Как развить эмоциональный интеллект. Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что

Под принято понимать набор умений, позволяющих обеспечивать контроль над собственным эмоциональным фоном и оказывать влияние на поведение окружающих индивидуумов. Поэтому развитие эмоционального интеллекта – процесс, который нужно начинать с ранних лет, чтобы в зрелом возрасте быстро адаптироваться к реалиям социальной жизни и чувствовать себя уверенно.

Главный плюс высокого показателя EQ (именно так обозначается эмоциональный интеллект в науке и повседневной жизни) – минимизация негативных эмоций. Ведь посредством этого феномена можно быстро выявить причинно-следственную связь их возникновения и трезво оценивать сложившиеся обстоятельства, чтобы разумно на них отреагировать и своевременно принять меры для решения поставленной задачи.

С 40-х годов 20-го века начали проводиться многочисленные исследования. Базовая их цель состояла в определении взаимной связи, возникавшей между достижениями в школе и успехом в последующей жизни учащихся. Выводов было сделано несколько, главный из них заключался в следующем: чтобы достичь поставленных целей, необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми путем формирования договоренностей и налаживания сотрудничества.

Какие факторы препятствуют развитию EQ

Повышение эмоционального интеллекта – серьезная и сложная работа, которая начинается с дошкольного возраста. Проделать ее быстро получается далеко не у всех. Дело в том, что есть несколько факторов, препятствующих этому явлению:

  • отсутствие восприимчивости к невербальным сигналам (такое состояние наблюдается приблизительно у каждого десятого индивидуума, особенно у дошкольника, и выражено оно в плохом ощущении личного пространства, неспособности установления визуального контакта, нерациональном истолковании мимики других людей);
  • уход от конфликтной ситуации вместо ее разрешения (люди, которые чувствуют себя никому не нужными, одинокими или обремененными, как показывает практика, абсолютно не способны контактировать с окружающим миром и обществом, предпочитая остаться в одиночестве и грустить, нежели отправиться на поиски путей решения проблем);
  • чрезмерная агрессивность (многие индивидуумы именно агрессию выбирают в качестве основной реакции на все, что происходит вокруг, это приводит к их моментальной изоляции от общества и истощению сил, жизненной энергии, бодрости).

Чтобы избежать пагубного влияния этих факторов, необходимо ответить на вопрос, как повысить эмоциональный интеллект.

Почему успешные в жизни люди имеют высокий показатель EQ

Люди, состоявшиеся в жизни как личности, как правило, обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Способствует этому обстоятельству одновременно несколько факторов.

  1. Развитие этого навыка позволяет индивидууму избавиться от многочисленных сомнений, страхов, предрассудков и побуждает к активным действиям для решения поставленных вопросов.
  2. Высокий параметр эмоционального фона обеспечивает простое понимание мотивов и поступков окружающих людей. А это значит, что появляется возможность эффективного взаимодействия с «нужными» индивидуумами и подбирать подходящую для этого модель поведения.
  3. Феномен поддается развитию на протяжении всей человеческой жизни, чего нельзя сказать об IQ. Можно взяться за решение этого вопроса с младенчества и завершить становление в старости. Это гарантирует гармонию индивидуума с самим собой и окружающими людьми.

Принципы повышения EQ

А теперь самое время рассмотреть, как развить эмоциональный интеллект самостоятельно. Для этого существует несколько основополагающих принципов.

  1. Каждая эмоция должна осознаваться, особенно, если говорить о негативных вещах. Обманывать можно всех, но только не свою личность и сущность.
  2. Следует расширять словарный запас для выражения собственных чувств. Эмоции имеют не только мимическое сопровождение, но и словесное. Поэтому важно назвать хотя бы с десяток различных эмоций и пополнять эту копилку при любом удобном случае.
  3. Важно анализировать ощущения других людей. Как только вам удастся разобраться с собственными чувствами, можно приступать к чувствам других. Следует понаблюдать, какие способы они используют в целях реагирования на претензии и требования или, наоборот, на приятные события. Как себя ведут в непредвиденных ситуациях, получается ли сохранять самообладание.
  4. Необходимо отыскать новые для себя пути реагирования на типовые случаи. Какие эмоции и чувства они вызывают? Хочется ли проявлять на них агрессию или, наоборот, переключиться на нежность?
  5. Нужно отслеживать собственный локус контроля. Т. е. осознавать свою ответственность за собственную жизнь и череду событий, которые в ней наблюдаются.

Насколько это возможно?

Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека – лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися.

На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от (показателя разума) его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом. Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами:

  • среда «обитания» индивидуума (в основном условия, в которых он рос и развивался);
  • уровень осознанности (осознания себя и окружающего мира, действительности);
  • багаж знаний (практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ).

Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство – обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.

