Генри Дэвид Торо: биография, высказывания и интересные факты. Возвращение в Конкорд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Меня привлекают безграничные фантазии природы... природа раскрывается мне постепенно, я продвигаюсь очень медленно - совершенствоваться следует бесконечно"

Поль Сезанн
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя.

Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. Среди них были сапожники, парикмахеры, портные.

Поль Сезанн. Фотография. 1861

Отец Поля, самоуверенный и напористый Луи-Огюст Сезанн отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать производителей шляпного фетра деньгами. Вскоре этот "грубый и жадный" человек - таким он запомнился друзьям детства Сезанна - сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
В сорок лет Луи-Огюст взял в любовницы одну из девушек, служивших в его лавке, - Анн-Элизабет-Онорин Обер. Он женился на ней в 1844 году, когда Полю было пять, а старшей из двух его сестер - три года.

В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

С ранних лет Сезанн тянулся к искусству. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал - его в 1857 удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя. Эта дружба длилась почти всю жизнь.

Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В особенности они восхищались романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Альфреда Мюссе. Много говорили о будущем, внушая друг другу решимость посвятить сжизнь искусству, оба видели себя поэтами.

Дружба Золя и Сезанна была важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства. Вместе с матерью Сезанна, его сестрой Мари и впоследствии сыном Полем Золя стал постоянным, хотя и не всегда вызывавшим доверие советчиком и опорой художника во всех практических делах. Пожалуй, самые ценные сведения о юности художника мы можем извлечь из заметок Золя к написанному много позже роману "Творчество", прототипом главного героя которого явился Сезанн.

В 1886 Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике. Через три года у них родился сын, названный Полем. Эмоциональные узы позволили сохранять этот странный союз сорок лет.




Мятежные сверстники Сезанна отстаивали новые методы - работу на "пленере". Художник Эжен Буден начал писать на природе еще в 1850, но и в середине 60-х, когда Писсарро и Моне стали работать таким образом, это казалось смелым нововведением.

"Я помню, - писал много лет спустя Писсарро, - что хотя я был полон рвения, но даже в возрасте около сорока не имел ни малейшего представления о глубинном содержании движения, которому мы бессознательно следовали. Это носилось в воздухе".

Когда имрессионисты вынесли свои мольберты на природу, они прихватили и палитры, полные ярких чистых красок, придавших пейзажам лучистое мерцание. Используя несмешанные красители, которые накладывались короткими сильными мазками, импрессионисты передавали многокрасочность цветовых и световых оттенков природы. Эта техника, получившая название "техники цветопреломления", приводила к смещению очертаний, так что предметы казались отчасти смазанными.

Камиль Писсарро был единственным, в ком Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника. Писсарро был не только на девять лет старше и гораздо опытнее, но, очевидно, обладал качествами прирожденного учителя и замечательно тонкого, доброжелательного критика.

Писсарро был, пожалуй, единственным, у кого хватало доброжелательности и выдержки мириться с несносным нравом этого человека. Поэтому, когда Писсарро предложил Сезанну свое гостеприимство, равно как и помощь в работе, Сезанн с благодарностью откликнулся и, взяв Гортензию с ребенком, поселился у Писсарро в Понтуазе, расположенном в зеленой долине реки Уазы. Результатом пребывания Сезанна в Овере и Понтуазе явилось то, что пейзаж и натюрморт стали привлекать его больше, чем вымышленные сюжеты.

Ландшафт, прорезанный полотном дороги. 1869-1871

Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. По временам он менял направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, но всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохраняли одинаковую форму и ложились в строго параллельном направлении. Эта протяженность мазков придает живописи Сезанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения ("Замок в Медане").

Вместе с Писсарро Сезанн с перерывами работал в течение 1872 - 1874 годы. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. В Понтуазе и Овере он работал маслом, акварелью, пастелью, рисовал, копировал картины Писсарро, чтобы лучше понять технические и цветовые приемы старшего коллеги и даже занимался гравюрой .

Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Рассказывая об их творческих отношениях, Писсарро вспоминал: "Мы всегда были вместе, но каждый оберегал то единственное, что действительно имеет значение, - свои собственные ощущения".

В 1873 Писсарро свел Сезанна с парижским торговцем произведениями искусства Жюльеном Танги, который обладал отличным художественным чутьем. Танги принимал у художников, которых считал многообещающими, работы в обмен на холсты и тюбики с красками. Таким образом он приобрел много картин Писсарро, Сезанна, Гийомена, Сислея, Ван Гога, Гогена, Синьяка, Сера. Другим покровителем был Виктор Шоке, парижский таможенный чиновник и собиратель живописи и антиквариата. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро. Впервые увидев картины Сезанна в магазине Танги, он без промедления приобрел "Купальщиц"; к моменту своей смерти в 1900 году он владел более чем тридцатью работами Сезанна.

Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882. Художник Антуан Гийеме стал членом официального жюри и получил право представить работу одного из своих учеников. В этом качестве он выставил картину Сезанна, известную под названием "Портрет господина Л. А.". Эта работа с тех пор исчезла.



Вид на Овер-сюр-Уаз.

С конца 70-х до начала 90-х годов Сезанн с неутомимым упорством беглеца метался из одного места в другое. Так, мы находим его живущим в Эстаке, Гарданне и Эксе на юге, в Понтуазе, Овере, Шантильи, Фонтенбло, Иссе, Мелуне, Медане, Ларош, Гуйоне, Виллене, Верноне вокруг Парижа и в полудюжине квартир в самом городе. Сезанн редко задерживался на одном месте хотя бы на год, но в некоторые из них возвращался по нескольку раз.

В своем добровольном изгнании Полб Сезанн превратился в великого художника. Мы можем судить об этом превращении по его холстам, но о нем самом в этот период располагаем лишь отрывочными сведениями. О том, что происходило с ним, сообщают только Ренуар, Моне и Писсарро - лишь они время от времени видели Сезанна. Обладая несходными характерами Писсарро необычайно терпелив и благодушен, Моне - редкостно энергичен, Ренуар - щедр и весел,- все они оценили художественную значимость Сезанна и мирились с особенностями его натуры. На протяжении 30 лет все трое оставались друзьями Сезанна и поддерживали его.

Большую часть времени Сезанн проводил в Провансе. С конца 1882 до лета 1885 он неохотно покидал эти места, работая либо в Эксе, где жил в родительском доме, либо в Эстаке, где "в домике с садом сразу за станцией" жили Гортензия и маленький Поль.

Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками

К этому времени Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте. Если Мане был первым, кто подогрел интерес Сезанна к натюрморту, то художником, в наибольшей степени повлиявшим на него в этом смысле в зрелые годы, был Жан-Батист Шарден. Весомость объемов, слитность отдельных частей картины у Шардена в целом внушили Сезанну новое понимание возможностей натюрморта.

Вещи, которые художник использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.

Сезанн писал натюрморты на протяжении всей творческой жизни, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание в период с 1883 по 1895, когда создал 59 картин этого жанра.

Рильке заметил, что натюрморты волнуют его потому, что Сезанн "заставил их выражать вселенную " - сделал их средоточием гармонии и противоречий реального мира. Преклонение перед натюрмортами и другими картинами Сезанна подвигли Гогена на знаменитое описание "Глядя на Сезанна". В письме другу-художнику от 1885 Гоген восклицал: "Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. Он человек полудня и проводит целые дни на вершине горы, читая Вергилия и созерцая небеса; его горизонты широки, его голубой необычайно интенсивен, красный волнующе подвижен".

Проводя недели, а часто и месяцы в работе над своими натюрмортами, Сезанн создал около 200 картин этого жанра.

В основном под влиянием Сезанна и в меньшей степени Мане французское искусство, постепенно отказавшись от пейзажа, главного жанра XIX века, обратилось к натюрморту. Преодолев статус второсортного, жанр натюрморта после Сезанна стал полноправным выражением художественного видения многих крупнейших мастеров XX века.



Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты, первым из которых был портрет отца, написанный в начале 60-х годов. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет отличительное общее свойство: он так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.

Интерес к человеческой фигуре Сезанн выразил и в создании групповых портретов. В поздний период творчества он увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж и блестяще реализовал её в "Больших купальщицах".

В 1880-90-е Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что он создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.

Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".

В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.

В конце 1895 года произошло заметное изменение в восприятии творчества Сезанна критикой, равно как и публикой. Именно в это время Амбруаз Воллар, известный торговец произведениями искусства, посвятивший свою жизнь поддержке художников-новаторов, организовал и представил большую ретроспективную выставку художника. Это был первый персональный показ его работ, ставший откровением даже для тех, кто были главными инициаторами выставки: Ренуара, Моне, Писсарро и Гийомена.

Если Сезанн реагировал на выставку уклончиво, то художественный мир, пресса и публика уделили ей очень большое внимание. Писсарро писал своему сыну Жоржу: "Коллекционеры - глупцы, они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный" . Сыну Люсьену Писсарро сообщал: "Мой восторг не сравнить с ренуаровским, даже Дега попал под очарование этого утонченного дикаря, и Моне, и мы все...".
Экспозиция 1895 имела успех и известность Поля Сезанна, до той поры весьма ограниченная, начала постепенно расти. Продажа его произведений существенно выросла. В 1897 Воллар посетил мастерскую в Фонтенбло, где художник в это время работал, и предусмотрительно скупил все находившиеся там работы.

Большие купальшицы.

В сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главная особенность характера Сезанна. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Если ему не удавалось передать на холсте суть изображаемого, он рычал, как зверь, ломал кисти и раздирал незавершенные полотна, мог выбросить их на улицу.

Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, "ловили на крючок". Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Однажды, когда художник-импрессионист Эмиль Бернар (1868 - 1941) положил ладонь на его руку, он впал в неистовство. И, вдруг опомнившись, стал смущенно оправдываться: "Не обращайте внимания - это происходит помимо моей воли. Я не выношу, когда ко мне прикасаются, и идет это с очень давних времен" .

Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг ". Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения.

Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие". Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве. "Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".

Вид на гору Сент-Виктуар

Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. К северу от его могилы виднеется волнистая линия Звездных холмов, а еще дальше в прозрачном воздухе Прованса синеет гора по имени Сент-Виктуар.

Всякий, кто попадает в эти края, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано Сезанном. Белесые обнажения горных пород, резкие скосы сосновых лесов, душистые кустарники, прозрачное небо, плавные скругления и крутые скаты холмов - все это и еще многое Сезанн запечатлел на своих холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью - значит увидеть эти места отраженными в его глазах и в его одинокой душе. Сезанн как никто другой сумел проникнуться духом этой земли, прославил ее формы и цвета, раскрыл те ее глубины, в которые ничьи глаза до него не проникали.

Однако вскоре путешественник осознает, что вид, открывающийся его глазам, на самом деле отличается от пейзажа, который Сезанн создает на своем холсте. Прованс, изображенный Сезанном, - проще и конструктивнее настоящего. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Краски на холсте - цвета Прованса, но если смотреть с той точки, где мог стоять с мольбертом художник, не всегда удастся обнаружить цветовую гамму сезанновских картин. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным.

Художник Поль Серюзье писал за год до смерти Поля Сезанна: "Он очистил живописное искусство от вековой плесени, вернув ему цельность и чистоту классических образцов" .

centre.smr.ru ›win/artists/sezann/biogr_sezann.htm



Поль Сезанн, возможно не догадываясь об этом, пришёл к созданию декоративной композиции без персонажей. Такая композиция могла держаться исключительно на сочетании декоративных пятен. Более того, Сезанн создал условия для введения в декоративную композицию множественного изображения. Пабло Пикассо и кубисты почувствовали эти возможности, много говорили об этих возможностях, но сделали крайне мало. Результаты творчества Сезанна и, в ещё большей степени, творческой системы Врубеля, дали возможность выйти прямо на структуру множественного изображения в станковой живописи великому русскому художнику Павлу Филонову.

