Николай римский-корсаков краткая биография. Краткая биография римский-корсаково самое главное

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Вступление……………………………….………………………...3-4

    Детство и юность…………………………..…………………….….4-6

    Знакомство с Балакиревым и плавание на шхуне «Алмаз»……6-11

    Творчество 1870-1880 годов…………………………………....11-13

    Творчество 1890-1900 годов………………………………….........13

    Общая характеристика творчества……………………………..14-16

    Педагогическая деятельность…………………………………....17-18

    Редакторская деятельность……………………………………....18-19

    Римский-Корсаков – дирижёр, просветитель………………..…….19

    Заключение……………………………………………………......20-22

    Список литературы…………………………………………………..23

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость....много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова - одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника. Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве.

Римский-Корсаков часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы». Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, умное, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорило о человеке большой воли и требовательности к себе.

Классик русской музыки, чутко отзывавшийся на жгучие вопросы современной ему эпохи, Римский-Корсаков оставил многообразное наследие в различных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица необщее выраженье», которое образует основу его стиля.

Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, - живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

  1. Детство и юность

Дом в Тихвине на берегу реки Тихвинки, г де родился Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. В 1844 году, когда родился Николай Андреевич, его отцу перешло за 60 лет, а матери было 42 года. Музыкальные способности мальчика - абсолютный слух, ритм, память - проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 -12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук.

Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, - вспоминает Римский-Корсаков. - Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич - контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Разница в возрасте между братьями в 22 года не могла не создавать известной дистанции. Казалось бы, влияние старшего брата не могло быть велико: он часто уезжал в далёкие плавания, командовал шхуной «Восток». В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки - его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859-1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который ничем не отличался от других военных учебных заведений николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередко происходили драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище) в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дьявол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказание за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произведения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его признанию, «просто ослепила». «Я уже знал... довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки в мнениях окружавших меня тогда людей», - вспоминал впоследствии композитор. Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых - любителей музыки - произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. Осенью 1859 года в доме у друзей брата – Новиковых, где он часто музицировал, Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика: привыкший к сдержанности, несколько замкнутый по характеру подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и, поощряемый им, сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, - вспоминал композитор. - С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,- теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел

Клипер "Алмаз"

Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание - композиторство. В то время в кружок, помимо его главы - Балакирева - и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева, было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония ор. 1. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора. По словам самого

Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта. На самом деле это было не совсем так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка - начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи вокруг Балакирева окончательно оформился. Название кружка – «Могучая кучка» впервые появилось в статье В.В. Стасова. Под этим названием кружок Балакирева и вошёл в историю русской культуры. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды. Самому старшему из них – Бородину было только 34 года. Другим было и того меньше: Кюи – 32 года, Балакиреву – 29 лет, Мусоргскому – 28 лет и самому молодому, Римскому-Корсакову – всего 23 года.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию - сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть - «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, - придуманный самим композитором симметричный лад - так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

  1. Творчество 1870-1880 годов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине "Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой "Псковитянка". Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). «Псковитянка» - высшее достижение первого периода творчества композитора. Успех оперы у публики и признание её достоинства у критики свидетельствовали о несомненной удаче молодого автора.

В конце того же 1871 года умирает в Италии от
паралича сердца Воин Андреевич. Морское министерство отрядило
лейтенанта Римского-Корсакого в Пизу за прахом брата и его
семьёй. Канун отъезда он проводит у сестёр Пургольд, с которыми
за последнее время близко сошёлся на музыкальной почве.
Александра Николаевна - прекрасная певица. Надежда - пианистка,
обе незаменимые участницы сборищ балакиревцев. В тот вечер
перед отъездом, происходит, наконец, объяснение в любви, потому
что горе сблизило их, сделав явным то, что уже давно скрытно
от обоих теплилось и разгоралось в их сердцах. Отрывки из
дневника Надежды Николаевны и их переписки тех лет полны
удивительной прелести и душевной красоты. Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд, двадцати четырёх лет, и Николай Римский-Корсаков, двадцати восьми лет, повенчались. Дружкой был Мусоргский.

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период - в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания - профессор; и, начав преподавание в Консерватории, Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в Консерватории.

Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно - симфоническую сюиту «Шехеразада».

