Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн. й - революционный год в искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МАРК РОТКО. «ОРАНЖЕВЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ», 1969

86,9 млн долларов (Christie’s, 2012)

Маркус Яковлевич Роткович, родившийся в 1903 году в Витебской губернии, традиционно из года в год возглавляет все рейтинги продаж «русского искусства».

В возрасте 10 лет он эмигрировал с родителями и вырос в США, где укоротил имя до Марк Ротко и стал знаменитым художником-абстракционистом.

Ротко прославился как мастер «живописи цветового поля» - беспредметных абстракций, где главным выразительным средством был эффектный, энергичный цвет.

А полотно Ротко «Оранжевый, красный, желтый» входит и в десятку самых дорогих картин в мире - после шедевров Пабло Пикассо, Густава Климта и Энди Уорхола.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. «СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1916

60 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

«Супрематическая композиция» отправилась на аукцион прямо из государственного музея.

Дело в том, что в 1927 году Малевич, стремительно уезжая из Германии, оставил на хранение архитектору Гуго Герингу много работ, привезенных на выставку.

В 1958 году наследники Геринга, веря в железный занавес, продали их в амстердамский музей Стеделик. А в 2008 году потомки Малевича отсудили у музея несколько шедевров, поскольку сделка была незаконной.

ХАИМ СУТИН. «БЫЧЬЯ ТУША», ОКОЛО 1923

28 млн долларов (Christie’s, 2015)

Уроженец Смоленской губернии 20-летний Хаим Сутин переехал в Париж в 1913 году и стал признанным мастером парижской школы, объединившей живописцев из многих стран.

Эта картина входит в серию с изображением подвешенных бычьих туш. Сутин писал мясо с натуры, покупая его на бойне, туши висели в мастерской по несколько дней, и он поливал их свежей кровью - для яркости.

Соседи жаловались на запах и мух в полицию. Современные искусствоведы считают серию знаковой для современного искусства благодаря натуралистичности живописи и эмоциональному посылу.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. «КАРТИНА С БЕЛЫМИ ЛИНИЯМИ», 1913

41,8 млн долл. (Sotheby’s, 2017)

Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала - началась Первая мировая война.

После Октябрьской революции 1917 года картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже - в Третьяковской галерее.

В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака - он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина.

В 1970-х годах для своей коллекции Хак построил музей, там и хранилась «Картина с белыми лилиями» до самых торгов Sotheby’s.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. «НЕГНУЩЕЕСЯ И СОГНУТОЕ», 1910

23,3 млн долл. (Christie’s, 2016)

Картина относится к парижскому периоду творчества Кандинского, когда после переезда из Германии он глобально изменил палитру и добавил в нее нежные оттенки и серые тона.

Кандинский писал, что его вдохновила атмосфера Парижа, которая напоминала о дождливых днях на родине, в Москве.

Фигура в правой части картины, возможно, изображает сюжет похищения Европы быком-Юпитером. Сторонники этой теории даже опознают в фигуре в самом углу резвящегося морского конька.

АЛЕКСЕЙ ЯВЛЕНСКИЙ. «ШОККО (ШОККО В ШИРОКОПОЛОЙ ШЛЯПЕ)», ОКОЛО 1910

16,5 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Алексей Явленский, покинувший Россию в 1896 году, считается одним из создателей немецкого экспрессионизма.

На картине изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном, чье настоящее имя неизвестно. Прозвище Schokko она заработала, каждый раз прося чашку горячего шоколада во время позирования в холодной студии.

Картина была написана на доске, на обороте которой когда-то находился второй портрет девушки - «Шокко в красной шляпе».

Художник сумел разделить доску, и «Шокко в красной шляпе» сегодня находится в нью-йоркской частной коллекции.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. «ПОРТРЕТ МАРИИ ЦЕТЛИНОЙ», 1910

14,5 млн долларов (Christie’s, 2014)

Это полотно попало на аукцион при печальных обстоятельствах. Мария Цетлина, которая также была коллекционером, в 1959 году завещала свое собрание израильскому городу Рамат-Ган с тем условием, что новый музей русского искусства будет назван в честь нее и мужа.

Хорошего здания у этого музея с годами так и не появилось, и в 2014 году муниципалитет города отдал портрет - самую дорогую картину унаследованной коллекции - на аукцион.

Причем сделал это втайне и от горожан, и от местных депутатов. Однако картина Серова все же была продана за 14,5 миллиона долларов.

Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913. Фото: Sotheby"s

Абстрактную композицию 1913 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для некоего «частного коллекционера». Работа ушла за £33 млн (примерно $41,8 млн), установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ Василия Кандинского. Предыдущий рекордсмен — картина «Негнущееся и согнутое» (1935) была продана на Christie’s 16 ноября 2016 года за $23 млн. Новый рекорд почти вдвое выше. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о большой абстракции 1910-х годов — самого ценного периода в творчестве художника, к тому же с великолепным провенансом.

Торги за «Картину с белыми линиями» Василия Кандинского. Фото: Sotheby"s

Судьба картины с самого момента ее создания складывалась необычно. Василий Кандинский написал ее в 1913 году для выставки в Германии, которая сорвалась из-за начала Первой мировой войны, а художник вернулся на родину. После Октябрьской революции 1917 года картина была привезена в Россию, а в 1919 году — передана в фонд Музея живописной культуры на Волхонке, который возглавлял сам Кандинский. Затем полотно отправилось в Пензу, а оттуда вновь было перевезено в Москву, в Третьяковскую галерею. Но в 1974 году «Картина с белыми линиями» становится собственностью немецкого коллекционера и предпринимателя Вильгельма Хака (1900-1985). Обстоятельства продажи или передачи работы доподлинно не известны, но в онлайн-архивах издания Der Spiegel хранится эта заметка , датированная сентябрем 1974 года. В ней речь идет о передаче Хаком советскому правительству писем Владимира Ленина в обмен на произведение Василия Кандинского и упоминается как раз «Картина с белыми линиями».

Василий Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом». 1909. Фото: Sotheby"s

Не менее любопытна дальнейшая история бытования произведения. В 1970-х годах бургомистру Людвигсхафена (второго по величине города земли Рейнланд-Пфальц) удалось убедить все того же Вильгельма Хака передать свою коллекцию в дар городу. Для ее размещения в центре Людвигсхафена было построено здание, фасад которого украсила мозаика друга коллекционера — всемирного известного художника Жоана Миро. В коллекции Хака находились как работы Василия Кандинского и Казимира Малевича, так и средневековое искусство и даже археологическая находка из захоронения дохристианской эпохи. Однако в 2015 году музей, получивший имя Вильгельма Хака, был вынужден расстаться с произведениями Малевича («Черный прямоугольник, красный квадрат» 1915 года) и Кандинского (той самой «Картиной с белыми линиями» 1913 года). Как выяснилось, несмотря на то что музей был построен на общественные средства и открыт в 1979 году для коллекции, которую собрал и передал в дар городу Вильгельм Хак, некоторые произведения искусства из нее остались в собственности семьи, в том числе шедевры русского авангарда. Два года назад владелица картин, наследница коллекционера Марлен Хак забрала работы Малевича и Кандинского из музея, и теперь одна из них всплыла на Sotheby’s. Таким образом, дважды ускользнувшее от музеев (одного российского, федерального, и одного немецкого, муниципального) полотно стало самой дорогой работой Василия Кандинского, когда-либо проданной на публичных торгах.

Вчера на Sotheby’s были проданы еще два произведения Василия Кандинского: «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом» 1909 года ушел за почти £21 млн в полном соответствии с эстимейтом в £15-25 млн, а поздняя композиция 1943 года «Четыре фигуры на трех квадратах» — за скромные £464,8 тыс. Среди топ-лотов аукциона также были живопись Жоана Миро («Женщины и птицы», 1940, £24,6 млн) и скульптура Альберто Джакометти («Большая фигура», 1947, £17,9 млн). Суммарно вечерние торги принесли Sotheby’s £148,9 млн, включая комиссию аукционного дома.

Публикации раздела Музеи

7 самых дорогих русских картин

З а последние 10 лет работы известных русских художников побили многие рекорды мировых художественных аукционов. «Культура.РФ» рассказывает о самых дорогих отечественных картинах по сведениям этого года .

