Монтессори материалы. Методика монтессори в домашних условиях.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!


С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше - меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.


Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.


Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.

  • Развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.


Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Читайте тематические статьи

И сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве".

Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:

Сенсорное развитие

Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

Развитие речи

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Математическое развитие

Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома - они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:

А также некоторые другие Монтессори-материалы.

Методика Марии Монтессори заслуженно пользуется большой популярностью среди родителей. Подтверждение этому является большое количество специализированных садиков и школ. Если у мам и пап нет возможности отправить ребенка в такой детский сад, но есть желание воспитывать его с помощью монтессори-педагогики, можно организовать развивающую среду у себя дома. Сегодня мы расскажем, как лучше это сделать.

Подробная статья о методике Марии Монтессори —

Оговоримся, что домашний монтессори-класс предназначен для детей от трех лет. Основные принципы и идеи классического метода Монтессори можно воплотить только с этого возраста. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!»

Разделяем детскую комнату на зоны

1. Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд , и как ее сделать самому ):


2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

  • матрешки, пирамидки;
  • саше (подушечки с ароматизированными наполнителями);
  • бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету;
  • отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.);
  • цветной картон различный оттенков;
  • шумовые баночки, наполненные крупой, солью;
  • разные по объему бутылочки с крышками;
  • волшебные мешочки с мелкими безделушками.

3. Математическая зона

Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

  • шероховатые цифры;
  • деревянные или пластиковые счеты;
  • дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями;
  • счетные палочки;
  • крупные бусинки или фишки;
  • лото с цифрами.

4. Языковая зона

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

  • кассы букв и слогов;
  • комплекты прописных и печатных букв;
  • шероховатые буквы;
  • детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»;
  • ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы);
  • карандаши;
  • карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса

В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

  • географические карты;
  • детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке;
  • книги о природе;
  • набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море);
  • ракушки;
  • фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

  1. Сортировка . Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.
  2. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.
  3. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.

Фото примеров комнат оборудованных по методике Монтессори:




Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями . Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.
  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом. Обязательно приобретите литературу для родителей, в которой подробно описаны конкретные упражнения по методике Монтессори: «Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома», «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей», книги из серии «Домашняя школа Монтессори» .

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!

Читаем о других популярных методиках воспитания детей —

Говоря о создании развивающей среды дома, нельзя обойтись без примеров, поэтому сегодня я поделюсь с вами тем, как можно создавать материалы Монтессори своими руками для детской комнаты избегая существенных затрат.

Ребенок должен расти в подготовленной среде дома

Я заинтересовалась методикой Марии Монтессори очень давно, прочитав в ее работах о том, что ребенок с момента рождения стремится к самостоятельности, а взрослый выступает в роли помощника в «подготовленной среде» дома.

Что такое «подготовленная среда»? Это окружение ребенка подходящими ему предметами и игрушками, мебелью и посудой. И самое важное для многих родителей это то, что можно создавать все материалы Монтессори своими руками.


Разнообразие материалов и форм для использования

Когда родился мой сын, я серьезно подошла к вопросу его развития. Оборудовала детскую в соответствии с ведущими методиками раннего развития.

Но когда ребенок пополз, а потом пошел, я стала отмечать потерю интереса к заранее выверенным и профессионально созданным материалам и карточкам. Тогда я снова вспомнила о Монтесори. Оказывается, чтобы создать развивающую среду в доме совсем не обязательно тратить уйму денег. Достаточно навести ревизию в своих шкафах, на кухне, среди старой одежды.


Создание познавательной среды своими руками

Сегодня, оглядываясь на свой прошлый опыт изготовления материалов Монтессори своими руками, я могу посоветовать начинать с самого простого: с рамок – вкладышей Монтессори.

Делаются они легко, из подручного материала. Цветную бумагу делим на квадраты 10:1, и наклеиваем ее на плотный картон, когда клей основательно высохнет, с помощью канцелярского ножа вырезаем в полученных квадратах геометрические фигуры. Хорошенько зашкуриваем края, чтобы ребенку было удобно сопоставлять фигуры с выкройкой в квадрате.


