Хакасия история возникновения. Коренные народы Сибири: Хакасы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Хакасы (самоназвание тадар, хоорай), устаревшее название минусинские, абаканские (енисейские), ачинские татары (тюрки) - тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Антропологически хакасы подразделяются на два типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе: уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев) и южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы). Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков. К хакасскому по языку близки кумандинцы , челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты , теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе). Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

История

Согласно древне-китайским лепописям полулегендарная империя Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе). Имеются упоминания, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну. Часть побежденных ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая.

Динлины населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Южносибирский тип динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Прямыми наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н.э. Тагарцы впервые упоминаются в "Исторических записках" Сыма Цяня в связи с подчинением их хуннами в 201 году до н. э. При этом Сыма Цянь описывает тагарцев как европеоидов: "они вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами, черные волосы считаются нехорошим признаком".

Следует упомянуть также, что в задокументированной истории хунну имеются пробелы примерно с 1760 года по 820, затем по 304 год до н.э. Известно лишь, что в это время предки хунну, разбитые жунами и китайцами, отступали на север Гоби, где ареал их распространения захватывал и Минусинскую котловину. Таким образом, "посещение" хуннами Саяно-Алтая при Модэ было далеко не первым.

В V-VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 тысяч семейств и 80 тысяч воинов. В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, сохранявших относительную независимость вплоть до 1207 года, когда были включены Джучи в состав Монгольской империи, где находились с XIII по XV век. Примечательно, что китайские историографы в более древние времена обозначали кыргызов этнонимами "гэгунь", "гяньгунь", "гегу", а в IХ-X веках (время существования Кыргызского каганата) стали передавать название этноса в форме "хягяс", что, в общем-то соответствует орхоно-енисейскому "кыргыз". Русские ученые, исследуя этот вопрос, называли этноним "хягяс" в удобной для русского языка форме произношения "хакасс".

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 году была переселена большая часть его населения.

С XVI века началось русское освоение Сибири и в 1675 году на Сосновом острове (на месте сегодняшнего города Абакана) был построен первый в Хакасии русский острог. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 году. Присоединение осуществлялось под сильным давлением Петра 1. С июля 1706 по февраль 1707 года он издал три именных указа с требованием основать острог на Абакане и закончить тем самым столетнюю войну по присоединению Хакасии. После присоединения территория Хакасии была административно разделена между четырьмя уездами - Томским, Кузнецким, Ачинским и Красноярским, а с 1822 вошла в состав Енисейской губернии.

С приходом русских хакасы были обращены в христианскую веру, однако еще долгое время верили в могущество шаманов, отдельные ритуалы поклонения духам остались до сих пор. В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры.

Быт и традиции

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя "трехстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца XVIII - начала XIX века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т. д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII-XVIII веках хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в XIX веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины XIX века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В XIX веке бульшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шелка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зеленые, коричневые, бордовые и черные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свекор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шелка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались черным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырех проклеенных слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шелком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетенными из цветных шелковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шелком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трехрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шелковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шелка или парчи, вышитые шелком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закругленными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые сережки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дубленой кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трех до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребенка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Религия

Среди хакасов издревле был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тесям).

После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие, зачастую насильно. Однако, не смотря на это, до сих пор среди хакасов сильны древние традиции. Так с 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

II. ГЛ. 1. ТЕРРИТОРИЯ ХАКАСИИ И ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИЕ

1.1. ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХАКАСИИ

Республика Хакасия располагается в северной части Саяно-Алтайского нагорья в долине Среднего Енисея, составляя левобережную половину Минусинской котловины. Ее территория ныне равняется 62 тыс. км². Хакасия вытянута с севера на юг на 425 км., при ширине в наибольшей части 210 км. Эта площадь с юга ограничивается горным хребтом Западных Саян, с запада – Кузнецким Алатау. С восточной стороны Республику окаймляет р. Енисей, а по северу проходит Солгонский кряж, отделяющий от Хакасии южные районы Красноярского края . Площадь Хакасии охватывает западные части Минусинской кот­ловины, разделявшиеся в этих пределах небольшими хребтами на три впадины: Чулымо-Енисейскую или Северо-Минусинскую, Сыдо-Ербинскую или Средне-Минусинскую и Абаканскую или Южно-Минусинскую.

Указанная территория (включая правобережье Енисея) до вхождения в состав России носила историческое название Хонгорай. В фольклоре хакасского этноса присутствует идея этноцентризма, со­гласно которой долина Среднего Енисея (по-хакасски «Ал Ким») находится в центре зем­ли, а все другие страны рассредоточены на окраинах срединной Родины. Обширный Хонгорай со всех сторон окружают горные хребты, называемые по-хакасски общим именем «Mkutyywu сын» - Великий хребет. «Передний подол алого Хонгорая омывают вечные воды Абакана, задний подол горно-степного Хонгорая пересе­кает священный Енисей» - воспевается в благословениях . Согласно представлениям хакасов передней частью обозначается правобережная сторона реки, поэтому Хонгорай был обращен лицом на юг по направлению к Центральной Азии.

