Биография шолом-алейхема.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шолом-Алейхем, Шалом-Алейхем (идиш שלום-עליכם, настоящее имя Соломон (Шолом) Наумович (Нохумович) Рабинович; 1859, Переяслав - 1916, Нью-Йорк) - еврейский писатель, драматург и просветитель, один из основоположников литературы на языке идиш, в том числе детской. Произведения писателя переведены на многие языки, включая русский и английский.

Ранняя биография писателя подробно описана в неоконченном автобиографическом романе «С ярмарки». Будущий писатель родился 2 марта 1859 года в небогатой патриархальной еврейской семье в селе Воронькове (сейчас Бориспольский р-н.) под Киевом. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13. В возрасте 15 лет, вдохновлённый Робинзоном Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. Взял псевдоним Шолом-Алейхем (мир вам - традиционное еврейское приветствие). После окончания школы в 1876 три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. К сожалению, в тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883, вопреки воле своего отца, она стала его женой и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами, вложить их в дело, чтобы приумножить семейный капитал. Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора, заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идиш. Таким образом, вскоре грандиознное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идиш. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу оформившегося писателя с мировым именем.

С 1883 пишет почти исключительно на идиш (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах Die Yiddishe Folksbibliotek (Еврейская народная библиотека) на идиш, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары. Вскоре разоряется.

Критики называют его еврейским Марком Твеном за сходство стилей и любовь к литературе для детей. Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом.

После 1891 писатель живёт в Одессе. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересек океан четыре раза. Однако в первое десятилетие двадцатого века начала давать знать о себе неизлечимая болезнь писателя - туберкулёз, хотя до самого конца Шолом Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями. В 1914, как русский подданный, был выслан из Германии. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. Скончался от туберкулёза. Похоронен на кладбище в Квинсе.

Шолом-Алейхем — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише (наряду с Менделе Мойхер-Сфоримом и И.-Л. Перецом), в том числе детской. Писал также на иврите и русском языке.

Будущий писатель родился 2 марта 1859 года в небогатой патриархальной еврейской семье. Раннее детство провёл в селе Воронькове (сейчас Бориспольский район Киевской области Украины). Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13 лет. В возрасте 15 лет, вдохновлённый Робинзоном Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. Взял псевдоним Шолом-Алейхем (мир вам — традиционное еврейское приветствие).

После окончания школы в 1876 три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. В тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883 году, вопреки воле своего отца, она стала его женой и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами, вложить их в дело, чтобы приумножить семейный капитал. Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиозное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу сложившегося писателя с мировым именем.

С 1883 года пишет почти исключительно на идише (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах די ייִדישע פאלקס־ביבליאטעק (Ди йидише фолкс-библиотек, Еврейская народная библиотека) на идише, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары.

Шолом-Алейхем с симпатией относился к сионистскому движению (хотя и не разделял в полной мере его идеалов), в 1888 году он вступил в палестинофильскую организацию «Ховевей Цион», а в 1907 году был делегатом от США на VIII Сионистском конгрессе в Гааге.

Критики называют его еврейским Марком Твеном за сходство стилей и любовь к литературе для детей. Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом[источник не указан 701 день].

После 1891 писатель живёт в Одессе. На протяжении 1903—1905 годов живет в Киеве, в доме по улице Мариинско-Благовещенской (ныне — улица имени Панаса Саксаганского), 27, в квартире на третьем этаже (на доме в 1988 году установлена мемориальная доска с бюстом писателя). В эти годы он активно занимался литературной и общественной деятельностью, например, готовил издание в пользу пострадавших от кишиневского погрома. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза. Однако в все сильнее начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя — туберкулёз, хотя до самого конца Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями. С началом Первой мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. Скончался от туберкулёза в 1916 году в Нью-Йорке, похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе.

Внучка Шолом-Алейхема — американская писательница и педагог Бел Кауфман.

Шолом-Алейхем - писатель, которого нередко называют светочем еврейской литературы. Именно ему удалось описать жизнь и традиции евреев, подчеркнув мудрость и чувство юмора этого народа. Шолом-Алейхем одним из первых решился писать на идише, пополнив культурную копилку этого языка детскими и взрослыми книгами, которые до сих пор любимы читателями любых наций и возрастов.

