословению митрополита Илариона, дирижировать премьерой второй версии мне.

Сколько человек задействовано в исполнении произведения?

На сцене будут находиться оркестр - ближе к краю сцены, и хор - позади оркестра, на специальных подставках. Все вместе - около двухсот человек.

Давно ли ведется подготовка к премьере?

Довольно давно, да. Но самые серьезные репетиции состоятся за три дня до концерта в студии симфонического оркестра. В день премьеры мы все встретимся на сцене консерватории, чтобы провести генеральную репетицию.

В чем своеобразие произведения владыки Илариона? Все мы знаем о «Страстях по Матфею» Баха, например, уже кажется, что иного и быть не может…

Знаете, название «Страсти по Матфею» владыка сознательно выбрал, опираясь на своих предшественников, в первую очередь, на творчество Иоганна Себастьяна Баха, которого он глубоко почитает как композитора и христианина. Бах был человеком верующим: каждое свое произведение начинал словами «Иисус, помоги», потом писал музыку и заканчивал партитуру словами «Слава Тебе, Господи». В основном, музыка Баха посвящена Христу, духовной жизни человека.

«Страсти» писали и другие композиторы - это был определенный жанр. Но каждый человек, каждое время привносят какое-то свое звучание, видение, которого не было во времена Баха. И владыка написал свою версию, хотя, конечно, его музыка построена по законам классической гармонии, и в этом смысле митрополит Иларион не стремится быть экспериментатором. Однако говорить о новаторстве все же можно: дело в том, что подобные произведения до него не писались на русском языке. Новизна есть и в том, что евангельские слова стали основанием и содержанием музыкальной концертной формы.

Произведение владыки - современное, но опирается на лучшие каноны и традиции его предшественников.

Расскажите немного о солистах, которые будут принимать участие во второй версии оратории.

Анна Аглатова, сопрано, приглашена из Большого театра. Максим Пастер, тенор, - также из Большого. Полина Шамаева, меццо-сопрано, - выпускница Академии хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова, она солирует в разных музыкальных коллективах. Антон Зараев - молодой бас, который еще учится, но уже зарекомендовал себя на профессиональной сцене.

Насколько звучание хора и оркестра зависит от устремленности каждого участника к Богу?

Подлинное молитвенное и духовное пение невозможно без того, чтобы участники этого пения не проникались душой тем, о чем они поют, невозможно без личной молитвы. Это идеальное пение. Но в нашей жизни мы не всегда можем встретить идеал. Мы не можем требовать глубокой веры и воцерковленности от каждого участника премьеры. Однако, что бы ни чувствовал человек, исполняющий духовную музыку, каких бы он взглядов ни придерживался - особенно молодой человек, не все понимающий и принимающий как Истину, - если он берется за исполнение с искренностью, то это его облагораживает. Человек произносит слова молитвы, старается понять - и Господь обязательно выходит к нему на встречу.

Процесс вхождения в духовное пение такой же, как вхождение в церковную жизнь. Конечно, многое тут зависит от того, кто ведет, в музыкальном коллективе - от дирижера. Ведь только он в большинстве случаев сможет объяснить, правильно настроить исполнителя. Духовное пение - это общий труд, общий подвиг стремления к Богу.

21 марта - эта дата была выбрана для премьеры случайно? Понятно, что идет Великий пост…

Так сложилось - промыслительно. Консерватория сама предложила это число. Но, во-первых, это среда Крестопоклонной недели, когда мы кланяемся Кресту, который стоит в центре оратории «Страсти по Матфею». Но еще это… день рождения Иоганна Себастьяна Баха - такой привет из глубины веков. Ведь мы все - и Бах, и последующие поколения - проходим свой личный путь познания Бога, исправления себя и стремления к будущей жизни.

В «Крокус Сити Холле» 5 апреля вновь прозвучит произведение «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева).

Исполнители: Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков), Академический большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ Лев Конторович), Московский Синодальный хор (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист РФ Алексей Пузаков), Академический хор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (художественный руководитель – Мирза Аскеров), хор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (руководитель – Ольга Ушакова). Солисты: Анна Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор), Николай Диденко (бас). Дирижер – народный артист СССР Владимир Спиваков.

Произведение для солистов, хора и струнного оркестра призвано в преддверии праздника Святой Пасхи раскрыть драму последних дней жизни Иисуса Христа на языке русской православной традиции, посредством самых современных подходов к звуку, видеоряду и свету. Премьера программы весной 2016 года собрала аншлаг в Крокус Сити Холле.

Монументальная оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) для солистов, хора и струнного оркестра вышла в свет в 2007 году. Произведение звучало более 80 раз в городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

«Оратория «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в самом своем внутреннем строе, в самом замысле композитора содержит внутреннюю живописность. Фресковый монументальный характер этого сочинения изначально стремился к определенной визуализации, даже когда его исполняли в аскетичных пространствах филармонических залов. Именно поэтому его исполнение в зале «Крокус Сити Холл», решенное как современное многомерное кинематографическое действо, в высшей степени органично для этого величественного сочинения», – отмечает специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой.

