Василий иванович белов хронологическая таблица. Василий белов - биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Советская литература

Василий Иванович Белов

Биография

БЕЛОВ Василий Иванович (р. 1932), русский писатель. В романах «Кануны» (1972−87), «Год великого перелома» (1989−91) осмысление коллективизации как народной традегии. В повестях «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968) - поэзия и проза современной сельской жизни, история русской деревни, художественное исследование народного характера. Цикл юмористических миниатюр «Бухтины вологодские» (1969), «Лад. Очерки о народной эстетике» (отдельное издание в 1982). Публицистический роман «Все впереди» (1986). Государственная премия СССР (1981), Государственная премия РФ (2004).

БЕЛОВ Василий Иванович (р. 23 октября 1933, село Тимониха Вологодской области), русский писатель; лауреат Государственной премии СССР (1981). Народный депутат в 1989-1991.

Выходец из крестьянской среды русского Севера, учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952-1955 служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. Горького в Москве. С 1964 постоянно живет в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» - Тимонихой, которая дает материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе - 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

Герои Белова

Продолжая традиции русских прозаиков и публицистов, писавших о крестьянине и крестьянском труде, Белов переносит ударение с темы изнуряющей «власти земли» над человеком с изображения крестьянской жизни как «безрадостного круговорота пота и пищи» (Г. Успенский) на гармоническое устроение жизни человека на земле, дружественную связь земледельца и природы, на «лад» крестьянского «мира». Герой Белова - всегда «человек в пейзаже» и «человек в семейном кругу», чья жизнь глубоко укоренена в род, в опыт поколений. Обретая независимость от автора, он говорит и действует «от первого лица». Ориентация на живое народное слово, воссоздание ритма и интонации крестьянской речи особенно наглядны в «Бухтинах вологодских завиральных» (1969) - пестром собрании историй, рассказанных деревенским краснобаем старым печником Кузьмой Ивановичем Барахвостовым.

«Бухтины вологодские» - своеобразный лексикон северного русского говора, любовно составленное собрание слов, острот, присловий, поговорок вологодских крестьян, свидетельствующее о меткости народной речи, живости и бойкости ума ее носителей.

Собирательская работа продолжена в книге «Лад» (1978−1981) на другом материале: «Лад» - «очерки о народной эстетике», как объявлено в подзаголовке книги, составленной из записей народных поверий и описании обычаев, занятий, ремесел, распределенных по календарному годовому циклу.

В романе-хронике «Кануны» (1972−1976), в котором изображена старая северная деревня, еще не затронутая губительной коллективизацией, Белов также отдается своей страсти к коллекционированию фактов и подробностей народной жизни, зиждущейся на идеале лада и красоты.

Сага о русском крестьянстве

Национально-почвенная природа таланта Белова очевиднее всего проявилась в повести «Привычное дело», которая единодушно была признана критикой вершиной его творчества. Герой повести Иван Африканович Дрынов стал своего рода символом русского крестьянства, подобно Матрене Солженицына («Матренин двор») или старухе Анны Распутина («Последний срок»). Но Белов создает не «житие» человека-праведника. Эстетика обыденности определяет строй повествования о жизни многодетной крестьянской семьи Дрыновых, о «круговерти» повседневных дел и забот, вписанных в круговорот времен года, в цикл сельскохозяйственных работ. Белов строит повествование в ракурсе восприятия Ивана Африкановича, трудолюбивого, совестливого и бесхитростного человека, чья жизнь растворена в «ладе» бытия, для которого все происходящее с ним и вокруг - «привычное дело». Лишь однажды Иван Дрынов подается в город, «на чужбину», но заканчивается эта измена заведенному порядку жизни трагически - смертью его жены Катерины. Повествование, начатое в спокойных, даже несколько идиллических тонах, здесь достигает трагического накала.

После перенесенной утраты обостряется самосознание героя. От повседневных дум и забот он переключается на размышления об общем порядке жизни и месте человека в мироздании. Но вывод, к которому приходит Иван Африканович, возвращает жизнь в привычное русло - русло бесконечного круговорота жизни. Последние страницы «Привычного дела» - напряженный диалог героя с самим собой.

