«130 квартал»: музеи, магазины. Исторический облик Иркутска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Остров-град Свияжск — административно это небольшое село (всего 252 жителя) в Зеленодольском районе Республики Татарстан. Но сложно найти похожее место со столь же богатой историей. Ведь Свияжск - город, покоривший неприступную Казань.

Новоград Свияжский

Середина XVI века. Между Московским царством и Казанским ханством - ожесточённая борьба. Иван Грозный во что бы то ни стало хочет покорить Поволжье.

Казанское ханство в глубоком кризисе. Практически единственный форпост сопротивления русским войскам, превосходящим противника в численности и артиллерии, - Казань.

В 1550 году армия Ивана Грозного предприняла вторую попытку завоевать столицу Казанского ханства. Неудачно: слишком далеко от Москвы, чтобы регулярно снабжать войска провиантом и оружием. Но, возвращаясь домой, воеводы заметили посреди реки высокий холм с крутыми склонами и плоской вершиной (Кара-Кермен). О «находке» доложили царю.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века).

Грозный тут же оценил стратегическую ценность возвышенности. Холм почти со всех сторон окружён водой; он всего в 26 верстах от Казани, но из города его не видно. У Ивана IV созрел хитрый план - построить крепость, которая бы стала перевалочным пунктом для русских войск.

За 1 000 км до предполагаемой крепости, в угличских лесах, царь приказал построить деревянный кремль. Поручение исполнили. А весной 1551 года, когда Волга вскрылась ото льда, царь повелел разобрать крепость, погрузить брёвна на плоты и сплавить к Кара-Кермену.

24 мая 1551 года русские войска и работяги высадились на острове. Закипела работа: днём и ночью трудились 75 000 человек. Меньше чем за месяц на заросшем нелюдимом холме выросла мощная военная крепость, по размерам превосходившая даже Московский кремль. Следом возвели две церкви - Троицкую и Рождественскую, а также многочисленные хозяйственные постройки. Город-крепость сначала получил название «Иван-город», а затем - «Новоград Свияжский».

Остров-град Свияжск.

Что посмотреть в Свияжске?

Во второй половине XVI века Свияжск получил статус уездного города: росло население, развивались ремёсла, строились новые церкви и дома.

К началу XVIII столетия город стал «монастырским». Все экономические, политические и административные функции взяла на себя Казань. В Свияжске же действовали два монастыря - Троице-Сергиевский (позднее - Иоанно-Предтеченский) и Успенский. Город считался оплотом духовности и красоты.

Гармонию разрушила революция. В 1918 году в Свияжск прибыл Троцкий - начался красный террор. Казнили священников, разрушали храмы (с 1929 по 1930 годы уничтожили 6 из 12 существовавших в городе церквей), закрыли оба монастыря.

В советское время Свияжск стал «городом ненужных людей». В 1928 году в кельях Успенского монастыря разместили исправительную колонию для трудных подростков, а в 1943 году - лагерь НКВД. Позднее эти помещения переоборудовали под психиатрическую лечебницу.

Лишь в 1960-х, после наполнения Куйбышевского водохранилища, когда Свияжск стал островом, началось его культурно-историческое возрождение.

Схема современного Свияжска.

Сегодня остров-град Свияжск словно портал в прошлое. Там нет общественного транспорта, промышленности и современных зданий - лишь живописная природа Средней Волги и многочисленные памятники архитектуры.

Всего на острове порядка 20 старинных построек: одни сохранились хорошо, другие полуразрушены. Из действующих строений: Успенский собор (1556–1561 гг.), колокольня Никольской церкви (1556 г.), Сергиевская церковь (XVII век), церковь Константина и Елены (XVI–XVIII вв.) и другие.

Никольская церковь, Свияжск .

Собор Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске.

Церковь Константина и Елены , Свияжск.

Жемчужиной острова является Троицкая церковь (1551 г.) - первый православный храм на Волге и единственная постройка, уцелевшая со времён Ивана Грозного. Его соорудили из огромных брёвен лиственницы без единого гвоздя всего за один световой день.

Разумеется, церковь достраивали. В XIX веке шатровое завершение заменили на восьмискатную крышу, пристроили крыльцо, а бревенчатые стены обшили тёсом и покрасили… Выглядел храм тогда блёкло и неприметно.

Троицкая церковь до 2009 года.

Но в 2009 году ему решили вернуть исторический облик: убрали краску, пристроили деревянную террасу. Оставили только тёс (видимо, для защиты древних брёвен от дождя и снега). Теперь не только внутри, но и снаружи Троицкий храм источает атмосферу эпохи Ивана IV. Кстати, у входа в него стоит скамейка, на которой по легенде сидел сам Грозный государь.

Троицкая церковь сейчас.

Чем заняться в Свияжске?

Как и в других исторических местах, главное «развлечение» в Свияжске - осмотр архитектурных достопримечательностей. Это можно делать как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессиональных гидов.

Последние организуют различные экскурсионные программы, в том числе интерактивные (с историческими перформансами и театрализованными представлениями).

Так, много подобных мероприятий проводит Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» (программу на 2015 год можно узнать на их официальном сайте).

В 2012 году после реконструкции был открыт Конный двор, постройка которого датируется XVI веком. В царской России он служил постоялым двором для приезжих, а в советское время - хозблоком. Сейчас Конный двор - это этнографический центр, где можно окунуться в атмосферу старины.

Конный двор.

На его территории организовали ремесленную слободу, где можно понаблюдать, как куют подковы, делают глиняные горшки и плетут рыбацкие корзины.

Ремесленная слобода.

Кстати, рыболовство - одно из основных занятий местных жителей по сей день (даже на гербе города - рыбы). Оно и понятно: промышленности нет, для сельского хозяйства мало места, зато воды предостаточно.

Свияжск стоит на месте, где река Свияга впадает в Волгу; навигация начинается в апреле и заканчивается в октябре. Почти у всех местных жителей есть лодки - летом волжские берега буквально усыпаны любителями рыбной ловли.

«Поохотиться» на щук и лещей приезжают даже из других регионов. Мужчины шутят: «Свияжск - идеальное место для рыбалки с женой. Она - в город на экскурсию, а ты спокойно ждёшь клёва».

Как добраться до Свияжска?

Раньше добраться до Свияжска можно было только по воде. Но в 2008 году построили дамбу с асфальтированной дорогой, которая соединила остров с «большой землёй». Теперь доехать до села можно как речным, так и наземным транспортом.

Теплоходы у пристани Свияжска.

По воде

Летом ежедневно курсирует пассажирский теплоход по маршруту Казанский речной вокзал - Свияжск .

Время отправления: 8:20
Время прибытия: 10:30
Стоимость билета: 100 руб. (билеты продаются за час до отплытия, цены 2014 г.)

Вечером в 16:30 теплоход уходит назад, в Казань прибывает в 18:45.

По выходным совершаются также дополнительные экскурсионные туры.

Кроме того, доплыть до Свияжска можно на моторной лодке либо катере из близлежащих Васильево или Введенской Слободы.

По земле

Свияжск находится в 30 км от Казани - 40 минут на личном автомобиле. Можно найти схему проезда в Интернете или воспользоваться навигатором. Но в село на машине не въедешь - для автомобилей предусмотрена стоянка внизу.

Автостоянка.

По железной дороге

С центрального железнодорожного вокзала Казани регулярно ходят электрички до ж/д станции Свияжск, что в 14 км от острова, в посёлке Нижние Вязовые. Оттуда до острова-града можно добраться на попутке или такси.

Почему стоит увидеть Свияжск?

Свияжск - маленький остров, обнимаемый могучими волнами великой русской реки. В 1833 году Свияжск посетил Пушкин. С тех пор существует предание, что именно его имел в виду поэт, описывая остров Буян в «Сказке о царе Салтане». Разумеется, это всего лишь легенда (о царевне Лебедь Александр Сергеевич написал в 1831 году), но в неё легко верится, потому что Свияжск действительно сказочной красоты остров. Там хочется бродить между церквушек и обветшалых домиков, любоваться природой, стоять на берегу и думать о прошлом и будущем.

Остров-град Свияжск.

Свияжск - крохотное село, где большая часть жителей - старики, но его истории могут позавидовать многие мировые города. Более 15 лет это место претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральные и местные власти делают всё, чтобы Свияжск стал «мировым достоянием». Но многие из тех, кто посетил этот город (не туристы, а простые ценители истории), отмечают, что реставрационные работы порой ведутся грубо, без соблюдения исторической достоверности и уважения к русской культуре (лишь бы было похоже на что-то старинное). Именно поэтому Свияжск надо видеть! … пока он не стал типичным туристическим этнопарком.

И напоследок: если хотите проникнуться тишиной и историческим величием острова-града, отправляйтесь в Свияжск осенью или зимой.

Свияжск со стороны дамбы .

Первая попытка взять Казань закончилась для Ивана Грозного неудачей. Поняв, что сходу взять столицу ханства не получится, царь облюбовал небольшой остров в устье реки Свияги, где построил крепость для подготовки более основательного похода. Со временем поселение разрослось, превратившись в небольшой городок с монастырями и жилыми кварталами. Ныне Свияжск официально остров-село, в нем проживает менее 1000 человек.

Дорога к Свияжску. В наши дни остров соединили дамбой с ближайшим берегом.


Поднимаясь в крепость, основанную в мае 1551 года Иваном Грозным.


Стена Конного двора и Ремесленной слободы.


А напротив Успенский монастырь. Его осмотр еще впереди.


