Культура цивилизации двуречья. Культура и религия народов Двуречья в III тысячелетии до н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В истории мировой культуры месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат зачастую разливались порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. В такой обстановке человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру чудовищных иррациональных сил.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи - было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Евфрата, т.е. в Месопотамии. Или, скажем, сопоставляя библейское описание сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума Элиш» («Когда вверху»), мы можем убедиться, что космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после тяжелой работы совпадают во многих деталях.

Месопотамская духовная культура оказала огромное влияние на культуру многих древневосточных народов, главным образом в Передней Азии. И в последующие эпохи духовное наследство древних народов Двуречья не было забыто и прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.

На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений).

Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанного могущества, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Видимо, это сказалось и на фиксируемом религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом (сохранился обелиск с изображением бога солнца Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами, которые вошли в историю как законы Хаммурапи).

Эта сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки), нередко изображавшегося в виде человека-рыбы и сотворившего первых людей. Все эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Уже из древних шумерских мифов вытекает, что первым среди богов считался Энлиль. Однако власть его в пантеоне далеко не была абсолютной: семь пар великих богов, его родственников, временами оспаривали его власть и даже смещали с должности, низвергая в подземное царство за провинности. Подземное царство - это царство мертвых, где всевластно распоряжалась жестокая и мстительная богиня Эрешкигаль, которую смог усмирить лишь бог войны Нергал, ставший ее супругом. Энлиль и другие боги и богини были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертны, так что их удел после смерти - вечное пребывание в сумрачном царстве мертвых. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых - эти два начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. И не только противопоставлялись. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, пробуждавшейся и умиравшей природы не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Эту-то закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Неудивительно поэтому, что одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).

Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Инанна (Иштар), богиня- покровительница города Урука, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) со жрицами и храмовыми прислужницами, дарившими любому свои ласки (храмовая проституция). Как и они, любвеобильная богиня одаривала своими ласками многих - и богов и людей, но наибольшую известность получила история ее любви к Думузи. Эта история имела свое развитие. Вначале (шумерская версия мифа) Инанна, выйдя замуж за пастуха Думузи, принесла его в жертву богине Эрешкигаль в качестве платы за свое освобождение из подземного царства. Позже (вавилонская версия) все стало выглядеть иначе.

Думузи, оказавшийся уже не только супругом, но и братом Иштар, погиб на охоте. Богиня отправилась в подземное царство за ним. Злобная Эрешкигаль оставила Иштар у себя. В результате жизнь на земле прекратилась: животные и люди перестали размножаться. Встревоженные боги потребовали от Эрешкигаль возвращения Иштар, которая и вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи.

История говорит сама за себя: Думузи, олицетворявший плодородие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, побеждающей смерть. Символика вполне очевидна, хотя появилась она далеко не сразу, а лишь в результате постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.

Мифология Двуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша, и, наконец, рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие среди прочих богов бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе как великий потоп. В том же, что такого рода катастрофическое наводнение действительно было реальным фактом, убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-30-е годы), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних. Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, во II тысячелетии до н. э. была уже достаточно развитой. Из великого множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия), выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог-покровитель города Вавилона Мардук, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н. э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов. В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона-покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек -божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».

На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими.

Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т. е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племен Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к иным результатам.

Введение

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени -целых тысячелетий - культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Культурология - гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое признание в странах Европы и всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.

В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

Культура Двуречья

Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной . Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 - 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура шумеро-аккадского государства

Основу экономики шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской культуры стал «Землевладельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном, Индией, государствами малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно - мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город - государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе, - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича - сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.

Древнейшими народами Двуречья была создана высокая культура, которая легла в основу более поздней - вавилонской. По мере укрепления многообразных связей между народами достижения шумеров и аккадцев становились достоянием других стран и народов. Эти достижения оказали огромное влияние на дальнейшее культурное развитие всего человечества.

Письменность и наука.

Величайшим достижением культуры народов Двуречья явилось создание письменности, зачатки которой появились у шумеров ещё в середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо.

Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими памятниками, могут быть без труда возведены к их первоначальному рисуночному образу. Эти знаки изображали человека и части его тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звёзды и т. д.

Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, - «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы. Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Слоговые и алфавитные знаки использовались главным образом для передачи грамматических показателей, служебных слов и частиц.

С развитием письменности рисуночный характер шумерских письменных знаков постепенно исчезал. Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала явились глиняные плитки, или таблички. При писании на глине рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Так как при этом нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений; письменный знак в скорописи превращали в сочетание «клиньев». Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадскими семитами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах древнего Востока.

Нужды храмовой отчётности и развитие шумерского строительного искусства потребовали расширения математических знаний. О том, что математическая мысль в Шумере переживала период расцвета, свидетельствует совершенство отчётных документов писцов III династии Ура. Лишь достижения математики этого времени могут объяснить последующее развитие математических знаний в писцовых школах Двуречья времени I вавилонской династии (первая половина II тысячелетия до н. э.).

Шумерские научные термины встречаются в изобилии и в текстах, посвящённых не только математике, но и другим научным дисциплинам, изучавшимся в писцовых школах Вавилона, как, например, астрономии, химии и т. п. Поэтому мы имеем право утверждать, что писцы Шумера, как и Египта, положили начало развитию научной мысли в древности.

Религия.

В каждой шумерской территориальной общине почитался свой местный бог-покровитель, являвшийся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые властвуют над жизнью людей. Такое божество считалось обычно покровителем земледелия.

При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями. В письме Шумера пиктограмма звезды служила обозначением понятия «бог».

Важную роль в шумерской религии играла богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения, культ которой в своей основе восходил ещё ко временам господства материнского рода. Существовало несколько таких местных богинь, например Инанна, богиня города Урука. Вместе с Инанной, родительницей всего существующего, почитался и бог Думузи, «истинное дитя», в семитической передаче - Таммуз. Это был бог умирающий и воскресающий, который олицетворял собой судьбу зерна. Культ умирающих и воскресающих богов растительности восходит ко времени установившегося преобладания земледелия.

В мировоззрении шумеров, а затем аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Эти основные силы природы в религии олицетворялись в фантастических образах трёх основных богов. Это были бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа.

Эти божества почитались во всём Двуречье, хотя центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем, центром культа Энки - город Эриду. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара-бог Солнца Шамаш (шумерский У ту), главный бог города Ура-Син, отождествлявшийся с Луной, и другие.

Первоначально общество Шумера не знало жречества как особого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие основные обряды культа, являлись представителями знати, а технические исполнители культа, низший храмовый персонал, чаще всего выходили из народа. Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность.

Религия освящала существующий общественный порядок; правитель города-государства считался потомком богов и представителем городского бога в государстве. Но религия шумеров ещё не знала стремления примирить угнетённые массы с их тяжёлой участью на земле обещанием награды в «потустороннем» мире. Вера в рай, в небесное вознаграждение за земные страдания, видимо, так и не развилась в древнем Двуречье. Ряд мифов рисует тщетность попыток человека достичь бессмертия.

Некоторые мифы древних шумеров (о сотворении мира, о всемирном потопе и др.) "оказали большое влияние на мифологию других народов, в частности на мифологию древних евреев, и в несколько изменённом виде сохраняются в религиозных воззрениях современных христиан.

Аккадские семиты, невидимому, не имели своей чётко выработанной иерархии богов. Подобно другим семитским племенам они называли бога своего племени владыкой (бел), а богиню племени - просто богиней (эштар). Поселившись в Двуречье, они восприняли все основные черты шумерской религии. Боги неба и воды продолжали у них называться шумерскими именами: Ану и Эа; Энлиль наряду со своим шумерским именем стал носить имя Бел.

Литература.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве - это религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому по преимуществу образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замершая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Гильгамеш в эпосе выступает как царь города Урука, сын смертного и богини Нинсун. В царских списках времени III династии Ура упоминается царь Гильгамеш, представитель первой царской династии города Урука. Последующая традиция, таким образом, сохранила о нём память, как об историческом лице.