Простейшие упражнения для повышения уровня EQ

Существует пять (на самом деле их намного больше) упражнений, которые помогут оперативно повысить уровень эмоционального интеллекта.

Дневник эмоций

Любая реакция на определенное событие из жизни есть результат полученного в прошлом опыта. Чем больше трудностей довелось преодолеть, тем более адекватной будет реакция на любые возникающие сложности. Это говорит о том, что не все люди на одно и то же событие реагируют одинаково.

Например, случилось следующее: начальник был не в духе и накричал на подчиненного «ни за что». Один работник поймет своего руководителя и продолжит работу в том же русле. Другой – обидится и решит отомстить (например, «настучать» вышестоящему начальнику). Третий и вовсе расплачется, решив, что он плохой сотрудник и не стоит своей должности. Школьник, получив замечание от учителя, тоже может реагировать по-разному, как и подросток на поучения родителей. Эмоциональность свойственна каждому человеку, поэтому все эти реакции абсолютно нормальны.

Ваша цель – определить ту, что свойственна именно вам. А затем разобраться с внутренними механизмами (причинами), которые обеспечивают ее запуск. В целях контроля собственных эмоций необходимо тщательно разбираться в этом вопросе. Лучше выделить сразу несколько реакций, чтобы при необходимости выбрать наиболее оптимальную из них. Это и называется умением контролировать эмоции и вместо истерики предпочитать сдержанность с самообладание.

Записи об успехах нужно делать в дневник. Если вы попробуете применять эту практику в течение месяца, то изменитесь сами и сможете хорошо повлиять на собственную жизнь.

Подбор слов

На самом деле, не существует такого явления, которое нельзя было бы описать словами. Ежедневно на современного человека «валится» лавина переживаний и эмоций. Но у большинства индивидуумов в лексиконе нет подходящих слов для их доступного выражения. Согласитесь, не каждый взрослый подберет слова и фразы для описания чувств. Максимум, на что мы способны – описать радость, грусть, гнев. А как насчет глубинных переживаний? Что уж говорить о ребенке младшего возраста. А если бы они были, появилась бы возможность эффективного взаимодействия с той или иной эмоцией.

Обратная связь

Проблема в том, что львиная доля индивидуумов не в состоянии давать и принимать обратную связь, причем как в позитивном, так и в негативном ключе. А если они и умеют это делать, то делают неправильно, с переходом на личности, задевая чувства других людей.

Одно дело, давая обратную связь, сказать человеку: «Ты чересчур взбалмошный». И совершенно другое: «Вчера я спросил у тебя, чем могу тебе помочь, а ты накричал на меня и бросил трубку, на мой взгляд, это было слишком опрометчиво, ведь я действительно хочу тебе помочь».

Принимая обратную связь (негативную), вместо того, чтобы сказать «Ах так. Что вы о себе возомнили. И вообще – на себя посмотрите», можно сказать: «спасибо за ваши рекомендации, я подумаю об этом…».

Это и есть самосознание. Как же можно развивать эмоциональный интеллект у взрослого?

Тестирование

В мировой практике принято применять огромное количество типологий, которые сопровождаются соответствующими тестовыми заданиями. Что касается познания самого себя, существует несколько трудностей:

  • не все тесты отличаются высоким качеством, поэтому предпочтение следует отдавать только проверенным заданиям и обязательно оригинальным (чем большее количество вопросов в них присутствует, тем более точный результат будет предоставлен по итогу);
  • верная трактовка результата (в интернете полно различных тестов, предоставляющих лишь краткие тезисы из описания, которые в действительности ничего не дают (или почти ничего), гораздо больше пользы принесет прочтение хорошей книги по теме или ознакомление с научной статьей, читать нужно, чтобы увеличивать значение показателя и подымать его в соответствии с собственными пожеланиями);
  • осознание результата, особенно по части негативных (слабых) сторон (следует понимать, что плохих или хороших психологических типов не существует, т. к. каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны).

В итоге вы станете эмоционально устойчивым человеком, способным совладать с собственными чувствами.

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

Что такое эмоциональный интеллект? Как работать над его развитием и зачем это делать?

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в эмоциях, осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Работа над развитием эмоционального интеллекта делает человека взрослее, увереннее в себе, избавляет его от комплексов и душевных метаний, позволяет принимать участие в нормальной жизни, взаимодействовать с другими людьми и понимать их побуждения, то есть видеть собеседников насквозь. Такие способности позволяют с легкостью заводить новые знакомства, а значит, использовать людей для достижения поставленных целей.

