Казанцев александр 1958 и все о нем.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Дети
  • Ирина Александровна
  • Олег Александрович
  • Алёна Александровна
  • Никита Александрович
Награды и премии Сайт akazantsev.ru/main.html

Алекса́ндр Петро́вич Каза́нцев (2 сентября , город Акмолинск , Акмолинский уезд, Акмолинская область, Российская империя - 13 сентября , Переделкино , Российская Федерация) - один из известнейших советских и российских фантастов .

Биография

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске . Окончил . В январе 1930 года отправился на Белорецкий металлургический завод, где сразу стал главным механиком металлургического комбината. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа».

Первые шаги в литературе

После выхода в свет революционной «Туманности Андромеды » Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения, которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х - начале 1980-х годов А. Казанцев был фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений .

Александр Петрович был единственным из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова , когда против того начались гонения со стороны КГБ .

Научно-популярные публикации

Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.

Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах , собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии .

Поздние годы

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х годов . В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (), «Фаэты » (), «Купол Надежды» (), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения . В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской » школы фантастики.

Иллюстратором многих его произведений был московский художник Виталий Лукьянец . Но большинство поздних изданий проиллюстрировал художник Ю.Г. Макаров.

Я был и остаюсь коммунистом, голосую только за КПРФ - она не испугалась угроз и запретов, её руководители не кинулись делить народную собственность, не крали, не строили дворцов… […] Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. […] Победа труда неизбежна. Кто скажет другое - солжёт.

Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино . Похоронен в Москве на Введенском кладбище .

Награды

Шахматная композиция

А. П. Казанцев был известен также как шахматный композитор . С 1926 года опубликовал 70 этюдов , многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник 5 личных чемпионатов СССР . С 1956 года - международный арбитр по шахматной композиции , с 1975 года - международный мастер . С по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.

Ниже приведён один из наиболее известных этюдов Казанцева. Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua

Решение. 1.d6! Кb5 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:b5 a2 9.Кd4! a1Л! 10.Кe6+ Крf7 11.Кd8+ Крg6! 12.Крg8 Лa8 13.h8К+! Крh5 14.Кhf7 ничья. Обратите внимание: по сравнению с начальной позицией произошла полная смена фигур!
Дополнительный вариант: 1…Кc4 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:c4 a2 9.Кe5! a1Л! 10.Кd7+ Крf7 11.Кe5+ Крf6 12.Кd7+ и вечный шах .