Шумерские былины о Гильгамеше с бесспорностью доказывают народный характер этого эпоса. Так, в первичных шумерских былинах в качестве соратников Гильгамеша во время его подвигов выступают не только богатырь Энкиду, но также и представители народа: 50 человек из числа «детей города», т. е. народа города Урука, помогают Гильгамешу и Энкиду в походе на страну кедрового леса (Ливан), охраняемого чудовищем Хувавой. В былине о борьбе Гильгамеша с царём Киша Аккой рассказывается, что Гильгамеш отверг требование царя Киша выполнить для него работы по ирригации, и в этом отношении его поддержало собрание народа города Урука. Что же касается знати, то она, собравшись в совете старейшин, трусливо советовала Гильгамешу подчиниться царю Киша.

В основе этой былины лежит, невидимому, исторический факт борьбы Урука за свою самостоятельность с мощным городом-государством Кишем на севере.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

Архитектура и искусство.

Богатство господствующего класса нашло своё отражение мощной и повсеместной строительной деятельности царей. Интенсивное строительство, покрывшее страну храмами и дворцами, было возможно благодаря наличию многочисленных рабов-военнопленных, а также использованию труда свободного населения. Однако в Двуречье в отличие от Египта в силу местных природных условий не существовало каменного строительства, и все здания возводились из кирпича-сырца.

В отличие от Египта здесь не развился в такой мере заупокойный культ и не строилось ничего подобного каменным громадам пирамид или погребальным сооружениям египетской знати. Но, располагая огромными средствами, архитекторы Шумера и Аккада воздвигали грандиозные ступенчатые храмы-башни (зиккураты). В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

Шумерские ваятели создавали статуи богов и представителей знати, а также рельефы (например, «Стела коршунов»). Однако если ещё в период культуры Джемдет-Наср шумерские художники сумели достичь известных успехов в передаче образа человека, то в период существования ранних городов-государств господствует грубая схематизация - человек изображается либо неестественно приземистым, либо в неестественно вытянутых пропорциях, с преувеличенным размером глаз, носа и т. д. Также и в камнерезном искусстве изображение подчиняется геометрическим схемам. Ваятели времён династии Аккада далеко превзошли ранних шумерских ваятелей, сумев, в частности, отобразить живые существа в движении. Рельефы времени Саргона и особенно времени его внука Нарамсина поражают своим художественным мастерством. Одним из наиболее замечательных художественных памятников является стела Нарамсина, посвящённая победе над горными племенами. В рельефе отображён драматизм боя в условиях гористой местности, где происходило это сражение.

На большой высоте стояло и прикладное искусство Аккада. Особенно обращают на себя внимание художественно выполненные изображения сюжетов из мифов и эпоса, вырезанные на цилиндрических печатях из цветного камня. Очевидно, художники этого периода не потеряли связи с народным искусством Двуречья.

Искусство Лагаша времени Гудеа (как, например, в портретных статуях самого Гудеа из твёрдого камня - диорита) и времени III династии Ура использовало, несомненно, лучшие образцы искусства Аккада. Однако со времени III династии Ура в искусстве утверждаются мёртвые, канонические схемы изображений, преобладают однообразные религиозные сюжеты.

Народы Двуречья создали ряд инструментов - свирель, флейту, бубен, арфу и т. п. По свидетельству дошедших до нас памятников, эти инструменты использовались в храмовом культе. На них играли особые жрецы, выступавшие и в качестве певцов.

  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. Изобразительное искусство Франции. XX век (Документ)
  • Реферат - Особенности современного искусства (Реферат)
  • Акимова Л.И., Дмитриева Н.А. Античное искусство (Документ)
  • Кадыров, Коровина и др. Культурология (Документ)
  • Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков (Документ)
  • Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий (Документ)
  • Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. Культурология (Документ)
  • Реферат - Развитие культуры Казахстана во 2 половине 19века (Реферат)
  • n1.docx

    2.4. Духовная культура Месопотамии. В Шумере в конце 4 тысячелетия до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества. Переход от варварства к цивилизации означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат разливались, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен.

    Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое непосредственное выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос. Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, периодически вступающих во взаимные конфликты. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В подобной Вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

    В культуре, которая рассматривала всю Вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг был образован властью в его собственной семье: отец, мать, старшие братья и сестры, за пределами семьи располагались другие круги власти: государство, общество, боги.

    Отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для того, чтобы трудиться вместо богов и на благо богов. Соответственно усердный и послушный слуга богов мог рассчитывать на знаки милости и награды своего хозяина. Путь послушания, службы и почитания был дорогой к земному успеху, к высочайшим ценностям жизни: к здоровью и долголетию, к почетному положению в общине, к богатству.

