«Татьяны милый идеал». Сочинение с планом (По роману Пушкина «Евгений Онегин»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Татьяны милый идеал» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выведен женский идеал автора. Его выразителем является Татьяна Ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». В этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей.
Впервые мы встречаемся с Татьяной во второй главе романа. Автор знакомит нас со старшею сестрой Ольги Лариной. Татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра.
С самых первых строк Автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. Она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей»). Кроме того, она столь ярка и красива, как Ольга. Наоборот, Татьяна «дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…»
С самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, балы. Татьяну привлекали необычные вещи:
страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход…» Автор подчеркивает, что его героиня очень близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. Вся она воплощение гармонии и непосредственности.
Возможно, именно поэтому Татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей…» Она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей.
Что же читала эта героиня? В основном, это были французские любовные романы. Там Татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей домашнего быта.
Именно поэтому, мне кажется, познакомившись с Онегиным, она тут же влюбилась в него, ведь Евгений был так не похож на окружающих ее недалеких деревенских женихов. Татьяна сумела разглядеть в герое недюжинный ум, большой потенциал, душевный надлом. Всем этим он был столь близок ее любимым французским героям!
Мы видим, что, влюбившись, Татьяна полностью отдается своему чувству. Все ее мысли, движения души, действия были подчинены одному – Онегину»: «теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Все полно им…»
Поэтому героиня решается на невиданный для своего времени шаг – она первой признается мужчине в любви, написав ему письмо. О чем это говорит? Мне кажется, о силе чувств Татьяны, о ее естественности, о «незашоренности» ее сознания. Эта девушка далека о светских предрассудков – она любит и считает правильным сказать о своей любви.
Важно, что и Онегин оценил шаг девушки. Именно поэтому он отказал ей – герой увидел нравственную чистоту, искренность Татьяны и не захотел воспользоваться чувством такого светлого и чистого существа в корыстных целях:
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Отказ Онегина стал страшным ударом для героини: «Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит!» Но вскоре произошло событие, которое перевернуло ее представление о возлюбленном, дало толчок для нового поворота в ее судьбе.
Онегин убивает на дуэли жениха Ольги – Владимира Ленского, и уезжает из деревни. Волею судеб, в одиночестве и горестных раздумьях, Татьяна попадает в дом Евгения, в его кабинет. Именно здесь ей открывается внутренний мир Онегина. И что же понимает героиня?
Что тот, кого она так боготворила, считала цельной и сильной личностью, во многом подражатель, жертва моды, не герой, а пародия на героя:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, …
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Думаю, эта догадка помогла Татьяне немного освободиться от оков ее чувства, дать согласие поехать в Москву на «ярмарку невест». А чуть позже мы узнаем, что она удачно выходит замуж – за богатого и именитого генерала и превращается в московскую красавицу, настоящую светскую львицу: «Нина мраморной красою Затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была».
Именно такой ее вновь встречает Онегин. Он, много передумавший и перестрадавший, кардинально изменившийся, влюбляется в эту красавицу, сумевшую сохранить свою естественность и искренность. Теперь уже Онегин пишет Татьяне письмо с признаниями, однако получает отказ:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах - вся натура героини, которая честь и долг ставит превыше всего. Никогда она не опустится до измены, никогда не оскорбит этим мужа и себя, даже если ей придется расплачиваться страданиями и слезами.
Таким образом, Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин». Ее, в отличие от Онегина, автор считает идеалом женщины и человека, ни разу не сошедшим с правильного пути, всегда и всюду следовавшим за голосом своей чести, своего нравственного чувства. Именно поэтому Пушкин говорит про нее «Татьяны милый идеал».


Сочинение
Татьяна – милый идеал


Я так люблю Татьяну милую мою!


А.С.Пушкин


ПЛАН
I “Энциклопедия русской жизни”
II Образ Татьяны Лариной
  1. Черты характера Татьяны

  2. “Я к вам пишу - чего же боле?”

  3. “Без подражательных затей”
III Милый идеал А.С. Пушкина

«Евгений Онегин» – одно из лучших произведений русской
литературы девятнадцатого века, написанное величайшим
А.С.Пушкиным. В этом романе меня привлек образ Татьяны.
Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная
возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать то,
чего не видят другие, влечет к ней. Именно богатый внутренний
мир делает Татьяну особенной, неповторимой личностью.

