Картина демон в третьяковской галерее. "Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX-XX веков. В его произведениях, напоминающих переливы драгоценных камней, сочетались призрачные мечты, реальность и фольклорная тема. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И в то же время многие современники не признавали работы Врубеля, его картины часто не принимались на выставки, многие иллюстрации не публиковались, а критики в лучшем случае обходили молчанием. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Но, вероятно, Врубель начал работать над этим образом ещё во время выполнения росписей для Кирилловской церкви в Киеве, реставрацией которой руководил профессор Адриан Прахов. Он в 1984 году и предложил художник, на тот момент студенту Императорской Академии художеств, взяться за этот заказ. В Киеве с 1884 по 1889 годы Врубель выполнил росписи Кирилловской церкви, иконы для того же храма, разработал эскизы росписи киевского собора Св. Владимира, из которых были осуществлены только орнаменты. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Этот образ для Врубеля был отчасти выражением внутреннего мира самого художника, в нем иносказательно отражены его негативные переживания, неудачи, разочарования.

«Голова Демона», 1890-1891

В 1889 году Михаил Врубель приехал в Москву. С этого времени начался один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Он обращался к новым для себя областям творчества: театральной живописи, майолике, создал свои центральные произведения в жанре портрета, картины сказочного мистического звучания. В 1890 году Врубель создает скульптуру «Голова Демона», примерно в то же время – рисунок с одноименным названием.

Творчество Врубеля поддерживал предприниматель и меценат Савва Мамонтов. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картину «Демон сидящий» можно увидеть в Третьяковской галерее

Михаил Александрович писал о работе над картиной в конце мая 1890 года: «Вот уже месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я еще напишу со временем, а демоническое – полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Для решения фона художник использовал фотографии Кавказских гор, но природа становится лишь намеком. Фигура сидящего Демона – композиционный центр – приближена к зрителю, но его голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль, его поза замкнута – Демон чужд миру вокруг него. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Цветы-камни, распускающиеся вокруг Демона, пейзаж с золотым светом на заднем плане картины создают образ призрачного прекрасного, но недостижимого мира. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Насыщенные яркие оттенки пейзажа являются диссонансом к образу самого Демона, раскрывают противоречие между ним и окружающим, трагедию пленного духа, который не может быть причастен к красоте Божьего мира.

К теме Демона художник возвращался вновь и вновь до самой смерти, что свидетельствует, насколько значим для него был этот образ. В 1899 году он создает картину «Демон летящий». Она является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтава «Демон». Картина не была закончена по неизвестной причине.

«Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель обращается к образу Демона поверженного. Казалось, все свои творческие, душевные силы художник вложил в это произведение. Гибель Демона словно сломила самого автора. Врубель работал над картиной неустанно. Даже когда полотно уже было на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, он продолжал вновь и вновь переписывать лицо Демона, фон…

«Демон поверженный», 1902

Образ Демона постоянно жил в сознании художника. Предельное напряжение сил привело к нервному срыву и болезни. В 1902 года после сильного приступа его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель увезла мужа на дачу в Рязанскую губернию. В итоге художника определили в клинику Сербского при Московском университете, где подтвердился диагноз «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».

Состояние художника с апреля по август 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестры. К сентябрю он стал более спокойным. Художник Александр Бенуа и Сергей Дягилев решили доказать публике вменяемость Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника.

Казалось, после лечения рассудок возвращался к Врубелю, но семью постигло новое несчастье. По приглашению мецената Владимира фон Мекка Врубель поехал в его имение в Киевской губернии. Но в дороге заболел их с Надеждой трехлетний сын Савва. 3 мая 1903 года ребенок умер в Киеве. Художник не смог перенести потрясение, его психическое состояние вновь ухудшилось. Он лечился в Риге, затем в Москве. Первую половину 1904 года художник снова провел в клинике Сербского.

«Портрет сына художника», 1902

28 ноября 1905 года уже смертельно больному Врубелю было присвоено звание академика «за известность на художественном поприще». В декабре резко ухудшилось зрение, но Врубель продолжал работать. В клинике Усольцева он создает прекрасный портрет поэта Валерия Брюсова и картину «Видение пророка Иезекииля». Художник содержался в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелегкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100-150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Этот удар был для него не менее страшен, чем смерть единственного сына и неизлечимая болезнь. Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Художник умер 1 апреля 1910 года. На похоронах единственную речь произнёс поэт Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Мятеж Демона многие исследователи творчества художника считают отражением сложной переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, когда надвигались политические потрясения и изменения.

8 интересных фактов о Михаиле Врубеле

1. Будущий художник родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель, поляк (по-польски слово «врубель» означает «воробей»), офицер русской армии в военно-юридическом ведомстве, происходил из безземельных дворян. Мать художника, Анна Басаргина, умерла, когда Врубелю было всего три года. Отец в 1863 году женился потом на Елизавете Вессель. Отца часто переводили по службе. Семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, потом в Одессе.

