Достоевский михаил михайлович. Достоевский в культуре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Заметки о романе

Мир красотой спасется
Ф.М. Достоевский. Идиот (рукописи) (с.102)

В записной книжке Достоевский записал самое первое про князя Мышкина: «Это Христос».

Князь – как и Раскольников — тоже любил падшую, чахоточную Мари, и она умерла… И любовь эта была слабая, совершенная, небесная, чистая и пр. – такая любовь живет лишь воспоминанием, и как и Раскольникову, ему предстоит узнать любовь земную со всеми ее страшными противоречиями в мирской смуте…

Прекрасный, уникальный парадокс в этом соитии двух противоположных образов (Христос – и убийца!), однако тому, кто хочет понять по-настоящему роман «Идиот», следует внимательно перечитать главный роман нашего автора… (В рукописи, в 1м варианте, он сам — убийца, в чем признается Геро (НФ.-с.56).)

Люди у Достоевского живут реально, в конкретном миге судьбы, он берет их в определенный момент их реального бытия. Ганя взят в момент, когда противоречие и порок завели его в тупик, князь – в редкий момент, когда он сходит в мир (идея Христа – Спасителя), генерал Иволгин не нужен в миг генеральства, но в миг заката, как пароксизм мирской лжи – так возникает напряженность текста.

Символизм постоянно присутствует в каждой сцене: явление значит гораздо более, чем написано. Вот, Ганя хватает князя за его слова о воде («Выпейте воды…»), но чем эти слова так взбесили? Чем князь бесит его? Именно тем, что воплощает то абсолютное начало (благо), с которым у Гани сложные отношения. И Ганя сразу ощущает это начало — это явление в мир потрясает все основы его существа. А, может, лишнее это? И люди сами должны дойти до блага, своим путем, естественно? Это вопрос о правомочности главного – и самого красивого в нашей литературе — образа.

Все герои романа живут двойной жизнью: а) жизнь реальная – в системе конкретных интересов; б) символично, ощущая высший мир начал — отсюда сложность и полифоничность рассказа, в котором чувства, эмоции вдруг высвечивают метафизическую высоту. Тут есть и символизм более мгновенный, с элементом игры: приняла князя за лакея, а он и есть слуга и лакей ее, потому как воспринимаем людей на своем уровне, не более того…

В 10й главе князь – добро – входит в мир, и мир преображается: просыпаются страсти, люди мечутся, как бы вновь обретя выбор. Ганя не имел выбора, жил по привычкам и законам мирского зла, теперь Добро явилось, сразу установив основные антитезы. Князь как бы свет мира – свет в мире – теперь все через него видят и друг друга, и мир по истине.

Вокруг Настасьи Филипповны Фердыщенки там всякие, шуты, а в нормальных отношениях с людьми она не умеет состоять, и теперь надо все менять: тут благо и красота хотят слиться, и в этом возможное спасение мира. Лихорадка бьет ее, теперь сама Н.Ф. вступает в реальные отношения, ощущает в себе силу и величие жизненной задачи – и правды – она есть Красота, начало Жизни, Живая Жизнь (которую искал Толстой), и на этом алтаре она будет испытывать всех далее, и приносить жертвы (символ: деньги в камине).

Именно Тоцкий не видит этого сдвига – просит «дать ей покой». Он совершенно не ощущает, что происходит, человек вчерашний… И затем очищение началось. Каждый рассказывает свой дурной поступок в этой гостиной, но не получается… Не так это просто.

Почему именно князь решает судьбу и ее, и Гани? Спор с князем о том, чистая она или рогожинская, характерен. Тут новая чистота, новая система ценностей, которые явились в мире, высвечены его явлением, и реакция собравшихся интересна: как всегда у Достоевского, в театральной «сборной сцене» царит неловкость, ибо эта искренность разом сбивает их привычный тон, срывает маски.

Но невозможно Красоту вырвать из мира сего, от Фердыщенки, она Тоцкого наложницей была и не верит в Явление, оттого и через весь роман бежит от него… Рвется к нему и бежит от него – это показано мастерски.

