Какие качества ильи муромца подчеркивает автор. Какие черты личности приезжего раскрываются в приведенном фрагменте? В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, лицемерящие ради достижения своей целей? (ЕГЭ по литературе)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сейчас, изучая географию на уроках, у нас есть множество информации: карты, схемы, фотографии. Еще в 19 веке знания о природных зонах были весьма скудными. Долгое время ними занимался Докучаев, но он так и не смог систематизировать собранные данные, и его дело продолжил Л. С. Берг, известный в СССР географ.

Параметры характеристики природных зон

Любой биологический комплекс имеет схожие характеристики. Это касается животного и растительного мира, почвы, погодных условий зимой и летом. Задача учащегося - уметь систематизировать информацию и предоставить характеристику природных зон России с помощью таблицы.

Л. С. Берг не только дал подробную характеристику природных зон всей Евразии, но и определил отличия на других континентах. Его учебник “Природа СССР” стал основой для тех знаний, которые мы имеем теперь.

Рис. 1. Природные зоны России

Таблица “Природные зоны России” (8 класс)

Название зоны

Географическое положение

Климат

Почва

Растения

Животные

Арктическая пустыня

Острова Северного Ледовитого океана, север п-ва Таймыр

Преобладают холодные арктические воздушные массы. Лето короткое и холодное.

Вечная мерзлота

Мхи, лишайники, полярный мак

Белый медведь, морж, тюлень

От побережья Северного Ледовитого океана до полярного круга. Самая широкая полоса тундры в Сибири

Длинная зима (9 мес.), много осадков из-за низкого испарения, лето непродолжительное.

Тундрово-глеевые, торфяные

Мхи, лишайники, ягодные кустарники

Северный олень, песец, заяц-беляк

Лесотундра

Протяженность по всей России узкой полосой от тундры к тайге

Субарктический, постепенное потепление. Ср. Тем-ра января от -10° до -40°, летом +13°-+19°

Преобладают торфяные и сфагновые болота. Почвы торфяно-глеевые и с переходом наглеево-подзолистые

Низкорослые ели, пихта, кедр, карликовая береза

Бурый медведь, лось, заяц-беляк. Из птиц: глухарь, рябчик, кедровка

Протяженность от Балтийского моря до побережья Тихого океана. Занимает всю Сибирь

Теплое лето 4-5 месяцев и холодная зима. Т-ра января от -10° до -50°. Летом +16°

Подзолистые

Это зона лесов. Представители: лиственница, пихта, ель, кедр, сосна

Бурый медведь, лось, белка, волк, соболь, рысь.

Птицы: глухарь, рябчик

Смешанные леса

Европейская часть России и Западная Сибирь

Зона умеренного климата, преобладает гумусовый слой

Подзолистые

Много травянистой растительности. Из деревьев встречаются как хвойные, так и лиственные

Лось, заяц, бобр, кабан, лисица, енот.

Широколиственные леса

Русская равнина и юг Дальнего Востока

Умеренный в Европейской части и муссонный на Дальнем Востоке.

Серые подзолистые, бурые лесные, в Европейской части – черноземы.

Дубы, клены, липы, осины. Из-за чрезмерного использования людьми. Практически все леса вырублены

Заяц, кабан, выхухоль, лисица

Лесостепи

Узкая переходная полоса от лесов к степям

Умеренный континентальный.

Черноземы

Лиственные породы деревьев и многообразие трав

Заяц, белка, бобры, мыши

Северное побережье Черного моря, юг Западной Сибири

Засушливый, испарение высокое, влажность низкая. Зимы морозные лето жаркое

Черноземы

Травы и злаки: ковыль, перекати-поле, пшеница

Мыши, суслики, змеи. Из птиц – степной орел

Пустыни и полупустыни

Районы около Каспийского моря

Засушливый климат с холодными зимами

Серо-бурая почва, преобладают солончаки, солонцы

Засухоустойчивые растения. Встречаются ценные корма для овец и верблюдов

Змеи, черепаха, тушканчик, скорпион

Субтропики

Южное побережье Черного моря

Теплый морской климат на протяжении года

Бурые горно-лесные почвы, желтоземы и перегнойно-карбонатные

Самшит, рододендрон, лавр

Муфлон, черепаха, змеи, благородный олень

Рис. 2. Тайга

Формирование природных зон в горных областях происходит на уровне более 2000 м. На Кавказе и Урале такая высота соответствует альпийским лугам, в северных районах Сибирских гор – горной тундре.