Вы, сами того не подозревая, используете эмоциональный интеллект каждый день, ведь невозможно полностью отключить эмоции, быть совершенно бесстрастным (о влиянии эмоций на деятельность человека мы уже говорили в одной из наших статей). Держать чувства под контролем – сложная задача, справиться с которой смогут только сильные личности. Но это и к лучшему. Ведь эмоции помогают правильно оценить ситуацию и найти верное решение для любой проблемы. Хорошо развитый эмоциональный интеллект является тем фактором, который помогает достигать успеха.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:

Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и эмоции . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

P.S. Вот еще одна статья на тему EQ, опубликованная на нашем сайте: «Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Майер и П. Саловей).Понятие « эмоциональный интеллект » не является новым в педагогике. Об этом явлении писали многие учёные, но использовали другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухина – «разумность чувств».

Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которая первоначально означает процесс вчувствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова).

Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте, который, по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического склада личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит эмоциональный мир ребёнка, либо искажает процесс его развития.

В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако, на наш взгляд, эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста. По мнению американских исследователей, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим успехам.

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, – говорит основоположник Питер Сэловей. – но что мне совсем не нравится, так это воспитание конформности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета предлагает свой вариант программы развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Он считает: нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект , как в искусстве общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё – всё это требует развитого чувства эмпатии.

Цель программы. Развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.

Задачи:
● Формирование интереса дошкольников к эмоциональным переживаниям.
● Формирование представлений о базовых эмоциях и чувствах.
● Развитие умения сотрудничать с другими детьми.
Программа состоит из 20 занятий. Структура каждого занятия:
- чтение рассказа или стихотворения;
- беседа по содержанию текста;
- работа по отбору картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения.
- проведение одной – двух игр.
Занятия проводились в течение полугода в подготовительной к школе группе МДОУ № 138 г. Воронежа.

Занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Играющие собаки»

Чтение текста.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Беседа.
- Что делал Полкан во дворе?
- Как играл Мопс?
- Разозлился ли Полкан?
- Что по предположению Володи могло случиться, если бы Мопс не перестал мешать Полкану? Полкан поступил так, как предполагал Володя, или нет? Почему?
- Чему отец научил Володю на примере этого случая?
- Как вы думаете, что чувствуют малыши, когда их обижают?

Игра «Волны» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры
Воспитатель стоит в круге, который образовали дети, и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестесть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат.

Занятие по рассказу М. Зощенки «У бабушки»

Чтение текста.

Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.
Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.
Лев и львица сидят за столом.
Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы и тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.
Приносят миску с супом.
Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.
Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.
Сам дедушка разливает суп.
Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:
- Мне только одну капельку.
Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.
Я смущённо смотрю на эту каплю.
Все смеются.
Дедушка говорит:
- Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.
Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.
Бабушка говорит:
- Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.
Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.
Дедушка говорит моей маме:
- Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне:
- Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.
Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:
- Я больше к вам никогда не приеду...
Беседа.
- Почему мальчик попросил своего дедушку налить ему только одну каплю супа?
- Как вы думаете, выполняя просьбу внука, дедушка шутил?
- Мы часто шутим над теми, кого любим. Как вы думаете, мальчик из этого рассказа понимает это или нет? Почему вы так считаете?
- Как мы должны вести себя, когда люди шутят над нами, чтобы им не было обидно?
- Что дедушка мальчика почувствовал, когда его внук не понял, что он просто пошутил?
- Если бы вы оказались на месте мальчика, что бы вы сделали, когда дедушка так пошутил над вами?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Праздник вежливости» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.

«Сегодня в нашей группе, – говорит воспитатель, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

Занятие по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь»

Чтение текста.
Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг...
И ещё...
и ещё, может, десять,
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
«Прости...»

Беседа.
- О чём это стихотворение?
- Как вы думаете, почему так трудно просить прощения?
- Что чувствует мальчик, когда идёт к маме, чтобы попросить прощения?
- Что вы чувствуете, когда должны попросить прощения?
- Что чувствуют окружающие нас люди, когда мы совершаем нехорошие поступки?
- Какое продолжение для этого стихотворения можно придумать? Что скажет мальчику мама?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей стихотворения.

Игра «Живые куклы» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание помочь окружающим.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары и объясняет: «Представьте, что ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Пусть один из пары останется ребёнком, а другой превратится в куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет о чём-то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы и заботиться о ней». Предлагает помыть кукле руки, покормить её, погулять с ней, уложить спать и т.п. При этом предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет.
Полностью войдя в игровую ситуацию, дети продолжают играть самостоятельно. В следующей игре они меняются ролями.

Занятие по рассказу М. Зощенки «Я не виноват»

Чтение текста.

Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.
Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:
- Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
Я говорю:
- Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
Приносят суп. Я говорю:
- Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
- Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
- Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.
Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
- Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
Отец хмурится и уходит из-за стола.
Мать говорит:
- Пойди к отцу, попроси прощения.
Я говорю:
- Я не пойду. Я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках мое блюдце с кремом.
Отец говорит:
- Ну, что ж ты не съел свой крем?
Я говорю:
- Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Беседа.
- Что случилось за столом во время еды? Как вы думаете, действительно ли отец хотел съесть блины и крем своего сына?
- Почему отец нахмурился и ушёл из-за стола? Что он почувствова, когда мальчик сказал: «Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный»?
- Часто случается так, что наши слова или поступки обижают дорогих нам людей. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы искупить свою вину в таких ситуациях?
- В конце рассказа мальчик решил помириться со своим папой. Как он это сделал? Если бы вы были этим мальчиком, как бы вы помирились с папой?
- Что почувствовал отец, когда сын решил первым с ним помириться?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
Игра «Оживлялки» (И. Климина).
Цель. Развивать умение невербально выражать свои эмоции.

Материал. Рисунки детей.

Ход игры
Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.
Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение.

Занятие по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша»

Чтение текста.
Ох, до чего он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие,
Проснусь, и сразу весело,
Когда его вижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я.
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом –
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнет меня – терплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.

Беседа.
- Как вы думаете, какими должны быть старший брат и старшая сестра?
- У вас есть брат или сестра? Расскажите о них.
- Что чувствуют ваши брат или сестра, когда вы ведёте себя агрессивно по отношению к ним?
- Как вы поступаете, когда ваши брат или сестра делают не так, как вам бы хотелось?
- Нарисуйте портреты ваших братьев или сестёр и подарите им.
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажей.
Игра «Составные фигуры» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, учитывать влияние других детей на свои действия.

Ход игры
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его изображение на картинке в книжке. Попробуйте его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» И т.д. Таким образом, каждый ребёнок будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться в правильном порядке: впереди – хобот, за ним – голова, по бокам – уши и т.д. Затем он предлагает слону пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений.

В качестве составляемой фигуры могут быть любые реальные и сказочные животные (собака, гусеница, дракон и т.д.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами.

Занятие по стихотворению А. Барто «Одиночество»

Чтение текста.
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники запасу.
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске,
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
Приходите насовсем!

Беседа.
- Как вы думаете, почему мальчик решил жить в лесу один?
- А почему потом он решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей? По душе ли ему одиночество?
- Какое место в нашей жизни занимают окружающие нас люди? Как вы думаете, можем ли мы существовать без их участия?
- Вы улыбнулись, когда читали последние строчки стихотворения? Почему? Какое это стихотворение – весёлое или грустное? Почему вы так думаете?
Показ и отбор картинок с выражением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажа стихотворения.

Игра «Старенькая бабушка» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание поддерживать и помогать другому.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары: бабушка (дедушка) – внучка (внук) и объясняет: «Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Их необходимо проводить к врачу, а для этого внуки и внучки должны перевести их через дорогу с сильным движением».

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей в роли атомобилей бегают по проезжей части. Поводырю нужно уберечь бабушку (дедушку) от машин, показать доктору (его роль играет ребёнок), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Занятие по стихотворению А. Барто «Разлука»

Чтение текста.
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Беседа.
- Что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
- Что каждый из вас может делать для мамы?
- Опишите эмоциональное состояние мальчика, когда он скучает по своей маме.
- Что можно сделать, чтобы мальчик не чувствовал себя таким одиноким?
- Что вы делаете, если ваши родители уезжают куда-нибудь надолго? Почему вы так делаете?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажа стихотворения.

Игра «Работаем вместе» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с другими.

Ход игры
Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре ребёнка. Каждой из подгрупп он даёт задание: вымыть посуду, приготовить суп или посадить дерево. Помогает распределить обязанности (например, один ребёнок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвёртый поливает дерево). В течение пяти минут подгруппы репетируют свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают.

Занятие по рассказу Н. Носова «Ступеньки»

Чтение текста.
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
- А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
- Ну чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
- Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
- Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
- Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
- Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять...
И снова остановился.
- Опять забыл? – спрашивает Валя.
- Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
- Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
- Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
- Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
- Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
- А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
- Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Беседа.
- Чему научился Петя в детском саду?
- Кого встретил Петя у ворот дома?
- Что Петя решил показать своей сестрёнке? Удалось ли ему это сделать? Почему?
- Что говорил Петя своей сестрёнке, когда не мог вспомнить, какое число идёт после пяти?
- Как вы думаете, что почувствовала Валя, когда Петя сказал, что она ему мешает думать? Почему вы так считаете?
- Что Валя решила сделать, чтобы помочь брату? Почему она так сделала?
- Подумайте: если бы вы были на месте Вали, что бы вы сделали, чтобы помочь своему брату? Почему?
- Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда Валя помогла ему вспомнить счёт? Почему вы так считаете?
- Нужно ли помогать друг другу? Почему?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Разговор сквозь стекло» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов.

Ход игры
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнёр всё равно не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, всё ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если играющие затрудняются. В следующей игре дети меняются ролями.

Приложение

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители:

Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
Помните, что дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании, назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.
Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.



Рассказать друзьям