Восьмидесятые годы для Римского-Корсакова стали началом тяжёлой полосы, длившейся более 12 лет, - временем горестных утрат. В марте 1881 года, когда ещё не была завершена работа над «Снегурочкой», умер Мусоргский, в 1887 году – Бородин – самые близкие Николаю Андреевичу участники славного содружества «Могучей кучки».

  1. Творчество 1890-1900 годов

Начало 90-х годов не принесло облегчения жизни Николая Андреевича. Напротив, к болезням близких присоединились семейные невзгоды, наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Со смертью Мусоргского и Бородина особенно стали заметны отдалённость, охлаждение, наступившие между былыми участниками балакиревского кружка. «…Вижу, что новая русская школа , или могучая кучка умирает, или преобразуется во что-то другое, совсем нежелательное. Разве не жаль видеть вымирающую семью, или засыхающий сад?» - делился своими горькими мыслями композитор с С.Н. Кругликовым.

Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905-07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

  1. Общая характеристика творчества

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора, и его стиль. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. под воздействием эстетических принципов “Новой русской музыкальной школы”. Важнейшие из них - стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства - композитор пронёс через всю жизнь.

Вместе с тем его в большей мере, чем других членов Балакиревского кружка, интересовали специфические внутренние проблемы искусства. Для Римского-Корсакова характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству выполнения. Отсюда - особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразная эстетика мастерства, что сближало принципы Римского-Корсакова с общими тенденциями развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего - гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления.

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все “кучкисты”, композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений.

Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в “Снегурочке”, город Леденец в “Сказке о царе Салтане”, Великий Китеж); его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в “Кащее бессмертном”, Феврония), с другой - легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства; его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра - источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

Отношение Римского-Корсакова к изображаемому также родственно народному искусству. По словам Б. В. Асафьева, "...между личным чувствованием композитора и объектом его творчества встает прекрасное средостение: а как об этом думает и как бы воплотил свою мысль об этом народ?" Подобная отстранённость авторской позиции обусловила характерную для Римского-Корсакова объективность тона и преобладание эпических принципов драматургии в большинстве сочинений. С этим же связаны и специфические черты его лирики, всегда искренней и в то же время лишённой эмоциональной напряжённости,- спокойной, цельной и несколько созерцательной.

В творчестве Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты и на традиции национальной классики (Глинка) с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, заключительный хор из “Снегурочки” на 11/4.) Песенные интонации окрашивают и лирическую (преимущественно, оперную) мелодику Римского-Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная законченность, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского-Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических оперных персонажей (Волхова, Царевна-Лебедь). Развитие тематического материала у Римского-Корсакова обычно не ведет к коренным интонационным преобразованиям. Подобно всем “кучкистам”, композитор широко и многообразно использует вариационные приёмы, дополняя их полифонией - чаще подголосочной, но нередко и имитационной. Гармоническое мышление Римского-Корсакова отличается строгой логичностью, ясностью, в нём ощущается рациональное организующее начало. Так, применение натуральных диатонических ладов, идущее от стилистики русской крестьянской песни и балакиревских принципов её обработки, обычно сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней.

Существенен вклад композитора в развитие колористических возможностей гармонии. Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладогармонических средств (связана, прежде всего, со сферой фантастических образов), в основе которой - сложные лады: увеличенный, цепной и особенно уменьшенный, с характерным звукорядом тон - полутон, т. н. “гамма Римского-Корсакова”. Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла (“одну из сторон души” сочинения). Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.

  1. Педагогическая деятельность

В 1871 году по инициативе заведующего Консерватории М.П. Азанчевского на должность преподавателей классов инструментовки, практического сочинения был приглашён Н.А. Римский-Корсаков. С годами выстроилась система преподавания, превратившая класс Николая Андреевича в один из наиболее авторитетных в Консерватории. На протяжении почти сорока лет через этот класс прошли учащиеся разных специальностей.

З
а 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, M. M. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский. Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ - Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Стеновой, Ф. С. Акименко), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп), Литвы (К. М. Галкаускас), Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе).