Вот в чем дело: мы не верим в светлые пути, в то, что мы, дети праха, можем по ним идти. Выход для России – в единении, братстве начал, которые порознь могут разорвать (да и рвали ее – на куски!) – и когда он с Парфеном крестами меняется, это символ и надежда. Один князь ничего не сделает. Как писал В. Соловьев, добро должно войти в реальную жизнь, слиться и стать ее частью – иначе, оно бессильно, только бесит…

И Парфен всем жертвует во имя этого братства, новой связи: он еще будет бросаться на князя с ножом, но уже новая связь светится, и вдвоем будут они сидеть в финале романа над трупом Красоты убиенной. Преодоление человека натурального – вот задача, и князь пытается понять этого человека – Рогожина, помочь ему вылезти из этой самой натуральной грязи и вместе с ним понять природу (и возможность) Красоты. Она небесная или земная – или же тайна, для нас непостижимая и непосильная?

Перед князем она помешанная, тут безумие красоты – и есть от чего — то есть, красота не может жить в идеале, она мирская, земная – иначе становится дух, пух, дым, — отрыв от земли с ее противоречиями, отрыв от почвы гибелен. Умереть или превратиться в ангела – в данном случае это одно. Ведь НФ уже запятнана и, более всего, осознанием запятнанности своей, — и превращение в ангела, сама такая возможность для нее равна смерти – чем и заканчивается роман.

Тут чисто православный взгляд на красоту, это не античная безликая статуя, а горящая в муках совести душа, в ней нет гордыни, ее трясет раскаяние и духовная жажда. И Аглая противостоит НФ, как свет – тьме, ангельское – демонскому, только не дается истина ни ангелам, ни демонам, потому как все они от мира сего, а «мир во зле лежит»; ну да, это наши ангелы и демоны, метафизика от Достоевского…

НФ толкает ее к князю, хочет освободиться от двойственности – гениально схваченная черта любой сильной души, — однако не может Красота остаться лишь мирской, Божий огонь в ней мерцает и не угаснет… (НФ — как Россия, мятежная, внутри кипящая, обреченная на разрыв и крах – тема пророчества…)

Рогожин представляется Ипполиту привидением, бессильно духовное существо перед этой наглой и бессмысленной вечной силой земной. (Они там сидят, изучают ночью друг друга). По сути, образ Христа, изуродованного людьми, стоит перед Ипполитом неразрешимым противоречием, и к греховности, безумию этого мира – а эта мысль идет через весь роман: все безумно, нелогично, дико – прибавляется мысль о том, что человек лишний, его выкидывают, он стал атомом вещества, и он желает воспользоваться последней властью – властью решить свою судьбу: тут метафизический бунт, явная параллель с Кирилловым из «Бесов». Это бунт атома против машины.

В Ипполите мысль: человек-атом не устоит, обречен, как и сам он обречен умереть через пару месяцев. Это то же содрогание души в поиске выхода из клубка противоречий мира сего. Они корежат людей, однако в этой формовке, в этом горниле мучений и испытаний самая суть предлагаемого автором пути очищения, катарсис.

2. Рукопись

В рукописях Достоевский записывает:

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РОМАНА: Столько силы – столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют. Беспредельный идеализм с беспредельным сенсуализмом .

…жажда красоты и идеала и в то же время неверие в него, или вера, но нет любви к нему. И бесы веруют и трепещут… (39)

Тут сразу Аглая возникает, ключ к ее образу.

И о князе много интересного… Он, оказывается, болезненно чувствует низость окружающего — оттого и волнуется, и расстраивается так, когда с Лебедевым разговаривает и убеждает его не грешить. На фоне этой компании, он

Таким образом, тут замысел написать идеал человека в реальной среде: не вынесет, спятит! – если только не идиот… Кстати, в первом варианте Мышкин должен был быть «сыном ростовщика» (55) — тут открывалась интересная линия, напрочь отвергнутая (но все же, отец князя был под судом, и дело осталось туманным…).

Достоевский намечает своеобразную энциклопедию любви: «любовь страстная (Рогожин), из тщеславия (Ганя), христианская (князь)» (101).

Князь и Рогожин – да и прочие герои — связаны, по замыслу, воедино. «Дух мой в тебе», — должен сказать князь Парфену (141), и во всех заметках о князе одна и та же мысль о значении человеческой личности, реальной оценке реального человека, который имеет в себе образ божий, но так явно ему не соответствует.