1. Разнообразие внутренних вод России. На основе анализа схемы сделайте вывод о том, какие виды внутренних вод есть в нашей стране и как они связаны с другими компонентами природы

2. На контурной карте (рис. 7) подпишите названия крупных рек России, обозначьте границы меж океанских водоразделов, используя материалы п. 23 и рисунок 43 учебника.

3. Объясните, почему для хозяйственного использования рек важно не только их общее количество, но и такие характеристики, как речной сток, падение и уклон реки, режим питания реки.

Ответ: Знание особенностей различных режимов рек, падений и уклонов, речных стоков необходимо для строительства и эксплуатации ГЭС, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава.

4. Колебания уровня реки по сезонам года - режим реки - зависят от типов питания. Назовите основные типы питания рек нашей страны.

5. На основе анализа карт атласа и учебника определите, в каком климатическом поясе преобладают реки:

С весенним половодьем в умеренном поясе - 1

С паводочным режимом в умеренном поясе (область высокогорного климата) и в субтропическом поясе - 2

С половодьем в тёплую часть года в умеренном поясе (область резко континентального климата и область климата смешанных лесов Дальнего Востока) - 3

Приведите по 2-3 примера рек:

1 - Волга, Обь

2 - Ямансу, Кубань

3 - Амур, Ангара

6. Какие стихийные явления, связанные с реками, приносят бедствия человеку? Приведите примеры таких явлений за последнее время, объясните их.

Стихийные явления, связанные с реками Их причины Районы распространения Способы предотвращения
Наподнения Обильные дожди, дружное таяние снегов, ветровой нагон воды в устье рек, загромождение русла льдом Реки юга Дальнего Востока, Нева, Лена, Енисей Регулирование стока рек
Половодья Весеннее таяние снега на равнинах, летнее таяние снега и ледников в горах, обильные дожди Реки с преобладанием весеннего стока (например, Волга, Урал). Реки с преобладанием летнего стока (например, Анадырь, Юкон, Макензи) Создание дамб
Ледоход Таяние и размывание льдов при потеплении Осенний ледоход и переход его в ледостав сопровождается зажорами. На больших реках весенний ледоход сопровождается заторами. Был создан постоянно функционирующий научный экспертный совет для разработки моделей возможных прохождений ледохода и характера половодья.
Заболачивание, Болота По вине человека, например, при возведении дамб и плотин для прудов и водохранилищ В России распространены на севере Европейской части, в Западной Сибири, на Камчатке Осушение

7. Дайте характеристику одной из самых крупных рек России и одной из рек вашего края

Название реки Лена
Бассейн океана Впадает в море Лаптевых (СЛО)
Характер течения Верхнее течение (от истока до устья Витима), среднее течение (от устья Витима до места впадения Алдана), нижнее течение (от впадения Алдана до устья)
Тип водного режима Характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень
Источники патиния Талые снеговые и дождевые воды
Уклон и падение реки Падение - 1470 м, уклон - 0,33 м/км или 33 см/км
Расход воды в устье и годовой сток Годовой сток от 489 до 542 км 3 , Расход в устье от 15500 до 17175 м 3 /сек
Крупные города, расположенные на реке Якутск, Усть-Кут, Ленск
Возможности хозяйственного использования Судоходство, рыболовство, лесосплав
Экологические проблемы Из-за глобального потепления паводки с каждым годом набирают мощи, что разрушает берега реки

8. На контурной карте (рис. 7) отметьте районы распространения болот. Объясните условия их образования и особенности размещения по территории России.

Ответ: Основная причина возникновения болот - переувлажнение грунта. Оно происходит на плоских территориях при большом количестве осадков и малом испарении.

9. Приведите примеры самых крупных озёр в России, укажите их происхождение.

Байкал - тектоническое

Ладожское - ледниковое

Онежское - ледниковое

Ханко - остаточное

Ильмень - ледниковое

10. Используя материал п. 24 учебника, а также сведения из других источников, составьте краткий рассказ об использовании озёр человеком.

Ответ: Озёра - источник пресной воды, пищевых продуктов, сырья. Используются в качестве судоходных путей, а их берега - места для отдыха.

11. Объясните, почему самые крупные ледники в России расположены на Кавказе и Камчатке, а не в Хибинах, на Урале или Алтае.