Вход в Конный двор.


На территории есть торговые ряды, где и сегодня можно приобрести товары ручной работы местных мастеров.


А также можно прокатиться на лошади по манежу, как и в прошлые века.


Вот и Успенский монастырь, основанный еще в 16 веке, в 1555 году, когда Казанское ханство уже было в составе Московской Руси.


Успенский собор особенно производит впечатление. Построенный изначально в 1561 году, в 18 веке он был перестроен с элементами барокко (особенно купол).


Также на территории располагаются братский корпус,...


Монастырское училище...


И архимандритский корпус.


Никольская надвратная церковь 1556 года. Высота ее 43 метра. Вместе с собором это признанные шедевры русского зодчества.


Продолжая прогулку по острову, оглянемся на Успенский монастырь. Периметр стен его превышает километр.


А впереди еще один монастырь Свияжска - Иоанно-Предтеченский.


Троицкая деревянная церковь - старейшая в монастыре. Говорят, что она была построена еще в 16 веке.


Главный собор монастыря - иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость". Храм в неовизантийском стиле относительно новый, возведен в 1898 - 1906 гг.


Вызывает интерес несколько необычная Сергиевская церковь, сохранившаяся почти без изменений с момента постройки в 1604 г.


Вдоль стен Сергиевской церкви.


Братский корпус.


И другие постройки на территории. То и дело видна Волга, окружающая Свияжск со всех сторон.


Снова проходим мимо главного собора. Хотел я поснимать внутри, но не тут-то было. В монастыре довольно строгий устав, к тому же шла служба, и нас вообще не пустили внутрь.


Симпатичное кошачье семейство на территории монастыря.


Оба монастыря в Свияжске занесены в список ЮНЕСКО в 1998 году.


Помимо монастырей на острове частично сохранилась историческая застройка преимущественно 18 и 19 веков.


Одно из приметных зданий - бывшая усадьба Каменева.


А это бывшее городское училище.


Ближе к берегу Волги церковь Константина и Елены, сохранившаяся с 18 века после капитальной перестройки.

Доброго времени суток всем!

Свияжск — это остров-село, которое находится в 60-ти километрах от Казани, в Зеленодольском районе Татарстана. Конечно островом он называется условно. К Свияжску можно доехать на машине по дороге, проложенной по насыпи. Однако ещё не так давно остров-град Свияжск всё же был островом. Но большую часть своей истории он был всё-таки полуостровом и располагался на горе Круглой, где в 1551 году город был построен по указу царя Ивана Грозного.

В наше время Свияжск представляет собой село, где на небольшой территории находится огромное количество религиозных, культурных, архитектурных и просто исторических памятников, которые имеют огромное значение не только для Татарстана, но и для всей России!

Но чтобы вам было проще представить, какое значение Свияжск имеет для нашей страны, нужно немного окунуться в историю…

Итак, в мае 1551 года на место будущего города, по реке Свияга, приплыло русское войско во главе с Иваном Грозным. Цель у царя была одна — взятие Казани. И до него другие русские цари пытались взять столицу Казанского ханства, но безуспешно. Для этого был необходим форпост или проще говоря военная база, которая бы защищала тыл русского войска и обеспечивало его припасами во время длительной осады Казани. И такой базой должен был стать Свияжск.

Город был построен всего за 4 недели и в итоге сыграл важнейшую роль в завоевании всего Казанского ханства и взятия Казани в 1552 году.

После взятия Казани, город Свияжск на протяжении всех последующих веков играл важную роль в истории России. Но не всегда эта роль была триумфальной. Свияжск помнит и чёрные страницы своей истории. Но об этом позже…

Сейчас Свияжск входит в одно из самых посещаемых туристами мест Татарстана. И наравне с Казанским Кремлём его можно отнести в самые известные , хоть Свияжск и находится далеко не в Казани.

Начнём по порядку…

Очень просто на самом деле. Из Казани, да и из многих других крупных городов России сюда организуют экскурсионные туры. Как правило они совмещают и посещение , о котором я писал в своей прошлой статье. А также некоторые другие достопримечательности Татарстана. Но если вы хотите отправиться в Свияжск самостоятельно, то это можно сделать несколькими способами: на автобусе, электричке и конечно же на автомобиле. Мы добирались последним способом.

Для того, чтобы доехать из Казани в Свияжск на машине, нужно выехать из города в западном направлении по Горьковскому шоссе. На пересечении с федеральной трассой М7 нужно будет уйти налево. Далее, проехав посёлок Исаково, повернуть направо. Там повсюду будут указатели, так что добраться до пункта назначения будет не сложно. А ещё проще, можно просто включить навигатор

Вот мы и на месте:

Зимой конечно тут не так живописно как летом, когда много зелени и город окружает красивая река. Но знакомиться с историей и архитектурой города вам не помешает ни какая погода и время года.

Как и подобает важному историческому памятнику, в Свияжске повсюду можно увидеть таблички с картой города и описанием всех достопримечательностей:

На входе можно увидеть памятник жертвам политических репрессий — это свидетельство уже более поздней истории города, когда в 1935-1953 годах здесь располагалась тюрьма НКВД.

Но не будем так сразу о грустном. Попадая в Свияжск можно гулять по городу и изучать достопримечательности разными маршрутами. Поскольку мы были без гида, то выбрали маршрут самостоятельно. И нашей первой остановкой был Комплекс зданий конного двора, который был возведён в 17-18-ом веках на месте деревянной конюшни 16-го века:

В наше время конюшня хоть и используется по назначению (здесь можно покататься на лошадях), но в основном она представляет собой целый ряд магазинчиков с сувенирами.

А во дворе комплекса можно купить мёд и отличный сбитень! Кстати он безалкогольный, так что сбитень можно пить и детям. Ярославу он очень понравился!

Деревянную Троицкую церковь построили всего за один день! Такая скорость строительства была обусловлена тем, что в те времена, когда строился новый город (тем более что он строился на вражеской территории), главным строением, которое следует возвести в первую очередь, была церковь, где можно провести службу, освятить и благословить будущий город.

И что самое интересное, Троицкая церковь сохранилась до наших дней! Представляете, ей почти 500 лет, она из дерева, но стоит до сих пор! Вот умели же строить!

Конечно церковь сохранилась до наших дней не полностью. Сейчас она отреставрирована. А крыльцо, крыша и некоторые брёвна стен — это более поздние постройки. Но всё же большая часть стен помнит ещё Ивана Грозного!

Строительный материал стен — брёвна лиственницы, которые от времени становятся только крепче.

Если присмотреться, то видно заменённые более свежие брёвна в стенах:

К сожалению когда мы были в Свияжске Троицкая церковь была закрыта. Но если вам посчастливиться попасть внутрь, то там можно увидеть старую деревянную скамью, на которой сидел сам царь Иван Грозный! Хотя возможно это просто легенда.

Сергиевская церковь:

Строилась с 1570 по 1604 года. Это первое не деревянное сооружение на территории Свияжска. Сейчас она на реконструкции и внутрь к сожалению не попасть.

А это уже более современное строение — Собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость:

Хотя современным его можно назвать весьма условно, ведь собор был построен более 100 лет назад — в 1898-1906 годах.

Собор сейчас действующий и там проходит служба. Внутри храма:

Свияжск — это не только памятник истории, но и просто село, где живут люди. Сейчас население Свияжска насчитывает всего 259 человек, но до революции здесь проживало более 2000 человек! Хотя вымирающим посёлком Свияжск уж точно не назвать. Просто место это очень туристическое и это откладывает свой отпечаток, да и земля здесь стоит ооочень дорого!

На улицах Свияжска:

А это главная площадь города. В праздники здесь проходят массовые гуляния, ярмарки и другие мероприятия.

Ещё одна достопримечательность — Усадьба купца Каменева:

Это отреставрированный архитектурный памятник конца 19-го века. На первом этаже усадьбы когда-то размещалась пекарня и магазин, второй этаж был жилым.

Напротив площади расположились многочисленные сувенирные лавки и всякие развлекухи для туристов:

Здесь тоже часто проходят разные праздники и гуляния, а также настоящие рыцарские бои!

Любой желающий может сфотографироваться в рыцарских доспехах.

Ярославу понравилось быть королевским рыцарем!

А ещё можно пострелять из лука или арбалета:

Ну и много ещё чем заняться…

Музей истории Свияжска:

Ещё один печальный памятник истории — стена, возле которой были расстреляны красноармейцы в 1918 году:

Тогда по приказу Троцкого был расстрелян каждый десятый красноармеец из тех, кому было поручено освободить Казань от белочехов. Они с этим заданием не справились.

Приближаясь к концу нашего маршрута мы подошли к Богородице-Успенскому монастырю. Кстати некоторые именно с него начинают осмотр Свияжска.

Стены монастыря:

Ещё одна церковь в стадии активной реконструкции:

На территории монастыря:

Осмотрев монастырь наша самостоятельная экскурсия по Свияжску заканчивалась. Но на самом деле в этой статье я рассказал и показал вам далеко не всё, что можно увидеть в этом маленьком, но настолько интересном городке. Чтобы рассказать всю историю Свияжска и все его легенды, нужно отдельную книгу писать, а не одну статью!

Так что лучше всего приехать сюда самостоятельно и желательно на весь день, чтобы не спеша прогуляться по тихим улицам Свияжска, осмотреть все церкви и храмы, познакомиться с потрясающей историей города, пострелять из лука и конечно же попробовать вкусный сбитень!