Детство и юность

Соломон Наумович Рабинович - таково настоящее имя писателя - родился 2 марта 1859 года в городе Переяславле (старое название города Переяслава-Хмельницкого). Детство будущего писателя прошло в селе Воронькове (ныне это Киевская область, Бориспольский район). Соломон рано потерял мать - мальчику едва исполнилось 13, когда она умерла.

С раннего возраста Соломон Рабинович отличался от сверстников вдумчивостью и любовью к размышлениям. Писать Соломон тоже начал довольно рано, а уже в 15 лет, вдохновленный произведением «Робинзон Крузо», юноша задумал стать настоящим писателем. Тогда же появился и псевдоним Шолом-Алейхем, что в переводе означает «мир вам» - именно так звучит традиционное приветствие евреев.

Окончив школу, Соломон Рабинович сразу начал работать. Юноша занимался репетиторством, обучая детей обеспеченных родителей школьным дисциплинам. Одной из учениц Соломона оказалась Голдэ Лоева (в некоторых источниках девушку называют Ольгой).


Между наставником и ученицей возникло нежное романтическое чувство, однако отец девушки, предприниматель Лоев, выступил категорически против брака любимой дочери с нищим учителем. Так Шолом-Алейхем лишился этой работы и вынужденно возвратился в родной Переяславль.

Литература

До 1880 года Шолом-Алейхем оттачивал собственный стиль и постоянно рассылал статьи и рассказы в разные журналы в надежде на публикацию. Однако столь же постоянно получал отказы - только одно произведение Шолом-Алейхема было опубликовано в этот период (речь идет о рассказе под названием «Мечтатели», напечатанном в петербургском «Еврейском обозрении»).


Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.


Первые серьезные произведения - повесть «Два камня» и короткий рассказ под названием «Выборы» в том же самом «Еврейском обозрении». Этот еженедельник стал для писателя родным: практически все труды Шолом-Алейхема впервые появлялись на его страницах.

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.


Также писателя волновала «бульварная» литература. Шолом-Алейхем, не жалея сил, высмеивал простоватые надуманные сюжеты подобных романов, полагая, что литература должна быть более серьезной и даже поучительной. А основная задача письменного слова, как подчеркивал писатель, прививать людям гуманизм и сохранять народную культуру для потомков.

Успех у читателей имел сатирический роман «Якнехоз, или Большая биржевая игра», напечатанный в 1894 году. Это произведение даже попало в репертуары театров и с аншлагом ставилось на сцене, однако позднее роман запретили цензурой. Параллельно с собственными изданиями Шалом-Алейхем работал над короткими публикациями для американских журналов. Сатирические очерки писателя пользовались успехом у евреев, живших в Соединенных Штатах.


Статуя Шолом-Алейхема в Нетании, Израиль. Скульптура Льва Сигала

Одним из ключевых произведений писателя критики называют роман под названием «Блуждающие звезды», завершенный в 1910 году. По мере написания главы произведения публиковались в журналах и газетах, а затем вышли отдельным двухтомником (первая часть книги получила название «Актеры», вторая вышла как «Скитальцы»).

«Блуждающие звезды» до сих пор переиздаются на разных языках, кроме того, этот роман экранизирован режиссером в 1991 году. В картине снялись актеры , Олег Школьник, .

Роман «Кровавая шутка», законченный Шолом-Алейхемом в 1912-м, также вызвал обсуждения и противоречивую критику. В центре сюжета - два студента, христианин и еврей. Друзья, поспорив, в шутку обменялись паспортами, что становится началом приключений для одного и суровых испытаний для второго шутника. При жизни писателя это произведение так и не было опубликовано из-за цензуры.

Еще одно заметное произведение Шолом-Алейхема - повесть «Мальчик Мотл», состоящая из нескольких частей. Здесь писатель описывает жизнь евреев в американской эмиграции устами маленького мальчика-сироты, который только начинает узнавать этот мир. Другую работу - «С ярмарки» - Шолом-Алейхем называл «духовным завещинием». Писатель подчеркивал, что в это отчасти автобиографическое произведение он вложил свое сердце.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя сложилась счастливо: Голдэ Лоева, в которую Шолом-Алейхем влюбился в ранней юности, вышла за него замуж даже вопреки желанию отца. В этом браке родились шестеро детей.


