Алексей саврасов и иван шишкин, великие художники. Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итоговая контрольная работа. Искусство. 8 класс

Тесты:

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому Б) к временному

В) к пространственному

3. Что такое художественный образ?

В) фантазия художника

4. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

5. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественное явление для искусства

6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?

А) да Б) нет

7. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные Б) общие

8. Сколько Муз было у Бога Зевса?

А) 3 Б) 12 В) 9

9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм Б) Барокко В) Возрождение

10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность - …

А) художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, писатель, анатом

Б) художник, архитектор, инженер, музыкант, врач, анатом, юрист, ученый

11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?

А) Джоконда Б) Витрувианский человек В) Мона Лиза

12. Как А.С.Пушкин называл искусство?

А) «волшебный самородок»

Б) «магический кристалл»

В) «фантастический камень»

13. Кому принадлежат слова из стихотворения «… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб душу созвучья нахлынули дружно… »

А) Н.Рыленков Б) А.С.Пушкин В) М.Ю.Лермонтов

14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

А) были художниками-импрессионистами

Б) художники-портретисты

В) открыли красоту русской природы

15. Что такое импрессионизм в искусстве?

А) передача мимолетных впечатлений

Б) раскрытие морского пейзажа

В) фантастика в живописи

А) П.И.Чайковский Б) В.А.Моцарт В) А.Вивальди

17. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

18. В каком из видов портрета основной целью является демонстрация общественного положения героя?

А) камерный Б) групповой В) парадный

«…Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач…» (Н. Заболоцкий)

А) В.Л. Боровиковский Б) Ф.С. Рокотов В) К.П. Брюллов

20. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

А) Ф.Рокотов Б) П.Третьяков В) М.Врубель

21.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?

А) да Б) нет

22. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?

А) да Б) нет

23.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) эмоционального В) умственного

24. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?

А) «Посылать» потомкам свои сообщения

Б) Прославлять свое творчество

В) Развитие профессионализма

25. Какие знаменитые музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге?

А) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея

Б) Национальная картинная галерея

В) Русский музей, Эрмитаж

26. Какой фестиваль является театральным?

А) «Новая опера» Б) «Золотая маска» В) «Щелкунчик»

27. Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?

А) «Первые ласточки искусства»

Б) «Почтовые лошади просвещения»

В) «Добрые вестники литературы»

28. Что является кодом в произведениях искусства для общения с людьми?

А) музыка Б) картины В) язык искусства

29. Чем является символ в искусстве?

А) внешним признаком Б) знаком

В) художественным образом

30. Что стремятся передать художники в натюрмортах «ванитас»?

А) бренность земной суеты

Б) радость повседневной жизни

31. Сколько источников имеет искусство?

А) 1 Б) 2 В) 3

32. Миф – это …

А) символическое действие

Б) действие жреца, служителя церкви

В) устные предания

33. Каков главный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»?

А) Похвала учителю Сергию Радонежскому

Б) Объединение Руси ради свободы

34. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?

А) семья, солнце, дорога

Б) дорога, луна, солнце

В) солнце, дерево, дорога

35. К какому направлению искусства относится творчество В.В.Кандинского?

А) реализм Б) классицизм

В) абстракционизм

36. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского, играют важную роль?

А) цвет, тон, интенсивность

Б) тон, цвет, палитра

В) палитра, цвет, настроение

37. На чем основана человеческая культура?

А) истина, добро, красота

Б) история, культура, нравственность

В) взаимоуважение, эстетика, сострадание

38. Каковы законы у красоты?

А) гармония, форма, мелодия, фактура

Б) гармония, симметрия, мера, пропорция

В) гармония, ритм, стиль, полифония

39. К чему стремится искусство в разные эпохи?

А) создать образ прекрасного человека

Б) передать реальность мира

В) воспитать человечество

40. Какова роль творчества в жизни человека?

А) является смыслом жизни

Б) помогает духовному росту

В) делает жизнь богатой

41. В чем заключается сила искусства?

А) в визуальности Б) в эмоциональности В) в глубине

42. В чем польза красоты?

А) раскрывает ценность природы и жизненных явлений

Б) раскрывает идеалы

В) раскрывает исторические ценности

43. Что общего между массовой культурой и искусством?