Ответ: Горы на Кавказе и вулканы Камчатки выше, чем остальные. Так же большое количество осадков способствуют формированию ледников.

12. Какие виды подземных вод есть в России? Объясните особенности их размещения по территории нашей страны.

Верховодка, грунтовые воды, межпластовые воды.

Размещение подземных вод зависит от климата, от состава горных пород, рельефа котловины.

13. Что такое многолетняя мерзлота?

Ответ: Многолетняя мерзлота - это толщи замёрзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного времени.
Южная её граница проходит по центральной части Кольского полуострова, пересекает Восточно-Европейскую равнину близ полярного круга, по Уралу отклоняется к югу почти до 60⁰ с.ш., а вдоль Оби - к северу до устья Северной Сосьвы, далее проходит по южному склону Сибирских Увалов к Енисею в районе Подкаменной Тунгуски. Здесь граница круто поворачивает к югу, проходит вдоль Енисея, идёт по склонам Западного Саяна, Тувы и Алтая к границе с Казахстаном. На Дальнем Востоке граница мерзлоты идёт от Амура к устью Селемджи, затем по подножию гор левобережья Амура к его устью.

1. Итак, вы изучили районы европейской части России, которые вместе образуют западную эко­номическую зону. Перечислите наиболее характер­ные исторические, физико-географические, соци­ально-экономические особенности, которыми ха­рактеризуется европейская часть России.

В составе западной экономической зоны 8 экономических районов. Восточную гра­ницу образуют Ненецкий АО, Республи­ка Коми, Свердловская и Курганская об­ласти.

По площади территории эта часть на­шей страны может сравниться с крупней­шими государствами мира, например с Австралией (7682,3 тыс. км 2) или Индией (3288 тыс. км 2).

В западной экономической зоне сосре­доточен основной производственный, тру­довой и научный потенциал страны, глав­ные промышленные и сельскохозяйст­венные предприятия. Сейчас западный макрорегион дает более 4 / 5 всей промыш­ленной и сельскохозяйственной продук­ции страны, здесь сосредоточено более 90% финансовых средств России, пример­но столько же высококвалифицирован­ных кадров.

У большинства районов зоны экономико-географическое положение намного благоприятнее, чем у восточных районов. Вся территория прорезана автомобильны­ми и железными дорогами, трубопровода­ми и линиями электропередач, многие из них имеют выход за рубеж. Природные условия благоприятны для развития ос­новных отраслей сельского хозяйства и жизнедеятельности населения. Климат более мягкий и теплый, чем на востоке.

Ресурсы западной экономической зоны осваивались постепенно вместе с заселе­нием и развитием хозяйства. В начале ис­пользовались преимущества транспортно-географического положения, агрокли­матические и лесные ресурсы. Затем возникло текстильное производство, чер­ная металлургия сначала в центре России (на основе болотных руд и древесного уг­ля), а затем на Урале. Вслед за торговлей и ремеслами развиваются и другие отрас­ли, например кораблестроение; частые войны заставляли совершенствоваться в мастерстве производства военного снаря­жения. С развитием капитализма возни­кает машиностроение, и уже тогда значи­тельная часть сырья начинает завозиться в Центр из других районов. После револю­ции и Великой Отечественной войны от­крываются и вовлекаются в производство все новые ресурсы европейской части: строятся ГЭС на Волге, разрабатываются месторождения нефти и газа в Волго- Уральской провинции, добывается желез­ная руда в Курской магнитной аномалии.

Западная экономическая зона выделя­ется опережающим развитием отраслей обрабатывающей промышленности. В По­волжье, на Урале и в Северном районе к ним добавляются добывающие отрасли. Северный Кавказ выступает как крупный переработчик сельскохозяйственной про­дукции. Северный район очень похож на восточные районы, где сырьевая состав­ляющая преобладает.

Западная экономическая зона — основ­ная в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому здесь развиты все от­расли АПК. Для зоны характерна высо­кая транспортная освоенность террито­рии, которая позволяет перевозить грузы в разных направлениях.

2. Оцените в целом природные условия и ресурсы европейской части России. Насколько они способствуют экономическому развитию территорий? Какие из регионов выделяются как наиболее благо­приятные по природным условиям, богатству при­родными ресурсами? Как уже подчеркивалось, природные условия европейской части России наибо­лее благоприятны и способствуют эконо­мическому развитию территорий. Среди районов, богатых минеральным сырьем, выделяются Северный, Уральский и Центрально-Черноземный. Агроклимати­ческие ресурсы наиболее благоприятны в южных регионах европейской части стра­ны.