Два персонажа на протяжении всего романа полностью занимают наш
интерес и внимание: это Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Но есть
еще одно действующее лицо. Это лицо - сам автор. В. Г. Белинский
отмечал, что личность поэта в этом произведении отразилась так
полно и ярко, что оценить роман и его героев - это значит
оценить самого Пушкина.

Нет ни одного героя, ни одного эпизода, ни одного описания в
романе, которому Пушкин не дал бы своей оценки. Так возникает
перед нами общительный рассказчик, заинтересованный в доверии
читателя. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует,
восхищает и поражает. Пушкин работал над романом “Евгений
Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение.
Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал произведение
“энциклопедией русской жизни”. Роман был для поэта, по его
словам, “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных
замет”. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным
планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим
“милым идеалом”.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского
общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие
и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение,
привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний
мир Татьяны. Еще в детстве она сильно отличалась от своих сверстниц.
В своей семье она была одинока. В то время, как все вышивали, заполняли
альбомы, заигрывали друг с другом, Татьяна читала французские романы.
В отличие от своей сестры, “она в семье своей родной казалась девочкой
чужой…” Даже автор невольно сравнивает двух сестер. Пушкину нравятся
обе героини, но по словам автора: “её портрет (Ольги) мне очень мил,
я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно…” Татьяну автор
всячески поддерживает, называя её “милой Татьяной”.

В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с
Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «не подражательную странность»,
натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин - «нелюдим»,
живёт «анахоретом» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась
девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем
свете. Разочарованный в светском обществе и в общественно-политической
жизни, Онегин впадает, в хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей
средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна
видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и
московского и петербургского дворянского общества. Но в ней есть черты,
сближающие её и с Ленским: мечтательность, любовь к природе, романтическая
вера в предания и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что
душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:

То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой…

Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегина, и Ленского.
Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность,
безыскусственность. «Русская душою», по словам поэта, Татьяна любила
родную природу и народные обычаи, любила русскую зиму. Трагедия Татьяны
была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и
«страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того,
о чём она мечтала. Через несколько лет Татьяна вновь встретилась с Онегиным.
К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней,
всеобщее уважение» встречает он в «высшем свете». Но как она относится
к роскоши, своим успехам в свете? Да, она живет в этом обществе, но её,
куда милей жить в своем крае…

Также нельзя забыть два главных эпизода романа. Это - письма Татьяны и
Онегина, которые резко выделяются из общего текста пушкинского романа
«Евгений Онегин». Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня,
вероятно переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь
неожиданной силы своих чувств:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь,я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…

Знаменитые строки! В них – вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в
любви мужчине. Что сподвигло провинциальную барышню на такую смелость, кроме
сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности.
Она предполагает, что, «смирив души неопытной волненья», могла бы быть
счастлива с другим. В этих словах есть доля столь несвойственного ей кокетства.
Но тут же искренние чувства берут верх:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!

Татьяна и здесь, и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна.
Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие,
к примеру, строки:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

На что надеялась, что искала она в Онегине?.. Понимания. Онегин с его светским
воспитанием казался ей, деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит,
способным ее понять. Но тут же Татьяна осознает ужас своего поступка:

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно
перечесть»), но ни единого слова не исправила, такая уж героиня романа. Не надо
забывать, что Онегин в начале романа и в конце его - это разные люди. Письмо
пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить.
Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности
и пишет любовное письмо замужней даме:

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..

Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого
человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере
не ставит ее под удар, ничего не просит.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…

И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний
Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью
подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает
себя побежденным:

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Пушкин любит своих героев, но не жалеет их - они должны пройти сложный и тернистый путь
нравственного совершенствования. И два письма, таких близких по смыслу и таких разных
по выражению, являются этапами этого сложного пути.