А) воздействуют на взгляды и вкусы
Б) воздействуют на психику и здоровье
В) воздействуют на воспитание и нравственность

1. Что такое искусство?А) часть духовной
культуры человечества
Б) исторический стиль
.
В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому
Б) к временному
В) к пространственному

3. Что такое художественный образ?

А) художественное
отношение художника

действительности
В) фантазия художника

4. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное
отношение художника
Б) обобщенное представление о
действительности
В) почерк, приемы, особенности

5. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи
художественного образа
Б) словесное выражение образа
В) несущественное явление для
искусства

6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?

А) да
Б) нет

7. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные
Б) общие

8. Сколько Муз было у Бога Зевса?

А) 3
Б) 12
В) 9

9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм
Б) Барокко
В) Возрождение

10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность

А) художник, скульптор,
архитектор, ученый, инженер,
писатель, анатом
Б) художник, архитектор, инженер,
музыкант, врач, анатом, юрист, ученый

11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?

А) Джоконда
Б) Витрувианский человек
В) Мона Лиза

12. Как А.С.Пушкин называл искусство?

А) «волшебный самородок»
Б) «магический кристалл»
В) «фантастический камень»

13. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

А) были художникамиимпрессионистами
Б) художники-портретисты
В) открыли красоту русской
природы

14. Что такое импрессионизм в искусстве?

А) передача мимолетных
впечатлений
Б) раскрытие морского пейзажа
В) открыли красоту русской
природы

15. Кто является автором фортепианного цикла «Времена года»?

А) П.И.Чайковский
Б) В.А.Моцарт
В) А.Вивальди

16. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование
внешних черт человека
Б) живописное пересоздание
образа человека

17. Кто является автором картины «Портрет А. Струйской»?

А) В.Л. Боровиковский
Б) Ф.С. Рокотов
Б) Ф.С. Рокотов

18. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

А) Ф.Рокотов
Б) П.Третьяков
В) М.Врубель

19.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?

А) да
Б) нет

20. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?

Б) Прославлять свое творчество
А) да
Б) нет

21. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?

А) «Посылать» потомкам
свои сообщения
Б) Прославлять свое
творчество
В) Развитие
профессионализма

35 великих русских живописцев

Россия славится своими художниками. Они внесли огромный вклад в мировое искусство, а их картины бьют рекорды на мировых аукционах. Вспомним лучших из лучших. Вы сами можете повлиять на то, как распределятся места.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

В Новгород Феофан Грек приехал уже состоявшимся иконописцем. Он родился в Византии и расписывал храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Феофан расписывал церковь Преображения в Новгороде, где до сих пор сохранились его фрески, храмы московского Кремля. В Благовещенском соборе Феофан Грек создал первый в России иконостас, где святые были изображены в полный рост. Кроме написания икон и росписи храмов, Феофан Грек также создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.

Андрей Рублев (1360-1430)

Несмотря на то, что Андрей Рублев - самый известный русский иконописец, мы знаем о нем не так много. Имя Андрей он получил в монашестве, мирское его имя неизвестно. Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. Рублев также был одним из мастеров, кто расписывал Успенский собор во Владимире, Успенский собор в Звенигороде и Благовещенский собор московского Кремля.

Дионисий (ок. 1440—1502)

Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Продожатель традиции Андрея Рублева, Дионисий расписывал много храмов, но истинное понимание манеры письма Дионисия можно получить по великолепно сохранившимся фрескам Ферапонтова монастыря на Белоозере. Они никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации.

Симон Ушаков (1626-1686)

Фаворит царя Алексея Михайловича, Симон Ушаков был первым русским иконописцем, подписывавшим свои иконы. С его творчеством связан период «обмирщения» иконописи («ушаковский период»). Ушаков был автором более 50 икон, а также учил своему искусству других. Его учеником был Гурий Никитин.

Гурий Никитин (1620-1691)

Никитин - это не фамилия, это отчество. Полное имя иконописца - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. Он расписывал Архангельский собор в Москве, писал иконы для московской церкви Григория Неокессарийского и руководил группой иконописцев, расписывавших ярославскую церковь Ильи Пророка и костромской Ипатьевский монастырь.