Отец Голдэ оставил дочери серьезное наследство, которое Шолом-Алейхем быстро потратил на публикации молодых еврейских авторов, которым тогда помогал, а также на рискованные и сомнительные авантюры, которые должны были принести прибыль, но не принесли.

Смерть

Последние годы жизни писатель провел в Нью-Йорке. 13 мая 1916 года Шолом-Алейхема не стало. Литератора сгубил туберкулез, который много лет подтачивал его здоровье. Писателю было 57 лет. После смерти Шолом-Алейхем похоронен в Куинсе (Нью-Йорк).


На надгробии писателя вместо фото начертана эпитафия, которую Шолом-Алейхем написал сам. Она начинается словами:

Здесь погребен простой еврей.
Он был писатель из народа,
Всю жизнь писал он для людей
Простого звания и рода.

Библиография

  • 1883 - "Два камня"
  • 1884 - "Тайбеле"
  • 1886 - "Детская игра"
  • 1886 - "Иоселе-Соловей"
  • 1888 - "Стемпеню"
  • 1903 - "Мошкеле-вор"
  • 1903 - "Домой на Пасху"
  • 1903 - "Аман и его дочери"
  • 1907 - "В бурю"
  • 1907-1916 - "Мальчик Мотл"
  • 1916 - "С ярмарки"

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ
(1859-1916)

Излом веков для литературы идиш является временем насыщенного развития. Ещё был творчески активен основоположник критичного реализма в новейшей европейской литературе, «дедушка еврейской литературы» Менделє Мохер-Сфорим (1836-1917); творил общепризнанный классик Іцхок-Лейбуш Перед (1851 -1915) — смелый художник-новатор, который возобновил классические для еврейской литературы жанры.

Пафос его творчества 90-х годов был ориентирован против пережитков средневековья, что так устоялось в еврейской среде, а с начала 900-х годов мотивы собственного творчества он связывает с движениями в европейской литературе тех пор. В 90-е годы заявил про себя выдающийся поэт Хаим-Нахман Бялик, который писал преимущественно на древнееврейском языке (иврите). В наилучших эпических и лирических произведениях он выражал надежды и чаяния своего народа. В их прозвучал огненный призыв к борьбе против государственного гнета, против равнодушия, смирения перед социальной несправедливостью.

Более приметное место в еврейской литературе начала века занимает Шолом Аш (1880 — 1957). Его внимание сначала завлекает обездоленных людей, но вместе с этим создатель склоняется к идеализации патриархальных устоев и религиозных традиций местечкового быта.

Литература на языке идиш в США появилась в конце XIX века. Эмигранты, которые в основном были выходцами из Рф, привнесли в литературу настроения, трудностей, связанных с жизнью собственной первой родины.

Острая классовая борьба в эру первой российской революции и поражение черносотенной реакции отыскала многогранное отражение в истории новейшей еврейской литературы. Она наложила ясный отпечаток на её творчество и классиков — Менделе, Шолом-Алейхема, Переца, которые выражали настроения широких демократических слоев цивилизации.

Общепризнанным фаворитом литературы на языке идиш в течение практически 4 десятилетий оставался Шолом-Алейхем (Шолом Нохумович Рабинович); его псевдоним значит: «Мир вам!», и выбор, этого псевдонима был неслучайным. Повести, романы, рассказы и новеллы, пьесы и критичные статьи Шолом-Алейхема вошли с ухмылкой в каждый дом как слова приветствия и благожелательности, они учили людей смеяться даже тогда, когда им хотелось рыдать. Его творчество ознаменовало расцвет критичного реализма в еврейской литературе. Вправду народная по собственной сущности, она отличалась неистребимой верой в творческие силы народа, перспективы его государственного бытия. Исторический оптимизм Шолом-Алейхема был бесценной чертой, в особенности в годы, когда русское самодержавие насадало животный шовинизм, поощряло черную сотку, инициировала кровопролитные погромы.