Кто знает, что вышло бы, если Онегин ответил на любовь Татьяны? Может быть она смогла бы
его увлечь, исправить, вылечить его хадру? Но почему-то не смогла этого сделать. Онегин,
видимо, помятуя о своих всегдашних победах в свете, решил пополнить свою коллекцию разбитых
сердец, или, может быть, он просто испугался огромной ответственности, которую налагает
на любого такая чистая душа, как Татьяна? Онегин просто испугался. Да, за такой короткий
срок он и не смог бы узнать Татьяну. Да, она принадлежит деревне, но, позови он ее на край
света, она пошла бы за ним не раздумывая. Не о такой ли любви мечтает и каждый из нас?
Однако, видя Татьяну в ее стихии, на лоне природы, Онегин решил было, что увлекшись
Татьяной, он навеки привяжет себя к деревне. Или, может быть, это его глубоко засевший сплин
боится, что оторвашись от однообразного света, он умрет в душе Онегина? Слыша отповедь Онегина
Татьяне, разве не улавливаем мы отголоски этой хандры?

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.

Но Татьяна не знает про эту хандру, она проста и безыскусна, и влюблена в Онегина.
Но это первая, юношеская любовь, и она, как правило, несчастна. Наверное, это даже
и не любовь, а репетиция любви. Татьяна, не зная Онегина, создала себе его образ,
наделила его всеми положительными чертами, которые только могут быть в человеке и
полюбила именно этот образ. Так мы думаем, и сам автор не разубеждает нас в этом.
Однако, мы помним и слова Пушкина, который сказал, что его герои перестали слушаться
своего творца и начали жить самостоятельно. Поэтому и сам автор и мы вместе с ним
так удивлены словам Татьяны в конце романа, удивлены этой своеобразной отповеди в ответ:

Я вышла замуж.
Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна из тех "однолюбок", для которых любовь может быть
или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она
сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. И
даже после чтения ею любимых книг,где "Онегина душа себя
невольно выражала", когда она поняла, кого судьба ей послала,
она продолжает его любить. ("Я Вас люблю, к чему
лукавить?"

Татьяна – княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась
ли она? И да, и нет. Конечно, она "в роль свою вошла", но не
потеряла главного – своей простоты, естественности, человеческого
достоинства.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка – "без подражательных затей". Татьяне
незачем кому – то подражать, она сама по себе личность, и в
этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал,
вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.
В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни.
Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.
Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Татьяна
тяготится мишурой "постылой жизни".

Пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны -
это ее нравственное чувство долга, ответственность перед
своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может
быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему
мужу, который”в сражениях изувечен”, гордится ею, доверяет
ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много
разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась
своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень
цельный, сильный, волевой женский характер.

Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной - это художественное
явление русской литературы. Именно свой милый идеал женщины
А.С.Пушкин и хотел показать читателю в своем гениальном романе
"Евгений Онегин".

