Обломов о чем произведение кратко. III

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

  • Проверка знания текста романа;
  • Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);

Оборудование:

  • Портрет И.А. Гончарова. Выставка книг писателя и публикаций о писателе.
  • Видеофильм “Несколько дней из жизни Обломова” по сценарию Н.Михалкова, А.Абадашьяна.
  • Иллюстрации к книге, выполненные учащимися. Варианты оформления обложки романа.

Участники. Команды старшеклассников 10-х классов.

Ведущий. Учитель или кто-либо из старшеклассников.

Жюри. Состав произвольный.

1.Вступительное слово учителя.

I. Конкурс капитанов.

Несколько вопросов о жизни и творчестве И.А.Гончарова

Условие конкурса . В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Как звали Гончарова?

2. Даты жизни писателя? (1812-1891)

3. Какие литературные пристрастия были характерны для юноши Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)

4. Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры?

5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).

2 команда.

1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).

2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя?(Трегубов, отставной моряк)

3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).

4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)

5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).

3 команда.

1. Как звали мать ИА.Гончарова? (Авдотья Матвеевна)

2. Где учился ИА.Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)

3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).

4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?

(в качестве секретаря руководителя экспедиции).

5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).

II. Разминка

Условие конкурса. Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1.Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)

2. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)

3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).

4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?

5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)

2 команда.

1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)

2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)

3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).

4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)

5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)

3 команда.

1. Сколько лет Обломову? (32-33)

2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).

3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)

4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)

5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)

III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”

(Продолжите текст)

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.

1 команда.

1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).

2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлабы в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)

2. Хитрость – всё равно что мелкая монета, на которую… (не купишь много).

2 команда.

“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).

2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)

3 команда.

1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…

(– Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)

2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).

IV. Дайте толкование словам

Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование.На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.

1 команда.

1. Скаредное жильё (скупой, жадный).

2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).

3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).

2 команда.

1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).

2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).

3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).

3 команда.

1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).

2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).

3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).

V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.

Портретная галерея

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.

1 команда.

1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)

2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).

2 команда.

1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)

2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)

3 команда.

1.Он весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).

2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).

VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./

Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов .

1 команда.

1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)

2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)

2 команда.

1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)

2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)

3 команда.

1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)

2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)

VII. Конкурс иллюстраций, обложки к книге

Команда представляют свои иллюстрации обложки книги, объясняют замысел ее (до 10 баллов); по три иллюстрации к разным эпизодам книги, рассказывают об этих эпизодах. Оцениваются как иллюстрации, так и комментарии к ним (до 5 баллов по каждой иллюстрации с учетом точности и красочности комментария).

VIII. Блиц-турнир

Условие конкурса. Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
  2. Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
  3. Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
  4. Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
  5. Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
  6. Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
  7. О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
  8. Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
  9. Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
  10. Как звали слугу Обломова? (Захар)
  11. Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
  12. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
  13. К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
  14. Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
  15. К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
  16. Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
  17. Как звали сына Обломова? (Андрей)
  18. Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
  19. Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
  20. Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
  21. Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
  22. В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
  23. Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
  24. Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
  25. Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
  26. От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
  27. Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
  28. Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)

Слово жюри для подведения итогов игры

Награждение победителей

Заключительное слово учителя

Наша игра подошла к концу. Подведем итоги.

Вы ответили на все или почти на все вопросы? Значит, Вы были чрезвычайно внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали, вдумывались в малопонятные или вовсе непонятные слова, что, несомненно, поможет Вам глубоко вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, аргументировано защищать свое мнение в проблемных дискуссиях. Вы, несомненно, обогатили свой лексикон яркими афоризмами, расширили кругозор и, безусловно, выросли духовно.

Вы ответили лишь на две трети вопросов? Не огорчайтесь, Вы читали внимательно, но торопились, и в спешке упустили некоторые художественные детали. А ведь в книгах великих мастеров нет ни одного всуе сказанного слова. Вам будет непросто отстаивать свое мнение в споре с сильным оппонентом. Может быть, имеет смысл перечитать пропущенные страницы.

Вы смогли ответить лишь на половину вопросов? Не огорчайтесь. Разберитесь в причинах неуспеха. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная, книга. Далеко не всем удается осознать ее содержание с первого раза. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха.

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1.К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»:

а) к классицизму

б) к сентиментализму

в) к романтизму

г) к реализму.

2.Определите жанр романа «Обломов»

а) роман-эпопея

б) роман- утопия

в) исторический роман

г) социально- психологический роман.

3. Какова главная проблема романа

а) проблема «маленького человека»

б) проблема «лишнего человека»

в) проблема неразделенной любви

г) проблема судеб русской интеллигенции.

4. Из скольких глав состоит роман

а)3

б) 4.

в) 5

г) 6

5.Сколько лет Обломову в первой главе романа

а) 18-20

б) 25-26

в)30-32

г) 32-33

6. На какой улице жил Обломов

а) на Подьяческой

б) на Невском проспекте

в) на Фонтанке

г) на Гороховой улице.

7.Какие книги больше нравились Обломову

а) научные

б) приключенческие

в) любовные романы.

Г) поэзия.

8.В какой город отправил по ошибке письмо Обломов

а) в Астрахань

б) в Анадырь

в) в Архангельск

г) в Амстердам.

9. Какая художественная деталь является средством характеристики героя

а) неубранный стол

б) халат

в) трость

г) паутина на стенах.

10.Традиции какого русского писателя продолжает Гончаров при создании образа Обломова

а) А.С. Пушкина

б) М.Е.Салтыкова – Щедрина

в) Н.В.Гоголя

г) А.С.Грибоедова.

