Конфликт в пьесе М. Горького «Мещане»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Мещане» - первый опыт горьковской драматургии, своеобразная проба пера, ставшая в итоге одним из шагов Максима Горького на пути к драматичному и суровому соцреализму. В пьесе, вышедшей в императорской России, несмотря на цензуру поднимается сразу несколько проблем, но центральная из них — драма человека, живущего пустой и никчёмной жизнью, человека, который уже не может жить жизнью предков, но ещё не обладает достаточной волей для иного пути.

Горький обличает мещанство задолго до того, как юные социалисты заклеймят это сословие, назвав его бесполезным и консервативным, а его представителей — ненужными, промежуточной прослойкой. Он подчёркивает разницу между ними, проводящими жизнь в заботе о единственном, что мещане считают важным, - деньгах, и молодыми людьми, трудящимися, не покладая рук, нашедшими своё призвание и намекающими на социалистические идеи.

История создания

Как уже говорилось выше, эта пьеса является первой в творчестве Горького, и с этим, несомненно, связаны особые сложности, которые автор испытывал в связи с её созданием. Замыслил «Мещан» Максим Горький ещё в начале 1900-го года, но трудился над текстом медленно. Работа шла тяжело, и первые намётки автора не удовлетворяли. Так, в августе 1900 Горький в письме Чехову сообщал, что его пьеса «скончалась», дойдя лишь до третьего акта. В сентябре же говорил, что драму не написал — и не сможет. Во всяком случае, пока.

Впрочем, несмотря на это, в следующем году Горький продолжил трудиться над драматическим произведением, прервавшись на этот раз не по собственной воле — он был заключён в тюрьму, что вызывало вынужденную паузу. Продолжить удалось только после освобождения, когда писатель жил в Нижнем Новгороде.

В середине сентября 1901-го года «Мещане» были закончены.

Символично, что в написании и первом чтении Горькому помогал Немирович-Данченко: именно ему Максим Горький рассказал про свой замысел и сложности с написанием пьесы, и именно он стал первым её слушателем, одобрив написанное и вдохновив Горького отдать пьесу для театральной постановки. Немирович-Данченко даже приехал для этого в Нижний, поскольку сам Горький был на тот момент невыездным. Он же увёз текст пьесы в Москву, где перепечатал его на печатной машинке.

Изданы «Мещане» были на следующий год, и разошлись огромным тиражом в 60 тыс. экземпляров.

Описание произведения

По определению самого писателя, «Мещане» - это драматический эскиз в четырёх актах, причём драматический эффект достигается не благодаря ярко выраженным действиям или громким словам, а скорее благодаря тонкой демонстрации взаимоотношений в семье Бессемёнова, которая предстаёт перед читателем.

Именно она, семья Василия Бессемёнова, находится в центре произведения. Бессемёнов — представитель мещанского сословия, занимающий должность старшины в малярном цехе. Человек он степенный и основательный, желает стать депутатом от цеховых. Помимо Василия, в доме живут и его домочадцы: жена, дочь Татьяна, которая по достижении 28 лет замуж так и не вышла, и Пётр, сын, студент, который был отчислен из образовательного учреждения за то, что принимал участие в волнениях.

Помимо вышеперечисленных, в доме живут и другие: Нил — воспитанник Бессемёнова, в которого безответно и сильно влюблена Татьяна, дальние родственники, нахлебники… Вся эта толпа наблюдает за скандалами в семействе, поскольку Бессемёновы живут совсем не дружно. Дети не торопятся жить так, как приказывает и требует отец, а сам Бессемёнов считает, что сын и дочь его пали жертвами гордости и даже гордыни, овладевшей ими. Они получили образование и не хотят вести такое же размеренное существование, как Василий, не хотят — или не могут — заводить собственные семьи и посвящать всё время зарабатыванию и приумножению капитала.

