Всеобщий синопсис или система мнений.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Оригинал взят у galkovsky в 915. ПИРОС МАНИШВИЛИ

Григорий Чхартишвили получает японский орден Восходящего Солнца. За большой вклад. Литературный псевдоним Чхартишвили, - Акунин, - по его словам образован от японского слова «аку» - сволочь.
В начале 20 века польско-грузинские «украданто то и это» братья Зданевичи («хочешь я попку покажу? – нет! – я всё-таки покажу») придумали грузинский примитивизм в виде волшебно обретённого художника Пиросманишвили. Который или не существовал вообще, или был рядовым бомжом, и на каркас биографии которого (сводящейся к элементарному существованию) была наращена романтическая легенда «грузинского Анри Руссо».

Идея была воспринята на ура, потому что для примитивизма как такового, а также его производных (дадаизма и т.д.) мистификация была вполне приемлемой практикой, местами становящейся обязательной. Ну и конечно Пиросманишвили стал одним из столпов грузинской культуры, в свою очередь, - уже по национальным традициям, - склонной к шутовству и мистификациям.

Пиросмани на грузинской банкноте.
Между тем, между парсунами Анри Руссо и Пиросманишвили существует большая разница. Анри Руссо был действительно художником-примитивистом, то есть рисовал как умел, стремясь максимально правдоподобно и максимально красиво (со своей точки зрения) отобразить художественную реальность. При некотором словесном эквилибре это можно было выдать за непосредственность и «уста младенца». Не то проект Зданевичей. Картины рисовались «под примитивизм», с нарочитым нарушением пропорций. Поскольку рисовали азиаты, им не приходила в голову никакая защита от возможной критики. Поэтому их примитивизм тоже вполне удался, но отнюдь не как примитивизм изобразительного искусства, а как примитивизм подделки и следования шаблону.

Картина Анри Руссо. Человек честно пытается рисовать, получается не очень.

Картина Пиросманишвили (изображающая, ха-ха, одного из Зданевичей). Настоящий примитивист никогда не стал бы рисовать правую руку с такой явной диспропорцией, ибо его цель – рисовать правильно и красиво. Как на фотографии, с которых часто и срисовывались фигуры. К тому же пейзаж сзади написан человеком с поставленной кистью.
Картины Анри Руссо изначально выставлялись на линию, простреливаемую ехидными критиками, и защищали эти картины литературные перья, заранее просчитывающие как линии обороны, так и возможные контратаки. Эпатаж был только затравкой длительного европейского разговора.

Не то Грузия. Там картины рисовались в расчёте на абсолютный восторг и вообще не предусматривали какой-то критики. Даже критики их подлинности. Сам факт существования восточного шедевра был абсолютным доказательством его гениальности.

Это и есть главное отличие восточной культуры от культуры западной. Восточная культура принципиально не рассчитана на диалог и от любого самого простого и наивного аргумента рассыпается до основания. Ибо автору даже не приходит в голову сама возможность сопротивления. Западная война это манёвры, оборона и наступление. Восточная война это резня. Когда с одной стороны - орудующие ятаганами башибузуки, а с другой - невооружённые старики и дети. Поэтому война между Западом и Востоком как правило оборачивается резнёй азиатов.

Прекрасным образчиком «грузинского хода мыслей» является сегодняшняя полемика великого кавказского учёного Чхартишвили. Чхартишвили ни много ни мало обрушивается с филиппикой на русского царя Николая II (см. .)

Что, в общем, дело обычное до банальности. Но я в данном случае говорю не о банальности содержания, а о банальности формы. Чхартишвили принципиально считает на полхода вперёд и даже не может помыслить, что его вердикты кто-то из белых шайтанов осмелится опровергнуть, а то и осмеять. «Патамущта так гаварю!»

Поскольку из-за азиатской наивности Чхартишвили дал репрезентативную подборку штампелеванных глупостей про «коронованного изверга», именно на примере полемики с его тезисами легко показать всю надуманность и абсурдность многодесятилетнего полива Николая.

Пройдусь вкратце по мыслям отжигающего Манишвили:

«Сегодня печальный юбилей. Ровно 120 лет правителем России стал человек, который уронил страну в черную дыру. Вон он стоит слева в уголочке, незаметный такой – маленький офицерик, определивший судьбу наших прадедов, дедов, родителей, да, собственно, и нашу с вами».


Честно говоря, «маленького офицерика в левом углу» не нашёл, но речь не об этом. Речь о речи Чхартишвили. Если «маленький человечек» уронил страну в дыру (видимо нужника) то страна эта очень маленькая. Поскольку на пандури играет грузин, создается устойчивая ассоциация что страна, о которой говорит Поэт, не Россия, а Грузия.

Визг продолжается:

«Формула этого противоречивого характера, в значительной степени решившая судьбу ХХ века – сочетание закомплексованности, слабохарактерности и упрямства. Для правителя это гремучая смесь. Взошел на престол – первым делом объявил, чтобы общество не тешилось «бессмысленными мечтаниями»: всё останется, как при незабвенном родителе».

Никаких «бессмысленных мечтаний», не было. Это очень-очень глупая и очень-очень старая выходка фрондирующей недоинтеллигенции Российской империи. Александр III умер скоропостижно, 49 лет от роду. До этого считалось, что у силача Александра богатырское здоровье. Николай взошёл на престол совсем молодым человеком, в возрасте 26 лет, неожиданно. Естественно, в такой ситуации встал вопрос о преемственности власти. И чтобы подчеркнуть, что бразды правления в крепких руках, перед созванными представителями дворянства и общественных организаций молодой царь (бывший на престоле всего два месяца и ещё не прошедший коронацию) сделал заявление, что форма правления в России остаётся неизменной. При этом неопытный Николай (это было его первое публичное заявление) слово «несбыточные» (или «беспочвенные») прочитал как «бессмысленные мечтания о перемене строя».