В Хакасии выделяются три климатические зоны: степная, лесостепная и таежная. Степная зона охватывает территорию Минусинской котловины с аб­солютными высотами до м. над уровнем моря, составляя 1/3 пространства Хакасии. Здесь находилась основная часть всех поселений. Степная зона являлась базой скотоводческого хозяйства. Эта территория характеризуется континентальным и за­сушливым климатом: в среднем количество осадков мм. в год. Особен­но мало осадков выпадает зимой (около 10%). Поэтому зимы в степной зоне малоснежные. Кроме того, постоянно дующие ветра уносят и этот небольшой снежный покров. Скот круглый год может пастись на подножном корму. Иногда зимой бывают оттепели, после которых сильные морозы превращают значительные пространства степи в ледяные участки. Это ведет к гибели большого количества скота. [Бутанаев. 2002. c.].

Северный холодный ветер, проникающий зимой в долину Среднего Енисея, называется по-хакасски «хыйан». От «хыйана», пронизывающего животных холодом, часто погибал слабый скот. Зимой сухой и очень морозный воздух - «тоот» - обжигает кожу лица и рук. От «тоота» голые, не покрытые снегом степи сильно промерзают и становятся твердыми, как камень. Такие участки степи по-хакасски назывались «тондах». Тондахи были опасны для неподкованных лошадей, которые на них повреждали себе ноги.

Летом в степях стоит жаркая, сравнительно маловетреная погода, от которой выгорают травы. Сильная засуха приносила бескормицу, которая сильно отражается на коневодстве. Недостаточная увлажненность степей, особенно в вегетационный пе­риод, требует применения искусственного орошения покосов и пашен.

Лесостепная зона расположена в предгорьях Саян и Кузнецкого Ала­тау на высоте м. над уровнем моря. Она характеризуется уме­ренно континентальным и более увлажненным (мм осадков) климатом. Зима здесь теплее, а лето холоднее. Весна наступает позже, чем в степях. В конце лета - начале осени бывают ранние заморозки.

Лесостепная зона - район древнего земледелия. Достаточная влажность не требовала здесь дополнительного орошения, а черноземные почвы меньше подвержены ветровой эрозии. В этой зоне располагались незна­чительные посевы озимых культур.

Таежная зона охватывает обширные горные массивы Саян и Кузнец­кого Алатау, расположенные выше 800 м. над уровнем моря. Здесь холод­ный климат, большая влажность (1000 мм. осадков). Зона тайги являлась лесным фондом и, главное, базой для развития охотничьего промысла.

Население степных районов занималось в основном скотоводством. У жителей лесостепных районов хозяйство носило скотоводческо-земледельческий характер. Население таежных и подтаежных районов сочетало ското­водство и земледелие с охотничьим промыслом.

В Хонгорае насчитывается более 150 рек. На протяжении 300 км. окаймляет территорию Хакасии река Енисей, принимающая в себя на этом отрезке пути крупный приток р. Абакан длиной 450 км. На севере Хонгорая протекает р. Чулым, образовавшаяся из слияний Черного (160 км.) и Белого (150 км.) Июсов. В горах Кузнецкого Алатау берет начало река Томь (по-хакасски «Том»), впадающая в Обь. Реки изобиловали рыбой, а заливные луга были прекрас­ными сенокосными угодьями. В реках Хакасии водятся 35 различных видов рыбы. В степях и тайге встречается до 330 разновидностей птиц, среди которых были дрофы, фламинго, белые лебеди.

В хакасских степях насчитывается более 150 различных озер, как пресных, так и соленых. Многие из них, особенно в Июсских степях, имеют рыбохозяйственное значение. В соленых озерах - Шунет, Хызылкуль, Тустукуль и других добывали соль и бузун (глауберова соль).

На территории Хонгорая широко представлены различные виды по­лезных ископаемых: железная руда, цветные и редкие металлы, минеральное сырье, месторождения угля и др. Крупные запасы высококачественных углей, пригодных для открытой добычи, расположены в районе Ызыхского месторождения. На естественных срезах горы Ызых, омываемой рекой Абаканом, имеются выходы пластов угля, использовавшегося хакасами с древнейших времен. До сих пор встречаются следы древних разработок железа, серебра и меди.

С испокон веков территория Хонгорая была связана караванными путями с Монголией, Китаем, Тибетом, Индией и Ираном. Через Саянские хребты проходили пути, соединяющие Хакасию с Тувой, Алтаем и Бурятией . Одной из древнейших надо считать дорогу по долине р. Она (по-хакасски «Аны») в Таштыпском районе. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VIII в. н. э. Зимой сообщение с южными соседями осуществлялось по руслу р. Енисей. С конца декабря по замерзшей реке везли грузы на санях.

Через Кузнецкий Алатау имелся старинный торговый путь вверх по до­лине р. Таштып до р. Торсуг. Отсюда колесная дорога переходила в удоб­ную и проторенную конную тропу в долины рек Мрассу, Кондомы и Бии. По этой дороге проходили караваны с местными изделиями в Туркестан, Иран, и прогоняли гурты рогато­го скота в Западную Сибирь. Через вершину р. Аскиз на р. Томь имелась древняя вьючная тропа, называемая в ХУII в. «дорогой в Кыргызы». Вторая «дорога в Кыргызы» находилась на севере и шла от Июсов по долине р. Кия через Каштакский серебряный рудник в сторону Западной Сибири. На востоке проходил тубинский путь из долины реки Туба через Восточные Саяны на р. Кан и в сторону Байкала.

