Диагностика художественно-творческого развития детей в детском саду. Анализ детских работ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Анализ детского рисунка

Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами - отражается именно в детском рисунке.

Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.

Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг - людей, животных, деревья, дома.

Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка - дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим - тем импульсивнее ваш ребенок.

Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот - рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.

Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей

Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены - значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища - признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.

Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.

Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый - о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный - ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.

Когда ваш малыш рисует свою семью - первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки - малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то - значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя - это признак одиночества, нехватки внимания. Детская ревность к брату или сестре может выразится в нежеланием рисовать того или иного члена семьи. Возможен и такой вариант: «художник» нарисует их, но отдельно от остальных.

Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас - позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко - скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.

Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.

Новая серия рисунков выполнена школьниками 1 класса. Рисунок девочки указывает на хорошие графические навыки, но самое главное - на хорошую, гармоничную семью. Ребенок изобразил себя в центре, между родителями. цвета выбраны яркие, правда, гамма холодновата. Говорит о спокойном характере и потребности в мирной обстановке вокруг.

Рисунок принадлежит девочке с явным художественным талантом. Ребенок в центре картины, между мамой и учительницей, которых держит за руку. Это говорит о высоком уровне доверия к учителю. На рисунке домашние питомцы, которых девочка воспринимает как членов семьи. Семья девочки изображена в виде эльфов и отличается по стилю от фигуры учителя. Значит, в семье своя атмосфера, особенная, утонченная, которой девочка дорожит. Папа изображен особняком и держит в руках ветку осенних красных листьев. Их цвет контрастирует с синим платьем учительницы. Прекрасный гармоничный рисунок. отражающий мир в семье и в душе ребенка.

Тест "Моя семья"

Пример 1. Мальчик, 6 лет.

Мальчик изобразил себя между отцом и братом, мама стоит чуть поодаль. Рядом с ней красивый, яркий цветок. Судя по размеру, брат авторитетнее и важнее для автора, чем мама и, тем более, папа, который изображен на краю листа и совсем маленьким.

Цветовая гамма яркая, солнечная, значит, ребенок воспринимает свою семью как гармоничную, счастливую.

Справа, в зоне будущего, мама и чудесный цветок. Может быть, ребенок надеется на большую душевную близость с мамой.

В рисунке много красного цвета: тревога, эмоциональное напряжение, которое испытывает в настоящий момент ребенок.

Тест "Моя семья"

Пример 2. Мальчик, 6 лет.

В рисунке использованы преимущественно красный, черный и коричневый цвета. Черный - цвет депрессии. Красный - агрессии. Синий, холодный цвет, использован один раз при изображении "комнаты бабушки". Ребенок стоит у стола, между ним и остальными членами семьи довольно большое расстояние. Это говорит о разобщенности, одиночестве мальчика в семье. Отец нарисован спящим, мальчик как бы постарался обезвредить его, поместив подальше, на диване. На вопрос, что такое черное нарисовано на голове у двух членов семьи, ответил: "это шлемы". Видимо, чтобы защищаться от вербальной агрессии. Сперва ребенок не хотел рисовать себя, оговариваясь, что он "в комнате у бабушки", потом все-таки нарисовал. Это снова указывает на конфликт, как в восприятии себя, так и в семейных отношениях. Все фигуры людей нарисованы без пальцев, которые символизируют способность вступать во взаимодействие с людьми.

Рисунок оставляет ощущение тревоги, неблагополучия.

Моя семья

Пример 3 . Девочка, 6 лет.

Первое, что бросается в глаза - слабые графические навыки. Изображена многчисленная семья девочки, сама она справа. Между ней и фигурой мамы - высокое треугольное существо. При расспросах выяснилось, что это - кузнечик, которого зовут Лось. Он ловит людей и относит их к великану в нору, который их поедает. Сам кузнечик больше человека и поедает автомобили. Вот такой "фантом" проявился при рисовании обычной семьи.

О чем это говорит? Ребенок чувствует себя отвергнутым, недостойным своей семьи. Его лицо и руки заштрихованы черным. Руки - способности. Возможно, планка притязаний, выставленная родителями, слишком высока для ребенка.

Страшный кузнечик - проекция внутренних страхов. В какой-то мере эти страхи естественны: происходит нелегкая адаптация к новой группе детского сада.

Почему именно кузнечик? Неужели атавистический страх перед насекомыми дремлет в каждом человеке?

Счастливая семья

Пример 4 . Девочка, 5 лет.

Прекрасный рисунок семьи. Яркие, сочные цвета радуют глаз. Все члены семьи стоят близко друг к другу, детали лица и тела хорошо прорисованы, под ногами твердая опора. Домик тоже добротен, с окнами на каждого члена семьи и дверью (видна ручка).

Другой я

Пример 5. Мальчик, 6 лет.

Обращают на себя внимание две детали: синее и зеленое лица родителей, и фигура ребенка, который, по словам автора, "другой". Где находится "семья", неизвестно, сверху висят гирлянды. Может быть. это музыкальный зал, украшенный к празднику. Ребенок не отождествляет себя с мальчиком на рисунке. Может быть, потому, что родители - в разводе. Нарисованная семья - идеальная, когда папа и мама вместе. Но этого нет, мальчик осознает это, поэтому рисует "другую семью", где все хорошо.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА

Доизобразительный период - это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден.

Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его.

Этот путь - от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду - изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения , а скорее к области представления . На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями. На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику.

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.

Последний этап изобразительного периода - это правдоподобные изображения. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки - семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей.

Чрезвычайно важным является знание законов развития детского рисунка. Их можно обобщенно представить следующим образом:

1) наглядность;

2) видение изображаемого в горизонтальном плане;

3) прозрачность (например, когда под платьем остаются видны округлости тела);

4) позднее возникновение перспективы.

Так, самые маленькие дети (4–5-летние) располагают изображения рядом друг с другом, не соединяя их каким-либо замыслом. Это так называемая фаза юкстапозиции .

Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный над находящимся ближе. Эта фаза развития перспективы в рисунке называется фазой суперпозиции .

Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом в изображении возникает истинная перспектива .

Аналогично поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности» детского рисунка.

Ребенок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребенка к содержанию рисунка.

В этот период все разукрашивается в насыщенные цвета и «пестро» раскрашивается: дома и крыши, цветы и животные, автомобили и заборы. При этом особое место для актуализации цвета принадлежит одежде изображаемых людей.

Такое разделение детей на группы позволяет, в определенной степени, осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей. Следует подчеркнуть, что при этом важно не навязывать ребенку стереотипов изображения, а поддерживать его творческие порывы, радоваться вместе с ребенком даже самым незначительным проявлениям его индивидуальности.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В.Н. Самохина. Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. - Лейпциг: Сотрудник, 1924.

3.Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. - М., 1960.

4.Михалёва О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности). Дисс. на звание канд. пед. наук. М., 2003.

5.Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985.

6.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981.

7.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.



Рассказать друзьям