До встречи в следующих интересных постах про Казань и не только. Пока!

Напоследок видео, снятое в Свияжске:

Нынешний Свияжск - остров-град, возникший на месте крепости, заложенной при впадении реки Свияги в Волгу. Сейчас это примерно 30 км от Казани по автотрассе М7.
Сразу хочу оговориться: при написании текста я в значительной степени цитировал материалы интернет-ресурсов. Наиболее полезными источниками оказались две монографии Андрея Владимировича Рощектаева:
"История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря"
"История Свияжского Успенского монастыря" .
Если вам захочется поглубже погрузиться в тему - обязательно ознакомьтесь с ними.

Для быстрого знакомства с достопримечательностями Свияжска подойдут два ресурса, которые содержат контактную информацию, маршруты, вопросы организации экскурсий и т.д.:
Официальный сайт «Остров-град Свияжск»
Остров-град Свияжск

Предыстория - отношения Руси и Казанского ханства

Значение Свияжска в отечественной истории сложно прочувствовать без понимания контекста его основания. В самом деле, что это за город, на землях Казанского ханства, населённых чувашами, но основанный русскими воеводами и казанским ханом Шах-Али? Тема крайне интересная, но столь же и объёмная. Волей-неволей приходится возвращаться к началу XV века, к временам, когда Золотая Орда разваливалась на части. Углубившись в отношения между Русью и Казанским ханством, понимаешь, что придётся охватывать области и периоды, далеко выходящие за пределы взаимных распрей и временных союзов двух средневековых государств. Тут тебе крымские (читай турецкие), литовские и даже западноевропейские интересы, да ещё мощный ногайский фактор. Вот на этом фоне Казанское ханство стремилось сохранить свою самостоятельность и роль крупнейшего Поволжского центра торговли, а Московское княжество преследовало свои важные цели. Агрессивные действия московских князей имели давнюю историю и были обусловлены набором веских причин.

В правой части видна 86-метровая опора ЛЭП, ныне демонтированая

Успенский монастырь. 2010 год

Успенский монастырь. 2014 год

Иоанно-Предтеченский женский монастырь, 2014

Причины были следующие:
1) Борьба за доступ к Великому волжскому пути, важнейшей торговой артерии Восточной Европы ещё с IX-X веков. Для Руси торговый путь на юго-восток был доступен только до Нижнего Новгорода. Конфликты с Хазарией, потом с Волжской Булгарией, а затем с Казанским ханством, происходили именно из-за возможности свободно ездить и торговать в Каспийское море, в Персию. Т.е. воевали за транзитную торговлю и огромные прибыли.

2) Прямая потребность в экстенсивном расширении территории Московского государства. Феодализму свойственна очень низкая агрокультура, а на Руси проблема усугублялась дефицитом хорошей земли и очень сложной климатической ситуацией. Отсюда стремление к приросту плодородной Поволжской землёй.

3) Политическая ситуация, обусловленная центростремительными тенденциями, сбором русских земель вокруг Москвы. Вокруг них оставалась осколки, на которые распалась Золотая Орда. Эти ненавидели друг друга чуть ли не сильнее чем Московское княжество, и объединяться против Руси не считали возможным/нужным.

4) Гражданская война в Казанском ханстве. Верхушка распалась на две противоборствующие партии, ориентировавшиеся на конкретные центры сил. Первая - протурецкая партия с вполне конкретными антимосковскими настроениями, естественно, с надеждой на Крым, а через него на Турцию. Вторую партию образовала часть казанской знати, готовая ради прекращения междоусобиц даже на упразднение ханства как института власти и передачу правления напрямую в Москву.

5) Обиды, накопленные за долгие годы набегов. В Казанском ханстве сложилась настоящая набеговая экономика. Все их походы оканчивались угоном русских пленников для последующей продажи в Персию или в крымские города. Крупными центрами работорговли были Каффа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Тана (Азов), откуда людей переправляли в Средиземноморье и Европу.

6) Появление Касимовского ханства. История его появления не является темой моего рассказа, поэтому изложу вкратце. В 1445 году основатель Казанского ханства Улу-Мухаммад предпринял очередной поход на Русь. Цель мероприятия из жанра набеговой экономики - принудить Москву к регулярной выплате дани. В бою при Спас-Ефимиевском монастыре около речки Нерли, попал в плен великой князь Василий. Русские заключили мирный договор на чудовищных условиях. В города опять сажались баскаки, наблюдавшие за сбором денег. В Мещёрской земле выделялось буферное государство - Касимовское ханство, формально вассальное от Москвы. Как только Василий II вернулся из плена, уже к концу его правления выяснилось, что новое мини-государство вассально, в самом деле, Москве. Вот здесь-то и находили убежище все диссиденты Казани, Астрахани и Ногайских Орд.

Из вышесказанного следует, что "Казань брал" - не результат волюнтаристского решения отдельно взятого Ивана, пусть даже и Грозного, а переломный момент в вековой истории русско-казанских войн, начавшихся аж в 1437 году. В той истории было всякое - как неоднократное разорение Нижнего Новгорода да Москвы, так и овладение Казанью в 1487 году. Тем не менее, для понимания исторического контекста достаточно осознавать неприменимость шаблонного подхода к оценке противоборствующих сторон. Нельзя выставлять Казанское ханство невинной жертвой русской экспансии в Поволжье, но нельзя и определять воинство Московского княжества исключительно как мстителя за многочисленные набеги, разорения и угоны в полон. Шесть пунктов, перечисленные выше - попытка показать глубинные причины имевшихся противоречий.

2014 год: дамба, ведущая к острову. Ещё нет турникетов, вертолётной площадки и т.д.

В 2016 году установили турникеты, но на февраль 2017 года посещение Свияжска по-прежнему бесплатное

Троицкая улица, 2010 год

Троицкая улица, 2014 год

Основание Свияжска

Однако сейчас моей целью является не исторический экскурс, а рассказ о Свияжске. Тем же, кто действительно хочет подробностей, предлагаю обратиться к списку литературы в нижней части страницы. Мне же пришлось удалить половину написанного текста, жёстко ограничив глубину погружения в эту историю декабрём 1549 года. Той зимой Иван IV, "прозванный за жестокость Васильевичем", лично возглавил свой второй Казанский поход. 12 февраля 1550 года царь впервые прибыл под стены Казани. Необычайно тёплая ветреная погода и начавшиеся в феврале дожди привели к тому, что реки вскрылись, дороги развезло, подвоз продовольствия к войску нарушился. 25 февраля осаду сняли. Карамзин описывает отступление позитивно:

"Отправив вперед большой полк и тяжелый снаряд, Государь сам шел за ними с легкою конницею, чтобы спасти пушки и удерживать напор неприятеля; изъявлял твердость, не унывал и, занимаясь только одною мыслию, низложением сего зловредного, ненавистного для России Царства, внимательно наблюдал места; остановился при устье Свияги, увидел высокую гору, называемую Круглою; и, взяв с собою Царя Шиг-Алея, Князей Казанских, Бояр, взъехал на ее вершину... Открылся вид неизмеримый во все стороны: к Казани, к Вятке, к Нижнему и к пустыням нынешней Симбирской Губернии. Удивленный красотою места, Иоанн сказал: "Здесь будет город Христианский; стесним Казань: Бог вдаст ее нам в руки". Все похвалили его счастливую мысль, а Шиг-Алей и Вельможи татарские описали ему богатство, плодородие окрестных земель ".

Зимой 1550-1551 годов в Углицком уезде в вотчине князей Ушатых заготовили основной набор будущей крепости. Срубили жилые помещения, два храма, крепостные стены, башни и ворота. Надзирал за работами государев дьяк Иван Григорьевич Выродков, которому предстояло не только изготовить крепость, но затем, в разобранном виде, доставить ее к устью Свияги. Все части были перемечены, разобраны, сложены на плоты. Пример этих отметок до сих пор можно видеть на стенах деревянного Троицкого собора.

Вышеупомянутый Шиг-Алей (он же Шигали, Шах-Алей, Шах-Али и т.д.) это касимовский хан. В 1545 году его даже ненадолго поставили казанским ханом. Занимая престол он последовательно проводил курс на унию с Москвой, за что буквально через год его и изгнала казанская элита, сменив на правителя из прокрымской партии.

Разрушенная в 1930-ых годах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Двойные заборы - следы обустройства нового облика Свияжска

Здание основной образовательной школы (женской прогимназии)

В начале весны 1551 года Иван IV отправил Шах-Али к устью Свияги с пятьюстами знатными казанцами и сильным русским войском. Тем временем вышел в путь речной караван, который прибыл в устье Свияги в конце мая 1551 года. Понятно, что фортификационные работы в 20 километрах от Казани скрыть было невозможно. Однако этого и не требовалось. По четырём направлениям наносились отвлекающие удары.
1) Войско князя Петра Серебряного-Оболенского вышло из Нижнего Новгорода и ранним утром 18 мая разорило казанский посад. Было истреблено около тысячи жителей, освобождены русские пленники, с которыми войско возвратилось к устью Свияги.
2) Из Вятки двинулся отряд Бахтияра Зюзина - стрельцы и казаки заняли все перевозы по основным транспортным артериям ханства: Волге, Каме и Вятке.
3) 2500 пеших казаков во главе с атаманами Севергой и Елкой вышли из Мещеры (территория нынешней Рязанской области) рейдом на Волгу, а затем присоединились к рати воеводы Зюзина. Карамзин упоминает в качестве их начальника князя Хилкова.
4) В Нижнем Поволжье действовали отряды служилых казаков.