Через Минусинскую котловину протекает одна из великих рек мира – Енисей (по-хакасски «Кем» или «Ким»). Последний гидроним известен по письменным источникам, начиная с VI в. н. э. В отличие от Тувы, где термин «хем» употребляется в широком значении «река», в Хакасии под словом «Кем» (Ким) понимается только Енисей. В бассейне среднего Чулыма имеется крупный приток Кемчуг, который по-хакасски также носит название «Кем». Он катит свои воды со стороны Енисея и, вероятно, поэтому был назван в его честь. Хакасы, живущие по Чулыму, употребляют еще гидроним «Чензей» для нижнего течения Енисея, от слияния его с Ангарой и до устья. Гидроним «Чензей», также как и русское название Енисей, был заимствован от ненцев и енисейских эвенков, которые именуют эту реку «Ензя». [ССТМЯ. 1975. с. 355; НРС. 1965.] Вероятно слово «кем» имеет самодийское происхождения. Так, например, по-селькупски река носит название «кы» или «ке». [История Сибири. 1968. с. 359.]

Самым крупным левым притоком Енисея является Абакан (по-хакасски «F, sofy| Fo, fy»). Данный гидроним известен по письменным источникам, начиная с У1 века н. э. В китайских летописях середины VI в. н. э. встречается сообщение о долине реки «Афу», где кыргызы основали свое государство.

Правым крупным притоком Енисея на территории Минусинской котловины является река Туба, называемая по-хакасски «Mпсÿ». Топоним «Mпсÿ», в форме «Юсюй» впервые зафиксирован в китайских письменных источниках ХIII в. Китайское название р. Юсюй здесь нельзя отождествлять с Июсами, как это пытался сделать, ибо в указанном источнике ясно говорится о восточном притоке Енисея. Кроме того, гидроним «Mпсÿ» в некоторых районах Хакасии произносят «Mссÿ».

Русское название реки Тубы происходит от племени тубинцев, обитавших в долине этой реки до вхождения Хонгорая в состав России.

Река Чулым по-хакасски называется «Mÿс». Гидроним восходит к древнетюркскому слову «mгÿз» - река. Русское название Чулым появилось под влиянием языка чулымцев Томской области , которые именуют ее «Чойим» (т. е. Разливистая). В работах некоторых исследователей указанный гидроним отождествляется с рекой Чулыман и на основе этого делаются далеко идущие выводы. Например, арабский географ ал-Омари сообщал, что «купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы чулыманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера». Археолог трактует данное сообщение следующим образом: «Здесь важно сообщение о приходе на Чулым караванов булгарских купцов, а причулымских (хакасских) купцов – в Югру». [История Хакасии. 1993. с. 88.] В данном случае не следует путать Чулыман с Чулымом. На самом деле река Чулыман представляет левый приток Волги и известна в русском языке как Кама. До сих пор народы Поволжья и Приуралья (татары, башкиры, марийцы) реку Каму именуют Чулыманом. [Гарипова. 1998. с. 337.] Отсюда следует, что булгарские купцы не приезжали в Хакасию, тем более кыргызы не водили караваны в Югру «на окраины Севера», а ездили булгары на Каму. Кроме того, угорская топонимика, отмечаемая Л. Кызласовым и связываемая с динлинами, на территории Хакасии учеными не прослеживается. (История. 1993. с. 35, 39.)

Саянский хребет (Саянский Камень) получил свое русское наименование в ХУII в., когда Россия вступила в контакты с народами Южной Сибири. Ороним восходит к хакасскому термину «сойан» – тувинец и в переводе обозначает «Тувинские горы». У хакасов Саяны известны под именем «Сабына сын». Название происходит от снежного пика – г. Шабина - Дабага (по-хакасски «Сабына»), стоящего в верховьях р. Хан-Тегира. В 1727 г., согласно Кяхтинскому миру, на перевале г. Шабина-Дабага был установлен пограничный знак между Россией и Китаем. С этих пор топоним «Сабына» занял свое место в хакасском и тувинском языках. В связи с тем, что этническая граница хакасов с тувинцами проходила по горному хребту Западных Саян, южная сторона гор за водоразделом р. Хан-Тегира получила хакасское название «Сойан Сабыназы» – Тувинские Саяны, а от р. Хан-Тегира на север – «Хоорай Сабыназы» - Хонгорайские Саяны.

Современные оронимы «Саяны» и «Сабына» сравнительно позднего происхождения. Они связанны с историческими событиями ХУП-ХУШ вв.

В памятниках древнетюркской письмен­ности, китайских и арабо-персидских источниках У-XIII вв. Саяны назывались «Когмен» (по-китайски «Цюймань»). Данный топоним, немного изменив свою фонетическую фор­му, дожил до наших дней. На древнем пути из Тувы в Хакасию по р. Аны в верховьях р. Джебаш находится снежный пик «Койпен тасхыл», именуемый русским соответствием Копёны. Сохранившийся в народной памяти древнетюркский топоним «Когмен» - «Койпен» свидетельствует об историко - культурной преемственности хакасов с древними обитателя­ми Саяно-Алтая.

Среди географических названий Хакасско-Минусинского края прослеживаются различные языковые пласты. К наибо­лее древним относятся кетские и самодийские топонимы. Кеты, ныне проживающие в долине нижнего течения Енисея, в далеком прошлом обитали на территории Саяно-Алтая. Самодийские народы (ненцы, нганасаны, селькупы) сейчас занимают просторы северной тундры.

Сре­ди многих гидронимов таежной зоны Кузнецкого Алатау ши­роко представлен кетский формант «сес» (сас) - река. На­пример: Памзас, Тойзас, Камзас, Торзас и т д. Всего нами насчитано более 120 подобных гидронимов. Из них в верхо­вьях р. Томи около 30, среди при­токов р. Мрассу - 65 (т. е. основная масса), в верховьях р. Кон­дома - 10 и в бассейне р. Абакана 15 гидронимов. Они не по­нятны хакасским жителям, зато легко объяснимы с кетского язы­ка. Например: Томзас - черная речка, Кайзас - лосиная речка, Казас - песчаная речка и т. д. [Бутанаев. 1995. c.6.]

