Известный меценат. Самые известные меценаты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прошедшим летом над нашим крыльцом гнездилась пара больших синичек, Parus Major.
Вообще-то, домик, висевший там, по конструкции предназначался для трясогузок. Ещё когда Дом пребывал в статусе дачи, на южном фронтоне висел трясогузятник, собственноручно собранный дедушкой, и трясогузки гнездились там каждый год, сколько помню. С тех пор испытываю какое-то родственное чувство к трясогузкам (хотя синички всё равно вне конкуренции). Потому и был повешен трясогузятник, ведь старый пришлось снять при перестройке, да и разваливался он уже. Но, новый домик облюбовали большаки.
С момента я подкармливаю птиц в холодное время года, в основном это синицы - большаки, гаички и лазоревки. Они привыкли к нам и даже летом держатся где-то рядом, и, кажется, совсем не боятся ни нас, ни собак. Не в первый раз уже рядом с Домом гнездятся синички, но чтоб прям над крыльцом, где постоянная суета, где летом стоит вольер с моими синицами, где собаки постоянно тусуются и выясняют отношения и мы шныряем туда-сюда - такое было впервые. Конечно, это соседство принесло нам много позитивных эмоций и интересных кадров, но и переживаний разных тоже хватило.
Попробую восстановить хронологию событий по фотографиям.
Вот папа несёт своим деткам мягкую зелёную гусеницу. Такие гусеницы составили значительную часть рациона птенцов, родители постоянно им их носили.

Синица мама с жучком.

А вот папа с паучком.

Ещё с какой-то букашкой.

А вот тут видно, как синичка папа выносит из гнезда помёт. Следить за гигиеной жилища - ещё одна важная задача синиц-родителей.

Самец принёс какую-то другую, полосатую гусеницу.

А чистоту на этот раз наводит мама.

Синичку-маму сложно спутать с самцом, папа у нас очень крупный и яркий, мама заметно бледнее и мельче. Да и поведение у птиц совершенно разное. Папа носит в гнездо еду более регулярно, и явно осознаёт, что его видят, и всё же, с опаской озираясь, он шаг за шагом приближается к гнезду, и, оглянувшись вокруг в последний раз, наконец запрыгивает в леток. А маму видно реже, она довольно долго выжидает в некотором отдалении, и, когда считает, что её никто не видит, пулей летит прямиком в леток. Если не смотреть на неё в упор, то можно подумать, что показалось...
На фото один из редких моментов, когда мама присела на балку и практически позирует.

У самца большой синица чёрный галстучек на шейке перетекает в чёрное пятно на пузе и чёрное подхвостье, а у самочек так и обрывается галстучком, да и сам он потоньше, пятна на попе нет, или оно совсем маленькое.
По фотографии ниже можно с уверенностью утверждать, что перед нами самка.

Вот, для сравнения, самец с того же ракурса.

Наблюдать за гнездом было очень интересно. По поведению родителей, да и по истошному писку, доносящемуся из домика, было понятно, что в гнезде уже оперённые птенцы. Самка теперь охотилась наравне с самцом, потому что в таком возрасте птенцы уже не нуждаются в постоянном обогреве.

Никогда бы не решилась тревожить птиц без веской причины, но привезли птенца большой синицы, который по моим прикидкам как раз мог подойти по возрасту птенцам в гнезде. Это был синичонок Пашка.

Вокруг гнездования птиц очень много существует разных мифов, один из которых о том, что птицы-родители якобы не примут назад птенца, если его брали в руки люди, из-за запаха. Что его выбросят из гнезда, или перестанут кормить. Эта информация не верна! У птиц не настолько развито обоняние, и запах для них решающего значения не имеет. Более того, многие птицы, и большие синицы относятся к таким, охотно принимают в семью чужих птенцов того же вида.
Потому мой план был предельно прост: подсунуть птенца в гнездо и, таким образом, вернуть его в природу. Но, для начала требовалось убедиться в том, что Пашка примерно того же возраста, что и птенцы в гнезде.
К крыльцу была принесена стремянка, я полезла наверх. Сейчас удивительно, что получились хоть какие-то фотографии, поскольку нервничала я до дрожи в коленках. А после Жениной реплики: «Давай быстрее, вон папашка с червяком сидит, ждёт тебя!» - вообще чуть не слетела вниз вместе с фотоаппаратом.

От увиденного в домике захватило дух...

И вот Пашка уже в гнезде.

По возрасту он вписался идеально. Ближе к старшеньким. В теории я знала, что птенцы в одном гнезде разновозрастные, но такая заметная разница в развитии меня удивила. Жаль, я тогда не задумалась об этом более серьёзно. Очень переживала, что птицы могут бросить гнездо. В статистике такие случаи отмечены были, что большие синицы бросали гнездо с птенцам после подобного вторжения. Но, учитывая, что эти синицы явно из нашей, ещё с зимы прикормленной стаи, мы для них не совсем уж посторонние, тем более сами они не погнушались таким соседством. Так, или иначе, но в итоге всё обошлось, птицы в прежнем режиме продолжили кормить птенцов.
При виде прилетевшего папы писк, доносящийся из гнезда становился просто оглушительным, а в один прекрасный день мы заметили, что из летка высовываются маленькие желторотики.

Теперь кормление происходит уже практически на улице.

Процесс кормления на видео:

И вот, наконец, настало время вылета птенцов. Это время очень хлопотное для синицы самца, ведь совсем не просто в одиночку уследить за таким количеством детишек, находящихся в разных местах. Самка после вылета птенцов из гнезда уже не заботится об имеющемся потомстве, а начинает готовиться к следующей кладке.