Карл Брюллов (1799-1852)

Восхищенные современники называли Брюллова «великим, божественныйм Карлом» и «вторым Рафаэлем». Белинский окрестил Брюллова «первым художником Европы». Картина «Последний день Помпеи» была признана совершенным шедевром XIX века. Вальтер Скотт просидел целый час за её просмотром, после чего признал: «Это не картина, это целая поэма». На полотне Брюллов изобразил и самого себя - слева от центра, с ящиком с красками и кистями.

Александр Иванов (1806-1858)

Самая известная картина Александр Иванова - «Явление Христа народу». Над ней художник работал больше 20 лет. Это одна из самых загадочных картин в истории русской живописи. Интересно, что в зеркальной копии картины Мессия идет не навстречу к людям, а уходит (удаляется) или проходит мимо.
Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества». Эти рисунки стали известны только после смерти художника. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Они были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Иван Крамской (1837-1887)

Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин - «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». С кем только её ни соотносили. И с Анной Карениной, и с Настальей Филлиповной, и с дочерью художника Софьей, и с крестьянкой Матреной Саввишной, которая стала женой дворянина Бестужева, и с княжной Варварой Туркестанишвили - фрейлиной императрицы Марии Федоровны, фавориткой Александра І, которому она родила дочь, а после покончила с собой. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка.

Алексей Саврасов (1830-1897)

Алексей Саврасов - великий русский пейзажист, художник-передвижник и учитель Левитана, Коровина и Нестерова, но его нередко называют «художником одной картины». Речь, конечно, о полотне «Грачи прилетели». Исаак Левитан писал про своего учителя: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Иван Шишкин (1832-1898)

Самого знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина нызывали «лесным богатырем-художником», «царем леса», «стариком-лесовиком». Одной из культовых картин картин Шишкина стало полотно «Утро в сосновом бору». Справедливости ради стоит сказать, что медведей на картине писал художник Савицкий, но Павел Третьяков стёр его подпись,поэтому автором картины часто указывается один Шишкин.
В советское время эту картину стали называть «Три медведя» (хотя на картине их четыре), из-за одноименной марки шоколада фабрики «Красный Октябрь».

Иван Айвазовский (1817-1900)

Иван Айвазовский - непрезойденный маринист и один из самых дорогих художников. В 2012 году на британском аукционе Sotheby"s его картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Исаак Левитан (1860-1900)

Исаак Левитан - мастер «пейзажа настроения» и самых медитативных полотен в русском искусстве. Шедевр Левитана «Над вечным покоем» называют «самой русской картиной». Художник писал её под звуки траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Один из друзей Левитана назвал эту картину «реквиемом самому себе».

Архип Куинджи (1842-1910)

Одни называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет.

Василий Суриков (1848-1916)

За мастерское овладение приемами композиции друзья-художники в Петербурге называли потомственного казака Василия Сурикова «композитором», однако в академических кругах Сурикова долгое время критиковали как раз за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». История расставила все по местам - Суриков и сегодня считается непревзойденным мастером живописи, а его исторические полотна - одними из самых реалистичных.

Михаил Врубель (1856-1910)

Одного из самых трагических русских художников, Врубеля называли творцом искусства, близкого по природе ночным сновидениям. Про увлеченность хужожника образом Демона Александр Бенуа рассказывал: «Верится, что Князь Мира позировал ему.... Его безумие явилось логическим финалом его демонизма».

Врубель обладал удивительным психологическим свойством - эйдетизмом. Это особый вид зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране.

Валентин Серов (1865-1911)

Друзья называли Валентина Серова «Антошей» - таково было его домашнее прозвище. Знаменитым художник стал после выхода в свет своих шедевров - «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». На первой картине была изображена дочь Саввы Мамонтова Вера, на второй - двоюродная сестра самого Серова Машенька Симонович.

Константин Маковский (1839-1915)

Одни называли Константина Маковского предвестником русского импрессионизма, другие считали, что он предает идеалы передвижничества, но, несмотря на критические оценки, Маковский был одним из самых востребованных и высокооплачиваемых художников своего времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».

Леон Бакст (1866-1924)

Леон Бакст - один из ярчайших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики. Европейский успех знаменитых «Русских сезонов» является заслугой Бакста в той же степени, как и заслугой Сергея Дягилева. Бакст был учителем Марка Шагала и законодателем парижской моды.