3. Составьте краткие характеристики — образы разных районов Европейской России. Для этого за­полните сводную таблицу. Обратите внимание, что эта таблица не является академической сводкой, и не обязательно перечислять здесь все отрас­ли, заповедники и города. У каждого должна получиться своя таблица, свое ви­дение Европейской России. Вы можете ис­пользовать материал параграфов учебни­ка, таблицу 8 приложения, интересные факты, приведенные в рабочей тетради в задании «Знаете ли вы свою страну» к каждому району.

Главная > Урок

УРОК № 49. ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1. Познакомить с природными районами Восточной Сибири: Средняя Сибирь, Северо-Восточной Сибирь, горы Южной Сибири.

2. Охарактеризовать типичные ПТК региона: тундры Таймыра, сибирскую тайгу, закрепляя знания предыдущего урока об особенностях природы Восточной Сибири.

3. Продолжить развивать умения анализировать и сопоставлять различные источники географической информации и составить по ним образные описания территории.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Карты (природные зоны России, физическая Восточной Сибири), слайды, картины.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. иллюстративный с элементами исследовательского; образный, яркий рассказ учителя о природных районах региона с со общениями школьников по исследовательским опережающим заданиям; фронтальная проверка качества усвоёния материала в конце урока.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Зональные и высокогорные комплексы Восточной Сибири. Тундры Таймыра. Специфика природы Якутии: два сезона года - долгая зима и короткое лето, царство многолетней мерзлоты. Сибирская тайга «второе легкое планеты Земля», Минусинская котловина: температурные инверсии, плодородные почвы. Алтай - высочайшие горы Сибири, уникальный памятник Всемирного природного наследия.

Новые термины и понятия. Наледи (тарыны), траппы.

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Оргмомент

Проверка готовности к уроку

Опрос учащихся

Проверить выполнение домашнего задания

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с особенностями природы разных частей Восточной Сибири, типичными ПТК региона

Фронтальный опрос

Закрепить знания об основных особенностях природы Восточной Сибири

НА ДОСКЕ

Природные районы. Восточной Сибири

Название района

Наиболее яркие черты природы

Природные уникумы

Полуостров Таймыр

Арктические пустыни побережья, тундры на юге

Овцебык и снежный баран

Суровость климата. Царство многолетней мерзлоты. Термокарстовые озера. Траппы. Якутские алмазы

«Полюс холода Северного полушария. Тарыны, отуряхи, булгунняхи, р. Лена»

Разновидности сибирской тайги: светло- и темнохвойная.

«Второё легкое» планеты Земля

Минусинская котловина

Богатство природных ресурсов Особенности происхождёния. Температурные инверсии.

Зоны лесостепей и степей. Новейшие тектонические движения. Богатство металлическими рудами. Отчетливо выражена высотная поясность - от степей до ледников и снежников

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания

У доски учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Назовите особенности природы Восточной Сибири, отличающие ее от ранее изученных регионов страны. (Расположение в центре огромного материка Евразия, как следствие, - резко континентальный климат; господство многолетней мерзлоты; самые древние породы Земли - байкалиды море тайги; преобладание плоскогорий в рельефе).

Объясните причины образования и распространения на большой территории многолетней мерзлоты. (Суровый климат: холодные зимы, короткое лето, средние годовые температуры не превышают 0).

Как влияет многолетняя мерзлота на природу региона? На жизнь и хозяйственную деятельность? (Растения с неглубокой корневой системой, почвы маломощные; в рельефе распространены куполовидные холмы с ледяным ядром - булгунняхи, или гидролакколиты, а также провальные термокарствовые - озерные котловины. При строительстве зданий дорог применяются специальные технологии, превращающие мерзлоту в надежное основание при строительстве).

Во время устных ответов у доски несколько учеников письменно отве чают на задания дидактических карточек.

Карточка 1

По картам атласа и учебника определите какие области, края, республики и автономные округа России входят в состав региона. Выпишите их на звания.

Какие природные рубежи сл границей региона на западе и востоке. где проходит граница на севере и юге?

Карточка 2

Сравните географическое положение Восточной и Западной Сибири. Найдите и укажите черты сходства и различия. Заполните таблицу.

