«Художественное своеобразие трагедии Ж. Расина «Федра»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3

1. Федра в трагедии Еврипида «Ипполит»……………………………….4

2. Федра в трагедии Сенеки……………………………………………….9

3. Федра у Овидия………………………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………….16

Введение
Мировая литература богата произведениями, в которых авторы раскрывают человеческие чувства, показывают психологизм отношений между мужчиной и женщиной. Тема любви всегда являлась благодарным материалом для изображения страстей. Порой один шаг отделяли любовь и ненависть, пылкость и равнодушие.

Изображение человеческих чувств было не чуждо и поэтам античной литературы. Мастерами раскрытия психологии любви оказались Еврипид, Овидий, Сенека.

Одной из героинь, которую изображают эти авторы, являлась Федра. Античные авторы попытались нарисовать образ Федры, преодолевающей преступную страсть к своему пасынку Ипполиту.

Объект исследования – образ Федры, предмет исследования – вечная, вневременная, всепоглощающая, гибельная страсть.

Цель работы – рассмотреть отношения Федры к Ипполиту. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

Выяснить, как трактовался образ Федры у античных авторов, а именно, у Еврипида, Овидия, Сенеки.


  1. Федра в трагедии Еврипида «Ипполит»

«Ипполит» - одно из наиболее известных трагедий Еврипида. Ее тема, неизменно волновавшая драматурга, - пагубность человеческих страстей.

Трагедия базируется на мифе, связанном с легендарным аттическим героем Тезеем, сыном афинского царя Эгея. Согласно мифу, Тезей одержал ряд побед, в том числе над мучителем людей Прокрустом, над сыном Гефе­ста разбойником Перифетом, грабителем Скироном.

Величайшим подвигом Тезея было уничтожение страшного чудовища Мино­тавра, что позволило освободить Афины от дани ему. Тезей - один из участников похода аргонавтов, бился с кентаврами.

Из похода против амазонок Тезей привез их царицу Ипполиту (или Антиопу), ставшую его женой. От этого брака у него родился сын Ипполит, который, как рожденный от амазонки, не считал­ся законным и воспитывался не в Афинах, а в городе Трезен. По­сле смерти Ипполиты, погибшей в бою, Тезей женился на моло­дой красивой Федре, желая иметь законных наследников.

Таковы события, имевшие место в прошлом. Содержанием же трагедии является эпизод, когда стрелок и охотник Ипполит оказался жертвой коварной маче­хи, которая погубила его 1 .

Трагедия отличается редкой композиционной стройностью. Ге­рои образуют две параллельные пары. С одной стороны, две сопер­ничающих богини: Артемида и Афродита; с другой - два человека: Ипполит и Федра. Однако, незримо связанные друг с другом, Ип­полит и Федра ни разу непосредственно не встречаются на сцене.

Ипполит вместе с друзьями проводит время на лоне приро­ды, чурается светских удовольствий. Он - охотник, поклоняю­щийся Артемиде, богине охоты и природы. Обращаясь к статуе Артемиды, Ипполит признается:

Тебе, царица, я в лугу некошеном

Венок вот этот свил. То заповедный луг.

Там не пасут овец, и никогда еще

Коса там не гуляла, только пчел рои

Весной кружатся над травой нетронутой.

Сама богиня Чести орошает луг

Речною влагой 2 .
Философы видели в подобном образе жизни высший идеал. Вдали от городской суеты Ипполит имеет возможность, общаться с богиней, слушать ее голос, хотя и не видеть глазами. Егоудел - строгий образ жизни, а стыдливость - прирожденное свойство. Ипполит - тип ученого, философа, которого не совлекут с избранной им стези насаждения и соблазны. Для него общение с людьми, духовно близкими, с единомышленника­ми - высшее наслаждение,

В открывающем трагедию монологе богиня Афродита не скрывает неудовольствия теми, кто чурается любви. Киприда уязвлена: Ипполит отдал симпатии не ей, богине любви, а Артемиде. Она предрекает, что Ипполит «в последний раз глядит на свет сегодня и в Аид уйдет».

Желая наказать Ипполита, она осуществляет изощренную месть. Зажигает страсть к Ипполиту в душе Федры, зная, что царица не встретит взаимности. Жертвой Киприды становится невинная Федра. Более того, своим жестокосердием Афродита кичится:
…Не настолько я ее

Жалею, чтобы сердца не насытить

Паденьем ненавистников своих 3 .

Федра, в сущности, центра­льное лицо трагедии, хотя в заголовок вынесено имя Ипполита. Страдания, переживания Федры, конфликт чувств в ее душе со­ставляют главное психологическое содержание трагедии, ее па­фос.

В то время как Ипполит вместе с друзьями жизнерадостен, полон юных сил и возносит благодарственную молитву Арте­миде, Федра терзаема муками любви. Они сродни болезни, как в этом признавалась еще Сапфо. Федру мучает сознание грехов­ности ее страсти: она замужем, а влечение к пасынку - особен­но позорно. Безжалостно корит себя честная по натуре Федра:
Горе, горе! За что, за какие грехи?

Где рассудок мой? Где доброчестие мое?

Я совсем обезумела. Пагубный бес

Победил меня. Горе мне, горе!

Няня, снова скорей покрывалом укрой

Эту бедную голову. Совестно слов

Неразумных 4 .
Страдания Федры усугубляются ее бессилием перед охватившей ее страстью. А она, как верили греки, внушается богами. По­этому Федра готова наложить на себя руки, «зовет смерть». Страшится бесславием казнить супруга и детей своих. Здесь па­губную роль играет Кормилица. Она - один из немногих близ­ких Федре людей. Ведь героиня, как и многие афинские жен­щины ее времени, фактически затворница и гинекее. Она наедине со своими переживаниями, которые усугубляются в силу замкнутого образа жизни. Федра признается:

Вес дело в том, что твердо зная лучший путь,

Мы избираем худший - то ли попросту

Из лени, то ли в поисках приятного,

Забыв свой долг. Приятно ведь и сплетничать,

И бить баклуши. Много и жизни радостей

Дурных, постыдно-сладких 5 .
Кормилица встревожена состоянием своей хозяйки. После немалых усилий она выведывает ее тайну. «Когда любимый в мыслях, медлить нечего», - настаивает она. Советует Федре уступить воле Афродиты: «Когда приходится за жизнь спою бо­роться, то и грех не грех». И она берется ей помочь, хотя Федра возмущена ее «чудовищными речами». Женщина невежествен­ная, бестактная, Кормилица по-своему подчиняет себе Федру, воля которой ослаблена ее тяжелым психическим состоянием.

Кормилица открывает тайну Федры Ипполиту. Она предла­гает целомудренному юноше любовь своей госпожи, его маче­хи. Ипполит бурно выражает возмущение предложением «свод­ницы», которая «торгует брачным ложем своего царя».