Виктор Васнецов (1842-1926)

Виктор Васнецов - великий русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Для большинства Васнецов является создателем мира русских сказок и былин, но он также серьезно занимался архитектурой (фасад Третьяковской галереи) и создавал почтовые марки.

Борис Кустодиев (1878-1927)

Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Нельзя не вспомнить о «кустодиевских женщинах» - типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. В 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.

Илья Репин (1844-1930)

Илья Репин - гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. О работе ещё молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие - восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Казимир Малевич (1879-1935)

Казимир Малевич - «отец супрематизма» и создатель «Черного квадрата», ставшего символом авангарда. Несмотря на эксперименты почти во всех жанрах живописи, сам художник считал «Черный квадрат» своей главной картиной, поэтому во время похорон Малевича изображение квадрата было повсеместно - на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву. Так завещал сам художник.

Петров-Водкин (1878-1939)

Петров-Водкин «отметился» во множестве жанров - от иконописи до театральной графики и модерна. Один из шедевров художника - картина «Купание красного коня», написанная им в 1912 году. Она с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев.
В 1928 году в Венеции полотно «Смерть комиссара» Петрова-Водкина произвело неизгладимое впечатление на Бенедетто Муссолини, посетившего советский павильон.

Константин Коровин (1861-1939)

Главный представитель русского импрессионизма, Константин Коровин во время Первой мировой войны работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. В это же время, несмотря на суровую реальность, Коровину удается живописать картины о «прекрасной эпохе». Недаром Коровина называют живописцем радости и счастья.

Павел Филонов (1883-1941)

Друг Хлебникова, Павел Филонов - один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства. Он уподабливал картину живому организму и считал, что она должна развиваться и обновляться по мере ее создания. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя свои картины от зажигательных бомб. Это его и погубило. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.

Эль Лисицкий (1890-1941)

Лазарь Маркович Лисицкий - советский художник и архитектор. Известен своими супрематическими работами, проектами «бумажной» архитектуры. Лисицкий разрабатывал композиции, которые называл «проунами». Они представляли собой супрематические трехмерные фигуры. Впоследствии проуны стали основой для мебельного дизайна, проектов театральных макетов, декоративно-пространственных установок.

Михаил Нестеров (1862-1942)

Михаил Нестеров - выдающийся русский живописец. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головы схимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».

Аристарх Лентулов (1882-1943)

Неутомимый экспериментатор Аристарх Лентулов работал почти во всех жанрах и стилях. В духе экспрессионизма писал «Три мужские фигуры». В стиле Сезанна - «Пейзаж с деревьями и красной башней». Был одним из организаторов новой творческой группы - «Бубновый валет». Лентулова называли одним из отцов русского авангарда, а критики шутили: для Лентулова любой предмет - готовый натюрморт. Однажды, к примеру, он так вдохновился прогрессом, что посвятил картину... водопроводу.

Василий Кандинский (1855-1944)

Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский эмигрировал из России в 1921 году. В Берлине он преподавал живопись стал видным теоретиком школы «Баухауз» и вскоре получил мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году Кандинский получил французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского. Картина художника «Эскиз к импровизации № 8» была продана на аукционе Christie"s за рекордную для русского искусства сумму - $23 миллиона.

Николай Рерих (1874-1947)

По иронии судьбы, апологет Древней Руси и создатель исторических полотен Николай Рерих стал для России первооткрывателем Востока. Его гималайский цикл, созданный во время Центрально-Азиатской экспедиции, принес Рериху мировое признание и стал базой для его религиозно-философского учения «Живая этика».

Наталья Гончарова (1881-1962)

Наталья Сергеевна Гончарова - правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».

Михаил Ларионов (1881-1964)

Михаил Ларионов - один из основателей русского авангарда, спутник и муж Натальи Гончаровой. В 1912 году Ларионов создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Александр Дейнека (1899-1969)

Александр Дейнека - один из самых известных советских художников, создатель монументальных полотен с не менее монументальными героями - простыми советскими людьми, спортсменами, солдатами, моряками. В этом году картина Александра Дейнеки «За занавеской» была продана на лондонском аукционе MacDougall"s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов.