Параллельно семейной драме разворачиваются и драмы второстепенных персонажей, более мелкие, но от того не менее значимые. Пьяница-Тетерев, влюбленный в Полю, которая испытывает взаимное чувство к Нилу, является лишним человеком, постоянным изгоем везде; Кривцова, потерявшая своё место в жизни, но сохранившая любовь к ней… Все они (кроме Поли и Нила, откровенно — насколько это было возможно в то время, мечтающих о большем, говорящих: «кто трудится — тот и хозяин» и пропагандирующих идеи социализма) заняты своими мелкими, личными трагедиями.

Впрочем, Бессемёновых любовные драмы так же не обошли стороной. Пётр отчаянно влюблён в Кривцову, на брак с которой никогда не даст согласия его отец, а Татьяна страдает от чувства к Нилу. Понимая, что её любовь неразделённая, женщина пытается покончить жизнь самоубийством. Ей это не удаётся, но через катарсис Татьяна понимает свою ненужность, обречённость на одиночество и блёклое, бесполезное существование. Пьеса кончается тем, что Татьяна падает на рояль, задевая клавиши, которые издают отчаянно громкий и нестройный звук.

Главные герои

Василий Бессемёнов — глава семьи, представитель старшего поколения. Мещанин в классическом понимании этого слова. Вся его жизнь сосредоточена на зарабатывании денег и следовании традициям. Считает, что дети обязательно должны следовать по его стопам, огорчается их чрезмерной образованности. Горький не осуждает его напрямую, но благодаря изобразительно-выразительным средствам показывает как человека недалёкого, закостенелого в своих мыслях и взглядах, совершенно непрогрессивного. Его отношения с детьми демонстрируют властность Бессемёнова.

Татьяна — 28-летняя дочь главы семьи. Учительница, образованная женщина, влюблённая в Нила. Основная беда Татьяны — в том, что она уже слишком умна для счастливой жизни в мещанстве, но слишком слабовольна и нерешительна для того, чтобы всё переломить. К тому же, любовь к Нилу, безнадёжная и безответная, давит на неё. Татьяна раздражительна — это проявляется с самых первых строк пьесы, когда она одёргивает другую девушку, читающую легкомысленную любовную историю. Судьба её трагична: осознав, что взаимность Нила она никогда не получит, Татьяна пытается покончить с собой. Но и это у неё не выходит. В финале она остаётся живой, но совершенно потерянной и раздавленной жизненными обстоятельствами.

Пётр — сын Василия Бессемёнова. Учился в университете, но был отчислен за участие в студенческих волнениях. Как и Татьяна, занимает пограничную, половинчатую позицию: уже не может жить в мире своего отца, но и в новом пока себя не нашёл. Он влюблён во вдову, проживающую в доме Бессемёнова, но счастлив с ней не будет — слабоволие и отсутствие самостоятельности не позволят ему пойти против отца, который никогда не допустит этого брака.

Нил — однозначный «любимец» Горького. Положительный, хотя и неоднозначный персонаж, в котором скрыта огромная сила, но который не слишком восприимчив к прекрасному — возможно, из-за недостаточной образованности. Нил умён, трудолюбив, воспринимает жизнь как вызов — даже в кузнице ему нравится работать не столько потому, что приятно создавать предметы или чинить вещи, сколько потому, что преодолевать сопротивление металла кажется Нилу достойным.

Именно в его уста Горький вкладывает осторожную (из-за цензуры), но всё же совершенно чёткую пропаганду социализма. Нил заявляет, что хозяин тот, кто трудится. Даже несмотря на такой радикализм, хозяин дома благоволит ему, противопоставляя своему никчёмному сыну.

Анализ пьесы

(Сцена из современной постановки )

Структура пьесы типична. Она состоит из представления действующих лиц, описания места действия и, собственно, 4-х действий, в которых постепенно раскрывается человеческая драма, трагедия личных отношений, и, вместе с тем, поднимаются глубокие социальные вопросы.

На первый взгляд, «Мещане» кажутся историей почти камерной; неудачливость в любви Татьяны и бесхарактерность Петра противопоставляются тираничности Бессемёнова, а все вместе они — трудолюбию и отчаянной воле Нила. На самом же деле, ключевую роль в пьесе играет образ мещанства как сословия — сословия людей пустых, не интересующихся ничем, занятых только деньгами, неспособных на настоящие человеческие поступки.