24 мая к Круглой горе речным путём прибыло главное войско. Место высадки прикрывала рать князя Серебряного-Оболенского. Вырубив лес на вершине, воины приступили к разметке, затем место освятили и приступили к строительству. Воеводой крепости был назначен Семен Микулинский, прибывший с московской ратью. Возведение крепости заняло четыре недели. При сборке стен заготовок оказалось недостаточно и в дело пошла местная древесина, что росла на холме. Получилось традиционное для русской деревянной фортификации сооружение, способное выдержать длительную осаду. Мощные туры - клети, заваленные камнями с земляной отсыпкой. По обычаю XVI века - подошвенный, средний, верховой бой. Бойницы, верхние площадки для стрельцов и стрелков и т.д.

Оборонительные сооружения, охватывающие вершину Круглой горы, представляли в плане форму эллипса. Периметр крепостной стены достигал 1200 сажень (1 сажень примерно 2 метра). Крепость имела несколько двух- или трехъярусных башен, из которых семь являлись проездными. Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо-Можайские, Жилецкие, Адашевы ворота вели в Кремль, на территории которого размещались два храма, административные и жилые здания. Для военных действий были сооружены три тайника: два к реке Свияге и один к реке Щуке. Главными воротами считались Рождественские, расположенные с северо-восточной стороны главного въезда. Крепость была наречена "во царское имя" Ивангородом Свияжским (Свияжском).

В крепости разместились передовые отряды русских войск под предводительством воеводы Александра Горбатого. Возведение сильной крепости в самом сердце татарского государства продемонстрировало силу Москвы и способствовало началу перехода на русскую сторону ряда поволжских народов - чувашей и черемисов-марийцев, а Иван Грозный получил базу для осады Казани. Русские воеводы в Свияжске приводили к присяге жителей окрестных селений. Одним из условий присяги было освобождение русских рабов: "полону им русского никак у себя не держать, весь освобождать ". Чтобы проверить верность присягнувших их заставили участвовать в русском набеге на Гостиный остров. В летописи сказано: "Казанцы ж вывезли на них из города пушки и пищали, да учали на них стреляти, и горние люди - чуваша и черемиса - дрогнули и побежали… а горние люди все прибежали ко царю (Шах-Али) и воеводам ".

Политический кризис в Казанском ханстве

В июне 1551 года в Казани власть пошла вразнос. Взбунтовавшиеся "чуваша арская" требовали подчинения русским требованиям и изгнания крымчаков. Вскоре, крымский гарнизон решается на бегство, надеясь проскользнуть сквозь русскую блокаду. Побросав семьи, "триста человек уланов и князей и азеев и мурз и казаков добрых" внезапно покинули Казань. В устье Вятки они напоролись на русскую засаду и частично были перебиты, а частично пленены. В итоге крымские татары, составлявшие опору для малолетнего хана и для Сююмбике, окончили дни на плахе в Москве.

Оставшаяся без поддержки прокрымская (читай протурецкая) партия пала. Власть перешла к сторонникам мира с русскими. Временное правительство вступило в мирные переговоры. В Свияжск отправились глава духовенства Кул-Шариф и князь Бибарс Растов, приглашать Шах-Али на престол. По условиям перемирия казанское правительство признало ханом Шах-Али, выдало русским хана Утямыша, царицу Сююмбике и семейства бежавших крымцев, а также освобождало всех русских пленных. Взамен снималась блокады и восстанавливалась свобода передвижения.

Сююмбике, её сына и родственников казанцы выдали 11 августа 1551 года русским в качестве заложников. По праву левирата ханшу выдали за Шаха-Али, т.е. за ближайшего родственника умершего князя. Таким образом, в августе Шах-Али закрепился на Казанском престоле. Вместе с ним 16 августа в татарскую столицу прибыл боярин Иван Хабаров и уже известный нам дьяк Иван Выродков. Поблизости от ханского дворца разместились 300 касимовских татар и 200 русских стрельцов. В этот день татары освободили 2700 русских пленных. Всего же, по спискам, что вели в Свияжске при выдаче хлебного довольствия, во всём Казанском ханстве было освобождено 60 тысяч невольников. Пленные являлись в Свияжск, а оттуда уже отправлялись в родные места. Основные силы московского войска вернулись домой. Шах-Али начал репрессии против своих противников (сторонников Крыма и Турции). Кроме того, новоявленный хан обязался тайно испортить запасы пороха, привести в негодность пушки и пищали. Однако ограничился он тем, что в начале 1552 года вывез в Свияжск часть казанской артиллерии.

Дом постройки XIX века Илларионова-Бровкина-Медведева

Гостиница в доме купцов Каменевых (конец XIX века)

Памятник красноармейцам расстрелянным в 1918 году

Между тем, Иван IV вёл дело к упразднению ханства мирным путём. В феврале 1552 г. в Казань отправился русский посол, который должен был встать там с гарнизоном и привести ханство к присяге непосредственно Москве. А. Ф. Адашев предложил хану впустить в город русского наместника и сдать ему крепость. 6 марта Шах-Али вывел русский гарнизон из Казани в Свияжск. Под предлогом большой рыбалки хану привёл с собой 84 представителя местной знати, которых передал русским в качестве заложников.

7 марта татарские князья Чапкун Отучев, Бурнаш и стрелецкий голова Иван Черемисинов привели казанцев к присяге. 8 марта они возвратились в Свияжск вместе посольством. Прибывшие в русскую крепость муллы и местные князья приняли от наместника присягу в том, что на них распространяются все привилегии русских бояр и дворян. Шах-Али, навсегда покинувший свою столицу, вызвал в Свияжск свою жену. Всё шло совершенно спокойно. В Казань прибыл багаж наместника и 70 казаков. Царица собиралась в дорогу. Сельские люди, дав присягу, разъезжались по домам.

9 марта в Казань должен был въехать царский наместник - свияжский воевода князь Семен Иванович Микулинский. С ним ехали воеводы, военный отряд, позади следовали заложники, выведенные Шах-Али ещё 6 марта. Когда наместник приехал на Бежбалду (деревня, расположенная на месте Адмиралтейской слободы), трое из сопровождавших его казанцев - князь Ислам, князь Кебек и мурза Алике Нарыков попросили у него разрешения ехать вперед. Приехав в Казань, эти три путчиста заперли крепостные ворота и распространили ложный слух, будто русские намерены устроить резню и перебить всех жителей. Тихо тлевший заговор вдруг вспыхнул открытым восстанием.

Когда князь Микулинский подъехал к Казани, на Булаке его встретили выехавшие навстречу из города князь Кул-Али и Иван Черемисинов, сообщившие о том, что лихие люди мутят народ, а многие вооружаются. Тем временем к восставшим примкнул князь Чапкун Отучев. Въезд в город русского наместника не состоялся, а немногочисленных стрельцов предали смерти. Подошедший к городу русский отряд простоял целый день, но затем отступил в Свияжск. Знатные казанцы уверяли русских, что нужно подождать, пока не успокоится возбуждение от ложных слухов. Не было сделано ни одного выстрела и не тронут посад. Стороны ещё надеялись решить дело переговорами.

2010 год: вид на лестницу, по которой туристы поднимаются в Свияжск

Калитка и забор из характерного для местных заборов материала

10 марта 1552 года Чапкын Отучев возглавил казанское правительство, которое пригласило на престол астраханского царевича Ядыгар-Мухаммеда (Едигер). Русские стрельцы и другие лица, оказавшиеся в городе в момент переворота - "Пунков с товарищи" были убиты. Погибло примерно 180 человек. План мирного присоединения, за который выступала значительная часть казанского общества, провалился. Как только по рекам открылась навигация, русские возобновили оккупацию речных путей и блокаду Казани. В Свияжск отправили артиллерийские орудия и обширный запас продовольствия для снабжения отрядов. Казанцы же захватили на лугах у Свияжска стада скота, привезенные русскими для заготовки питания. Посланная погоня из сотни казаков потеряла 70 человек. Казачий отряд, ехавший в Свияжск за продовольствием для главной камской заставы, попал в плен и все 30 пленников были убиты. На Каме заставы прозевали хана Едигера, благополучно прибывшего в Казань и занявшего ханский престол.

Между тем в гарнизоне Свияжска дисциплина совершенно упала. Крепость наполняли маркитанты, дельцы всякого рода, солдаты, торговцы и освобожденные из Казани пленные мужчины и женщины, не имевшие определенных занятий, получавшие пайки и слонявшиеся без дела, в ожидании отправки на Родину. Тут было много различных товаров, но не было хлеба, и армия голодала. В Свияжске вспыхнула цинготная эпидемия. Митрополит Макарий обратился к Свияжскому гарнизону с посланием, составленному в сильных и трогательных выражениях. Обращение это произвело большое впечатление. Войска подтянулись, азартные игры были запрещены, пьянство и разврат ослабели, а с наступлением лета и с подвозом припасов прекратилась цинга.

