В помощь школьнику. Несколько интересных сочинений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема «господа и народ». Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начинается она традиционно для русских сказок: «Жили да были два генерала…» Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове.

И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: нужно ли писать доклад или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу «рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают», рыба в ручье «так и кишит», «на деревьях всякие плоды». Но глупые генералы раньше даже не представляли себе, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет»; один из генералов всю жизнь считал, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и затем чуть было не съели друг друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная идея найти на острове мужика и заставить его работать на себя. И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, «чтоб не убег». А затем мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему «от щедрот своих» крохи со своего стола.

Еще более ярко и выпукло эти отношения показаны в сказке «Дикий помещик». В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ярко сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но даже его друг-медведь. За что же князь удостоился такой «чести»? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился глупый помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам даже умываться не в состоянии.

Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем». «Но хвоста еще не приобрел», - тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но даже само государство: кто же еще, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке «Коняга» он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время как его братья, Пустоплясы, весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. «Диагност наших общественных зол и недугов» - так отзывались о нем современники. Россия была полна противоречий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников - в «Истории одного города» и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле «Сказки». Михаил Евграфович прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское госу- дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как показывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить.

Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй - псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь общественный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, сказочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читателям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуазии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простить мышь. Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, . хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».


Страница: [ 1 ]

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из вели­чайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современно­го ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. "Диагност наших общественных зол и недугов» - так отзывались о нем современники. Россия была полна противо­речий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в "Господах Головлевых», начальников и чиновников - в "Истории одного города» и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках "для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновни­ками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле "Сказки». Михаил Евграфович пре­красно изучил жизнь чиновников, несправедливость поряд­ков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернато­ром, он имел возможность убедиться, что Российское госу - дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением. В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспо­мощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

С едкой иро­нией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: "Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генера­лы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя ве­ревку, чтобы не убежал.

И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него. Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от кото­рых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир ис­чезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как пока­зывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. "Весь он... оброс волосами...

А когти у него сделались как желез­ные». Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить. Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как "Медведь на воеводстве», "Орел-меценат» и "Бо­гатырь». В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй - псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь обществен­ный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, ска­зочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читате­лям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуа­зии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обе­щал помиловать зайца, орел простить мышь.

Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: "Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свобод­ное от разбоя время дремлют». Одним из важнейших приемов характеристики социаль­ных типов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина становятся зоологизмы. Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям об­разы.

Какие же животные становятся господами? Царские са­новники преобразуются в сказочных медведей, свирепствую­щих в лесной чаще. Помещик похож на дикого зверя. Народ же - это замученный, забитый узкогрудый коняга, вся жизнь которого проходит в беспросветном труде и тщетных попытках найти правду, подобно ворону-челобитчику. Источником раздумий писателя становится удивитель­ный контраст между привычкой народа безропотно перено­сить трудности, пассивностью и огромной духовной стойкос­тью. Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Он даже показывает, что сопротивление возможно: в сказке "Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который свои­ми бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру».

М. Е. Салтыков-Щедрин старается найти истоки освобож­дения в самом народе, но сомневается в том, что народ суме­ет осознать свою силу. Помочь народу - вот основная задача писателя.

краткое содержание других презентаций

«Творчество Салтыкова-Щедрина» - Литография. Дом в Вятке. Служил вице-губернатором в Рязани. Обложка журнала «Стрекоза». Сказки. Суть произведения. Знакомство с В.Г.Белинским. Писатель. Смерть Николая I. Служил чиновником. Салтыкова. Личная жизнь. Страницы нового произведения. Образование. Афоризмы. Вятский плен. Поместье в селе Спас-Угол. Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Последние годы жизни. Вопросы для размышления. Елизавета Аполлоновна.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Центр литературной жизни. Собранье насекомых. Названия книг. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Белинский. Традиции русских сатириков. Преемственные связи. Тип художественной образности. Русский писатель. Этапы биографии и творчества. Время творческих достижений. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Администратор. М.Е.Салтыков-Щедрин. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. М.Е. Салтыков-Щедрин. Журнал «Отечественные записки».

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Назовите имя автора сказок. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести. Назовите фамилию «Дикого помещика». Груши. Два генерала. Способ прогулки. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику. В каком виде два генерала прибыли на остров.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Я люблю Россию до боли сердечной. Состав редакции журнала. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Начало литературной деятельности. Детство писателя. История одного города. В ссылке. Писатель. Открыт музей. Ольга Михайловна. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Улица. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Михаил Евграфович с женой.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Жена писателя. Маловажность книг. Вольнодумие. История одного города. Юный Салтыков. Московский дворянский институт. Михаил Евграфович. Господа Головлёвы. Литературная деятельность. Крепостной человек. Убежденный социалист. Отечественные записки. Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Художественные особенности. Идея Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие. Юмор – мягкий смех, усмешка. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Государственная служба. Проблематика. «Вятский плен». Я люблю Россию до боли сердечной. Образование. Обилие впечатлений. Дочь писателя. История создания.