Услышав сообщение своей Кормилицы, Федра чувствует себя не только оскорбленной, но и опозоренной. Тяжки были ее страдания, когда греховная любовь оставалась тайной. Теперь ей тяжелее вдвойне. Она не знает, как «судьбу одолеть, от стыда спастись». Не желает более жить. Но решает отомстить Ипполи­ту, наказать его, отвергшего ее гак высокомерно. Любовь нераз­деленная перерастает в свою противоположность - в ненависть.

Федра уходит из жизни. Но при этом желает сохранить доброе имя. А что по понятиям древних крайне важно Несчастный Тезей поражен известием о смерти жены, но в не меньшей степени - ее предсмертным послани­ем. Клеветой на Ипполита. Из письма следует, что «постелью овладеть насильственно пытался на глазах у Зевса Ипполит». Федра, выступавшая обольстительницей, представляет себя жерт­вой.

Велики горе и ослепление старого мудрого Тезея. Он не принимает отчаянные оправдания сына, проклинает Ипполита и изгоняет из дома, чтобы тот, «на чужбине, бедствуя», испил чашу горести. В отчаянии Ипполит уходит в изгнание. О про­исшедшем затем сообщает Вестник. Когда Ипполит ехал в ко­леснице по берегу моря, из его волн появился чудовищный бык. Это - воплощение проклятья Тезея. Испуганные и пре­следуемые быком кони усиливают бег по камням, Ипполит вы­падает из колесницы и разбивается насмерть. Перед смертью он горько сетует на то, что чистая, благочестивая жизнь обер­нулась для него несчастьем:
...Гляди же, Зевс,

Я скромнее всех, я всех чище жил.

А теперь под землю сойду, в Аид

И закончу жизнь. Благочестья труд

Я напрасно нес и напрасно слыл

Набожным в мире 6 .


В финале трагедии богиня Артемида все разъясняет несчаст­ному Тезею, потерявшему и жену, и Ипполита. Она винит Те­зея, который «с поспешностью преступной сына проклял». По словам Артемиды, все они - жертвы Афродиты: «...Гнев свой утоляя, этихстрашных бед Киприда пожелала».

Если «Медея» - трагедия ревности, то «Ипполит» - класси­ческая трагедия любви.

2. Федра в трагедии Сенеки
Образ Федры раскрывали в своих произведениях и древнеримские поэты, в частности, Сенека и Овидий.

Трагедия Сенеки «Федра» базируется на сюжете «Ипполита» Еврипида.

Из трех трагедий, посвященных любви несчастной сестры Ариадны, на кото­рые мог опираться Сенека, сохранилась лишь одна - второй «Ипполит» Еврипида.

Между тем общепризнанно, что прототипом является именно первый, от которого дошли фрагмен­ты, не позволяющие подробно представить его содержание. Согласно одному из ан­тичных свидетельств, первый «Ипполит» был написан Еврипидом под впечатлением несчас­тного брака и посвящен женскому бесстыдст­ву.

Эта черта абсолютно не свойственна герои­не второго «Ипполита», скорее даже наобо­рот. Федра Сенеки не похожа на героиню сохра­нившейся трагедии Еврипида, и, по-видимо­му, ее образ восходит к героине первой 7 .

Федра у Сенеки сама признается в своей любви, выска­зав горький упрек неверному мужу (который помогал как раз в то время своему другу Пирифою похитить из подземного царства Про­зерпину), и кормилица сначала отговаривает ее, убеждает побороть страсть.

Федра отвечает, что в таком случае жизнь для нее становится невозможной:
Любовь, которая не хочет подчиниться,

пусть будет сломлена 8 .

И только тогда верная рабыня изменяет свой план и предлага­ет испытать душу Ипполита. Она намекает юноше на страсть своей госпожи, но само при­знание предоставлено Федре, и последняя решает­ся не без колебаний:
Отваживайся, душа, пытайся,

выполни свое решение.

Кто просит роб­ко, тот сам склоняет к отказу!

Успех делает и бесчестное честным 9 .


По выражению немецкого ученого Виламовица, «на черном небе Сенеки мерцают иногда яркие звезды» 10 . Сцена признания – один из сильнейших по психологическому мастерству шедевров римского трагика.
Федра

Мне иссушил неистовую грудь

Огонь любви. По жилам и костям,

По внутренностям он распространился,

Как лижет пламя потолок дворца.

Ипполит


Любовью чистой ты горишь к Тесею?
Да, Ипполит, люблю лицо Тесея,

Каким он был в те юные года,

Когда едва бородка кутала

Его ланиты, и увидел он

Кносийского чудовища обитель

И путь во тьме нашел посредством нити.

Как он сиял! Его златые кудри

Сжимал венец, стыдливо розовело

Его лицо и мускулы вздымались

Вдоль нежных рук. Твоей ли образ Фебы

Иль Феба моего? Нет, лучше твой!

Таким он был, когда пленил врага,

Так высоко он голову держал.

В тебе сильнее дикая краса:

Отец в тебе сияет весь, однако

И мать в тебе свирепая видна:

Суровость скифа в греческом обличье!

Когда б с отцом вступил ты в море Крита,

Тебе скорее б нить сплела сестра.

Тебя, сестра, сияющая в небе,

Я призываю, - тот же случай здесь.

Одна семья сгубила двух сестер:

Тебя - отец, меня же - сын. Лежит,

Припав к твоим ногам, семьи царей

Нескверная, нетронутая отрасль,

Впервые изменившая себе

Лишь для тебя, унизившись до просьбы.

Иль скорбь, иль жизнь окончит этот день.

О, сжалься над влюбленной! 11
Возмущение Ипполита представлено в нарочито мелодраматической форме: он готов поразить Федру мечом.

Когда та уверяет, что подобная смерть для нее желанней, чем отвергнутая любовь, Ипполит отказывается от своего наме­рения и, бросив меч, уходит. Кормилица, знающая о любви Федры, поддерживает клевету против юноши. Последний, яко­бы совершив насилие, испытал страх перед согражданами, о чем говорит оставленный им меч.

Героиня трагедии окле­ветала Ипполита перед Тесеем, тот проклял и погубил его (как в сохранившемся варианте), но мачеха, увидев тело несчастного юноши, не выдерживает зрелища, признается во всем му­жу и закалывается у него на глазах.

Соединить сердца

Не суждено нам было, но мы можем

Соединить судьбу. Коль ты чиста,

Умри для мужа. Если ты преступна,

Для милого умри. Могу ль вступить

Я в брачный терем? Нет, недоставало,

Чтобы в святом сознаньи правоты

Ты наслаждалась ложем отомщенным!

О, смерть, единственное утешение

От злой беды и горького стыда!

Бегу к тебе, открой же мне объятья. 12

Таким образом, Федра у Сенеки, охваченная преступной страстью, оказывается способной на нечеловеческую жестокость.