Ещё сообщения о Поле Сезанне:

Проданная картина из серии 5 картин "Игроки в карты",написанные Сезанном в 1892-1895 годах. Две из них,в том числе самая большая из них, находятся в США,причём там на картине изображено не 2 игрока,а 3,к тому же есть ещё зрители,на одной - один,на второй - два. А вот в Лондоне и Париже картины аналогичны проданной эмиру - по 2 игрока. Есть ещё набросок картины,проданный за 19 млн.

Фонд Барнса Филадельфия (самая большая картина)

Сезанн Метрополитен-музей Нью-Йорк

Набросок

Посещая Экский музей,где художник жил,Сезанн часто останавливался у картины "Игроки в карты",приписываемой Матье Ленену,и восклицал:"Вот так я хотел бы писать!" Постепенно пришло решение написать подобного рода жанровую картину,начав с набросок своих будущих игроков,моделями ему служат местные крестьяне.Выбрав двухметровое полотно,он пишет 5 фигур: трое играют в карты,двое наблюдают за игрой.Он экспериментирует,переходит к полотну меньшего размера,сокращает число фигур до четырёх,потом до двух. .
" Он устраняет все, что не имеет первостепенного значения, во всем: в линии, в красках, в архитектонике ансамбля, он стремится к строгости и тонкости, которые, как только их достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но даются только ценой труда, огромного терпения и настойчивых исканий. И Сезанн начинает снова и снова, бесконечно переделывая, стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще выше в своей неутолимой жажде совершенства... "

Автопортрет

Поль Сезанн — французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма,который во многом определил развитие современного искусства. Его мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в передаче пространства привлекли к его наследию внимание живописцев разных стран и направлений.

Тающий снег в Эстаке 1870 (серия картин)

Поль Сезанн родился в конце 1839 года,его отец был в небольшом городке Экс-ан-Прованс на юге Франции богатым человеком - совладельцем банка,мать же была скромной продавщицей шляп.Своего отца Поль не любил и боялся,тот был суровым и скупым человеком,но учился Поль благодаря отцу в самой престижной школе города,где числился прилежным и способным учеником.

П.Сезанн Девушка за пианино (единственное изображение его матери - женщина на заднем плане)

Ему легко давалась математика,он увлекался поэзией,сам писал стихи и любил писать сочинения.Имея хорошую память, знал наизусть почти всего Вергилия и Гомера.Удивительно,но в школе уроки рисования Поль не особо любил,поэтому трудно было предположить,что из него со временем может выйти настоящий художник.Непростые отношения в семье оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, всю свою жизнь он избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Эмиль Золя,с которым он учился в одной школе,он очень дорожил этой дружбой,так как плохо сходился с людьми. Их дружба продолжалась более 40 лет, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием "Творчество", в главном герое которого - неудачнике и самоубийце - Сезанн узнал себя.

Сезанн Эмиль Золя

После школы Золя уезжает в Париж,Поль,не решаясь ослушаться деспотичного отца, поступает в университет на юридическое отделение, но вместе с тем начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры домашних, отпускает его в столицу. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана. В Париже Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией,вызывая у друзей тревогу внезапными вспышками гнева.