Илья Глазунов (г.р. 1930)

Илья Глазунов - основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Глазунов - не только художник и иллюстратор (иллюстрации к романам Достоевского, произведениям Блока), но и художник-глобалист. Он создал интерьер советского посольства в Мадриде, участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

Илья Кабаков (г.р.1933)

Концептуалист Илья Кабаков, почетный член Российской академии художеств, - самый дорогой российский живописец. Его картина «Жук» была продана на лондонском аукционе Phillips de Pury за $5,8 миллионов. Кабаков долгое время был иллюстратором. С 1956 года сотрудничал с издательством «Детгиз» и такими журналами как «Мурзилка», «Малыш», «Веселые картинки».

Недаром говорят, что истинная поэзия есть сестра философии; есть даже философия в образах, и это в полной мере приложимо именно к картинам В.М. Васнецова…

Иоанн Соловьев, богослов

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырём русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. С детства мы знакомы с его картинами «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др. Для современников «главная заслуга Васнецова была в том, что, – по словам Александра Бенуа, – он уничтожил ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и в частности наших художников».

Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Между тем, обратившись к новым сюжетам в станковой живописи и к внестанковому* творчеству, Васнецов пришёл к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях.


Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.


Виктор Васнецов. Автопортрет (1873)

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники – всё это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таёжными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Её нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни. Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

Исполнив две жанровые картинки – «Молочница» и «Жница» (1867) – и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов даёт частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П.П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», – вспоминал художник.

В 1870 г. умер отец братьев Васнецовых. Двадцатидвухлетний Виктор и его брат Николай стали старшими в семье и должны были теперь заботиться о младших братьях. Приехав в родное село Рябово на похороны, Виктор увидел рисунки одного из младших братьев, Аполлинария. Решили, что Аполлинарию тоже нужно учиться художествам, и Виктор спустя некоторое время забрал его с собой в Петербург. Благодаря влиянию и помощи Виктора Михайловича, Аполлинарий Васнецов стал замечательным художником.

Виктор Михайлович провёл в стенах академии семь лет, с 1868 по 1875 г. За это время он приобрёл мастерство художника, овладел техникой живописи и отточил свой талант.

Его первые картины – «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнёзда» – были показаны в 1872–1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы – «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) – закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко её воспроизвести.

Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, – писал Стасов, – каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!».

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» – рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».

«Противоположения жанра и истории, – писал он, – в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ)

Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряжённость схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, её героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озарённых отблесками восходящей луны.

Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо тёмной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, жёлтые, голубые, красные и серо-зелёные цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П.П. Чистяков, восторгались, считая её «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В Москве художник сближается с семьёй известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений – «Алёнушка» (ГТГ) – на сюжет русской сказки.

Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склонённая голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд – всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные берёзки, молоденькие елочки, окружающие Алёнушку, словно оберегают её от злого мира. Картина «Алёнушка» – одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка» , которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. О своём выступлении Виктор Михайлович сочинил шуточные стихи:

Да, я писал стихи,

То стихи были, не проза!

Ах, грехи мои, грехи –

Деда я играл Мороза!

Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда ещё фантазия, – писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея», – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ – фриз «Каменный век» , созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А.С. Уварова выполнить роспись, посвящённую людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далёких предков. Сын художника вспоминал, что работа над картиной не прекращалась и дома: «В доме появилось много интересных вещей – кусок клыка мамонта, лосиный рог, топор каменного века и другие вещи, нужные для картины каменного века».

Фриз разделён на три сцены: труд людей, охота на мамонта и пир после победы над мамонтом. В сцене труда Васнецов показывает первобытных людей за их насущными занятиями: они высекают каменные орудия, лепят глиняную посуду, долбят из ствола дерева лодку. Над всей сценой возвышается мощная фигура вождя с суровым и волевым лицом.

Но вот перед нами другая сцена: люди поймали в выкопанную в земле яму огромного мамонта и пытаются убить его, кидая камни, пуская копья и стрелы. Громадный зверь ревёт, пытаясь обороняться, острые тяжелые бивни взметнулись в воздух, люди с искажёнными от напряжения лицами нападают на чудовище. Охота закончилась победой – и вот уже на костре жарится мясо, люди поют какие-то дикие песни, пляшут вокруг костра под крики и ритмичный стук, издаваемый ударами кости о кость. Около двух лет – и в Москве, и в Абрамцеве – продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

«Впечатление, произведённое на современников «Каменным веком», – писал И. Грабарь, – пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведённым когда-то «Помпеей» К. Брюллова».