В романе «Евгений Онегин» проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни. «Пушкин в «Евгении Онегине» исторически подошел к менявшейся на его глазах современности и к своему собственному сознанию»158, - справедливо указывает И.М. Семенко. В современном европейском и русском литературоведении, исследующем сложнейшие проблемы Автора и Читателя, Автора и его «картины мира», Автора и Героя, пушкинский роман становится буквально кладезем аргументации в спорах по этим вопросам.
В 60-70-х гг. ХХ в. имел место спор об образе автора – одной из основных категорий теоретико-литературной мысли (идею автора как центра художественного произведения отрицал, например, Р. Барт (программная статья «Смерть автора»), настаивая на мысли, что «письмо есть изначально обезличенная деятельность»159). Однако ведущие российские литературоведы (С. Бочаров, В. Кожинов), развивая идеи В. Виноградова160 и М.М. Бахтина161, заговорили о проблеме автора как основополагающей в науке о литературе. В настоящее время центральная позиция автора в мире художественного произведения не вызывает сомнений: ведь автор берет на себя функции обеспечения «внутренней цельности и целостности» произведения, «вступая в различные взаимоотношения с героями»162. И автор, и читатель, а также непосредственные действующие лица повествования - постоянные, активные характеры в романе "Евгений Онегин". Их взгляды на мир по-разному переплетаются, а изменение во взглядах автора вызывает уже упомянутые «противоречия» между отдельными частями романа, усиливая его жизненность. «Евгений Онегин» характеризуется «размыванием границы между действительностью, изображаемой в произведении, и реальностью, в которой существуют живой создатель художественного текста (биографический автор) и его читатели»163, и авторское «я» настраивает читателя на доверительный разговор-исповедь. Действительно, «авторская творческая активность направлена на воплощение «мечты о своем читателе». Потому в художественной структуре произведения – наряду и в соответствии с «образом автора» - происходит выделение его коммуникативной пары: «образ читателя», воображаемый читатель (адресат)»164. Говоря о лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин», мы в общих чертах уже касались проблемы читателя как собеседника автора, причем собеседника как бы вне зависимости от «временного статуса» читателя. Если же говорить о «близком автору «читателе», понимающем собеседнике-современнике»165, то это предполагает постоянное возвращение к воспоминаниям, обусловленным общим для «читателя-современника» и для автора социально-историческим прошлым (отсюда, кстати, и необходимость комментирования романа, возникшая уже в конце XIX в., когда многие реалии пушкинской эпохи стали историей), возвращение к ранее прочитанным частям текста («смотрите первую тетрадь» (V, 116)) и различным сюжетным моментам («Онегин (вновь займуся им)…» (V, 170)). Обращаясь к читателю, автор оценивает определенные жизненные явления, выражая при этом свой философский взгляд на мир, что неизменно связано с духовным самораскрытием автора.
Современное литературоведение осваивает категорию автора как одну из масштабных и всеобъемлющих: без нее невозможно полноценное исследование художественного произведения. Проблему автора в разное время рассматривали такие замечательные исследователи, как Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Л.Я. Гинзбург. В их трудах находит отражение мысль о «протеизме» Пушкина, высказанная еще В.Г. Белинским и Н.В. Гоголем и связанная с проблемой выражения авторской личности. «В своем развитии творчество Пушкина вместило разные воплощения авторского я»166, - справедливо писала Л.Я. Гинзбург, указывая также на то, что при этом конкретность «авторского образа» «…из плана биографического, фактического отчасти переключилась в план философский и психологический»167. Б.М. Эйхенбаум, говоря о философском взгляде Пушкина на мир, верно замечал, что поэт в своем творческом акте «поднимается» над жизнью, «чтобы в самой текучести и изменчивости видно было нечто постоянное, вечное»168.
Мы задаемся вопросом - можно ли и нужно ли отождествлять автора («я») в «Евгении Онегине» с Пушкиным – автором «Евгения Онегина»? Думается, что нет: перед читателем не реальный поэт, а его романный образ, художественный двойник: «автор» имеет лишь опосредованное отношение к реально-биографической личности автора-писателя»169. Г.А. Гуковский очень точно охарактеризовал проявление личности автора в романе «Евгений Онегин»: «Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он присутствует не только как автор, литературно существующий во всяком романе, а именно как персонаж, свидетель, отчасти даже участник событий и историограф всего происходящего»170.
В.С. Непомнящий, обращая внимание на структуру текста и ее связь с образом автора, справедливо пишет, что сюжет героев внутри романа предназначен для того, чтобы «развернуть духовную жизнь автора в общечелове­ческий план. А то, что на­зывается отступлениями, представляет собой опорные точки авторской темы, которые не дают «материалу», то есть сюжету героев, стать самостоятельным повествова­нием»171. Пушкин в самом деле создал для автора-повествователя особые условия, формирующие всю лирическую стихию романа, которая определяется личностью автора, его миропониманием, его мироощущением. Таким образом, в романе «Евгений Онегин» перед нами предстает своеобразная поэтическая биография Пушкина, отражение «души в заветной лире» (как сказал поэт в своем программном стихотворении «Памятник» (1836)). Поэт помещает себя в центр вымышленного романного мира, в систему отношений с персонажами, созданными его воображением, переживая вместе с ними любовь и разлуку, радость и печаль, вдохновение и хандру. В.Г. Одиноков справедливо отмечал, что «романная судьба героев… не может не влиять на функционирование биографической канвы повествователя, который теперь сам выступает как персонаж»172. Также и В.С. Непомнящий, говоря о неразделимости вымышленных героев и образа автора, пишет, что «в каждом из них – часть авторского опыта и авторской души»173.
Разумеется, «понимание образа автора невозможно без проникновения в диалогические отношения автора и героев»174. Наиболее интересным для рассмотрения нам представляется соотношение образов автора и заглавного героя. Сопоставляя себя с героями, размышляя о них и о себе, автор находится в постоянных поисках идеала. В связи с этим мы считаем уместным говорить об авторском идеале, выраженном в романе «Евгений Онегин».
В образе Евгения Онегина с наибольшей силой проявляются отличительные черты молодого человека начала XIX века, который в связи с этим особенно близок поэту. Мы действительно замечаем сходство между автором и героем: недаром автор с самого начала рекомендует Онегина: «добрый мой приятель». Поэт делает героя человеком одного круга с собой, Онегин не только не антипод по отношению к автору, но его единомышленник. Хотя ему и присущи «неподражательная странность//И резкий охлажденный ум», он, как и автор, «условий света свергнул бремя» (V, 28). Автор подружился с ним, сказано далее, «как он, отстав от суеты», «именно тогда, - справедливо указывает В.С. Непомнящий, - когда Евгению такая жизнь опротивела, когда «ему наскучил света шум»175. Правда, из столкновения с «суетой» автор не вынес хандру, как Онегин, но тоже вышел с огромными душевными потерями: «Увы, на разные забавы//Я много жизни погубил!» (V, 22) По верному наблюдению Г.Г. Красухина, «отстав от суеты», автор сполна оценивает ее губительную силу», сознавая «бездуховность той среды, в которую ему приходилось погружаться»176.
О сходстве своего и онегинского характеров автор пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
(V, 28)