Указанный факт свидетельствует о принадлежности древ­них таежных жителей Кузнецкого Алатау к кетоязычным родам. В таежной зоне восточной части Хакасско-Минусин­ского края выделяется кетский (пумпокольский) пласт гид­ронимов (более 25 наименований) с формантом «тет» (тат) - речка. Например: Кандат, Шадат, Тюхтет, Туртат, Малтат и т. д. Однако основное распространение они имеют в бас­сейне р. Чулыма (более 60 гидронимов). При сравнительном анализе гидронимов с формантами «сес» и «тет» выявляются ряды с одинаковыми корнями: Айдат - Айзас, Алтат - Алзас, Кадат - Казас, Парандат - Паранзас, Богдат - Богзас, Таяндат - Таянзас, Оготат - Огузас, Идат -Изас и т. д. В некоторых случаях гидроним с формантом «зас» существует наряду с хакасским формантом «суг» - река. Например: Тойзас - Той суг, Хамзас - Хам суг, Ымзас - Ым суг, Сынзас - Сын суг и т. д. По всей видимости во времена тюркизации кетского населения кыргызы добавляли свои определения. Все кетские топонимы в основном сосредоточены в таеж­ной зоне Кузнецкого Алатау, Саян и бассейна р. Чулыма.

В центральной части долины Среднего Енисея имеется ряд названий рек (более 70) с самодий­ским формантом «бу, би» - вода, река. Например: Тебибу, Тебиг, Солбы, Арбыйт, Табат, Уйбат, Бея, Убей и т. д. Большая их часть (более 50) сосредоточена по р. Мана, р. Сыда и в вер­ховьях р. Туба. Вероятно к этой же группе надо отнести то­понимы с формантом «сыба». Например: Чинжеба, Карзыбей, Танзыбей, Цензыба, Канзыба и т. д.

По всей видимости, последним дотюркским населением хакасских степей были самодийские племена, которых можно отождествить с обитателями тагарской культуры. На это указывают топонимические материалы, в которых на самодийские названия напластовались тюркские. Например, речка Бейбулук (Боградский район) имеет два форманта. Первый «бей» - вода (самодийский термин) и «булук» - родник (тюркский термин). В таком случае топоним переводится как «Водный источник». Так как самодийские названия доминируют в степи над кетскими, то можно предположить, что кетоязычные племена здесь проживали до тагарцев во времена карасукской археологической культуры (ХIII – УIII вв. до н. э.).

Другого мнения придерживается. Он предполагает, что «некоторые из племен, населявших Южную Сибирь в скифское время и известные в китайских источниках как динлины, были кетоязычны, во всяком случае в отношении тагарцев Минусинской котловины это весьма вероятно». Далее он в качестве доказательства приводит топонимические названия таежной части Тоджи – Азас, Казас, Шет-хем. [Вайнштейн. 1980. с. 69, 71.] Однако, как и в Хакасии, кетские гидронимы Тувы сосредоточены только среди горных рек Саянских хребтов.

Основная масса топонимов хакасского региона формировалась под непосредственным влиянием тюркских наречий. Большая часть географических апеллятивов, таких как: таг - гора, хая - скала, биль - седловина, суг - река, чул – ручей, булук – источник, карасук - родник, кёль - озеро, таш - камень, ой - долина, хол - лог, относится к общетюркской терминологии. Например, гора Байтаг, лог Изербиль, долина Сарой, источник Котенбулук, ручей Хараджуль и т. д.

Самым показательным формантом для хакасских гидро­нимов является слово «чул» - ручей. Название рек с окон­чанием чул (в русском произношении - чуль, джуль, юль, уль) охватывают весь Хакасско-Минусинский край. Исследователь, исследуя топонимику Южной Сибири, при­шла к мнению, что из всех тюркских территорий центром то­понимов на чул-жул остается Хакасия.

Хакасский формант «суг» - река, как правило, в рус­ской передаче звучит в форме «са». Например: Кокса (по-хакасски «Rdr ceo» – Синяя речка), Балыкса (по-хакасски «Палых ceo» – Рыбная река), Минуса (по-хакасски «Vdaw ceo» - Живая вода) и т. д. Все озера носят хакасские названия с характерным окончанием «куль» (по-хакасски «rdk»). Например, Баланкуль (Лосиное озеро), Рейнголь (Айранное озеро), Ханкуль (Ханское озеро) и т. д. В южной Хакасии находится небольшое озеро Алтынкёль (букв. Золотое озеро). Легенды гласят, что однажды в голодный год один крупный бай не смог обменять кусок золота величиной с лошадиную голову даже на чашку зерна. В отчаянии он бросил золото в это озеро, и с тех пор оно зовется «Алтынкёль». Совершенно идентичная легенда бытует на Алтае, где Телецкое озеро известно как «Алтынкёль». Одинаковые топонимические названия и общие сюжеты легенд свидетельствуют о древних этнокультурных связях народов Саяно-Алтая.

