Обломов и штольц образы антиподы. Антиподы ли Обломов и Штольц? (Школьные сочинения)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обломов и Штольц

В романе русского писателя Ивана Александровича Гончарова «Обломов» автор раскрывает читателям особый нравственно-психологический портрет дворянского общества девятнадцатого века, его взгляды и традиции, общественные отношения и нравы людей на примере главных героев – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, сравнивая их характеры. Обломов и Штольц – двойники или антиподы?

Обломов и Штольц – полные противоположности. Дружа с детства, товарищами они вместе читали книги, но разница в образовании сказалась на обоих. Штольц получил серьезное образование, от отца-немца он унаследовал упорность, трудолюбие, расчетливость и бережливость. Свою жизнь он не представлял без труда и заработал все, что имел, сам. Обломов воспитывался в крепостной среде, мать оберегала его от всего на свете. Маленький Обломов не гулял с детьми, практически ничего не делал. Разве может быть такой человек приучен к труду? Он далеко не глупый человек, но мысль постоянно ускользала из его головы. Обломов – натура кроткая, мягкая, в тоже время он добрая, чистая. Существенная разница в характерах героев также четко видна через их внешний облик: вся безмятежность Обломова выражается в полноте, розовых щеках, эмоциях. Штольц же напротив полностью безэмоционален, худ и высок, стремиться к постоянному пополнению знанию, в отличие от Обломова, не обремененного наукой. Итак, по многим признакам они абсолютно не похожи друг на друга, но действительно ли они антиподы?

Обломов и Штольц – двойники. В отношения с Ольгой Ильинской Обломов ощущает новую жизнь, что теперь ему есть чем заняться, кроме лежания на диване. Однако, из-за уже сложившегося характера, его апатичности, он оказался слабее своей любви. Штольц же не способен расширять круг своих интересов не на трудовую тему, практический склад ума мешает сделать ему Ольгу по-настоящему счастливой. Ограниченность Штольца никак не совпадает с активностью и разносторонностью Ольги. Оба героя никогда не задумывались о судьбе страны – Обломов разве что мечтал, а Штольцу было не до этого. Оба они занимались всю свою жизнь исключительно ее улучшением в рамках своих семей. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Обломов и Штольц в большей мере двойники, нежели антиподы. Несмотря на различность своих качеств, они в итоге пришли к одному и тому же.

Автор выражает свое добродушное отношение к Обломову, одновременно безразлично отзываясь о Штольце. Пусть Обломов и неидеален, он любит сердцем, а не разумом, что уже говорит о его человечности и наличии души. Гончаров использует различные способы раскрытия характеров героев – диалоги, споры, внутренние монологи и своеобразие языка героев. Все это помогает нам ответить на вопрос о схожести характерах героев и составить собственное мнение об этом великом произведении, имеющие место и в нашей жизни.

Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.

Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову. Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон‑искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц – единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.

Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.

В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих‑то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом – полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что‑то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего‑то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.

До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц – представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.

  • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
  • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
  • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
  • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
  • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
  • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
  • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
  • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
  • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
  • Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
  • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
  • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
  • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
  • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
  • "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе. В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был […]
  • Веселое расставание с зимой, озаренное радостным ожиданием близкого тепла, весеннего перерождения природы русский люд отмечал празднованием масленицы. Можно с уверенностью назвать масленицу самым веселым, народным и сытным праздником, длящимся аж неделю. Масленица - древнейший русский народный праздник, перешедший в настоящее время из дохристианских времен, сохранившись и после крещения Руси. Масленица была принята церковью как собственный религиозный праздник, получив название Сырной недели. Однако сути […]
  • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
  • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
  • Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития. Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый рассказ «Левша». Повествование ведется […]
  • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]

» главный герой, помещик Илья Ильич Обломов, предстает перед читателями невероятно ленивым и совершенно безвольным человеком. Он уже около 12 лет назад переехал из родной деревни в Санкт-Петербург с намерением сделать карьеру и многого добиться, однако Обломов давно оставил службу, которая слишком его утомляла, он нигде не работает и живет на доходы со своего имения. Илья Ильич не ведет светской жизни, привычной для людей его круга, он почти не бывает в гостях у знакомых, с утра до вечера он лежит у себя дома на диване.