Птенчиков не сразу и заметишь среди листвы.

А синица самец ещё несколько недель продолжает заботиться о слётках, кормить их и обучать премудростям самостоятельной жизни.

Слётки пищали в разных уголках сада, трудолюбивый папа продолжал кормить всю ораву, периодически возвращаясь в домик, в котором ещё оставались птенцы. Со временем визиты его к домику становились реже и реже, хотя там всё ещё оставался как минимум один птенец, который пищал всё тише и тише... В какой-то момент мы не выдержали и решили вмешаться.
Снова была поставлена лестница, и Женя полез в домик. В гнезде оказался один птенец, который был мне передан со словами: «Не жилец, похоже...» А в гнезде были обнаружены ещё двое погибших птенцов...
Сейчас мне трудно объяснить, почему получилось так, что я допустила такое... Сработал глупый стереотип, что нельзя вмешиваться в природу, лазить в гнёзда и тревожить птиц. Сама посылка, безусловно, очень правильная, всё так и есть. Но, зная о большом количестве птенцов в гнезде, о грустной статистике их выживания, и о Пашке, которого я собственноручно в гнездо подсадила, добавив тем самым нагрузку на синиц-родителей, и обладая минимальным опытом, я могла бы сообразить, что в данной конкретной ситуации невмешательство - не лучшая позиция. Зная, сколько птенцов погибает в гнездовом возрасте, я должна была более внимательно мониторить ситуацию, но, увы... Спасти удалось только Пиньку.
Да и то...
Пинечка был очень тощеньким, при нормальном для большака весе, около двадцати грамм, он не дотягивал до одиннадцати.

Первые дни не было уверенности, что он выживет. Вот, как выглядел Пинечка.

Но постепенно дело пошло на лад...

Когда он стал активно требовать еду и кушать сам, нашей радости не было предела. Казалось, худшее уже позади...

Пинечка стал обрастать, он всё больше и больше походил на взрослую синичку. При этом, он оставался очень контактной синичкой-выкормышем, которому человек - лучший друг. С другими птичками ему сложно было контактировать.

Он почти перелинял во взрослое перо, стал красавчиком.
Ничто, казалось, не предвещало беды, но однажды утром Пинечки не стало - скорее всего не выдержало птичье сердчишко, недокорм в птенцовом возрасте как правило не проходит без последствий.

Случившееся с Пинькой, и с двумя погибшими малышами, совершенно не выходит за рамки естественного отбора: очень высокая смертность среди птенцов мелких птиц, менее 30% доживают до следующего лета. И, тем не менее, многие птицы, особенно птенцы, не прошедшие естественный отбор, вполне способны долгие годы жить в неволи, рядом с заботящимся о них человеком. Конечно, это не то же самое, что полноценная жизнь в естественной среде, с возможностью оставить потомство, но всё же это Жизнь! И Пинечка мог бы Жить сейчас, и те двое погибших птенчиков, если бы я в нужный момент не побоялась отступить от стереотипа.
Вот такие вот случаются парадоксы - кто-то хочет помочь, и вмешивается совершенно напрасно, а кто-то так же из лучших побуждений придерживается политики невмешательства, и всё же оказывается виноватым, потому что вмешаться надо было намного раньше.
Наверное, именно это ощущение и называется «мучительно больно». Хотелось бы больше никогда такого чувства не испытывать.

Кто не знаком с такой интересной и красивой птицей, как синица ? Наверное, таких среди людей просто не существует потому, что это именно то пернатое, которое есть везде и всюду.

Синицы в небе одни из первых оповещают нас о том, что зима отступает и на смену ей приходит весна. Оригинальные звуки, которые особенно слышны в это время длятся продолжительно и назойливо.

Они мало, чем отличаются от звуков наковальни. Не все знают, что обозначает это своеобразное пение. Оказывается, это самец заливается в песнях в надежде встретить свою суженную.

Многие люди привыкли, что эти пернатые постоянно с ними рядом и у них на глазах. Практически никто уже не испытывает к большим синицам интереса, а зря. На самом деле это довольно оригинальное и интересное пернатое.

Эти птички с белыми щечками, желтой грудкой с посредине разделенной черной полосой с приходом первых осенних заморозков появляются в окрестностях городов, деревень. Они никогда не ведут затворническую жизнь.

Им нужно быть везде и все знать. Это очень любопытное существо шмыгает везде, кричит между деревьями. Своим поведением синички напоминают детей. Они очень внимательны.

Их взгляд и слух улавливают буквально все. Их звонкий голос слышен издалека. Они заранее чувствуют, какой будет зима. Чем больше синичек прилетает осенью, тем сильнее стужу следует ожидать.

Великая синица так называется потому, что это одна из самых крупных птиц Европы. Длина ее тела не бывает больше 180 мм. А весит птичка около 25 г. У птичек крепкий, хотя и незаметный конусообразный клюв.

Ее оперение даже на фото синицы нереально пестрое и красивое. Брюшко окрашено в желтый цвет, а посредине у него наблюдается галстук черного цвета. Голова так же имеет необычно красивое оперение черное цвета с синим отливом.

Щечки синицы белые. Затылок украшен желто-белым пятнышком. В окрасе спинки преобладает оливковый, зеленый, серый, голубой цвет. Благодаря такой яркой и насыщенной цветовой гамме синичка очень сильно выделяется на белом зимнем пейзаже.