«Сатиры смелый властелин»... Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин также достоин по-добного определения.

Произведения Щедрина при всем их жанровом многообразии — романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы — сливаются в одно огромное художественное полотно, отразившее целое историческое время, подобно «Божественной комедии» Данте и «Человеческой комедии» Бальзака. Но взгляд сатирика сосредоточен на темных сторонах жизни, критикуе-мых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света.

Трудно представить нашу классиче-скую литературу без Салтыкова-Щед-рина. Это во многом совершенно сво-еобразный писатель. «Диагност на-ших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изу-чил жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, убедил-ся, что Российское государство преж-де всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением. Вершины выразительно-сти писатель достиг в своих неболь-ших сказках «для детей изрядного возраста».

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, куп-цов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «По-весть о том, как один мужик двух гене-ралов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре... следова-тельно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они ед-ва не умерли.

Много таких «генералов» и в нашей жизни, и они тоже считают, что долж-ны иметь квартиры, машины, дачи, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а «бездельники» обязаны работать. Если бы и этих на необита-емый остров!

Мужик показан молодцом: все уме-ет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоро-венного мужчину вить для себя ве-ревку, чтобы не убежал. И тот покор-но исполняет приказ.

Если генералы оказались на остро-ве без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноимен-ной сказки, все время мечтал изба-виться от несносных мужиков, от ко-торых идет дурной, холопий дух.

Наконец, мужицкий мир исчез, и ос-тался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. «Весь он... оброс во-лосами... а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и хлеба, и скота, и земли, а крестьяне бедствуют.

Народ в сказках Салтыкова-Щедри-на слишком терпелив, забит и темен. Писатель подчеркивает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но их возможно преодолеть. Так, в сказ-ке «Медведь на воеводстве» изобра-жен правитель, который своими бес-конечными погромами вывел мужи-ков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру».

Не все в творчестве Щедрина инте-ресно нам сегодня. Но по-прежнему до-рог нам писатель своей любовью к на-роду, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам.

Изображая народ в сказке "Дикий помещик", М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая, проявляет к нему уважение и симпатию. Подобное впечатление складывается из наблюдений за противопоставлениями помещика, с одной стороны: "и был тот помещик глупый..." и трудолюбивого народа, с другой стороны.

На протяжении всего произведения автор подчеркивает мысль о том, что представитель из народа имеет нелегкую судьбу. Он находится во власти того, кто платит ему за труд, зависим от него. Но на самом деле барин без крестьянина не может самостоятельно справиться ни с одной проблемой. Помещик практически не дает народу права выбора, ущемляя его права. Такова доля угнетенного человека, находящегося в неволе.

Человек из народа оказывается незаменимым. Об этом свидетельствуют события произведения. Оказавшись без услуг своих работников, барин остался голодным и неухоженным. Только после того, как они исчезли, хозяин начал понимать их роль в своей жизни. У него происходит осознание того, что народ по крупинке строит весь быт своими руками - и свой, и хозяйский, проявляя при этом смекалку и трудолюбие. В его характере упорство, целеустремленность. Он доброжелательный, терпеливый и отзывчивый.

Незащищенный никем народ смиренно соглашался и на нелепые штрафы, и на другие правила помещика. При всем при этом не был глупым. Он все понимал про своего хозяина, разбирался в житейских делах, бытовых вопросах, поражаясь его жадности. Долгое время покорность и исполнительность были главными его характеристиками.

В скором времени и у бедняка терпение закончилось. Не вынес он издевательств со стороны угнетателя. Исчез в один миг, проявив таким образом свой протест против существующей системы, оставив хозяина наедине с самим собой.

Автор с искренним сочувствием относится к народу, высмеивая нерадивость помещика, его неспособность самостоятельно существовать, обслуживать самого себя. Он подчеркивает в сказке то, что этот деспот, имея безграничную власть над народом, становится заложником своей лени, скупости и агрессии. Автор унижает помещика перед народом, превращая его практически в животное (только "хвоста еще не приобрел"). Свободолюбивый народ, по его мнению, должен быть награжден по заслугам.

Несколько интересных сочинений

    У мене є багато людей, яких можу назвати друзями й приятелями. Але як і у всіх, в мене є найкращий друг. Його звуть Богдан. Він мій однокласник. Ростом він менший за мене, хоч ми й однолітки

  • Анализ рассказа Чехова Пари сочинение

    Рассказ Пари написан Чеховым за шесть лет до своей смерти. Он знал, что жить ему осталось немного, и последние его рассказы показывают переосмысление жизни Чеховым и подведения её итогов. Пари можно отнести к жанру рассказу-притче

  • Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба сочинение

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа



Рассказать друзьям