Итак, Хакасия представляет собой часть обширного Саяно-Алтайского региона, связанного с Центрально-Азиатской кочевой цивилизацией. Несмотря на резкость климатических и природных условий, Хакас­ия обладает благоприятными возможностями для развития ско­товодства и в значительной своей части земледелия. Названия крупных рек и великих гор Хакасско-Минусинского края давно «покрылись сединой». Они раскрывают нам исторические события, смену языков, отражают былую границу этнических территорий и т. д. В целом топонимика Хонгорая сформировалась на базе хакасского языка с наличием кетских и самодийских компонентов.

Автореферат диссертации

... .] В исследова­ниях Л.П. Потапова, посвященных этногенезу и этнической истории ха­касов , завершение процесса образования этноса относится... годы войны на этническую историю хакасов . В канун войны хакасы совместно с другими народами участвовали...

  • История хакассии библиографический список основная

    Документ

    2006 5. Бутанаев В.Я. Очерки по истории Хакасии . - Абакан, 2008 Дополнительная: 6. ... Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан, 2000 ... 7. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая в XIX- нач.XXвв. ...

  • ИСТОРИЯ № 1·2008 ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

    Документ

    В. (М., 1979); Народные рисунки хакасов (совместно с Н.В. Леонтьевым. М., 1980); История Южной Сибири в средние века... времен до наших дней (М., 1986); История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. (М., 1993 ...

  • Документ

    Общих изданиях по истории Сибири, Красноярского края, Хакасии История Хакасии истории . Этическая аргументация истории

  • Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ

    Общих изданиях по истории Сибири, Красноярского края, Хакасии , Енисейской губернии... Окладникова. Ленинград, 1968. История Хакасии : с древнейших времен до 1917 ... отношения к мировой истории . Этическая аргументация истории создала оптимистическую установку...

  • Источник: КЫЗЛАСОВ И. Древнее имя народа./ Игорь КЫЗЛАСОВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.34-39

    Хакасы - современный тюркоязычный народ, один из древних коренных народов Южной Сибири. Ближайшими к нему по языку, культуре и физическому облику являются его горные соседи: с запада - шорцы, северные алтайцы (тубалары, кумандинцы, челканцы), с востока - тофалары, с лесостепного севера - чулымцы. Нет сомнения, что у этих народов общая этнокультурная основа и близкая историческая судьба. Перед распадом СССР хакасы насчитывали 80,3 тысячи человек.

    Ныне Республика Хакасия - один из субъектов Федерации, незначительной по площади (61.9 тыс. кв. км), но мощной по экономическому и интеллектуному потенциалу. Благодатная земля с огромными природными и культурными богатствами веками привлекала народы и бурно осваивалась в XX столетии. Ныне сами хакасы едва превышают здесь 10% населения.

    В древности и раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной мира. К IV веку до н.э. на Среднем Енисее сложилось государство с могучими правителями и жрецами. Оно оставило оросительные сети и циклопические сооружения, рудные копи и наскальные рисунки, множество художественных изделий из бронзы и железа в «скифском» зверином стиле. Как называл себя тот народ, расселявшийся от Оби до Байкала, мы не знаем; в Древнем Китае его звали динлин. Язык динлинов, возможно, относился к самодийской и частично угорской языковой семье, в горах жили люди, говорившие по-кетски.

    Динлины были исторической родней селькупам, ненцам и энцам, а также хантам, манси и кетам. Древнее государство погибло в 203 году до н.э. под ударами гуннов. Новые владыки откуда-то с юга переселили на Енисей народ гяньгунъ (так китайцы передавали имя кыргыз). Этим первым тюркоязычным насельникам Присаянья гунны вручили власть над покоренными землями. Началась тюркизация края.

    Имя хакасов отражает главные этапы истории народа. Впервые оно отмечено в китайских летописях, составленных в IX веке по записям VI-VIII веков. Источник сообщает: так стал именовать себя народ, возникший от смешения гяньгуней с динлинами. Китайские авторы, за несколько веков до этого знавшие имена тех и других, не поняли нового слова.

    Хакас - самоназвание народа, остававшееся непонятным соседям, - по-видимому, имеет не тюркское, а более древнее - самодийское - происхождение, но досталось уже людям, говорящим по-тюркски. Имя входит в один ряд с прежним наименованием тофов (карагасы), целиком переводимым с самодийского как «журавлиные (кара) люди (кас, каса)». Имя хакасов, «ка»+«кас» (каса), может быть понято с самодийского как «свои (родственные) люди».

    Хакасы не монголоиды, народ сложился при давнем смешении европеоидной и монголоидной рас. Антропологи видят соединение южно-сибирского и урало-алтайского типов. Оно отражено уже в погребальных гипсовых масках, создававшихся на Енисее на рубеже нашей эры. Здесь и смоляные, и каштановые волосы, широкие и длинные носы с горбинкой. Летописи средневековья говорят о карих и голубых глазах, о смуглой и белой коже. Все, как сегодня.

    Как в иных горных странах, на Саяно-Алтае население многолико, и жители разных долин долго удерживали самобытные черты культуры и языка. То, что мы теперь называем национальными границами, было подвижным и зависело от рубежей политических. Современное деление саяно-алтайцев на чулымцев, хакасов, тувинцев, шорцев и алтайцев - это членение последнего исторического этапа.

    Оно сложилось в результате нового политического расклада земель начиная с XVII-XVIII веков.

