Тема: «Разве бывает несчастная любовь? Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился. — Подожди немножко, — сказал он шурину. — Дай я отдышусь. Ах, Коля, не следовало бы этого делать... Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры. На его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина в очках, с немного согнутым вперед, видимо, от какой-то болезни, туловищем. — Господин Желтков дома? — спросил Николай Николаевич. Женщина тревожно забегала глазами от глаз одного мужчины к глазам другого и обратно. Приличная внешность обоих, должно быть, успокоила ее. — Дома, прошу, — сказала она, открывая дверь. — Первая дверь налево. Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно. Какой-то шорох послышался внутри. Он еще раз постучал. — Войдите, — отозвался слабый голос. Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине — стол, накрытый цветной малороссийской скатертью. Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. — Если не ошибаюсь, господин Желт-ков? — спросил высокомерно Николай Николаевич. — Желтков. Очень приятно. Позвольте представиться. Он сделал по направлению к Тугановскому два шага с протянутой рукой. Но в тот же момент, точно не замечая его приветствия, Николай Николаевич обернулся всем телом к Шеину. — Я тебе говорил, что мы не ошиблись. Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы. Наконец он с трудом произнес, указывая на диван и неловко кланяясь: — Прошу покорно. Садитесь. Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти. — Благодарю вас, — сказал просто князь Шеин, разглядывавший его очень внимательно. — Merci, — коротко ответил Николай Николаевич. И оба остались стоять. — Мы к вам всего только на несколько минут. Это — князь Василий Львович Шеин, губернский предводитель дворянства. Моя фамилия — Мирза-Булат-Тугановский. Я — товарищ прокурора. Дело, о котором мы будем иметь честь говорить с вами, одинаково касается и князя и меня, или, вернее, супруги князя, а моей сестры. Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами: «Прошу, господа, садиться». Но, должно быть, вспомнил, что уже безуспешно предлагал то же самое раньше, вскочил, подбежал к окну, теребя волосы, и вернулся обратно на прежнее место. И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо. — Я к вашим услугам, ваше сиятельство, — произнес он глухо, глядя на Василия Львовича умоляющими глазами. Но Шеин промолчал. Заговорил Николай Николаевич. — Во-первых, позвольте возвратить вам вашу вещь, — сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на стол. — Она, конечно, делает честь вашему вкусу, но мы очень просили бы вас, чтобы такие сюрпризы больше не повторялись. — Простите... Я сам знаю, что очень виноват, — прошептал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея. — Может быть, позволите стаканчик чаю? — Видите ли, господин Желтков, — продолжал Николай Николаевич, как будто не расслышав последних слов Желткова. — Я очень рад, что нашел в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова. И я думаю, что мы договоримся сразу. Ведь, если я не ошибаюсь, вы преследуете княгиню Веру Николаевну уже около семи-восьми лет? — Да, — ответил Желтков тихо и опустил ресницы благоговейно. — И мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя — согласитесь — это не только можно было бы, а даже и нужно было сделать. Не правда ли? — Да. — Да. Но последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было — обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что — повторяю — я сразу угадал в вас благородного человека. — Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали? Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил. — Итак, вы сказали, что вы хотели прибегнуть к помощи власти?.. Вы меня извините, князь, что я сижу? — обратился он к Шеину. — Ну-с, дальше? Князь придвинул стул к столу и сел. Он, не отрываясь, глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека. — Видите ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уйдет, — с легкой наглостью продолжал Николай Николаевич. — Врываться в чужое семейство... — Виноват, я вас перебью... — Нет, виноват, теперь уж я вас перебью... — почти закричал прокурор. — Как вам угодно. Говорите. Я слушаю. Но у меня есть несколько слов для князя Василия Львовича. И, не обращая больше внимания на Тугановского, он сказал: — Сейчас настала самая тяжелая минута в моей жизни. И я должен, князь, говорить с вами вне всяких условностей... Вы меня выслушаете? — Слушаю, — сказал Шеин. — Ах, Коля, да помолчи ты, — сказал он нетерпеливо, заметив гневный жест Тугановского. — Говорите. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого. — Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета была еще большей глупостью. Но... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме. — Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию, — сказал Николай Николаевич, надевая шляпу. — Вопрос очень короток: вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение, знакомство и так далее. Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова. Он обратился к князю Василию Львовичу и спросил: — Вы позволите мне отлучиться на десять минут? Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной. Уверяю вас, что все, что возможно будет вам передать, я передам. — Идите, — сказал Шеин. Когда Василий Львович и Тугановский остались вдвоем, то Николай Николаевич сразу набросился на своего шурина. Так нельзя, — кричал он, делая вид, что бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. — Так положительно нельзя. Я тебя предупреждал, что всю деловую часть разговора я беру на себя. А ты раскис и позволил ему распространяться о своих чувствах. Я бы это сделал в двух словах. — Подожди, — сказал князь Василий Львович, — сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. — Подумав, князь сказал: — Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать. — Это декадентство, — сказал Николай Николаевич. Через десять минут Желтков вернулся. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом. И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин. — Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие — это я вам говорю, князь Василий Львович, — видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать еще последнее письмо княгине Вере Николаевне? — Нет. Если кончил, так кончил. Никаких писем, — закричал Николай Николаевич. — Хорошо, пишите, — сказал Шеин. — Вот и все, — произнес, надменно улыбаясь, Желтков. — Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю. Кажется, я сделал все, что мог? Вечером, приехав на дачу, Василий Львович передал жене очень точно все подробности свидания с Желтковым. Он как будто бы чувствовал себя обязанным сделать это. Вера хотя была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство. Ночью, когда муж пришел к ней в постель, она вдруг сказала ему, повернувшись к стене: — Оставь меня, — я знаю, что этот человек убьет себя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