На небольших, еле заметных ноздрях наблюдаются щетиновидные перышки. Лапки птичек маленькие. Но это только на первый взгляд кажется, что они хрупкие и слабые. У них достаточно крепкие пальцы, острые, загнутые когти.

С помощью лапок синица без проблем может удержаться на дереве даже при сильных порывах ветра. Крылышки синицы имеют небольшую длину, они закругляются на концах. Интересно знать, что с возрастом синичек их оперение становится еще намного ярче.У самца и самки существенных отличий не существует.

Многие люди часто задаются вопросом — перелетная птица синица или нет? И несмотря на то, что она чаще всего находится рядом с нами не всем известен правильный ответ.

На самом деле синица ведет оседлый образ жизни. Только нужда, наступление сильных холодов и голод заставляют это пернатое менять свое место жительства. Это происходит только в целях самосохранения.

Большая синица

Уже с февраля месяца, как только начинают ощущаться первые вестники весны синички оповещают нас своим прекрасным настроением. Пение синицы, если с чем-то сравнивать, больше всего напоминает звучание колокольчиков.

Оно нежное, продолжительное и радостное оттого, что еще одна лютая зима позади. С приходом тепла песни синицы несколько утихают и теряются во множественном количестве всех остальных летних звуков.

Характер и образ жизни

Этой проказнице очень трудно усидеть на одном месте. Она находится в постоянном движении. Синицы неприхотливые существа. Это стайное пернатое, которое не знает, что такое одиночество.

В ловкости и любопытстве им не занимать. Им под силу сделать то, что абсолютно не под силу их собратьям. К примеру, их всем известные кувырки на какой-нибудь поверхности. Такой трюк получается у синицы с помощью ее крепких и цепких лапок.

Эти же лапки помогают выжить ей в случае, если ее гнездо находится далеко. Синица просто прикрепляется коготками к ветке и засыпает. В такие минуты она напоминает маленький пушистый шарик. Такая способность спасает пернатое от сильных холодов.

У каждого вида синиц наблюдаются только им характерные особенности . Но всех их объединяет красивое оперение, озорное поведение и захватывающее пение. Жаль, что при сложных погодных условиях не всем птицам удается доживать до весны и оповестить нас первыми об этом. Некоторые из них не выдерживают сильных морозов.

Синицы являются настоящими санитарами природы. Они уничтожают вредных насекомых и таким образом спасают зеленые насаждения. К примеру, одно семейство синиц для того, чтобы прокормить свое потомство очищает от вредителей более 40 деревьев.

Не всегда синица бывает добродушной и веселой. В период размножения они становятся злыми, бездушными и жестокими существами, если дело касается их потомства. Защищают свои территории они с рвением и бесстрашием.

Линька у пернатых происходит один раз в год. Для того, чтобы соорудить себе гнездо синицы находят углубления в деревьях или заброшенные дупла других птиц или животных. Чаще всего они селятся в заброшенных жилищах дятлов. Не все, но есть такие виды синиц , которые не ленятся и своими трудами выдалбливают углубление для гнезда.

Утеплением жилища пара занимается вместе. Только их обязанности при этом немного разделяются. Обычно самка приносит в новое гнездо легкие перышки или шерсть, а самец более тяжелый строительный материал – мох или лишайник.

Питание

Основным рационом синиц являются насекомые. В виду своей неприхотливости не отказываются они и от растительной пищи. Любимое лакомство – еловые и сосновые шишки.

Есть такие виды синиц, которым в удовольствие подолбить кору дерева и вытащить из-под нее личинок и прочих . Часто, глядя на такую картину, можно подумать, что это дятел, сменивший свой имидж.

Любят птички , клопов, гусениц, яйца. Те, которые живут вблизи людей не отказываются от творога, хлебных крошек, круп, мясных кусочков, сала, ягод и плодов. Они не занимаются запасами еды. Зато с большим удовольствием могут ограбить своих собратьев.

Их нападкам нередко подвергаются московки, пухляки, поползни. В зимнее время года синицы задерживаются подольше в тех местах, где достаточно провизии. Они могут навещать кормушку на протяжении всей зимы и никуда далеко от нее не отлетать.

Птенец синицы

Почему так полезно создавать птичьи кормушки в зимнее время. Это спасает многих синиц, которые в свою очередь спасают зеленые насаждения. Есть предположения, что взрослая особь синицы за один день употребляет в пищу столько насекомых, сколько весит она сама.

Размножение и продолжительность жизни

В стаях птиц образуются пары синиц, которые после постройки гнезда начинают задумываться про потомство. В этот период они из весельчаков превращаются в серьезных и агрессивно настроенных птичек.

Мама синица ждёт появления птенцов

Им теперь нужно заботиться не только о себе, но и о своем будущем потомстве. Обычно в кладке насчитывается около 15 пятнистых яиц. Яйца синиц тоже нетрудно отличить от яиц других . Они посыпаны красными точками, которые на тупом конце яйца образуют своеобразное кольцо.

Кладка яиц происходит дважды в год. Первый раз приходится на конец апреля, второй же ближе к середине лета. На высиживание яиц уходит 13 дней. Этим вопросом занимается только самка. Ее партнер в это время заботиться о том, чтоб она не голодала.

После появления на свет совсем беспомощных птенцов самка не покидает гнездо еще пару дней, согревая своих малышей. Все это время самец самоотверженно заботится о своей семье, носит им еду и защищает от врагов.