2. Михаил Врубель начал рисовать в пять лет, а в семилетнем возрасте посещал рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, затем в Одессе учился в гимназии. С 1870 года Врубель начал писать портреты маслом, копировал Айвазовского, Дж. Доу. В 1870 и 1872 годах он посещал рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе.

3. В 1874 году 18-летний Врубель, окончив гимназию с золотой медалью и поселившись в Петербурге, по совету отца поступил на юридический факультет университета. Изучив в гимназии латинский язык, читал в оригинале Овидия, Горация. Но Врубеля все больше интересовало художественное творчество. Уже заканчивая обучение в университете, Врубель начал посещать вечерние классы Императорской Академии художеств. В Академию он поступил осенью 1880 года, когда ему было 24 года.

4. Осенью 1884 года Михаил Врубель во время работы над росписями в Кирилловской церкви ездил в Италию по совету профессора Адриана Прахова, а также в Западную Европу. Позже художник говорил: «Там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта, и нет меркантильной скупости».

5. При написании образов святых, а также работая над портретами, как правило, глаза Врубель писал в последнюю очередь, завершая произведение и выражая его идею.

Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем» Михаила Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885)

6. Меценат Савва Мамонтов поручил Валентину Серову и Константину Коровину разработать эскиз росписи «Хождение Христа по водам» для церкви при среднем механико-техническом училище в Костроме. Решение никак не давалось художникам. Тогда Врубель, наблюдавший за их работой, молниеносно сделал нужный эскиз на листе серого картона. Так возникло одно из известнейших произведений. Однако его Врубель едва не уничтожил. В последний момент Коровин смог уговорить художника не резать эскиз, а продать ему.

7. Врубель работал по 10-14 часов в сутки, часто с 8 утра до 8 вечера, делая всего на один час перерыв для обеда, но вместе с тем художник упрекал себя за леность и легкомыслие. Он говорил: «Надо рисовать 10 лет по 5 часов: только тогда поймешь, может быть. Рисуйте каждый день – это предпосылка всякого искусства».

«Жемчужная раковина», 1904

8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Ее образ в театральном костюме стал не реалистичным портретом, а воплощением представления художника о полуреальной-полусказочной красоте, утонченной и таинственной.

«Царевна-Лебедь», 1900

Три цитаты художника Константина Коровина о Врубеле

«Врубель был славянин чистой воды… поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе».

«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась картина. Меня и Серова поражало это».

«Огромную зависть своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».

В материале использованы данные из книги «Михаил Врубель» Е. А. Скоробогачевой.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?


Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.


Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.




С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

дружба, которая закончилась отрезанным ухом

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий»это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби. Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран. Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее. Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон». Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля. Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи. Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Категория

"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль.... Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил " – так писал Михаил Александрович Врубель своей супруге известной оперной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель в конце 1902 года.
Иллюстрировать собрание сочинений М.Ю. Лермонтова Врубелю предложили в 1891 году. Однако мысль о создании образа Демона появилась у художника намного раньше.
Работа над «демонической» темой началась по утверждению биографов М.А. Врубеля уже в 1885 году. В подтверждении этому служат слова самого художника в письме к сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона , которого я напишу еще со временем, а «демоническое»». Такая долгосрочная перспектива свидетельствует о хорошо продуманной идее.
Осенью 1886 года Врубель показывая отцу первые наброски, говорил - Демон – дух не столько злобный, сколько скорбный и страдающий, но при всем том дух властный, величавый.
Первый демон Врубеля был написан в 1890 году в студии С. И. Мамонтова.

«Демон сидящий» - на этой картине в меланхоличном оцепенении изображен искусительно-прекрасный герой, созерцающий золото заката в окружении сине-лиловых миров мрака.
На его щеке мерцает жемчужная слеза – Демон словно скорбит о хрупкости земного мира и вспоминает отторгнутый им мир небесной красоты. Реальность вокруг него охвачена фантастическими метаморфозами, будто превращенная в камень или сталактиты. Кристаллические цветы отбрасывают холодные блики и осыпаются аметистами.
Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность.
Он не носитель коварства и зла. Демон олицетворение вечной борьбы мятущегося человеческого духа. Духа, который ищет примирения переполняющих его страстей. Духа, который в познании жизни не находит ответа на свои вопросы и сомнения ни на земле и ни на небе.

После работы над «Демоном сидящим» Врубель принимается за иллюстрации к Лермонтову, которые изначально принесли ему довольно скандальную известность (особенно иллюстрации к поэме «Демон»).




(Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон": Свидание Тамары и Демона (Акварель), Тамара и Демон (Золотая акварель) Демон летящий, Демон, смотрящий в долину)

Эти работы конгениальны поэзии Лермонтова, они полны экспрессии.
Иллюстрации, выполненные черной и золотой акварелью с добавлением белил, создают впечатление богатой красочной палитры.
Изощренная «кристаллическая» техника рисунка во многом говорит о сложившейся манере и вершине графического мастерства художника.

«Голова Демона на фоне гор» вторая картина с изображением Демона, написанная Врубелем в том же году.
И снова Врубель изображает не абстрактное существо, не черта, который по-гречески означает рогатый, не дьявола – клеветника, а Демона – что означает душа.