Однако в дальнейшем мы встречаем свидетельство более критичного отношения автора к герою с его «язвительным спором», шуткой «с желчью пополам» и «злостью мрачных эпиграмм» (V, 29). Ведь автор здесь же, в первой главе, замечая «разность» между собой и героем, стремится обозначить ее еще и для того, чтобы отделить свое мировоззрение от «чайльд-гарольдства» Онегина. Это доказательство того, как далеко ушел Пушкин от Байрона, поэта «гордости», для которого оказалось «невозможно//Писать поэмы о другом,//Как только о себе самом» (V, 33-34). В этих шутливых по тону строках по существу содержится отчетливо сформулированная декларация принципиально нового творческого пути, на который Пушкин становится уже в 1823 г. и который делается основным в его творчестве. Нам представляется интересной мысль В.Г. Одинокова, который писал: «Пушкину, чтобы написать роман, нужно было быть Онегиным и перестать им быть»177. Как характерную черту облика заглавного героя исследователь отмечает то, что «Онегин лишен поэтического дара»178. Добавим, что мотив отсутствия «поэтического дара» - один из главных при сопоставлении автора и его героя, и он не случайно повторяется:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
(V, 12)

Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…
(V, 27)

Испытав силу любовной страсти, Онегин «…чуть с ума не своротил//Или не сделался поэтом.//Признаться: то-то б одолжил!» (V, 184). Здесь звучит явная авторская ирония; заметим также, что в этой же строфе автор называет Онегина своим «бестолковым учеником», который «стихов российских механизма…не постиг» (V, 184-185). Поэтому вполне закономерно, что Онегин, «томясь душевной пустотой» (V, 28), не попал «в цех задорный» поэтов, к которым принадлежит и сам автор.
«Душевная пустота» - вот та основная черта, что отличает героя от автора с его многоаспектным духовным миром. И, благодаря уже упомянутому совмещению в этом духовном мире различных наследий, благоговейно сохраняемой памяти о прошлом, постоянному обращению к нравственным ценностям, мы можем говорить о внутренней свободе автора. Концепт внутренней свободы подробно рассмотрен Д.С. Лихачевым, которому принадлежит весьма интересное наблюдение: «Пушкин – несомненный интеллигент»179. Почему? Потому, что «русской интеллигенции присуща «тайная» свобода, о которой писали и Пушкин, и Блок»180 (курсив наш. – В.К.). Эта свобода указывает человеку настоящую дорогу, она открывает ему «свет истины» (В.С. Непомнящий). Онегина же нельзя назвать нравственно свободной личностью. Первопричины его несвободы – искаженная картина мира, воспитание, породившее ложную систему мнимых ценностей, зависимость от общественного мнения, неподготовленность к духовному «самостоянью», нравственному и духовному пересозданию своей личности в соответствии с идеалом. Онегина после убийства друга мучит совесть (эта истина в человеческой душе!), и он бежит из тех мест, «где окровавленная тень//Ему являлась каждый день» (V, 171), пытаясь отдалить неотвратимый час нравственного суда над собой. По верному определению Ю.С. Степанова, «духовное странничество… связано с передвижением в мире материальном»181. Значит, не случайно Онегиным «овладело беспокойство,//Охота к перемене мест» (V, 171).
Россия для Онегина началась с Новгорода Великого, куда его манят «тени великанов» (Рюрика, Ярослава, Иоанна), и В.А. Кошелев очень точно указывает на то, что город «воспринимается как своеобразный затонувший «Китеж-град», обиталище «теней». Именно это «обиталище» становится в конечном итоге общественно-историческим символом онегинской «тоски»182. Изображая Москву, куда затем едет герой, автор ищет наиболее точного образа русской древней столицы, отталкиваясь от собственных впечатлений (по словам В.А. Кошелева, Пушкин понемногу «стал ощущать сплетни и недоверие, которые стали заслонять московское «хлебосольство»183). В Нижнем Новгороде, «в отчизне Минина» Онегин замечает «меркантильный дух» (V, 200), ложь, суету, от которой не так давно «отстал»… Образ Руси оказывается безрадостным. И именно поэтому тоска Онегина усиливается. Он едет на Кавказ, затем в Крым… И дальнейшее повествование в главе о странствии героя приобретает лирический характер: автор пользуется случаем рассказать о перемене своих поэтических устремлений: «Иные нужны мне картины://Люблю песчаный косогор,//Перед избушкой две рябины,//Калитку, сломанный забор…» (V, 203)