11. Кто из героев романа является антиподом Обломова

а) Захар

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Михей Тарантьев.

12. Кем приходился Штольц Обломову

а) соседом – земляком

б) родственником

в) сослуживцем

г) другом детства.

13. К какому сословию принадлежал Штольц

а) к купеческому

б) к дворянскому

в) к мещанскому

г) к разночинцам.

14. Как звали Штольца

а) Андрей Иванович

б) Иван Богданович

в) Михей Андреевич

г) Илья Ильич.

15.Кто познакомил Обломова с Ольгой Ильинской

а) Волков

б) Судьбинский

в) Штольц

г) Они познакомились сами случайно.

16. Какой цветок стал символом любви Обломова к Ольге Ильинской

а) роза

б) подснежник

в) ландыш

г) сирень.

17.Почему Обломов и Ольга Ильинская расстались

а) Ольга вышла замуж за Штольца

б) Тетя запретила Ольге общаться с Обломовым

в) Обломов хотел отложить свадьбу на год

г) Обломов ушел к Пшеницыной.

18.Кто из героев романа ближе всего к авторскому идеалу

а) Обломов

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Агафья Матвеевна Пшеницына.

19.Кто разорил Обломова

а) староста из Обломовки

б) Пенкин

в) Штольц

г) Тарантьев и Мухояров.

20. Где Обломов обрел покой

а) в родной Обломовке в окружении верных слуг

б) в семье Штольца и Ольги

в) рядом с Захаром и Анисьей

г) на Выборгской стороне рядом с Пшеницыной и её детьми.

21. Кто написал критическую статью «Что такое обломовщина?»

а) И.А. Гончаров.

б) В.Г. Белинский

в) Н.А. Добролюбов

г) Д.И. Писарев.

22. Какой актер сыграл роль Обломова в фильме Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

а) Никита Михалков

б) Андрей Миронов

в) Олег Табаков

г) Сергей Жигунов.

23. Узнай героя по портрету

а) «… пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми спроседью бакенбардами, из которой каждой стало бы на три бороды».

б) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

в) «… человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

г) «…человек лет сорока, принадлежавший к крупной породе, высокий, объемистый, в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном».

д) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами. Глаза серовато- простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

е) «… в строгом смысле небыла красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Ответы: 1-г;2-г; 3-б; 4-б; 5-г; 6-г;7-г; 8-в;9-б; 10-в; 11-б;12-г; 13-г; 14-а;15- в; 16-г; 17-в; 18-в; 19- г; 20-г; 21-в; 22-в; 23 а)- захар; б)- Штольц; в)- Обломов; г)- Тарантьев; д)- Агафья Пшеницына; е)- Ольга Ильинская.

Роман «Обломов», краткое содержание которого приведено в этой статье, увидел свет в 1859 году. Он был написан известным русским писателем Иваном Гончаровым. Работа была проделана огромная. Роман писался в течение 10 лет. После того как произведение было закончено, автор признался, что в нем он поведал о своей жизни. Также он указывает на то, что его с главным героем романа - нигилистом Обломовым - объединяет множество общих черт. Сразу после публикации произведение стало предметом горячих споров в кругу критиков и писателей.

Знакомство с главными героями

Место действия романа - город Петербург, Гороховая улица. Здесь живет Илья Ильич Обломов вместе со своим слугой Захаром. Главный герой, являясь молодым человеком, ведет праздный образ жизни. Он ничем не занимается, кроме того, что целыми днями рассуждает на тему, как следует жить, и мечтает о спокойном бытие в родной деревне Обломовке. Илью Ильича совершенно не заботят никакие проблемы: и то, что его собираются и то, что хозяйство в полном упадке. У молодого человека есть друг, полная ему противоположность. Это Андрей Иванович Штольц. Он очень деятельный и активный. Стараясь растормошить своего ленивого друга, Андрей приглашает его на банкеты в лучшие дома Петербурга. Вряд ли сможет передать все чувства и мысли главных героев краткое содержание. «Обломов» - это роман, не потерявший актуальности и в наше время. Мы очень рекомендуем его к прочтению.

Обломов влюбился

Что же происходит дальше? После того как Обломов стал выезжать в свет, его просто не узнать. Он встает не днем, а утром, чего раньше никогда не делал, интересуется всем происходящим вокруг и много пишет. Все окружающие потрясены такой метаморфозой в поведении молодого лентяя. Что с ним случилось? Оказывается, что молодой человек влюбился. На одном из приемов Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она, в свою очередь, отвечает ему. Историю развития их отношений вряд ли передаст краткое содержание. Обломов вскоре предлагает Ольге жениться.

Обломов в доме на Выборгской стороне

Но недолго длилась эта «кипучая деятельность» молодого нигилиста. Вскоре он поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне. Это жилище такое же старое и обветшалое, каким вскоре предстоит стать самому Обломову. Ольга пытается встряхнуть любимого человека, вытащить его из этой «топи». Но, придя к нему в дом, она поняла, что все усилия ее будут тщетны. Агафья Матвеевна ухаживает за Ильей Ильичом, готовя ему любимые кушанья и чиня старые потрепанные вещи. Неожиданно для себя самой она понимает, что полюбила своего барина. Вскоре у них родился сын Андрюша. Проследить за тем, как круто меняется жизнь главного героя, невозможно, если только пробегать глазами лишь краткое содержание. Обломов не сразу стал пленником своего «блаженного рая» в доме Агафьи. Пытаясь освободиться от цепких пут лени и апатии, вначале он старается возобновить свои отношения с Ольгой. Но вскоре трясина праздности и вялости окончательно его засасывает.

