Джазовые диктанты по сольфеджио онлайн. Л

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В музыке ХVII в. Западной Европы появились направления, бывшие, безусловно, новыми для своего времени. Это барокко и классицизм. Стили были новыми потом,у что несли в себе то, чего не было ранее, а именно торжество идеи антропоцентризма над идеей геоцентризма, господствующей в эпоху Средневековья. Барокко, т. е. странный вычурный, стиль - господствовавший почти 200 лет.

В отличие от от эпохи Возрождения, где человек был единым центром, объектом внимания барокко стали особенности взаимоотношений личности и окружающего мира. Пафос, движение, масштабность, пышность и декоративность, синтенизация - вот основные характеристики данного стиля.

Джованни Батиста Перголези

Барокко в музыке – это прежде всего опера, объединение искусства музыкального и драматического, во всей пышности и красоте. Родиной оперы стала Италия (Флоренция). Первое сохранившееся произведение – опера «Эвридика» (Я. Пери, О. Риннучини, 1600), определенное авторами как drama per musica, ставшее образцом оперного жанра, заложившего основы нового стиля.

Это было начало формирования «серьезной оперы», которая в дальнейшем распределяется на оперу лирическую и комическую. Лирическая доминирует во Франции, а комическая в Италии (Дж. Перголези). Но опера была не единственным жанром музыкального искусства того времени.

Арканджело Корелли

Музыкально-драматические жанры, такие как кантаты, оратории, реквиемы и др. прочно утвердились в музыкальном искусстве. Они основывались на сюжетах Библии и необходимы были для исполнения в дни церковных праздников.

Оратории прошли большой путь развития: от полифонии, где было до 12 голосов, до гомофонии, где голос был один, от внешней эффектности до глубокого драматизма. Наибольшего расцвета оратория достигла в творчестве Генделя и Баха.

Антонио Вивальди

Шёл поиск новых средств выразительности и в сфере инструментальной музыки. Образовывались исполнительские школы: органная, скрипичная, клавирная. Великими исполнителями и композиторами, создававшими сложные фуги, фантазии, токкаты, пассакалии, чаконы, были – Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (Германия).

Потом настало время скрипки. Появились династии мастеров, изготавливающих этот великолепный инструмент: Амати, Страдивари, Гварнери. Великолепно исполняли скрипичные партии Корелли, Вивальди, Тартини.

Антонио Страдивари

Развитие музыки этого времени тесно связано с духовными потребностями эпохи. Решающую роль сыграло Просвещение, с его концепцией возможности совершенствования души человека, путём воспитания и образования. Крупнейшие мыслители эпохи – Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель, Вольтер, Монтескье, все они оказали непосредственное влияние и на развитие музыкального искусства.

Всё это получило отражение в творчестве великих композиторов венской классической школы: К. В. Глюка, Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена, в музыке которых юмор сочетался с глубокой трагедией человеческой жизни. Ожидание революционных перемен, как доминировавшая неизбежность, стало идеологической основой музыкального развития той эпохи.

Николо Паганини играющий на скрипке работы Гварнери

Революция, как какое-то светлое будущее, на долгий период стала маяком для деятелей искусства того времени. Кто же знал, что всё закончится гильотиной и потоками крови? Кто знал, что на смену режиму феодальной аристократии придёт режим аристократии плутократической, при котором власть денег станет неограниченной.

И наступит конец благополучной классике, с её культом гармонии человека, общества, природы. Романтизм, при котором несовершенная душа человека станет идеалом, сменит классицизм. И настанет дивный новый мир…

Эволюция музыки

В первой половине XVIII века эволюция музыки достигает блестящей эпохи. Зародившиеся в начале XVII века формы, достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.

В зависимости от вкусов и направлений, можно по-разному оценивать их произведения. Но то, что все четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным совершенством, не подвергается сомнению. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала вокруг себя все существенное, что было достигнуто до тех пор европейской музыкой.

В первой половине XVIII века все же еще господствовала итальянская музыка и, пожалуй, никогда не была более блестящей. По Германии еще в XVII веке распространяли обычай выписывать на должности в придворных капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, России, а не только в Германии. Одна Франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.

Отделившись от Венеции, Неаполь в начале XVIII века принимает на себя руководство музыкальным движением в области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти Неаполь, до тех пор не игравший значительной роли в ходе развития музыки, дает свое имя школе с определенным направлением и через это прославляется.

Франческо Провенцеале - композитор целого ряда опер: комических ("Раб своей супруги") серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея и др.). Франческо Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы XVIII века.

Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в Неаполе в XVII 25г., ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля в Неаполе. С XVII 03 по XVI I 08 он управляет метризой (муз. школой) при одной из римских церквей, затем опять возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних опер 1 XVIII, 700 кантат и т.д.

Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже целиком на нашей ладовой и тональной мажорно - минорной системе. Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего непосредственного чувства. Это чувство, общее всем, - сразу, с первых звуков, понятное. Таким образом, мелодика в неаполитанской школе - сильнейший обобщающий и объединяющий социальный фактор. Певучесть (вокальность) - существенное качество этой лирико-драматической музыки. Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические речетативы неаполетанских опер с богатым инструментальным сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция этих опер: последовательность арий, связанных речетативами.

Жан Филипп Рамо (1683-XVII 64) - один из ярчайших представителей оперного искусства XVIII века во Франции. Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в XVII 33 ему удалось привлечь внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит".

Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение: все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом, вкусом и привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с чувственной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо - редкий случай - слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот, умозрительные выводы подержаны композиторской проницательностью и чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.

Музыка Рамо изобразительна, пластична и театральна. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французская музыка XVII и XVIII века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре симфонии и оратории Берлиоза связана с театральностью. Вот еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (XVII 35), Кастор и Поллукс (XVII 37) Торжества Гебы (XVII 39) Дарданус (XVII 39).

Очень важной для истории музыкальной драмы была реформа Глюка. Точкой отправления она имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французской территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристально чистой музыке и в незамысловатом действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, а не случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.

"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатству колора культуры, не поняли простоты драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".

В первой половине XVIII века с творчеством Генделя (1685-XVII 59) и Баха немецкая музыка выдвинула две гигантские, недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, может быть, против его воли. Гендель писал оратории - по сущности - музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (XVII 42) Ацисс и Галатея, Эсфирь - XVII 32, Дебора - XVII 33, Празденство Александра или Торжество Музыки - XVII 36, Саул - XVII 38, Израиль в египте - XVII 39, Самсон - XVII 43, Валтасар - XVII 44, Иуда Маккавей - XVII 46, Иосиф - XVII 48, Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта - XVII 48-XVII 51

Иоганн Себастьян Бах (1685 - XVII 50) - конечная точка длинной цепи эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий собой громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не при жизни его, а с начала IXX века. И если нельзя согласиться с мнением современных почитателей его искусства, что Бах - создатель всей европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной музыки. Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального творчества и не оказали ему должного внимания: его сочинения казались напыщенными. Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов влияние Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения гравировались очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и собственноручно копировалась композитором.

Вольфган Амадей Моцарт (XVII 56-XVII 91) был учеником своего отца Леопольда Моцарта, выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала XVII 75 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том же году - "король-пастух". В XVII 81 в Мюнхене исполняется его серьезная классическая итальянская опера "Идоменей" . В XVII 82 году исполняется "Похищение из Сераля"! В XVII 86 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в XVII 87 в Праге идет "Дон-Жуан". XVII 88 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В XVII 90 пишет оперу "Так поступают все". В XVII 91 сочинены последние оперы "Тит","Волшебная Флейта" и "Реквием".

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу



Рассказать друзьям