Ирина Полякова
Наталья Крицкая

Ирина Викторовна ПОЛЯКОВА (1967), Наталья Валерьевна КРИЦКАЯ (1971) - учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани.

“Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...”

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.По рассказу «Гранатовый браслет»

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне - мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства - литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её,
ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь - одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. “Любить, - писал Л.Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри “кровавыми огнями” - символ любви и трагедии в судьбе героя.)

Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость - старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу - “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)

Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

Что же “счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

(Князь Шеин: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)

Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее “маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: “В комнате пахло ладаном…”

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона.)

Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею - непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)

Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната № 2 Бетховена.)

Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно “это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)

Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

В чём, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)

Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)

Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная “Желтков” и преувеличенно громкая, тройная “Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

IV. Заключение

К.Паустовский говорил, что “Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание (ответить письменно )

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

Тема: «Разве бывает несчастная любовь?»

Цели:

Создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества

Продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения

Воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

    Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека - любви; показать, как писатели изображает влияние любви на человека; анализ рассказов о любви с опорой на роль детали в произведении

Любовь – это самое необъяснимое чувство человека, это то, что каждый раз надо открывать заново. Актуальность темы «Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)» объясняется тем, что любовь не стареет, и сегодня мы можем наблюдать любовь и такой, какой её видели Бунин и Куприн. В ходе подготовки к нашему уроку вами были исследованы особенности произведений И. Бунина и А. Куприна о любви, проанализированы сходства и отличия этих произведений.

Любови посвящено множество томов поэзии и прозы, но она так до конца и не понята. Поэты, писатели и философы тысячи лет без устали твердят: истинной любви более, чем нам дано понять; любовь - это родство между нашим существом и звездами, горящими на небе.

Алёна

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека. Любовь пытаются понять, систематизировать, загнать в рамки ответить на вечный вопрос - почему люди любят. Ведь давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека.

Аня

Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.

Вот о такой разной любви мы сегодня и поговорим, а также постараемся ответить на проблемный вопрос, который звучит в теме нашего урока «Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)».

Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их произведений. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, думаю, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна.

Любовь - это то, что каждый раз надо открывать заново. На вопрос, что же есть любовь, невозможно дать один-единственный ответ, который бы годился для всех времен и всех людей. И сколько бы поэты, философы, психологи, влюбленные не давали прекрасных и полных ответов - поколения, идущие вслед за ними, будут искать и находить новые.

Словарная работа.
Работа со словарем: - Что же такое любовь? (мнения учащихся) Ответы учащихся, что, по их мнению, значит любовь. Вопросы о любви

Какая бывает любовь по мнению школьников

Тема является актуальной ещё и потому, что любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён. Любовь, как известно, не стареет, и сегодня мы можем наблюдать любовь и такой, какой её видели Бунин и Куприн.

Всякий ли человек умеет любить?