Любовь Ольги и Штольца

Здесь приведено лишь краткое содержание «Обломова». В полной версии романа вы прочтете о том, как зарождалось и развивалось любовное чувство у Ольги к Штольцу. В статье мы лишь упомянем о том, как однажды наша героиня поняла, что Андрей перестал быть для нее просто другом. Штольцу же всегда нравилась Ольга, а ее отношение к Обломову открыло ее с новой стороны для возлюбленного. Эти двое рождены были для того, чтобы быть счастливыми вместе.

Окончание

Роман заканчивается рассказом о маленьком сыне Обломова Андрюше. Самого главного героя уже нет в живых. Умирая, он умолял друга не оставлять его сына. Поэтому Штольцы, у которых к тому времени тоже появились дети, взяли маленького Обломова на воспитание. Данный роман был написан в сложный период в истории России. Передать всю полноту противоречивых взглядов и укладов того времени не сможет краткое содержание. «Обломов» - это произведение, прочитать которое будет полезно всем. Ведь в нем заложен смысл

«Обломов» - роман русского писателя И.А.Гончарова, который писался с 1848 по 1859 год. Впервые полностью был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Роман входит в трилогию с другими произведениями И.А.Гончарова: «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Роман «Обломов» появился на стыке двух эпох, и современники, озабоченные критикой окружавшей их действительности, не увидели в этом произведении ничего, кроме попытки автора сатирически обличать извечную российскую лень, крепостнические порядки, патриархальный уклад и т.п. и т.д. Ведущие литературные критики того времени (Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев и др.) разразились разгромными статьями об «обломовщине» как явлении. Голоса других, быть может, менее модных, но более внимательных критиков романа (Дружинин) так и не были услышаны широкой литературной общественностью.

Впоследствии именно добролюбовская «обличительная» нота в трактовке романа И.А. Гончарова прочно утвердилась в русском, а позднее в советском литературоведении. «Обломов» был включён в школьную программу, и образ Ильи Ильича долгие годы выступал в качестве наглядной «страшилки» для неисправимых лентяев и двоечников.

Между тем, роман И.А.Гончарова «Обломов» - одно из самых мудрых, глубоких, неоднозначных и до конца непонятых произведений русской литературы XIX века. На наш взгляд, на примере образа Ильи Ильича Обломова автором сделана вполне удачная попытка философски осмыслить вечные проблемы, стоящие перед человечеством. Это и проблема взаимоотношений общества и отдельного индивида, и смысл существования человека, и проблема добра и зла.

Сегодня нельзя не признать, что многие мысли, высказанные писателем Гончаровым полтора века назад, до сих пор актуальны и интересны не только в контексте понимания русского национального характера, но и в общегуманитарном аспекте. Одним из главных занятий человечества по-прежнему является поиск ответов на те самые, «вечные» вопросы и решение «вечных» проблем взаимодействия быта и Бытия

История создания романа

В 1838 году И.А. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Многие критики считали эту «лихую болесть» – прообразом «обломовщины». Но в романе Гончаров трактует это явление совершенно иначе. Он видит в «обломовщине» не просто привнесённое зло. Её корни уходят глубоко в русскую почву, в национальный характер, образ мыслей, исторические условия, и сам автор очень далёк от того, чтобы однозначно назвать «обломовщину» злом.

В 1849 году в «Современнике» была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова». Сам Гончаров назвал эту главу «увертюрой всего романа». И уже в «увертюре» автор задаётся вопросом: что такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель? Ответа нет и во всём последующем тексте романа.

В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется глубокая симпатия автора, добродушный юмор, а вовсе не сатирическое отрицание, присущее «Лихой болести».

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать над последней, четвёртой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.

«Неестественным покажется, – писал Гончаров одному из своих друзей, – как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его».

Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…»

Однако, готовя роман к печати, И.А. Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения.

Герои и прототипы

Обломов

По воспоминаниям очевидцев, И.А.Гончаров относился к писательской работе очень серьёзно. Над каждым своим произведением он работал тяжело и долго. Конечно, автор «Обломова» не жил литературным трудом. В разные периоды жизни он служил на государственной службе, и служебные обязанности отнимали много времени. Кроме того, по своему характеру Гончаров был сибарит, любил безмятежный покой, ибо только в часы такого покоя его и посещала литературная муза.

Иллюстрация К. Тихомирова

В путевом дневнике «Фрегат "Паллада"» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лёжа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище – «принц де Лень»

Поэтому у исследователей творчества И.А.Гончарова возникли все основания полагать, что многие черты Ильи Ильича Обломова отчасти автобиографичны. Сам автор с большой симпатией и глубоким пониманием относится к своему герою, хотя нередко иронизирует над ним.

Вопрос о том, существовали ли реальные прототипы персонажей «Обломова», и о том, является ли Обломовка слепком какой-либо определенной местности, возник у исследователей творчества Гончарова далеко не сразу.

Б.М.Энгельгардт в своей монографии «Путешествие вокруг света И. Обломова» указывал, что отождествление писателя и его героя началось после знакомства широкой публики с книгой «Фрегат “Паллада”», когда, приняв «за чистую монету его рассказ о плавании, читатель и критика приняли данную в этом рассказе „литературную маску” за достоверное изображение автора. Именно с этого времени в критике при разборе произведений Гончарова начинают широко применяться ссылки на конкретную личность писателя и возникает традиционный легендарный образ Гончарова-человека.