Величайший еврейский народный писатель родился 18 февраля (2 марта) 1859 года в Украине в Полтавской губернии, в богатой семье торговца и арендатора. Отец писателя был известным человеком. Он отлично знал и обожал библейскую литературу; в семье соблюдали все государственные и религиозные обычаи. Но в то же время Рабинович был свободен от фанатизма. Он живо интересовался светской культурой и просветительской литературой. Глава семьи имел мягкий нрав, обожал свою семью и в особенности маленького Шлема. Потом Шолом-Алейхем посвятит папе много страничек, написанных с большой любовью. Скоро после рождения Шлема семья Рабиновичей переехала из Переяслава в город Воронково, что находился недалеко, где и прошло детство писателя. В собственных произведениях он запечатлел родной городок. Как все детки еврейского города тех пор, Шлем обучался в хедере — частной школе. В автобиографическом романе «С ярмарки» и в других произведениях Шолом-Алейхем не один раз упоминал бедность и условия «обучения» в этой практически средневековой школе. Маленький Шлем выделялся посреди других учеников не только лишь блестящей памятью, любознательным разумом, да и бойким нравом. Его озорство было безопасным и сводилось преимущественно к успешному изображению тех либо других недочетов взрослых. Увидев кого-либо в первый раз, он сходу замечал, что в нем не так, и начинал изображать его. В раннем детстве Шлем интересовался сказочным и умопомрачительным. Он сдружился с мальчуганом Шуликом, огромным мастером рассказывать сказки, которые были увлекательными и интересными.

Будущий писатель увлекался и украинскими народными преданиями. Глубочайшее воздействие на чувствительное воображение мальчугана произвели сказки и легенды о «окаянном Мазепе», про Богдана Хмельницкого, который забирал у помещиков и богатых евреев сокровища, привез их в Воронково и в один прекрасный момент ночкой в лунном свете закопал глубоко в землю. Украинский спектр окрашивает творчество Шолом-Алейхема. На страничках его произведений можно отыскать прекрасные картины природы. Брат писателя Вольф Рабинович пишет, что юный Шолом-Алейхем «показал большой энтузиазм к украинскому фольклору и украинской поэзии». Из Софиевки Шлем привез в 1879 году в Переяслав украинские народные песни и стихи Тараса Шевченко…, рассказывал чудеса о Софиевке и о том, как свободно он ощущал себя на лоне прелестной природы, где он нередко шагал по узенькой тропинке посреди высочайшей ржи и пел песни.

Отец Шлема считался богачом в Воронке: он поставлял свеклу на сахарный завод, арендовал земскую почту, торговал зерном, имел лавку. Но вещественное положение семьи становилось все ужаснее; доходы падали. В поисках наилучших заработков семья Рабиновичей опять переезжает в Переяслав, где они открывают заезжий дом. И Шлема, как и другим детям, приходилось зазывать в дом приезжих, перед которыми надо заискивать. Это было унизительно и совершенно не соответствовало сладким сказочным мечтам о сокровище, принце и принцесе, про хрустальные дворцы. Судьба семьи Рабиновичей была обычной для большинства еврейского населения в царской России. Царское правительство установило для евреев «черту оседлости», определенные губернии, за пределами которых им было запрещено жить. Евреям воспрещалась служить в муниципальных заведениях; запрет жизни в селах лишал евреев способности заниматься сельским хозяйством, запрет жить в городках — работать в индустрии, на транспорте; в высших и средних учебных заведениях была установлена несчастная «процентная норма» для евреев, там имели возможность обучаться только детки богачей Шолом-Алейхем с юношества в семье и в городе лицезрел бедственное положение народных масс, и он стал певцом народного горя.

В Переяславе Шлем продолжал свое обучение в хедере. В 1872 году погибла от холеры мама Шлема Хає-Эстер. Это было огромным ударом для семьи Рабиновичей. Во всем преданная собственному супругу, эта дама собственной энергией и неутомимым трудом поддерживала порядок и определенный ритм жизни в доме. Отец совершенно растерялся. Малышей пришлось выслать в город Богуслав к дедушке и бабушке. Тем временем отец женился во 2-ой раз. Возвратившись, детки повстречали новую хозяйку — мачеху. Она была дамой сварливой, в доме всегда слышался бесконечный поток её ругательств и проклятий. Наблюдательный Шлем заинтересовался «языковой стихией» мачехи, он начал, по алфавиту, записывать все её ругательства и сделал что-то вроде словаря. Отец случайно прочел эти записи и одобрил их. В автобиографическом произведении «С ярмарки» Шолом-Алейхем вспоминал об их как о первом «литературном произведении».