Произведения

ЦИКЛЫ
«Георгий Седов»
  • Ныряющий остров (1958)
  • Находка (1958)
  • Против ветра (1950)
  • Марсианин (1958)
  • Трехлапая (1951)
  • В тумане (1951)
  • Катер в море (1950)
  • Сухопутный моряк (1973)
  • На короткой волне (1973)
  • Остановленная волна (1950)
  • Полярный Варяг (1951)
  • Гость из космоса (1951)
Возвращение в грядущее
  • Тайна нуля (1988)
  • Донкихоты Вселенной (1988)
  • Спустя тысячелетие (1997)
Клокочущая пустота
  • Острее шпаги (1983)
  • Колокол Солнца (1984)
  • Иножитель (1986)
Небывалые были
  • Матч антимиров (1973)
Полярное противостояние
  • Подводное солнце: (Мол «Северный») (1970)
  • Арктический мост (1941)
  • Льды возвращаются (1964)
Теплоход «Победа»
  • Звездные пришельцы (1963)
  • Кусок шлака (1963)
РОМАНЫ
1941 Арктический мост
1941 Пылающий остров
1952 Мол «Северный»
1956 Полярная мечта: (Мол «Северный»)
1964 Льды возвращаются
1970 Подводное солнце: (Мол «Северный»)
1973 Сильнее времени
1973 Фаэты
1980 Купол надежды
1983 Острее шпаги
1984 Колокол Солнца
1984 Мост дружбы
1986 Иножитель
1988 Донкихоты Вселенной
1988 Тайна нуля
1992 Иномиры
1996 Озарения Нострадамуса
1997 Спустя тысячелетие
2000 Звезда Нострадамуса
2001 Фантаст Со
ПОВЕСТИ
1946 Живое ущелье
1960 Лунная дорога
1962 Внуки Марса
1963 Планета бурь
1986 Тайна загадочных знаний
РАССКАЗЫ
1946 Взрыв
1949 Пластинка из слоновой кости
1950 Катер в море
1950 Медвежье горе
1950 Остановленная волна
1950 Остров Исчезающий
1950 Пешком на край света
1950 Против ветра
1950 Сильнеее времени
1951 В тумане
1951 Вездеход
1951 Вера в человека
1951 Гость из космоса
1951 Лево на борт!
1951 Льды и лодка
1951 Любовь
1951 Механик
1951 Нетронутый стол
1951 Новогодний тост
1951 Поединок
1951 Полярной ночью
1951 Полярный Варяг
1951 Помощь
1951 Трехлапая
1958 Марсианин
1958 Находка
1958 Ныряющий остров
1960 Лунный дождь
1961 Пришельцы из Космоса
1962 Шлем и тыква
1963 Звездные пришельцы
1963 Кусок шлака
1965 Вилена
1967 Визитные карточки с других планет
1967 Марсианская партия
1968 Посадка
1969 «Завещание» Нильса Бора
1973 Клин клином
1973 Матч антимиров
1973 На короткой волне
1973 Сухопутный моряк
1975 Дар Каиссы
1975 Колодец Лотоса Со
1975 Народные артисты леса
1975 Роковая мина
1975 Шахматная тайна колодца Со
1977 Нарушитель
1977 Электронное сердце
1981 Подвиг зрелости
1982 Говорящий холст
1983 Блестящий проигрыш
1983 Гость Бастилии
1983 Подарок Шамбалы
1983 Тринадцатый подвиг Геракла
1983 Щит короля Артура
1984 Бешеные дивиденды
1984 Генетический код
1984 Лечебное средство
1984 Следопыт математических троп
1996 Великие победы
1997 Коллективное единоборство
1997 Трагедия в Нью-Мексико
1998 Игра на ставку в три «С»
1999 Богиня ошибок
1999 Курганский волшебник
1999 Нерешаемая трехходовка
1999 Парижская дуэль
2001 Кипящее детство
2002 Ойла. Двенадцатая Луна Земли
ПЬЕСЫ
1965 Вилена
СЦЕНАРИИ
1936 Аренида Со
1961 Гость из космоса
СТАТЬИ
1952 Золотой поток
1954 «Дворец машин»
1954 Машины на полях
1956 Трилогия великой веры в человека
1958 Воплощение мечты
1958 Поиски продолжаются
1959 Романтика познания: (О недостатках серии Географгиза «Путешествия, приключения, фантастика») Соавторы: Иван Ефремов, Леонид Соболев
1960 В джунглях фантастики
1960 От планеты смерти до облака мечты
1961 Предисловие к статье М. Агреста «Космонавты древности»
1962 Предисловие
1962 Чувство слабости
1964 Законы мечты
1964 Предисловие
1965 Вперед, к другим планетам!
1965 Предисловие
1966 Второе дно волшебной шкатулки
1967 Волшебный телескоп фантазии
1968 Каменный пращур ракеты
1968 Не грабьте в одиночку!
1968 Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров
1972 Из космоса - в прошлое
1973 Изнанка прогресса
1975 О сборнике «Ошибка создателя»
1975 Предисловие
1977 Поэзия познания
1977 Предисловие
1978 Предисловие
1979 Акулье лицо капитализма
1979 Приглашение к Мечте
1980 Двадцать лет спустя
1980 От автора
1980 Предисловие
1982 Витязь науки, правофланговый фантастики
1982 Кирилл Андреев о фантастике
1983 [Вступительное слово к сборнику М. Пухова «Семя зла»]
1983 Штурман мечты
1983 Этюды, премированные на конкурсе «64» по случаю семидесятилетия А. П. Казанцева
1984 Тайная империя
1985 Линза совести
1985 От автора
1985 Предисловие
1987 От сказки до предвиденья
1987 Писатель-воин Со
1989 Послесловие автора к первому тому
1990 Рецензия на сборник Л. и Е. Лукиных «Ты, и никто другой»
1992 Иноземяне
2001 Так всё начиналось
От ящеров до дальних звезд
ЭССЕ
1989 Нигде или здесь?
1991 Возвращение в грядущее
ОЧЕРКИ
1962 Ступени грядущего
1975 Поэты не умирают
СБОРНИКИ
1950 Против ветра
1951 Обычный рейс
1958 Гость из Космоса
1963 Гости из Космоса
1975 Дар Каиссы
ИНТЕРВЬЮ
1984 Острее шпаги: Взгляд сквозь время
ПРОЧЕЕ
1939 Мир будущего
1958 Бак
1960 Великая география
1961 В восемьдесят минут вокруг света
1979 Путешественник в необыкновенное
1981 Пунктир воспоминаний
1982 Кристалл воображения
1988 Открытое письмо редакции
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ
1961 Планета бурь Со

не дожил до 100 лет всего 4 года. Опережая самые смелые мечты своего времени, оказываясь на несколько шагов впереди, он скромно оставался в тени и не требовал признания и славы.

Александр Казанцев родился 1906 году в Акмолинске (ныне столица Казахстана Астана). Его дед был сибирским миллионером, мама – учительница музыки, а отец – колчаковец, перешедший на сторону красных.

Закончив реальное училище в Петропавловске, он продолжил своё образование в Томском технологическом институте, он поражал своими феноменальной математическими способностями не только однокурсников, но и преподавателей. Молодой творческий инженер всерьез увлекся изобретательством, работая механиком на Белорецком металлургическом комбинате. Именно оттуда он отправился в столицу, чтобы показать свои результаты и исследования в разрабатываемом новом электрическом орудии Тухачевскому и Орджоникидзе.