Сам Гончаров много раз подчёркивал (и мысль эта перешла из личных бесед и частной переписки в «Необыкновенную историю»), что Обломов - не портрет конкретного лица. При изучении рукописей «Обломова» выяснилось, что на первоначальном этапе работы над романом Гончаров пользовался наблюдениями над конкретными людьми, записывал эти наблюдения, намереваясь придать соответствующие черты романным персонажам, но впоследствии сознательно отказался от этого. В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) он декларировал, что Обломов «был цельным, ничем не разбавленным выражением массы»; в письме к Ф.М. Достоевскому от 11 февраля 1874 года пояснял, что пользовался методом типизации, согласно которому явления и лица складываются «из долгих и многих повторений или наслоений <...> где подобия тех и других учащаются в течение времени и наконец устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю».

Несмотря на эти авторские признания, современные Гончарову исследователи посвятили немало страниц роману «Обломов», то отождествляя, то разводя личность автора с созданным им образом. В переписке Гончаров нередко был вынужден оправдываться за «обломовщину» перед друзьями и знакомыми, указывая на недопустимость сращения литературной маски с образом автора. Но современники, увы, его так и не услышали.

Тема отождествления личности И.А. Гончарова с героем его знаменитого романа плавно перекочевала в советское литературоведение.

Итоговым для советского этапа изучения связи биографии автора и его творчества можно назвать вывод Ю.М. Лощица, который отметил в образе Обломова «необыкновенно высокую степень приращения к личности писателя», но тут же добавил, что Гончаров ни в коем случае не тождествен своему герою:

«…Обломов - не автопортрет писателя, тем более не автошарж. Но в Обломове творчески преломилось очень много от личности и жизненной судьбы Гончарова - факт, от которого нам не уйти <...>. Вот в этом-то, пожалуй, и состоит главная личностная подоплека „феномена Обломова” - в том, что Гончаров, „не пощадив живота своего”, заложил в своего героя громадную часть автобиографического материала. Но, уяснив для себя это обстоятельство, мы тем самым исподволь подвигаемся к уяснению корневых особенностей реализма Гончарова, к уяснению его писательской этики. Реализму Гончарова свойственна высокая концентрация исповедальности. <...> Гончаров болеет болезнями своего Обломова, и если тут перед нами реализм критический, то и самокритический одновременно».

(Лощиц Ю.М. Слушание земли. М., 1988. С.214)

И.Ф.Анненский, С.А.Венгеров и другие биографы писателя, напротив, полагали, что, не Обломов, а «может быть, Адуев-дядя и Штольц были некоторой душевной болью самого Гончарова. В них отразились вожделения узкого филистерства, которым заплатил дань наш поэт: он переживал их в департаментах, в чиновничьих кругах, в заботе об устройстве своего одинокого угла, в погоне за обеспечением, за комфортом, в некоторой черствости, пожалуй, старого и хозяйственного холостяка» («Обломов» в критике. С. 228).

Зарубежный исследователь М. Эре проследил, как во мнении современников, в том числе критиков, возник образ «двух Гончаровых» (типа Обломова и типа Петра Адуева): «Ученые предыдущих поколений, которые отождествляли критическое исследование с исследованием биографии, старались определить, кем был Гончаров - принадлежал ли он к типу Обломова или к типу Петра Адуева. Мнения его современников разделились. Тучность писателя, медлительность и отстраненный взгляд, иногда являвшийся у него, напоминали одним Обломова; другие, и таковые были в большинстве, думали, что видят Петра Адуева в его элегантности, ироничной сдержанности, иногда дидактизме, прозаической рассудительности, которые разрушали образ артиста, владевший более идеалистично настроенными соотечественниками…» (См. Ehre M. Oblomov and his Creator: The Life and Art of Ivan Goncharov. P. 37.)

Штольц

Штольц - антагонист Обломова, по утверждению Гончарова, не был списан им с какого бы то ни было конкретного лица. Так же как в Обломове слились наблюдения над характерами русских людей, так и Штольц, по словам писателя, «неспроста подвернулся <...> под руку». Гончаров обращал внимание на «ту роль, какую играли и играют до сих пор в русской жизни и немецкий элемент, и немцы», а также на тип «родившегося здесь и обрусевшего немца и немецкую систему неизнеженного, бодрого и практического воспитания» («Лучше поздно, чем никогда»).

А.Б.Муратов считал, что при создании образа Штольца автору «Обломова» помогли впечатления, полученные во время работы в Департаменте внешней торговли, и характер деятельности героя мог быть подсказан содержанием дел, проходивших через руки Гончарова.

Только однажды была предпринята попытка связать образы Штольца-отца и Штольца-сына с реальным лицом. Исследовательница-краевед Ю.М. Алексеева в своей статье «был ли Андрей Карлом?» (Народная газета, Ульяновск, 1992. № 69 (162). 17 июня) утверждала, что имя Карл не случайно появилось в черновой рукописи романа. Брат писателя, Николай Александрович, был женат на дочери симбирского врача Карла Фридриха Рудольфа Елизавете. По архивным материалам исследовательница восстановила основные этапы биографии Рудольфа. Сын медицинского чиновника, он обучался в Германии, в 1812 году вступил в Рязанское ополчение, участвовал в походах и сражениях, в 1817 году определён в Симбирскую Александровскую больницу, в 1831 году за борьбу с холерой награждён орденом Св. Анны, дававшим право на потомственное дворянство. В городе, по воспоминаниям А.Н. Гончарова, Рудольфа с полным основанием называли «местный доктор Гааз». Значительное имение Рудольф получил за женой. С биографией Штольца-отца здесь совпадает только то, что герой попадает из Саксонии в Россию, а с биографией Штольца-сына - приобретение богатства и высокого общественного положения: «Сбылась мечта матери Андрея Штольца: немец из Саксонии стал богатым русским дворянином».