Не однажды Сезанн, отвергнутый и осмеянный, будет принимать решение отказаться от живописи. Но призвание, значение которого он уже отчётливо понимал, каждый раз будет возвращать его к страстно любимому занятию. В Париже он найдёт единомышленников в кругу импрессионистов, неоценимую поддержку Сезанну постоянно оказывал Камиль Писсарро, твёрдо веривший в его гениальность.Но ему трудно приобрести друзей из-за сложного характера, совмещавшего упрямство, своенравие и робость в общении. К тому же отличие его творческой манеры от импрессионистской живописи будет уже очевидным. .Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Полной нищеты он избегал только благодаря достатку родителей. Его уделом при жизни были насмешки и одиночество. При этом он сумел так полно раскрыть свой талант, что его творчество позволило появиться и оформиться многим значительным живописным направлениям 20-го века. Органичное и своеобразное единство нюансов и стилевых особенностей, впоследствии развившихся в творчестве Пикассо, Кончаловского, Лентулова, даже получило название «сезаннизм», в подтверждение заслуг великого Мастера.Сезанн называл свой труд «воплощением», подчёркивая стремление передать на полотне открывшийся ему замысел Творца. Плотные, почти осязаемые краски пейзажей, совмещение перспектив и точек обзора, предельная заполненность изображения становятся уникальными чертами стиля автора. Его неподражаемая колористика останется никем не превзойдённой.Французский философ Мерло-Понти обращался к Полю Сезанну в поиске философского вдохновения и для того, чтобы сделать философию способной говорить языками видимого.

В середине 1860-х годов Сезанн женился на Гортензии, матери своего сына, много лет бывшей его тайной женой из-за боязни отцовского гнева и послужившей ему моделью для более чем 40 картин. После смерти отца Сезанн унаследовал неплохое состояние.Признание стало к нему приходить только в конце жизни. Но вкусить плоды своих трудов Сезанн уже не смог. Он умер в 1906 году, сильно простудившись во время работы на открытом воздухе. Сезанн - настоящий трудоголик,ещё с молодости он работал до полного изнеможения,им написано более 800 работ маслом,не считая множества рисунков, и более 350 работ,выполненных в технике акварели.Ему требовалось сто сеансов работы на один натюрморт, сто пятьдесят — на портрет. То, что мы называем его творчеством, для него самого было не более чем опытом и попыткой подступиться к своей живописи.

В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты "Фрукты", "Букет цветов в вазе", "Натюрморт с драпировкой", пейзажи "Большая сосна близ Экса", "Голубой пейзаж", "Гора св. Виктории". Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн - "Автопортрет в каскетке", написанный художником между 1873-1875 гг.

В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна "Пьеро и Арлекин", "Мост на Марне в Крейтеле", "Дорога в Понтуазе"...

А лично мне очень нравятся его натюрморты,которые я показала в этом посте о Поле Сезанне. Считается,что творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в его многочисленных натюрмортах. Всеобщее признание красоты натюрмортов Сезанна объясняется той убедительностью, с которой он умеет доказать нам, что его «искривленное» видение более правдиво, более достоверно и более жизненно, чем то восприятие реальности вещей, которое свойственно простым смертным.

Всемирная слава нашла художника уже после смерти. На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им: это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.

Морис Дени В честь Сезанна

Наш О.Мандельштам посвятил Сезанну стихи:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

А у меня на память о посещении Экса осталось давнее фото с памятником Полю Сезанну скульптора Аристида Майоля.


Поль С езанн родился 19 января 1839 года во Франции, в городе Экс-ан-Прованс в состоятельной буржуазной семье. Учился в коллеже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, будущим знаменитым писателем. Затем Поль поступил в университет Экса, но ушёл из него, чтобы полностью посвятить себя живописи. Несмотря на то, что его отец не одобрял поступка сына, тем не менее, он не отказывал ему в средствах, которых вполне хватало на жизнь.
Первый период творчества художника (1860-1872) называется барочным, или романтическим. К этому периоду относятся работы «В комнатах», «Девушка у пианино».

Сезанн учился в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса, а затем побывал в Париже, где познакомился с художниками-импрессионистами Писсарро, Ренуаром, Моне и Сислеем.
Наступил второй период в творчестве Сезанна - импрессионистский. Участие в нескольких импрессионистских выставках оказалось для Сезанна неудачным, и Сезанн стал искать свою собственную манеру живописи. В этом ему помог Камиль Писарро, который оказался неплохим педагогом. К этому периоду относится натюрморт «Букет цветов в голубой вазе».