Повесть «Плотницкие рассказы» (1968) - сплошной диалог длиной в целую жизнь, в котором звучат голоса односельчан - праведника Олеши Смолина и кляузника Авинера Козонкова, за которым тянется хвост старых и не очень старых грехов. Спор идет преимущественно об устройстве общественной жизни, вызывая «притихших духов» революции и коллективизации, но, по сути, выходит на уровень размышлений о природе человека. Символичен финал повести, в котором оба соседа, наспорившись до хрипоты, заводят общую песнь, а рассказчик - летописец их спора, отбившийся от сельской жизни, не может «им подтянуть»: «не знал я слов из этой песни».

Что впереди?

Этот вопрос писатели-«деревенщики» в 1980-1990-е гг. ставили с необыкновенной остротой. Свой ответ на него дает и Белов в романе «Все впереди» (1986), пытаясь обвести привычный традиционный уклад сельской жизни призрачным магическим кругом, за который нет ходу «чужакам» (из «писательской тетради» Белова «Дорога на Валаам», 1997, выясняется, что к «чужим» относятся едва ли не все горожане, в особенности москвичи). В пользу этой ксенофобской позиции Белов приводит все новые и новые аргументы. В романе «Час шестой» (1998) русская деревня предстает на самом крутом историческом переломе. «Хроника 1932 года» (подзаголовок романа) составлена из глав об отдельных человеческих судьбах, нередко трагических, воссозданных писателем со всем присущим ему мастерством. Белов пишет о последствиях политики, превращающей людей в «живую глину», о губительности для человека сделки с властью. Вместе с тем, Белов-публицист (в романе - немало публицистических отступлений) склонен объяснять происходящее с его героями - жителями вологодских деревень, узниками Беломорбалтлага, с Россией в целом заговором «инородцев» (и это неизбежно снижает художественный уровень его последних книг). Спор Белова - крупного русского писателя и Белова - пристрастного публициста продолжается. За трилогию «Час шестой» писателю была присуждена Государственная премия (2004).

Белов Василий Иванович (род. 23 октября 1933 года, с. Тимониха Вологодской области – ум. 4 декабря 2012 года, г. Вологда) – советский, российский писатель, лауреат Государственных премий СССР (1981 год) и Российской Федерации (2004).

Белов Василий Иванович родился в крестьянской семье. Окончил деревенскую 7-летнюю школу, фабрично-заводское училище, получив профессию слесаря. Трудился рабочим, строителем, плотником, столяром. В 1952 году был призван в ряды Советской армии, демобилизовался в 1955 году. Еще в армии стал пробовать себя в качестве писателя, публикуя свои стихи в газете. После армии представлял свои рассказы и очерки в провинциальных изданиях. Вскоре после армии поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. По его окончании в 1964 году писатель перебрался в Вологду, где прожил всю оставшуюся жизнь.

В.И. Белов был последователем писателей и публицистов, ставивших в центр своего творчества крестьянские труд и жизнь. Однако, в его произведениях безрадостная и тяжелая участь крестьянина преобразуется в гармоничное сосуществование земледельца и природы, созидательный труд. Герой В.И.Белова всегда находится в центре пейзажа и своей семьи, в неразрывной связи с поколениями и традициями своего рода. Язык писателя – стремление повторить характерные черты крестьянской речи.

В.И. Белов постоянно обращается к малой родине – селу Тимонихе, которое представлено в его повести «Деревня Бердянка» (1961) и книге стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Широкую известность В.И.Белов получил, когда была опубликована его повесть «Привычное дело» (1966), что позволило ему стать родоначальником так называемой «деревенской прозы». Его репутация в этом статусе упрочилась с публикацией повести «Плотницкие рассказы» (1968). Юмористические зарисовки «Бухтины вологодские завиральные» (1969) показывает ловкое владение крестьянской речью, северным говором, остротами, присловьями, поговорками вологодских жителей. Дилогия «Кануны» (1972-1987) и «Год великого перелома» (1989-1994) - это попытка осмысления опыта коллективизации советского сельского хозяйства. В 1978-1981 годах выходит книга «Лад», написанная на основе народный поверий, обычаев, описаний ремесел в соответствие с годовым циклом. Роман «Все впереди» (1986), несколько отличающийся от основного творчества писателя, затрагивает вопросы городской жизни.

Творчество В.И. Белова является значимой странице в формировании литературной жизни Советского союза и Российской Федерации.