3. Федра у Овидия
Другим римским поэтом, который обратился к образу Федры, был Овидий. Федра изображена в книге Овидия «Героини».

Книга «Героини» оригинальна построена – как серия писем женщин, персонажей мифов и героинь прославленных литературных произведений Гомера, Еврипида, Вергилия. Они пребывают в разлуке со своими мужьями и возлюбленными. Глубинный мотив писем – горечь разлуки, тоска, одиночество, ревность, тревога.

В книге «Героини» 15 писем, одно из которых письмо Федры к Ипполиту.

Овидий взял за основу традиционный мифологический сюжет, придавая характе­ру главной героини большую пси­хологическую достоверность. Как и в других трактовках этого сюжета, конфликт страсти и нравственного долга является для Федры Овидия неразрешимой внутренней дилеммой.

В то же время Овидий подчеркивает, что, полю­бив пасынка и открыв ему свою любовь, Федра не совершает преступления, ее страсть - несчас­тье, рок, но не грех, не злодеяние. Овидий об­лагораживает образ Федры, «отсекая» некоторые отягчающие обстоятельства. Так, страсть за­рождается в Федре в тот момент, когда она не зна­ет еще, что перед ней - сын Тесея. У Тесея и Федры нет детей, и тем самым снимается мотив гре­ховности Федры перед будущим.

Создавая лирический образ чистой, честной и безумно любящей женщины, Овидий в то же время раскрывает идею вечной, вневремен­ной, всепоглощающей и гибельной страсти 13 .

Федра Овидия как бы не­сет на себе груз Федры, созданной Еврипидом. С одной стороны, ро­ковая страсть Федры - божественный замысел, во­ля Афродиты. Но вместе с тем это - инстинк­тивное, подсознательное начало, «крови го­лос», генетически зависимый от прошлого.

Федра считает любовную страсть перводвигателем, первопричиной жизни на земле, тем самым объясняя это всепоглощающее и одновременно пагубную страсть.

Заключение
Образ Федры был раскрыт античными поэтами – Еврипидом, Овидием и Сенекой. Федра и Ипполит отступают от нормы и противопоставлены друг другу как две крайности: Федра одержима недозволенной страстью к пасынку, а Ипполит не только преисполнен чувства долга, но и вообще избегает любви. Все свое время он отдает охоте и атлетическим упражнениям.

Холодность, чрезмерная рассудочность, аскетический образ жизни, противоречащий ее законам, оказываются также пагубны, как и страсть, затмевающая рассудок. Результат этого отступления от нормы – гибель обоих героев.

К образу Федры обращались и в более позднее время. Так, Федра стала героиней трагедии французского драматурга эпохи классицизма Расина. Русская поэтесса М. Цветаева посвятила этой героине трагедию и небольшой стихотворный цикл «Федра» (1923), созданный в период работы над трагедией.

Список использованной литературы


  1. Гиленсон Б. А. История античной литературы: В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001.

  2. Гиленсон Б. А. История античной литературы: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим. – М.: Флинта: Наука, 2001.

  3. Дератани Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе. Т. 1. Греческая литература. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958.

  4. Дератани Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе. Т. 2. Римская литература. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958.

  5. Чистякова Н. А. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971.

  6. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1999

1 Гиленсон Б. А. История античной литературы: В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С.244-245.

2 Дератани Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе. Т. 1. Греческая литература. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958. – С. 304.

3 Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 305.

4Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 306.

5Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 308.

6Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 310.

7 Гиленсон Б. А. История античной литературы: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 302 – 303.

8 Дератани Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе. Т. 2. Римская литература. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958. – С. 407.

9 Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 408.

10 Чистякова Н. А. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 388.

11 Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 410.

12 Дератани Н. Ф. Указ. соч. С. 412.

13 Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1999. – С.428.

«Художественное своеобразие трагедии Ж. Расина «Федра».

    Эстетические принципы классицизма, их социально-историческая обусловленность.

Классицизм - направление в культуре Европы. Сформировался в XVII веке во Франции, а в XVIII веке распространился по европейским странам. Продолжал традиции эпохи Возрождения, но взгляды на гармоничное соединение человеческого разума и чувств были изменены. Классицизм провозгласил абсолютный культ разума, именно человеческого разума.

Черты классицизма в культуре:

Обращение к формам античного искусства как к идеальным образцам.

Стремление к выражению возвышенных идеалов, вечного и неизменного в мире. Поэтому и невнимание к индивидуальным особенностям, деталям.

Искусство и литература должны воспитывать и просвещать людей.

Стремление к совершенству в искусстве, достижение которого проходило через строгое упорядочение произведений, симметричное построение, достижение гармонии формы и содержания произведения.

Стремление к ясности и логичности изложения содержания в литературном произведении.

Классицизм в архитектуре и живописи характеризуется простотой, симметричностью и монументальностью форм. Строго соблюдаются правильные естественные пропорции.

Принципы классицизма в литературе: произведение и его композиция должны строиться на основе строгих канонов, определенных для каждого жанра. Например, каждый драматическое произведение подчиняется правилу трех единств - действия, времени и места.

Классицизм устанавливает также четкую иерархию жанров литературы, которые делятся на «высокие» (ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня). Как видите, классицисты везде пытались вести рациональный, умственный подход.

Высокие жанры классицизма ориентированы были в первую очередь на вкусы высшего общества, аристократии, и писались в первую очередь для того, чтобы их читали именно в этой среде. Героями произведений классицистов не становился кто попало. Это всегда были знатные, родовитые, выдающиеся личности, вершащие историю, вовлеченные в важные исторические события.

Культура эпохи классицизма характеризуется расцветом театра, которой ориентировался на античные образцы трагедий и комедий. Это «золотой век» европейского театра, которому тогда был присущ торжественный, пафосный стиль.

Выдающиеся представители классицизма в литературе: драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Вольтер, автор басен Лафонтен, сатирик Буало, прозаик Ларошфуко, авторы-классицисты в России: Ломоносов и Державин.

    Черты классицизма в трагедии «Федра».

Творчество Жана Расина принадлежит к эпохе формирования французского классицизма . К середине ХVII века постепенно в ходе критических дискуссий и выступлений вырабатывается система правил, основным требованием которой явились ясность мысли и строгость построения. Таким образом, для поэтики классицизма характерно отражать жизнь, тяготеющую к идеалу. Отсюда и культ античности как образец совершенного и гармоничного искусства, как вечный идеал прекрасного.
Литературное наследие Расина насчитывает не одно произведение на античный сюжет, но лучшим и значительным, по мнению самого автора и по отзывам современников и критиков, является «Федра».