    Другой важнейшей проблемой месопотамской духовной культуры являлась проблема смерти, которая представлялась злом и главным наказанием для человека. Действительно, смерть - это зло, но она не может перечеркнуть ценность человеческой жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденного существования, в радости победы, в любви к женщине и т. д. Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Наградой за это станет благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.

    Люди не имеют возможности избежать смерти, но это не рождает пессимистического отношения к жизни. Человек во всех ситуациях должен оставаться человеком. Вся его жизнь должна быть насыщена борьбой за установление справедливости на земле, смерть же выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. В целом жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для случайностей, заранее исключена возможность как-то повлиять на ход событий. Именно в месопотамской мифологии была создана концепция жесткого детерминизма человеческой жизни, которая предполагала страшный суд, золотой век и райскую жизнь - представления, вошедшие затем в религиозные верования народов Передней Азии и библейскую мифологическую литературу.

    Таким образом, духовная культура древних месопотамских цивилизаций предстает одновременно как сплав нерасчлененной и в то же время дифференцированной реальности, основывающейся на специфической мифологии, которая вырастала непосредственно из первобытного сознания, сохраняя очень многие его исходные качества. Эта мифология была антропоморфизирована лишь в незначительной степени, так как не была обращена к личностному сопереживанию. Она выполняла функцию утверждения и возвеличивания божественно-всеобщего начала, воплощавшегося в личности всесильного деспота. Такая мифология не знает завершенности, она всегда ориентирована на дополнение, приспособление ее к определенной религиозной, государственной или житейской реальности. Все это вместе взятое делает духовную культуру месопотамских народов в целом единообразной, несмотря на этническое разнообразие, а также жизнестойкой и пластичной, способной расти и усложняться, а также создавать величайшие культурные ценности.

    Духовная культура Двуречья стремилась отразить все стороны человеческой деятельности. При этом наиболее ценными считались знания, которые позволяли избежать несчастий или избавиться от их последствий. Поэтому в духовной культуре особое место занимало предсказание будущего - гадание. Система эта была разработана очень широко, включала в себя гадание по перемещению звезд, Луне, Солнцу, атмосферным явлениям, поведению животных, растениям и др. Гадания могли предсказывать события как в стране, так и в жизни отдельного человека. Шумерские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги имели обширные знания о психике человека, владели опытом в области внушения и гипноза.

    В целом становление духовной культуры народов Месопотамии было неразрывно связано с развитием их религиозного сознания, которое прошло путь от поклонения силам природы и культа предков до почитания единого верховного бога Ана. В процессе развития культуры месопотамских цивилизаций религиозные представления оформились в сложную систему, в которой господствовала идея обожествления царя и царской власти.

    Главной обязанностью людей по отношению к богам было принесение жертв. Ритуал жертвоприношений был сложным: и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, вина, возносились молитвы о благополучии жертвователя, на жертвенных столах резали животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым».

    Во время совершения обрядовых и ритуальных церемоний жрецы должны были произносить заклинания, знать взаимоотношения богов, помнить сказания о происхождении вселенной, своего народа, уметь изображать богов, играть на музыкальных инструментах. Кроме того, они должны были предсказывать погоду, сообщать людям волю богов, уметь лечить недуги, совершать разнообразные сельскохозяйственные обряды и делать многое другое. Таким образом, жрец был одновременно священником, поэтом, певцом, художником, знахарем, агрономом, лицедеем и т. д. Владение разнообразными художественными языками было необходимо ему для профессионального исполнения обязанностей, так как специальных артистов, музыкантов, танцовщиков в храмах еще не было, именно жрецы и жрицы пели священные тексты, разыгрывали ритуальные сцены, а также плясали.

    Месопотамия стала родиной многих религиозных идей и догм, большинство
    из которых были ассимилированы и творчески переработаны соседними народа-
    ми, в том числе греками и древними евреями. В этом можно убедиться на при-
    мере библейских сказаний, в соответствии
    с которыми сложились вполне определен-
    ные представления о рае. Священные кни-
    ги, религиозная живопись и литература
    рисуют прекрасный сад, где прогулива-
    || ются Адам и Ева, в ветвях дерева спря-

    тался змей-искуситель, уговоривший Еву вкусить плод запретного дерева. Оказывается, шумерские представления о райском саде, где нет смерти, во многом соответствуют библейским. О заимствовании христианством идеи божественного рая свидетельствует и описание его местонахождения; в Библии прямо указывается, что райские реки находятся в районе Евфрата, то есть в Месопотамии.