Регион

Черты сходства

Черты различия

Восточная Сибирь

Западная Сибирь

Карточка З

Назовите отличительные черты рельефа Восточной Сибири Какие тек

тонические структуры залегают в основании территории района?

Карточка 4

Какими минеральными ресурсами богата Восточная Сибирь 0бЬ$сщ4те

причины размещения основных месторождений полезных ископаемых

Укажите их на контурной карте

Карточка 5

Укажите основные черты резко континентального климата региона

Объясните, какое влияние оказывает климат Восточной Сибири на другие

компоненты природы на рельеф, реки, почвы, растительный и животный

приятности для жизни и деятельности человека. Почему именно эти края

Карточка б

На контурной карте обозначьте цифрами

1. Енисей,

2. Байкал;

3. Ангару;

З. Изучение нового материала

Учитель предлагает совершить путешествие по различным природным районам Восточной Сибири тундрам полуострова Таймыр, Якутии, тайгё Средней Сибири, Минусинской котловине, Алтаю. Класс разбирается на группы по 5-б человек. В течение 10 минут в группах идет подготовка сообщения по заранее заготовленному учителем плану работы каждой группы

Например, для характеристики полуострова Таймыр:.

1. Особенности ГП и рельефа.

2. Типичные ландшафты: от каменистых участков побережья - арктических пустынь до тундр и лесотундры на юге полуострова.

3. Освоение и охрана природы Таймыра.

Сообщение, подготовленное школьниками по материалам учебника и атласа, учитель дополняет некоторыми данным и об особенностях природы Таймыра: «До сих пор на Таймыре можно встретить стада диких оленей. Обитают они и в Таймырском заповеднике, который по площади является одним из крупнейших в России. В этом заповеднике охраняются естественные ландшафты тундры, успешно проведена акклиматизация животных тундры Северной Америки - овцебыков. В горах Бырранга до сих пор обитают ровесники мамонтов - снежные бараны. В горах Бырранга были обнаружены ледники на высоте 90 м над уровнем моря. Ученые до сих пор спорят об их происхождении: это остатки древнего ледника или современный ледник?»

Яркие впечатления о природе Севера есть в стихотворениях замечательных советских поэтов.

Р. Рождественский о погоде в Заполярье:

Нет погоды над Диксоном.

Есть метель.

Ветер есть.

А погоды нет.

Нет погоды над Диксоном третий день.

Картина северного сияния на Таймыре запечатлена в стихотворении М..А. Дудина «Сполох»

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в

Он пестрой музыкой на лире

Самой Вселенной лепит лик.

И смотрит в небо на Таймыре

Новорожденный овцебык

Для характеристики Якутии предлагается такой план:

1 Якутия - самая большая и самая холодная республика РФ (полюс холода Северного полушария).

2. Две природные зоны - тундра и тайга и два сезона года - долгая зима и короткое лето

З. Сибирская платформа в основании, траппы - на поверхности.

4. Особенности рек и озер Якутии наледи - тарыны, отуряхи, наводнения.

5. Якутия - классический пример многолетней мерэлоты.

Для создания более яркого географического образа Республики Саха учитель дополняет рассказы учеников якутскими поговорками «В Якутии одиннадцать месяце - зима, а остальное время - лето» и др.

Также можно дополнить рассказ интересными сведениями о зимних «взрывах» на реках - образованиях наледей, а реках, по которым летом плывут пароходы, а зимой - едуг по льду автомобили, о добыче якутских алмазов и др. Важно подчеркнуть большую работу по сохранению природы, проводимую в республике, и рассказать об Усть-Ленском заповеднике.

Ледяное чудо Якутии

Известный полярный исследователь Э В Тролль назвал ископаемые льды Якутии - чудом Сибири Они распространены на приморских равнинах Якутии, на Новосибирских островах, на дне прибрежных мелководий моря Лаптевых. Эту область с полным правом можно назвать «полюсом вечной мерзло ты Море и реки, подмывая берега, обнажают здесь мощные ледяные клинья, языки, ледяные стены 30-40-метровой высоты и кости вымерших животных. Фантастические-картины разрушения берегов и материкового льда приводили в изумление не только путешественников, но и мёстных жителей.

Ученые долго спорили о происхождении ледяного чуда Якутии Некото рыё исследователи считали ископаемые льды остатками древнего ледникового покрова.