Большое внимание Римский-Корсаков уделял организации учебного процесса: ему принадлежат статьи “О музыкальном образовании” (1892), “Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях” (1901). Частичным обобщением огромного педагогического опыта Римского-Корсакова явились созданные им руководства: “Учебник гармонии” (ч. 1-2, 1884-85; переделан в “Практический учебник гармонии”, 1886) и “Основы оркестровки” (1908, изд. 1913). Среди литературных работ Римского-Корсакова выделяются рецензия на оперу Направника “Нижегородцы” (1869), статья “Вагнер и Даргомыжский” (1892), а также анализ оперы “Снегурочка”. Ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. содержит его автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876-1906, изд. 1909), которая способствовала осознанию автором собственного творческого пути.

  1. Редакторская деятельность

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877-81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897-1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887-90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881-83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895-96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.

  1. Римский-Корсаков – дирижёр, просветитель.

Неоценимое просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра. В концертах Бесплатной музыкальной школы, РМО, “Русских симфонических концертах” он пропагандировал произведения русских классиков, творчество композиторов “Могучей кучки”, сочинений современников - Глазунова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др.

Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след в истории мировой музыкальной культуры. Его творчество оказало воздействие не только на отечественных композиторов (Глазунов, Лядов, Спендиаров, Стравинский, Прокофьев), но ощутимо повлияло и на западноевропейскую музыку (К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс).

В 1944 в связи со 100-летием со дня рождения Римского-Корсакова на родине композитора в г. Тихвине был открыт дом-музей, в 1971 в Ленинграде - музей-квартира (в квартире, где композитор провёл последние 15 лет). Имя Римского-Корсакова присвоено Санкт-Петербургской консерватории, перед её зданием поставлен памятник Римскому-Корсакову работы скульпторов В. Я. Боголюбова и В. И. Ингал (1952)

  1. Заключение

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, - «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) - любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики - искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе - либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра - «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой - сложные лады (в том числе характерный звукоряд - гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки).

Биография и эпизоды жизни Николая Римского-Корсакова. Когда родился и умер Николай Римский-Корсаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Николая Римского-Корсакова:

родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908

Эпитафия

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
Из романса Николая Римского-Корсакова на стихи Александра Пушкина

Биография

С самого детства он грезил морем, но гениальный музыкальный талант полностью изменил биографию Римского-Корсакова. И, возможно, именно любовь к морю, к этой огромной и очаровывающей стихии, помогла композитору написать такие великие произведения, как, например, опера «Садко» или «Сказка о царе Салтане». Так или иначе, в том, что однажды молодой моряк, с отличием окончивший кадетский корпус и три года прослуживший на морском флоте, решил посвятить себя музыке, есть счастливое провидение. Иначе мы никогда бы не узнали великого композитора Николая Римского-Корсакова, а также, возможно, многих других великих учеников композиторской школы, которую создал Римский-Корсаков.

Свое начальное музыкальное образование Римский-Корсаков получил еще дома - его первым инструментом стал барабан, а в 11 лет он уже сочинял собственные произведения. Серьезное увлечение музыкой появилось у будущего композитора в то время, когда он учился в Морском кадетском корпусе. Тогда же он начал брать уроки у педагога по фортепиано, которые пришлось прервать, когда юношу отправили служить. К тому времени он уже состоял в кружке «Могучая кучка» и даже закончил свое первое крупное произведение. И хотя на корабле не было ни времени, ни возможности продолжать сочинительство, вернувшись домой, молодой человек решил полностью посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. Так началась музыкальная биография Римского-Корсакова, величайшего русского композитора второй половины двадцатого века.

Музыкальное наследие композитора грандиозно - за свою жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 симфонии и множество других инструментальных произведений. Параллельно с сочинительством он успевал преподавать в консерватории, работать директором музыкальной школы и исполнять обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижировать симфоническими оркестрами и оперными спектаклями. Возможно, талант действительно был дан Римскому-Корсакову от природы, но без его невероятного трудолюбия, без той отдачи, с которой он служил музыке, ему вряд ли бы удалось создать столько прекрасных и гениальных музыкальных произведений.

Смерть Римского-Корсакова наступила на 65-м году жизни, композитор скончался в своем имении, где сегодня находится мемориальный музей-заповедник композитора. Причиной смерти Римского-Корсакова стал инфаркт. Похороны Римского-Корсакова прошли в Санкт-Петербурге, могила Римского-Корсакова находится на Тихвинском кладбище.