Митрополит Иларион (Алфеев) Оратория Страсти по Матфею
для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра

Либретто

1. Совет первосвященников, предательство Иуды.
ХОР Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 261-5) Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить но говорили только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе.
ХОР Господи, Боже мой Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2614-16) Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников и с того времени он искал удобного случая предать Его.
ХОР Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя.

2. Тайная вечеря
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2617-19) В первый же день опресночный прступили ученики к Иисусу и сказали Ему где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал пойдите в город к такому-то и скажите ему Учитель говорит время Мое близко у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
ХОР На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником един от вас предаст Мя. (На вечери Твоей, Христе Боже, Ты сказал Своим ученикам один из вас предаст Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2622-25) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них не я ли, Господи? Он же сказал в ответ опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал не я ли, Равви? Иисус говорит ему ты сказал.
ХОР Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их не аз ли, Господи? Иуда же вопроси не аз ли, Равви? Глагола Иисус ты рекл еси, Иудо. (Весьма опечалившись, они начали говорить Ему, каждый из них не я ли, Господи? Иуда же спросил не я ли, Равви? Иисус отвечал ты сказал, Иуда.)

3. Иисус на Тайной вечери
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2626-29) И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил... и, раздавая ученикам, сказал приимите, ядите сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

4. Предсказание об отречении Петра
ХОР Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Егоже величаем. (Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на высоком месте, верные, придите, насладимся, возвышенными помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2631-35) Тогда говорит им Иисус все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано поражу пастыря, и рассеются овцы стада по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

5. Иисус в Гефсиманском саду
МЕЦЦО-СОПРАНО Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. (Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 2636) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсима

В Москве прошла премьера второй версии оратории “Страсти по Матфею” митрополита Илариона Алфеева. Впечатлением об оратории с Правмиром поделился выпускник Московской консерватории, автор цикла статей о музыке И.С. Баха игумен Петр (Мещеринов).

"Cтрасти по Матфею" митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

Прежде всего для меня было очень значимо оказаться в своей alma mater, в том зале, в котором я провёл всю свою юность – я в годы учёбы работал в оркестре Большого зала консерватории.

Правда, то, как зал отремонтирован, меня огорчило – но это другой разговор.

Я уже был знаком с произведением владыки Илариона в видеозаписи (в первой редакции); а «вживую» слушал первый раз.

Мне очень понравилось.

Вторая редакция, в которой сам автор читает Евангелие, более сжатая, более концентрированная, чем первая; и, на мой взгляд, для концерта это хорошо – а развёрнутая версия лучше слушается дома, где больше удобств для индивидуального прослушивания. Владыка несколько расширил «канонические рамки» Страстей; согласно традиции, евангельский текст заканчивается на том, как гроб Господа запечатывается и к нему приставляется стража; здесь же владыка Иларион довёл повествование до самого конца Евангелия от Матфея, до Воскресения. Для небогослужебного, концертного произведения это, конечно же, более логично.

Мне очень понравилось и то, как Владыка читал евангельский текст, и то, как удачно Евангелие ложилось на музыку.

В некоторых фрагментах «Страстей» зал просто замирал; мне особенно из таких моментов запомнился хоровой фрагмент «Тебе поем» – просто замечательная музыка.

Хотелось бы лучшей дикции от хора – но тут, может быть, виновата акустика, которая, на мой взгляд (вернее, «слух») всё-таки изменилась после ремонта не в лучшую сторону.

Очень меня впечатлила проповедь, которой автор предварил исполнение; редкий в наше время образец христоцентричного пастырского слова.

– Иоганн Бах и митрополит Иларион – это повтор, развитие, продолжение?

– Да, конечно, когда мы (в музыкальном контексте) произносим слово «Страсти», невозможно не вспомнить величайшего в истории музыки «певца Страстей Господних» – Иоганна Себастьяна Баха. Я знаю, что вл. Иларион – знаток и любитель творчества Баха, и он сам говорил, что одним из важнейших источников вдохновения для него было именно баховское творчество (не помню точной цитаты).

"страсти по Матфею" митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

«Страсти» вл. Илариона – не «повтор» Баха; надо сказать, что музыка Владыки обладает своим стилем, своим звучанием, она не является эклектическим подражательством.

А вот какое место (на мой взгляд) это произведение занимает в сегодняшней культурной жизни – это очень интересно.

С одной стороны, «потолком» музыкальной культуры для очень многих людей сегодня являются мюзиклы и саундтреки – так что если мы назовём нашу музыкальную эпоху «временем мюзикла», это будет довольно точно (о «попсе» я, разумеется, и говорить не хочу).

С другой стороны, собственно академическая музыка сегодня всё ещё по большей части продолжает линию, я бы сказал, излишней «элитарности»; в основном эта музыка атональна и предназначена скорее для интеллекта, чем для непосредственного восприятия. И здесь появляется произведение, которое, с одной стороны, написано в лучших академических традициях, а с другой стороны – доступно для людей, доступно в самом лучшем смысле этого слова, без всякого «снижения» (я вспоминаю, как Гайдн специально заботился именно о доступности своей музыки, хотя мог написать и самое сложное учёнейшее произведение).