    Привычное деление хакасов на сагайцев, качинцев (хаас), кызыльцев и койбалов на деле не является племенным. Оно результат административного переустройства, произведенного властью в начале XIX века. Население было приписано к искусственно созданным Степным Думам (Сагайской, Качинской и пр.) и за полтора века привыкло к такому разделению. Добавим деление по уездам, а затем губерниям и увидим, что единый народ воспринимался по разрозненным частям: он был сразу и кузнецкими, и минусинскими, и ачинскими татарами. Никто из лингвистов не скажет, где кончается шорский диалект хакасского языка и начинается шорский язык (но укажет пределы Хакасии и Кемеровской области), как и не разграничит кызыльский диалект хакасов и среднечулымский диалект чулымских тюрков. Сагайский и качинский диалекты оттого и стали основой литературного хакасского языка, что имели широкую зону распространения, объединившую оба варианта речи.

    Современные хакасы не единственный осколок того древнего государства: наследники его - все коренные народы от Иртыша до Байкала. Но именно хакасская интеллигенция, почуяв волю Февральской революции, немедленно вернула своему народу древнее имя хакас, обнаруженное российским востоковедением.

    Хакасы как народ сложились и существуют среди зримых древностей. Трудно найти другие земли, где человека повсеместно окружают курганы и каменные стелы, изваяния, наскальные рисунки, врезанные в камень письмена, а над каждой долиной высятся горные крепости. Вечность природного и рукотворного проникает в сознание людей вместе с обликом Родины.

    БУРОВ В. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? КТО ТАКИЕ ДРЕВНИЕ ХАКАСЫ И ДРЕВНИЕ КЫРГЫЗЫ./ Виктор БУРОВ.// Хакасия: Литературно-публицистический журнал. - 2006. - март, № 1. - с. 62-63

    Давно известно, что имя (слово) обладает внутренней магической силой. Каждое живое существо на земле имеет имя, им живут народы. Этноним - это имя, под которым любой народ воспринимает и осознает себя в бесконечном временном потоке событий и свершений. Сохранение имени во многом определяет историческую память народа, смысл его существования и предназначения в истории человечества.

    Современные тенденции развития народов и культур характеризуются их естественным стремлением к сохранению собственной самобытности, что происходит на фоне глобальных процессов, идущих в мире. Константа самобытности осуществляется через отношение одной этнической общности к другим общностям - близким и далеким как результат историко-культурного разрыва между различными народами и культурами. Это вызывает стремление сравнить себя с другими, желание знать: кто мы, судьбу предков.

    В поисках ответа на подобные вопросы современный человек обращается к трудам историков-исследователей, надеясь найти в них желаемое. Однако здесь его подстерегают различного рода опасности, которые напрямую связаны с нашей безграничной верой в печатное слово, в объективность того, что говорят и пишут. Подобные романтические установки в познании истории ведут к ее искажению, неверным трактовкам и бесконечным дискуссиям, которые иногда длятся на протяжении десятилетий, а то и столетий. В качестве наглядного примера можно указать на непрекращающуюся полемику вокруг этнонима «кыргыз» и термина «хакас». Очередным и, надеюсь, поворотным моментом научной дискуссии стал выход в свет книги двух известных ученых-исследователей В.Я. Бутанаева и Ю.С. Худякова «История енисейских кыргызов». В ней смело высказывается концепция, которая поможет, по мнению авторов, прояснить многие запутанные вопросы этнической истории современных хакасов. Книга интересна еще и тем, что в ней впервые в научно-просветительской литературе излагается историческое прошлое кыргызов, «воинственного и стойкого тюркоязычного кочевого народа, населявшего около двух тысячелетий Южную Сибирь и Центральную Азию...» (с,4) и являющегося предком современного хакасского этноса.

    Первое упоминание о кыргызах, как жителях Центральной Азии, мы находим в древних китайских летописях, относящихся к III в. до н.э. Это связано с покорением кыргызов основателем могучей хунской державы Мода Китайцы называли кыргызов гяньгунями и указывали на их тесные отношения в течение нескольких столетий с динлинами, которые боролись с хуннами и их историческими преемниками сяньбийцами.

    Но прежде чем продолжить историческое повествование о тюркоязычном народе «кыргыз», зададимся вопросом, что обозначает этот этноним? В научной литературе существуют две точки зрения на суть проблемы. Большинство исследующих южносибирское средневековье называют кыргызами население степных районов Минусинской котловины, ссылаясь на ряд письменных, в том числе древних, источников. В противовес им существуют совершенно противоположное мнение, согласно которому то же население именуется «древними хакасами», а кыргызы признаются лишь «аристократическим династийным родом древних хакасов». Наряду с этим предпринимаются попытки отождествить эти два термина - «кыргызы/хакасы», «кыргызы-хакасы»(с.18). Не вдаваясь в суть полемики, блестяще изложенной на страницах книги, необходимо отметить, что в пользу первой версии говорит тот факт, что в рунических памятниках долины Енисея зафиксированы не только кыргызы, а также их исторические противники - тюрки и уйгуры. Термин «хагясы», по мнению авторов» есть одна из транскрипций этнонима «кыргыз» китайских летописцев. Но этот вывод, в свое время, остался достоянием лишь академической науки, в то время как в среде «минусинской интеллигенции» начала XX века «имя хакас», по утверждению Н.К Козьмина, стало «идейным лозунгом для культурно-национального возрождения» (с. 19). Другими словами, научная истина была принесена в жертву идеологическим, конъюнктурным соображениям. Это отвечало задачам национально-государственного строительства на юге Сибири, благодаря чему термин «хакас» обрел официальное признание, стал этнонимом коренного населения Минусинской котловины. И, что особенно интересно, «хакасами» стало называться средневековое население Минусинской котловины не потому, что так его именуют источники, а потому, что в нем видят предков современных хакасов, что особенно наглядно проявилось в принципе двойного наименования «кыргызы - хакасы» (с.20). Подобная непроясненность в толковании терминов во многом объясняется фонетическими особенностями древнекитайского языка. Незнание норм китайской исторической фонетики приводит к искажению звучания терминов, применявшихся для средневекового населения Минусинской котловины. Это и привело к реконструкции китайской транскрипции «хягяс» как «хакас», а затем к утверждению» что этноним «хакас» является передачей местного самоназвания разноязычного и разноэтнического населения Среднего Енисея, а термин «кыргыз» встречается в тех же источниках параллельно и означает «аристократический династийный род древних хакасов» (с.23). Отсюда логично следует вывод о существовании на Енисее в эпоху средневековья древнехакасского государства, а не государства енисейских кыргызов. Полемика разворачивается по всем законам исторического жанра, и читателю придется выступить в роли третейского судьи, чтобы определить свою позицию в этом споре. Это интересно во всех отношениях: и в познавательном, и личностном, и общечеловеческом.

