К каким эпизодам баллады относятся эти иллюстрации. Какие эпизоды, на ваш взгляд, являются важными

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учащиеся отмечают эпизоды: встреча князя Олега с кудесником и смерть князя Олега.

Просмотр мультипликационного фильма, созданного учащимися.

Просмотр эпизода фильма.

К жанру баллада.

Баллада – лиро - эпический жанр литературы. От итальянского «плясать». Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой –то необычайный случай.

Виды баллад:

Исторические;

Семейно - бытовые;

Разбойничьи;

Страшные;

Трагические.

Историческая.

Особенности баллады:

Часто открывается пейзажным зачином;

Завершается пейзажной концовкой;

Имеет сюжет (эпическое начало);

Написана в стихотворной форме, выражены чувства героев

(лирическое начало) ;

Построено на диалогах и монологах (драматическое начало).

В летописной легенде при изучении древнерусской литературы .

Летопись – запись событий по голам (или летам).

Монах Нестор.

Выразительное чтение летописной легенды учеником.

Ответы учащихся.

Учитель: из письма Пушкина к (1825 г.) : « Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Эти произведения основаны на историческом событии. Одинаковые герои, сюжет.

Любой художественный текст отличает образность, ведь главное для писателя не рассказать, а изобразить, передать своё впечатление от увиденного.

1) различие по жанру :

ЛЕТОПИСЬ - проза

БАЛЛАДА – поэтический текст

2) различия во времени , изображённом в произведениях:

ЛЕТОПИСЬ - о встрече Олега с кудесником рассказывается в прошедшем времени;

БАЛЛАДА – о событиях рассказывается в настоящем времени.

3) различия в композиции произведений :

ЛЕТОПИСЬ – главная сцена – размышления князя над могилой коня, основанные на недоверии к кудесникам. О предсказании Олег вспоминает.

БАЛЛАДА – события изложены в хронологическом порядке:

· предсказание;

· разлука с конём;

· возвращение на родину;

· воспоминание о коне и сожаление об утрате верного друга;

· появление змеи;

· смерть Олега.

4) различия в изображении образов героев:

князь Олег

ЛЕТОПИСЬ - вещий (мудрый)

Ни на секунду не сомневается в ней.

БАЛЛАДА – для Пушкина Олег прежде всего воин, полководец.

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

(Олег храбрый, удачливый)

Ответы учащихся.

Олег любит своего коня.

Доброе отношение к коню, сожаление.

«Светлое чело» - свидетельство ума и красоты.

Олег щедрый.

У князя много отрицательных качеств:

1. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

(гордый)

2. «Открой мне всю правду, не бойся меня…»

(властный)

3. «Их сёла и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам»

(жестокий)

Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.

В раздражении, что расстался до времени с любимым конём.

Варианты ответов учащихся.

Вдохновенный (глашатай воли богов)

смелый, независимый, бескорыстный , вещий язык его «правдив и свободен» (т. е. земные владыки над ним невластны)

Отвечает свободно, с чувством собственного достоинства. На высокомерную речь князя отвечает мудрым спокойствием, уверенностью в себе.

Простой человек, живущий глубокой духовной жизнью, способен противостоять власти: сила духа противостоит силе власти В кудеснике автор ценит «божий дар» и независимость. Предсказатель сродни поэту.

Ответы учащихся.

ЛЕТОПИСЬ – понятно отношение только к Олегу.

БАЛЛАДА - авторское отношение раскрывается через средства художественной выразительности. Отношение автора проявляется, с одной стороны, в восхищении воинской доблестью Олега, а с другой – князь для поэта - человек обыкновенный, не властный над судьбой.

К кудеснику

Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни.

Ответ вложен в уста кудесника, волхва: творчество должно быть свободным, независимым, неподкупным.

Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Отличительные черты

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

  • Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
  • Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
  • Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
  • Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра - это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Отличие от прочих жанров

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

жанра баллады
Параметр сравнения Баллада Былина Сказка
Авторство Есть народный и литературные тексты Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству Есть народные и литературные тексты
Особенность изложения Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора
Сюжет Наличие сюжета обязательно
Герои Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания

Положительный герой - воплощение мужества и справедливости в народном сознании - богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа.