В 1933 году Александру Казанцеву дали под Москвой собственную лабораторию. В 1939 году в советском павильоне Нью-Йоркской международной выставке « Мир завтра» был главным инженером. Он встречался с учеными Иоффе, Капицей, Таммом, Королевым. Его друзьями были Александр Фадеев и Иван Ефремов.

Во время Великой Отечественной воны А. Казанцева мобилизовали в специальную воинскую часть рядовым сапером. Позже эта часть была преобразована в научно-исследовательский институт электромеханики, в котором он был руководителем, пройдя путь до звания полковника. Именно при нем этот институт назвали « Институтом имени Жюля Верна», и именно там Александр Петрович изобрел сухопутные торпеды на гусеничном ходу(В Москве, на Поклонной Горе их и сейчас можно увидеть в музее). Во время прорыва блокады Ленинграда использовалось ещё одно изобретение Казанцева – бронетанкетка, управляемая по проводам.

Иная сторона Казанцева – любовь к музыке, привитая ему его мамой. Музыкантом он был прекрасным и даже написал балладу « Рыбачка» и фортепианный концерт. Был такой случай. На радио шла пьеса Казанцева « Электронное сердце», где в качестве музыкального сопровождения были использованы записи знаменитых музыкантов-исполнителей. Один из фрагментов записи Рихтера, игравшего Бетховена, нужно было переписать, и тогда сам Александр Петрович сел за рояль и сыграл. Музыкальный редактор даже не заметил, что это был не Рихтер.

Александр Казанцев был избран академиком Академии российской словесности, её членами в своё время были Державин, Карамзин, Вяземский, Пушкин. Был членом правления московской писательской организации и председателем редколлегии серии «Библиотека фантастики», лауреатом международной премии по фантастике, премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года. И всё-таки, прежде всего, он был писателем.

Александр Петрович Казанцев - один из известнейших советских фантастов.

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске (ныне Астана, Казахстан).

Учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске, в Томском технологическом институте на механическом факультете. В студенческие годы увлекался изобретательством.

В 1930 году из-за недостатка специалистов в годы первой пятилетки сразу после окончания института назначен главным механиком Белорецкого металлургического комбината. В 1931 году, находясь в командировке в Москве, продемонстрировал модель изобретённого им электрического орудия С.Орджоникидзе и М.Тухачевскому, которые увидели перспективу межконтинентальной стрельбы. Был переведён с Урала на подмосковный завод, где специально для него была создана лаборатория, переданная в 1933 году Электротехническому институту в Москве. Продолжая руководить разработкой электроорудий, стал начальником производства опытного завода ВЭИ.

В эти же годы по предложению директора Дома учёных принял участие в конкурсе на лучший сценарий научно-фантастического фильма. Подготовленный совместно с директором сценарий "Аренида" получает высшую премию. Фильм не был снят, но сценарий был опубликован. На его основе Казанцев пишет свой первый роман "Пылающий остров", который в течение двух лет (1939-1940) публикуется в "Пионерской правде".

С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание инженера третьего ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращённого в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942 года. В 1944 году получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.
Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 августа 1945 года) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908 году, и он пишет рассказ "Взрыв", вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.

При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе "Георгий Седов" и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: "Против ветра" (1950), "Гость из космоса" (1958).
В разные годы появляются его знаменитые произведения: "Планета бурь" (1959), "Лунная дорога" (1960), "Ступени грядущего" (1962). Встречи с современными учёными (в том числе с Лео Сцилардом, Нильсом Бором и др.) питали научное воображение Казанцева. В 1972-1974 гг. пишет трилогию "Фаэты". Роман "Купол Надежды" является художественным отражением научных идей академика Несмеянова.

Интересы А.Казанцева были необыкновенно разносторонними: получив в юности музыкальное образование, он был автором фортепьянного концерта, баллады "Рыбачка". С 1953 года является мастером спорта по шахматам, был судьёй всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.

Сегодня исполнилось бы 110 лет Александру Петровичу Казанцеву (2 сентября 1906 — 13 сентября 2002), всемирно известному писателю, одному из основоположников отечественной научной фантастики. Его книгами зачитывались, бегали в библиотеки в надежде дождаться очереди на получение долгожданных затертых томиков с прекрасными иллюстрациями. Теперешние дети об этих книгах знают лишь понаслышке. Он - отец палеоуфологии, автор убедительной научной гипотезы о причинах тунгусского взрыва.

За его спиной почти столетие: революции, войны, перестройки и переделы страны и сознания миллионов людей. Все видел, пережил и сумел пронести сквозь время светлую мечту о будущем. На его долю выпало великое счастье стать неистощимым «генератором идей», увлекшим за собою миллионы читателей и почитателей. Писатель и ученый Александр Петрович Казанцев — замечательный современник XX века, автор десятков изобретений, гроссмейстер по шахматным композициям, творец фортепианных концертов и один из создателей фильма «Воспоминание о будущем».