Марк Ротко. «Оранжевый, красный, желтый», 1969

86,9 млн долларов (Christie’s, 2012)

Маркус Яковлевич Роткович, родившийся в 1903 году в Витебской губернии, традиционно из года в год возглавляет все рейтинги продаж «русского искусства». В возрасте 10 лет он эмигрировал с родителями и вырос в США, где укоротил имя до Марк Ротко и стал знаменитым художником-абстракционистом. Ротко прославился как мастер «живописи цветового поля» - беспредметных абстракций, где главным выразительным средством был эффектный, энергичный цвет. А полотно Ротко «Оранжевый, красный, желтый» входит и в десятку самых дорогих картин в мире - после шедевров Пабло Пикассо, Густава Климта и Энди Уорхола.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», 1916

60 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Абстракции Малевича попадают в свободную продажу крайне редко и обычно весьма сложными путями. Например, «Супрематическая композиция» отправилась на аукцион прямо из государственного музея. Дело в том, что в 1927 году Малевич, стремительно уезжая из Германии, оставил на хранение архитектору Гуго Герингу много работ, привезенных на выставку. В 1958 году наследники Геринга, веря в железный занавес, продали их в амстердамский музей Стеделик. А в 2008 году потомки Малевича отсудили у музея несколько шедевров, поскольку сделка была незаконной.

Хаим Сутин. «Бычья туша», около 1923

28 млн долларов (Christie’s, 2015)

Уроженец Смоленской губернии 20-летний Хаим Сутин переехал в Париж в 1913 году и стал признанным мастером парижской школы, объединившей живописцев из многих стран. Эта картина входит в серию с изображением подвешенных бычьих туш. Сутин писал мясо с натуры, покупая его на бойне, туши висели в мастерской по несколько дней, и он поливал их свежей кровью - для яркости. Соседи жаловались на запах и мух в полицию. Современные искусствоведы считают серию знаковой для современного искусства благодаря натуралистичности живописи и эмоциональному посылу.

Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями», 1913

41,8 млн долл. (Sotheby’s, 2017)

Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала - началась Первая мировая война. После Октябрьской революции 1917 года картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже - в Третьяковской галерее. В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака - он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина. В 1970-х годах для своей коллекции Хак построил музей, там и хранилась «Картина с белыми лилиями» до самых торгов Sotheby’s.

Василий Кандинский. «Негнущееся и согнутое», 1910

23,3 млн долл. (Christie’s, 2016)

Картина относится к парижскому периоду творчества Кандинского, когда после переезда из Германии он глобально изменил палитру и добавил в нее нежные оттенки и серые тона. Кандинский писал, что его вдохновила атмосфера Парижа, которая напоминала о дождливых днях на родине, в Москве. Фигура в правой части картины, возможно, изображает сюжет похищения Европы быком-Юпитером. Сторонники этой теории даже опознают в фигуре в самом углу резвящегося морского конька.

Алексей Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)», около 1910

16,5 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Соратник Кандинского по берлинскому художественному обществу «Синий всадник» Алексей Явленский, покинувший Россию в 1896 году, считается одним из создателей немецкого экспрессионизма. На картине изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном, чье настоящее имя неизвестно. Прозвище Schokko она заработала, каждый раз прося чашку горячего шоколада во время позирования в холодной студии. Картина была написана на доске, на обороте которой когда-то находился второй портрет девушки - «Шокко в красной шляпе». Художник сумел разделить доску, и «Шокко в красной шляпе» сегодня находится в нью-йоркской частной коллекции.

Валентин Серов. «Портрет Марии Цетлиной», 1910

14,5 млн долларов (Christie’s, 2014)

Произведения Серова так редко появляются в продаже, что покупатели за них едва ли не дерутся. Это полотно попало на аукцион при печальных обстоятельствах. Мария Цетлина, которая также была коллекционером, в 1959 году завещала свое собрание израильскому городу Рамат-Ган с тем условием, что новый музей русского искусства будет назван в честь нее и мужа. Хорошего здания у этого музея с годами так и не появилось, и в 2014 году муниципалитет города отдал портрет - самую дорогую картину унаследованной коллекции - на аукцион. Причем сделал это втайне и от горожан, и от местных депутатов. Однако картина Серова все же была продана за 14,5 миллиона долларов.

Василий Кандинский известен во всем мире как один из основоположников абстракционизма. Родители видели своего сына юристом, и он послушно поступил в Московский университет. Все изменила выставка импрессионистов, на которую попал Василий – в тридцать лет он принимает решение круто поменять свою жизнь и стать художником. Учиться мастерству художника молодой человек едет в Лондон. Уже первые работы Кандинского значительно отличались от всего, к чему привыкли его учителя. Форма еще не была абстрактной и условной, но яркие "кислотные" цвета вызывали непонимание и недовольство старых мастеров. Творчество художника быстро развивалось, но поначалу увидеть в нем создателя нового жанра было довольно сложно – академикам казалось, что молодой рисовальщик недостаточно прилежен в написании пейзажей с натуры и относится к заданиям со своеобразным юмором.