Третий Казанский поход Ивана IV

Надо сказать, что опыт предыдущих казанских походов оказал огромное влияние на становление Ивана IV как воинского начальника. В 1552 году им было сделано всё для того чтобы синхронизировать движение походных колонн. Ведь как было прежде? Тяжёлые пушки отправляли по реке. Пешая и конная рать отправлялась посуху и обычно приходила к стенам Казани раньше артиллерии. Как только у осаждавших начинались проблемы с продовольствием или болезнями - татары выходили из города и разбивали незваных гостей. Затем наступала очередь речного каравана. К этим проблемам добавлялись вечные метеорологические неприятности многомесячных переходов - то распутица, то неожиданная оттепель, да растянутость путей подвоза продовольствия и воинского имущества. В общем, очень грустная история. Что же сделал 22-летний Иван Васильевич для радикального исправления дел?
1) Единоначалие. Никто не мог принять решения, кроме царя. Причём это право ему пришлось отстаивать перед своими боярами и князьями.
2) Стратегическая дезинформация крымского хана о том, что силы русских уже где-то под Казанью.
3) Ведение разведки на марше.
4) Постоянно поддерживаемая (с помощью посыльных) связь походных колонн и речного каравана.
5) Инженерное обеспечение движущейся армии.

Новодельные типовые коттеджи красного кирпича на Успенской улице

Приобрести участок и построить дом "под старину" - можно, но это дорого и хлопотно

Ещё один пример новодела в частной собственности

Иван IV предполагает, что стоит только войскам уйти на Казань, как на Русь придут крымские татары. Царь строит свой стратегический замысел на том, что орда из Крыма точно придёт. При этом он делает гениальный тактический ход. Подготовка и сам выход войск не скрываются, но затем колонны двигаются крайне медленно. 17 июня разведка доносит, что орда вышла из Крыма. Тогда движение русских войск вообще останавливается. Как только выясняется, что 23 июня к Туле подошли основные силы крымчаков - туда разворачивается рать в 15 000 человек, которая наголову разбивает непрошеных гостей. Оборона Тулы гарнизоном и ополчением под командованием князя Григория Ивановича Тёмкина-Ростовского, а также победоносная битва на реке Шивронь - отдельные, интереснейшие темы. Но о них как-нибудь в другой раз. Главное что орда Девлет Гирея разбита и бежит назад в Крым. Теперь можно двигаться на Казань, не опасаясь удара в спину.

Русские войска идут к Свияжску двумя походными колонами. Северную колонну - от Владимира через Муром на Алатырь - ведёт сам царь. Южная колонна следует от Рязани через Мещеру. Учитывая, что они идут с разной скоростью (из-за разного соотношения пеших/конных воинов), дневные переходы северных - по 20 вёрст, у южных - по 25 вёрст. Впереди, в 3 днях пути, движется ертаул (передовое охранение). На расстоянии дневного перехода от ертаула идёт посошная рать (сапёры) прорубающая просеки, укладывающая гати, сооружающая мосты. Передовое охранение, две колонны и следующий водным путём обоз с припасами, постоянно общаются с помощью посыльных. Движение идёт строго по графику с поддержанием связи и инженерным обеспечением марша. Да, двигались долго - шли месяц, зато без потерь в людях и материальной части. Тем временем в Свияжске накапливаются запасы продовольствия, порохового припаса, ядер, ремонтных приспособлений, прочих материалов.

Осада

13 августа объединённое русское войско достигает своей операционной базы. После трёх дней отдыха, 16 августа 1552 года, начинается неспешная трёхдневная переправа через Волгу и подготовка к осаде. Каждые 10 воинов должны изготовить туру, кроме того каждый должен нести по бревну для тына. Предстояла уже пятая по счету осада столицы Казанского ханства. Русские смогли взять город только один раз - в 1487 году. В 1524, 1530, 1550 годах осады были кратковременны и безуспешны. В походах 1469, 1506 и 1545 годов русским не удалось даже обложить город. Из этого богатого исторического опыта проистекала уверенность Казанского правительства в успехе обороны.

Вот как описывает крепость В.А. Волков в книге "Войны и войска Московского государства": "Казанский кремль был обнесен двойной дубовой стеной, заполненной щебнем и глинистым илом, с 14 каменными башнями-стрельницами, находившиеся одна от другой на расстоянии не превышавшем двойного полета стрелы (ок. 500 м.). Подступы к городу прикрывали русла рек Казанки - с севера и Булака - с запада. С других сторон, особенно со стороны Арского поля, наиболее удобной для организации осадных работ, Казань окружал большой ров, достигавший 3 саженей (6,5 м.) в ширину и 7 саженей (15 м.) в глубину. Наиболее уязвимым местом крепости были 11 ворот, хотя они были прикрыты башнями и дополнительными укреплениями из тарас. На городских стенах, для защиты воинов от обстрела со стороны противника, были устроены парапеты высотой в 140 см., над которыми была возведена деревянная кровля. Помимо внешних укреплений Казани в самом городе была устроена внутренняя цитадель, которая находилась в северо-западной части города, на естественной возвышенности. Там стояли "палаты царские и мечети, зело высокие мурованные". От остального города дворец был отделен глубокими оврагами и внутрикрепостной каменной стеной ". В крепости заготовили много запасов, а в 15 верстах на северо-восток от Казани, на Высокой горе, оборудовали укрепленную позицию. Эту засеку готовили под базу отрядов князя Япанчи, мурзы Шунака и арского князя Эйюба. Таким образом, казанцы готовились применить проверенную временем тактику: активная оборона, постоянные вылазки и набеговые операции в тылу осаждающих.

2014 год: ул.Успенская, д.24

Реставрация дома

Тот же дом, 2015 год

2016 год, работы закончены

В Казань послали делегацию с предложениями о мире. В случае капитуляции жителям гарантировалась жизнь, неприкосновенность имущества, а также возможность свободного исповедования мусульманской веры и возможность свободного выбора места проживания. Хан Едигер ответил отказом.

23 августа русская армия окружила город и приступила к строительству укреплений. В самом начале осады разразилась страшная буря, поломавшая в лагере шатры, и в том числе царский, разбившая на Волге множество судов, погубившая часть запасов. В этот раз "климатическое оружие" дало осечку - из Свияжска доставили новые припасы. Осада продолжалась. Первые же стычки с казанцами показали небывалый порядок: бились только те, кому было приказано. Остальные полки не смели вмешиваться, так как действовал строгий приказ: без царского повеления приступ не устраивать, а в полках без команды воевод не сметь приближаться к городу.

30 августа князья Горбатый и Серебряный разбили отряды князя Япанчи, тем самым, обезопасили тыл осаждавших. Ивана IV приказал отправить одного из пленных в Казань с предложением о сдаче, предупредив, что в случае отказа казнит всех пленных из отряда Япанчи. Осаждённые не дали ответа и 340 пленников были умерщвлены перед городом.

К 1 сентября Казань оказалась в кольце фортификационных сооружений. Ставили туры, снабжали их пушками. Где нельзя было поставить тур, там ставили тын. Сейчас невозможно установить, кто именно составлял план осады. Известно лишь что руководили постройкой данных укреплений Иван Выродков и некий Розмысл. Скорее всего, это был немец по имени Эразм. Некоторые источники упоминают итальянских и английских инженеров. Казалось бы, эффективный план должен быть самым простым: огнём стенобитных орудий проделать бреши, через которые в город хлынут войска. Вот только осаждающие со своей стороны стены успеют возвести у пролома древо-земляную баррикаду в форме подковы. Если атакующие ворвутся в брешь, то окажутся в мешке. А когда они в панике будут оттуда удирать, то с фланкирующих башен подошвенным боем по ним ударят картечью.
Русские же поступают совершенно неожиданно. Вместо бреширования они два дня ведут интенсивную контрбатарейную борьбу. Пушкари Ивана IV последовательно выбивают артиллерию противника, причём их позиции расположены так, чтобы вести огонь не в лоб, а под углом.

В ночь с 3 на 4 сентября перед Арскими воротами Казанского кремля осаждающие, под руководством Ивана Выродкова, из готовых частей собрали осадную башню в шесть саженей. Огромное сооружение, высотой примерно с современный 4-х этажный дом, построили по всем канонам, с подошвенным, средним и верховым боем. Вооружение этого монстра составили 10 пушек и около 50 гаковниц. Башня возвышалась над стенами и своим огнём подавляла оперативное сопротивление защитников. Под её прикрытием за работу взялись стенобитные орудия "царёва наряда". Теперь, для строительства баррикады вокруг пролома казанцам придётся либо держать небольшой отряд под каменной крепостной стеной, либо подводить его издалека. В любом случае будут потери от огня с осадной башни. Казалось бы, можно начинать штурм, но Иван IV не поддаётся на советы свиты и снова действует по плану. Его войска продолжают планомерно двигать осадные туры к стенам крепости и отбивать вылазки казанцев.

День 4 сентября 1552 года оказался богат на сюрпризы. Кроме возведения огромной осадной башни, осаждающие осуществили подрыв минной галереи, подведённой под водоносную жилу. Понятно, что прекратить водоснабжение крепости было сложно - внутри оставались ещё источники воды. Гораздо важнее было опробовать новый для русских тактический приём. Сапу подвели точно, а подрыв 11 бочек пороха произвёл должный эффект.

6 сентября русские с большими потерями захватили укрепление казанцев на Арском поле, возведённое на горе между болотами. Войска начинают прочёсывать берега Волги до места впадения Камы, сжигая сёла, освобождая пленников и полностью выбивая из местного населения идеи о том, что нужно кого-то там деблокировать. Заодно, за счёт захваченного скота, решается продовольственный вопрос.