Ну и что? Мало ли кто как ошибается, да ещё в первые сто дней своего правления? Обама, вон, «муху поймал» и ничего. ЧЕГО КРИВЛЯТЬСЯ-ТО? Взрослым людям и через сто лет. НЕ СТЫДНО?

А конкретная политическая практика Николая II показывает, что уже в конце 19 века его царствование ознаменовалось шагами в сторону политической либерализации, которая продолжалась даже после начала русско-японской войны. Либерализация была сорвана злонамеренной инспирацией со стороны врагов России, но поскольку это было магистральное направление, в России всё равно сформировался умеренный конституционный строй во главе с умеренным же и дальновидным монархом, в конце концов, приведшим ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ Россию к победе в мировой войне. При этом было ясно, что демократические свободы после окончания войны увеличатся ещё более. На это указывал сам характер власти в 1914-1916, когда, не смотря на военное положение и явную оппозицию, парламент не был распущен).

Чхартишвили описывает возникновение конституционной монархии в России широкими мазками малярной кисти:

«Но как при незабвенном родителе, в новом столетии не получалось. Всё скрипело, шаталось и сыпалось. Это было страшно. Небескорыстные советники подкинули идею маленькой победоносной войны. Война оказалась немаленькой и непобедоносной, привела к революции. Правитель испугался – издал манифест со свободами. Свобод было мало, общество хотело больше и начало уже не просить, а требовать. Правитель испугался – разогнал парламент и ввел режим военно-полицейской диктатуры. Боялся войны с «кузеном Вилли» - и все-таки ввязался в нее. Не умел командовать, но объявил себя верховным главнокомандующим».

Это беспроигрышная лотерея. Трусливый деспот из трусости начал войну. Потом из трусости же разрешил парламент. Из трусости его разогнал. Потом со страху начал мировую войну и, (барабанный бой), испугавшись серьёзных военных неудач, занял пост верховного главнокомандующего.

Так можно «доказать» что угодно. В общем, и доказывают.

Слышь, Коль, дай мороженое куснуть!

Чо, струсил, урод?

На! (Кулаком в скулу.)

- (Из-за угла.) Чо, драться? Трус!

Полоумный дервиш крутит ржавой кочергой обод от бочки:

«Цена метаний все время возрастала. Пятьдесят тысяч убитых в войне с Японией. Полтора миллиона убитых в войне с Германией. В гражданской войне погибли от пяти до тринадцати миллионов – историки никак не сосчитают. Да и те миллионы, кто сгинул во время репрессий и войн второй четверти века, - тоже косвенные жертвы правителя, который сто двадцать лет назад взялся за гуж и оказался не дюж».

А чего останавливаться-то? Сколько Николай накуролесил во время второй мировой войны? А перестройка? Его же рук дело. Не грузин же.

Главное, Николай вредил с загадом. Пока был у руля, - изподтишка и не заметно. Даже, вроде, всё нормально было. Экономика росла, благосостояние, культура развивалась, парламент опять же. А как дурака от руля убрали, всё и развалилось за год. Кто виноват? Николай и последствия его правления. Как шутили во время застоя:

Николашка подлец – 23 года правил, а продуктов для советской власти не заготовил.

Но этого мало. Далее у Чхартишвили следует неимоверно смешная вещь. Дело в том, что Грузия принадлежит к евразийскому ареалу. С одной стороны, это явно государство Ближнего Востока, с другой – страна граничащая с Европой и населённая представителями средиземноморской расы, к тому же исповедующими христианство. Поэтому у грузин есть мамардашвилевская нахватанность, что в сочетании с мамардашвилевской же склонностью к лицедейству, постоянно приводит к созданию имитаций западного диалога и западной культуры. Да и значительная часть грузинской интеллигенции состоит из грузино-европейских метисов – как Зданевичи, или тот же Чхартишвили.

Поэтому грузин понимает, что для лоску и блезиру в его рассуждениях должна быть диалектика. Внезапно визгливый полив прекращается, пандури меняется на чонгури и начинается «задушевность»:

«Обиднее всего, что человек-то, кажется, был неплохой: порядочный, трудолюбивый, деликатный, обаятельный. Идеальный муж – любящий, верный, нежный, надежный: Замечательный отец: Хороший, веселый товарищ: К тому же – большая редкость для монархов Гольштейн-Готторп-Романовской династии - еще и непоказушно скромный. Один «Георгий» на груди, простая гимнастерка с полковничьими погонами.

Разумеется, задушевность в конце концов обрывается, ибо даже от такой диалектики азиатская черепушка трещит по швам, и Чхартишвили выносит итоговый вердикт душевным качествам проклятущего европейца:

«Николай словно чувствовал свой потолок: из него максимум получился бы отличный полковой командир. Слуга царю, отец солдатам. Но человек полковничьего масштаба не может быть самодержавным правителем огромной страны, уж особенно в новейшие времена».

Между тем, «историку» Чхартишвили вроде бы должно быть ясно, что «простой френч» и «простая шинель» есть стандартный ход лидера милитаристского государства. Достаточно посмотреть, как одевался Сталин, Гитлер, Черчилль, Наполеон, Мао Цзедун и т.д.

Кроме того, историк должен знать, - это не Бог весть какая тайна, - что Николай, так сказать, по должности имел ворох высших чинов крупнейших государств мира. Например, был фельдмаршалом британской армии.

Кайзер Вильгельм с нашим дурачком. Гос-сподя! И как не зазорно германскому величеству с таким недоумком стоять! Позор ведь. А тот рад, ещё форму немецкую напялил. Выдали полковнику из жалости – поносить. Охохонюшки!

И, наконец, о «полковнике». Николай был полковником Преображенского полка. Преображенский полк был лейб-гвардией (то есть гвардией гвардии). Звание полковника этого полка в 1706 году взял себе Петр I, а подполковником стал второй человек в государстве – Меншиков. Реально полком командовал второй подполковник. С этого времени российские императоры считались как бы членами офицерского сообщества этой воинской единицы:

Господа офицеры, будучи императором всероссийским, я тоже имею часть принадлежать к вашему сословию.