16 дней необходимо птенчикам для того, чтобы полностью опериться, стать на крыло и подготовится к самостоятельной жизни. А уже к 10 месяцам птенцы готовы сами воспроизводить потомство. Живут синицы около 15 лет.

Всем знакома небольшая птичка с желтым животом, белыми щечками и черной головкой. По этим признакам большинство и узнают синицу. Крылья у нее имеют серовато-голубой оттенок, а спина - оливковый, иногда, тоже, с синеватым отливом. Окрас, в зависимости от вида синицы, немного различается. Еще, украшает грудь этих птиц черное пятно, продолжающееся, уже в виде полосы, и на животе. По этой полоске можно определить самка это, или самец. У самцов она шире, а у противоположного пола - наоборот.


Относятся синицы к отряду воробьиных. Эти птицы очень подвижны и любопытны. Так же, у них довольно хорошая память. Если начать их подкармливать и сделать это хотя бы раз, то синичка обязательно прилетит опять на то же место.

Где живут синицы?

Эти птицы - жительницы лесов, лугов. Селятся они и по берегам рек. Городские представительницы облюбовывают парки, рощи. В сельской местности, могут свить гнездо и в саду, и в стене дома или другой постройки. Они могут поселиться на любом дереве. И в лесах они живут и в лиственных, и в хвойных.

Синица в полёте
Синица в полёте

С наступлением холодов, синицы стараются селиться ближе к человеку. Так им проще добывать для себя пропитание. А едят они довольно часто и много.

Синица купается

Жить могут синицы и в брошенных дуплах, и в специально сделанных человеком для них домике. Могут и свить себе гнездо самостоятельно. В ход при строительстве идет практически все, что попадется им в клюв. Это могут быть и травинки, и шерсть, и паутины.

Вскармливание потомства

Два раза в год, весной и в начале лета, заботятся синицы о продолжении рода. Пока самочка высиживает первую кладку, будущий отец птенцов усердно носит ей в гнездо еду. Потом, когда она будет высиживать следующий выводок, он будет кормить и первых, и самку. К осени все семейство собьется в одну стаю. Птенцов кормят синицы, преимущественно, гусеницами и мошками, таскают слизняков и всяких жуков, пауков. Носить еду для птенцов приходится им очень часто, почти без остановки.

Детёныш синицы

Что едят синицы в разное время года?

Едят они и ягоды, выклевывают семечки с подсолнухов. Могут питаться семенами сорняков, березы, ели и других деревьев. Распотрошат и шишку, чтобы пощелкать орешков. Могут съесть синицы и животное, имеющее небольшой размер. В холодные зимы синицы могут поедать падаль.

Синица ест падаль зимой
Синицы и дятел у кормушки
Синица с семечкой
Синицы выясняют отношения

Но, вот приходит зима. Синицам все труднее прокормиться. Большинство из них запасов впрок не делают. Синица может припрятать то, что натаскано в гнездо и не съедено за день. Но, на более длительный период они не запасаются. Хотя, не все виды такие беспечные. Многие из них успешно находят и уничтожают и чужие припасы.

Синицы будут клевать замерзшие ягоды, оставшиеся в зиму на ветвях, подбирать то, что найдут на снегу. Замерших насекомых из коры деревьев они тоже достанут и обязательно ими полакомятся. В большинстве же, они будут стараться перебраться ближе к людям, так как там они найдут еды побольше. Да и многие специально соорудят для них кормушки, в которые будут подкладывать для птицы лакомство.

Чем и как можно подкармливать синиц?

Пищеварительная система птиц не приспособлена к тому, что едят люди. Поэтому, подкармливая их, нужно знать, что можно положить в кормушку, а что - нельзя. Не стоит оставлять им там продукты, которые начали портиться. Это может очень сильно навредить птицам. Большой вред несут для них копченые, жареные и соленые продукты. Если подкармливать хлебными крошками, то - только от белого хлеба. Черный может быть для них смертельно опасен.

Лучше всего давать им то, чем они питаются в естественной среде: семечки подсолнухов, тыквы, арбузов. Можно, если есть, замороженные ягоды, орехи. Некоторые из «человеческих» продуктов, все же, можно оставлять для птиц. Главное, чтобы они были свежими. Если подкармливать салом, то - не соленым. Не стоит давать им пшено. Можно ложить в кормушки сухофрукты. Подойдут для питания синиц и сыр, сваренное вкрутую яйцо. Только, нужно не забыть их измельчить. Можно потереть на терке, или мелко порезать. Еще, подойдут для них и каши из риса, гречки, перловки. Сыпать крупу сырой не нужно, следует отварить.


Синица у кормушки

Соорудить кормушку для птиц не сложно. Можно использовать для нее все, что угодно. Не обязательно для этого вооружаться ножовкой. Можно просто сделать «птичью столовую» из любой упаковки от сока или других продуктов. Подойдут и обрезанные пластиковые бутылки. Конечно, если есть желание и время, то лучше всего сделать кормушку более просторной и удобной из дерева.

Один раз найдя для себя еду, синицы прилетят на это место еще раз. И, если регулярно подкармливать их, то и прилетать они будут постоянно. Синицы - очень любопытные и смелые создания. Поэтому, они могут залететь в открытую форточку. А если еще они и найдут, чем там полакомиться, то обязательно утащат. И, хоть синицы и привыкают к тем местам, где можно поесть и к людям, их подкармливающим, далеко не каждая осмелится сесть на руку.