В этом смысле путешествие сближает автора и его героя: оба в движении, в поисках настоящего. По тонкому наблюдению В.А. Кошелева, «взгляд героя становится более созерцательным, более эпичным; воззрения автора – более объемными… он переживает резкий поворот к новым «картинам», новым темам и мотивам, к иным оценкам поведения героев своего романа, к новому типу восприятия и философского осмысления жизни»184. А герой пока не может обрести себя, и его путь может оказаться без «исхода» (Ф.М. Достоевский). Кроме того, со странничеством Онегина можно ассоциировать «мотив отрыва от родной почвы»185, тогда как автор никогда не терял с ней связи. В пределах современной России для Онегина места нет.
Интересно замечание Г.Г. Красухина, который считает, что «Отрывки из путешествия Онегина» объясняют «сущность… душевного состояния Онегина, обозначающего кризис его душевной болезни, после которого дело обычно движется к выздоровлению»186. Заметим, что онегинские «сплин», «хандра», «скука» превращаются в «тоску». Автор настойчиво стремится обратить внимание на этот факт: слово «тоска» рефреном звучит в «Отрывках…». Тоска поселяется в душе героя, когда он находится в поисках чего-то вечного, незыблемого, стремится испытать чувство внутренней свободы, но не находит его в странствиях. Нужно отметить, что понятие «тоска» неизмеримо глубже понятия «скука». Выдающийся русский мыслитель Н.А. Бердяев писал, что «скука говорит о пустоте и пошлости… В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. <…> Возникновение тоски есть уже спасение»187. На этом основании, включаясь в давний спор русской критики и науки, мы вправе сделать вывод о том, что автор оставляет своего героя с надеждой на духовное возрождение - и в этом сокращает «разность» между Онегиным и собой. Ведь он, как и его герой, как любой человек, стремился достигнуть той истины, того идеала, который, согласно высказыванию В.С. Непомнящего, - «не отдаленная мечта, а то, что есть в каждом чело­веке, <…> что… свидетельствует о высоком человеческом предназначении»188. И в этом заключен один из вечных парадоксов человеческой жизни – невозможность достижения идеала, изначально заложенного в самом существе человека.
Автор в «Евгении Онегине» предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром: ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем. Перед нами возникает созданная поэтическим воображением Пушкина «картина мира» (В.С. Непомнящий), «образ мира» (Ю.М. Лотман). Свобода творческой личности, как писал еще Гегель, состоит во «внимании к многообразному бытию»189. С этим утверждением перекликается высказывание современного исследователя И.В. Кондакова, очень верно указавшего на то, что истинная свобода «достигается лишь художником-гением, создающим произведение искусства, которое становится средством преодоления любых ограничений»190. Иначе говоря, произведение, созданное художником, воплощает объективную универсальную картину мира. Пушкин как художник осознает себя в мире и чувствует свое неразрывное единство со Вселенной. Поэтому Пушкин – автор «Евгения Онегина» и творческая личность – сегодня предстает перед нами как феномен русского мира с присущими ему национальными и нравственными особенностями и как субъект русского мира, который этот мир осмысливает и формирует.
Таким образом, современная поэту русская жизнь поворачивается к читателю двуединством богатства объективной картины России и соразмерного ей неисчерпаемого богатства личности творца «Евгения Онегина».