    Но вернемся к тому, с чего начинали - истории енисейских кыргыэов. С VI в. н.э. кыргызы известны на землях среднего Енисея к северу от Саянских гор. Именно с этого времени памятники кыргызской культуры распространяются по всей Минусинской котловине до верховьев Чулыма (с.65). Это время образования кыргызского государства, находившегося на положении данника правителей тюркского каганата, возникшего на развалинах степной империи жужаней. Кыргызы должны были поставлять в качестве дани производимое ими «оружие крайне острое». После распада первого тюркского каганата в 581 году кыргызы освобождаются от вассальной зависимости и вынашивают планы активного вмешательства события в Центральной Азии (с.66). На протяжении трех столетий идет отчаянная борьба за обретение и упрочение независимости молодого государства на юге с жужанями, тюрками и уйгурами, а на севере с «бомо» - конфедерацией кетских и самодийских племен, живших по Енисею, довольно сильных в военном отношении. Как считает Ю.С. Худяков, один из авторов книги, несмотря на непрерывные войны, «кыргызы выжили как единый народ и сохранили свою государственность, культуру, ведущее положение среди ближайшего этнического окружения» (с.73).

    Звездным часом кыргызской истории стал период IX-X вв., известный как эпоха «кыргызского великодержавия». Это время «поразительных успехов кыргызского оружия в длительной войне с уйгурами, эпоха, когда кыргызы смогли подчинить обширные просторы Центральной Азии» (с.75). Однако затем кыргызы повторяют судьбу своих исторических предшественников - за взлетом могущества последовал период упадка, и к концу XII века от былой силы не осталось и следа. В ходе монгольских завоеваний государство кыргызов перестает существовать, а отдельные владения не могут оказать достойного сопротивления монголам. В 1207 году правители отдельных кыргызских земель выразили покорность Джучи-хану, старшему сыну Чингис-хана, посланному на покорение «лесных народов» Сибири. В знак покорности они поднесли Джучи белых кречетов, белых меринов и соболей. В дальнейшем монголы стали использовать военную силу кыргызов в качестве карательных войск, но в 1218 году кыргызы восстали, и против них двинулся Джучи. В результате этого похода Минусинские степи обезлюдели. Часть населения разбежалась в недоступные таежные места. Монголы практиковали по отношению к бунтующим кыргызам практику их переселения в различные области империи. На всем протяжении XIII века эти меры преследовали одну цель - ужесточение контроля над подданными. Переселения нанесли большой урон кыргызскому этносу на Енисее и резко сократили его численность. С падением юаньской (монгольской) династии в Китае в конце XIV века ее власть на территории Саяно-Алтайского нагорья прекратила свое существование.

    После этого, как свидетельствуют письменные источники XVII - начала XVIII века, а также фольклорное наследие народов Южной Сибири, в течение XV-XVI вв. произошло, вероятно, объединение всех племен, проживающих в долине Енисея под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгор» или «Хонгорай». Как считает В.Я. Бутанаев, «в хакасском языке в результате стяжения гласных это историческое название стало звучать как «Хоорай». Оно широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях и поэтической речи.

    Роль кыргызов в союзе «Хонгорай» была настолько велика, что в русских документах XVII в. Хакасско-Минусинский край получил название «Кыргызской земли...». Хакасы, являющиеся наследниками кыргызской культуры, в своих исторических преданиях народ «хоорай» отождествляли с кыргызами (с.153).

    Территория «Хонгорая» делилась на четыре улуса-княжества: Алтырский, Исарский, Алтырский, Тубинский. Столица этого этнополитического объединения располагалась в начале XVII века в междуречье Черного и Белого Июсов, где находился «кыргызский белый каменный городок». Появление русских служилых людей на Енисее во второй половине XVII века, постройка первых острогов и поселений резко осложнило политическую ситуацию в «Кыргызской земле». Многоходовые политические и военные комбинации завершились в конце концов присоединением Хонгорая к России, подкрепленным Буринским трактатом 1727 года. Монголия отказалась от своих притязаний на земли Хонгорая. Однако джунгары еще продолжали собирать албан (ясак) с аймаков бывшего Алтырского улуса вплоть до падения Джунгарского ханства.

    После присоединения Хонгорая к России и увода большого числа кыргызов в Джунгарию их разрозненные группы вместе с киштымами (данниками) объединились в различные волости и землицы, созданные сибирской администрацией (с. 183). Кыргызы же, взявшие политический курс на Джунгарию, потеряли свою историческую родину и оказались затерянными на просторах Центральной Азии, войдя в состав многих тюркских и монгольских народов.