В большом секрете ведётся сапа под Арские ворота. 30 сентября под ними подрывают мину. Осаждённые уверены, что сквозь образовавшийся пролом внутрь ринутся войска. Баррикаду строить уже некогда, да и град свинца с осадной башни мешает. Поэтому казанцы сразу кинулись на вылазку. Осаждавшие же и не думали лезть в брешь. Они встретили вылазку защитников сильным огнём, а затем уже, "на плечах" у отступавших казанцев, ворвались в Арские ворота. Командовал контратакой князь Михаил Воротынский. Воевода просил царя развить успех и начать общий штурм, но Иван IV вновь не дал приказа на приступ. Продолжается планомерная осада, артиллерия выполняет беспокоящие обстрелы, войска отбивают вылазки и препятствуют попыткам чинить стены. Никаких импровизаций!

1 октября крупнокалиберные пушки "царёва наряда" разрушают участок стены. Крепостной ров заполняют землёй и лесом. Перед решительным штурмом казанцам предлагают сдаться, но предложение отвергнуто. Тогда в 7 утра 2 октября 1552 года под стенами взрывается очередная минная галерея, в которую уложено 240 пудов пороха. Около ста метров крепостной стены исчезло или превратилось в обломки. И только тогда пошли на приступ штурмовые колонны.

Основная часть войск вошла в Казань без особых проблем. Русские войска ворвались в город и занялись грабежами. Воеводы приказали казнить мародёров на месте, эта мера позволила восстановить упавшую дисциплину. Чудовищное сопротивление и уличные бои выпали лишь на долю полка правой руки, где сражался князь Андрей Курбский. К вечеру Казань была занята. В уличных боях у мечети ханского дворца погиб один из руководителей обороны - Кул-Шариф, возглавлявший сопротивление на этом участке. Чапкун-бек также погиб в уличных боях. Хан Едигер сдался в плен. После победы Иван IV, действуя в духе того времени, отдал город войскам на разграбление. В казну забрали лишь знамена и пушки.

После взятия Казани

12 октября русское войско двинулось в обратный путь. Наместником остался князь Горбатый-Шуйский. Никаких мирных договоров не заключалось в связи с исчезновением субъекта переговоров. Впервые за много лет Москва могла предложить этим землям спокойствие и мир. Однако на захваченных территориях продолжалось сопротивление. Так, в декабре 1552 года чуваши и черемисы на дороге из Свияжска в Васильсурск убили много русских гонцов, купцов и людей, сопровождавших обозы с казенными грузами. Москва ответила террором. В Свияжск привели участников нападения: 74 человека цивильских чуваш. Всех повесили, а имущество отдали доносчикам. В феврале 1553 года восставшие одержали победу над посланным против них из Свияжска отрядом боярина Салтыкова. Воеводу казнили, убито было также 36 детей боярских и 170 чуваш, в плен взято 200 человек. Центральная власть отвечала на эти выступления беспощадным террором. Тем не менее, партизанская война в землях бывшего Казанского ханства длилась до 1556 года.

Дальнейшая судьба 22-летнего победителя Казанского ханства Ивана IV Грозного нам хорошо известна из школьного курса истории. Вернувшись из-под Казани домой, он сильно заболел. В этот момент его ближайшие соратники вместо присяги малолетнему наследнику прямо около кровати царя совещались, кто будет регентом. Эти события существенно повлияют на формирование Ивана Грозного как тирана. После предательства ближайшего друга Андрея Курбского и неудач Ливонской компании (имевшей целью получить выход к Балтийскому морю), Иван IV ввергнет страну в опричнину, результатом которой станет социально-экономический кризис и разорение государства. Скончается царь в 1584 год, в возрасте 53 лет, почти потеряв способность двигаться. Последние шесть лет жизни его носили на носилках.

В 1556 году русские войска взяли Астрахань. Всё течение Волги оказалось в руках Москвы. Таким образом, открылась прямая дорога к присоединению Сибири, которой Россия и приросла. В 1569 год османско-крымская армия попытается вернуть город, но будет разбита.

1571 год - крымский хан Девлет Герай (он же Давлет-Гирей) при военной поддержке Османской империи и политической от Речи Посполитой предпринял поход с целью отомстить за Астрахань и Казань. Его набег завершился сожжением Москвы и разорением многих южнорусских районов. Иван Грозный проиграл эту войну и был готов передать крымчакам Астрахань, но не Казань. Вопрос был "окончательно решён" в 1572 году. Произошла битва превзошедшая Куликовскую: уничтожение 120-тысячного крымско-турецкого войска в битве при Молодях. Победу одержит 60-тысячное русское войск под водительством воевод Воротынского и Хворостинина. В Крым вернулось всего 5-10 тысяч, попытки турецко-татарской экспансии в Восточной Европе больше не предпринимались.

В память о победе над Казанским ханством в Москве в 1555-1561 годах возведён Собор Покрова, что на Рву (Покровский собор), известный как Троицкий, а позднее, как храм Василия Блаженного.

Иван Выродков строил крепости в Астрахани, устье реки Наровы, Галиче, участвовал в Ливонской войне, в Полоцком походе Ивана Грозного. В 1564 году в период опричнины Выродков казнен по доносу. Кольчуга талантливого дьяка экспонируется сейчас в Государственном Историческом музее.

Шах-Али возвратился в Касимов к управлению своим уделом. За то, что он оставил казанский престол царь щедро наградил его: "в Мещере сел многих" и в жены царицу Сююн-Бике. Шах-Али участвовал в Ливонской войне (1558 год), Полоцком походе (1562 год).

Сююмбике (Сююн-Бике) в момент падения Казанского ханства было 35 лет. Её выдали замуж за нелюбимого Шах-Али и разлучили с сыном. Остаток жизни бывшая царица провела в Касимове.

Последний казанский хан Ядыгар-Мухаммед (он же Едигер) 26 февраля 1553 года крестился с именем Симеон. Получил в удел город Звенигород, участвовал в Ливонской войне. Умер в 1565 году, погребён в Чудовом монастыре.

Свияжск станет крупным торговым центром, его роль, как первого христианского города Казанского края, будет учитываться в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

Свияжский Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь

Закончив с исторической частью, перейдём к архитектуре и достопримечательностям нынешнего остров-града. Один из самых интересных объектов - Успенский монастырь, основанный в 1555 году. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Герман (Садырев-Полевой). В 1566 году настоятель был вызван Иваном IV в Москву, где ему была предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, по одним сведениям, был убит, по другим - скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней. В 1888 году при переоблачении мощей версия насильственной смерти подтвердилась: "голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее"

Июль 2011 года

Июль 2011 года

Июль 2011 года

Ноябрь 2011 года

Ноябрь 2011 года

Ноябрь 2011 года

Май 2014 года

Май 2014 года

Май 2014 года

Май 2015 года

Май 2015 года

Май 2015 года

Май 2016 года

Апрель 2016 года

Церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского в братском корпусе

Февраль 2017 года. Слабо видны строительные швы XVIII века, когда Успенский собор обрёл новый купол и острые кокошники

Февраль 2017 года

Февраль 2017 года. Завершено строительство надвратного храма Вознесения Господня на основе сохранившегося нижнего яруса

Вход в монастырь - через Святые врата. Летом 2010 года в монастыре шли строительные работы и этот вход был закрыт. Пройти можно было сквозь пролом в стене (видимо на месте хозяйственных ворот) через который на территорию попадала тяжелая техника и грузовики. Летом 2011 года, вновь стал доступен проход сквозь главные ворота. Посещение территории монастыря прекращается в 18:00 (у ворот имеется соответствующая табличка с описанием режима доступа и правилами поведения).

Отреставрированные главные ворота Успенского монастыря

Остатки росписи в
проёме главных ворот

В 2012 году началось строительство ранее утраченного надвратного храма Вознесения Господня. Дело в том, что в конце XVII века над южными вратами Успенского монастыря была построена церковь в честь Вознесения Христова, которая была разрушена в 1930-ые годы. Сохранился лишь нижний ярус со Святыми вратами и фрагменты росписи. Но речь не о причудах режима доступа, а о том, что попав за высокую стену, вы сможете осмотреть два прекрасных храма, построенных в XVI веке.

Хозяйственные ворота - выход на обрыв над р.Щука

Отремонтированная стена: между Настоятельским корпусом и Монастырским училищем

Трудночитаемые барельефы на юго-западной стене Успенского монастыря

Юго-западная стена Успенского монастыря

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца - самое древнее каменное здание в Свияжске. Представляет собой редкий тип церкви-колокольни с массивной башней на почти монолитном основании. Построена в 1555-1556 годах из тесаного известняка почти одновременно со строительством Успенского собора, и, по-видимому, артелью псковских мастеров Ивана Ширяя. Высота колокольни составляет 43 метра, это самое высокое здание в Свияжске.

Видна разобранная крыша, леса вокруг двух надстроенных ярусов, дверь в келью святителя Германа

Состояние на апрель 2016 года

Реставрационные работы, 2011 год

Реставрационные работы, 2011 год

Фрески церкви Николая Чудотворца

2016 год. Работы продолжаются
Леса перемещены выше

2017 год. Колокольня и Успенский собор в строительных лесах

Рядом с церковью из тесаного известняка возвели трехярусную колокольню, на которой установили пять колоколов: "два зазвонные, а три больше тех". Наверху, еще во времена Ивана Грозного, были установлены башенные часы "государева данья". Из нижнего яруса колокольни к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой - в случае осады Свияжской крепости. Позднее из кирпича надстроили еще два яруса колокольни.
Внутри храма на восточном фасаде в нише сохранился фрагмент лика Николы Можайского. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

Колокольня храма Николая Чудотворца

Купол собора Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре

Вообще, Никольская церковь - действующая и открыта только для монахов, но когда в ней проводились строительные и реставрационные работы, осмотр помещений не представлял большой проблемы. На фотографиях виден ход раскопок, проводимых под плёнкой, прикрывающей участок снятой кровли. Поражает толщина "культурного слоя".