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора . Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей – Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображённые правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряжённая работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван Царевич на Сером Волке» (ГТГ) и представил её на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

В 1891 году Васнецов с семьёй возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П.М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С.И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту – строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад. На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ).

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», – выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетённая и ещё затоптанная... а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Одним из самых известных архитектурных проектов В.М. Васнецова стал новый фасад Третьяковской галереи , созданный в 1901 г. Павел Михайлович Третьяков всю жизнь собирал свою коллекцию русского искусства для того, чтобы передать её в дар городу Москве. При жизни коллекционера она находилась в его доме в Лаврушинском переулке. После смерти Павла Михайловича и его жены Попечительский совет галереи решил частично перестроить дом, чтобы помещение лучше служило музейным целям. Также было решено пристроить новый фасад.

Кому было взяться за эту работу, как не Виктору Васнецову, долгие годы дружившему с семьей Третьяковых? Кто мог лучше его выразить русскую национальную идею, вдохновлявшую Павла Михайловича в его деятельности коллекционера и мецената? Васнецов решил выполнить эту работу бесплатно, из уважения к памяти Третьякова и делая тем самым свой вклад в благородное дело создания публичного музея русского искусства.

Так возник всем хорошо знакомый фасад, похожий на сказочный терем с тремя порталами-входами. Над главным входом в центре фасада – барельеф с изображением герба Москвы – Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. В верхней части фасада расположена надпись, рассказывающая о даре братьев С.М. и П.М. Третьяковых. Над ней находится узорчатый майоликовый фриз, сделанный по рисункам Васнецова в керамической мастерской Абрамцева.

Виктор Васнецов. Эскиз фасада Третьяковской галереи (1901)

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами – «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918),

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.

Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь – семьдесят восемь лет. Он проделал огромный путь: от бедного сына священника из глухой вятской деревушки до великого русского художника. Добился он этого верой в своё высокое призвание, неустанным ежедневным трудом и развитием своего таланта. За свою жизнь он украсил русскую землю чудесными творениями, и созданные им образы впечатаны в сердце каждого русского человека.

Бахревский, В. А. Виктор Васнецов [Звукозапись] : жизнь и творчество / В. А. Бахревский. – М. : Логосвос, 1991. – 5 мфк., (16 час.26 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1989.

Бахревский, В. А. Виктор Васнецов: биография [Текст] / В. А. Бахревский. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 364 с.

Дмитренко А.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н.А. Фёдорова. – Ленинград, 1971 г. – С. 163-169.

Пастон, Э. В. Виктор Васнецов [Текст] / Э. В. Пастон. – М. : Слово, 1996. – 96 с. – (Картинная галерея).

Русская живопись: великие мастера. Ч.1 П. Федотов, В. Васнецов [Видеозапись]. – М. : Rise media, 1997. – 1 вк. (90 мин.).

Человек с Луны: дневники, письма, статьи Николая Николаевича Миклухо-Маклая [Звукозапись] / читает В. Сушков. Косыгин / В. И. Андриянов; читает Ю. Заборовский. Виктор Васнецов / В. А. Бахревский ; читает С. Репина. Юрий Гагарин / Л. Данилкин; читает С. Кирсанов. – М. : Логосвос, 2012. – 1 фк., (73 час.40 мин.).

Итоговая контрольная работа. Искусство. 8 класс

Тесты:

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому Б) к временному

В) к пространственному

3. Что такое художественный образ?

В) фантазия художника

4. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

5. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественное явление для искусства

6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?

А) да Б) нет

7. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные Б) общие

8. Сколько Муз было у Бога Зевса?

А) 3 Б) 12 В) 9

9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм Б) Барокко В) Возрождение

10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность - …

А) художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, писатель, анатом

Б) художник, архитектор, инженер, музыкант, врач, анатом, юрист, ученый

11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?

А) Джоконда Б) Витрувианский человек В) Мона Лиза

12. Как А.С.Пушкин называл искусство?