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

Существует немало примеров, когда люди наверняка предвидели день своей смерти. Одним из таких провидцев оказался гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он умер вечером 28 января (9 февраля) 1881 года. За два дня до этого автор великих романов почувствовал себя плохо. Ночью он по обыкновению работал в своем кабинете. Нечаянно уронил перо, которое закатилось под этажерку. Федор Михайлович решил достать его и попытался этажерку передвинуть. Она оказалась на удивление тяжелой. Писатель напрягся, и тут ему стало плохо. Изо рта потекла кровь. Он вытер ее тыльной стороной ладони. Позже самочувствие улучшилось, и он не придал этому эпизоду серьезного значения. Не позвал на помощь и не стал будить жену. Утром его состояние стало еще лучше. К обеду Достоевский был весел. Он ждал приезда из Петербурга своей сестры. За обедом писатель смеялся, шутил, вспоминал о своем детстве, о времени, когда они жили в Москве. Но сестра Вера приехала не с добрыми намерениями.

Семейная сцена

У семьи Достоевских было имение под Рязанью. К тому времени из-за этого имения перессорилась вся их родня. Веру прислали сестры. Она не поддержала беззаботный разговор брата за обедом, а завела речь о части наследства. Сестра просил его отказаться от своей доли в пользу сестер.


В ходе беседы женщина распалилась, заговорила резко, и, в конце концов, обвинила писателя в жестокости по отношению к родным людям. Кончился разговор ее слезами и чуть ли не истерикой. Будучи человеком эмоциональным, Федор Михайлович сильно расстроился и вышел из-за стола, не закончив трапезы.В кабинете он опять ощутил привкус на губах. Писатель вскрикнул, на звук прибежала жена Анна Григорьевна Сниткина. Срочно вызвали доктора. Но к моменту его прихода кровотечение прошло, самочувствие Федора Михайловича пришло в норму. Врач застал его в добром расположении духа. Отец вместе с детьми читал юмористический журнал. Но вскоре кровотечение возобновляется. Оно очень сильное и его не удается остановить. После большой потери крови Достоевский теряет сознание.


«Будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность» Ф. Достоевский

Но все оказалось не так плохо. Постепенно кровотечение проходит и больной засыпает. Утром к властителю дум приезжают известные врачи: профессор Кошлаков и доктор Пфейфер. Они внимательно осматривают пациента и успокаивают жену:

Все будет нормально, он скоро выздоровеет.

И действительно на следующее утро Федор Михайлович просыпается бодрым и заряженным на работу. На его столе лежит корректура «Дневника писателя» и он принимается за правку. Затем обедает: выпивает молока, съедает немного икры. Близкие успокаиваются.

Анна Сниткина — жена Достоевского

А ночью он зовет жену. Она в тревоге подходит к постели больного. Федор Михайлович смотрит на нее и говорит, что уже несколько часов не спит, потому что понял, что сегодня умрет. Анна Григорьевна застывает в ужасе.


Анна Сниткина

Еще днем все было так хорошо, дело пошло на поправку. И вдруг такое заявление. Жена не верит ему, пытается разубедить, говорит, что кровотечение закончилось, и что он будет жить еще долго. Но Достоевский уверен в скорой смерти. Откуда пришли эти знания? Откуда эта уверенность? Нет ответа! Кажется даже, что он не очень-то и расстроен, во всяком случае, держится мужественно. Он просит жену почитать Евангелие. Она с сомнением берет книгу, читает: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай…». Писатель пророчески улыбнулся, повторил: «Не удерживай, вот видишь, не удерживай, значит, я умру».


Но на радость Анны Григорьевны вскоре он засыпает. К сожалению, сон был недолгим. Федор Михайлович резко проснулся и кровотечение возобновилось. В восемь вечера приезжает доктор. Но к этому времени великий писатель уже агонизирует. Через полчаса после приезда доктора изо рта Достоевского вырывается последний вздох. Он умирает, не приходя в сознание.

Доктор Вагнер

Вскоре после смерти мужа к Анне Григорьевне приезжает некто доктор Вагнер. Это профессор из Петербургского университета, в то время известный и популярный в России спирит. Он долго беседует с Анной Григорьевной. Суть его просьбы – вызвать дух великого писателя. Испуганная женщина ему категорически отказывает.