Ещё мне представляется очень важным удачное сочетание в «Страстях» вл. Илариона западной традиции – вот то, что Вы спросили о «продолжении» Баха – и православного богослужебного творчества: страстные песнопения очень удачно легли в западную форму «Страстей». Это замечательный пример выраженного музыкальными средствами христианского универсализма, единства общехристианской культуры – то, чего, на мой взгляд, сегодня нам очень не хватает.

Я уже не говорю о миссионерском значении «Страстей». Лично для меня является очень отрадным то, что вл. Иларион показал, что не только рок-среда или молодёжная субкультура – пространство миссии; им может быть и высокая культура.

Классическая музыка и духовная жизнь – как они для вас связаны?

Я музыкант по образованию (и даже, может быть, больше, чем по образованию); для меня музыка очень важна, как некий душевный хлеб. Мои любимые композиторы – Бах и Гайдн. Но будучи одновременно монахом и священником, я отдаю себе отчёт, что духовная жизнь идёт своим чередом. Музыка может ей способствовать на условиях, так сказать, общего развития личности, утончения души, воспитания вкуса.

Творческий дар – конечно же, дар Божий, и великие композиторы отображали в своих произведениях, несомненно, небесную гармонию. Музыка вышла из богослужения, будучи изначально его сопровождением. Но смешивать сферу эстетики и собственно духовную жизнь, ну например – молитву, я бы не стал.

– Можно ли говорить о современной эпохе классической музыки?

Современная эпоха всё же, на мой взгляд – это некое «межэпохье» (вот такой неологизм получился). Трудно сказать. Вот композитор и философ Владимир Мартынов говорит о «конце времени композиторов». Обычно о культурных эпохах говорят в историческом контексте, а время, в которое человек непосредственно живёт, ему очень трудно оценить «глобально». Потом, эпоху в музыке составляли прежде всего великие композиторы (что не умаляет значения среды, в которой они формировались). А препятствий Богу, чтобы Он одарял Своими дарами, кого Он хочет, разумеется, невозможно поставить.

– А Вы не пробовали сами писать музыку?

В студенческие годы пробовал, конечно. Но понял, что это не моё призвание.

Спасибо Вам за это интервью!

Слово митрополита Илариона перед началом оратории

«Сегодня мы услышим евангельский рассказ о страданиях, смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом страдания и смерти. Он испил до дна чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, – одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном, Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода и на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу; случайный прохожий, а не любимый ученик помог нести Крест. Он был один на Кресте, один умирал, оставленный всеми.

На Кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27; 46). Этот крик вместил боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок, и кому кажется, что он оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, что непреодолимая стена встает между Богом и тобой и Он словно не слышит, не видит, не замечает…

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние часы Своей земной жизни. Если близкие и ученики твои отвернулись от тебя, если ты подвергся незаслуженной клевете, если против тебя лжесвидетельствуют и объявляют тебя повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это.

Если тот, кто жил с тобой под одной крышей, причащался от одной Чаши, ел твой хлеб, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, – если этот человек предал тебя, вспомни, что и Господь пережил это.

Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, если близкие твои не хотят разделить его с тобой, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.

Если волна богооставленности накрыла тебя с головой и кажется тебе, что Бога нет или же Он отвернулся и не слышит тебя, то не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот страшный и горький опыт.

Если осуждают тебя и оскорбляют, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо они не знают, что творят.

Вслушиваясь в рассказ евангелиста Матфея о страданиях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы не были одиноки мы, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании мы чувствовали, что мы не одни, но что Сам Спаситель с нами до скончания века».

страсти по Матфею митрополита Илариона. Фото: mospat.ru

Митрополит Иларион (Алфеев) Оратория «Страсти по Матфею»
для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра

Либретто

1. Совет первосвященников, предательство Иуды.
ХОР: Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:1-5): Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе.
ХОР: Господи, Боже мой! Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:14-16): Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
ХОР: Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя.

2. Тайная вечеря
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:17-19): В первый же день опресночный прступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
ХОР: На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником: един от вас предаст Мя. (На вечери Твоей, Христе Боже, Ты сказал Своим ученикам: один из вас предаст Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:22-25): Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
ХОР: Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их: не аз ли, Господи? Иуда же вопроси: не аз ли, Равви? Глагола Иисус: ты рекл еси, Иудо. (Весьма опечалившись, они начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Иуда же спросил: не я ли, Равви? Иисус отвечал: ты сказал, Иуда.)

3. Иисус на Тайной вечери
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:26-29): И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил... и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

4. Предсказание об отречении Петра
ХОР: Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Егоже величаем. (Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на высоком месте, верные, придите, насладимся, возвышенными помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:31-35): Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

5. Иисус в Гефсиманском саду
МЕЦЦО-СОПРАНО: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. (Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:36): Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсима



Рассказать друзьям