Еще немного интересного о синицах

Название их произошло вовсе не из-за присутствия в их окрасе синеватых оттенков, как некоторые думают. Синицами их прозвали, благодаря их песням. А петь они очень любят, особенно - самцы. В репертуаре этих певцов содержится очень много различных звучаний.

Синицы на подсолнухе

По осени и в начале зимнего периода синицы ведут себя немного тише. Но, как только начинают подходить к завершению холода и приближаться весна, синичьи трели начинают звучать чаще и громче. Для каждого времени года у этих птиц есть свои мелодии.

Когда весна уже не за горами, самцы начинают призывать самок к строительству гнезд. И, зазывают они их песнями. К этому времени, самцом уже выбрано место для строительства. А вот самим гнездом будет заниматься самка. Это чисто ее задача - обустройство жилья.

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив - многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Эпатажные богачи были во все времена. Экзотические домашние животные, странные друзья, необычный внешний вид, странные завещания… При этом часто странности старых русских богачей уравновешиваются благотворительными проектами и яркими идеями для бизнеса. С этой точки зрения самые необычные миллионеры России XIX века не так уж отличаются от современных. Хотя некоторые меценаты в глубине души и лелеяли мечту получить за свои деяния государственную награду или засветить свое имя. Сегодня благотворительно в России переживает возрождение, так что уместно будет вспомнить о самых известных наших меценатах.


Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901). Этот купец стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества. Родился Гаврила Гаврилович в семье бумажного торговца. Будущего миллионера с детства приобщили к делу, поэтому он так и не научился толком ни писать, ни излагать свои мысли. Зато в 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Бизнесмен прославился своей крайней расчетливостью и бережливостью. Говорят, что он не гнушался есть вчерашнюю кашу и ездить в экипаже без резины на колесах. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание - почти все состояние купца пошло на благотворительность. Первый взнос меценат сделал на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, Саввы Мамонтова. Солодовников захотел стать дворянином, для этого он решил построить в Москве полезное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем самым интересным. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было. По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20147700 рублей были пущены на благие дела. А ведь по нынешнему курсу эта сумма составляла бы около 9 миллиардов долларов! Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть - на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть - на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей, там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. С домами появились черты коммун - магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека. На первом этаже дома для семейных работали ясли и детский сад, комнаты предлагались уже с мебелью. Только вот в такие удобные квартиры «для бедных» первыми въехали жить чиновники.


Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884). Этот барон и банкир смог из своего состояния в 100 миллионов рублей пожертвовать на благие дела 6 миллионов. Штиглиц являлся самым богатым человеком в стране во второй трети XIX столетия. Свой титул придворного банкира вместе с капиталом он получил в наследство от отца, обрусевшего немца Штиглица, получившего за заслуги титул барона. Свое положение Александр Людвигович укрепил, выступив посредником, благодаря которому император Николай I смог заключить договора о внешних займах на 300 миллионов рублей. Александр Штиглиц в 1857 году стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог. В 1860 году Штиглица назначили директором вновь созданного Государственного банка. Барон ликвидировал свою фирму и стал жить на проценты, заняв роскошный особняк на Английской набережной. Сам по себе капитал приносил Штиглицу 3 миллиона рублей в год. Большие деньги не сделали барона общительным, говорят, что даже стригший его 25 лет парикмахер так и не услышал голоса своего клиента. Скромность же миллионера принимала болезненные черты. Именно барон Штиглиц стоял за строительством Петергофской, Балтийской и Николаевской (позже Октябрьской) железных дорог. Однако банкир остался в истории не своей финансовой помощью царю и не строительством дорог. Память о нем осталось во многом благодаря благотворительности. Барон выделил внушительные суммы на строительство Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей. Сам Александр Людвигович был не чужд искусству, но его жизнь оказалась посвящена зарабатыванию денег. Муж приемной дочери, Александр Половцев, сумел убедить банкира, что растущей промышленности страны нужны «ученые рисовальщики». В итоге благодаря Штиглицу появилось училище его имени и первый в стране музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть его коллекций со временем была передана Эрмитажу). Сам Половцев, являвшийся статс-секретарем Александра III, считал, что страна будет счастливой тогда, когда купцы начнут жертвовать деньги на образование без корыстной надежды получить правительственную награду или преференции. Благодаря наследству жены, Половцев смог издать 25 томов «Русского биографического словаря», однако из-за Революции эта благое дело так и не было закончено. Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским, а мраморный памятник барону-меценату из него давно выкинули.


Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913). Этот дворянин пожертвовал в общей сложности около 3 миллионов рублей. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной резни в русской посольстве в Иране (тогда же был убит Александр Грибоедов). В итоге дипломат разочаровался в своей профессии и решил заняться семейным бизнесом. В местечке Гусь Иван Мальцев создал сеть стекольных заводов. Для этого в Европе был раздобыт секрет цветного стекла, с его помощью промышленник стал выпускать весьма выгодные оконные стекла. В итоге вся эта стекольно-хрустальная империя вместе с двумя богатыми домами в столице, расписанными Айвазовским и Васнецовым, по наследству получил немолодой уже холостой чиновник Нечаев. Вместе с богатством ему досталась и двойная фамилия. Годы, прожитые в бедности, наложили на Нечаева-Мальцева свой неизгладимый отпечаток. Он прослыл весьма скупым человек, позволяя себя тратиться только на изысканную еду. Другом богача стал профессор Иван Цветаев, отец будущей поэтессы. Во время богатых застолий он с грустью подсчитывал, сколько стройматериалов можно было бы купить на потраченные гурманом деньги. Со временем Цветаев сумел убедить Нечаева-Мальцева выделить 3 миллиона рублей, требуемые для окончания строительства Музея изящных искусств в Москве. Интересно, что сам меценат славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно. Миллионер шел на немыслимые траты. Так, 300 нанятых им рабочих добывали особый белый морозоустойчивый мрамор прямо на Урале. Когда же оказалось, что в стране никто не может изготовить 10-метровые колонны для портика, то Нечаев-Мальцев оплатил услуги норвежского парохода. Благодаря меценату из Италии были привезены искусные каменотесы. За вклад в дело строительства музея скромный Нечаев-Мальцев получил звание обер-гофмейстера и бриллиантовый орден Александра Невского. Но не только в музей вкладывал средства «стекольный король». На его деньги во Владимире появилось Техническое училище, на Шаболовке - богадельня, а на Куликовом поле церковь в память убиенных. К столетнему юбилею Музея изящных искусств в 2012 году фонд Шуховская башня предложил дать заведению имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова вместо Пушкина. Однако переименование так и не состоялось, зато на здании появилась памятная доска в честь мецената.


Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Богатый купец пожертвовал на благотворительность более 5 миллионов рублей. Солдатенков торговал бумажной пряжей, он являлся совладельцем текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, кроме того на паях владел Трехгорный пивоваренным заводом и Московским учетным банком. Удивительно, но сам Кузьма Терентьевич рос в невежественной старообрядческой семье, не приучаясь к грамоте. С ранних лет он уже стоял за прилавком в лавке своего богатого отца. Зато после смерти родителя никто уже не мог остановить Солдатенкова в утолении жажды знаний. Курс лекций по древнерусской истории ему читал сам Тимофей Грановский. Он же ввел Солдатенкова в кружок московских западников, приучив творить добрые дела и сеять вечные ценности. Богатый купец вложился в некоммерческое издательство, став себе в убыток печатать книги для простого народа. Еще за 4 года до Павла Третьякова купец стал скупать картины. Художник Александр Риццони говорил, что если бы не эти два крупных мецената, то русским мастерам изобразительного искусства попросту некому было бы продавать свои работы. В итоге в собрании Солдатенкова оказалось 258 картин и 17 скульптур, а также гравюры и библиотека. Купца даже прозвали Кузьмой Медичи. Все свое собрание он завещал Румянцевскому музею. На протяжении 40 лет Солдатенков ежегодно жертвовал этому публичному музею по 1000 рублей. Передавая в дар свою коллекцию, меценат просил только разместить ее в отдельных залах. Непроданные же книги его издательства и права на них были переданы в дар городу Москве. Еще миллион рублей меценат выделил на строительство ремесленного училища, а два миллиона отдал на создание бесплатной больницы для бедных, где не обращали бы внимания на звания, сословия и религии. В итоге лечебницу достраивали уже после смерти спонсора, ее назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Сам благодетель вряд ли бы расстроился, узнав этот факт. Дело в том, что с семьей Боткина он был особенно близок.


Братья Третьяковы , Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892). Состояние этих купцов составляло более 8 миллионов рублей, 3 из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактуры. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а вот Сергей Михайлович контактировал непосредственно с зарубежными партнерами. Такое разделение отлично гармонировало с их характерами. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские встречи и вращаться в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины, при этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московской городской главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков, или же 400 тысяч рублей. Уже с юности братья испытывали потребность сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать свое состояние на создание целой галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой в результате бизнесмен смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. А галерея Павла Третьякова стоимостью в 2 миллиона, да еще и недвижимость, была передана в дар городу Москва. Коллекция же Сергея Третьякова была не столько велика - всего 84 картины, однако оценивалась она в полмиллиона. Свое собрание он успел завещать старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве достался художественный музей, то его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III тот предложил старшему брату дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Зато Сергей Михайлович, успевший стать действительным статским советником, это предложение бы явно принял. Третьяковы помимо собрания галереи содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи и созданного купцами проезда, что оказалось редкостью для страны с бурной историей.


Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Эта яркая личность в истории отечественной культуры оказала весомое на нее влияние. Сложно сказать, что именно пожертвовал Мамонтов, да и подсчитать его состояние довольно трудно. У Мамонтова была пара домов в Москве, имение Абрамцева, земля на Черноморском побережье, дороги, заводы и миллионный капитал. Савва Иванович вошел в историю не просто, как меценат, но и как настоящий строитель русской культуры. А родился Мамонтов в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Свой капитал промышленник составил на строительстве железных дорог. Именно благодаря ему появилась дорога от Ярославля до Архангельска, а потом еще и до Мурманска. Благодаря Савве Мамонтову в этом городе появился порт, а дорога, связавшая центр страны с Севером, спасала Россию дважды. Сперва это произошло во время Первой мировой войны, а потом и при Второй. Ведь практически вся помощь союзников поступала в СССР через Мурманск. Искусство было не чуждо Мамонтову, сам он неплохо лепил. Скульптор Матвей Антокольский даже считал его талантливым. Говорят, что благодаря прекрасному басу Мамонтов смог бы стать певцом, он даже сумел дебютировать в миланской опере. Однако ни на сцену, ни в училище Савва Иванович так и не попал. Зато он смог заработать столько денег, что сумел устроить свой собственный домашний театр и учредить частную оперу, первую в стране. Там Мамонтов выступал и режиссером, и дирижерам, и декоратором, а также ставил своим артистам еще и голос. Купив имение Абрамцево, бизнесмен создал знаменитый мамонтовский кружок, чьи члены постоянно и проводили время в гостях у своего богатого покровителя. На рояле Мамонтова учился играть Шаляпин, в кабинете мецената своего «Демона» писал Врубель. Свое подмосковное имение Савва Великолепный сделал настоящей художественной колонией. Тут были построены мастерские, специально обучены крестьяне, а в мебели и керамике насаждался «русский» стиль. Мамонтов полагал, что народ надо приучать к красивому не только в храмах, но и на вокзалах, и на улицах. Спонсировал миллионер и журнал «Мир искусства», а также Музей изящных искусств в Москве. Только вот поклонник искусства так увлекся благотворительностью, что умудрился влезть в долги. Мамонтов получил богатый заказ на строительство очередной железной дороги и под залог акции взял большой кредит. Когда оказалось, что 5 миллионов погашать нечем, Савва Иванович оказался в Таганской тюрьме. От него отвернулись былые друзья. Чтобы хоть как-то погасить долги Мамонтова его богатая коллекция картин и скульптур была распродана за бесценок на аукционе. Обнищавший и постаревший меценат стал жить при керамической мастерской за Бутырской заставой, где незаметно для всех скончался. Уже в наше время знаменитому меценату поставили памятник в Сергиевом Посаде, ведь сюда Мамонтовы проложили первую короткую железнодорожную ветку специально для перевозки богомольцев в Лавру. Планируется возведение еще четырех памятников великому человеку - в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.


Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1850-1917). Эта женщина владела состоянием в 10 миллионов рублей, пожертвовав на благотворительность более миллиона. А ее сыновья Михаил и Иван стали известными коллекционерами предметов искусства. Когда у Варвары умер муж, Абрам Абрамович, от него она унаследовала в 34 года Товарищество Тверской мануфактуры. Став единоличной владелицей крупного капитала, Морозова занялась обеспечением несчастным. Из тех 500 тысяч, что супруг ей выделил на пособия бедным и содержание школ и церквей, 150 тысяч пошло на клинику для душевнобольных. После революции клиника имени А.А.Морозова была названа в честь психиатра Сергей Корсакова, еще 150 тысяч было пожертвовано Ремесленному училищу для бедных. Оставшиеся вложения были не столь велики - 10 тысяч получило Рогожское женское начальное училище, шли суммы на сельские и земные школы, на приюты для нервнобольных. Раковый институт на Девичьем поле получил имя своих меценатов, Морозовых. А было еще благотворительное заведение в Твери, санаторий в Гаграх для больных туберкулезом. Варвара Морозова состояла во многих учреждениях. Ее именем в итоге были названы ремесленные училища и начальные классы, больницы, родильные приюты и богадельни в Твери и Москве. В благодарность за пожертвование в 50 тысяч рублей имя мецената было выбито на фронтоне Химического института Народного университета. Для Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке Морозова купила трехэтажный особняк, она же оплатила переезд в Канаду духоборов. Именно Варвара Алексеевна профинансировала строительство первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени Тургенева, открытой в 1885 году, а затем еще и помогла приобрести нужную литературу. Финальной точкой благотворительной деятельности Морозовой стало ее завещание. Фабрикантша, выставленная советской пропагандой образцом стяжательства, приказала перевести все свои активы в ценные бумаги, положить их в банк, а полученные средства отдавать рабочим. К сожалению, те не успели оценить всю доброту своей хозяйки - через месяц после ее смерти случилась Октябрьская революция.


Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Этот меценат пожертвовал около 500 тысяч рублей. Морозов сумел стать образцом современного бизнесмена - он учился химии в Кембридже, а текстильное производство изучал в Ливерпуле и Манчестере. Вернувшись из Европы в Россию, Савва Морозов возглавил Товарищество Никольской мануфактуры, названное его в честь. Директором-распорядителем и главным пайщиком этого предприятия оставалась мать промышленника, Мария Федоровна, чей капитал составлял 30 миллионов рублей. Передовое мышление Морозова говорило о том, что благодаря революции Россия сможет догнать и перегнать Европу. Он составил даже свою собственную программу социальных и политических реформ, которые ставили цель переход страны к конституционному режиму правления. Морозов застраховал себя на сумму в 100 тысяч рублей, а полис оформил на предъявителя, передав его любимой актрисе Андреевой. Там в свою очередь передала большую часть средств революционерам. Из-за любви к Андреевой Морозов поддерживал Художественный театр, ему была оплачена 12-летняя аренда помещения в Камергерском переулке. При этом вклад мецената равнялся взносам основных пайщиков, в число которых входил и владелец золото-канительной мануфактуры Алексеев, известный, как Станиславский. Перестройка здания театра обошлась Морозову в 300 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. И это еще при том, что архитектор Федор Шехтель, автор мхатовской чайки, сделал проект совершенно бесплатно. Благодаря деньгам Морозова за границей было заказано самое современное сценическое оборудование. Вообще, осветительное оборудование в российском театре впервые появилось именно тут. Всего на здание МХТ с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца меценат потратил около 500 тысяч рублей. Как уже было сказано, Морозов сочувствовал революционерам. Среди его друзей был Максим Горький, во дворце промышленника на Спиридоновке прятался Николай Бауман. Морозов помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где инженером служил будущий нарком Леонид Красин. После волны революционных выступлений в 1905 году промышленник потребовал от матери передать фабрики в его полное подчинение. Однако та добилась отстранения строптивого сына от дел и отправила его с женой и личным доктором на Лазурный берег. Там Савва Морозов и покончил с собой, правда, обстоятельства гибели оказались странными.


Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928). Происхождение этой княгини остается загадкой. По одной из легенд ее отцом мог являться сам император Александр II. Тенишева в молодости пыталась найти себя - она рано вышла замуж, родила дочь, стала брать уроки пения с целью попасть на профессиональную сцену, начала рисовать. В итоге Мария пришла к выводу, что целью ее жизни является благотворительность. Она развелась и повторно вышла замуж, на этот раз за видного предпринимателя, князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Его за бизнес хватку прозвали «русским американцем». Скорее всего брак был по расчету, ведь только так выросшая в аристократический семье, но незаконнорождённая, девочка могла получить твердое место в обществе. После того, как Мария Тенишева стала супругой богатого предпринимателя, она отдалась своему призванию. Сам князь также был известным меценатом, основав Тенишевское училище в Петербурге. Правда он все же принципиально помогал самым культурным представителям общества. Еще при жизни мужа Тенишева организовала рисовальные классы в Петербурге, где одним из преподавателей был Илья Репин, также она открыла рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино Мария открыла «идейное имение». Там была создана сельскохозяйственная школа, где воспитывались идеальные фермеры. А в кустарных мастерских готовились мастера декоративно-прикладного искусства. Благодаря Тенишевой в стране появился музей «Русская старина», ставший первым в стране музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Для него в Смоленске было даже построено специальное здание. Однако крестьяне, о чем благе пеклась княгиня, отблагодарили ее по-своему. Тело князя, забальзамированное на сто лет и похороненное в трех гробах, было просто выброшено в яму в 1923 год. Сама же Тенишева, содержавшая с Саввой Мамонтовым журнал «Мир искусства», дававшая средства Дягилеву и Бенуа свои последний годы доживала в эмиграции во Франции. Там она, еще не будучи старой, занялась эмальерным искусством.


Маргарита Кирилловна Морозова (Мамонтова) (1873-1958). Эта женщина приходилось родней и Савве Мамонтову и Павлу Третьякову. Маргариту называли первой красавицей Москвы. Уже в 18 лет она вышла замуж за Михаила Морозова, сына другой известной меценатки. В 30 лет Маргарита, будучи беременной четвертым ребенком, стала вдовой. Сама она предпочитала не заниматься делами фабрики, чьим совладельцем являлся ее муж. Морозова дышала искусством. Она брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого долгое время финансово поддерживала, чтобы дать возможность ему творить и не отвлекаться на быт. В 1910 году Морозова подарила художественное собрание своего умершего мужа Третьяковской галерее. Всего было передано 83 картины, в том числе работы Гогена, Ван Гога, Моне, Мане, Мунка, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Перова. Крамского, Репина, Бенуа, Левитана и других). Маргарита финансировала работу издательства «Путь», которое до 1919 года выпустило около полусотни книг, в основном на тему религии и философии. Благодаря меценатке выходил журнал «Вопросы философии» и общественно-политическая газета «Московский еженедельник». В своем имении Михайловское в Калужской губернии Морозова передала часть земель педагогу Шацкому, организовавшему тут первую детскую колонию. И это заведение помещица поддерживала материально. А во время Первой мировой войны Морозова превратила свой дом в больницу для раненых. Революция разбила и ее жизнь, и ее семью. Сын и двое дочерей оказались в эмиграции, в России остался только Михаил, тот самый Мика Морозов, чей портрет написал Серов. Сама фабрикантка доживала свои дни в бедности на летней даче в Лианозово. Отдельную комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила от государства за несколько лет до смерти.

Исследования показывают, что побудительные мотивы благотворительности и меценатства у российских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков не существовало. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям. Иными словами, всё зависело от социального облика благотворителей. С этой точки зрения можно говорить о важнейших побудительных мотивах благотворительности и меценатства российских предпринимателей.

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив – многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Известные меценаты

Одним из наиболее известных меценатов России был Савва Мамонтов, происходивший из старинного купеческого рода. Благодаря ему построили одну из первых железных дорог на территории России, соединившую Сергиев Посад с Москвой. Также Мамонтов часто принимал у себя художников, которых он поддерживал, заказывая у них дорогие работы. Меценатство Мамонтова распространялось и на музыку – именно он учредил Частную русскую оперу. В Частной русской пел легендарный Федор Шаляпин, талант которого впервые открыли в этом музыкальном учреждении.

Еще одним меценатом 19 века являлся Савва Морозов, оказывающий материальную поддержку больницам, приютам, культурным заведениям и нуждающимся студентам. Не отставал от него и Павел Третьяков, основавший Третьяковскую галерею, собравший огромную коллекцию русских картин и опекавший Арнольдовское училище глухонемых детей. Кроме того, Третьяков вносил крупные пожертвования семьям солдат, погибших во время русско-турецких и Крымской войн.

Остались в памяти людей и такие меценаты, как Митрофан Беляев, Василий Тредиаковский, Иван Остроухов, Алексей Бахрушин и Степан Рябушинский. Людей, преданных меценатству, всегда было мало, однако каждый из них свято верил в благое дело и стремился исполнять его со всей своей ответственностью.



Рассказать друзьям