Неоднократно высказывалось мнение, что Штольц унаследовал черты самого писателя. Те исследователи, которые придерживались этого мнения, основывались на служебном прилежании Гончарова, достаточно успешной его карьере, на аккуратности и скрытности (до тех пор пока не началась публикация писем, считалось, что оборотной стороной этих качеств могла быть расчетливость).

Выше уже упоминалось, что И.Ф. Анненский называл Штольца «некоторой душевной болью самого Гончарова». Е.А. Ляцкий находил, что, создавая Штольца, так же как Петра Адуева и Аянова, Гончаров анализировал собственные романтические юношеские порывы и отказывался от них в пользу практических подходов, необходимых в частной жизни и на службе.

Ольга Ильинская

Образ Ольги Ильинской во многом собирателен. Для его создания Гончаров, несомненно, использовал самые свежие жизненные впечатления. Впоследствии читателями и критиками были выдвинуты три основных прототипа Ольги Ильинской: Е. П. Майкова, Е.В. Толстая и А.А.Колзакова.

В дневнике Е.А. Штакеншнейдер – общей знакомой Гончарова и Майковых - неоднократно отмечалось: автор «Обломова» прямо говорил друзьям, что писал Ольгу с Екатерины Павловны – жены Вл.Н. Майкова, в которую был влюблён.

Знакомство Гончарова с Екатериной Павловной произошло перед самым ее замужеством в 1852 году, и непосредственно перед отбытием Гончарова в плавание на «Палладе».

Судя по словам тех, кто знал Майкову в этот период, она была в высшей степени незаурядной особой: «Катерина Павловна совсем исключительное создание. Она вовсе не красавица, невысокого роста, худенькая и слабенькая, но она лучше всяких красавиц какой-то неуловимой грацией и умом. Главное, не будучи кокеткой, не обращая особого внимания на внешность, наряды, она обладает в высшей степени тайной привлекать людей и внушать им какое-то бережное поклонение к себе <...> праздник, светлый праздник». (Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки. (1854-1886)

В письме к И.И. Льховскому от 1(13) августа 1858 года Гончаров писал: «Старушка (прозвище Майковой в дружеском кругу) показалась мне бодрой, резвой, так что я прозвал ее юнкером : она рассердилась, сочтя это покушением бросить камень в ее женственную красоту. А в самом деле она - прелесть! <...> Будь мне 30 лет и не имей она мерзкой привычки любить Старика (прозвище Вл. Н. Майкова) - я бы пал пред ней на колени и сказал: “Ольга Ильинская, это ты!”».

О культе семейного очага, исповедуемом Майковой, писала и Штакеншнейдер: «У Екатерины Павловны прежние идеалы веры, добра, как его понимали прежде, семьи <...>. Главное Володя, он выше всего...».

Версия о Е.В.Толстой как прототипе Ольги Ильинской возникла после публикации П.Н. Сакулиным серии писем И.А.Гончарова, адресованных этой женщине. Исследователь считал, что отношения Толстой и Гончарова (вплоть до некоторых нюансов) полностью продублированы в отношениях Ильинской и Штольца. Пара Обломов – Ильинская возникает в творческом воображении писателя, и Гончарову приходится выступать одновременно в двух, прямо противоположных друг другу образах. Сакулин выделил в своей статье те черты внешности и характера Е. В. Толстой, которые сближают её с Ольгой Ильинской, и главные из этих черт - красота и способность озарить «тусклое существование дряхлеющего холостяка».

Что же касается Августы (Авдотьи) Андреевны Колзаковой, которой И.А.Гончаров также был увлечён в 1850-1852 годах, то их роман закончился довольно быстро, уже к моменту ухода Гончарова на «Палладе» состоялся разрыв. Впоследствии Гончаров очень иронично отзывался о своей любви к Колзаковой в письмах к друзьям. По мнению некоторых исследователей, писатель использовал мотив разрыва с Августой в сцене разрыва Обломова с Ольгой Ильинской.

Критики о романе «Обломов»

Появление романа «Обломов» на беду совпало со временем острейшего общественно-политического кризиса конца 1850-х начала 1860-х годов. В стране назревала революционная ситуация. Произошёл знаменитый «раскол» в редакции «Современника». Никто из ведущих литераторов уже и не помнил, что роман «Обломов» был начат автором ещё в 1840-е годы, создавался им вне политических разногласий современной России и отнюдь не на «злобу дня».

Гончаров так писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Автор вовсе не ставил себе целью обличать или бичевать недостатки помещика Обломова. Напротив, он создавал некий совершенный идеал, который слишком хорош, чтобы подстраиваться, меняться, отказываться от себя ради порядков несовершенного и чуждого ему общества. И если Александр Адуев (герой «Обыкновенной истории») в конечном итоге изменяет себе, повинуясь обстоятельствам, то Обломов просто впадает в анабиоз – естественное состояние для абсолютного идеала. На зло он не способен по определению, а творить активное добро ему, как и всякой идеальной субстанции, не положено. Ведь ни Илья Ильич, ни сам Гончаров, ни кто-либо из живущих на свете не в силах предугадать, чем его «доброе» деяние может обернуться для окружающих.

После появления романа «Обломов» молодые, социально активные критики крепостнических порядков тут же ухватились за образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы. Они решили, что произведение Гончарова - ни что иное, как злободневный призыв к ликвидации старого помещичьего уклада, борьбе с косностью и застоем.