Он видел Буденного и Орджоникидзе, когда «пробивал» свои первые изобретения, он работал с величайшими умами России и мира. «Цель моя была ясна и совпадала с государственной — все силы отдать созданию непобедимой индустриальной державы , — вспоминает Александр Петрович, — но нужны люди для воплощения этой мечты. А побудить в крестьянской стране страсть к науке, изобретательству могли книга, кинофильмы и прежде всего — научная фантастика. Случай или закономерность привели меня в писатели-фантасты — судите сами ».

Александр Петрович Казанцев родился в 1906 году в старинном степном городе Акмолинске (Целиноград, ныне Астана). Отец его был купцом. «А дед мой - сибирский миллионер: скотопромышленник и заводчик. У него был кожевенный завод в Петропавловске. В Акмолинске дедову торговлю представлял мой отец. В гражданскую он воевал за Колчака, перешел на сторону красных. Мать учительствовала в школе. В последнее время преподавала пение. К концу жизни ее наградили орденом Ленина».

Казанцев окончил два класса реального училища в Петропавловске. Недоучился, потому что училище закрыли. «В 1919 году мы переехали в Омск: отец в армии, мне 13 лет. Я окончил курс машинописи и стенографии, работал в губздраве. Поступил в техническое училище, преобразованное в техникум. Проучился два года. Был на пароходе на практике. В соседней каюте оказался начальник Главпрофобра, я ему приглянулся, он говорит: «Зачем вам ждать? Два курса техникума равны средней школе. Я дам направление в Томск, в технологический». Приехал в Томск, экзамены уже кончились, но направление профобра приравнивало меня к рабфаковцам. Принять никак не хотели. В конце концов порешили: сдать минимум за первый курс. А я сдал за два курса. Считался одним из первых студентов. Давали прекрасное образование. Прямо со студенческой скамьи я был назначен главным механиком Белорецкого металлургического завода. Участвовал в строительстве Магнитки. Врезался в память плакат: «До пуска доменной печи осталось столько-то дней».

«В 1930 году я окончил Томский технологический институт, факультет механики. Получил специальность инженер-механик, и сразу с институтской скамьи был назначен главным механиком Беловежского металлургического завода. Случилась у нас как-то авария - на одном из механизмов подтягивания вагонеток оборвался трос. Конечно, поставили запасной, но в голове у меня отложилась мысль - а как бы этот процесс подачи вагонеток усовершенствовать? Тогда я и подумал - "А почему бы не использовать магнит? Подтянет одну вагонетку, за ней другую..." Поделился идеей с другом, а он ее и "зарубил" - что делать, если вагонетка сорвется? А если не затормозится?! Тогда я и подумал, если вагонетку не затормозить - она же улетит и скорость может развить как у снаряда. А это уже не транспорт, а...оружие! Получается, изобретал одно, а получилось совершенно иное - я имел возможность разгонять до большой скорости любое металлическое тело. Получилось электрическая пушка, которой никакого пороха не надо. Сказано - сделано, соорудил модель - деревянная трубка, обмотанная катушками и железный стерженек в качестве снарядика. Вскоре вышла оказия - вместе с заместителем директора нашего завода мне надо было ехать в Москву для защиты проектных конструкций предприятия. Естественно, я считал свой проект страшной военной тайной, способной помочь нашей стране в трудное время. Ездили мы в Наркомтяжпром (Народный комитет тяжелой промышленности), наркомом которого в то время был Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ, а его заместителями - Бухарин и Петраков. Во время рабочего совещания мне пришла в голову совершенно безумная мысль - показать модель кому-нибудь из военных начальников». Так он перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики.

Многие научные идеи Казанцева воплотились в разных видах оружия, в том числе и в знаменитой «катюше». В столице он получает собственную лабораторию. Работа над электрической пушкой знакомит Александра Петровича с выдающимися физиками - Иоффе и Капицей. Иоффе предложил принять участие в международном конкурсе либретто научно-фантастического фильма. Казанцев согласился. Это либретто и стало первой ступенью на пути к литературному Олимпу. В 1936 году на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида» он занял 1 место. Сюжет его был таков: предсказанное астрономами столкновение Земли с космическим телом Аренидой по-разному встречено в разжиревших после Первой мировой США, население которых стремится «взять от жизни все» перед ожидаемым концом света, и в СССР, где ученые и инженеры готовят электропушку, чтобы уничтожить Арениду и спасти человечество. И они спасают его. Какое провидение за несколько лет до второй мировой войны, в которой именно Красной Армии, советской науке, всему народу предстояло спасти мир! По разным причинам фильм не состоялся, но либретто позже стало сюжетной основой романа «Пылающий остров».