Здесь Демон в отличие от «сидящего» полон чувства и энергии мысли.
Он с некоторой тоской и настороженностью вглядывается в неведомое пространство, в мир в котором ему нет места.
Демон будто ищет решения жгущих пламенем страстей им самим поставленных нечеловеческих вопросов касающихся собственного бытия. В тоже время во взгляде его чувствуется философское созерцание.

«Летящий демон» (1899 год) – работа, которая ознаменовала собой возвращение художника к волновавшей его всю жизнь теме Демона. Картина, за которую Врубель взялся в пору своего творческого подъема со всей страстью, по неясным причинам была оставлена и незакончена. Возможно, образ, прорисовываемый на картине, не устраивал художника. Михаил Александрович не дорожил своими набросками и работами.


«Летящий демон» - полон движения и стремительности, он летит над вершинами гор навстречу мрачному небу. Картина длинная и почти абстрактная. С высоты его полёта земля видится мозаикой геометрических пятен. Облик «летящего» Демона, его лицо и фигура - схожи с «сидящим». Он всё тот же молодой титан, однако, лишенный юношеской лиричности – он повзрослел и еще больше разочаровался. Его полёт бесцелен. Руки мускулистые и сильные деформированы и будто неуместны – не нужны существу, которое не знает как применить их.

В 1901 году Врубель лихорадочно и напряженно начинает работать над картиной «Демон поверженный» , с многократными переписываниями и множеством предварительных эскизов. Врубель больше не отпускал своего героя.


Художник видел его лежащим в горной пропасти. Судя по эскизам - это должен был быть образ бунтаря.
Демон не лермонтовский, совершенно необыкновенный. Поза лежащая вниз головой, будто он скатился со скалы. Могучий, мужественно прекрасный низвергнутый в каменную бездну, его крылья поломаны.
Уже, после того как картина была выставлена на очередной выставке «Мира искусства», Врубель снова и снова переписывал лицо «поверженного Демона» на глазах у публики.
И в вихре каждодневно сменяющихся образов мелькали и исчезали лица необыкновенной красоты, чередуясь с ожесточенными и страшными. Сегодня лик падшего дик и жалок, с мучительно искривленным ртом.
Лиловый сумрак затопит низринутого в ущелье, но сверкает венец, розово сияют вершины гор, искрятся и мерцают поломанные крылья (с тех пор краски картины потемнели).

Судьба Михаила Александровича Врубеля трагична. Слепота и безумие.
Александр Бенуа, наблюдавший, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале и открытого для публики, вспоминал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. Он получил юридическое образование, в его семье не было никого, кто был связан с живописью. В этом отношении его история очень напоминает жизненный путь . Тот долгое время был проповедником, но стал художником для того, чтобы донести суть христианства до простых людей. Врубель, в отличие от Винсента, был болен не Библией. В живопись его привел Иммануил Кант.

Ох уж эти немецкие философы! Сколько они сделали для русской культуры. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра? Про Карла Маркса вообще молчу. Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Итак, у Врубеля был Кант. Его художник читал по-особенному. В теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией - работой в сфере между природой и свободой - признавалась только в области искусства. А кто в 24 года не ощущает себя гением? Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего.

Врубелю повезло. Несмотря на то, что будущий художник прошёл в Академию только вольнослушателем, он стал заниматься в мастерской легендарного Павла Петровича Чистякова частным образом. Чистяков, по сути дела, был учителем практически всех звезд русской живописи конца XIX века. Среди его воспитанников были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, Серов. У всех у них был абсолютно разный стиль, но все они в один голос единственным своим настоящим учителем называли Чистякова.

Врубель обучался у лучших мастеров, конфликтовал с именитыми коллегами (чаще всего нападал на Илью Ефимовича Репина). Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину:

«А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете!»

Чистяков рекомендовал Врубеля Адриану Викторовичу Прахову, который в тот момент занимался реставрацией Кирилловской церкви в Киеве. Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд. Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер. В них не было ни слова о реставрации памятников XII века.

Все было бы хорошо. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. В жизнь художника пришла любовь - бич и вдохновение возвышенных натур. Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал. Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него. Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче.



Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал:

«Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, - вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды»

Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона».

«Демон» стал визитной карточкой художника. Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова - первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все.

Демон у художника - не дух зла. Он - душа самой природы и самого мастера.

У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие.

Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление - «Демон сидящий», битва - «Демон летящий» и поражение - «Демон поверженный».



Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.

Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть. Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше.

«Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу. Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп.

Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра. Это «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля». Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали. Художнику казалось, что религиозность и соблюдение строгого поста помогут ему исцелиться. Не помогли.

А в обществе слава живописца все росла. В 1905 году его сделали академиком живописи. Ни на одном заседании Врубель не был, но в почетном статусе в Академии все-таки появился.

В день смерти художник поднялся с кровати и сказал своему слуге, опекавшему его в больнице:

«Собирайся, Николай, поедем в Академию!»

И поехали. На следующий день там был выставлен гроб с телом Врубеля.



Рассказать друзьям