Основные принципы и некоторые уточнения были написаны Расином в предисловии к трагедии. Наиболее близким к произведению, по словам автора, явился все-таки сюжет Еврипида, хотя в развитии действия Расин выбирает несколько иной путь. Это проявляется прежде всего в отношении к Федре. Этот образ в трагедии Еврипида и Сенеки вызывает страшное негодование и осуждение прежде всего потому, что царица сама решается обвинить Ипполита. По мнению Расина, Федра не могла так низко пасть, так как слишком благородны и возвышенны были ее чувства к пасынку. А вот кормилица, в образе которой автор увидел «низость» и «подлые наклонности», решается на клевету, дабы защитить честь своей госпожи.
Таким образом, рационалистическое переосмысление Расином еврипидовского сюжета заключается в принципе этического оправдания героя. Страсть Федры и ее вина несомненны, но автор фиксирует внимание зрителей не столько на этом, сколько на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Особенно удачным оказалось введение нового персонажа - Арикии, благодаря которому более глубоко и динамично была раскрыта душевная борьба Федры. Образ юной девы вовсе не выдуман Расином, автор «неукоснительно придерживается мифа». Это действующее лицо упоминается как в «Энеиде» Вергилия, так и в произведениях других авторов. Арикия - дочь Палланта, брата Эгея.

И вот случается непредвиденное - Ипполит, сын Тезея, полюбил, горячо и страстно, прекрасную Арикию. Однако эта сюжетная линия отсутствовала в трагедии Еврипида. Но Расин не случайно идет по этому пути. Как оказалось, древние авторы упрекали Еврипида в том, что он показал характер Ипполита совершенно идеальным, «свободным от каких бы то ни было несовершенств». Поэтому Расин наделяет гордого и сурового сына амазонки одной слабостью, под которой понимает любовь « к дочери и сестре заклятых врагов его отца». Таким образом, смерть Ипполита не вызывает того страшного негодования, какое испытывали древние. Он, хотя бы отчасти, является виноватым перед отцом. Однако это нисколько не умаляет его достоинств. Его благородство по отношению к Федре, забота о чести отца, любовь и нежность к Арикии делают этот образ поистине прекрасным.

Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в тех частях трагедии, которые условно можно назвать «эпическими». «Федра» насыщена ретроспективными рассказами, начиная с монолога Ипполита о подвигах Тезея и заканчивая рассказом Терамена о гибели сына амазонки. Но эпический элемент в трагедии Расина не заслоняет, а напротив, усиливает динамизм повествования.
Сила и слабость человека, твердое сознание нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием страсти и приговор, выносимый самому себе - все это доведено в «Федре» до апогея.

    Мифологический сюжет, использованный в трагедии, и его интерпретация.

Фе́дра ( Φαίδρα) - в дочь критского царя и его супруги , вторая жена афинского царя . Воспылав страстью к своему , сыну Тесея от первого брака, и будучи отвергнута им, она оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой.

Федра - сестра , , и ; по отцу - внучка Зевса и Европы, и по матери - внучка бога солнца и океаниды Персы; супруга Тесея - мать и . Тесей взял её в жены при содействии Девкалиона. Вместе с Тесеем Федра отправилась в , когда тот очищался от крови и на год удалился из Афин. Там она воспылала любовью к своему пасынку Ипполиту, сыну Тесея от его первой супруги - амазонки . Отвергнутая целомудренным юношей, Федра оклеветала его и покончила с собой. Поверивший клевете Тесей проклял сына и стал виновником его гибели. По рассказу , она послала Тесею таблички, что Ипполит ее изнасиловал, и сразу повесилась. Либо повесилась после смерти Ипполита.

Построила святилище в . Подарила Афинам изображения Илифии. По рассказу Павсания, в Трезене находился храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как Федра оттуда смотрела на Ипполита, когда он занимался гимнастикой, и прокалывала листья миртового дерева. В Трезене находились могилы Федры и Ипполита. и видели её в . Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: ее тело качается, подвешенное на веревке.

Героиня трагедии Расина «Федра», ставшей одним из символов искусства французского классицизма. По версии Расина Ф. становится жертвой страсти к пасынку, забыв о долге супруги. Ипполит отвергает ее, и тогда Энона, наперсница Ф., клевещет на него. Изгнанный отцом, Ипполит погибает. Ф. сама признается в своей вине и умирает, приняв яд.

    Столкновение любви и долга как основной конфликт пьесы.

Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.

Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.

Боги в этой пьесе несут наименьшее действие. Они упоминаются, но бездействуют. Боги слепы, а люди решают всё. Смерть Ипполита не как не связана с судьбой. Борьбы человека и судьбы здесь нет. Ипполит не борется с роком. Он борется за жизнь. Он не знал, какая участь его ждёт. Ипполит погибает даже после убийства «быка-демона», которого насылает на него Посейдон. Он возникает не просто так. В этом опять задействован Тесей. Он просит Посейдона наказать Ипполита за его грех, желая ему смерти.

Исходной коллизией является запретная любовь. Кровосмешение. Федра идет против природы, любит противника, своего сына за престол. Она нарушает все устои человеческого мира. Ипполит так же выступает против законов. Он любит ту, которая вне закона. И закон отца для него не помеха. Но действовать он начинает только после «смерти» отца. Можно предположить, что без вести о смерти, Ипполит со временем «перегорел». Либо он вопреки воли отца похитил Арикию. Либо просто разлюбил или уехал прочь от этих страданий.

Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.

Она решилась на это только потому, что Тесей мёртв. И за её поступок ей ничего не грозит. И она надеялась на ответные чувства. А об этом знала только Энона. Поэтому Федра безнаказанно рассказала всё Ипполиту.

Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.

Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь. Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках. Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман - всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды. Она борется со своим внутренним миром.

Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.

    Образ и судьба главной героини трагедии Расина.

Федра - персонаж трагедии Ж. Расина, жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста. Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.

Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» и Сенеки «Федра». Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини. Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей. В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «...Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.

Первое упоминание о Федре появляется во второй тираде Ипполита (Акт I, явл.1), оно уважительно по отношению к пропавшему отцу и к Федре. Но уже в следующей тираде Ипполит, выразивший желание покинуть Трезен, объясняет его тем, что «мир изменил свой лик», когда здесь воцарилась «дочь Миноса и Пасифаи». Зрителям, хорошо знавшим античную мифологию, драматург напоминал, что Федра не просто страдающая женщина, она - внучка богов, ее родители несли в себе первобытный хаос желаний, они передали дочери темные, неуправляемые страсти, неразумность и жестокость, но в то же время, может быть, понимание справедливости и светлое начало (Пасифая - лат. вся светящаяся). Ипполит и его наставник Терамен говорят о ненависти Федры к пасынку. По ее настоянию Тесей изгнал Ипполита из Афин.