Линия жизни

6 марта 1844 г. Дата рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
1856-1862 гг. Учеба в Морском кадетском корпусе.
1861 г. Вступление в Балакиревский кружок (впоследствии «Могучая кучка»).
1862-1865 гг. Служба в морском флоте.
1865 г. Написание «Первой симофнии».
1867 г. Написание «Сербской фантазии» и музыкальной картины «Садко».
1871 г. Преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
30 июня 1872 г. Женитьба на Надежде Пургольд.
1873 г. Рождение сына Михаила.
1873-1884 гг. Работа инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
1874-1881 гг. Работа директором Бесплатной музыкальной школы.
1874 г. Работа дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
1875 г. Рождение дочери Софьи.
1878 г. Рождение сына Андрея.
1883 г. Рождение сына Владимира.
1888 г. Рождение дочери Надежды.
1896-1907 гг. Написание Римским-Корсаковым опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
8 июня 1908 г. Дата смерти Римского-Корсакова.
12 июня 1908 г. Похороны Николая Римского-Корсакова.

Памятные места

1. Дом Римского-Корсакова в Тихвине, в котором он родился.
2. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова в последней петербургской квартире, где проживал композитор.
3. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где преподавал композитор.
4. Детская музыкальная школа им. Римского-Корсакова, преемница Бесплатной музыкальной школы, директором которой работал Римский-Корсаков в 1874-1881 гг.
5. Памятник Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге.
6. Мемориальный музей-заповедник композитора, состоящий из усадеб Вечаша и Любенск, где скончался Римский-Корсаков.
7. Тихвинское кладбище, где похоронен Римский-Корсаков.

Эпизоды жизни

Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и талантливым педагогом. Однажды он должен был вести лекцию по контрапункту в Петербургской консерватории. Свой урок он начал со слов: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

Композитор всегда был остр на язык и умел парировать любые нападки и оскорбления. Однажды один завистник заметил Римскому-Корсакову, что, мол, его музыка очень похожа на музыку композитора Бородина. На что Николай Андреевич спокойно заметил: «Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Несмотря на остроту ума и дипломатичность, Римский-Корсаков тяжело переживал общение с цензорами. Незадолго до смерти Римского-Корсакова разгорелся конфликт по поводу выхода его оперы «Золотой петушок», в которой цензурный комитет усмотрел пародию на царя. Композитор так тяжело переживал эту ситуацию, что, когда он узнал, что постановка оперы так и не увидит свет, у него не выдержало сердце и Римский-Корсаков скончался.

Завет

«Не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков».


Биография Николая Римского-Корсакова на телеканале «Культура»

Соболезнования

«Верный сын русского народа, он воплотил в себе лучшие стороны национального ума, характера, психологии. Его жизнь - подвиг, его творчество - слава русской музыки во всех краях земли».
Владимир Стасов, музыкальный критик

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.


Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), « и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова , обязательно поделитесь ею в социальных сетях.

И да, читайте самые интересные факты на и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.

«Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает»

В. Жуковский

В фондах библиотеки ФГУ РГМЦ собраны издания, которые являются жемчужинами мировой музыкально-критической и научной мысли.

Особую уникальность представляют музыкально-научные работы русских музыкальных деятелей конца XIX - начала XX века. Можно говорить о том, что рубеж XIX–XX веков – это время становления русской музыкальной критической мысли, которое имело продолжение в создании науки музыковедения в России.

Ценность этих изданий, которые хранятся в фондах библиотеки, заключается ещё и в том, что на сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие — воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.

Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания – переписка композиторов и мемуары.

Одним из ярких представителей плеяды русских деятелей, который не нуждается в представлении с позиции отечественной музыкальной науки и музыкального образования XIX столетия, является Н.А. Римский-Корсаков.

Библиотека ФГУ РГМЦ хранит издания разных лет Н.А. Римского-Корсакова.

Например, уникальным экземпляром в фонде библиотеки является литографическое издание «Учебника гармонии» 1885 года. Про это издание Римский-Корсаков так пишет в своих мемуарах «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Таицах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым и изданным литографским способом с помощью моего помощника по библиотеке капеллы певчего Г.В. Иваницкого, переписывавшего учебник литографскими чернилами» («Летопись моей музыкальной жизни» Глава XIX 1883–1886 гг.).

«Учебник гармонии» (литографическое издание 1884-1885) – первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). В 1886 году был переработан в “Практический учебник гармонии”. Он неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В библиотеке присутствуют с 17-го по 19-е издания учебника.