Постепенно на картинах Кандинского цветные линии и пятна вытесняют реальные предметы и человеческие фигуры. Изображения становятся все более схематическими, примитивными; мысль о беспредметном искусстве сама по себе восхищала художника, но ему не хватало смелости сделать последний шаг в сторону абсолютной абстракции. Однажды вечером в своей мастерской Василию пригрезилось совершенное, идеальное полотно; холст был прислонен к стене и в сумерки казался нереально красивым, поражая невероятными сочетаниями цветовых пятен. Спустя минуту художник понял, что это его собственная картина перевернутая вверх ногами. В тот момент Кандинский понял, что сочетание линий и пятен может производить глубочайшее впечатление и быть крайне эмоциональным.

Картина "Доминирующая кривая" – одна из самых ярких и характерных в творчестве художника. В ней прослеживается влияние сюрреализма. Наряду с геометрическими формами, привычными для абстрактного искусства, на этом полотне Кандинский вводит некие яркие биоморфные предметы и образы. Художник считал, что каждое произведение искусства – это вещь в себе, не требующая понимания зрителей, и как бы в подтверждение этой мысли бесконечно экспериментировал с формой и цветом.

Разноцветная "доминирующая кривая" на данной картине выполнена в основном красной и зеленой краской. Слева от нее – крупные желтый и зеленый круги, абсолютно неожиданно дающие на соединении нечто вроде темно-малинового оттенка. В правом верхнем углу – идеальной формы черно-белые круги, напоминающие грампластинки. В правом нижнем углу – кубических форм сине-белая лестница. Остальные детали картины как будто бы имеют биологическое происхождение; розовые и белые округлости, похожие на клешни ракообразных; два разноцветных образования, напоминающих человеческий профиль; черные и темно-зеленые элементы, по виду – стебли и листья растений. На данный момент картина находится в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке.

21 июня 2017 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s картина Василия Кандинского (1866-1944) «Картина с белыми линиями» была продана за рекордные £33,008,750.

«Картину с белыми линиями » (1913 года) на аукционе Sotheby’s приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для неизвестного «частного коллекционера». £33 млн (примерно $41,8 млн) - рекордная цена продажи работы на аукционе. Предыдущий рекорд - картина «Негнущееся и согнутое» (1935 года), которая была продана на Christie’s 16 ноября 2016 года за $23 млн.

Новая рекордная цена почти вдвое выше установленной на Christie’s, что объясняется, во-первых, тем, что «Картина с белыми линиями» относится к самому ценному периоду творчества Кандинского (1910-е годы), а во-вторых, тем, что «Картина с белыми линиями» большого размера.

Василий Кандинский, «Картина с белыми линиями», 1913 год, х.м., 119,5 х 110 см

1913-й - революционный год в искусстве

Один конкретный год достаточно редко оставляет большой след в коллективном культурном сознании, и ни один не оставил такого яркого следа, как 1913-й. Этот год особенно важен в контексте истории современного искусства, он отмечен событиями и работами, которые фундаментально изменили понимание искусства. Художники Европы и Америки воплощали новые идеи и формулы художественного выражения, и ряд таких художников внес значительный вклад в современную культуру.

В 1913 году в Нью-Йорке состоялась знаменитая Арсенальная выставка (англ. Armory Show), на которой были представлены произведения живописи, графики и скульптуры современного искусства. Выставка проходила с 17 февраля по 15 марта 1913 года в здании Арсенала (Armory) 69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии. Позднее выставка была показана также в Бостоне и Чикаго. Эта выставка считается отправной точкой развития современного искусства в США.


Арсенальная выставка, Нью-Йорк, 1913

Арсенальная выставка перевернула представления американской элиты о таком явлении, как современное искусство. Прямо на выставке музей Метрополитен приобрёл в свою коллекцию «Холм бедняков» Сезанна; очень много споров породили выставленные работы Анри Матисса.

Пабло Пикассо продолжает в 1913-м исследование , используя коллаж для создания основ синтетического кубизма, а в Мюнхене Василий Кандинский рисует серию абстрактных картин, которая станет одной из самых известных в истории искусства начала ХХ века. Никакой другой год не был для творчества Кандинского настолько продуктивным, как 1913-й. «Картина с белыми линиями», выполненная на полотне большого размера в ярких красках, является одной из наиболее важных работ Кандинского в 1913-м.



Рассказать друзьям