В следующем явлении Энона сообщает о том, что царица на пороге смерти. Вот появляется сама Федра, она прощается с жизнью, желая унести в могилу некую тайну. И, неожиданно для себя, признается Эноне в пагубной страсти к «сыну Амазонки». Страсть эта возникла давно, когда Федра, став женой Тесея, впервые в Афинах увидела своего пасынка. Пока все, что испытывает Федра, полностью соответствует внешнему выражению ее чувств. Но вот она сообщает Эноне о том, что, стараясь скрыть от других и себя свою преступную страсть, она стала преследовать «любимого врага» - и Расин создает ситуацию, требующую глубокого психологического анализа. Федра добилась изгнания Ипполита из отчего дома - «и тут настало облегченье». Федра тщательно скрывает от Тесея, что их брак несчастлив, воспитывает своих детей - и на некоторое время страсть утихает. Но переезд Тесея и Федры в Трезен, куда был сослан Ипполит, снова открывает рану. Теперь, говорит Федра, только смерть может скрыть позор. Но тут приходит известие о смерти Тесея. Федра решает остаться жить ради старшего сына.

Почему Федра делает признание Эноне? Почему она изнемогает, почти умирает? Почему ее признание прозвучало до сообщения о смерти Тесея, дающей ей больше прав его сделать? Потому что она хочет, жаждет признаться в своей любви к Ипполиту, хотя это желание ни разу не высказано. И объяснение с Ипполитом становится неизбежным, это внутреннее решение, не зависящее от внешнего обстоятельства - известия о смерти мужа, делающего Федру более свободной в изъявлении своих чувств.

Цель написание своей трагедии, а также главное ее отличие от произведений своих предшественников Расин определяет уже в предисловии к «Федре». Так, он пишет: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть». По его мнению, грех Федры «есть скорее божественная кара, чем акт ее собственной воли».

Получается, что Расин, в отличие от Еврипида (на трагедию которого он опирался при создании собственной «Федры»), а тем более Сенеки, считал Федру неповинной в собственной страсти, а поэтому при создании ее образа сделал все возможное, чтобы она «менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита».

Здесь Расин считает важным с самого начала показать, что причиной недуга Федры является любовь к Ипполиту, однако ему при этом удается сохранить интригу (довольно условную, поскольку история об Ипполите, как и многие другие античные мифы, был хорошо знаком целевой аудитории Расина - образованным слоям населения). Так, герои трагедии думают, что Федра страдает не из-за любви к пасынку, а из-за ненависти. Более того, чувства Федры по отношению к «скифскому отродью» понятны ее окружению, например, кормилице. Это объясняется тем, что Расин сознательно «снизил» образ Ипполита, который в трагедиях Еврипида и Сенеки был «свободным от каких быто ни было несовершенств».

Здесь же герой наделен значительной слабостью - любовью к Арикии, сестре заклятых врагов ее отца. Это делает Ипполита в значительной степени виноватым перед Тесеем. Более того, любовь юноши к Арикии созвучна любви, которую испытывает к нему Федра: она запретна и приносит страдания. Влюбленный Ипполит даже начинает вести себя подобно Федре. Так, Арикия, обращаясь к своей наперснице, подобным образом характеризует странное поведение Ипполита: «Ты видела не раз, как уходил он прочь, едва заметив нас». Позже это подтверждает и сам герой: «Полгода как живу я со стрелой в груди… Ты здесь - бегу я прочь; коль нет - ищу тебя я». Ипполита роднит с Федрой и то обстоятельство, что своей любви он не может найти логического объяснения («язык любви - язык мне чуждый»).

В целом же, новые черты, которыми Расин наделил Ипполита, теперь представляют Федру несколько под другим углом. Так, например, Федра прямо говорит Эноне, что не станет очернять юношу в глазах его отца («О нет, я клеветать не стану!»). К тому же, в отличие, скажем, от Федры Сенеки, она не позволила служанке сделать этого за нее. Напротив, она сама признается Тесею в том, что сказала Ипполиту (другое дело, что муж ее не понимает). Проявленное Федрой благородство можно считать своеобразной благодарностью Ипполиту за то, что после признания он не только не пришел в ярость (Ипполит Сенеки, как мы помним, в этот момент был готов убить мачеху), но, наоборот, заслышав чьи-то шаги, призывает ее бежать. Таким образом он спасает ее репутацию.

В то же время было бы неправильно называть Федру очевидно положительным героем. Как бы Расин не пытался «сгладить» недостатки ее образа, в ключевые моменты они все равно проявляются. Так, узнав о том, что юноша увлечен другой, она, несмотря на свою любовь к нему, желает их разлучить:

О нет! И мысль одну о счастье их любовном

Встречаю с яростью, со скрежетом зубовным!

Смерть Арикии!.. Смерть!.. Я мужу нашепчу, -

Сестру своих врагов отдаст он палачу.

Еще опаснее сестра, чем были братья!

Позже она вымещает свой гнев на служанке («Уже была уйти из жизни я готова, ты помешала мне. Зачем вмешалась ты?»), чем фактически довела ее до самоубийства.

И тем не менее, Федре Расина удается с достоинством пройти последнее «испытание» - разговор с Тесеем. В отличие от героинь Еврипида и Сенеки, ей хватает мужества, чтобы признаться мужу в своих поступках, и вернуть Ипполиту честное имя:

Тесей, преступное молчанье я нарушу.

Неправда мне давно обременяет душу.

Невинен был твой сын.

Твой сын был чист душой. На мне лежит вина.

По воле высших сил была я зажжена

Кровосмесительной неодолимой страстью.

Таким образом, Федра из драмы Расина как бы является «компромиссом» между героиней Еврипида (той не хватает сил признаться в клевете) и героиней Сенеке (та в этом признается, но без раскаяния). И смерть Федра выбирает тоже «компромиссную» - не через «пассивное» повешение, но и не с помощью меча, что причиняет невероятные страдания. Она заранее выпивает яд, что свидетельствует о ее принятии того факта, что она больше не будет иметь путей к спасению и неизбежно погибнет. Решение уйти из жизни у нее было не импульсивным, а продуманным.

Цель – на основе анализа драматургии Ж. Расина раскрыть эстетические возможности классицистического метода, сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений писателя; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Жизненный и творческий путь Расина. Янсенизм и учение Паскаля как мировоззренческая основа творчества Ж.Расина. Место трагедий Расина в истории французского театра
  2. Концепция человека в театре Расина в свете философии Декарта и Гассенди. Отличие трагедий Расина от трагедий Корнеля. Лабрюйер о различии между Корнелем и Расином.
  3. «Федра» Ж.Расина как класицистическая трагедия:

Суть конфликта и его художественное решение;

Источник сюжета; актуализация античного образца;

Рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;

Образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;

Характер монологов в трагедии.