– В каком же полку вы служите, Ваше Величество?

В Преображенском.

Разумеется, никаким «полковником» (или, скорее, младшим генералом, т.к. в гвардии чины были выше) Преображенского полка с точки зрения должностной лестницы Николай II не был. Он был ШЕФОМ этого полка, как и все российские императоры.

Из той же оперы лицемерные заплачки про «прекрасного семьянина». Не был Николай II никаким прекрасным семьянином. Семья для него была делом десятым. Да, по темпераменту голым на четвереньках по Копенгагену, - как один из его августейших родственников, - не бегал. Но жену сразу изолировал от участия в политической жизни, а сына воспитывал в строгости - как наследника престола. И то и другое было династическим стандартом в России, и во всём тогдашнем мире. С Александрой Фёдоровной царь мог не видеться по полгода и даже не разговаривать по телефону (под предлогом, что не любит этот вид общения). Письма писал – вежливые и милые, на английском языке. Письма находящегося в прекрасной физической форме 40-50-летнего мужчины к не очень здоровой и рано постаревшей 40-50-летней жене. «Милая, незабвенная Аликс. Прошла ли инфлюэнца у нашей младшенькой? Всё время думаю о вас, Бог даст, в конце зимы приеду и обниму. Соскучился невероятно».

Грузинские, армянские и еврейские младотурки лили в начале века слёзы о «прекрасном семьянине» по очень простой причине. Во-первых для азиата, который привык унижать женщин, бить палкой, размазывать чурек по роже и брить на лысо, тот, кто уважительно относится к своей жене – не мужчина. Во-вторых, существенным элементом сказаний турецких дервишей о шайтан-царе были страшилки о царице-немке (как все гессенские, ненавидевшей Второй Рейх и воспитывавшейся в Англии), а также о сумасшедшей нимфоманке и её ёбаре-гипнотизёре (без комментариев).

А царь-подкаблучник выполнял все её прихоти. Вплоть до усыновления Алексея – сына Распутина.

Вернёмся, однако, к дервишу и кочерге:

«Когда задаешься вопросом: кто больше всех виноват в том, что Россия не удержалась на дороге, а полетела под откос, ответ мне представляется очевидным. Разумеется, тот, кто находился за рулем и не справился с управлением».

Верно. Но только в случае с Николаем (когда никакого откоса не было, а был наоборот – триумф). А вот, например, с Керенским это не верно. Разве он виноват, что навернулся? Нет – виноват Николай. Или правление Ленина. Николай же виноват. А великий Сталин? Всю жизнь боролся с последствием правления Николая, все ошибки и недочёты сталинизма - от русского царя.

Ну и так далее. Это грузинская логика и она понятна. Азиат никогда не бывает виноват. Виноваты окружающие его европейцы и прежде всего самые умные и самые порядочные. Чем же? Тем что они есть. Если умерли, - тем, что они имели наглость быть. Помимо воли его азиатского величества. А сам азиат – УМНАЙ!

Но Николай, по Чхартишвили не просто виноват, он виноват вдвойне:

«Виноват вдвойне, потому что намертво вцепился во власть и ни с кем ею не делился: ни с либералом Витте, ни с державником Столыпиным, ни с Думой. Потому что они – просто люди, а он – Помазанник Божий, и где не хватит ума, спасет Провидение».

Ту белый человек может заикнутся:

А как же так, а как же Дума и выборы, как двойная амнистия революционерам?

Но увидав, кто стоит перед ним, не заикнётся.

А дервиш на трехколёсном велосипеде катится дальше – в вечность:

«Втройне виноват, потому что Малый Мир, мир семьи, в критические моменты оказывался для него важнее Большого Мира, а какой ты к черту помазанник, если тебе жена с детьми дороже подданных? С чего это Провидение станет тебе такому помогать? В результате и Большой Мир погубил, и Малого не сберег».

Ну, тут уж люди махнут рукой и пойдут по своим делам.

А зуда-Ерошка декламирует с кафедры из прессованного кизяка:

«Вызывает ли его участь сострадание? Конечно. Да, жаль его, сражен булатом, он спит в земле сырой. Но еще больше жалко всех, кто спит в земле сырой из-за его закомплексованности, слабохарактерности и упрямства. Имена их – подавляющего большинства - как говорили раньше, Ты, Господи, веси. Вот я рассказал вам, кто больше всех виноват - с моей точки зрения. Знаю, что многие оценивают историческую роль последнего царя иначе и со мной не согласятся. А впрочем, сейчас проверим. И да, вот еще что, а то я уже предчувствую, куда повернет дискуссия. Это не толстые намеки на нынешнего полковника-самодержца. Когда я хочу высказаться о Путине, я обычно делаю это прямым текстом. Мой текст – про Николая Второго, давайте про него и поговорим».

Да на другое дискуссия повернёт. Не дать ли почтенному азиату пинка в сторону родного Тифлиса. Чтобы японский орден соскочил на десять метров. Надоело. За сто лет – ОЧЕНЬ!

Война вытеснена за пределы цивилизованного мира. Интерес есть, а возможностей вести войну Америки против Англии, Японии против Америки, Германии против Польши нет. Войны и не будет. Будет феерический калейдоскоп внешне бессмысленных, но удивительно хорошо спланированных терактов, бьющих по нервным сплетениям ведущих стран мира. Точно, крайне эффективно, со сравнительно небольшим количеством жертв. Авторами акций будут объявляться расы и страны, находящиеся за пределами “зоны вечного мира”. Обыватель даже не будет понимать, что происходит. Он уже не понимает: то его делают участником голливудского шоу “911”, то гонят по Манхэттену после веерного отключения электричества, которое вроде как и не отключение, а учение, потом ноу-хау отключения-учения в умелых руках лондонских полицейских плавно переходит в серию хорошо спланированных взрывов.