Интересен момент возникновения замысла создания учебника: «Взяв на себя, после вышедшего из капеллы престарелого Гунке, класс гармонии, я крайне заинтересовался преподаванием этого предмета. Система Чайковского, учебника которого я держался при частных уроках, меня не удовлетворяла. Постоянно беседуя с Анатолием {Лядовым} об этом предмете, я познакомился с его системой и приёмами преподавания и задумал написать учебник гармонии по совершенно новой системе в смысле педагогических приёмов и последовательности изложения. В сущности, система Лядова выросла из системы его профессора Ю.И. Иогансена. Моя — из лядовской. В основу гармонии брались 4 гаммы: мажорная и минорная — натуральные, и мажорная и минорная — гармонические.<…>. До начала лета я лишь обдумывал, но не писал своего учебника и пробовал педагогические приёмы гармонии на учениках капеллы со значительным успехом» - Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» (Глава XVIII 1883 год).


Н.А. Римский-Корсаков. Учебник гармонии

В России этот учебник положил начало учению о гармонии. Появление этого учебника не было случайным, оно является закономерным этапом в развитии музыкальной науки в России. Так И. Рыжкин отмечает, что “потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского”.

Этот учебник в своё время получил большое распространение в России и значительную популярность за рубежом. Крупным научным достижением учебника оказалась теория родства (сродства) тональностей: "Близкими строями, или находящимися в 1-й степени сродства к данному строю, считаются 6 строев, которых тонические трезвучия заключаются в данном строе" (H.A. Pимский-Корсаков, Практический учебник гармонии). Это обобщение, по своему существу функциональное, оказало влияние на мировую музыкальную науку.

Интересным моментом этого учебника является то, что в нём не употребляется термин «тональность» - «И это в эпоху заката тональности!» - отмечает Ю. Холопов. В России термин "тональность" не был употребителен даже ещё в конце XIX века. "Тональность" заняла своё место после книги Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (окончена в 1906 г.).

Римский-Корсаков писал: "Гармония и контрапункт, представляя великое множество сочетаний большого разнообразия и сложности, несомненно, имеют свои пределы, переступая которые мы попадаем в область дисгармонии и какофонии, в область случайностей, как одновременных, так и последовательных" (Н.А. Римский-Корсаков, О слуховых заблуждениях, Полн. собр. соч., т. II, М., 1963).


Н.А. Римский-Корсаков. Практический учебник гармонии (издание №18)

Музыкально-теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж ( —) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, Римский-Корсаков создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии , но также и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», и написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней.

Нужно также вспомнить, что Римский-Корсаков за годы работы в консерватории воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, M.M. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, H.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В.А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский и многие другие.

Автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876—1906, изданная в 1909) - ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. (в фонде библиотеке храниться второе издание 1910 года, СПб, исправленное и дополненное, под редакцией В.Н. Римского-Корсакова).

"Летопись моей музыкальной жизни" - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

В книге композитора рассказана история создания его сочинений, охарактеризованы современники и музыкальная жизнь почти за полувековой период. Мемуары написаны очень интересно, живо и с юмором. Например, так он описывал творческие встречи с Бородиным, который, как известно, совмещал деятельность химика и композитора: «Докончив работу, он уходил со мной к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим, затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор» (Глава VI 1865-1866).

Заканчивается «Летопись…» такими словами: «С приезда в Петербург, быть может, осуществится давно желанная мною мысль писать дневник. Продлится ль долго он, кто знает?.. . «Летопись…» была завершена 22 августа 1906 года, т.е. за два года до кончины композитора.

Огромное значение для музыкальной науки имеют и другие работы Римского-Корсакова, которые находятся в фонде библиотеки, такие как «Музыкальные статьи и заметки», под редакцией H.H. Римской-Корсаковой, вступ. статья М.Ф. Гнесина, СПб, 1911; «Основы оркестровки», под редакцией М.О. Штейнберга, в котором дана классификация инструментов симфонического оркестра, подробно описаны устройства и аппликатура инструментов, а также их акустические особенности; Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, (M., 1955—70), где собраны все музыкально-критические статьи Римского-Корсакова.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

Завершу данный очерк словами Римского-Корсакова: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».

Публикацию подготовила музыковед Анна Маркова



Рассказать друзьям