Ведущий критик «Современника» Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859), дав высокую оценку роману, однозначно охарактеризовал «обломовщину» как сугубо отрицательное явление. Собственно, сам образ главного героя критика вообще не интересовал. Добролюбов видел в нём только очередного «лишнего человека», порождённого порочной помещичье-дворянской средой и несовершенством общества:

«Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других – развила в нем апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного…»

(Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)

Тогда ещё совсем молодой, начинающий критик Д.И.Писарев в своей довольно путаной статье «Обломов. Роман И.А.Гончарова» попытался рассмотреть «обломовщину» не только как социальное явление, но и как явление национальное и даже психологическое:

«Мысль г. Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особое значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнообразными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить? к чему трудиться» – вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели…»

Здесь следует заметить, что активно цитировавшаяся в советское время статья Писарева впервые была опубликована в журнале наук, искусств и литературы для взрослых девиц «Рассвет» (№10, 1859). Ожидать от начинающего автора более глубокого понимания текста романа и его обстоятельной критики в журнале для взрослых девиц было бы несколько наивно. В последующие годы к анализу «Обломова» Писарев не возвращался.

Известен также эпистолярный отклик М.Е. Салтыкова-Щедрина на журнальную публикацию первой части романа. В письме к П.В. Анненкову от 29 января 1859 года он с раздражением говорил, что ему не понравился ни сам роман, ни его главный герой: «...прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый! и что таким образом можно проспать 365 дней! Бесспорно, что „Сон” - необыкновенная вещь, но это уже вещь известная, зато все остальное что за хлам! что за ненужное развитие Загоскина! Что за избитость форм и приемов! Но если нам, читателям, делается тяжко провести с Обломовым два часа, то каково же было автору проваландаться с ним 9 лет! И спать с Обломовым, и есть с Обломовым, и все видеть перед собой этот заспанный образ, весь распухший, весь в складках, как будто на нем сидел антихрист! Ведь сон-то мог и не Обломов видеть, зачем же было такую прелестную вещь вставлять в такой океан смрада?» .

Очень грубо Щедрин высмеял и попытку представить Обломова своего рода русским Гамлетом: «Замечательно, что Гончаров силится психологически разъяснить Обломова и сделать из него нечто вроде Гамлета, но сделал не Гамлета, а жопу Гамлета» .

Крайне раздражённый характер суждений сатирика был вызван литературным спором между Обломовым и сторонником «реального направления в литературе» Пенкиным, мастерски переданным автором ироническим подтекстом этой сцены. Позднее полемические выпады забылись, «раздражение» прошло, но большого расположения к роману у Щедрина все же не возникло. Щедрин воспринимал роман сквозь призму идей литературно-политического манифеста Н.А.Добролюбова.

Примерно такого же мнения придерживался явно не расположенный к Гончарову Д.В. Григорович, полагавший, что «из всего написанного Гончаровым остается «Сон Обломова» - действительно прекрасное литературное произведение...» (Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1987. С.106).

Из критиков-современников, пожалуй, только А. Дружинин рассматривал роман Гончарова вне социально-политического и обличительно-сатирического контекста. Не случайно в названии его критической статьи вовсе отсутствует слово «обломовщина» (кстати, в оригинальном тексте романа это слово употреблено автором всего 16 раз). Дружинин рассматривает роман «Обломов» как роман об Илье Ильиче Обломове, а не об абстрактном социальном, психологическом или даже психопатическом явлении. Ныне совершенно забытый А.Дружинин, как известно, также был ведущим критиком некрасовского «Современника» (до его «раскола») и личным другом А.И. Гончарова. Он являлся противником засилья сатирического реализма в художественной литературе второй половины XIX века, не соглашался с представителями современных ему «прогрессивных» течений, отрицавших значение творчества Пушкина и Лермонтова. Поэтическое литературное дарование Гончарова Дружинин сопоставляет как раз с дарованием Пушкина; в Обломове видит едва ли не опоэтизированного национального героя, а в «обломовщине» - духовное достояние русского народа:

«Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко. Напрасно до сей поры многие нежные дамы смотрят на Илью Ильича как на существо достойное посмеяния. напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями, усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну, поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви - это факт, и против него спорить невозможно. Сам его творец беспредельно предан Обломову, и в этом вся причина глубины его создания…»

Дружинин отмечает, что такой человек как Илья Ильич Обломов может раскрыть свои лучшие качества только в любви к другому человеку:

«Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись…» (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

Дружинин придаёт большое значение образу Ольги Ильинской, и тому, как мастерски переданы автором все нюансы её трогательной любовной истории с Обломовым. На этом фоне Штольц как противоположность Обломова во многом проигрывает и кажется «лишним» персонажем. В общении с ним Обломов не раскрывается. Напротив, на примере Штольца автор показывает читателю лишь отрицательные черты так называемых «деловых людей» своего времени: от настойчивого желания «причесать всех под одну гребёнку» до всепоглощающего эгоизма, безразличия к чужой судьбе.

Советские литературоведы часто рассматривали статью Дружинина как блистательную, даже поэтическую апологию личности Обломова, идущую вразрез с традиционным взглядом на этого героя.

Впрочем, сам И.А.Гончаров был вполне удовлетворён статьёй Добролюбова об «Обломове». П.Анненкову он писал:

«Взгляните, пожалуйста, статью Добролюбова об Обломове; мне кажется об обломовщине - т. е. о том, что она такое, уже больше ничего сказать нельзя. Он это должно быть предвидел и поспешил напечатать прежде всех. После этого критику остается, чтоб не повториться - или задаться порицанием, или, оставя собственно обломовщину в стороне, говорить о женщинах».