Василий Белов - крупнейший представитель так называемой деревенской прозы. Он написал несколько романов, повестей, множество рассказов и этнографических очерков. По произведениям Белова создано пять фильмов. А книги, посвященные русской земле, издаются не только на родине автора, но и в других странах.

Детство и отрочество

Василий Иванович Белов родился в октябре 1932 году, в Вологодской области. В семье колхозников Ивана Федоровича и Анфисы Ивановны будущий писатель был вторым сыном. Крестьянских детей в те годы регистрировали не особенно тщательно. А потому никаких метрических документов на Белова не оказалось. Точная дата его рождения неизвестна. В документах поставили приблизительное число - 23 октября. Год же указали неверный - 1933. Впоследствии Василий Белов приложил немало сил, дабы восстановить подлинную дату своего рождения.

Когда началась ВОВ, герой этого повествования окончил первый класс начальной школы. Детские воспоминания отразил в своем литературном творчестве Василий Белов. Рассказы его во многом автобиографичны.

Читать Василий научился еще до школы. Правда, отцовская библиотека содержала немного книг, но среди них, наряду с трудами Ленина, были произведения Льва Толстого, Николая Гоголя, Виктора Гюго. Во время войны, когда в деревне остались только женщины, дети и старики, и работы было в колхозе очень много, будущий прозаик находил время для чтения. Помимо сочинений, хранившихся дома, Василия интересовали и книги советских авторов, которые он брал в местной библиотеке.

Помимо чтения, у мальчика было еще одно увлечение - столярничество. Еще до войны Василий соревновался с братом, у кого быстрее и лучше получится сделать табуретку.

Семилетнюю школу будущий прозаик окончил в 1947 году. Белов Василий Иванович, биография которого началась в непростое довоенное время, познал физические и нравственные лишения в юном возрасте. В послевоенные годы он потерял близкого друга, бабушку по отцовской линии, любимого крестного. Все эти люди ушли из жизни в результате болезни и голода, который продолжался вплоть до начала пятидесятых годов.

В городе

После окончания школы Василий Белов два года работал в колхозе. Некоторое время даже занимал ответственную должность счетовода. Однако душа его не лежала к бухгалтерской деятельности. В 1949 году Белов покинул родную деревню, отправился в город и поступил в школу ФЗО, где приобрел профессию столяра.

В 1951 году герой этой статьи уехал в Ярославль и поступил рабочим на завод. Жил в те годы Белов в общежитии. Совмещал работу с учебой в вечерней школе. Однако получить аттестат ему не удалось: призвали в армию. К двадцати четырем годам будущий классик советской литературы имел уже немалый жизненный опыт. Аттестата зрелости так и не имел Василий Белов. Книги Добролюбова, Белинского стали для него первыми учителями. Писать стихи Белов начал еще в армии. Некоторые произведения начинающего поэта были напечатаны в военной газете.

После армии

В 1955 году Василий Белов демобилизовался. Он пробыл неделю в деревне, навестил мать и снова покинул отчий дом. Поступив столяром на завод, Белов все же не оставлял мечты стать поэтом. Но местные газеты отказывались печатать его сочинения. Работа на заводе также имела свои трудности. Не сложились отношения с бригадиром. Сомневаясь в мастерстве молодого столяра, он назначил ему экзамен на подтверждение разряда. Белов прошел удачно испытание. Однако это бригадира еще больше настроило против молодого подчиненного.

В 1956 году Василий Белов уехал Вологду. В этом городе было предпринято множество попыток поступить на работу в газету. Везде ему отказывали. Едва не рухнули мечты о литературном творчестве, которые так долго лелеял начинающий поэт и писатель Василий Белов. Стихи и рассказы не печатали. Кроме того, не было жилья, а заработной платы не хватало на жизнь.

Работа в газете

Несколько месяцев проработал киномехаником в фанерном клубе. Эта работа его вполне устраивала. А в 1956 году Белова, наконец, приняли в редакцию газету «Коммунар». В этом издании Василий Белов проработал около двух лет. Он писал репортажи, статьи, фельетоны, репортажи, посвященные сельской жизни. По долгу службы ему приходилось находиться в гуще событий жизни колхоза. На глазах молодого репортера происходили эксперименты, проводимые в сельском хозяйстве, в том числе и внедрение кукурузы. В 1958 году Белов, наконец, окончил вечернюю школу и получил аттестат зрелости.