В хедере Шлем познакомился с произведениями Авраама Карту и под воздействием этого писателя-просветителя начал писать собственный свой роман, который произвел фурор на отца и его друзей. В связи с этим встал вопрос о предстоящей судьбе юноши. 4-ого сентября 1873 году Шолом Рабинович начал обучаться в переяславском уездном училище. Поначалу Шлема в училище было очень туго. Он не очень-то знал русский язык, и все смеялись — и учителя и ученики, к тому же дома необходимо было помогать. Но любовь к познаниям и рвение к свету были очень могущественными в душе юного Шлема. Он не жалел ни сил, ни времени, проявляя огромную напористость, и скоро достигнул фурора: ему, как наилучшему ученику, назначили стипендию в размере 120 рублей в год. Это означало большую помощь для всей семьи. Даже мачеха обязана была закончить нападения на «классника», как она его называла. В 1876 году Шолом Рабинович закончил уездное училище на отлично. Он грезил о предстоящей учебе в высшей школе. Решено было отправить заявление в житомирский педагогический институт, куда на муниципальный счет обещали принять 2-ух отличников. Огромным ударом был крах плана поступления в институт. Ему отказали в приеме из-за того, что он не сумеет окончить четырехлетний курс обучения, так как через три года подлежит военной службе. После долгих поисков работы, унизительных просьб Шлема в конце концов подфартило получить место воспитателя дочери богатого арендатора Е. Лоева, в селе Софиевке, где реальным счастьем стала любовь к собственной ученице Ольге Лоевой. Узнав о любви юноши к его дочери, старый самодур Лоев в пылу негодования изгнал учителя. Опять наступили печальные деньки в поисках работы. Поначалу Шлем решил ехать в Киев, но все пробы устроиться там потерпели поражение. В конце концов в 1880 году в Лубнах он был избран раввином. Два с половиной года он потаенно переписывался с возлюбленной. И в конце концов, после долговременной разлуки, они повстречались и вопреки воле старого Лоева поженились 12 мая 1883 года.

1-ое литературное выступление Шолома Рабиновича состоялся в 1879 году в газете «Гацфиро» («Рассвет») на древнееврейском языке, прямо за этим были статьи в газете «Гамейлиц» («Заступник»). Путь Шолома-Алейхема в литературе был быстрым. В течение 1883-1887 годов он напечатал в «Еврейском листке» серии фельетонов и очерков, бессчетные повести, рассказы, посреди которых «Нож» (1887), драматические сцены и много стихов. Его произведения завоевывают большой круг читателей еврейской литературы тех пор. В первых произведениях юного писателя выслеживаются демократические и просветительские традиции российской и еврейской литературы.

В 1885 году погиб старый Лоев и Шолом-Алейхем стал собственником его имущества. Сейчас он был независим от издателей и редакторов. Возникают литературно-критические произведения писателя. Центральной темой еврейской литературы он заявляет жизнь обездоленного народа, принципом его близкой к реальности было рвение открыть народным массам их творческие способности, пробудить их творческое самосознание. В борьбе за народность еврейской художественной литературы писатель присваивал огромное значение художественному творчеству народных масс. Произведения писателя пронизаны фольклором — народными песнями, пословицами, шуточками, притчами. Устное народное творчество было для Шолом-Алейхема неиссякаемым источником для его наилучших произведений. В конце 80-х годов возникает его роман «Степени», в конце 80-х — начале 90-х годов Шолом-Алейхем становится центральной фигурой еврейской литературы. В 1888 году он начинает издавать ежегодник «Еврейская народная библиотека». Вокруг этого альманаха писатель собрал значимые силы передовой еврейской литературы. Восьмидесятые годы принесли ему признание и славу. Но его вещественные дела всё шли ужаснее и, опасаясь преследований кредиторов, Шолом-Алейхем уезжает за границу. Только после уплаты тещей его долгов Шолом-Алейхем возвратился к семье, поселившись в 1891 году в Одессе. Там он работает в «Одесском листке», где печатает фельетоны, лирические очерки. Девяностые годы несут мощнейший взлет творческого гения писателя: написанные «Менахем-Мендель», 1-ые новеллы «Тевье молочник», «Якнегоз», две пьесы, сначала XX века — «Монологи», «Жд рассказы». Он обращается к теме «маленького человека», которую затрагивают в собственном творчестве выдающиеся российские писатели, начиная с Гоголя. «Мальчишка Мотл» принадлежит к числу самых выдающихся достижений зрелого периода. В октябре 1905 года в Киеве разразился еврейский погром. Всё это принудило писателя временно уехать за границу. По дороге он выступает в городках Западной Украины, посещает Вену, Румынию, выступает перед колониями еврейских студентов в Швейцарии, Бельгии, Париже, Лондоне, позже приезжает в New-york. В 1908 году возвращается в Россию, но из-за туберкулеза по совету докторов вновь едет за границу, в Италию. Сначала 1913 года началось его тяжелая нервная болезнь. С 1914 года Шолом-Алейхем находился в Америке, где 13 мая 1916 года умарает. Похоронен он был на Бруклинском кладбище.