  1. Тема суда над собой и высшего суда в трагедии «Федра»
  2. Античные сюжеты и образы в трагедиях Расина. Трансформация образов и мотивов трагедии Эврипида «Ипполит» в трагедии Ж.Расина «Федра».
  3. Сценическая судьба «Федры». Политические причины борьбы вокруг «Федры».
  4. Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция трагедии Ж.Расина «Андромаха». Образ Андромахи и проблема положительного героя в творчестве Расина. Концепция трагического в «Андромахе».
  5. Критика тирании в трагедии «Британик». Трагический конфликт в «Ифигении в Авлиде» и своеобразие его художественного воплощения (индивидуальное сообщение).
  6. Художественное своеобразие трагедии «Гофолия» и ее влияние на развитие трагедии просветительского классицизма(индивидуальное сообщение).

Конспект:

Расин Ж. Предисловие к трагедии «Британник» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Расин Ж. Предисловие к трагедии «Береника» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Барт Р. Из книги о Расине// Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989-с. 138-175.

Задание:

Подготовьтеанализ поэтики пьесы «Федра» Ж.Расина в идентификационных параметрах эстетики классицизма (суть конфликта и его художественное решение; источник сюжета; актуализация античного образца; рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии; образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви; характер монологов в трагедии; тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством в трагедии «Федра»). Особое внимание следует уделить античным сюжетам и образам в трагедии Расина: трансформации образов и мотивов трагедии Эврипида «Ипполит» в трагедии Ж.Расина. Ответ должен быть представлен в виде эссе.



Составьте таблицу (на основе материалов основной и дополнительной литературы) «Политические и нравственно-психологические проблемы в трагедиях Расина».

Литература

Основная:

Дополнительная:

1. Виппер Ю. Б. Драматургия Расина // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 183-194

2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

3. Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

4. Мокульский С. Расин // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 527-536.http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5272.htm

5. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма / Вступ. ст. Антуана Алана. – М. : Наука, 1970. – 354 с. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st001.shtml

6. Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу 17 века. – М. : Владос, 1999. – 233 с.

Практическое занятие 5.

Тема: «Низкие жанры» в литературе французского классицизма (творчество Лафонтена, Мольера)



Цель – на основе анализа творчества Лафонтена и Мольера сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений «низких жанров» в литературе классицизма; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1. Творчество Жана де Лафонтена в контексте развития французской литературы 17 века.

2. Стихотворные сказки и новеллы Лафонтена. Сказка «Любовь Психеи и Амура» и ее влияние на русскую литературу.

3. Басни Лафонтена как вершина творчества писателя. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Лирический герой басен Лафонтена.

4. Значение Лафонтена в развитии басенного жанра. А.С. Пушкин о Лафонтене.

5. Творчество Жана Батиста Мольера в контексте развития французского классицизма. Эстетические взгляды Мольера. Периодизация творчества Мольера.

6. Мольер как создатель «высокой» комедии. Комедия «Смешные жеманницы», «Критика школы жен»: особенности образной системы.

7. Творческая история комедии Мольера «Тартюф». Сатирическая емкость образа Тартюфа.

8. Философская проблематика комедии Мольера «Дон-Жуан». Образ Дон-Жуана. Особенности художественного метода в «Дон-Жуане».

9. Сатира на светское общество в комедии «Мизантроп». Образ Альцеста.

10. Тема буржуазии в комедиях «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной». Историческое значение художественного наследия Мольера.

11. Творчество Поля Скаррона. Бурлескные поэмы Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» и «Вергилий наизнанку», «Комический роман» Скаррона: обзор проблематики и поэтики (индивидуальное сообщение).

12. Идеологические основы творчества Сирано де Бержерака. Научно-фантастический роман «Государства и империи Луны» как социальная утопия (индвидуальное сообщение).

13. Творчество Никола Буало. Основные этапы творческого пути Буало. Буало-сатирик (индивидуальное сообщение).

Конспект:

Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - [Вып.] 3. - С. 215-254. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v372215-.htm

Погребная Я.В. Типология интерпретаций образа Дон Жуана. Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 9. Ч. 1. С. 41-45.

Список произведений для заучивания наизусть: две басни Лафонтена по выбору студента.

Задание:

  1. Подготовьте эссе на одну из тем, представленных в вопросах 2,3.
  2. Подготовьте таблицу «Периодизация творчества Мольера».

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Бордонов Ж. Мольер. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 255 с.

2. Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967. – 300 с.

3. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Художественная литература, 1962. – 123 с.

4. Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. – М. : Просвещение, 1966. – 234 с.

5. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.

9. Мольер Жан-Батист. Полн.собр.соч. : в 4 т. / Вступ. ст. Г. Бояджиева. – М. : Художественная литература, 1965 – 1967.

10. Мульматули В. М. Мольер: Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1988. – 122 с.

Практическое занятие 6.

Тема: Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» в контексте немецкой прозы 17 в.

Цель – на основе анализа творчества Гриммельсгаузена сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений немецкой литературы 17 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности развития немецкой литературы в XVII веке. Тридцатилетняя война и ее влияние на немецкую культуру и литературу указанного периода. Проблема барокко в немецкой литературе XVII века и пути развития реалистического искусства.
  2. Особенности немецкого классицизма. «Книга о немецком стихосложении» Опица – манифест раннего бюргерского классицизма.
  3. Творчество Гриммельсгаузена, место писателя в истории немецкой литературы.
  4. Поэтика романа «Симплиций Симплициссимус». Мир и война на страницах романа: особенности изображения земного мира, философская ирония Гриммельсгаузена, приемы создания характеров в романе, аллегорические образы и их значение для раскрытия главной идеи романа, образ главного героя, его судьба и утопические поиски нравственного и философского идеала в книге Гриммельсгаузена.
  5. Роман Гриммельсгаузена и традиции испанского плутовского романа. Традиции Ренессанса, барочные влияния и черты реализма в книге Гриммельгаузена «Симплиций Симплициссимус». Язык романа. Своеобразие художественного метода Гриммельсгаузена.
  6. Антивоенная тема в поэзии Мартина Опица и Андреаса Грифиуса (индивидуальное сообщение).
  7. Особенности развития драматургии и театра в Германии XVII века (индивидуальное сообщение).
  8. Роль Гриммельсгаузена в развитии европейского романа.

Конспект

Морозов А.А.Г. Гриммельсгаузен и сатира XVII века // История немецкой литературы в 5 т. – Т.1. – С.

Задание:

Ответ на пятый вопрос предполагает (на основе исследований, представленных в списке литературы и исходя из текста романа) рассмотрение основных координат поэтики романа «Симплиций Симплициссимус» с позиции идентификационных параметров различных типов художественного мироощущения эпохи (классицизм, барокко, ренессансный реализм) и выявление соеобразия художественного метода Гриммельсгаузена. Подготовьте эссе на эту тему.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Наталья Евгеньевна Ерофеева. Зарубежная литература XVII век. Учебник для педагогических вузов. М, 2004.

2. Вераксич И.Ю. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Курс лекций. М., 2007.

3. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962–1963. Т. 1, 2.

4. Гриммельсгаузен Г. Я. К.Симплициссимус. М., 1976 (БВЛ).

5. Жирмунский В. М.Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

6. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.

7. Морозов А. А.Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус» // Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус. Л., 1987.

9. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV–XVII веков. М., 1955.

Практическое занятие 7.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики Кафедра периодической печати

Реферат

п о истории зарубежной литературы

на тему: Образ Федры у Еврипида, Сенеки и Расина

Реферат студентки 2 курса

202 группы Тепляковой Полины

преподаватель: Галушко Р.И.

Москва 2011

Введение

На протяжении нескольких тысяч лет античная литература является образцовой, интерес к ней не иссякает до сих пор. Едва ли удастся перечислить количество заимствованных из античной литературы сюжетов и образов. Но каждая эпоха, каждое поколение, обращающее свой взор к прошлому, берет из него тот материал, который способен не только в полной мере раскрыть для него исторические реалии, но и существующую действительность, помогая понять и принять ее, а для этого материал дополняется современным колоритом и перерабатывается в соответствии с представлениями своего времени.

Ярчайшим примером может служить образ Федры, созданный Еврипидом в V в. до н. э. в трагедии «Ипполит». Античный автор заимствовал сюжет своей трагедии из мифа, но обогатил его своим видением мира, взглядами на общество и его проблемы. История преступной любви мачехи к пасынку не однажды привлекали интерес писателей: Федра -- действующее лицо в трагедии Софок ла «Федра», Овиди й сочинил письмо Федры Ипполиту. В 1881 стихотворение Федра написал Оскар Уайльд, посвятив его Саре Бернар. В XX в. драмы на этот сюжет написали Д"Аннунцио (1909), М.де Унамуно (Федра, 1911), Марина Цветаева(Федра, 1927), П.У.Энквист (Для Федры, 1980), Сара Кейн (Любовь Федры, 1996). Но самыми известными стали трагедии «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки и «Федра» Расина. Сравнивая образы героини в этих произведениях, можно проследить трансформацию представлений о женщине, обществе, добродетели и пороке в веках. Любопытно, не правда ли?

Федра у Еврипида: страдающая преступница

федра еврипид сенека расин

В еврипидовской Федре вырисованы те качества, которые не позволяют читателю лишь осудить ее: с одной стороны, безграничная, всепоглощающая, запретная любовь-страсть к пасынку, с другой стороны, душевное благородство, борьба с этим «тяжким бременем» - любовью ради детей, ради мужа. Кроме того, трагедия совершается не самой царицей, а ее кормилицей, Федра после обнажения души перед ней превращается в абсолютную жертву, она не виновна в своей любви, не виновна и в гибели пасынка, ведь не раскрыла свои истинные чувства перед Ипполитом и не она оклеветала его перед мужем. С момента признания в своем грехе Федра превращается в стороннего наблюдателя, вплоть до того момента, когда «повесилась Тесеева царица». В страдающей Федре встречается лишь одно желание - умереть, не опозоренной и не опозорившей свою семью, детей и мужа. И эта Федра, такая слабая и вместе с тем, такая сильная, не может не вызывать восхищение.

В нраве Федры, влюбившейся в своего пасынка, отвергнутой им и перед смертью оклеветавшей его, чтобы скрыть свой позор, нет той, с античной точки зрения, непоследовательности, которую древние критики ставили в вину Еврипиду в "Медее" или "Ифигении"; поведение Федры, чья неудовлетворенная страсть превратилась в ненависть к Ипполиту, находилось в русле античного представления о готовности отвергнутой влюбленной на любое злодейство. В сравнительной фольклористике этот мотив известен как история библейского Иосифа Прекрасного, возникшая в том же Средиземноморском ареале, что и благородный образ Ипполита, а рядом с ним, в других, не полностью дошедших трагедиях Еврипида, также юных героев Беллерофонта ("Сфенебея") или Пелея. Им также приходилось расплачиваться за клевету оскорбленных отказом женщин, хотя всякий акт мести объяснялся в этом случае необоримой властью Афродиты, противиться которой не в состоянии ни смертные, ни боги. В "Ипполите", хотя Афродита и является виновницей запретного чувства, овладевшего Федрой, все внимание поэта устремлено на переживания влюбленной женщины. Хор и кормилица напрасно пытаются объяснить недуг Федры воздействием Пана, Кибелы или других божеств, - источник ее страданий находится в ней самой, и Еврипид с великолепной психологической достоверностью изображает внутреннее состояние Федры: то она, боясь признаться себе в преступной страсти, в полубреду грезит об охоте в заповедных рощах и отдыхе у прохладного лесного ручья, где она могла бы встретить Ипполита; то, в сознании своего позора, Федра готовится покончить с любовью, пусть даже вместе с собственной жизнью; то, позабыв и о позоре, и о супружеском долге, дает склонить себя вкрадчивым речам кормилицы. Таким образом, если ситуация, в которой у Еврипида оказывалась Федра, и поведение отвергнутой влюбленной не выходили за пределы традиционного античного представления о женском "нраве", то во внутреннем наполнении образа Федры мы встречаем необычность и новизну, не характерные для античного мира переживания и душевные метания, стыдливость и стыд рука об руку с непреодолимой страстью.

Федра у Сенеки: мстительность и страсть

Из трех трагедий, посвященных любви несчастной сестры Ариадны, на которые мог опираться Сенека, сохранилась лишь одна -- второй «Ипполит» Еврипида. Между тем общепризнанно, что прототипом является именно первый, от которого дошли фрагменты, не позволяющие подробно представить его содержание. Согласно одному из античных свидетельств, первый «Ипполит» был написан Еврипидом под впечатлением несчастного брака и посвящен женскому бесстыдству; эта черта абсолютно не свойственна героине второго

«Ипполита», скорее даже наоборот. Федра Сенеки не похожа на героиню сохранившейся трагедии Еврипида, и, по-видимому, ее образ восходит к героине первой: Федра у Сенеки сама признается в своей любви, высказав горький упрек неверному мужу (который помогал как раз в то время своему другу Пирифою похитить из подземного царства Прозерпину), и кормилица сначала отговаривает ее, убеждает побороть страсть; только когда Федра отвечает, что в таком случае жизнь для нее становится невозможной («Любовь, которая не хочет подчиниться, пусть будет сломлена»), верная рабыня изменяет свой план и предлагает испытать душу Ипполита. Она намекает юноше на страсть своей госпожи, но само признание предоставлено Федре, и последняя решается не без колебаний: «Отваживайся, душа, пытайся, выполни свое решение. Кто просит робко, тот сам склоняет к отказу!.. Успех делает и бесчестное честным». Героиня трагедии оклеветала Ипполита перед Тесеем, тот проклял и погубил его (как в сохранившемся варианте), но мачеха, увидев тело несчастного юноши, не выдерживает зрелища, признается во всем мужу и закалывается у него на глазах. Многие детали заимствованы Сенекой у Еврипида (они присутствуют также в соответствующем -- IV -- послании

«Героид» Овидия, как никто умевшего использовать чужие находки в ином контексте в своих целях).

