Биография поль сезанна. Биография поля сезанна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СЕЗАНН Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.

Ранний период творчества П.Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуаром, А.Гийоменом. Живопись П.Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К.Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе", 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879 - 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888, ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888, ГМИИ, Москва).

В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой" , 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св.Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора св.Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Содержание статьи

СЕЗАНН, ПОЛЬ (Cйzanne, Paul) (1839–1906) – французский живописец постимпрессионистического периода. Большая часть жизни Сезанна, который родился и умер в Экс-ан-Провансе, приходится на 19 в., однако его творчество остается практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают проявлять интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства.

После 1900 к нему быстро приходит мировая известность; он становится самым влиятельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, «направление всей живописи первой половины 20 в.»

«Его творчество, – замечает М.К.Жалард, – не ассоциируется ни с одним из течений 19 в. Его настоящее место – в истории искусства 20 в.»

Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо , Эль Греко , Делакруа (1860–1872); следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне , Ренуаром . Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном.

Его особый дар проявляется в тот момент, когда, не находя удовлетворения в импрессионизме, он находит свой собственный метод. Становление происходит в 80-е, когда Сезанн окончательно преодолевает самый плодотворный для его творческого созревания – переходный период.

В это время его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: Пуссен, Домье, Курбе. При этом определяющим для его становления было мощное влияние Писарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: «Он был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисунку».

После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета.

В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога , сделавшего его портрет. Гаше становится одним из первых покупателей работ Сезанна.

Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.

Пейзаж Тополя , написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели», – говорит он.

Отходя от импрессионизма, который делает мир эфемерным, растворяя предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, Сезанн считает необходимым вернуться к классическим основам живописи, он призывает создавать «искусство основательное, как то, которое мы видим в музеях».

Он предлагает использовать достигнутое, не разрушая классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирения мимолетного и постоянного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. Внимание к структуре, к объемной «скульптурной» лепке предметов – гор и скал, домов и стволов деревьев – будет доведено до логического завершения кубизмом с его уже даже не скульптурным, но «архитектурным» принципом моделирования.

В становлении новой манеры – собственно сезанновского стиля – известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращается в 1878 и где остается до конца своей жизни. Сухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь выявляют пластику предметов, делают ясными их очертания. Яркое солнце четко обрисовывает форму, выделяет существенное, уничтожая все эфемерное, неустойчивое.

Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. В своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное . Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Производное этих отношений – специфическая деформация натуры – и есть то, что принято называть стилем. Сезанн в этом отношении уникален. До последних дней он продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я первобытный дикарь в отношении найденного мной метода», «Я только веха на этом пути – придут другие».

Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить, исходя из теоретических предпосылок. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры.

Естественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструирования: геометризация формы, построение композиции, превращение колорита картины в самостоятельную ценность – прежде всего становится предметом внимания художников разных направлений – от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов.

И все же представляется несправедливым, по существу неверным считать, что Сезанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах «только богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символы». Обращая внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве Сезанна, в принципе, самый удобный объект для формальных экспериментов, автор статьи о Сезанне – Ж.Э.Мюллер задается вопросом, нельзя ли сказать, что Сезанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. Возможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись Сезанна, не пренебрегавшая ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучения. Результатом такой установки становится проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. В сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигается тем же методом «прочтения» и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношения тонов, цветовых сочетаний – не копируемых механически, но и не подменяющих порядок реальности искусственным порядком. (Такие «подмены», включая придуманные психологические характеристики, типичны для современной натуралистической живописи.)

Его портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам навязывают салонные портретисты.

Эта тенденция к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому – сколь бы эффектным оно ни было – обостряется в последние годы его жизни. Его знаменитая серия картин и этюдов Гора Сент-Виктуар – это художественное исследование избранного сюжета – почти анатомия естественной гармонии: сочетания масс и планов, пространства и света – исключительно средствами живописи.

После смерти отца – местного банкира (1886) художник живет в Экс-ан-Провансе, целиком посвятив себя живописи, лишь ненадолго выезжая в Швейцарию (1841), Живерни (1894), где он остается на некоторое время с Моне. Между 1882-м и 1895 г. Сезанн пишет ряд портретов: Мадам Сезанн , Гюстав Жеффруа , Молодой человек и др. Особенно плодотворным для него оказался 1892, когда были написаны пять версий знаменитых Игроков в карты , многочисленные варианты Горы Сент-Виктуар и ряд картин на тему Купальщицы .

Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. В 1900 Морис Дени создает в честь Сезанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну , на мольберте натюрморт Сезанна; вокруг него кроме самого Дени и его супруги О.Редон, Э.Вюйар, П.Серюзье, а также Воллар и др. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона… Все молодые живописцы во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале… Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним».

«Может быть, я пришел слишком рано, – говорил он своим молодым почитателям. – Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения».

В сентябре 1906 Сезанн написал своему другу Э.Бернару: «Я стар, болен и решил умереть за мольбертом». Его желание исполнилось месяц спустя – 22 октября. Последний его этюд – Садовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода.

После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии, и под его же влиянием он переходит к кубизму. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь».

Даты жизни и творчества.

1839, 6 января – Родился в Экс-ан-Провансе.
1855 – Учится в коллеже Экса. Дружит с Золя.
1858–1860 – Учится в муниципальной художественной школе в Эксе.
1861–1862 – Пытается поступить в художественную школу изящных искусств в Париже.
1864 – Работы Сезанна отвергнуты Салоном.
1865 – Занимается в Academie Suisse в Париже.
1886–1889 и в последующие годы – Работы Сезанна регулярно отвергаются Салоном.
1872 – Работает в Понтуазе с Писарро.
1873 – Работает в Овере.
1874 – Участвует в Первой выставке импрессионистов.
1876 – Отказывается от участия во Второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает с Писарро в Понтуазе, а также в Овере и Исси-ле-Мулино.
1878 – Работает в Эксе. Отвергнут Салоном.
1879 – Работает в Эстаке.
1881 – Работает с Писарро и Гогеном в Понтуазе.
1882 – Работает с Ренуаром в Эстаке.
1883 – Встречается с Монтичелли, Моне и Ренуаром.
1884 – Работает в окрестностях Экса. Синьяк покупает пейзаж Сезанна.
1885 – Работает в Эстаке и Эксе.
1886 – Умирает отец Сезанна. Разрыв с Золя после опубликования романа Творчество , в котором Сезанн узнает себя в художнике-неудачнике.
1888 – Первая статья Гюисманса о Сезанне в «Ла Краваш».
1889–1890 – Выставляет свои работы в Брюсселе вместе с «Группой двадцати».
1891 – Бернар и Анкетен восхищаются творчеством Сезанна в интервью, опубликованном в одном из парижских еженедельников.
1892 – Создает серии картин: Игроки в карты , Купальщицы , Гора Сент-Виктуар .
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара.
1900 – Картины Сезанна представлены на Всемирной выставке в Париже. Начало его широкой известности. М. Дени пишет картину Похвала Сезанну .
1901 – Строит в Эксе большую мастерскую.
1904 – Варианты Горы Сент-Виктуар . Парижская пресса пишет о растущей славе Сезанна.
1906, 22 октября – Умирает в Экс-ан-Провансе.

Виль Мириманов


Поль Сезанн (1839–1906) - знаменитый французский художник, один из представителей постимпрессионизма.

Поль Сезанн. Автопортрет

Биография Поля Сезанна

Ранние годы

Художник появился на свет в 1839 году в местечке Экс-ан-Прованс, на юге Франции. Отец его был прославленным ростовщиком, хотя многие считали его жадным и злым. В детские годы Сезанна совсем не привлекала живопись, он занимался изучением других наук. Он закончил среднюю школу, после чего поступил в колледж, где получал традиционное образование. Он был прилежным учеником, ему прекрасно давались многие науки, за некоторые он даже получал награды. До конца жизни он занимался написанием стихотворений.

С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. В средней школе рисование входило в список обязательных предметов, его это привлекло и с 15 лет он обучался в художественной школе, но никогда не получал ежегодную награду за лучшие рисунки. Первые произведения Сезанна выделяются своей мрачностью и явными недочетами в плане техники рисования, что показывает его непрофессионализм. Сюжеты картин можно отнести скорее к романтизму, но задумки таких сюжетов связаны с психическим состоянием художника.

Дом повешенного

Жизнь и творчество

Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. Картины притягивают к себе, но в то же время и отталкивают. Живописца часто мучили противоречивые чувства. Художник был слишком самоуверенным, но одновременно с этим всегда боялся, что не сможет точно показать на картине свою задумку. Он всегда был недоволен тем, что у него не получалось вообразить на полотне желаемое, он часто сомневался в себе. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. Живопись помогала ему обрести спокойствие. Работа помогала ему обрести себя. Шли годы, и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира.