    Сопоставление библейского описания сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума элиш» («Когда вверху») выявляет в них множество схожих черт. Космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после этого совпадают во многих деталях.
    2.5. Искусство месопотамских цивилизаций. Произведения месопотамской культуры в основном служили культовым целям и решению разнообразных практических задач. Продукты художественного творчества использовались для облегчения трудовых процессов, регулирования социальных отношений и совершения религиозно-магических обрядов. Процесс социального расслоения, развивающийся в ту эпоху, породил особую категорию художественных произведений, предназначенных для совершения общественных церемоний, несущих на себе определенную символическую нагрузку. Обожествление образов вождей осуществлялось в хвалебных песнях - гимнах и монументальных надгробных изваяниях. Объектами художественного творчества стали предметы, выполняющие функции атрибутов власти (жезлы, скипетры, оружие и т. д.).

    Пожалуй, самым первым шагом выделения художественного сознания в самостоятельную сферу стало строительство специального «дома бога» - храма. Путь развития храмовой архитектуры - от алтаря или священного камня под открытым небом к зданию со статуей или каким-то иным изображением божества, вознесенному на холм либо на искусственную платформу, оказался сравнительно коротким, но сформировавшийся тип «дома бога» не изменялся потом в течение тысячелетий.

    Храмы строились в городах и посвящались соответствующему богу. У храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей и облицовывали глазурованными плитками, причем нижние уступы раскрашивались в более темные цвета, чем верхние. Террасы были, как правило, озеленены.

    Божество должно было защищать город, который считался его собственностью, поэтому ему полагалось проживать на большей высоте, чем смертным людям. Для этого в верхней части зиккурата строился золотой купол, который выполнял функцию святилища, то есть «жилища бога». В святилище бог почивал по ночам. Внутри этого купола не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Но жрецами это святилище использовалось и для более конкретных нужд: они вели оттуда астрологические наблюдения.

    Символическая расцветка храма, в которой цвета распределялись от более темных к более светлым и ярко сияющим краскам, связывала этим переходом земные и небесные сферы, объединяла стихии. Таким образом, природные цвета и формы в зиккурате превратились в стройную художественную систему. А единение земных и небесных миров, выраженное в геометрическом совершенстве и незыблемости форм ступенчатых пирамид, устремленных ввысь, воплотилось в символ торжественного и постепенного восхождения к вершине мира.

    Классическим образцом подобной архитектуры является зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров месопотамской религиозной и художественной культуры. Он был посвящен богу луны Нанне и представлял собой трехступенчатую башню с храмом на верхней террасе. До наших дней сохранилась лишь нижняя платформа весьма внушительных размеров - 65 х 43 м и высотой около 20 м. Первоначально же зиккурат из трех поставленных друг на друга усеченных пирамид достигал в высоту 60 м.

    Не менее величественной была и дворцовая архитектура. Города месопотамс-ких цивилизаций имели вид крепостей с мощными стенами и оборонительными башнями, окруженными рвом. Над городом возвышался дворец, построенный обычно на искусственной платформе из сырцового кирпича. Многочисленные дворцовые помещения удовлетворяли самые разные потребности. Дворец в городе Кише - один из самых древних в Передней Азии. Он воспроизводил в плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон жилых помещений, сгруппированных вокруг двора, но отличался размерами, количеством комнат, богатством отделки. Высокая наружная парадная лестница, на вершине которой подобно божеству появлялся правитель, выходила в открытый двор, предназначенный для собраний.

    Архитектурных памятников месопотамской культуры до нашего времени почти не дошло. Это объясняется отсутствием на территории Двуречья строительного камня. Основным материалом был необожженный кирпич, который очень недолговечен. Тем не менее отдельные сохранившиеся постройки позволили искусствоведам установить, что именно месопотамские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Греции, Рима.

    Другим достижением искусства месопотамских цивилизаций стала разработка различных способов передачи информации в виде пиктографического (рисуночного) и клинописного письма.