Литературное творчество

С 1964 года Василий Белов жил в Вологде. Однако нередко бывал в Москве. Он издал множество книг, которые были переведены на английский, французский, немецкий языки. Среди произведений Белова - проза, драматургия, публицистика. Пьесы этого автора поставлены во многих российских театрах.

Белов побывал во множестве стран, был избран депутатом Верховного Совета СССР. Политическая деятельность, по мнению Белова, полностью противоречит литературной работе. Но, как утверждал сам писатель, заниматься политикой вынудило его неудовлетворительное состояние современной культуры.

Книги

Всего на русском языке издано пятьдесят семь книг Василия Белова. Общий тираж составляет более семи миллионов экземпляров. За рубежом на разных языках издано около сорока произведений. Среди книг Белова, стоит назвать следующие:

  1. «Плотницкие рассказы».
  2. «Бессмертный кощей».
  3. «Знойное лето».
  4. «Привычное дело».
  5. «Лад».

Самая знаменитая книга - роман «Все впереди». Герой этого произведения - успешный физик. На самом пике карьеры он разочаровывается в жизни. Герой Белова бросает работу, жену, которая неоднократно изменяла ему, и уезжает в глубокую деревню.

По книгам Белова снято несколько фильмов, в том числе и экранизация одноименного романа «Все впереди». По повести «Привычное дело» в 1970 году режиссер Михаил Ершов снял картину «Африканыч». В сюжете повести - печальная история сельского жителя, который однажды решил отправиться на заработки в далекий северный город. Книги Белова прежде всего о любви к родному краю. Так, герой повести «Привычное дело» покидает деревню, где прошли его детство и юность. Но вскоре возвращается, осознав, что вдали от родного края и семьи он жить не сможет.

Последние годы Белов посвятил восстановлению церкви в деревне Тимонихе. Писатель ушел из жизни в 2012 году, в результате инсульта. Согласно одной из версий, болезнь спровоцировало осквернение церкви. Однако храм был разграблен за шесть лет до кончины Белова.

Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы» - родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского р-на Вологодской области в крестьянской семье.

Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской обл., работал столяром, мотористом, электромонтером; после службы в армии (1952-1955 ) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты «Коммунар» (Вологодская обл., 1956 ); с этого времени начал выступать в печати.

В 1958 был избран секретарем РК комсомола в Грязовецком р-не Вологодской обл.; в 1959-1964 учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 был принят в СП СССР.

Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, с крестьянством, Белов пережил отход от «почвы» (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество, придал позже «почвенной» позиции Белова большую прочность.

В даровании Белова первой заявила о себе лирическая стихия; найдя поначалу свое выражение в поэзии, она сохраняется и в прозе Белова.

Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х (период «оттепели»): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, с чем связан повышенный тонус существования, жажда движения, героики. Еще в юности Белов покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет о том: «И тогда совсем не горевал я, / Уходя из дому налегке». В «Плотницких рассказах» герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: «...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда» (Сельские повести. М., 1971. С. 255).

Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (Вологда, 1961 ). «Слишком много дедовским местам / Мы с тобою, сердце, задолжали» - эта мысль с той поры не оставляет Белов.

Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах. В сборнике повестей и рассказов «Знойное лето» (Вологда, 1963 ) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях «Дед», «Свекровь»; к углубленному осмыслению своих отношений с родной землей Белов впервые обращается в поэме «Белая кровь», над которой писатель работал в 1961 . Не случайно отрывок из последней - «На родине» (День поэзии. 1981. М., 1981) - лег в основу написанного впоследствии рассказа «Холмы». Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен.

Большая повесть «Привычное дело» (1967 ) - этапное произведение в творчестве Белова; она стала и заметным литературно-общественным событием. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы.

Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях «Деревня Бердяйка» (1961 ), «За тремя волоками» (1965 ). В более сложных ракурсах эта тема дана в «Плотницких рассказах» (1968 ).

Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние - редкость и почти недоступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова - таких, как рассказ «Бобришный угор», и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970-80-х .

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Герой болезненно переживает недостаток сердечности, любви, простоты в людях, и только неиссякшая пока вера в добро да счастливо сложившиеся обстоятельства позволяют ему не падать духом («Воспитание по доктору Споку», 1974) .