Это ещё один сюрприз постнуклеарной войны. Узкоспециализированные действия штабов не воспринимаются населением как нечто осмысленное. Пазл не складывается, обыватель видит только телевизионную картинку тут и сям происходящих “катастроф”, учиняемых анонимными или полуанонимными злодеями. Боевые действия идут перпендикулярно потоку жизни и вне их эпицентра населением не замечаются. Ведь даже в зоне тектонических разломов землетрясения - это серия разрозненных эпизодов, складывающихся в единую картину геологического процесса только в головах специалистов-сейсмологов.

()

Мир, устроенный Галковским.

Ура, товарищи, в атаку! Особенно умилило - "готово к военному призыву". :)

А потом мы еще удивляемся, откуда берутся сумасшедшие "задумовы" и прочие шпагоглотатели. Некоторым оправдением для Утенка выступают приятный счет в иностранном банке и подвальное бомбоубежище в Исландии, т.е. дядя явно не псих, когда рекомендует пиплу ядерную войну за Путина. За обидки то надо ответить. Ага.

December 10th, 2013

Юзер humbert_2 выложил якобы написанные первым мужем Натальи Галковской - утенком Калеником, "Застольные беседы с Дмитрием Галковским ". Степень аутентичности сего опуса оценить сложно, хотя навскидку некоторые пассажи прямо-таки тру. Кстати, юзер также ведет сообщество "

"Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – будешь счастливым, если плохая – философом," - говорил Сократ. Введение процедуры развода фактически ликвидировало этот естественный институт воспроизводства философов. Жена Сократа была сварливой. Я, видимо, попал в первую крайность. Галковский холост, хотя утверждает, что весь в поиске (как говорится, ещё не вечер и, возможно, халатик с перламутровыми пуговицами где-нибудь да мелькнёт). Так что, речь в данном топике будет вестись непрофессионалом о непрофессионале.

Галковский часто себя позиционирует философом. Он окончил философский факультет МГУ. Но его собственное мнение о гуманитарном образовании в СССР вообще и на филфаке в частности достаточно хорошо известно - очковтирательство и вредительство. Собственно философских работ у Галковского нет (философский роман и философские сказки - это всё-таки роман и сказки). Да и интересуют его больше не философские проблемы и даже не философы, а исторический контекст. "Возможно, это точка зрения не философа, а историка философии, но я по образованию и есть историк философии," - признаётся Галковский в одном из своих интервью .

Поскольку собственная философская система Галковским нигде формально не изложена, придётся восстанавливать её по крупицам из "невзначай" оброненных умозаключений, разбросанных в десятке произведений, статей и ЖЖ-страниц. Отправной точкой послужит следующая цитата : "Eсли брать «ход мысли», то моё философствование наверное напоминает Рассела, с поправкой на меньшую математизацию и гораздо меньший национализм." Ну, не знаю... С философскими работами Рассела я практически не знаком, более знаю его как логика и автора парадокса Рассела . В юности читал "Почему я не христианин", но как-то совсем не впечатлился, скорее наоборот. На полях отметим, что Рассел - англичанин, уклонялся от службы в армии (правда, демонстративно, за что сидел, а не через психбольницу), получил Нобелевскую премию по литературе. Ещё отметим следующую мысль: "Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви." Очень похоже. (И, кстати, мысль с огромным бумеранговым зарядом.) У Рассела много замечательных афоризмов. Напр., "Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь." Очень в тему.

И так, что такое философия по Галковскому? С одной стороны Философия - это синтетическое понятие, мало что означающее конкретно. Это может быть спекулятивная часть конкретной науки, слегка припудренная теология, пропаганда, интеллектуальная джигитовка перед самкой (очень часто). С другой - Настоящее определение философии настолько страшно, что его всеми силами избегают, загораживают ширмами. «Философия это знание о том, как обстоят дела на самом деле». Столь туманный предмет невозможно исследовать. Поэтому я буду использовать более традиционное понимание философии, а именно исследование первопричин всего сущего и науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины.

Результат моей реконструкции выглядит следующим образом:
1. В основании лежит некая ТАЙНА, которая через эволюцию задаёт всё многообразие мира.
2. В качестве метода избран цинизм, т.е. сведение мотиваций к наиболее примитивным, а поведения - к функции.
3. Самоиндукция морально-нравственных идеалов.

Немного разверну перечисленные тезисы.

Эволюция у Галковского не носит прогрессивного характера, т.е. не является собственно дарвинизмом. Это не направление развития "от простого к сложному", а только алгоритм приспособления к окружающей среде. "Эволюция есть подпрограмма генокода". Мысль такая: оставьте на Земле один единственный вид и через энное количество лет получите текущее разнообразие видов вплоть до разумного человека (ну, может быть, с рожками или хвостом). Здесь важно отметить, что появление разума Галковский считает ординарным явлением, мало чем отличающимся от отращивания плавника или ещё одного отдела желудка.
И это первая странность. Потому что сам генокод - "компьютерная программа. ФАКТ - ...ичное счисление, определённые формулы. Всё очень разумно ". У генокода есть АВТОР. При этом разум, развернувшийся из генокода, сам может создать свой генокод, который через эволюцию приведёт к появлению нового разума, который... Такая матрёшка, без конца и начала. Можно представить и другой вариант: кто-то написал биологический код, который привёл к появлению человека, человек написал компьютерный код, который привел к появлению робота, который написал... В любом случае мир познаваем, мир устроен разумно, мир устроен кем-то.