Остальная критика, также удовлетворившись статьёй Добролюбова, «Обломова» вовсе не заметила. Передовую общественность того времени больше интересовали ответы на вечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Гончаров не предлагал готовых рецептов общественного переустройства. Прежде чем думать о счастье всего человечества, он призывал каждого человека заглянуть в самого себя, понять мотивы и истоки своих желаний, поступков, стремлений, постичь всю неоднозначность человеческой натуры, задуматься об истинном её предназначении.

Анализ произведения

Центральное место в романе «Обломов» занимает образ его главного героя Ильи Ильича. Всё внимание автора сосредоточено исключительно на этом образе. Остальные персонажи лишь дополняют его, позволяя герою раскрыться в той или иной жизненной ситуации, в общении или более характерном для Обломова «соприкосновении» с окружающим миром.

Образ Обломова в некоторой степени является авторским развитием образа Александра Адуева – героя «Обыкновенной истории». Провинциальный романтичный юноша, как и Обломов, приезжает в Петербург, дабы реализовать свои таланты на достойном поприще. В начале молодой Адуев находит в себе силы сопротивляться несовершенному и глубоко чуждому ему общественному порядку, но, пережив несколько глубоких разочарований, он сдаётся, приспосабливается, изменяется и становится «как все».

Иллюстрация Н. Щеглова

Обломов – такой же прекраснодушный, добрый, открытый миру идеалист, в аналогичной ситуации находит для себя другой выход. Не вступая ни в какие открытые конфликты с внешним, враждебным ему миром, он остаётся таким, каким был. При этом он не пытается что-то изменить или исправить в окружающих, навязать им свои взгляды или идеалы. Обломов полностью уходит в себя. Бессмысленной суете, приспособленчеству, неискреннему веселью и глупости окружающих Илья Ильич предпочитает одинокие размышления, красивые мечты, сон на собственном диване. Обломов чувствует себя комфортно и свободно в мире собственных грёз и большего ему не нужно. Что же в этом плохого? Казалось бы – человек почти достиг совершенства, сведя к абсолютному минимуму все свои желания и потребности, ушёл в свой, глубоко интимный, прекрасный мир воспоминаний, грёз, размышлений. Когда люди уходят с такой целью в какой-нибудь дальний монастырь или поселяются в одинокой келье в глухом лесу – это считается подвигом отшельничества. В любой восточной культуре подобное поведение вызывает уважение, ибо путь познания самого себя – один из самых достойных для мыслящего человека.

Но в центре Петербурга это считается почти преступлением!

Обломов отторгает ненужный ему внешний мир, внутренне протестуя против его нелепости. Он стремительно теряет связи с этим миром. Герою никто не нужен, но он, Илья Ильич Обломов, лежащий на диване в халате, почему-то нужен всем.

В первой части романа посетители идут в квартиру Обломова стройной вереницей. Каждый из них на свой манер пытается разрушить идеальное состояние покоя, которое им, по тем или иным причинам, совершенно недоступно. Как это ни странно, но всё разнообразие образов посетителей Обломова напоминает собой толпу паломников, идущих поклониться святым мощам или другому какому-то артефакту, который вызывает их любопытство, удивляет, быть может, успокаивает, даёт надежду. Есть среди них и откровенные стяжатели – Тарантьев. Но и такие идут в храм именно тогда, когда им что-то нужно попросить для себя. И бывает, что не обманываются в своих ожиданиях…

Штольц – тоже один из «паломников», но он возвращается к Обломову, скорее, по привычке. Автор неоднократно говорит о том, как Штольц любит и ценит Илью Ильича, но природа их отношений не имеет ничего общего с дружеским взаимопониманием или союзом духовно близких людей. Обломов для Штольца – живое воплощение его памяти о детстве, о родительском доме, о том хорошем, что давно прошло и теперь совершенно недостижимо. Сам Обломов Штольцу непонятен и неинтересен. Они не просто антиподы. Это люди с разных планет. Как и всякий рационально мыслящий, не верящий и не верующий «деловой» человек, Штольц считает путь Обломова неправильным и гибельным. Более того, он искренне полагает, что может «спасти» Илью Ильича, навязав ему свои представления о жизни, о счастье, даже о добре и зле. Штольц считает состояние Обломова беспробудным сном души, пытается тормошить, будить его, выводя из оцепенения. Именно с целью «расшевелить» душевные порывы Штольц знакомит друга с умной, незаурядной девушкой - Ольгой Ильинской. Однако хитроумному Штольцу, который привык заранее просчитывать каждый свой шаг, даже не приходит в голову, что Обломов способен молниеносно, едва ли не с первого взгляда, влюбиться в Ольгу. Для человека со спящей душой такой поступок противоестественен. Следовательно, душа Обломова не спала. Илья Ильич полюбил Ольгу так, словно давно готов был полюбить: искренне, нежно, самозабвенно. Его любовь очень скоро вызывает в душе девушки столь же искреннее ответное чувство.

На первый взгляд, Ольга изо всех сил старается «будить» и призывать Обломова к активной жизни. На самом же деле, именно Илья Ильич разбудил в душе Ильинской способность к первому, настоящему чувству. Никому из её прежних её поклонников, в том числе и Штольцу, это оказалось не под силу.