В 1939 Казанцев был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12). Первые впечатления «американского периода» своей жизни помогли ему впоследствии при написании романов «Пылающий остров», «Арктический мост», «Мол Северный» и «Льды возвращаются». Наибольшее впечатление в юности на него произвели Александр Беляев и Алексей Толстой. Уже тогда, в предвоенные годы, Александр Казанцев начинает свою первую пробу пера, утверждая себя в реалистической фантастике, которой он остается верным всегда. Ранние произведения писателя особо ценны тем, что в тревожные предвоенные годы они звали людей к борьбе за единение усилий человечества во имя светлой жизни. Он обдумывает новый роман, но…

Началась война. В последнюю мирную ночь Казанцев пишет либретто «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, Казанцев приезжает в Серпухов. Там он должен попасть в саперный батальон. Вот как вспоминает об этом сам Александр Петрович: «На третий день войны я был направлен в 30-й саперный батальон. Его командир, узнав что я инженер и писатель - он уже успел прочитать "Пылающий остров", - назначил меня своим помощником по технической части. Мне было поручено разыскивать автомашины-полуторки и приводить их в божеский вид, а затем отправлять на фронт. Я выстроил весь батальон перед собой и приказал инженерам и техникам сделать пять шагов вперед, шоферам - десять шагов, автослесарям и электрикам - пятнадцать. В течение пяти минут была организована ремонтная бригада, и работа закипела. Однажды к нам доставили вездеход, у которого вместо задних колес была миниатюрная танкетка на гусеницах, она приводилась в движение от мотора. Я долго смотрел на нее, и тут мне пришла в голову фантастическая идея... В моем воображении маленькая юркая танкетка на гусеничном ходу отделилась от грузовика и помчалась навстречу немецкому танку. Еще мгновение, взрыв - и от танка не осталось и следа. Танкетка-камикадзе, управляемая саперными шнурами! И, как это ни удивительно, эта фантастическая мысль скоро превратилась в реальность. Я приказал заменить у вездехода гусеницы на колеса, гусеничный ход превратить в самостоятельно действующую танкетку-электроторпеду, способную уничтожить не только танки противника, но и его доты и дзоты. Быстро удалось создать специальный институт, где мое изобретение было доведено до кондиции (впоследствии он превратился во ВНИИ электромеханики). Уже через несколько недель появились готовые к бою танкетки-электроторпеды. Однако увидеть их в действии мне не довелось: после перевода на Крымский фронт я потерял "контроль" над своим детищем - электрокамикадзе... И лишь четыре десятилетия спустя узнал я о том, что мои торпеды пробили брешь в ленинградской блокаде, взорвав фашистские доты. Начав войну рядовым, я завершил ее полковником, был награжден пятью орденами и двумя десятками медалей. Но самую ценную награду, именно за свою торпеду — специальную изобретательскую медаль, - я получил через... полвека после войны, вместе с такими видными изобретателями, как профессор-глазник Святослав Федоров и академик Меркулов, создатель авиационных двигателей. А Международная академия информатизации при ООН присвоила мне звание академика». На Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен экземпляр его танкетки. В конце войны Госкомитет по обороне поручил ему демонтировать металлургические заводы Геринга в Австрии, на многих из которых стояло похищенное с советских заводов оборудование, и направлять их в СССР.

Послевоенный период Казанцев целиком отдает литературе. Роман «Пылающий остров» в 1940—1941 годах печатала с продолжением газета «Пионерская правда».

Он предостерегал человечество от пагубного использования достижений научной мысли. По сути, писатель предвосхитил трагедию атомной бомбардировки Хиросимы 1945 года. « "Пылающий остров" - одно из произведений, определивших жанр советской научной фантастики. В те времена, когда ученые казались большинству людей безобидными чудаками, когда грозное могущество науки еще было скрыто в ее глубинах, Александр Казанцев предвидел ту смертельную опасность, которую может принести миру убийственная сила, попавшая в руки фашиствующих маньяков войны и империализма. Сейчас, когда главная опасность – в ядерном оружии и когда возможности науки практически безграничны, уничтожение земной атмосферы, описанное в романе, может стать столь же реальным, как и отравление ее радиоактивностью» . (И. Ефремов) «Пылающий остров» Казанцев переписал. Потом переписал вновь. В конечном итоге, автор переписывал его 14 раз.

Постоянно глядя в грядущее, он сумел впервые в мире разглядеть инопланетян в загадочном феномене Тунгусского метеорита. «Я прошел войну от солдата до полковника, последние месяцы войны был уполномоченным комитета обороны и после окончания войны возвращался через всю Европу в СССР. Было это в августе, ехали мы с начштабом и слушали штабной радиоприемник и на английском языке мы вдруг услышали сообщение о взрыве атомной бомбы. А я до этого отлично знал всю историю Тунгусского метеорита. И знал не только про экспедиции Кулика, но и про экспедицию по спасению Кулика. Эту экспедицию возглавлял, ставший потом моим близким другом, Виктор Александрович Сытин. Мне сразу пришла в голову мысль о схожести этих двух взрывов - американской ядерной бомбы и Тунгусского метеорита…»

Рассказ «Взрыв» , появившийся в печати в 1946 году, явился подлинным взрывом фантазии, разбудившим воображение не только юных искателей приключений, но и маститых мужей науки.