Тезис о цинизме я разворачивать не буду. Желающие могут почитать статьи о киниках и увидеть, что совпадение почти полное. Не смотря на то, что сам Галковский от цинизма открещивается и даже обижается, я считаю этот тезис довольно очевидным. Аргументация мэтра на обвинения в цинизме сводится к фразе: "Я не циник, а реалист. А реалист во многом из-за того, что в жизни мне всегда приходилось решать практические задачи, от которых зависело моё благополучие и благополучие моих близких." Но цинизм и есть "поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к определённым нравственным традициям и этическим ритуалам, как мешающим или избыточным для решения практических задач" . Следующее возражение - мол, Галковский вовсе не против традиций и ритуалов, как раз наоборот. Но дело в том, что, даже защищая некую традицию или норму, он делает это из совершенно утилитарных соображений практичности и функциональности. И даже это было бы вполне приемлемо, если бы не отрицание базовой культурной нормы, а именно запрета на выпячивание чужих личных грехов и недостатков, реальных или мнимых. Это идёт поперёк всей русской культуре (и тем более православию).

Теперь об идеалах . Морально-нравственные нормы по Галковскому носят социальный характер, задаются воспитанием, развиваются образованием и, наконец, усиливаются собственной интеллектуальной деятельностью. Т.е. в среднем, чем человек образованнее, тем он лучше. Никакого абсолютного нравственного принципа не существует. Галковский признаёт существование Бога, но "с точки зрения философской". Что это значит? А то, что "Бог" - "персонифицированное выражение высших человеческих устремлений", т.е., в конечном счёте, продукт мыследеятельности. Причём у каждого свой "Бог". "По-моему глубокому убеждению," - говорит Галковский,- "философ не может быть верующим". Религию Галковский отрицает, при этом оговаривая полезность обряда, как "духовной пайки" интеллектуально недоразвитым особям.
Вот ещё интересный пассаж: "признание существования Бога и утверждение о его отсутствии это две ФИЛОСОФСКИЕ концепции". С моей точки зрения, эта фраза невозможна из уст философа. Поясню на аналогии: "признание существования Галковского и утверждение о его отсутствии это две ФИЛОСОФСКИЕ концепции". Если реального Галковского не существует, то оба утверждения равно неверифициуемы, поскольку в первом случае "предмет" нельзя предъявить, во втором - тем более ничего нельзя предъявить в принципе. Т.е. оба утверждения - абстрактная и бессмысленная игра ума, где слово "Галковский" можно заменить на любую абракадабру. Это занятие не для философа, а для шизофреника. А вот если Галковский существует, то можно почитать в ЖЖ его "филлипки", задать вопрос, можно зайти на воскресное чаепитие РЖ-клуба и благоговейно посмотреть, пожать руку, двинуть в челюсть. Но причём здесь философия? Таким образом в любом случае и признание и отрицание не являются концепциями, тем более "ФИЛОСОФСКИМИ".
Философские концепции - это христианство, буддизм, конфуцианство, материализм и проч. Материализм не отрицает Бога, он НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ эту идею для построения картины мира. Отрицает Бога атеизм, но уже в силу этого, атеизм не является философской концепцией, поскольку вторичен и без теизма не существует. Атеизм - это позиция, диалектический "антитезис". Здесь, кстати, к месту вспомнить Чайник Рассела (а то мы как-то забыли про исходную точку исследования). Это очень смешная аналогия. Ведь вопрос не в доказательстве, а в соотнесении своей жизни, мировосприятия, поступков с неверифицируемым убеждением. За свои убеждения человек платит жизнью. Не в том смысле, что идёт на смерть (в этом тоже), в том, что живёт эту жизнь совершенно определённым образом.

Поскольку прозвучало слово "диалектический", считаю необходимым остановиться на этом мощном философском методе. Понятно, что учась на философском (да, практически на любом в советские времена) факультете, пройти мимо диалектики было в принципе не возможно. В "Бесконечном тупике" Галковский старался всячески дистанцироваться от диалектики: "гегелевская триада это способ мышления некомпетентного сознания" (БТ 453). И т.к. себя автор считал вполне "компетентным", то заслышав про "тезис/антитезис/синтез", ожидал исключительно подвоха и спешил переложить кошелёк во внутренний карман, а то и в трусы. Но со временем Энгельс с марксизмом-ленинизмом перестали нависать над окрепшим интеллектом, Гегель вообще стал ручным персонажем исторических зарисовок, и диалектика превратилась в "основу любого философствования" , правда, ужавшись до диалога, где тезис/антитезис редуцировали в аргумент/контраргумент, а синтез исчез за ненадобностью. "С одной стороны это приучает к изворотливой аргументации, с другой - порождает равнодушие к конкретному результату." Эволюция.

О чём ещё важно сказать в контексте данной статьи? Есть расхожее мнение: "пришел Галковский и отменил русскую философию". На самом деле у Галковского всё значительно серьёзней. Он отменил ещё Канта, Гегеля, Декарта. Но ладно отменил, он ещё и вовсе попытался закрыть тему: "Мне кажется, что философия – это определённое состояние культуры, которое человечество давно преодолело." Преодолело в том смысле, что за философию взялось государство: "Ведь мышление очень опасно. На этот ящик Пандоры нужен государственный замок."
Прежде, чем анализировать сей нетривиальный вывод, нужно разобраться с движущей силой познания. Поскольку единство и борьбу противоположностей Галковский выкинул, то единственным познавательным стимулом остался интерес. Больше нечем подогревать чудачество и игру ума "вполпьяна": "А что будет, если...?" Интересно. "Ехала машина тёмным лесом / за каким-то интересом. / Инте, инте, интерес, / выходи на букву..." А выходит государство. А у государства какой интерес? Правильно, казённый. Казна всему голова. И ещё раз процитируем Бертрана Рассела: "Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь." Вот и свершилось: спрос и предложение нашли друг друга! Отсюда и пессимизм Галковского в отношении будущего философии.