Особенности произведений И. А. Бунина о любви

Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
И.Бунин
*

Бунинская концепция изображения любви

«Полюбив, мы умираем…»*, - думаю, что эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви. У Бунина свой, особый подход к «традиционной» теме. Многие писатели 19 столетия пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается в произведениях Бунина? У него просто не существует любви «спасительной» - ни в одном рассказе он не даст своим героям возможности «закоснеть в тепле и уюте», смешать любовь и быт. С чем это связано? Очевидно, с мировоззрением Бунина. Как же воспринимает писатель мир и человека в нем?

Что такое любовь? Какая бывает любовь? О какой любви пишет И.А. Бунин в своих рассказах? Может ли безответная любовь принести счастье?

Влада

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Или подслушал бы их речи -
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной!..
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно...
А там, по берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
Одни простые рыбаки
Ходили к лодке обветшалой
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.

О чём говорят эти названия рассказов из сборника «Тёмные аллеи»?

Опираясь на эти названия, ответьте на вопрос, что такое любовь?

Какой из этих рассказов можно перевести как «искусство любить», или

«учебник любви»? Какое понимание любви воплощено в творчестве И.А. Бунина?

Докажите на примере одного из рассказов

Любовь - величайшее счастье, дарованное человеку, но над ней всегда висит вечный рок.

Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала

у настоящей любви не бывает…

Одиночество становится неизбежным уделом человека,

не сумевшего разглядеть в другом близкую душу…

Любовь – великая ценность, Она всегда чиста и целомудренна.

Любовь – высший дар судьбы, и чем прекраснее этот дар,

тем он скоротечней.

Любовь – это что-то неуловимое и естественное,

ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар

Презентация оттенки любви

По словам Бунина: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»* . (Запись в тетрадь) В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы.

Герои Бунина о любви

Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела».

Как можно всю жизнь любить одного лишь человека?

Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили»*. Это ей он когда-то читал стихи

«про всякие «темные аллеи»»…

Николай Алексеевич – дворянин. Пренебрежительно относится к низшему сословию.
Военный, сделавший хорошую карьеру.

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга.
Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».

Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. Надежда продолжает любить, но не может простить предательства.
В сердце героини нет прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Николай Алексеевич о любви: «Все проходит. Все забывается»

Надежда: «Все проходит, да не все забывается» «Сколько ни проходило времени,

все одним жила…»

То есть любовь для главной героинисчастье .

Тогда же что становится причиной расставания героев:

Причиной расставания героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.

Существует ли такое мнение сейчас?

Николай Алексеевич – слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Считает отношения с надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар.
Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь в его произведениях - страсть, захватывающая все помыслы человека, все его существо, духовное и физическое.

Основные черты любви в произведениях Бунина. (любовь,зачастую взаимная, вспышка чувств, страсть, физическая близость, потом расставание героев, либо гибель одного из них, нет у Бунина счастливого финала, любовь никогда не заканчивается браком, созданием семьи, рождением ребенка)

Особенности произведений А. И. Куприна о любви

разве он виноват в любви и разве можно
управлять таким чувством как любовь.
А.Куприн
*

Трагедия любви в произведениях Куприна

Павел

Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец

.

С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке мы вспомним повесть Куприна «Олеся», пройдемся по лесной глуши Полесья, где живет героиня повести, заглянем в каморку бедного чиновника в рассказе «Гранатовый », чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви.

Давайте еще раз заглянем в глушь Полесья и вспомним основные моменты повести.
-

Сначала вспомним сюжет повести. (Рассказ учащегося) В глуши леса, в Полесье жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что она колдунья, бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лес. Однажды в полеские леса приезжает на охоту паныч Иван Тимофеевич. Произошла в лесу неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил романтическую Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Иван Тимофеевич слышал о том, что говорили местные жители о Олесе и ее бабке. Но он не верил, что Олеся колдунья. По его просьбе Олеся отправляется в церковь в деревню, где жители деревни ее избил. Иван Тимофеевич чувствует в этом свою вину. Однажды он делает Олесе предложение поехать с ним в город, т.е. выйти за него замуж. Девушке пришлось бы выбирать между ним и бабушкой. Естественно Олеся не смогла бы оставить старую Мануйлиху одну. Она отказывает панычу, хотя искренне его любит, она осознает, что она будет в городе чужой, а здесь в полеских лесах ей хорошо и уютно. Происходит расставание влюбленных.
Олесю считали колдуньей.

Что обозначает слово колдунья?

Работа со словарем: Колдунья обозначает не только ведьма, но кудесница, очаровница, волшебница.