Обломов уверяет и других, и самого себя, что занимается важным делом: разрабатывает план переустройства собственного имения. Однако в действительности Илья Ильич даже не представляет себе, что требуется на самом деле сделать в деревне, а его дела ухудшаются из года в год, староста присылает ему все более мрачные и тревожные письма. Обломов расстраивается из-за этой ситуации, однако не может даже думать о том, чтобы самому съездить в имение и навести там порядок, как ему советуют те немногие, кто иногда заглядывает в его квартиру.

Илью Ильича пугает мысль о любых переменах в жизни, о любом движении и активности, он продолжает лежать, лишь вздыхая о своих несчастьях и проблемах. Еще более сильную панику у него вызывает известие о том, что придется съехать с квартиры и найти какое-то другое жилье, он требует, чтобы его слуга Захар договорился с хозяином и тот оставил его на прежнем месте.

Илья Ильич рос в довольно состоятельной помещичьей семье, где он был единственным сыном. Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.

Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.

Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.

Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.

На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как только друг его оставляет, Обломов по-прежнему продолжает сидеть дома, не в силах самостоятельно сдвинуться с места. А Штольц всегда торопится по своим очередным делам, у него не хватает времени и терпения по-настоящему помочь другу, поэтому судьба Ильи оказывается весьма печальной именно из-за его бесконечной лени и отсутствия всякой силы воли.

В то же время и активный, деятельный Андрей в итоге не чувствует себя счастливым, хотя он, казалось бы, многого достиг и удачно женат. Он не перестает с глубокой грустью вспоминать Обломова и даже берет на воспитание его сына, стремясь не допустить развития в мальчике тех качеств, которые погубили Илью Ильича, невзирая на его подлинную доброту, порядочность, честность.

Главным антиподом центрального персонажа романа «Обломов» и его единственным другом выступает предприимчивый дворянин Андрей Штольц. Несмотря на свою привязанность к Обломову чуть ли не с младенческих лет, Андрей негативно относится к его привычкам и желает адаптировать товарища к современному течению времени в городской жизни. Штольц — яркий представитель «нового» дворянства.

В детстве Андрей был бойким мальчишкой. Отец его не щадил и приучал к труду — уже в 14-15 лет он мог отправить сына в город по делам. Мать баловала и прививала ему вкус, воспитывала в мальчике дворянина. Андрей много читал и обучался наукам. Знал в совершенстве немецкий и французский языки, начальное образование получил в одном пансионате с Обломовым. Дальше Штольц окончил русский университет и не раз бывал заграницей. По происхождению, в отличие от Обломова, Штольц не был потомственным дворянином. Его отец был родом из Саксонии, а мать — обедневшая дворянка. Титул дворянина передавался от отца к сыну. Однако Андрей дослужился до чина надворного советника, что дало ему право личного дворянства. После смерти родителей Штольц унаследовал имение Верхлёвка, расположенное рядом с Обломовкой.

В отличие от главного героя романа, Андрей полон энергии и постоянно находится в движении. Он умеет распределять своё время, дорожа каждой минутой. За счёт этого он успевает быть среди первых на службе и постоянно вращается в высшем обществе. Не пропускает званых вечеров, наносит визиты знатным людям, регулярно заводит новые знакомства. Ему хватает времени на чтение и путешествия, как по России, так и по Европе. Жизнь Андрея насыщена, но он умудряется помогать в делах близким людям. Так под его «опеку» попал Илья Ильич, который из-за своей лености в буквальном смысле едва не проспал всю жизнь и допустил мошенников до своего наследства. Штольц честно предпринимал попытки «пробуждения» друга детства, но находясь в очередной поездке, упустил его из виду и потерял над ним влияние. На его глазах зарождались отношения Обломова и Ольги Ильиной, именно Штольц познакомил молодых людей. Узнав о том, как распался этот союз, Андрей проникся к Ольге сочувствием и проводил с ней много времени. В конце концов, он женился на Ильиной. Когда Обломов умер, супруги Штольцы взяли под свою защиту и опеку его сына, нажитого с гражданской женой Агафьей, маленького Андрюшу.

Цитаты Штольца

Мудрено и трудно жить просто!

Кому хорошо и выгодно на месте, тот не уйдет; а если ему не выгодно, то и тебе не выгодно: зачем же его держать?

Да разве сознание есть оправдание?

Ты сбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души. Нужна и телесная и душевная гимнастика.

Джентльмен есть такой барин, который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги.

Самолюбие это почти единственный двигатель, который управляет волей.

Жизнь мелькнет, как мгновение. Пусть она будет постоянным горением!

Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!

Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей богу нет!

Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить.

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца.
В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали.
Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы.
И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать.
Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.



Рассказать друзьям