К счастью, точка зрения Галковского не является единственно возможной, а интерес к познанию имеет очень косвенное отношение. Огромное количество открытий сделано случайно и даже вопреки интересам исследователей. Интерес - в игре, в "Клубе кинопутешественников" и в передаче "Очевидное-невероятное". А у нас на физтехе шутили: "Курица - не птица, Серёжа - не Капица". А тот Капица, который Капица, говорил: "Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие". "Закрытие" хорошо для отчётности о расходовании бюджетных средств. А "Открытие" - радость, восторг, именины сердца, слава, мечта, страсть. Открытие - это противоречие реальности сложившейся картине мира, это "шило в одном месте", которое будет свербить тысячи людей до тех пор, пока не появится новое понимание мироустройства. Тогда снова всё успокоится на время утихнет, обернётся рутиной и планом мероприятий, пока однажды кто-то снова не побежит голым с криком "Эврика!".
Противоречие, исключение, нестыковка, зазор, ошибка, огрех, грех. Грех - вот истинный двигатель познания. Грех нужно прикрыть. Это глубоко в человеческой природе, в природе испорченной, проклятой.

Так что же всё-таки не так с русской философией? Ведь действительно она выглядит весьма куцей на фоне могучего здания западно-европейской мысли. Галковский совершенно справедливо замечает: "Среди русских деятелей культуры первого ранга нет ни одного священника или монаха. Второго - очень мало. Это разительное отличие от культуры Франции, Великобритании, Германии." Если не скатываться на гипотезу "русские - глупая нация", то проблемы где-то в "двигателе".
Вся западная философия (да и вообще культура) вышла из теологии, где тысячелетие бушевал такой накал страстей, что привёл к глубочайшему церковному расколу, реформации, протестантизму, атеизму. Западная мысль двигалась по пути всё большей и большей секуляризации знания и культуры. В восточной, православной культуре ничего подобного не происходило. Если посмотреть на историю православного богословия прошлого тысячелетия, то можно увидеть какой-то "интеллектуальный застой" с небольшим всплеском в XIV веке вокруг споров о Божественных энергиях. Впрочем стоит обратить внимание и на сугубую "реактивность" богословия 1-ого тысячелетия. Схема такая: возникает некая ересь; богословская мысль кипит (иногда весьма кроваво); наконец, формируется учение, отсекающее еретическую идею; фиксируется Вселенским собором; и опять всё успокаивается.
Западная философия веками шла к гегелевской диалектике: тезис своим формулированием порождает антитезис и тем самым вступает с ним в отношение. Что здесь нового для православного сознания? Сравните: Бог Отец предвечно рождает Сына-Слово, Дух Святой исходит от Отца и почивает на Сыне. Догмат о Троице. А для западного сознания гегелевская триада - откровение! Потому что "филиокве": Дух Святой исходит от Отца и Сына . Куда исходит? Вопрос! Это такое "шило", что потребовалось нагромоздить редуты, стены, башни, блиндажи, подземные коммуникации, ложные аэродромы, отвлекающие фасады. А всё равно колет.
А русская философия серебренного века вся вертится вокруг идеи "Души мира - Премудрости Божией", софийной ереси, мелковато для строительства Вавилонской башни.

Рассел, "ход мысли" которого так близок Галковскому, говорил: "Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать" и "даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться". Это глубоко и правда. Что можно противопоставить "Да любите друг друга"? Только - "Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей." Вот занятие для скучающего "созерцателя реальности". А внутренний диалог и самокомментаторство? И на это есть афоризм многомудрого Бертрана: "Здравомыслие можно было бы определить как синтез безумий... Тот, кто хочет сохранить здравомыслие... должен собрать в себе целый парламент всевозможных страхов, из которых каждый признавался бы безумным всеми остальными." Демократия. :)

Замыкая круг, хочу процитировать Норберта Винера: "Бертрана Рассела можно описать одним-единственным способом, а именно - сказав, что он вылитый Болванщик".

Направление: Период: Основные интересы: Значительные идеи:

концепция «гегемон-субгегемон», концепция «криптоколонии», понятие «предела оптики» в истории государства

Оказавшие влияние: Испытавшие влияние: http://galkovsky.livejournal.com

Дмитрий Евгеньевич Галко́вский (род. 4 июня , Москва) - российский философ, писатель и публицист.

Биография

Отец - инженер, мать - портниха, предки были духовного звания. В 1977 году окончил немецкую спецшколу № 51. Четыре раза пытался поступить в университет. Работал на заводе им. Лихачева наладчиком пылеулавливающего оборудования. Работал также лаборантом в Академии бронетанковых войск им. Малиновского.

В 1980 году поступил на вечернее отделение философского факультета МГУ , которое окончил в 1986 году. На работу устроиться не мог, зарабатывал на жизнь нелегальным тиражированием и продажей запрещённой литературы .

В 1987 году написал философский роман «Бесконечный тупик» .

Сотрудничал в 1988-1989 годах с самиздатским журналом Александра Морозова «Параграф». Некоторое время пользовался покровительством Вадима Кожинова , который в 1990 году устроил его в журнал «Наш современник» (Галковский ушёл оттуда через год со скандалом , а в 1991 году помог опубликовать фрагмент «Бесконечного тупика» в журнале «Советская литература».

Другие фрагменты в 1991-1992 годах были опубликованы в «Литгазете », «Новом мире », «Континенте » и других изданиях. В «Новом мире» напечатаны также статья «Поэзия советская» (1992, № 5) и сценарий фильма «Друг Утят» (2002, № 8). В начале 1990-х годов преподавал в Московском театральном лицее. Участвовал также в коммерческих проектах.

После серии полемических статей 1992-1993 годов («Андеграунд», «Разбитый компас указывает путь», «Устранение недостатка», «Стучкины дети») отказался сотрудничать с российской (по его терминологии, «советской») прессой, обвинив её в травле своего творчества.

Обо мне как писателе написано энное количество текстов, как правило во всякого рода учебниках и научных пособиях. И там постоянно решаются две «промблемы»: постмодернист я или нет, и к какому направлению постмодернизма принадлежу. А какое это имеет значение? Это ерунда «ни уму ни сердцу».