При характеристике зоны тайги основное внимание следует обратить на приспособление растений к суровому климату: господство вечнозеленых хвойных деревьев - ответ растений, на длительность морозной зимы, т.к.

хвоя сокращает расход влаги на испарение, которое при сильных морозах было бы ги для деревьев. А также на разные виды тайги: темнохвойную, угрюмую и сумрачную тайгу из ели и пихты и светлохвойную, в которой преобладает лиственница. Подчеркнуть роль сибирской тайги в поддержании экологического равновесия на планете, показать разнообразие ее ресурсов: древесины, пушнины, целебных трав, грибов, ягод.

Уникальность природы межгорных котловин Восточной Сибири четко проявляется при знакомстве с Минусинской котловиной. Главная задача учителя - подчеркнуть следующие особенности природы котловины:

1. История происхождения, современный рельеф.

2. Климатические особенности: температурные инверсии.

З. Плодородие почв, благоприятные агроклиматические ресурсы: «Сибирская Италия» по количеству солнечных дней.

Для изучения высочайших гор Сибири - Алтая практически весь необходимый материал есть в учебнике: это и описание объекта Всемирного природного и культурного наследия «Алтай - золотые горы», и геологическая история развития гор, и характеристика высотной поя (в тексте инарис.78).

Дополнить сообщения школьников можно сведениями культурологического характера: о загадочной стране Шамбале, вход в которую находится на Алтае; о красотах синих гор и горного Телецкого озера, о знаменитых Сростках - родном селе замечательного писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.

После всех этих сообщений учащихся и дополнений учителя на доске и в тетрадях ребят появляется заполненная таблица «Природные районы Восточной Сибири».

4. Фронтальный опрос

Закрепление изученного материала проводится в форме фронтального опроса учащихся.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие природные районы выделяют в Восточной Сибири и почему?

2. Сравните ПК межгорных котловин и горных районов юга Сибири.

З. Самостоятельно составьте характеристику одной из великих рек Восточной Сибири.

4. В чем уникальность природы Алтая?

Результаты урока

Умение составить образное географическое описание природы одного из ПК Восточной Сибири. Обобщающая таблица в тетради: природные районы Восточной Сибири.

Домашнее задание

§ 39, в тетради - обобщающая таблица «Сравнение типичных ПК региона: межгорной котловины и гор Алтая».

Дополнительный материал

Алтай - золотые горы

В конце 1998 г. в список объектов Всемирного природного и культурно го наследия включена еще одна российская территория - Алтай - золотые горы. Расположены они в пределах Республики Алтай.

На западе территория включает в себя Катунский государственный природный заповедник с природным парком «Белуха на востоке это Алтайский государственный природный заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера, на юге - зона покоя Укок.

Разнообразие и своеобразие ландшафтов Алтая - основная причина включения территории в список объектов Всемирного природного наследия. В природе больше не существует столь ограниченных по площади территорий с таким разнообразием ландшафтов как Алтай.

На юге Алтая можно наблюдать полупустынные ландшафты монгольских нагорий, переходящие в сухостепные и горно-тундровые. Это одна из уникальных достопримечательностей Алтая, обусловленная отсутствием лесного пояса и переходом степи сразу же в горную тундру.

Неповторим высокогорный рельеф Алтая. С одной стороны, это типичный альпийский рельеф, характерный для горных стран альпийского возраста, а с другой - это, как и многие другие горные страны Центральной Азии, более древние горы. Вместе с тем водораздельная часть Катунского хребта с их резко- расчленёнными склонами, остроконечными вершинами, многочисленными карами и различными формами альпийского рельефа отличается от других горных хребтов как Алтая, так и гор Южной Сибири в целом. Наряду с альпийскими формами на Алтае сохранились и более вы равнинные участки - это остатки древнего пенеплена (Восточный Алтай) Все это также не имеет аналогов в мире

Уникум Алтая - гора Белуха, высочайшая вершина Сибири (4506 м над уровнем моря) Почти на 1000 м возвышается она над близлежащими хребтами Неприступная северная стена- и более доступный южный склон создают здесь условия для восхождения альпинистам -разного уровня подготовки.

Подлинный шедевр Алтая - Телецкое озеро, которое называют малым Байкалом, тоже уникально. Чистёйшая вода, горноё обрамление, богатый животный мир - привлекают сюда тысячи туристов со всего мира. Кроме Телецкого озера, на Алтае много значительных по площади морено- подпрудных озер, наиболее крупные из них Тайменье, Мультинские, Кучерлинские, Аккемское, приуроченные к Катунскому хребту.