В своих произведениях Сезанн отчаянно пытался смешать классику и современное искусство. Эту задачу было невозможно выполнить, это и служило причиной его расстройств. Но даже те произведения, которые он создавал, заставили огромное количество зрителей и других художников начать уважать его. Картины художника служили для других напоминанием о том, что в любом времени нужно помнить о классике и поддерживать с ней связь, хотя бы небольшую.

Биография Поля Сезанна обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Валентина

Французский живописец, чьи работы легли в основу перехода к новому, совершенно иному миру искусства 20 века. Сезанн проложил мост между импрессионизмом конца 19 века и новым художественным направлением начала 20 века - Кубизмом.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провас, он был старшим сыном, кроме него в семье было еще двое детей. Поль крещен 22 февраля в церкви Сент-Мадлен, его родители поженились только в январе 1844 года.
Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.

Мать художника, Анн-Элизабет Онорин Обер, – дочь токаря по дереву из Марселя.

В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе, и Жаном-Батистом Байлем. Трое молодых друзей, “неразлучные”, как их называли в гимназии, в свободное время отправляются в длительные прогулки по окрестностям, охотятся, ловят рыбу, купаются и плавают в небольшой речке Арк. Они без конца спорят об искусстве, вместе читают Гомера и Вергилия, восхищаются романтиками Виктором Гюго и Альфредом Мюссе. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований.

Беззаботное время для трех друзей внезапно кончилось, когда в феврале 1858 года Золя покидает Экс уезжает в Париж. Золя, который с болью воспринимает отсутствие друга, уговаривает Сезанна приехать к нему в Париж, чтобы там избрать путь живописца. Отец же Сезанна видит своего единственного сына в будущем продолжателем его банковского дела.

Следуя желанию отца, Сезанн после окончания гимназии сначала поступает на юридический факультет университета в Эксе. Два года Поль проводит в университете, изучая нелюбимое право, но каждую свободную минуту он рисует или сочиняет стихи. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста. Он получает премию за живописные этюды фигур.

Все больше и больше Поль пренебрегает изучением права и отдается живописи, часто копирует в музее Гране. Но, как и прежде, его желание поехать в Париж встречает сопротивление отца.

В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан), и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Он все больше удаляется от семьи, и отец, наконец, отказывается от своего жесткого запрета и разрешает сыну покинуть Экс. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. “Лувр, - писал Сезанн позже, - это книга, по которой мы учимся читать”. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. У Сюиса он знакомится с Камилем Писсаро, который старше его на девять лет, а также с Арманом Гийоменом, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.

Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе. “Я думал, - писал Сезанн другу, - что, уехав из Экса, я избавлюсь от скуки, преследовавшей меня. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне”.

Поль Сезанн, 1861 год. Фотография В 1862 году Сезанн сооружает в Жа де Буффан мастерскую, покидает банк отца и карьеру юриста, а в ноябре едет снова в Париж. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Сразу по приезде он вернулся в академию Сюиса и по настоянию отца предпринял попытку поступить в Эколь-де-Бозар. Немногочисленные работы, представленные Сезанном на конкурс, в том числе портрет отца и автопортрет, заставили экзаменаторов вполне справедливо оценить его живопись как “буйную”. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. К этому времени он утратил склонность и интерес к академической живописи и продолжал занятия в академии Сюиса, где регулярно работает до 1864 года.

Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.

При отборе присланных картин члены Академии руководствовались строгими критериями: всякая оригинальность, любые новшества и отклонения от академической манеры строжайшим образом отвергались. И тем не менее заветной целью каждого художника оставалось желание быть выставленным в Салоне, поскольку это была единственная возможность предстать перед публикой, стать известным и продать картины. Но когда в 1863 году в Салон не было допущено слишком много картин и это вызвало массовые протесты со стороны художников, Наполеон III согласился устроить параллельную выставку отвергнутых произведений. Этот “Салон отверженных” должен был дать возможность зрителям самим судить об отвергнутых работах.

В 1863 году Сезанн выставляется вместе с Мане, Писсаро, Йонкиндом, Гийоменом, Уистлером, Фантен-Латуром в “Салоне отверженных”. Часто копирует в Лувре картины Делакруа.
Публика, не привыкшая в какой-либо мере к самостоятельным суждениям о современном искусстве, восприняла выставку в “Салоне отверженных” как повод для насмешек и издевательств. Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Постепенно начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры.