Собор Успения Пресвятой Богородицы строился одновременно с Никольской церковью. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя - зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и Благовещенский собор в Казани. Успенский собор был открыт 12 сентября 1560 года, то есть после Собора Василия Блаженного, что противоречит легенде о том, что Иван Грозный ослепил архитектора.
Первоначально Успенский собор был выполнен в чисто псковских архитектурных традициях. Имелась наружная фресковая роспись, ныне почти полностью утраченная. Зато внутренние фрески сохранились довольно хорошо. Купол, стены и даже оконные откосы покрыты уникальной многокрасочной росписью - в общей сложности 1080 м2 древних фресок и это единственный сохранившийся до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного.
Свой нынешний облик храм обрел в XVIII веке, когда под влиянием модного тогда течения "украинского барокко" собор существенно вырос в высоту, обретя 12 острых кокошников, и новый купол.

Огромное крыльцо пристроенное в 1857 году к Собору Успения Пресвятой Богородицы, фото - июль 2011 года

Собор Успения Пресвятой Богородицы, фото - июль 2011 года

Алтарная стена с тремя полукруглым апсидам Собора Успения Пресвятой Богородицы, фото - ноябрь 2011 года

Церковная живопись XVI века пугала своей "неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли" святых отцов, привыкших к европеизированной манере. В 1859 года настоятель Свияжского Успенского монастыря даже обратился к Синоду за разрешением переписать свияжские соборные фрески. Вв ответе Святейшего Синода было отмечено особое значение этих древних фресок, их полное соответствие канонам, а владыке Евлампию запрещено их искажать. Характерным примером пугающей неканоничести является изображение святого Христофора на северо-западном столпе собора. Существует несколько версий, объясняющих странный внешний вид и столь же необычное прозвище праведника - Христофор-кинокефал (псоглавец). Варианты следующие:
1. Будущий мученик (предположительно реальная личность с языческим именем Reprebus) обладал необычайной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил бога сделать его безобразным, и поэтому святой Христофор всегда изображается с головой животного.
2. Заимстование образа псоглавца из коптской христианской традиции (по аналогии с изображениями святых Аугани и Ахракса на иконе в каирском музее Коптского искусства). Т.е. это может быть отголосок почитания шакалоголового Анубиса.
3. Буквальный перевод прозвища, данного человеку за ужасную внешность (заросшее волосами лицо, врождённое уродство или полученная травма).
4. Происхождение от места обитания. Холмы Кинокефалы (собачьи головы) в Фессалии (на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря) известны, как место одного из сражений македонцев с римлянами, произошедшего в 197 году до Рождества Христова.
5. Искажённое «cananeus». Индийские христиане словами «хананит», «южанин» называли единоверцев мигрировавших в IV веке из Персии в юго-западную Индию. Позднее «хананит» могло быть истолковано как «собачий».

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском мужском монастыре, 2016 год

По углам, в районе изгибов водосточных труб, видны косые швы - следы реконструкции XVIII века, когда собор получил новый купол и украшения-кокошники

В западной традиции святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего младенца. Фактически это иллюстрация эпизода из «Золотой легенде», сочинения Иакова Ворагинского (около 1260 года). Огромного роста римлянин искал владыку для верной службы, но святой отшельник указал ему служить на опасном броде через реку. Гигант стал помогать людям пересекать опасную воду, перевозя путников на своей спине. Однажды он нёс через реку маленький мальчик. Посреди реки ребёнок стал столь тяжёл, что силач испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа». Дальнейший путь святого был краток - смотрите многочисленные жизнеописания.

В православии жизнь святого описывается несколько иначе. Предположительно Репрев был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Затем он служил Риму в подразделении выходцев из Северной Африки. Когда известного силача велено было доставить к императору, то в пути происходили чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников. После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (жили в районе современного турецкого города Демре). Император Деций послал двух блудниц, чтобы склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Когда "медовая ловушка" не сработала, Христофора бросили в раскалённый медный ящик, что не принесло ему вреда. Тогда после пыток мученику отрубили голову.

Изображение святого Христофора в Успенском соборе

Итак, в восточной традиции мученик изображался со звериной головой, либо как юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке. Встречаются изображения заимствованные у католиков: великан с младенцем на плечах переходит реку. Между тем, постановлением от 21 мая 1722 года Синод запретил использовать резные и долблёные иконы - мастерство резчиков было крайне неоднозначным, кроме того, такие изображения неудобно чистить от пыли, следов жизнедеятельности птиц и мышей. Тем же распоряжением воспрещались "измышления от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противные естеству, истории и самой истине, каковые суть: образ мученика Христофора с пёсьей головой, образ Богородицы с тремя руками". Под запрет также попали фрески с Богом Отцом, лежащим на подушках после шестидневного всемирного творения и иные неканонические изображения. Любопытная цитата из того же постановления: "святых Петра, Алексея и Иону Московского чудотворцев изображают в белых клобуках, каковы при них в России и не были. И не токмо всем погрешают, но и пропорции не хранят, и пишут образы с великим паче меры человеческими главами и прочим сим подобные, не по достоинству и по приличию".

В ходе этой борьбы изображения св. мученика Христофора уничтожались или переписывались. До наших дней уцелели четыре фрески со святым Христофором - в Макарьевском монастыре, в Спасском монастыре (Ярославль), в церкви Николая Чудотворца (Ныроба, Пермский край), где он изображен с собачьей головой, и в Свияжске, где голова святого больше похожа на лошадиную. Икон сохранилось несколько больше. Изображения мученика с песьей головой можно увидеть в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург), старообрядческом соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском Кладбище (Москва), Архангельском соборе Московского Кремля, в Череповецком художественном музее, Вологодском музее-заповеднике, в собрания музея Ростовского Кремля, в Егорьевском историко-художественном музее, а также в Третьяковской галерее.

Ещё одним поводом удивительных для нас споров "о каноничности" был сюжет "Отечество" в соборном куполе. Это тип Новозаветной Троицы. В XIX веке "неканоничным" казалось изображение Духа Святого в виде голубя в руках Сына.
Также среди самых знаменитых фресок - "Шествие праведных в рай". С ней связано предположение, что там "написаны изображения Иоанна Грозного и Макария Митрополита, - именно они замыкают шествие праведников". Если это предположение верно, то это "единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого Иоанна Грозного". К сожалению, увидеть эту фреску нельзя, так как она находится в алтарной части.
Есть еще целый ряд интереснейших фресок: "Сотворение человека", "Отдых Бога после творения мира", "Воплощение Бога - Слова", но сфотографировать их не получилось - сейчас этому мешают деревянные леса, возведенные для реставраторов. В целом, фрески Успенско-Богородицкого монастыря стоят в одном ряду с фресками Дионисия в Ферапонтово. Сохранился также пятиярусный золоченный иконостас собора (XVIII век), иконы которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

Братский корпус, состояние на 2011 год

Братский корпус (конец XVII века)

Братский корпус, состояние на 2016 год

Архимандритский корпус (XVII век)

Помимо упомянутых строений в Успенском монастыре сохранились:
- двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле,
- здание монастырского училища (XVIII в.)
- братский корпус, состоящий из пристроенных друг ко другу трех корпусов и церкви святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря. Именно наследием Троице-Сергиева монастыря объясняется тот необычайный факт, что новый Иоанно-Предтеченский монастырь не имел храма, соответствующего своему названию. Это редчайший случай. Главный собор любого монастыря почти всегда является одноимённым самому монастырю. Он называется обязательно в честь того же святого или того же праздника, которому посвящена обитель.

Стена Иоано-Предтеченского монастыря. 2010 год

Декоративная угловая башенка 2010 год

Один из пяти проёмов монастырских ворот

На фотографиях вы видите монастырскую ограду. Изначально она была деревянной, но в период расцвета монастыря, её заменили кирпичной. Вновь обращаемся к и читаем: "Вообще-то Иоанно-Предтеченский монастырь куда меньше, чем Успенский, похож на крепость. Его кирпичная ограда XIX века - тоже, скорее, забор, чем стена. До 1820-х годов ограда была деревянная (последний раз её построили из дерева в 1808 г.), но важнейший этап расцвета монастыря ознаменовался постройкой, одновременно с первыми кирпичными корпусами, ограды 1819-1826 годов. Именно она сохранилась до наших дней почти в неизменном виде. С целыми 5-ю воротами, что можно назвать большой редкостью для монастырей. Обычно имеются лишь главные, Святые врата и ещё одни - запасные, хозяйственные. Кроме ворот (простых арочных отверстий, не отмеченных надвратными церквами), здесь сохранились декоративные угловые башенки, но на крепостные они тоже мало похожи. "

Монастырская стена. 2012 год

Декоративная угловая башенка 2014 год

Калитка у келейного корпуса

Главные ворота монастыря

Главные ворота монастыря

Крыша Сергиевской церкви, служившая с 1836 года

Хозяйственные ворота (западные, ближние к Тайницкому спуску)

Хозяйственные ворота возле Сергиевской церкви. Штабели кирпича - разобранный корпус игуменьи

Хозяйственные ворота возле Келейного корпуса постройки 1879 года

Троицкий собор

Троицкий собор - именно так официально именовалась маленькая бревенчатая церковь 1551 года. Он является одним из древнейших в России памятников деревянного зодчества. Церковь была построена зимой 1550 года в угличских лесах из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри. Сруб поставлен в виде креста и имеет два яруса: первый - четырехугольный, с четырехугольным полукружием для алтаря; второй - восьмиугольный.
Конструкция подобных храмов мало отличалась от избы-пятистенки: внутренняя неглухая стена отделяла трапезную (притвор) от основного объёма. Простой секрет сруба - когда брёвна вдеваются одно в другое, - позволял строить церкви, действительно, "без единого гвоздя". Весь верхний объём (шатёр или форма, его заменяющая) оказывался "ложным" и отделялся от интерьера потолком. Он - своеобразная "шапка" над деревянной церковью. Зимой в таком храме с низким дощатым потолком было тепло, как в избе.