Вершиной мастерства художника стали картины, написанные им в 1879-1888 годов, в так называемый конструктивный период. Это «Пьеро и Арлекин», «Фрукты».

В ранних работах Сезанна, имеющих характер экспрессивных, фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (П.Веронезе, Тинторетто), а также Э.Делакруа и О.Домье.

Весна (ранний период)

Завтрак на траве
Рано сблизившись с К.Писсарро, Э.Мане, К.Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров

(“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях).

Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, - все в ГМИИ, Москва).

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Натюрморт с драпировкой
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).
Следующий период принято называть синтетическим (1888-1899). Он создает знаменитые сюжетные, портретные и пейзажные полотна («Купальщики», «Дама в голубом») и натюрморты («Натюрморт с драпировкой»).

Купальщики

Дама в голубом

С 1900 года Сезанн пишет спонтанные картины, то есть без заранее придуманной композиции. В это же время к нему приходит признание, он выставляет свои картины на Всемирной выставке в Париже.

Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года в родном городе Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни.

Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценят потомки его талант. Натюрморт «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (1893—1894) находится на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Стоимость этой картины в момент последней продажи в 1999 году составила 60,5 миллиона долларов США! А при жизни сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (20 франков в месяц в конце XIX века стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).

Самые известные картины Поля Сезанна

La Montagne St Victoire
The house of the hanged man
View of Estaque
Chestnut Trees and Farm
Le Pion du Roi
Apples and Oranges
Le Lac d"Annecy

Landscape
Still Life with Apples
The Rocks in the Park
Mont Saint Victoire
Still Life with Tablecloth
Apple and Pears
Bank of the Oise
Blue Vase
Card Players
Pommes et Biscuit
La Vase Paille
Nature morte avec pommes
Fruit
Still life with fruit basket
Green Apples

Still life with onions
Dr. Gachet"s house

Mountains in Provence

A Pyramid of Skulls

Still life with fruit basket

Поль Сезанн был знаменитым импрессионистом. Его работа «Дом повешенного» имеет только одну цель – произвести на зрителя определенное впечатление. Исходя из названия работы, становится понятным, что картина должна отталкивать. Никому не нравится […]

Известный французский художник Сезанн прославился благодаря своим знаменитым натюрмортам. Художника больше привлекали фрукты, особенно яблоки, которые по его мнению имели прекрасную форму и цвет. Изображая фрукты и овощи, художник добился качественно новой […]

Ранний Сезанн работал преимущественно с темными тонами. Его вдохновляли полотна таких живописцев как Курбе, Делакруа и Домье. В 1870 году художник создает «Современную Олимпию». Огромное влияние на написание данной картины оказал Эдуард […]

Поль Сезанн – великий французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. На этой картине художник стремится показать свой богатый внутренний мир всем людям, которые его окружают, всю гамму человеческого характера. Глядя на […]

Картина написана в 1895 году маслом на холсте. Сезанн – это великий французский художник, живший в Провансе на рубеже веков. Он представлял собой представителя постимпрессионизма. Он писал пейзажи, славился своими портретами. Его […]

Эта знаменитая работа Сезанна покорила сердце не одного зрителя. Симфоническая глубина натюрморта в сочетании с тонким мастерским детализированием самых повседневных предметов (скатерти для стола, кухонной посуды, плодов и ковра) поражает своей красотой. […]

Сезанна называют постимпрессионистом – учась у импрессионистов, проводя время в их обществе, участвуя в их выставках некоторое время, он все равно остался самим собой, не приобретя привычек, свойственных его коллегам. В зрелые […]

Картина принадлежит кисти Поля Сезанна, который жил и творил одновременно с импрессионистами. В то же время художественные поиски Сезанна и художников-импрессионистов (типа Моне, Сера) очень отличались. Творца «Курильщика» не интересовала необходимость передачи […]

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.



Рассказать друзьям