    Клинописное письмо постепенно развилось из рисуночного. Свое название оно получило из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями, комбинации которых сперва изображали слова, потом - знаки-слоги, состоящие из двух или трех звуков. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложность заключалась в их многозначности. Чтение таких текстов было крайне затруднительным, и только опытный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Чаще всего писцы пользовались специальными детерминативами (определителями), которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку один и тот же знак имел множество разных значений и способов прочтения.

    Создателями клинописи были шумеры, позже ее заимствовали вавилоняне, а затем, благодаря развитию торговли, она из Вавилона распространилась по всей Передней Азии. К середине 2 тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности и сыграла большую роль в становлении месопотамской литературы.

    Благодаря клинописи сохранилось много памятников месопотамской литературы - они были записаны на глиняных табличках, и почти все удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия. В своих самых глубоких истоках щумеро-вавилонская литература восходит к устному народному творчеству, включавшему народные песни, древний «звериный» эпос и басни. Особое место в месопотамской литературе занимал эпос, возникновение которого восходит к шумерийской эпохе. Сюжеты щумерийских эпических поэм тесно связаны с мифами, в которых описывается золотой век седой древности, появление богов, создание мира и человека.

    Наиболее выдающимся произведением вавилонской литературы является «Поэма о Гильгамеше», в которой с большой художественной силой поставлен извечный вопрос о смысле жизни и неизбежности смерти человека, даже прославленного героя. Содержание этой поэмы восходит к глубокой шумерийской древности, поскольку имя Гильгамеша, полулегендарного царя Урука, сохранилось в списках древнейших парей Шумера.

    «Поэма о Гильгамеше» занимает особое место в месопотамской литературе как благодаря художественным достоинствам, так и из-за своеобразия выраженных в ней мыслей: о вечном стремлении человека познать «закон земли», тайну жизни и смерти. Глубоким пессимизмом проникнута та часть поэмы, где будущая жизнь рисуется как обитель страдания и печали. Даже знаменитый Гильгамеш, несмотря на свое божественное происхождение, не может заслужить у богов высшей милости и добиться бессмертия.

    Месопотамская литература была также представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами и легендами, эпическими сказаниями и другими жанрами. Особый жанр представляли так называемые плачи - произведения о гибели городов в результате набегов соседних племен. В литературном творчестве народов Древней Месопотамии были поставлены проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, дружбы и вражды, богатства и бедности, которые характерны для литературного творчества всех последующих культур и народов.

    Искусство Месопотамии, первоначально связанное с ритуалом, пройдя несколько этапов, приобрело во 2 тысячелетии до н. э. облик, в котором современный человек уже угадывает знакомые черты. Многообразие жанров, поэтический язык, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная форма художественных произведений свидетельствуют о том, что их творцами были настоящие художники.

    Для понимания месопотамской культуры типичной моделью может служить ассирийское искусство и история его формирования. Ассирийское искусство 1 тысячелетия до н. э. прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Знаменитые рельефы ассирийских дворцов всегда славили царя - могущественного, грозного и беспощадного, какими и были ассирийские владыки. Не случайно поэтому особенностью ассирийского искусства являются беспримерные изображения царской жестокости: сажание на кол, вырывание у пленных языка и т. п. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, видимо, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как и в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты.

    На ассирийских рельефах царь охотится не вообще, а в горах или в степи, пирует не «абстрактно», а во дворце или в саду. На рельефах позднего времени передана и последовательность событий: отдельные эпизоды составляют единое повествование, иногда довольно длинное, а ход времени задан расположением сцен.

    Создание таких барельефов было под силу только целой армии художников-профессионалов, которые работали по строго заданной установке. Единые правила изображения фигуры царя, место ее расположения, размеры строго лаконичны и целиком подчинены идее - показать мощь и силу царя-героя и его великие деяния. При этом многие конкретные детали на разных рисунках и рельефах оказывались совершенно одинаковыми. Даже изображения животных, как правило, «составлены» из стандартных деталей. Свобода творчества художника состояла лишь в том, чтобы представить как можно больше персонажей, показать несколько планов, совместить начало действия и его результат и т. п.