А) «волшебный самородок»

Б) «магический кристалл»

В) «фантастический камень»

13. Кому принадлежат слова из стихотворения «… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб душу созвучья нахлынули дружно… »

А) Н.Рыленков Б) А.С.Пушкин В) М.Ю.Лермонтов

14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

А) были художниками-импрессионистами

Б) художники-портретисты

В) открыли красоту русской природы

15. Что такое импрессионизм в искусстве?

А) передача мимолетных впечатлений

Б) раскрытие морского пейзажа

В) фантастика в живописи

А) П.И.Чайковский Б) В.А.Моцарт В) А.Вивальди

17. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

18. В каком из видов портрета основной целью является демонстрация общественного положения героя?

А) камерный Б) групповой В) парадный

«…Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач…» (Н. Заболоцкий)

А) В.Л. Боровиковский Б) Ф.С. Рокотов В) К.П. Брюллов

20 . Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

А) Ф.Рокотов Б) П.Третьяков В) М.Врубель

21.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?

А) да Б) нет

22. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?

А) да Б) нет

23.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) эмоционального В) умственного

24. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?

А) «Посылать» потомкам свои сообщения

Б) Прославлять свое творчество

В) Развитие профессионализма

25. Какие знаменитые музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге?

А) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея

Б) Национальная картинная галерея

В) Русский музей, Эрмитаж

26. Какой фестиваль является театральным?

А) «Новая опера» Б) «Золотая маска» В) «Щелкунчик»

27. Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?

А) «Первые ласточки искусства»

Б) «Почтовые лошади просвещения»

В) «Добрые вестники литературы»

28. Что является кодом в произведениях искусства для общения с людьми?

А) музыка Б) картины В) язык искусства

29. Чем является символ в искусстве?

А) внешним признаком Б) знаком

В) художественным образом

30. Что стремятся передать художники в натюрмортах «ванитас»?

А) бренность земной суеты

Б) радость повседневной жизни

31. Сколько источников имеет искусство?

А) 1 Б) 2 В) 3

32. Миф – это …

А) символическое действие

Б) действие жреца, служителя церкви

В) устные предания

33. Каков главный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»?

А) Похвала учителю Сергию Радонежскому

Б) Объединение Руси ради свободы

34. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?

А) семья, солнце, дорога

Б) дорога, луна, солнце

В) солнце, дерево, дорога

35. К какому направлению искусства относится творчество В.В.Кандинского?

А) реализм Б) классицизм

В) абстракционизм

36. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского, играют важную роль?

А) цвет, тон, интенсивность

Б) тон, цвет, палитра

В) палитра, цвет, настроение

37. На чем основана человеческая культура?

А) истина, добро, красота

Б) история, культура, нравственность

В) взаимоуважение, эстетика, сострадание

38. Каковы законы у красоты?

А) гармония, форма, мелодия, фактура

Б) гармония, симметрия, мера, пропорция

В) гармония, ритм, стиль, полифония

39. К чему стремится искусство в разные эпохи?

А) создать образ прекрасного человека

Б) передать реальность мира

В) воспитать человечество

40. Какова роль творчества в жизни человека?

А) является смыслом жизни

Б) помогает духовному росту

В) делает жизнь богатой

41. В чем заключается сила искусства?

А) в визуальности Б) в эмоциональности В) в глубине

42. В чем польза красоты?

А) раскрывает ценность природы и жизненных явлений

Б) раскрывает идеалы

В) раскрывает исторические ценности

43. Что общего между массовой культурой и искусством?

А) воздействуют на взгляды и вкусы
Б) воздействуют на психику и здоровье
В) воздействуют на воспитание и нравственность

Ответы:

1 – А

6 – Б

11 – Б

16 – А

21 – Б

26 – Б

31 – Б

36 – А

41 – Б

2 – Б

7 – А

12 – Б

17 – Б

22 – А

27 – Б

32 – В

37 – А

42 – А

3 – Б

8 – В

13 – А

18 – В

23 – Б

28 – В

33 – Б

38 – Б

43 – А

4 – В

9 – В

14 – В

19 – Б

24 – А

29 – В

34 – В

39 – А

5 – А

10 - А

15 – А

20 – Б

25 – В

30 – А

35 – В



Рассказать друзьям