Примечательной чертой Алтая являются долины рек. Здесь необходимо в первую очередь выделить долину Катуни и Чулышмана. Они протекают на значительном протяжении в глубоких каньонах, сравнимых с Гранд-Каньоном в США. Особенно прекрасна и неповторима долина Чулышмана. Ее украшением служит также многочисленные водопады боковых притоков.

Особенности климата территории - связаны с ее положением в центре Азии. Это прежде всего континентальность климата, которая проявляется в резком контрасте между теплым дождливым летом, холодной и малоснежной зимой в долинах и котловинах, частыми инверсиями температур и мощным снежным покровом высоко в горах.

Формирование климата связано с деятельностью двух мощных и наиболее активных центров действия- атмосферы. Зимой, в связи с охлаждением суши, Алтай попадает в область выского давления - сибирского антициклона, центр которого находится над Монголией. Зимой континентальный воздух. из Монголии приносит с собой сухую ясную морозную погоду Летом же он находится относительно близко к зоне термической депрессии, которая образуется над Азией. Летом ощущается влияние воздушных масс Атлантики, которые приносят осадки, частую смену погод.

Система горных хребтов оказывает влияние на перенос воздушных масс. Лучше увлажнены наветренные западные склоны хребтов Среднее годовое количество осадков колеблется от 100-200 до 1500-2500 мм Меньше всего их выпадает в Чуйской. котловине, а больше всего на наветренных склонах Катунского хребта.

Тепловой режим весьма разнообразен. Так, в разгар лета высокогорные Курайская и Чуйская котловины залиты солнцем, а соседние хребты окутаны густыми облаками и запорошены свежим снегом. Среднегодовая температура изменяётся от 1 в районе Горно-Алтайска до -7 °С в Кош Агаче. Средние июльские температуры изменяются от +15-17 °С на севе ре, до 8-9 °С на границе леса и 5 °С на снеговой линии. Снежный покров образуется в конце октября - начале ноября. Зима в целом холодная, особенно суровые условия в межгорных котловинах (абсолютный минимум -62 °С).

Разнообразен и уникален растительный и животный мир.. Прежде все го необходимо отметить реликтовые (третичные) черневые лёса бассейна Телецкого озера. Они представляют собой своеобразные сибирские джунгли, где сибирская пихта, кедр и осина, а нередко ель и береза растут среди буйной травяной растительности. Безусловно, заслуживают внимания субальпийские и альпийские луга, нигде больше в горах Сибири не образующие таких значительных по площади ассоциаций. Неповторим колорит растительности Южного Алтая, где рядом соседствуют полупустыни, степи и тундра.

Из представителей животного мира следует особо выделить снежного барса. Это одно из редчайших животных мира, на Алтаё их осталось всего несколько десятков экземпляров.

В составе алтайской флоры насчитывается 212 эндемичных видов. Среди них можно отметить тонконога алтайского, осоку алатайскую, овсяницу Крылова, остролодочники, березку Крылова и др. Из представителей фауны эндемичны такие виды, как алтайский кречет, алтайский улар(алтайский сарыч, алатайская белая куропатка, алтайский цокор и др. Такое богатство эндемиков объясняется разнообразием л ландшафтов, образовавшихся на Алтае в соответствии с рельефом, создающим изолированные ареалы.

Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представле­ны в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставле­ния (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?

Монолог представляет собой разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя.

Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настро­ение и переживания героя?

Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Тургенев отметил, что «гуманная натура Толс­того сквозит и дышит во всем, что он написал». Об­ращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающиеся с богатырской мощью и силой.

Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы бы­линного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»?

В стихотворении использован напев­ный былинный стих, размеренность ре­чи, обращения, характерные для были­ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Влади­мир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «ма­ковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Ка­ким предстает в этом конфликте Илья Муромец?

Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к вы­воду, что, потеряв службу, он обретает го­раздо большее — свободу.

Сопоставляя народные былины об Илье Му­ромце и стихотворение Толстого, можно просле­дить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь со­здать такое жизнеописание.

Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью по­стоять за землю-матушку. Калики пере­хожие вручают Илье меч русского богаты­ря Святогора. С тех пор Илья Муромец за­щищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным вой­ском и совершил еще много славных под­вигов.



Рассказать друзьям