Но в ту же ночь мертвый муж приходит к ней

Соционика – это сравнительно новая концепция, изучающая и определяющая типы личности и их взаимодействие друг с другом в обществе. Основателями такой концепции считаются: К.Г.Юнг, А.Аугустинавичюте и др. Задача соционики состоит в том, чтобы человек мог определиться со своим потенциалом и активно его реализовывать в том, обществе, в котором он находится. Это и выбор профессии, и общение с окружающими, и построение личных взаимоотношений и т.д.

В соционике существуют 16 типов, которые, для легкости запоминания, имеют псевдонимы – названия известных людей мира или литературных персонажей: Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер, Штрилиц, Достоевский, Гексли, Габен. Каждому из этих типов соответствует определенная характеристика, которая охватывает такие критерии как: отношения, возможности интуиции, логика, сенсорика, эмоциональность, чувство времени и меры, внешние признаки, особенности поведения. Также каждому типу экспертами соционики даются определенные рекомендации по улучшению взаимоотношений и функционирования в обществе.

Распределяются типы по принципу деления на интуитивных, логических, сенсорных и этических рациональных или иррациональных экстравертов либо интровертов. Выглядит это таким образом:

Рациональные экстраверты Иррациональные экстраверты Рациональные интроверты Иррациональные интроверты
Исследователи

(интуиция + логика)

Джек Лондон

Логико-интуитивный экстраверт

Дон Кихот

Интуитивно-логический экстраверт

Робеспьер

Логико-интуитивный интроверт

Бальзак

Интуитивно-логический интроверт

Гуманитарии

(интуиция + этика)

Гамлет

Этико-интуитивный экстраверт

Гексли

Интуитивно-этический экстраверт

Достоевский

Этико-интуитивный интроверт

Есенин

Интуитивно-этический интроверт

Социалы

(сенсорика + этика)

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт

Цезарь

Сенсорно-этический экстраверт

Драйзер

Этико-сенсорный интроверт

Дюма

Сенсорно-этический интроверт

Практика

(сенсорика + логика)

Штирлиц

Логико-сенсорный экстраверт

Жуков

Сенсорно-логический экстраверт

Максим Горький

Логико-сенсорный интроверт

Жан Габен

Сенсорно-логический интроверт

Достоевский – соционический тип. Какие люди обладают таким типом?

Как видно из таблицы, псевдоним Достоевского присвоен людям, которые являются этико-интуитивными интровертами и имеют еще дополнительное звание по отношению к социуму – «Гуманист». Такие люди весьма интересны для общества, но и в то же время часто кажутся странными. Давайте разберемся, что же такое этико-интуитивны интроверт. Исходя из значения слов, употребляемых в этой терминологии, характеристику таких людей кратко можно обозначить так:

  • «этико» – люди, для которых чаще всего этические вопросы стоят на первом месте;
  • «интуитивный» – говорит о наличии хорошо развитой интуиции, хотя это не всегда свидетельствует о том, что этой интуицией ее обладатель умеет хорошо пользоваться;
  • «интроверт» – в общепринятом соционическом значении, это такие люди, которые направляет свою энергию больше на внутренние процессы, чем на внешние, что не всегда и не обязательно должно их характеризовать как людей скрытных и молчаливых.

Вот примерный набросок типов таких людей как Достоевский, а также как они выглядят с точки зрения такой концепции, как соционика. Если вы протестировались на определение соционического типа только один раз, тогда следует учесть, что такое определение может быть весьма не точным и приблизительным. Ведь определить ваш тип однозначно так просто нельзя. Необходимо в дополнение к тестированию еще и общение со специалистом и более углубленный анализ ваших особенностей, предпочтений и других характеристик.

Более подробная характеристика людей с типом Достоевского

Внешние признаки и манеры

Внешний вид таких людей напоминает тех, которых часто называют меланхоликами, святыми или мучениками с икон. Что это может означать? Просто такие люди являются обладателями бесстрастных лиц. Они практически не выражают эмоций и, порой, создают впечатление безучастных ко всему окружающему людей. Очень бросается в глаза характерная для такого типа печать страдания и будто бы немой укор всему злому, плохому и грешному на этой земле, что даже можно обнаружить в нотках его голоса и интонациях речи. Движения его резки и подвижны. Если такой человек обладатель усиленной интуиции, тогда его телосложение чаще всего полноватое и даже расплывчатое. А те, у кого хорошо развита этическая сторона – худощавые, похожие на аскетов. Походка семенящая. Одежда часто наполнена радикальными мотивами каких-либо стилей. Очень любят наблюдать, чем участвовать. В общении никогда практически первыми инициативу не проявляют. Его характерная манера принимать людские исповеди – самая яркая его черта. Если усилена этика, тогда такой человек очень обидчив и неудобен в компании людей. В моменты оказания моральной помощи тем, кто к нему приходит за советом старается основательно во всем разобраться без лишних эмоций. А потом помогает человеку найти логический вывод или решение. Такие люди совершенно не способны хитрить, подстраиваться под других и лицемерить, поэтому часто создают впечатление наивных людей.