Отрицательный герой - воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник)

Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны.

О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами.

Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты)

Место действия На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа Обязательно четко указывалось (Киев-град) В тексте могло отсутствовать упоминание места действия
Тема Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа Абсолютно любое событие по воле рассказчика

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Тексты Жуковского

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

Признак баллад любовной тематики - глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

Приведем пример из «Светланы»:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался - вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

«Лесной царь»

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

  • Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
  • Большая роль диалогов.
  • Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
  • Мистический компонент - сам царь, гибель младенца.

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Баллада - удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

«Лицей Пушкина» - Пушкин попал в лицей «по блату». Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Вольховский В.Д. Металлическая овальная пластина, масло. Друзья мои, прекрасен наш союз! Яковлев М.Л. Творческие порывы. Корсаков Н.А. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. Друзья Пушкина.

«Детские и лицейские годы Пушкина» - Отец Сергей Львович. Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Детские и лицейские годы А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. И встретил нас Куницын…-.

«Пушкин в начальной школе» - Потерять свежесть. Приятна мне твоя прощальная пора. А. С. Пушкин "Осень". Раскрыть возвышенное настроение стихотворения. Подведение итогов урока. Александр Сергеевич Пушкин. Размышление. 6 июня 1799 года родился А.С.Пушкин. Мать - Надежда Осиповна Отец - Сергей Львович. Заполните таблицу.

«Царское село - лицей Пушкина» - Синонимы. Воспоминания в Царском Селе. Муза. Библиотека. Учебная комната. Пушкин и Царское Село. Царскосельский дворец. Комната лицеиста. Царское Село. Запятые. Царскосельский Лицей.

«Лицейские годы Пушкина» - Кюхельбекер. Крылов и Гнедич. Пущин. Там собирались противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Лицейские годы А. С. Пушкина. Н. И. Гнедич. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Воспитание и детство. Где наша роза, Друзья мои? Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.

«Пушкин лицеист» - И.Репин «Пушкин на экзамене». «Сень наук». В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Желанные гости. А.А.Дельвиг. «Дортуар». "Лицейская республика". Царское Село. И.И.Пущин. № 14, спальня А.С.Пушкина. Рукописные журналы. «Святое братство». На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать.

Всего в теме 20 презентаций

Цели урока: 1. Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге ". 2. Проследить, как решается тема судьбы в балладе. 3. Сопоставить иллюстрации В.М. Васнецова к " Песни о вещем Олеге " с соответствующими отрывками баллады.


Читаем летопись… Летописец (ученый монах) часто либо выполняет заказы князей, либо следует церковным канонам, создавая образы исторических личностей и описывая их деятельность. Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор






Словарик ХозарыЦарьград Кудесник, волхв ПерунЖребийКурганТризнавещий Племя, обитавшее на юге Росси в x веке Ныне Стамбул волшебник, чародей Судьба, участь (устар.) могильный холм (устар.) Бог грома и молнии Обрядовые действия и пиршество в память умершего Предвидящий будущее








Заглянем в словари Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. В. И. Даль Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий. Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий С.Ожегов Ушаков










"Песнь о Вещем Олеге" в иллюстрациях В. М. Васнецова







Подведем итоги: Одной из основных тем «Песни о вещем Олеге» является… Какие общечеловеческие проблемы поднимает Пушкин в своем произведении? Вспомни содержание летописи и баллады. Что делает текст художественным? Подумайте, на чьей стороне автор, кому он ближе по духу?






В языке «Песни о вещем Олеге» можно выделить, кроме нейтральных средств языка, несколько стилистических компонентов: а) церковнославянизмы; б) архаизмы; в) историзмы; г) элементы языка фольклора; д) элементы разговорной речи. Чем можно объяснить наличие этих составляющих в языке данного произведения? Из 8– 11 строф стихотворения выпишите все случаи употребления данных языковых явлений.



Рассказать друзьям