Даже попытка суицида Татьяны выглядит здесь как проявление слабости. Вместо того, чтобы бороться за своё счастье, вместо того, чтобы попробовать преломить волю отца, она решает «сбежать» от проблем — тем способом, который знает.

Ей это не удаётся, но ощущение собственной ненужности не проходит. Татьяна, равно как и Пётр — дети «переходной» эпохи, уже не совсем мещане, ещё далеко не интеллигенты, и уж точно не представители трудового народа, не будущие революционеры, такие, как Нил и Поля, которые, по мнению Горького, и поведут за собой впоследствии.

Таким образом, изображая в диалогах жизнь мещанской семьи, их домочадцев и приживал, Горький говорит не только об устаревших порядках и ограничивающей, бессмысленной сословной системе, но и о социальном строе в целом, поднимая целый ряд вопросов и позволяя читателю самому ответить на них.

Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма - автор романа «Мать» о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса «На дне», созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце».

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер». Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел». А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом». Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь», потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».

Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке. К написанию пьес он обратился по совету А. П. Чехова и настоятельной просьбе основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот, только что родившийся, но уже прославленный театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его - невозможно, не работать для него - преступление».

Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии» Художественного театра А Немирович-Данченко в пьесе «Мещане» увидел «тайно заложенное» «зерно революции».

Заглавие пьесы говорит о том, что Горький в ней обратился к теме, которую он уже разрабатывал в ряде рассказов 90-х годов. Однако решение темы было новым, прежде всего потому, что писатель подошел здесь вплотную к изображению новой социальной среды. Миру мещанства теперь противопоставлена сила, во многом уже определившаяся и уверенно утверждающая себя в жизни - сила пролетарской революции.

Буржуазно-либеральная критика пыталась доказать, что главная сущность социальных противоречий, показанных в пьесе Горького, заключается в конфликте между отцами и детьми в среде мещанства, в бунте культурных и образованных детей против патриархального уклада жизни отцов. Эта же критика непомерно раздувала и анархический бунт Тетерева против мещанства. В то же время замалчивался главный конфликт пьесы - между рабочим Нилом и всем мещанским миром.

Конечно, дети Бессеменова, особенно Петр, протестуют против рутины, в которой погрязли отцы и которая сковывает свободу личности. Это и толкнуло Петра на некоторое время в лагерь освободительного движения, сделало его «гражданином на полчаса». Однако требование свободы личности со стороны Петра и ему подобных сводилось к требованию независимости от общества, приводило к крайнему индивидуализму

* «Я… не хочу… не обязан подчиняться требованиям общества! Я - личность! Личность свободна…» и к антипатриотизму «Я говорю - Россия и - чувствую, что для меня - это звук пустой».

Тетерев, который отказывается признать Петра «одушевленным», правильно предрекает его будущее: после смерти отца Петр будет таким же мещанином, только, может быть, более хитрым, более ловким. Эта оценка совпадает с авторской характеристикой Петра. В марте 1902 года Горький писал артисту А. Тихомирову: «Не высокого полета этот Петр. В жизни он будет заместителем своего отца… И - очень вероятно, что Петр будет хуже отца, потому, что он умнее его».

Таким образом, бунт детей (Петра и, тем более, Татьяны) против отцов оказался мнимым. Бесперспективен и бунт деклассированных людей - Тетерева и Перчихина, которые объявляют себя жертвами бессеменовых. Искренне сочувствуя Нилу и его товарищам, Тетерев, однако, считает их наивными дон-кихота-ми, занимая в обостряющемся конфликте позицию над схваткой: «Я не состою в родстве ни с обвиняемыми… ни с потерпевшими. Я - сам по себе. Я - вещественное доказательство преступления». Самой активной общественной силой в пьесе является Нил - представитель революционного рабочего класса. К. С. Станиславский считал Нила «главной фигурой» пьесы, им был увлечен А. П. Чехов: «Центральная фигура пьесы - Нил сильно сделан, чрезвычайно интересен!».