Любовь и одновременно взятая на себя ответственность за чувства другого человека выводят Обломова из привычного равновесия. Душа и тело утрачивают идеальное состояние покоя. Лишённый внутренней гармонии, самодостаточности, он болезненно воспринимает соприкосновение с окружающим миром. Ольга, как часть этого мира, требует постоянной активности, суеты, устройства быта (поездки в имение, приведения в порядок финансовых дел), не понимая, что тем самым уничтожает Бытие любимого человека. Она не способна понять, что для Обломова любовь к ней, как и сама возможность дальнейших взаимоотношений, тождественны смерти и новому рождению. Только в результате этого рождения на свет появится уже не Илья Ильич Обломов, а какой-то другой человек, который, возможно, ей не понравится.

Показателен и тот момент, что Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца, но не может забыть Обломова. Она понимает: краткое общение с этим человеком в духовном плане дало ей гораздо больше, чем способен дать размеренный, «деловой» брак со Штольцем за всю оставшуюся жизнь. Обломов нарушил сон её души, указал путь, по которому нужно идти, и, подобно актёру, отыгравшему свою роль, ушёл со сцены. Ольга осталась одна и сдалась. Отдавшись на милость житейским заботам, бесплодной суете, всему, что составляет быт абсолютного большинства людей, она приняла, как должное определённые обществом «нормы» поведения. Лишь память о первом чувстве к Обломову иногда тревожила сон её души, вызывая беспричинное беспокойство, тоску, сожаления…

Штольц и Ильинская считали, что Обломов безвозвратно погиб, увязнув в отношениях с недостойной его, малообразованной женщиной. Им и в голову не приходило, что Агафья Матвеевна Пшеницына могла быть вполне осознанным выбором Ильи Ильича и выбором более чем достойным. Если Ольга Ильинская требовала от Обломова решительных перемен, отказа от себя самого, то Агафья Матвеевна искренне любила Обломова таким, какой он есть, не требуя ни перемен, ни перерождений, ни действий, ни денег, ни даже его любви. Обломов стал для неё абсолютным идеалом, воплощением её личного Бога в тесной квартирке на Выборгской стороне. И «божество» сполна вознаградило искренне верующую адептку, даже оставило ей потомство - Андрюшеньку, почитаемого и навсегда отделённого матерью от других её детей.

Обломов – быть может, единственный герой во всей русской литературе, чьё существование никогда не исчерпывается принятой на себя ролью. Ему, как и всякой идеальной субстанции, нечем и главное – незачем цепляться за других. Он не способен расщепить свою совершенную личность на роль мужа, отца, помещика, чиновника. Илья Ильич не согласен с любым определением, которое могут дать ему окружающие. Вспомним, как возмущает Обломова то, что его станут называть «жених», если он посватается к Ильинской. Он не хочет служить, потому что занимаемая должность нивелирует личность человека, подменяя её общественным статусом. Обломов говорит о себе: «Я – барин». В условиях современной ему России такое определение сродни понятию просто свободного человека, обладающего всеми правами, но не связанного никакими обязанностями ни с обществом, ни с государством, ни с существующей властью. Обломов свободен и волен делать всё, что он хочет, но он также свободен и волен не делать ничего, если ему хочется именно этого.

Феномен Обломова завораживает окружающих, привлекает, заставляет служить ему. Ведь не из жалости или личной выгоды расчётливый человек-автомат Штольц берётся поправлять дела в Обломовке, а затем принимает под своё покровительство осиротевшего Андрюшу. Не из жалости вдова Пшеницына в трудные для Обломова времена несёт закладывать в ломбард свои последние ценности. Не из одной рабской покорности верно служит своему барину незадачливый Захар. Все они любят Обломова, не ожидая ничего взамен, чувствуя в нём, и только в нём недостижимый для них духовный идеал. Даже Тарантьев и Мухояров – персонажи глубоко отрицательные, и те творят своё зло в отношении Ильи Ильича вовсе не от отвращения или неприятия его личности. Напротив, они завидуют Обломову, подсознательно ощущая в нём присутствие того, чего лишены сами. Целью Мухоярова и Тарантьева было не просто разорить Илью Ильича, чтобы он умер в нищете. Наибольшее удовлетворение недоброжелателям принесло бы лишение Обломова его внутренней свободы. Если бы прекраснодушный Илья Ильич встал со своего дивана, отправился служить, брать взятки, суетится, лгать, т.е. уподобился всем Тарантьевым и Мухояровым на свете – это было лучшей местью, доказательством их правоты.

Быть просто свободным человеком в несовершенном мире непросто. И в данном случае не мир отторгает Обломова, а он отторгает от себя этот мир, сознательно отказываясь от всяких контактов и «соприкосновений» со своим прошлым, с тем, что когда-то имело для него значение.

Последнее свидание с Обломовым в доме Пшеницыной лишний раз доказывает, насколько разошлись теперь пути Ильи Ильича со Штольцем и Ольгой. За Ольгу принимает решения Штольц. Она приезжает к домику Пшеницыной, чтобы увидеть дорогого ей человека. Но её муж решил, что незачем, и когда-то решительная, самостоятельная в поступках Ольга, подчинилась, не вышла из кареты. Однако принимать решения за Обломова ни Ольге, ни Штольцу никогда не удавалось, не удалось и теперь.

Завершив своё земное существование, Илья Ильич Обломов тихо умирает во сне свободным и любимым. Разве не этого, в конечном итоге, желает каждый человек?..

Широкова Елена

Использованы материалы:

Дружинин А. В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова //Литературная критика - М..: Сов. Россия, 1983. (Б-ка рус. критики).



Рассказать друзьям