На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные, и решить их было не просто. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Когда летом 1870 года разразилась франко-прусская война, Сезанн перебрался из Экса в рыбацкую деревню Эстак под Марселем и избежал угрожавшего ему призыва в армию. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. В течение восьми лет Сезанн хранит эту связь в тайне от отца, боясь сокращения ежемесячного содержания. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.

После окончания войны Сезанн и Ортанз вернулись в Париж, где в январе 1872 года родился их сын Поль. Сезанн переезжает с семьей в Овер-сюр-Уаз, где работает вместе с Писсаро. Сезанн надеется получить от Писсаро то, чего ему не хватает для дальнейшего развития, - живописное ремесло, живописную технику. “Писсаро был для меня словно отец… словно добрый Бог”, - скажет потом Сезанн о своем старшем друге и наставнике, который твердо верил в необычное дарование Сезанна.

Сначала Писсаро заставил его убрать с палитры темные краски. Он показывает ему, как следует строить картину на основе светотеневых контрастов, он побуждает его прежде всего добросовестно наблюдать природу и только эти наблюдения переносить на полотно. Без собственного толкования, без привнесения фантазии. Живописец не должен быть ни чем иным, как внимательным и честным зрителем.

В 1873 году Сезанн знакомится с доктором Гаше, в доме которого он пишет картины. Знакомится с торговцем красками Жюльеном Танги. Встречается у Танги с Ван Гогом. Танги – счастливый случай для Сезанна: он приобретает многие его картины, освобождая от заботы о материалах для живописи.

В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов у фотографа Надара, где картины Сезанна (Дом повешенного в Овере, Пейзаж близ Овера, Современная Олимпия) вызывают отчаянные споры. Лето Поль проводит в Эксе, с сентября снова в Париже. В 1875 году Сезанн вновь отвергнут Салоном. Ренуар знакомит его с таможенным инспектором и любителем искусства Виктором Шоке, который становится одним из самых преданных собирателей его картин. В 1878, 1879, 1885 году – вновь отвергнутый Салоном, Сезанн принимает решение более ничего туда не посылать.

“Сезанн – художник, которого вот уже пятнадцать лет пресса и публика атакуют и третируют наиболее ожесточенно. Нет такого оскорбительного эпитета, который не прилагался бы к его имени; оглушительный хохот – вот единственная награда, выпавшая до сих пор на долю его произведений… А вот я сознаюсь, что не знаю живописца, который давал бы меньше оснований для веселья, чем Сезанн”. Так во время третьей выставки импрессионистов в мае 1877 года защищает живописца Жорж Ривьер, художественный критик и друг Ренуара.

С начала 80-х годов Сезанн все больше использовал в своих работах геометрические формы и подчеркивал смысл гармонии. Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций.

В 1886 году Эмиль Золя публикует роман “Творчество” о неудачливом художнике. В этой книге Золя отчетливо наделил чертами Сезанна главного героя, художника Клода Лантье, который тщетно стремится к осуществлению своей цели и кончает жизнь самоубийством. Гордость художника была глубоко оскорблена и между двумя друзьями произошел разрыв.

В октябре 1886 года умирает отец Сезанна, оставив сыну значительное состояние.
В период 1888-1899 годов Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом.

На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами.
В 1890 году Сезанн выставляет три картины на брюссельской выставке “Группы двадцати”. Летом пять месяцев проводит с семьей в Швейцарии. Осенью возвращается в Экс. Заболевает диабетом.
1900-е годы отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Поля Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали порой как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

В 1897 году Сезанн большую часть времени проводит в Эксе, а в октябре умирает мать художника. Национальная галерея в Берлине покупает картину Сезанна, первое произведение художника попадает в музей.
В 1902 году умирает Золя, а в 1903 году – Писсаро. При распродаже с аукциона собрания Золя цены на картины Сезанна достигают в среднем 1500 франков.
В 1906 году Сезанн принимает участие в Осеннем Салоне.
15 октября 1906 года во время работы на пленэре Сезанна застигла сильная гроза, и долгое время он мок под холодным дождем, пока его не подобрала повозка и не привезла домой совершенно лишенного сил. Сезанн умирает 22 октября 1906 года ранним утром от воспаления легких. Похоронен художник в Эксе на кладбище Сен-Пьер.

“Мой возраст и мое здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить мое искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено”. Поль Сезанн

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.



Рассказать друзьям