Несколько брёвен
пришлось заменить

Старинные лавки вдоль стен

Иконостас всё ещё на реставрации

Изначально он был шатровой формы, из-за чего храм был, по-видимому, почти вдвое выше, чем сейчас. Для сравнения: главная из крепостных башен - Рождественская, - была в высоту менее 13 метров. Троицкий храм, вероятно, достигал высоты метров в 20. То есть, он был весьма виден из-за всех стен и башен.
Храм поставлен за один день воинами князя Серебряного-Оболенского и освящен 17 мая 1551 года - в день Святой Троицы. Это первый храм первого монастыря во всём Среднем и Нижнем Поволжье. Потому и назвали его почтенно - собор. Во всей России древнее его, пожалуй, лишь одна Лазаревская церковь (1390 год) из Муромского монастыря (ныне перенесённая в Кижи).
В 1552 году здесь молились перед последним переходом войска на пути к Казани, 22-летний царь Иван IV и его воеводы Горбатый-Шуйский, Серебрянный, Курбский и другие.

Входная дверь, сделана по меркам XVI века - широкая и низкая

Металлическая накладка замка

Обитая металлом боковая дверь

Крепление прутьев оконной решетки

Переплет оконной решетки

Крыльцо главного входа

Декор металлической накладки замка главного входа

Метки на брёвнах - для сбора храма на новом месте

Особенность интерьера Троицкой церкви, ещё усиливающая её сходство с деревенской избой - это длинные лавки, стоящие вдоль стен. Они ещё в старину были намертво прибиты к полу и таким образом стали неотъемлемой частью интерьера. Две лавки были прибиты даже в алтаре. Мы видим, что это был, действительно, братский храм - там, где маленькая братия Троице-Сергиева монастыря ежедневно собиралась на очень долгие, по уставу, молитвы. В древнерусских церквах обычно и стояли такие скамьи, чтобы уставшие от стояния могли немного отдохнуть.

Раньше тут тускло сверкали древние ризы на некоторых иконах. Сейчас иконы праздничного чина из иконостаса Троицкой церкви хранятся в древнерусском отделе Музея изобразительных искусств РТ в Казани. Единственное, что выделяется из этого царства брёвен, тёса и дощатой резьбы это потемневшая от старости центральная люстра - висячее медное паникадило (слово произошло от искаженного греческого поликандилон, т.е. многосвечие).

Царские врата

Окованная дверь

Лавки вдоль стен

Новый купол (2012 год)

Главным украшением церкви был иконостас - также деревянный и первоначально 4-ярусный. Наличие 4-ярусного иконостаса в таком маленьком храме удивляет и наводит на мысль о возможном переносе его сюда из другой церкви. Узоры иконостаса сохранились лишь частично, часть накладной резьбы обломана, но видно, что он выполнен в стиле "украинского барокко".

Троицкая церковь. 2010 год

Царские врата - пожалуй, самая роскошная часть иконостаса, да и всего интерьера храма. "Полукружие арки с резной золочёной имитацией завесы и её нарядной бахромы; увенчанная короной пышная гирлянда, спадающая по нащельнику Царских врат - контрастируют с предельно скромным обликом церкви".

В 1819 году крытую галерею на столбиках, опоясавшую церковь с трёх сторон, разобрали и заменили крылечками - также с трёх сторон. Благодаря им, церковь стала строго крестообразной в плане. Зато из-за обилия стекла в стенах этих крылечек, она начала напоминать дачный домик, а вовсе не древний храм. В 1821 году её полностью обшили тёсом и покрасили масляной краской (с тех пор много раз перекрашивали, но чаще всего - синей и зелёной краской). Сходство с дачным домиком ещё более усилилось. В 2011 году дачный домик разобрали, благодаря чему мы можем видеть истинный облик сруба. В 2012 году, после окончания проводимых работ, храм был вновь открыт для посещения, но всё его внутреннее убранство сейчас на реставрации.

Келейный корпус постройки 1820 года

Келейный корпус, 2010 год

А.В.Рощектаев пишет об этой постройке следующее: "Корпус 1820 года замкнул с запада главную в монастыре площадь - между Троицкой и Сергиевской церквями. Таким образом, как и в большинстве обителей, строительство начиналось вокруг главной площади, с выходом всех сооружений на неё. Площадь была древняя, как сам град Свияжск, но облик её формировался постепенно, вплоть до начала ХХ века.
Длинный двухэтажный корпус с небольшим фронтоном по центру исполнен в обычном стиле провинциального классицизма. Но вот конструкция его - очень своеобразна. Это не кирпичное, а деревянно-кирпичное здание: внутренний каркас его - деревянный (срубного типа), а на каркас опираются снаружи кирпичные стены. Несмотря на кажущуюся примитивность подобного способа постройки, здание стоит вот уже почти 2 столетия. В ХХ веке оно стало одним из обычных жилых домов Свияжска (одним из самых больших по размерам его домов). Для Иоанно-Предтеченского монастыря подобные здания вскоре стали буквально "типовыми". Что интересно, они практически все сохранились до наших дней. В 1830 г. по такому же образцу был построен корпус игуменьи - между Сергиевской церковью и вышеназванным корпусом, под прямым углом к последнему. И его главный фасад выходил на ту же площадь - прямо напротив Святых врат обители.
Выбеленные известковой краской фасады этих домов хорошо гармонировали с белокаменной Сергиевской церковью, а средняя высота двухэтажных сооружений оказалась оптимальной для монастырского ансамбля. Интересно, что в соседнем Успенском монастыре, где и собор, и колокольня были значительно выше, оптимальной для жилых корпусов оказалась высота трёхэтажная.
"

2010 год: было

2014 год: стало

2014 год: Вид с тыльной стороны корпуса

2015 год: работы на территории ещё не закончены

В настоящее время келейный корпус постройки 1820 года капитально отреставрирован. На фотографиях вы видите его прежнее и нынешнее состояние. А вот корпус игуменьи, который, в полуразвалившемся виде, ещё застал А.Рощектаев, сейчас разобран до фундамента. Одно время на его фундаменте была устроена деревянная монастырская лавка, но сейчас и она разобрана. Впрочем, кирпичи корпуса игуменьи аккуратно очищена и уложены штабелями ближе к хозяйственным воротам, ближним к Троицкой церкви. Будут ли его восстанавливать - мне не известно.

Келейный корпус постройки 1879 года (в 1892 обложен кирпичом)

Сооружение неизвестного назначения, что-то вроде остатков старой водокачки

Стена разделяет восточную и западную части монастыря

Всё там же, в "Истории свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря" читаем: "Численность насельниц обители быстро росла, и нужны были всё новые и новые корпуса. Территория монастыря в XIX веке всё время расширялась в западном направлении, и именно там, позади большого корпуса 1820 года, вырастали однотипные с ним 2-этажные корпуса (II половина XIX - начало ХХ вв.). В архитектурном плане они не представляют собой никакой особой ценности - да такая задача и не ставилась их строителями. Просто этот городок должен был вместить сотни новых насельниц. Благо, и средств на это хватало, и территория монастыря к концу XIX века оказалась достаточно большой - 2 десятины 656 кв. саженей на 1897 год (то есть около 2,5 га). Она расширялась в течение полувека за счёт пожертвований благотворителей, скупавших участки, примыкавшие к монастырю с запада. В 1857 г. был пожертвован участок в 478 кв. саженей, в 1858 г. - ещё 176 саженей (благотворителем стал губернский секретарь Херувимов). В 1895 г., сразу после городского пожара 1894 года, местный свияжский меценат И. А. Куликов скупил 4 погорелых места (ещё западнее, у небольшого оврага) и подарил их обители, что расширило её территорию ещё на 567 кв. саженей.
Именно на этих, новых, территориях был построен в 1879 г. из брёвен, а в 1892 г. обложен кирпичом ещё один 2-этажный келейный корпус (при игумениях Варсонофии 1873 - 1881 гг. и Фотинии 1889 - 1893 гг.), а в 1896 г. - ещё один, 2-этажный деревянный (при игумении Апфии, о которой мы писали в предыдущем параграфе).
Место было удачным для размещения келейных корпусов. Оно как будто специально отгорожено от главной монастырской площади первым длинным корпусом 1820 года. Обитель, как это часто бывает, разделилась на 2 части: одна - парадная, для паломников и местных жителей, приходящих на службу в древние храмы; другая - полускрытая, отгороженная от суеты, предназначенная только для самих насельниц. Это соответственно - восточная и западная половины огромного монастыря.
"



Рассказать друзьям