Нет, чтобы написать ПРАВДУ:

«Дмитрий Евгеньевич Галковский, русский писатель. Из-за своего социального и этнического происхождения всю жизнь бойкотировался властями СССР , и затем РФ. Несмотря на очевидные литературные способности, до сих пор не смог опубликовать ни одной своей книги. Известность приобрёл благодаря интернету. Однако в интернете же против Галковского ведётся планомерная кампания, изображающая его психически больным человеком и скандалистом. Между тем известно, что Галковский уравновешенный и общительный человек с университетским образованием, трезвенник, председатель клуба блоггеров» .

Характеристика творчества

Для философской, публицистической и художественной прозы Галковского характерны эстетика фрагмента, ироническое обыгрывание «чужого слова» (во многом эти черты восходят к В. В. Розанову - одному из центральных персонажей «Бесконечного тупика»). Окружающему миру противопоставлено ранимое, но вместе с тем с иронией относящееся к нему всезнающее «я» («Одиноков» «Бесконечного тупика», «Галковский» и «Дмитрий Евгеньевич» поздних текстов), важен для мира Галковского также образ отца. Философия Галковского - в значительной части «метафилософия», важную роль в ней играет осмысление философствования предыдущих эпох, особенно русской религиозной философии, с неизменным презрением относится он к философствованию советского времени.

Для стиля более поздних сочинений Галковского характерен ряд постоянных метафор и образов («осьминоги », «грибы», «инопланетяне» - криптоколониалисты; «жидовские мурзилки» - анонимы в ЖЖ , «разложить на татами » - любимое занятие советских спецслужб). С середины 1990-х Галковский увлекается сетевыми компьютерными играми и Интернетом вообще. Роман «Бесконечный тупик» был построен как гипертекст задолго до эпохи информатизации.

Исторические теории Галковского

Историческая концепция Галковского вкратце сводится к следующему. Российская империя - просвещённое, сильное государство, представитель европейского начала. Причина его кризиса и гибели заключается, во-первых, в неполноте подчинения европейской цивилизацией азиатской стихии (крестьянства и «цыганства»); во-вторых, - в деятельности Великобритании , секретные службы которой использовали враждебно настроенные социальные, этнические и религиозные группы (азиатские меньшинства, включающие и евреев , старообрядцев , необразованные низшие слои и проч.) для подрыва власти и армии в России и разрушения русского государства. Большое значение Галковский придаёт роли Великобритании в мировой политике во время её расцвета, а также в современную эпоху. Согласно ему, многие государства суть и есть «криптоколонии» , - официально суверенные, но фактически подчинённые властному государству. К криптоколониям Великобритании Дмитрий Галковский причисляет, помимо стран британского Содружества , и многие другие государства, включая Советский Союз и постсоветские страны «Полноценных» же игроков, со времен Второй мировой войны , осталось всего трое: помимо субгегемона Великобритании, это мировой гегемон США , и Франция , которая за счет искушенности своей элиты сумела сохранить политический капитал и полную независимость даже после разгрома и немецкой оккупации . Политический статус всех остальных государств мира варьируется от «младшего союзника» до «колонии».

К советскому строю (как «ленински-космополитического», так и «сталински-националистического» образца), к КГБ как совмещению «азиатской» и «крестьянской» стихии Галковский относится презрительно: советских философов, учёных, писателей он рассматривает в основном как шарлатанов. Последний шанс возврата к временам Российской империи был, согласно Галковскому, упущен при распаде Советского Союза; ныне русская нация окончательно переродилась в новое образование, имеющее с дореволюционной не больше общего, чем латиноамериканцы с испанцами; нынешний строй в России также подобен латиноамериканскому.

Галковский также считает возможным масштабную фальсификацию мировой истории и её искусственное удлинение: например, создание «древних» языков, на которых потом можно изготавливать псевдодревние тексты, считает сфабрикованными сочинения Отцов церкви , сведения о плаваниях викингов ; считает открытие берестяных грамот научно несостоятельным . XV век Галковский считает «пределом оптики», то есть мало-мальски достоверной современной европейской истории. При всем этом, он, в общих чертах, признает достоверность истории Древней Греции и Рима (с поправкой на имперскую пропаганду Рима, позднейшие (XV-XIX в. н. э.) искажения и просто потерянные данные). Главным вопросом, по его мнению, является не подлинность истории периода с V в. до н. э. по V в. н. э., а вопрос преемственности между Европой эпохи Возрождения и поздним Римом . Отдельно следует рассматривать постепенную трансформацию Восточной Римской Империи в Османскую Империю - «боевая» история османов, включая осаду и взятие Константинополя - ложь .

Теоретически историческая концепция Галковского была сформулирована им в нескольких постулатах: .

  • Когда численность населения может расти по экспоненте, она должна расти по экспоненте.
  • Государство это иерархия полисов, первая стадия государства - союз полисов , а первичная форма государственной жизни - полис.
  • Как только складываются правильные дипломатические отношения, возникает мировое сообщество с жёсткой оппозицией гегемон-субгегемон.
  • Гегемон определяет историческую эпоху и создаёт господствующую историческую концепцию своего времени.
  • История поверженного гегемона всегда является злобной карикатурой.
  • Демократия - естественное и поэтому самое древнее состояние человеческого общества.
  • Уровень фантастичности истории церкви равен 100 %.
  • Любая государственная история автоматически направлена на максимальное удревнение, максимальное увеличение территории, численности населения, уровня экономического и культурного развития данного государства.
  • Политэкономия - это не наука, а замаскированные под научное знание экономические интересы «страны-производителя».
  • Политическая партия - это социальная корпорация , призванная улучшить социальное положение своих членов легальными (или относительно легальными) средствами и использующая для маскировки демагогию.