Идейная сторона греческой пьесы не была актуальной для Сенеки. Эти вопросы у него устранены, но не заменены никакой другой проблематикой. Там, где Эврипид дает почувствовать сложную драму отвергнутой женщины, борьбы между искушением страсти и сохранением чести:

И щеки горят от стыда…возвращаться

К сознанью так больно, что кажется, лучше,

Когда б умереть я могла, не проснувшись.

Федра, «Ипполит»

Сенека переносит центр тяжести на мстительную ярость отвергнутой женщины. Образ стал более однотонным, но зато в нем усилились моменты сознательной, волевой целеустремленности:

«Стыд не покинул душу благородную.

Я повинуюсь. Направлять нельзя любовь, Но можно победить. Не запятнаю я Тебя, о слава. Выход есть из бед: пойду

За мужем. Смерть предотвратит несчастье.»

Федра, «Федра»

Сравнивая образы Эврипида и Сенеки, приходим к выводу, что образы последнего стали более однотонными, но зато в них усилились моменты страстности, сознательной волевой целеустремленности. «Что может разум? Правит, побеждая, страсть, И вся душа во власти бога мощного…» - восклицает в своем монологе Федра Сенеки, подтверждая этот вывод. Кроме того, характер героини у Сенеки намного более преступный и низкий, чем в дошедшей до нас версии «Ипполита» Еврипида.

Федра у Расина: добродетельная грешница

Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» (428 г. до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини: «Я даже позаботился о том, -- пишет он в предисловии, -- чтобы Федра менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита. Я полагал, что в клевете есть нечто слишком низкое и слишком отвратительное, чтобы ее можно было вложить в уста царицы, чувства которой к тому же столь благородны и столь возвышенны. Мне казалось, что эта низость более в характере кормилицы, у которой скорее могли быть подлые наклонности и которая, впрочем, решилась на клевету лишь во имя спасения жизни и чести своей госпожи. Федра же оказывается замешанной в этом только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой. Вскоре она возвращается, чтобы оправдать невиновного и объявить истину». Это замечание подчеркивает, что Расин не изучает внутренний мир реального человека, а моделирует его в соответствии с определенной установкой. Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. Вот почему Аристотель пожелал установить правила для драматического сочинения, а Сократ, мудрейший из мыслителей, не погнушался приложить руку к трагедиям Еврипида». В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей. В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «...Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.

Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.

Заключение

Таким образом, образ героини зависит как от исторической действительности и царящих нравов, так и от жизненных установок и целей авторов. Еврипид, трагичнейший из поэтов, по словам Аристотеля, создал сложный и противоречивый образ женщины, любящей и мучимой этой преступной любовью, не видящей выхода из этой ситуации. Победа преступной стороны ее натуры становится трагедией не только для окружающих, но и для нее самой. Она не считает возможным жить после содеянного и убивает себя.

Не такая Федра у Сенеки. Римская драматургия проще и прямее греческой, аккуратно выписанные оттенки чувств уступают место крупным мазкам. Борьба между страстью и честью, любовью и долгом стирается. Федра Сенеки более прямолинейна и целеустремленна. Она наиболее преступна и наименее заслуживает оправдания из трех представленных вариантов.

Расин взялся за опасный сюжет. Греки свободнее смотрели на отношения полов, чем его современники. Взяться за сюжет еврипидовской трагедии во времена жесточайшей католической реакции - значило проявить большую смелость. Сопоставление «Федры» с ее источником, «Ипполитом» Еврипида, показывает, что Расин переосмыслил исходную предпосылку - соперничество Афродиты и Артемиды, жертвами которого становятся Федра и Ипполит. Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта, но и у него этот конфликт оказывается обусловленным обстоятельствами, лежащими за пределами человеческой воли.

Эти великие драматурги сумели создать образ, каждый свой, отражающий одновременно их время и их взгляды на жизнь.

Список использованной литературы

1. Античная драма / Под редакцией И.В.Абашидзе, И.Айтматов и др.

2. В. Н. Ярхо Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии.

3. Тронский И.М. История античной литературы.

4. Ю.А. Шуплецова. Образ Федры в европейской и русской литературе (Еврипид, Ж. Расин, М. И. Цветаева)

5. Расин Ж. Трагедии. Л., 1977

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Биография и творчество Ж. Расина. Сюжетные линии, фабула и перипетии пьесы "Федра". Главный конфликт пьесы, исходная коллизия, завязка действия. Трагическая развязка: столкновения с личностью и законом. Оценка образов главных героев, сюжетной линии пьесы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2011

    Начало творческого пути и первые произведения известного французского писателя и поэта Жана Расина, его сотрудничество с Мольером. Тематика произведений Расина и их основные идеи, эстетические взгляды автора. Место античных образов в творчестве Расина.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2009

    Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки", "Андромаха". "Медея" как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

    презентация , добавлен 10.11.2012

    Анализ любовной трагедии "Андромаха" французского классика драматургии ХVII века Жана Расина с точки зрения психологических проблем возникновения системы "мнимых" конфликтов в подсознании персонажей и невозможности им перейти к их окончательному решению.

    реферат , добавлен 14.04.2015

    Роман Л. Толстого "Война и мир" как настоящая книга жизни. Воплощение в образе Наташи Ростовой идеала женщины-матери. Влияние Наташи на нравственную жизнь героев романа. Характер героини, ее внутренний мир. Л. Толстой о женщине и ее положении в обществе.

    доклад , добавлен 18.11.2010

    Особливості творчості Ж. Расіна. Вплив античності на творчість драматурга. Ідейна сутність і філософська поетизація в трагедіях "Федра" та "Іполит". Образ Андромахи в грецькій міфології. Сюжет трагедії Расіна. Поєднання елементів життєвої правди і міфів.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2008

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Осмысление образа Гамлета в русской культуре XVIII-XIX вв. Характерные черты в интерпретации образа Гамлета в русской литературе и драматургии XX века. Трансформации образа Гамлета в поэтическом мироощущении А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2014

    Значение образа Петербурга в эмигрантской лирике русского поэта Г. Иванова. Отбор стихотворений, включающий образ Петербурга, с помощью метода "имманентного" анализа поэтического произведения. Предметный ряд, составляющий образ Петербурга в стихотворении.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2010

    Политическое положение Франции в XVII в., развитие литературы и искусства. Положение крестьянства в конце века и описание его в произведениях Лабрюйера. Традиции ренессансного реализма в творчестве позднего Расина ("Аталия"). Деятельность поэта Молерба.



Рассказать друзьям