Имя Олеся- напевное, поэтическое соответствует именно этому смыслу.
-Чем привлекает читателя Олеся? (Ее отличает стремление к добру, чистоте, любви как главному смыслу человеческого существования. Олеся не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем ее осторожному избраннику.
Олеся – дитя природы, неразрывно связана с ней. Она твердо усвоила мудрость: что нельзя делать зла живому существу, будь то человек, зверь, птица.

О крестьянах, исправно посещающих церковь, считающих себя добропорядочными, но в душе которых таится злоба и ненависть, Олеся говорит: «Нам и людей не надо. Людей, что несут злость и жестокость».
Для Олеси доброта – важнейшее качество в человеке. (Глубоким смыслом наполнена ее фраза, обращенная к молодому барину: «Что ж, заходите, пожалуй, коли вы и впрямь добрый человек»)

Чем привлекает Олеся И.Т.?(барин удивляется изяществу, деликатности, благородству Олеси. «Его пленил гибкий, подвижный ум Олеси») Олеся очаровала, околдовала барина Ивана Тимофеевича- песня «Очарована, околдована»

Искренне ли полюбила Олеся И.Тимофеевича? (Чувства Олеси всегда искренни, она не умеет обманывать ни других, ни себя) Олеся окунулась в волшебство любви.

Искренне ли любит Иван Тимофеевич Олесю? (Любовь его искренняя, похожа на сказку, она привлекает внимание тем, что чиста и самоотверженна, но в И.Т. жив его эгоизм, который он приобрел, живя в городе, а Олесе это чуждо)

Почему же, несмотря на искренность чувств, все заканчивается расставанием героев? (Несмотря на взаимную любовь, Олеся и ее возлюбленный стоят по разные стороны. Иван Тимофеевич вырос в цивилизации и страдает болезнями общества. «Человек добрый, но слабый», он не способен а настоящую любовь, понимает невозможность совместного счастья. Куприн утверждает, что только в единении с природой человек сохраняет свою естественность, способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)
-

Чем заканчивается повесть?

(Повесть заканчивается яркой деталью – И.Т. находит нитку красных бус. Это не столько память о «нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого чувства, символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка – как огонек этой любви.)

Но не только нитка коралловых бус остается после Олеси, но и мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека с «холодным и ленивым сердцем».

Вывод: Итак, в повести «Олеся» мы увидели пример всемогущей, искренней любви, любви чистой и нежной, а главное взаимной любви, но эта любовь не дала героям счастья, т.к. это люди из разных миров, из разных цивилизаций.
Коралловые бусы – это символ несгорающей любви Олеси. Еще в одном произведении Куприн использовал символ – гранатовый – символ вечной, искренней, всемогущей, безответной и нескончаемой любви мелкого чиновника Желткова к светской даме.

«Да святится имя твое»

Сюжет рассказа. 1 мин

Осенью 1910года, работая над «Гранатовым браслетом», Куприн писал из Одессы Батюшкову: «Не знаю, что выйдет, но когда… думаю – плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе – плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я ещё не писал».

Сведения о создании рассказа

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие (любовь телеграфного чиновника Жёлтого П. П. к жене важного сановника, члена Государственного Совета Любимова).

В жизни всё сложилось иначе – чиновник принял браслет и перестал писать письма; больше о нём ничего не известно. В семье Любимовых этот случай воспринимался как странный и курьёзный.

(Словарная работа курьёзный )

III Работа над рассказом.

Вот такая любовь, о которой говорил генерал Аносов овладела душой бедного чиновника Желткова. Ему нужна была только она одна – Вера Николаевна Шеина. А теперь попробуем емко передать сюжет рассказа. (рассказывает учащийся)
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.

Слайд презентации

Аналитическая беседа сопоставительного характера. 1 мин

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что «маленький человек» способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

Какие социальные преграды (и только ли они?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение – княгиня – мелкий чиновник (телеграфист); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью, Вера Николаевна выросла и воспитана в совершенно другом мире – светское общество, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

5) Диалог по рассказу «Гранатовый » 1 мин
Рассказ «Гранатовый браслет» - не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

Не оставляет никого равнодушным образ главного героя рассказа мелкого чиновника Желткова. Он покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви. Может быть глупо кончать жизнь самоубийством. Может правильнее взять девиз: если любишь, то надо бороться за любовь. А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство. Может Желтков слабый человек? А что касается женщин? Какая женщина не мечтает о преданной, самозабвенной любви?