Две строфы второй главы романа А.С. Пушкина «Евгеций Онегин» посвящены невесте Ленского, Ольге. Портрет ее настолько ясен, что я не буду на нем останавливаться. В этой же главе автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов, посвященных ей, мы чувствуем, что речь пойдет о персонаже замечательном, не менее важном, чем герой, именем которого назван роман:

Ее сестра звалась Татьяна...

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно осветим.

Поэт размышляет о выборе имени героини: имя это звучит простонародно:

... с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей.

Когда Пушкин только говорит о героине, перед читателем возникает поэтический образ провинциальной девушки с весьма разнообразными чертами: «Дика, печальна, молчалива... Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Она не играла с подругами сестры, «ей скучен был их звонкий смех И шум их ветреных утех».

Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга. Однако воздействие среды - явление сложное. Мы видим, что Онегин общается с лучшими людьми того времени (дружит с Кавериным, Чаадаевым, Пушкиным), а потом приходит и к отрицанию той «большой» среды, в которой живет. Так и Татьяна воспринимает семейное окружение и общество поместных дворян как нечто чуждое. Вспомним слова из ее письма к Онегину:

Никто меня не понимает...

На формирование ее характера и взглядов большое влияние оказали сказки няни, родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывали в ней мечтательное воображение, чувствительность, но вместе с тем и высокие моральные принципы.

Рисуя образ Татьяны, Пушкин все больше и больше раскрывает национальное народное влияние на ее характер - это влияние природы, деревни (а не только усадьбы), русского фольклора. Онегин умен, интересен, не похож на других знакомых в скучном, бессодержательном кругу соседей. Татьяна наделена «воображением мятежным... И сердцем пламенным и нежным». Мечтательность, стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогли вспыхнуть любви к новому знакомому.

Татьяна вновь обращается к книгам, ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, -и воображение ее создает свой образ Онегина...

За первой встречей следует письмо Татьяны. Этот эпизод принадлежит к самым блестящим страницам романа. Простой и поэтический пейзаж начинает сцену письма:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. Письмо просто и поэтично, в нем слышатся едва сдерживаемое волнение, трепет, оно полно веры в благородство Онегина. Герой предстает в ореоле, созданном воображением Татьяны. Сцена письма заканчивается, как и начинается, пейзажем:

Но вот уж лунного луча

Сиянье гаснет. Там долина,

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился, там рожок

Пастуший будит селянина

Вот утро...

Онегин же не чувствует себя способным ответить на любовь, так доверчиво ему открытую. В речи его есть грусть. Ему жаль Татьяну, но жаль и себя:

Мечтам и годам нет возврата,

Не обновлю души моей...

Какая-то «преждевременная старость души» присуща этому еще молодому человеку. А Татьяна?

Что было следствием свиданья?

Увы, нетрудно угадать!

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души...

Мне грустно и жаль Татьяну, потому что ее образ очень нравится мне. Татьяна продолжала в одиночестве томиться и тосковать, не переставая любить Онегина и думать о нем. Она отважилась даже на посещение усадьбы Онегина. В его библиотеке перебирает она груду книг, находит на страницах пометки - следы внимательного чтения их Онегиным. Она погружается в чтение книг и задумывается о том, что же собой представляет Евгений. После долгих размышлений она пришла к мысли, что Онегин не тот, какого она создала в своем воображении.

Прошло три года. Татьяна вышла замуж и уехала в Петербург. Татьяна стала княгиней, но есть в ней черты, напоминающие о прежней Татьяне: «Все тихо, просто было в ней...» Да, перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная опытом жизни.

Татьяна на последнем свидании с Онегиным отвергает его не потому, что не любит, а потому, что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить...

Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала.

Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев - сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте - красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты “об ангеле земном”. Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. “Милый идеал” Пушкина - его Татьяна - и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина - всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, “одного из умнейших мужей России”. Кажется, что Таня - живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта самого Пушкина?

Пушкин выделяет Татьяну из представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих из них. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин.

В своей семье она была одинока. Пушкин пишет:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: “И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас”.

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитанием немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье;

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Татьяна - та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из “Героя нашего времени”, у Пушкина - это Татьяна Ларина.

В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.



Рассказать друзьям