Нил привлекает своими передовыми взглядами, жизнерадостностью, оптимизмом - всем обликом будущего хозяина страны. Он прекрасно знает, что в современной ему жизни много всякой мерзости, но это лишь усиливает в нем решимость переделать жизнь.

С образом Нила связана и новая трактовка темы труда. Нил нисколько не похож на тех обезличенных и порабощенных трудом людей, какие встречались в ряде ранних рассказов Горького или Серафимовича. Его отношение к труду - это отношение творца, преобразователя, завтрашнего хозяина страны. Страстная увлеченность Нила трудом хорошо раскрыта в его разговоре с Татьяной: «…я ужасно люблю ковать. Пред тобой красная, бесформенная масса, злая, жгучая. Бить по ней молотом- наслаждение! Она плюет в тебя шипящими, огненными плевками, хочет выжечь тебе глаза, ослепить, отшвырнуть от себя. Она живая, упругая… И вот ты сильными ударами с плеча делаешь из нее все, что тебе нужно…»

Следует учесть, что многие реплики в пьесе, особенно слова Нила, содержат в себе двойной смысл. То, что Нил говорит о труде кузнеца, надо понимать и буквально и символически. Ведь бесформенная и злая масса металла - это и жизнь, которую Нил и его товарищи перековывают, это и люди, которых они воспитывают. Не случайно он говорит это учительнице. Символичность высказываний Нила чувствуется на многих страницах пьесы. «Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось»,- формально это слова машиниста о расписании движения поездов, по существу же - мысли революционера о необходимости изменить «расписание жизни».

Рядом с Нилом - такие же простые, веселые, влюбленные в жизнь люди: Поля, Шишкин, Цветаева. К нему тянутся ббез-доленные и ищущие места в жизни - Тетерев, Перчихин, Елена Кривцова. О них Горький писал в цитированном выше письме к А. Тихомирову: «Шишкин, Поля, Нил, Перчихин, Тетерев и - даже Елена - вот мои любимцы».

Итак, основной конфликт пьесы - борьба новых, революционных сил с миром мещанства. Примирение невозможно,- отсюда напряженность действия, особенно к концу пьесы, по мере обострения конфликта. Лагерь мещанства при внешнем торжестве (Нил уходит из дома Бессеменовых) - в смятении, в растерянности. Это подчеркнуто в последнем акте - в истерических выкриках старика:

* «Я что-то плохо разумею… чей это дом? Кто здесь хозяин? Кто судья?» Слово «дом» здесь приобретает широкий символический смысл, определяя главную проблему пьесы - проблему истинного хозяина жизни. Именно потому слово «дом», часто повторяясь в репликах героев, раскрывает их отношение к жизни. «Вся жизнь - твой дом… и оттого- мне негде жить, мещанин!» - в этих словах Тетерева, обращенных к Бессеменову, прямое отождествление понятий «дом» - «жизнь».

Сложнее и глубже раскрывается эта аналогия в суждениях Нила. Когда он говорит: «В этом доме я тоже хозяин»,- здесь еще только прямое значение, однако сразу же после этого дважды повторенные слова: «Хозяин тот, кто трудится» переводят смысл высказывания на более широкую социальную основу. В этом - глубокий революционный смысл пьесы, что почувствовала и цензура, вычеркнувшая наиболее смелые слова Нила, и публика, у которой пьеса возбуждала революционные настроения.

О зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса «На дне» , созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце» .

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер» . Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел» . А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом» . Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь» , потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

Горький М., Мещане.
В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин - нахлебники; Елена Николаевна Кривцова - молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида - кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны. Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком "образованными" и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр - выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить "по-отцовски", сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потере интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней. В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, - вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени. Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее "прогрессивный" герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову. Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей - Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ - образ вечного изгнанника жизни. Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук...



Рассказать друзьям