Другой, простой развивающий предмет интерьера, который можно сделать самостоятельно: доска для шнуровки . Для этого в плотном картоне проделывают два отверстия, пропускают через них шнурок и на обратной стороне аккуратно приклеивают шнуровочную петлю к картону. Дальше на поверхности картона закрепляем шнуровочные петли, зашнуровываем длинный ряд, завязываем бант.


А такое чудо называется геометрик и его легко можно сделать из дощечки и канцелярских кнопок, создавая квадраты одинакового размера, но разного цвета. А затем используя резиночки для волос, канцелярские резинки или резиновые нити, ребенок может создавать всевозможные геометрические фигуры, изучать цвета и развивать комбинаторные способности.


В платяном шкафу обязательно найдется парочка вещей, которые уже не носятся, но выкинуть их еще жалко. Это отличный материал для сенсорного коврика . Разноцветные пуговицы из шкатулки прабабушки, нитки мулине с набора для вышивки – вот и предметы для создания разнообразных материалов монтессори своими руками.




С помощью все того же картона, цветной бумаги и обыкновенных прищепок для белья можно сделать Солнышко-тренажер цвета.


С помощью круп и капроновых колготок – змейку для знакомства и изучения состава числа, параллельно развивая тактильные способности ребенка.

Такую змейку можно сделать в течение пары часов! Для этого вам понадобится горсть гороха, гречки, фасоли, риса и шершавый полиэтиленовый пакет. Отрезаем от колготок отрезок нужной длины и начинаем формировать змейку, насыпая крупу в носок. Каждый вид бобов или крупы хорошенько отделяем от остального узлом, в последнем звене змейки вшиваем скомканный пакет, чтобы при ощупывание наш ребенок наравне с математическими умениями развивал слух и мелкую моторику.


В свое время мне очень понравилась идея с расписными матрешками из старых пластиковых бутылок. У бутылки срезается горлышко и хорошенько заклеивается старой материей (ситец или бязь отлично подойдут).

Затем вся бутылка основательно покрывается водоэмульсионной белой краской и откладывается до полного высыхания. Когда заготовка высохнет, с помощью акриловых красок рисуется лицо и одежда «матрешки». Я немного переделала технологию под себя, а именно заключительную разрисовку матрешки мы делали вместе с сыном.

Видя, как сложно сыну дается запоминать, а в последствии различать времена года, мы сделали с ним такой календарь : в центре глобус, вокруг него разноцветные стрелки (лучики); весна – три зеленые стрелки, лето – три красные, осень – три желтые, зима – три синие; а к каждую стрелочку дополняли фотографиями, сделанными в это время года, в этот месяц. Идею этого календаря я впервые увидела в японском мультсериале, а затем нашла его фото в интернете.


Но самой интересной и познавательной игрой для нас сыном стало создание стенда «Рождение Книги» .

Мой сын с раннего детства любит сочинять и придумывать, и по пути в детский сад я становилась слушателем необычайных историй. И вот однажды, наш папа предложил создать книгу. И не просто записать рассказ на бумагу, а именно проработать героев, вылепить их жилища. Написать синопсис, нарисовать характеры персонажей. И все это соединить в один большой стенд, назвав его «Рождение книги». Мне эта идея понравилась еще и тем, что я знала о сборке такой литературы коллективными усилиями, а вот индивидуальная работа этого плана мне была в новинку.

Вывод

В общем, при создании развивающей среды по методике Марии Монтессори, использовать можно практически все, что плохо лежит и будоражит ваше с ребенком воображение. Важно помнить о том, что все в детской должно соответствовать возрасту ребенка и, конечно, создавать материалы Монтессори своими руками, следуя за полетом творческой мысли!

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй - мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие - легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Материалы:

  • проволока;
  • пассатижи.

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.
Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.



Рассказать друзьям