настоящее имя Соломон Наумович (Шолом Нахумович) Рабинович

еврейский писатель и драматург

Краткая биография

(идиш ‏שלום עליכם‏‎ - Шо́лем-Але́йхем , дословно мир вам ; настоящее имя Соломон Наумович (Шо́лом Но́хумович ) Рабинович ; 2 марта 1859, Переяслав, Полтавская губерния, Российская империя - 13 мая 1916, Нью-Йорк, США) - еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише (наряду с Менделе Мойхер-Сфоримом и И.-Л. Перецем), в том числе детской. Писал также на иврите и русском языке.

Ранняя биография писателя подробно описана в неоконченном автобиографическом романе «С ярмарки». Будущий писатель родился 2 марта 1859 года в небогатой патриархальной еврейской семье. Раннее детство провёл в селе Воронькове (сейчас Бориспольский район Киевской области Украины). Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13 лет. В возрасте 15 лет, вдохновлённый Робинзоном Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. Взял псевдоним Шолом-Алейхем (мир вам - традиционное еврейское приветствие).

После окончания школы в 1876 три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. В тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883 году, вопреки воле своего отца, она стала его женой и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами, вложить их в дело, чтобы приумножить семейный капитал. Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиозное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу сложившегося писателя с мировым именем.

С 1883 года пишет почти исключительно на идише (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах די ייִדישע פאלקס־ביבליאטעק (Ди йидише фолкс-библиотек , Еврейская народная библиотека ) на идише, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары.

Шолом-Алейхем с симпатией относился к сионистскому движению (хотя и не разделял в полной мере его идеалов), в 1888 году он вступил в палестинофильскую организацию «Ховевей Цион», а в 1907 году был делегатом от США на VIII Сионистском конгрессе в Гааге.Критики называют его еврейским Марком Твеном . Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом.

После 1891 писатель живёт в Одессе. На протяжении 1903-1905 годов живёт в Киеве, в доме по улице Мариинско-Благовещенской (ныне - улица имени Панаса Саксаганского), 27, в квартире на третьем этаже (на доме в 1988 году установлена мемориальная доска с бюстом писателя). В эти годы он активно занимался литературной и общественной деятельностью, например, готовил издание в пользу пострадавших от кишиневского погрома. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза. Однако все сильнее начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя - туберкулёз, хотя до самого конца Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями. С началом Первой мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. Скончался от туберкулёза в 1916 году в Нью-Йорке, похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе.

Внучка Шолом-Алейхема - американская писательница и педагог Бел Кауфман.