    Степень изученности древневосточных цивилизаций позволяет, как было отмечено выше, составить лишь самое общее представление об основных вехах на пути развития их художественной культуры. Приблизительность воссоздаваемой картины ощущается еще сильнее, если учесть, что выбор изобразительного искусства в качестве доминирующего вида определяется имеющимися в нашем распоряжении памятниками, из которых большую часть составляют произведения именно этого вида искусства.

    Сопоставляя и сравнивая доступные памятники культуры и особенности рассматриваемой эпохи, можно определить те правила и нормы, которыми руководствовались древние мастера при своем творчестве. Первый вывод, который наиболее очевидно напрашивается в этом анализе, состоит в том, что художественный смысл предметов был неотделим от их утилитарного назначения и от магической (или религиозной) функции. Поскольку именно назначение предмета определяло его магические и художественные особенности, то есть основание выделить такую черту месопотамского искусства как утилитарность. Вполне очевидно, что эта черта на разных этапах культуры Месопотамии проявлялась в различной степени, но присуща она ей была всегда.

    Кроме того, исследование памятников месопотамского искусства позволяет сделать вывод, что в его художественном сознании преобладало информативное начало. Информативность в памятниках искусства означает изначально присущую способность сохранять и сообщать (передавать) сведения, специально заложенные в конкретные произведения их создателями.

    Информативность наиболее полно и ярко выражена в тех памятниках изобразительного искусства, которые содержали в себе различные формы рисуночного (пиктографического) письма. Необходимо подчеркнуть, что и в дальнейшем, с возникновением других видов письменности (иероглифической, слоговой, алфавитной) памятники художественной культуры сохраняют это свойство в форме надписей, сопровождавших скульптуры, рельефы, живопись, или собственных коротких пояснений и т. д.

    Месопотамская культура оказала огромное влияние на развитие других народов. В ее рамках на протяжении нескольких тысячелетий осуществлялась художественная деятельность древнейших цивилизаций, происходило поступательное движение художественного мышления. К этому истоку восходит эллинская

    античность, в нем черпают силы западные и восточные средневековые культуры. Ведь впервые в истории именно в Месопотамии установилась прочная художественная преемственность, формировались первые художественные стили.
    Литература:

    Белецкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980

    Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. - М., 1994

    Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. - М., 1989

    Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. - М., 1983

    Культура народов Востока. Старовавилонская культура. - М., 1988

    Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М., 1996

    Мировая художественная культура: Учеб. пособ./ Под ред. Б. А. Эренгросс. - М., 2005

    Соколова М. В. Мировая культура и искусство. - М., 2004

    Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. - М., 1990

    Истоки культуры Древнего Египта

    Культура Древнего царства

    Культура Среднего царства

    Культура Нового царства

    Религия и искусство Древнего Египта

    Тема 3.

    Культура древних цивилизаций Египта
    В истории человечества цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых и просуществовала около трех тысячелетий - приблизительно с конца 4 тысячелетия до н. э. до 332 г. до н. э., когда была завоевана Александром Македонским. Завоевание Египта греками навсегда лишило его независимости, но египетская культура еще долгое время продолжала существовать и сохранять свои ценности и достижения. В течение трех веков здесь правили наследники и потомки полководца Птолемея. В 30 г. до н. э. Египет стал провинцией Рима. Около 200 г. на территорию Египта пришло христианство, которое стало официальной религией вплоть до арабского завоевания в 640 г.
    3.1. Истоки культуры Древнего Египта. Культура Древнего Египта - типичный образец древневосточной культуры. Египетское государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. Название «Египет» государству дали греки, которые приезжали в страну для знакомства с ее культурными достижениями. Название происходит от древнегреческого «Айгиптюс», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса - Хет-ка-Птах (крепость бога Птаха). Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни (Та-Мера).

    Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, которые проживали в долине Нила и принадлежали к хамитской группе народов. Их отличали стройные пропорции тела и темно-коричневая кожа. Как и во всех восточных культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет входили нубийцы, которых греки называли эфиопами, имевшие более ярко выраженные негроидные черты. А с Запада в Египет проникали берберы и ливийцы с голубыми глазами и светлой кожей. В Египте эти народы ассимилировались и стали основой всего населения.