Так как же относится к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать?
Выделение темы для дискуссии:

Первая идея Вторая идея

Желтков слабый, безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.
Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?

Мнения учащихся.

Но разве самоубийство – выход?
Обсуждение проблемы суицида в современном мире?
Жизнь – одна, надо ценить ее, принимать такой, какая она есть, преодолевать трудности, препятствия и продолжать жить. Самоубийство по закону божьему – тяжкий грех, раньше самоубийц хоронили за пределами кладбища, в церкви их не отпевают.
Мы можем относится к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдет подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.

Именины Веры Николаевны 9 мин
завязка
- С чего начинается рассказ (описание природы)
- Почитайте по тексту описание природы
- Какое настроение создает природа (Грусть, печаль, ожидание чего-то трагического)

Именно ей присылал письма влюбленный Желтков.
17 сентября – именины Вера, Надежда, Любовь. В этот день Вера праздновала именины. В ее дом собрались гости. Сколько? (13)

Чем занимается высшее общество? (Гости безобидно развлекаются: играют в карты, слушают пение светского шалопая и кутилы Васючка, потешаются над выдумками князя Шеина.) Иллюстрация

Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? (смеются, издеваются, послания его- повод для шуток)

Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление? (Как князь Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами)

Какой можно сделать вывод о высшем обществе? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом) – запись в тетрадь.

Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?
По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного»

Какие подарки получила Вера в этот день именин 17 сентября?
Княгиня получает дорогие, с любовью выбранные подарки:
От мужа – «прекрасные из грушевидных жемчужин»
От сестры- «маленькую записную книжечку в удивительном переплете»
От поклонника Желткова – гранатовый браслет. Запишите в тетрадь

Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность?
Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.

С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты? (с кровью) В повести «Олеся» вспомните – коралловые бусы, которые подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание – символ любви.

Гранаты – горят как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было – фамильную драгоценность

Что значит гранатовый для самого Желткова? для него – не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли». Запишите в тетрадь ответ на вопрос

Почему же Желтков подарил Вере самую ценную вещь?

Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Для Веры Николаевны ему ничего не жалко. Он хотел принести ей радость

Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась, для мужа – это повод для насмешек, брат Веры- негодует, проявляет презрение к человеку низшего круга, Аносов – говорит, что мимо Веры прошла настоящая любовь)

Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов?

Это друг покойного отца Веры и Анны генерал Аносов, которого они называли дедушкой. Он производит впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил русскими мужицкими чертами: «добродушно- веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой».

Как Аносов относится к любви? («Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого- то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»)

Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви,ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость».
Следующая тема для дискуссии:

Первая идея Вторая идея

Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная Любовь Желткова – это любовь на расстоянии, любовь – восхищение и преклонение любимой.

Но, если бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в быт и в скором времени стала привычкой.

Существует ли настоящая любовь? Что же это такое.
Выслушиваются мнения учащихся.

Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Конечно, мы не знаем, что же случилось бы с любовью Желткова, живя он ежедневно возле Веры Николаевны, Но в рассказе нам показан именно талант, т.е умение любить.

Да, действительно, мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь, которая бывает раз в тысячу лет.

Трагический финал. 8 мин
Развязка наступила скоро, а именно – трагический финал (обращение к плану урока)- смерть Желткова. Он и не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь.

Трагедия случилась, но прежде было написано последнее письмо. Чтение письма.(чтение) Кирилл
Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю - слава Тебе!..

Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко.


-Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова?
Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.

Когда Вера узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться умершим, конечно же она чувствует свою вину. (иллюстрация)

Третья тема для дискуссии

Первая идея Вторая идея
Желтков покончил жизнь самоубийством, так как у него не было выхода Всегда есть выход, и кончать жизнь самоубийством - глупость
Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
Мнения учащихся

Прочитаем эпизод прощания Веры с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?
(12 глава)

Она поняла, что Желтков – великий человек. Именно Ж. выпал талант любви.
- Каким настроением проникнут финал рассказа?

Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка.

Вторая соната Бетховена. Почему Желтков заставил любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

Музыка «Вторая соната»Бетховена. Под ее звуки читаю то место в главе, где писатель передает слагающиеся в сознании Веры под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова

Мнения учащихся

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения

В чем, на ваш взгляд состоит любовь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.

Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну? (возвышенная, красивая, иногда взаимная, но и часто безответная, трагический финал)

Сопоставление произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна о любви

Отличия в подходах к теме любви

Составьте сопоставительную таблицу: «Взгляды на любовь по Куприну и Бунину»
Любовь в произведениях Куприна Любовь в произведениях Бунина
Возвышенное, красивое чувство, обоготворение любимой, восхищение любимой, любовь не требующая наград, любовь – самопожертвование, но все заканчивается расставанием или гибелью героя. Возвышенное чувство, взаимность, страсть, физическая близость, расставание героев, трагический финал.

Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает,
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит.

7. Рефлексия

Что дал нам сегодняшний урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Что помог понять, осознать урок?

8. Заключительное слово учителя. 1 мин

Куприн и Бунин поэтизировали любовь, описывали в своих произведениях примеры красоты и благородства

1)Дома вы напишите небольшое размышление о том, как вы понимаете эти слова.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?»,

«Кто из героев прозы И.А. Бунина мне запомнился больше всего»

« Всякая любовь – великое счастье»

Итог урока. 1 мин
Итак, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками. (выставление оценок). Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн и Бунин - мастера в изображении человеческих чувств, они сумели глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь – прекрасное, облагораживающее чувство.

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…. (Мольер)

В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождём. Но в сентябре погода снова переменилась, наступили солнечные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина не покидала дачи - в её доме шёл ремонт - и теперь радуется тёплым денькам.

Наступает день именин княгини. Она рада, что он выпал на дачный сезон - в городе пришлось бы давать парадный обед, а Шеины «едва сводили концы с концами».

На именины к Вере приезжают её младшая сестра Анна Николаевна Фриессе, жена очень богатого и очень глупого человека, и брат Николай. Ближе к вечеру князь Василий Львович Шеин привозит и остальных гостей.

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны приносят в разгар нехитрых дачных развлечений. Внутри футляра оказывается золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, которые окружают маленький зелёный камешек.

Кроме гранатового браслета в футляре обнаруживается письмо. Неизвестный даритель поздравляет Веру с днём ангела и просит принять браслет, принадлежавший ещё его прабабке. Зелёный камешек - это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Автор письма напоминает княгине, как семь лет назад писал ей «глупые и дикие письма». Заканчивается письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Князь Василий Львович демонстрирует в этот момент свой юмористический домашний альбом, открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», - просит Вера. Но муж всё же начинает полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица Вера получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме.

После чая гости разъезжаются. Шепнув мужу, чтобы тот посмотрел футляр с браслетом и прочёл письмо, Вера отправляется провожать генерала Якова Михайловича Аносова. Старый генерал которого Вера и её сестра Анна зовут дедушкой, просит княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. преследовал её письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Служил он не на телеграфе, а в «каком-то казённом учреждении маленьким чиновником». Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин. Выдумывая весёлый рассказ, князь заменил инициалы неизвестного воздыхателя на свои.

Старик предполагает, что неизвестный может оказаться маньяком.

Вера застаёт своего брата Николая очень раздражённым - он тоже прочёл письмо и считает, что его сестра попадёт «в смешное положение», если примет этот нелепый подарок. Вместе с Василием Львовичем он собирается отыскать поклонника и вернуть браслет.

На другой день они узнают адрес Г. С. Ж. Им оказывается голубоглазый человек «с нежным девичьим лицом» лет тридцати, тридцати пяти по фамилии Желтков. Николай возвращает ему браслет. Желтков ничего не отрицает и признаёт неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объясняет ему, что любит его жену, и это чувство убьёт разве что смерть. Николай возмущён, но Василий Львович относится к нему с жалостью.

Желтков признаётся, что растратил казённые деньги и вынужден бежать из города, так что они о нем больше не услышат. Он просит у Василия Львовича разрешения написать его жене последнее письмо. Услышав от мужа рассказ о Желткове, Вера почувствовала, «что этот человек убьёт себя».

Утром Вера узнаёт из газеты о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон приносит его письмо.

Желтков пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера едет проститься с этим человеком. Муж вполне понимает её порыв и отпускает жену.

Гроб с Желтковым стоит посреди его бедной комнаты. Его губы улыбаются блаженно и безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподнимает его голову, кладёт под шею большую красную розу и целует его в лоб. Она понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Вечером Вера просит знакомую пианистку сыграть для неё «Аппассионату» Бетховена, слушает музыку и плачет. Когда музыка заканчивается, Вера чувствует, что Желтков её простил.



Рассказать друзьям