Мотив «надломленности» самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в «Плотницких рассказах». Рядом с Олешей возникает фигура Авенира Козонкова, бывшего колхозного активиста, до старости не расстающегося с «руководящими» замашками.

Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х . Писатель выходит к новому для него жанру - роману-хронике, создавая «Кануны» (ч. 1-3, 1972-1984 ) и продолжение их - «Год великого перелома» (1989-1991 ) и «Час шестый» (1994-1998 ). По ходу создания романа границы изображения раздвигаются, одновременно суровей становятся краски, более жесткой - кисть.

Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова - «Лад» (1979 ). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни.

Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе «Все впереди» (1986 ) - исследовать современную русскую жизнь, «человеческую породу» в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов.

Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества - темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях Белова в качестве народного депутата СССР (1989-1992 ) и члена Верховного Совета (1990-1991 ), а также в ряде статей и книг: «Начать с личного самоограничения» (Сибирь. 1988 . № 1), «Из пепла...» (Наш современник. 1991 . №4), «Внемли себе» (1993 ) и др. В своей «почвенной» позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И.А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993) .

Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры («Бухтины вологодские завиральные в шести частях»), пьесы («Князь Александр Невский», «Над светлой водой» и др.), киноповесть «Целуются зори...».

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки. Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). В 1956 году вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1958 году Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 года он учится в Литературном институте. В 1961 году в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». В 1963 году Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.
В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело». В 1968 году в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания. В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1979–1981 года появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.

Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 году выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки. Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.

Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» В.Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Армейскую службу в 1952-1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» - Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная».

Василий Белов по праву считается одним из основоположников «деревенской прозы». Через все творчество писателя проходит красной нитью тема Малой Родины, из которой рождается, растает и обретает величие наша необъятная Родина - Великая Россия.
“Здесь и начинается для нас большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься”- говорил писатель устами одного из своих героев повести “Привычное дело”. Именно эта повесть принесла широчайшую известность Белову после публикации её в петрозаводском журнале “Север” (1966).
Вырос Василий в одной из вологодских деревень, после окончания деревенской школы освоил несколько профессий, работая в родном колхозе. Первые шаги на литературном поприще начал делать после возвращения из армии, печатаясь в местных газетах. Окончив в 1864 году Московский Литературный институт им. А. М. Горького, вернулся в родной край. Здесь и раскрылся богатейший писательский талант Василия Белова.
Повесть «Привычное дело» вызвала единодушное восхищение критиков и читателей чудесным языком писателя, строгими повествовательными формами, а так же тонкой передачей крестьянской психологии и философии жизни. Подобную оценку получили и «Плотницкие рассказы» (1968).
Вызывают интерес и драматургические работы писателя. Одна из них пьеса «Над светлой водой» (1973), которая поднимает проблему исчезновения старых деревень и разрушения крестьянских хозяйств. Эта тема так актуальна в наше время, когда появилось стремление возрождать отмирающие хозяйства и заинтересовывать молодежь работой на селе.
Очень важную историко-художественную ценность несет книга “Лад. Очерки о народной эстетике” (1982), которая описывает особенности быта крестьян на Севере России. С тонким пониманием и любовью раскрывает писатель красоту традиций быта и труда народа, существующих в гармонии с природой. Год публикации книги совпал с присуждением Белову Государственной премии СССР.
На протяжении жизни Белов открыто отстаивал свои патриотические взгляды и активно участвовал в общественной деятельности. Так в СССР (1989-91) он избирался народным депутатом, а на родине, в деревне Тимонихе восстановил собственными усилиями старую разрушенную церковь. Круг общения писателя был очень широк: художники, композиторы, поэты и писатели, многие из которых стали стали впоследствии его друзьями и единомышленниками. Так давняя дружба, ещё с институтской скамьи, связывала Белова с Василием Шукшиным. Друзья часто общались, как в столице, так и на Вологодчине. В дружеских беседах Шукшин не раз получал от писателя выговор, что растрачивает свой талант литератора в киноискусстве.
Сейчас Василий Белов живет в городе Вологде. Он является членом Союза писателей России, а так же долгое время активно печатался в журнале «Наш современник».



Рассказать друзьям