Он повествует о Тунгусском метеорите. В нем нет ничего, кроме фактов. Только в последнем абзаце рассказа высказывается гипотеза о причине тунгусской катастрофы - гибель инопланетного космического корабля… Небольшой рассказ за 50 лет по самым скромным подсчетам увлек идеей поиска обломков корабля или чего-то еще необычного не меньше десяти тысяч исследователей, профессиональных ученых, астрономов, космических инженеров из команды Королева, космонавтов, физиков и просто искателей острых ощущений. Десятки добровольцев, объединившись в научные отряды, углубились в дебри Подкаменной Тунгуски - в район космической катастрофы. Молодые энтузиасты облазили таежные завалы, образовавшиеся после взрыва, в поисках разгадки одного из самых таинственных и удивительных явлений природы. Главный конструктор космических кораблей академик Сергей Павлович Королев тоже не избежал очарования смелых идей писателя-фантаста. Прославленный конструктор был одним из организаторов экспедиции, оснащенной точнейшим оборудованием и вертолетами. Ее участникам хотелось найти хотя бы крохотный кусочек «марсианского корабля». И хотя ни одного обломка так и не было найдено, энтузиасты, взволнованные гипотезой писателя, продолжали романтический поиск, а ученые писали книги и монографии на тему тунгусского дива, защищали диссертации, получали ученые звания. Споры ученых и фантастов вокруг тунгусского метеорита продолжаются.

Вступление в 1946-м году в Союз писателей не только дает Александру Петровичу «официальный статус», но и вводит в совершенно новый круг общения. Там Казанцев знакомится с Фадеевым и Ефремовым. С Иваном Антоновичем они останутся друзьями до самой смерти Ефремова. Более того, спустя много лет, уже после смерти Ивана Антоновича, только Александр Петрович защитит честное имя друга.

Целая серия повестей и романов Александра Казанцева рассказывает о завоевании космоса. «Лунная дорога» и «Планета бурь» (1959), рассказы «Гость из космоса» и «Марсианин» (1953-1958), «Звездные пришельцы» (1960), очерк «Из космоса - в прошлое» (1972) - все это ступени, рассказывающие миллионам читателей о хитросплетениях на пути познания Вселенной.

Подобно гипотезе о Тунгусском взрыве, эти произведения вызвали всемирный интерес. На III Всемирном конгрессе палеокосмонавтики, проходившем в 1976 году в Югославии, книги Казанцева серьезно обсуждались как основа новой науки о возможном посещении нашей Земли инопланетянами.

Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост » (полностью опубликован в 1946 году). Как по инженерной мысли, так и по стилю написания произведение остается актуальным до сих пор. Романы «Арктический мост» и «Мол Северный» подчеркивают дилемму, стоящую перед человечеством. Или угроза всеобщего уничтожения, или разрядка международной напряженности, мирное сосуществование и сотрудничество разных социальных систем. Произведения Казанцева рассказывают о строительстве подводного плавающего туннеля между берегами СССР и Америки. Это не только нить, соединяющая два континента. Это попытка показать единство интересов народов разных стран в решении глобальных проектов, улучшающих нашу планету. Позже выходят еще два романа этой трилогии. В 1952 году издается «Мол Северный» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются».В последней книге «Льды возвращаются» предсказано не только множество изобретений и открытий, но и международный терроризм. К сожалению, практически незамеченными остались блестящие полярные новеллы, написанные Казанцевым после путешествия по Северному морскому пути. На ледоколе «Георгий Седов» вместе с выдающимся исследователем Арктики, Эрнестом Теодоровичем Кренкелем, он совершил отнюдь не туристическое путешествие. Полярные новеллы повествуют о жизни людей в Арктике, передают дух Арктики и людей, поменявших теплые квартиры на ледяную пустыню. Есть в них и романтика, и правда жизни.

Роман «Внуки Марса» (1959, другое название — «Планета бурь» ), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».

В космической одиссее, в которой впервые в истории кинофантастики герои отправились осваивать Венеру, снимались Владимир Емельянов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова, Георгий Тейх и др. Для Георгия Жженова «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.

Научно-фантастический фильм, созданный при скромных технических возможностях, поражал отменным визуальным рядом - уровень изображения мира другой планеты превосходил голливудские фильмы того времени. «Планета бурь» стала хитом сезона. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без этого фильма не было бы ни «Космической одиссеи», ни «Звездных войн». «Планета бурь» входит в учебную программу американских киношкол - как демонстрация операторского мастерства, возможности без огромных финансовых затрат создать шедевр.


Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита. В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии.

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980).

«Купол надежды » - роман, написанный под впечатлением работ академика Несмеянова.