Главной особенностью его поведения, пожалуй, является активная готовность помочь близким ему людям. В такие моменты человек с типом Достоевский – это человек не слова, а дела. Также у него очень замечательно выходит решение миротворческих задач между двумя врагами. Он прекрасно может их помирить. Ведь он не может кричать на людей, давить на их психику или злостно манипулировать ими, поэтому такой человек – это идеальный дипломат или миротворец. Когда Достоевский обижается, он наказывает своих обидчиков полным игнорированием, пока они не осознают свою вину и не извинятся перед ним. Конкретную работу делает добросовестно и качественно. Любит чистоту, порядок и размеренный темп жизни. Не терпит жестоких кровавых сцен и насилия над людьми. Не любит закрытого пространства, но не доходит до фобии, а просто неуютно себя чувствует, если ему приходиться долгое время находиться в нем.

Сильная сторона – понимание и помощь людям в их межличностных взаимоотношениях. Также Достоевский – обладатель исключительной проницательностью, когда хочет выявить человека настоящего, а не того, кем тот хочет показаться на людях. Всегда стремится к теплым и дружеским взаимоотношениям с людьми, обязательности в обещаниях, оказании помощи не на словах, а на деле. Именно поэтому многие его за это уважают.

Великий примиритель

Конечная цель Достоевского – это создание максимального комфорта между людьми, гармонии в отношениях и полного отсутствия конфликтной атмосферы. Ведь он – самый лучший примиритель и утешитель.

Проблема для такого типа всегда будет являться недостаток решительных шагов, собственной инициативы и отказ от волевых усилий, направленных на тех или иных людей. Также, порой излишняя робость, страх показаться кому-то навязчивым и застенчивость, которая мешает ему делать решительные шаги.

- классический любовный треугольник. Тонкий психолог, Достоевский виртуозно анализирует поступки людей, проникая в самые потаенные уголки человеческой души.

В обществе Достоевского все видят как человека застенчивого и скромного, поэтому многих удивляет его жесткая позиция в отношении тех людей, которые проявляют насилие над другими. К другим недостаткам Достоевского можно также отнести его чрезмерную проработку деталей во время выполнения той или иной работы, а также медлительность и отсутствие проявлений эмоций.

  • уделять заранее больше внимание планированию своего рабочего процесса и следовать задуманному плану;
  • развивать самозащиту и высказывать не боясь свой дискомфорт людям, которые часто пытаются обидеть, а также не жалеть своих обидчиков;
  • меньше сочувствовать посторонним, а лучше сосредоточиться на близких;
  • учиться во время говорить «нет»;
  • помнить, что истина, порою, не может допускать компромиссов с совестью;
  • тренироваться сосредотачиваться на таком упражнении как скорочтение – это заметно улучшит внимание не только к деталям той или иной выполняемой работы, но и картине в целом.
  • стремиться к обобщению.

Псевдоним Достоевского в соционике и что он означает


В семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец – Михаил Андреевич – из духовного сословия, получил дворянское звание в 1828 году. Приобретя в 1831-32 гг. небольшое имение в Тульской губернии, жестоко обращался с крестьянами; в 1839 году, по слухам, он был убит своими крепостными. Именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, болезни, которая преследовала Достоевского до конца жизни. Мать Мария Федоровна, урожд. Нечаева – из купеческой семьи, умерла в 1837 году.


1833
– Достоевский отдан в полупансион Сушара, осенью следующего года переведён в пансион Л.И. Чермака.

1838 – Достоевский вместе со старшим братом Михаилом поступает в Петербургское военно-инженерное училище.

1843 – по окончании училища Достоевский зачисляется на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год выходит в отставку.