Память

  • К столетию со дня рождения писателя в Москве вышло собрание сочинений в шести томах на русском языке.
  • Мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный по мотивам рассказов писателя о Тевье молочнике в 1964 в Нью-Йорке, стал первой коммерчески успешной англоязычной постановкой о жизни восточноевропейских евреев.
  • В 1997 в Киеве был открыт памятник писателю.
  • В 2001 установлен памятник писателю в Москве.
  • В честь Шолом-Алейхема назван кратер на Меркурии.
  • В административном центре Еврейской автономной области - городе Биробиджане именем Шолом-Алейхема названы центральная улица и областная научная библиотека, на одной из площадей (называемой «Арбат») установлен памятник писателю. Кроме того, его имя присвоено одному из вузов города - Приамурскому государственному университету.
  • В Днепре в честь Шолом-Алейхема названа одна из центральных улиц города (бывшая Еврейская), на которой находится синагога «Золотая Роза»
  • В Харькове, Алма-Ате, Белой Церкви, Бельцах, Броварах, Виннице, Гродно, Дрогобыче, Житомире, Бердичеве, Бродах, Львове, Сквире, Черновцах, Полтаве, Киеве, Коростене, Лиде, Рогачёве, Херсоне а также в нескольких городах Израиля в честь Шолом-Алейхема названы улицы.
  • В центре города Киева (на углу ул. Большой Васильковской, бывш. Красноармейская) с довоенных времен висела мемориальная доска, на которой было написано, что здесь жил великий еврейский писатель Шолом-Алейхем. Когда Киев был в гитлеровской оккупации, доску демонтировали. С окончанием войны доску опять повесили. По указанию первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого доску поменяли на другую без упоминания еврейской принадлежности писателя. После реставрации дома доску опять сняли.
  • Мемориальная доска из мрамора в Киеве по ул. Шолом-Алейхема № 15. (с 1959 года) Арх. И. Л. Шмульсон.
  • В начале 1930-х годов в Хмельницком существовала улица Шолом-Алейхема. В 1940 году улице было возвращено предыдущее название - Подкаменецкая, а в 1946 году она была переименована в переулок Карла Маркса.
  • В Киеве ныне действует Еврейский музыкально-драматический театр имени Шолом-Алейхема. Руководитель Авигдор Юрьевич Фрейдлис
  • Памятник в Одессе на улице Жуковская

Произведения

Романы

  • Тайбеле (1884)
  • Детская игра (Киндер-шпил, 1886)
  • Иоселе-Соловей (1886)
  • Сендер Бланк и его семейка (Сендер Бланк ун зайн гезиндл, 1888-1903)
  • Стемпеню (1888)
  • В бурю (Ин штурм, 1907)
  • Блуждающие звёзды (Блонджнде штерн, 1909-1911)
  • Кровавая шутка (Дер блутикер шпас, 1912-1913)
  • С ярмарки (Фунем ярид, 1916)

Повести

  • Два камня (Цвей штейнер, 1883)
  • Менахем-Мендл (1892-1903)
  • Тевье-молочник (Тевье дер милхикер, 1894-1914)
  • Мошкеле-вор (Мошкеле ганев, 1903)
  • Домой на Пасху (1903)
  • Аман и его дочери (1903)
  • Мальчик Мотл (Мотл Пейси дем хазнс, 1907-1916)
  • Песнь песней (Шир аширим, 1909-1911)
  • Летние романы (Зумердике романен, 1914-1915)

Циклы новелл

  • Рассказы для еврейских детей (Майсес фар йидише киндер, 1887-1910)
  • Неунывающие (1901-1905)
  • Касриловка (1901-1915)
  • Монологи (1901-1916)
  • Железнодорожные рассказы (1902-1911)

Пьесы

  • Доктора! (1887-1907)
  • Сходка (1890)
  • Якнехоз, или Большая биржевая игра (Якнехоз, одер Дер гройсер берзен-шпил, 1894)
  • Поздравляем! (1899)
  • Люди (1908)
  • Крупный выигрыш (Дос гройсе гевинс, 1915)

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в шести томах. Ред. коллегия М. С. Беленький, С. З. Галкин, Вс. В. Иванов, Н. Г. Лурье, Б. Н. Полевой. Перевод с еврейского. Критико-биографический очерк Р. Рубиной. Оформление художника Г. А. Кравцова. М. Художественная литература. 1959-1961.
  • Собрание сочинений. Предисл. М.Бажана. т.1-6. М., 1971-1974.
  • Избранные произведения. Т. 1-8. М., 1910-1913.

Экранизации

  • 1926 - Блуждающие звёзды (реж. Григорий Гричер-Чериковер)
  • 1928 - Смех сквозь слёзы / Laughter Through Tears (реж. Григорий Гричер-Чериковер). Фильм снят по рассказу «Мальчик Мотл»
  • 1939 - Тевье / Tevya (реж. Морис Шварц / Maurice Schwartz)
  • 1971 - Скрипач на крыше (реж. Норман Джуисон)
  • 1985 - Тевье-молочник, телеспектакль (реж. Сергей Евлахишвили)
  • 1991 - Блуждающие звёзды (реж. Всеволод Шиловский)
  • 1993 - Поминальная молитва, телевизионная версия спектакля театра «Ленком» (реж. Марк Захаров)
  • 2017 - Мир вашему дому! (по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», реж. Владимир Лерт)

Галерея

Памятник в Биробиджане



Рассказать друзьям