    Постепенно на территории Египта сформировались два государства - Верхний Египет на юге в узкой долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Верхний Египет был более прочным и могущественным объединением, стремившимся к захвату северных областей. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менее подчинил себе Нижний Египет и основал первую династию объединенного государства. С этого момента Древний Египет существует как единый, а время правления первых двух династий называется Ранним царством. Царь объединенного Египта стал называться «фараоном» («большим домом»), что указывало на его главную функцию - объединение земель. Фараон Менее основал город Мемфис, который первоначально был крепостью на границе Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии стал столицей единого государства.

    История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущение и мировоззрение египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.

    Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина реки оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадали, оставляя после себя на полях толстый слой ила. Сухая земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. После этого наступал второй четырехмесячный период (ноябрь - февраль) - время посева. Сельскохозяйственный цикл завершался третьим четырехмесячным периодом (март - июль) - временем жатвы. В это время господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.

    Таким образом, существование Егип-
    та напрямую зависело от разливов Ни-
    ла и не случайно «отец истории» Геро-
    дот назвал Египет «даром Нила». Осно-
    ву экономики страны составляло ирри-

    гационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном.

    В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов: додинас-тический (4 тыс. до н. э.), Древнее царство

    (2900-2270 гг. до н. э.), Среднее царство (2100-1700 гг. до н. э.), Новое царство (1555-1090 гг. до н. э.) и Позднее царство (XI в. - 332 г. до н. э.). В свою очередь эти основные этапы разделяются на периоды междуцарствий, характеризующихся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.
    3.2. Культура Древнего царства. Как уже было отмечено, периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (Ш-У1 династии) получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц.

    Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания - культ фараона, опиравшийся на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В то же время фараон рассматривался как наследник бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос.

    Решающую роль в формировании египетской культуры этого этапа сыграли религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью рели-

    гии, обоготворявшей силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.

    Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. Животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. Так, например, бог Гор уподоблялся соколу, Анубис - шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум - барана, Себек - крокодила и т. д. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного.

    Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Под видом коровы, либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась богиней плодородия и деревьев (финиковой пальмы, сикоморы), поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

    Однако по мере развития египетской цивилизации боги стали приобретать антропоморфный (человекоподобный) вид. Остатки ранних их образов сохранились лишь в виде птичьих и звериных голов и проявлялись в элементах головных уборов египтян.

    Важнейшей чертой мироощущения жителей Египта было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, поддерживая жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего сохранилось, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.

    Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение жизни, а лишь переход человека в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всем необходимым. Прежде всего, требовалось позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила «ка» вернется в вечное тело умершего.

    «Ка» был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым «ка» рождался и рос. Однако, в отличие от физического тела, «ка» был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его «ка» зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для «ка» вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

    Жилищем «ка» умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела - мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь «ка» мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его «ка» то, что окружало его в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.

    И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные «всем необходимым» для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь «великими богами».

    Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки - мастабы - в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, слоновой кости и т. д. Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего.

    Для того чтобы «ка» мог вернуться после смерти в свое тело, в гробнице помещали портретное изображение умершего. Обязательным условием было изображение фигуры целиком, стоящей с выдвинутой вперед левой ногой - поза движения к вечности. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на голове всегда были черными, а одежды - белыми.

    В статуях «ка» особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание, сильно подкрашивая пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.
    Одна из основных задач при постройке гробниц фараонов - произвести впечатление подавляющей мощи. Этот эффект от здания был получен, когда строители смогли увеличить надземную часть постройки в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой из них стала пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были построены и сохранились до сих пор три наиболее известные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (греч. Хеопса, Хефрена и Микерина).

    Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и тем самым создавать для умершего привычную среду обитания.

    В то же время на мироощущение египтян существенное влияние оказали подступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, которая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинственных сил природы. Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях папируса, произраставшего по берегам Нила.

    К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл. Так, например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Изготовлялись многочисленные статуэтки, представлявшие людей, занятых повседневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

    К XXIII в. до н. э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, в результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет. За это время ирригационная система пришла в упадок и плодородные

    земли начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица единого государства -Мемфис. На этом фоне выделились другие города - Гераклеополь и Фивы. Все острее ощущалась необходимость нового объединения египетских земель, что и было осуществлено после целого ряда военных столкновений. В борьбе победили Фивы, и эта победа открыла новый период развития египетской культуры, получивший название Среднего царства.



    Рассказать друзьям