Увидев самое начало работ по созданию искусственной пищи, в новой книге Казанцев развивает почти утопическую идею о том, как накормить человечество, никого не убивая. « "Купол надежды" посвящен одной из самых насущных задач, стоящих перед человечеством в канун XXI столетия, — обеспечению в достатке продовольствием растущего населения Земли. Она раскрывается через острый и увлекательный сюжет. Перед читателем проходит галерея образов — от благородных и сильных духом ученых, одержимых стремлением досыта накормить человечество, до коварных агентов капиталистических монополий, готовых на любые подлости, чтобы не лишиться хотя бы толики своих прибылей. Повествование переносит нас из исследовательских лабораторий в аудитории международных конференций, с континента на континент, с Земли в космос и наконец, в подледный мир Антарктики. При всем том главной пружиной, двигающей сюжет произведения, остается научная и публицистическая идея автора, убеждающего читателя в том, что человечество может жить в грядущем без пищевого, демографического и энергетического кризисов, сохранив чистоту среды обитания. Владея секретами художественного творчества, Александр Казанцев во всех своих книгах остается прежде всего изобретателем, инженером, популяризатором науки, публицистом. Но особенно это относится к «Куполу Надежды» »(Георгий Шахназаров)

Невозможно рассказать обо всех работах писателя. Но не остановиться чуть подробнее на фундаментальном произведении «Фаэты » нельзя. Прежде всего, поражает размах. Время действия - десятки тысячелетий. Место действия - Солнечная система. Загадочная, погибшая по преступной неосторожности планета Фаэтон. И, десятки, сотни гипотез. Термоядерный взрыв океана... Предотвращение падения Луны на Землю... Возникновение человечества... И любовь. Неудивительно, что произведение, как теперь модно выражаться, стало культовым. Но главное в нем даже не предостережения, которых и без него хватает, а художественная цельность и реалистичность.

В 1981 году Казанцев публикует автобиографию — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита». В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева.

В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги », 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота », 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа.

Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997). Как человек многосторонний, он не останавливается на достигнутом.

Одним из самых смелых его ходов стало написание историко-фантастической дилогии «Звезда Нострадамуса » (2000). Первая книга дилогии называется «Озарение Нострадамуса», вторая – «Ступени Нострадамуса». Это произведение повествует о реальных событиях и мистических предсказаниях. Таинственное и повседневное переплетено в книге столь же неразрывно и причудливо, как и в жизни. Писатель пытается приоткрыть завесу над многими тайнами нашего века: погиб ли Гагарин так, как об этом сообщалось официально, или же ему была уготована иная, не менее трагическая участь, у кого, где и когда получал вождь большевиков немецкие деньги на русскую революцию, что послужило движущей силой августовского путча 1991 года... Однако не только современность, но и далекие от нас страницы истории вызывают живейший интерес автора. Роман-путешествие ведет читателя через века и страны, по-новому открывая перед ним, казалось бы, хорошо знакомые исторические события и героев. Екатерина Медичи, Маркиз де Сад, Людовик XVI , Наполеон и Жозефина, кайзер Вильгельм, Инесса Арманд, Надежда Крупская, Ленин, Гитлер... Писатель общается с ними, словно со своими давними знакомыми, готовыми открыть ему любые секреты. Читатель оказывается то в замке, вокруг которого бушует чума, то в Бастилии, то в бедной квартирке на берегу Женевского озера. И узнает такое... Но не будем предварять удовольствие, сопутствующее интересному чтению, дадим читателям возможность самим совершить немало открытий.

Углубляясь в историю, писатель не перестает фонтанировать идеями. Начиная от идеи создания «Космопоиска» до идей новых книг. Считая, что посещения нашей планеты представителями других цивилизаций слишком часты для длительных межзвездных перелетов, он решает применить для объяснения другую гипотезу. Опираясь на теорию одиннадцатимерности пространства, Александр Петрович пишет свою новую книгу – «Альсино». Согласно его гипотезе, на нашей планете существует три мира с разным течением времени. Вслед за «Альсино» выходит продолжение – «Иномиры». «Альсино» - это взгляд на наш мир со стороны представителя более развитой, а стало быть, и более гуманной цивилизации. Книга вышла брошюрой, сразу же став библиографической редкостью.

В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст », написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым. Казанцев рассказывает о том, что было, иногда - день за днем, иногда - возвращаясь назад, иногда - додумывая то, что могло происходить. Но не с ним.

Поражает разносторонность интересов Александра Петровича. Он мог бы преуспеть в самых различных областях - от музыки до протезирования сердца, от инженерии до истории. Мало кто знает, что писатель на протяжении всей своей творческой жизни писал прекрасные стихи. Войдя в большую литературу, Александр Казанцев остался увлеченным инженером. Он член общества изобретателей, выдающийся шахматный композитор - международный мастер. Он считал, что «…шахматы воспитывают характер, волю, способность не теряться в трудной ситуации, находить нужный путь. Это вообще уникальное средство развития способностей человека, синтез искусства, науки и спорта». С 1926 года он опубликовал 70 этюдов, многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник 5 личных чемпионатов СССР. С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции, с 1975 года — международный мастер. С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.