1847 – Достоевский начинает посещать общество М.В.Петрашевского. На этих собраниях обсуждаются политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы.

1848 – становится активным участником собраний петрашевца Н.А.Спешнева, стремившегося к созданию тайной революционной организации. Достоевский сближается с ним, Дуровым, Момбелли, и они задумывают создать собственную типографию. На одной из встреч писатель читает знаменитое запрещенное письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Чтение этого «преступного» письма становится одним из главных пунктов обвинения Достоевского, поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало.

1849 – Достоевский вместе с другими петрашевцами арестован. Во время следствия обвинённый писатель отрицает все предъявленные ему обвинения. Он не выдает никого из своих товарищей, ссылаясь на неосведомлённость. Но военный суд признает Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговаривает к смертной казни. Но лично император Николай I добавляет: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоится 22 декабря 1849 года. Ее заменяют 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые.

1850-54 – Достоевский отбывает наказание в Омском остроге. Затем его зачисляют солдатом в Сибирский линейный батальон. В это время Достоевский уже известный писатель и благодаря этому он становится другом областного прокурора Врангеля, который присутствовал на расстреле петрашевцев зимой 1849 года. Это дает Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (где он знакомится и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживает связь и после ссылки), и благодаря этому знакомству, рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получает офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

На каторге у Достоевского усиливаются эпилептические припадки, к которым он был предрасположен ранее.

1859 – Достоевский получает разрешение на переезд сначала в Тверь, затем и в Петербург; здесь он публикует повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорблённые» (1861).

1861-62 – появляется крупнейшее произведение, написанное вскоре после каторги и о каторге – «Записки из Мёртвого дома».

1862-63 – Достоевский путешествует по Европе с Аполлинарией Сусловой. Вскоре она вынуждена уехать от него из-за сильного пристрастия Достоевского к рулетке (он проиграл всё, включая её драгоценности).

Вернувшись в Россию, Достоевский активно участвует в общественной жизни. В эти годы он сближается с литературным критиком А.А.Григорьевым, философом Н.Н.Страховым.

1861 – Достоевский вместе с братом Михаилом издает журнал «Время». В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», посвящённую польскому восстанию, написанную сотрудником Н.Н.Страховым.

1864-1865 – Михаилу Достоевскому удается получить лицензию на выпуск нового журнала, который стал называться «Эпоха». Одним из сотрудников является опять Фёдор Михайлович, который в это же время пишет «Записки из подполья» (1864).

Оставшись из-за проигрышей в рулетку без средств к существованию, Достоевский заключает с книгоиздателем Стелловским договор, по которому писатель обязывается до 1 ноября 1866 года написать новый роман для готовившегося к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет теряет право собственности на все свои сочинения.

Когда до окончания срока остаётся месяц, Достоевский по совету друзей нанимает стенографистку А.Г.Сниткину и за 28 дней надиктовывает ей роман «Игрок» (прекрасно зная психологию и тактику игрока в рулетку по собственному опыту).

1867 – Достоевский женится Сниткиной (первая жена Достоевского М.Д.Исаева, на которой он женился еще в ссылке, умерла в 1864 году от туберкулеза).

1867-71 – эти годы писатель вместе с новой женой, спасаясь от кредиторов, проводит за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Они попеременно живут в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. Здесь он становится свидетелем франко-прусской войны, Парижской Коммуны 1871 года. Лишь в конце 1871 года, после того как писателю удается частично расплатиться с долгами (часть из которых он наделал, играя в казино, часть осталась от брата, которые он сам взял на себя), он возвращается в Петербург.

1873-74 – Достоевский редактирует журнал «Гражданин» (изд. совместно с князем В.П.Мещерским), где начинает печатать «Дневник писателя», который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876-77, один выпуск в 1880, один — в 1881.

1878 – Достоевский присутствует в качестве представителя печати на процессе В.И.Засулич, стрелявшей в генерала Ф.Ф.Трепова и оправданной судом присяжных.

В 60-70-е гг. Достоевский создает свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

1879 – врачи, осматривавшие Достоевского, отмечают у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

1880 – Достоевский как депутат от Славянского благотворительного общества приезжает в Москву на открытие памятника А.С.Пушкину. Здесь он произносит свою знаменитую речь о Пушкине.

Основные произведения:



Рассказать друзьям