    В заключение хотелось бы отметить значимость книги для сохранения древнего наследия, несущего миру «истинно человеческое», как важнейшего фактора формирования духовного строя человеческой личности, развития социальной памяти, нового прочтения истории.

    Основным малым тюркоязычным коренным народом Хакасии являются хакасы, или как они себя называют «тадар» или «тадарлар», проживающие в основном в . Слово «хакас» скорее искусственное, принятое в официальный обиход с установлением Советской власти для обозначения жителей Минусинской котловины, так и не прижившееся среди местного населения.

    Хакасский народ неоднороден по этническому составу и состоит из разных субэтнических групп:
    В записках русских впервые в 1608 году прозвучало название жителей Минусинской котловины как качинцы, хаас или хааш, когда казаки достигли земель, управляемых местным князем хакасов Тюлькой.
    Вторую обособленную субэтническую общность составляет народность койбалы или хойбал. Общаются они на камасинском языке, не принадлежащем к тюркским языкам, а принадлежащем к самодийским уральским языкам.
    Третьей группой среди хакасов являются сагайцы, упомянутые в хрониках Рашид ад-Дина о завоевательных походах монголов. В исторических документах сагайцы появились в 1620 году, что они отказывались платить дань и часто били данников. Среди сагайцев различают народности бельтыры и бирюсинцы.
    Следующей обособленной группой хакасов считаются кызыльцы или хызыл на Черном Июсе в .
    К хакасам культуре, языку и традициям близки теленгиты, чулымцы, шорцы и телеуты.

    Исторические особенности формирования хакасского народа

    Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

    Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III-II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII-VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII-II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
    Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

    Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

    Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

    В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

    Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

    Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

    Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

    Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

    Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

    С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.



    Культура хакасов

    В самобытной культуре хакасов с древности растворились китайские и конфуцианские, индийские и тибетские, тюркские, позже русские и европейские ценности. Хакасы издавна считали себя людьми, рожденными духами природы, и придерживались шаманизма. С приходом православных миссионеров многие крестились в христианство, тайком проводя шаманские обряды.

    Священной вершиной для всех хакасов является пятиглавый Борус, заснеженный пик в западных Саянах. Многие легенды рассказывают о вещем старце Борусе, отождествляя его с библейским Ноем. Наиболшее влияние на культуру хакасов оказали шаманизм и православное христианство. Обе эти составляющие вошли в менталитет народа.

    Хакасы высоко ценят товарищество и коллективизм, помогавшие им выжить среди суровой природы. Важнейшей чертой их характера является взаимовыручка и взаимопомощь. Им присуще гостеприимство, трудолюбие, радушие и жалость к старикам. Множество поговорок говорят о том, что нужно дать нуждающемуся человеку то, что нужно.

    Гостя всегда встречает хозяин-мужчина, принято узнать о здоровье хозяина, членов семьи, их скота. Разговор о делах всегда ведется почтительно, следует произнести особые приветствия старшим. После приветствий хозяин приглашает гостей отведать кумыса или чая, за отвлеченной беседой хозяева и гости приступают к трапезе.

    Как у других народов Азии, у хакасов присутствует культ их предков и просто старших. Старики всегда были в любой общности хранителями бесценной житейской мудрости. Многие поговорки хакасов говорят об уважении к старшим.

    К детям хакасы относятся с мягкостью, особой сдержанностью и уважением. В традициях народа не принято наказывать или унижать дитя. Вместе с тем, каждый ребенок, как всегда у кочевников должен знать своих предков сегодня до седьмого или как раньше до двенадцатого колена.

    Традиции шаманизма предписывают бережно и с почтением относиться к духам окружающей природы, с этим связаны многочисленные «табу». Согласно этим неписанным правилам живут среди девственной природы, почитая духов родных гор, озер и речных водоемов, священных вершин, источников и лесов хакасские семьи.

    Как и все кочевники, хакасы жили в переносных берестяных или войлочных юртах. Только к XIX веку юрты стали замещаться стационарными рубленными однокомнатными и пятистеными избами или рубленными юртами.

    Посередине юрты располагался очаг с треножником, где готовилась пища. Мебель была представлена кроватями, разными полками, кованными сундуками и шкафчиками. Стены юрты обычно украшали войлочными яркими коврами с вышивкой и аппликацией.

    Традиционно юрту делили на мужскую и соответственно женскую половины. На половине мужчины хранились седла, узда, арканы, оружие, порох. На половине женщины хранились посуда, нехитрая утварь, вещи хозяйки и детей. Посуду и необходимую утварь, многие предметы быта хакасы делали сами из подручных материалов. Позже появилась посуда из фарфора, стекла и металла.

    В 1939 году учеными-лингвистами создана уникальная письменность для хакасов на основе русской кириллицы, в результате налаживания хозяйственных связей многие хакасы стали русскоязычными. Появилась возможность познакомиться с богатейшим народным фольклором, легендами, поговорками, сказками, героическим эпосом.

    Исторические вехи становления хакасского народа, его сформировавшееся мировоззрение, борьба добра со злом, подвиги богатырей изложены в интересных героических эпосах «Алыптыг нымах», «Алтын-Арыг», «Хан Кичигей», «Албынжи». Хранителями и исполнителями героических эпосов были весьма почитаемые в обществе «хайджи».



    Рассказать друзьям