Творчество Александра Казанцева может быть поставлено рядом с творчеством такого гиганта в области научной фантастики, как Иван Ефремов. Основные достоинства литературно-фантастического метода Александра Казанцева - это в первую очередь яркость и масштабность изображения социально-политических конфликтов, дух романтики, который не оставляет равнодушным ни одно человеческое сердце. Именно в этом следует искать причины популярности его книг. Он предвосхитил космический век своей фантазией, опиравшейся на научное предвидение, словно предсказывая пору великих космических свершений. Александру Казанцеву, как одному из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране, пришлось доказывать, что новые проблемы, встающие перед человечеством, являются в первую очередь отражением человеческих радостей и страданий, идей и образов. На его романах выросли поколения людей, он приближал Победу в 45-м своим героизмом и научным творчеством, ввел в наш язык слова «вертолет», «инопланетяне»...

Он – лауреат пяти литературных премий, в том числе Международной премии по фантастике (1976), премии «Аэлита» по научной фантастике (1981), премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года (1983).

Его произведения изданы общим тиражом более 4,4 миллиона экземпляров. И переведены они более чем на два десятка языков мира. На вопрос, чем он больше всего гордится в жизни, писатель ответил так: « Пожалуй, на первое место я все же поставил бы ту свою танкетку. Я точно знаю, что мои электрические камикадзе помогли прорыву Ленинградской блокады. Сейчас их можно увидеть в Музее боевой славы на Поклонной горе. А рядом с танкеткой — золотая медаль Олимпийских игр 60-го года. Я стал тогда чемпионом по шахматному этюду. У меня девять международных литературных премий. Конечно, я могу гордиться своими 28 романами. Мне часто говорят, что они помогли воспитать не одно поколение молодежи. И все же мировую известность мне принес Тунгусский метеорит».

Секрет долголетия от Казанцева: «…в своей жизни я не выкурил ни одной сигареты и не выпил ни одной рюмки водки. Может быть, это играет не решающую роль, но значительную. Я всегда был очень подвижен, занимался легкой атлетикой, борьбой. Кроме того, всю жизнь, до 95 лет каждый день принимал холодный душ» «…корни у меня — сибирские. Один дед — шляхтич, гусарский полковник, сосланный в Сибирь за восстание 1863 года. Другой — сибирский купец, миллионер, заводчик. Отец тоже был купцом первой гильдии, а мать — учительница музыки. Я был трижды женат. С последней женой прожил счастливо 55 лет. У меня четверо детей, семнадцать внуков и правнуков...» Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года в возрасте 96 лет на своей даче в Переделкино. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

А Вы читали книги Александра Казанцева?

"Инженерный проект "моста дружбы" существует. Когда-то я сделал его, веря, что людям разных стран, различных политических систем понадобится быстрое и надежное межконтинентальное сообщение. Придет время, и взаимное тяготения народов сметет выдуманные "стальные" или "железные" занавесы, и тогда потребуются межконтинентальные ракеты только для пассажиров, а не для бомб. Вспомнят тогда и про Арктический мост.

Книга Александра Казанцева "Внуки Марса" представлена в издании 1962 года с иллюстрациями художника Юрия Макарова.

Фантастическая повесть о первой высадке советских космонавтов на Венере и о новой гипотезе происхождения человечества в солнечной системе.

Цикл "Возвращение в грядущее" составили романы "Тайна нуля" и "Донкихоты Вселенной".
Роман "Тайна нуля" посвящен доказательству, что звездный полет возможен с субсветовой скоростью, когда течение времени на звездолете замедляется по теории Эйнштейна, в которую следует ввести понятие "соотношение масс".

Александр Казанцев впервые как писатель выступил в 1936 году. Много работал в жанрах научно-художественной литературы, публицистики.
В книгу вошли повести "Лунная дорога", "Планета бурь" и более тридцати рассказов.
Иллюстрация на суперобложке и внутренние иллюстрации Ю. Г. Макарова.

Эта книга - ожерелье переходящих одна в другую новелл - повесть о людях Арктики. В ней читатель найдет научную фантастику и приключения; необычайность и достоверность. Центральное место занимает волнующая загадка тунгусского метеорита. Художественный текст дополнен подробным научно-популярным изложением проблемы.

Во 2-е издание книги известного писателя-фантаста А. Казанцева "Дар Каиссы", кроме указанной повести и рассказов, опубликованных в 1975 г., вошли повести "Шахматная тайна колодца", "Узник Бастилии", рассказы "Щит короля Артура", "Тринадцатый подвиг Геракла"...

Роман-гипотеза "Коэффициент любви, или Тайна нуля" посвящен доказательству, что звездный полет возможен с субсветовой скоростью, когда течение времени на звездолете замедляется по теории Эйнштейна, в которую следует ввести понятие "соотношение масс".
Второй роман "Отражение звезд" - о пребывании звездонавтов на планете-двойнике в период средневековья.


Рассказать друзьям