Характеристика мировых войн

  • Первая мировая война - «первобытное военное столкновение».
  • Вторая мировая война - в первую очередь, война идеологическая.
  • Третья мировая война - практически бескровная, война построенных человеком механизмов.
  • Четвёртая мировая война - война компьютерных программ.

Концепция субгегемона

Галковский является автором «концепции субгегемона». Согласно данной концепции, в геополитике, наряду с явным гегемоном , доминирующим в глобальном масштабе, существует т. н. «субгегемон» - государственное образование, следующее по мощи за гегемоном , неизбежно с ним конфликтующее во всех аспектах и стремящееся занять его место.

Таблица «гегемон-субгегемон», иллюстрирующая концепцию:

Годы Гегемон Субгегемон Примечание
до 1527 Итальянская пентархия (Миланское герцогство , Венецианская республика , Флорентийская республика , Папская область и Неаполитанское королевство) Испания - Франция Субгегемон не явен, соперничают Испания и Франция.
1527 Испания - Франция Испания - Франция Взятие Рима . Гегемония Пентархии повержена, соперничают Испания и Франция.
1559 Испания Франция По итогам Итальянских войн
1640 Франция Испания В ходе Тридцатилетней войны Испания терпит поражение, отделяется Португалия , делается попытка отделения Каталонии .
1701 Франция Англия Открытие вопроса об Испанском наследстве означает оттеснение Испании с позиции субгегемона и замену ее Англией.
1789 Англия Франция Французская Революция нарушает управление во Франции и позволяет оттеснить ее с позиции гегемона.
1814 Англия Россия По итогам Наполеоновских войн
1856 Англия Франция По итогам Крымской войны
1871 Англия Германия По итогам Франко-прусской войны
1918 Англия США По итогам Первой мировой войны
1945 США Англия По итогам Второй мировой войны

На данный момент, из 193 государств мира полностью независимую политику проводят всего три страны - США, Великобритания и Франция. Статус остальных стран варьируется от «младшего союзника» до колонии. Особый статус у ФРГ, которая является ареной борьбы между тремя державами. Экономическое развитие или военная мощь государства в действительности мало влияют на его статус - так Япония является криптоколонией США, а огромный Китай - криптоколония Великобритании.

Критика

К творчеству Галковского в 1990-2000-е годы было привлечено большое внимание критики; рецензенты, не во всём соглашаясь с писателем, как правило, оценивали его творчество как выдающееся явление. Так, главный редактор «Нового Мира» Андрей Василевский в рецензии на «Основной текст» «Бесконечного тупика» отмечает, что «Бесконечный тупик» («примечания») - «одна из самых значимых (не скажу - лучших) книг, написанных на русском языке в 80-е годы», «не памятник культуры, а скорее некое природное явление», отмечает способность Галковского «создать свое особое, почти волшебное „галковское“ пространство (чем-то родственное толкиеновскому Средиземью), внутри которого Галковский оказывался совершенно неуязвим». Публикацию «основного текста» Василевский считает не столь удачной, как ранее изданный текст «Бесконечного тупика».

В рецензии на «Разбитый компас» критик «Знамени » видит «немаловажное культурологическое свидетельство нашего времени», «частное предприятие честного человека», поддерживает положительную программу Галковского, однако критикует его за «отработанную и продуманную методику литературной провокации».

Основные работы

Литература

Примечания

Ссылки

Электронные тексты

  • Экраноплан Galkowsky - интегральный архив текстов Галковского

Отец — инженер, мать — портниха, предки были духовного звания. В 1977 году окончил немецкую спецшколу № 51. Четыре раза пытался поступить в университет. Работал на заводе им. Лихачева в одном цехе с Леонидом Якубовичем . Работал также лаборантом в Академии бронетанковых войск им. Малиновского.

В 1980 году поступил на вечернее отделение философского факультета МГУ , которое окончил в 1986 году. На работу устроиться не мог, зарабатывал на жизнь нелегальным тиражированием и продажей запрещённой литературы .

В 1987 году написал философский роман «Бесконечный тупик» .

Сотрудничал в 1988—1989 годах с самиздатским журналом Александра Морозова «Параграф ». Некоторое время пользовался покровительством Вадима Кожинова , который в 1990 году устроил его в журнал «Наш современник» (Галковский ушёл оттуда через год со скандалом), а в 1991 году помог опубликовать фрагмент «Бесконечного тупика» в журнале «Советская литература ».

Другие фрагменты в 1991—1992 годах были опубликованы в «Литературной газете », «Новом мире », «Континенте » и других изданиях. В «Новом мире» напечатаны также статья «Поэзия советская» (1992, № 5) и сценарий фильма «Друг Утят» (2002, № 8). В начале 1990-х годов преподавал в Московском театральном лицее . Участвовал также в коммерческих проектах.

После серии полемических статей 1992—1993 годов («Андеграунд», «Разбитый компас указывает путь», «Устранение недостатка», «Стучкины дети») отказался сотрудничать с российской (по его терминологии, «советской») прессой, обвинив её в травле своего творчества.

Обо мне как писателе написано энное количество текстов, как правило во всякого рода учебниках и научных пособиях. И там постоянно решаются две «промблемы»: постмодернист я или нет, и к какому направлению постмодернизма принадлежу. А какое это имеет значение? Это ерунда «ни уму ни сердцу».

Нет, чтобы написать ПРАВДУ:

«Дмитрий Евгеньевич Галковский, русский писатель. Из-за своего социального и этнического происхождения всю жизнь бойкотировался властями СССР , и затем РФ. Несмотря на очевидные литературные способности, до сих пор не смог опубликовать ни одной своей книги. Известность приобрёл благодаря интернету. Однако в интернете же против Галковского ведётся планомерная кампания, изображающая его психически больным человеком и скандалистом. Между тем известно, что Галковский уравновешенный и общительный человек с университетским образованием, трезвенник, председатель клуба блоггеров».



Рассказать друзьям