Описание внешности ленского в романе евгений онегин. Подобрать цитаты, характеризующие образы евгения онегина, владимира ленского и татьяну ларину

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.

Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

История создания

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”. После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

Тема

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Главные герои

Жанр

Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Анализ произведения

В данном произведении объединены три жанрово-художествен­ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое — это операция, которую осуществил про­фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен­ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор­менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист­ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не­сколько:

1) операция по пересадке Шарику человеческих желез;

2) появление в квартире профессора представителей домкома;

3) профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док­тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса».

Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти­ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи­ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи­рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать­ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По­лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы­вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос­хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но­вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ­ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра­шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со­жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча­ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар­тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще­ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен­ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на­столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят­ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо­дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу­ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

План

1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен­ным боком.

2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на­звал Шариком и забрал к себе домой.

3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате­лями.

4.Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.

5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План пересказа

1. Пес рассказывает о своей нелегкой жизни.
2. Профессор Преображенский берет его к себе.
3. Первые впечатления Шарика в доме профессора.
4. Визит членов домкома к Преображенскому.
5. Беседа доктора Борменталя и Филиппа Филипповича о новых «порядках».
6. Операция.

7. Доктор Борменталь описывает этапы преображения Шарика.
8. Шариков заявляет свои права.
9. Шариков наглеет.
10. Еще одна операция.
11. Преображенского и Борменталя обвиняют в убийстве Шарикова.
12. Пес остается жить у профессора.

Пересказ
I

В подворотне около общественной столовой лежал дворовый пес и жаловался на свою тяжелую жизнь. Повар из столовой облил его бок кипятком, и теперь он нестерпимо болел. Была зима, мела метель, псу было очень холодно. Он думал, что если бы ему удалось поесть, то он мог бы еще выздороветь. Но пес был готов смириться со своей судьбой. Он ругал про себя повара, дворника, называл их «человеческими очистками», говорил, что терпеть не может пролетариев. Мимо прошла девушка, машинистка, она пожалела пса. Но метель заставила ее поскорее скрыться в столовой. Псу тоже было жаль машинистку. Он знал, какой гадостью ей приходится питаться в этой столовой, но на хорошую еду у нее не хватало денег. Пес смеется над кличкой, которую дала ему машинистка, - Шарик. По его мнению, Шарик должен быть круглый, упитанный, глупый, а он лохматый, долговязый и бездомный.

Из магазина напротив вышел гражданин в хорошем дорогом пальто, с остроконечной бородкой и с пушистыми седыми усами. Пес сразу учуял, что у него есть колбаса. «Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне». Пес собрал последние силы и пополз к господину. Тот заметил пса, достал колбасу, отломал кусок и отдал собаке. Потом он позвал его за собой. «За вами идти? Да на край света. Пинайте меня вашими фетровыми ботинками, я слова не вымолвлю». И пес пополз за господином. Его бок болел, но пес думал только о том, как бы выразить свою любовь и преданность «чудесному видению в шубе». Господин привел пса к своему дому. Собака заметила швейцара и очень испугалась, но господин повел ее дальше. Швейцар поздоровался с господином, назвал его Филиппом Филипповичем, сказал, что «в третью квартиру жил-товарищи вселились. Теперь во все квартиры вселяться будут». Сейчас у них собрание, выбрали новое товарищество, а прежнее выгнали. Эта новость очень расстроила Филиппа Филипповича.

Шарик начал учиться, как только ему исполнилось четыре месяца. Свое обучение он начал по цветам. По всей Москве висели зелено-голубые вывески - мясная торговля. Но вскоре он понял, что зеленый цвет не всегда означает мясо, например, он однажды зашел в магазин электрических принадлежностей, откуда его прогнали, ударив изолированной проволокой. Потом он выучил букву «а» в слове «Главрыба», затем букву «б», потому что к этому слову было удобнее подбегать с хвоста, так как в начале стоял милиционер. Он знал и другие буквы, умел складывать слово «колбаса». Но он не смог прочесть таблички на двери квартиры, в которую его привел господин, потому что в слове была странная «пузатая двубокая дрянь, неизвестно, что обозначающая».

Дверь им открыла красивая молодая женщина. В квартире было много света, и пес начал осматриваться. Но тут хозяин заметил, что у пса обожжен бок, и велел женщине, которую звали Зина, отвести его в смотровую. Пес решил, что попал в клинику для собак, испугался и стал вырываться. Он разбил стеклянную дверь, укусил за ногу молодого человека, который помогал Филиппу Филипповичу удержать его. Тут ему в нос ударил какой-то тошнотворный запах, и пес уснул.

Когда он очнулся, то понял, что не умер, а ему только забинтовали его бок, который теперь совсем не болел. Он посмотрел на молодого человека, замазывающего укус зеленкой. Филипп Филиппович спросил у пса, зачем тот укусил доктора Борменталя и разбил стекло, но тот в ответ только жалобно заскулил. Зина спросила, как профессору удалось заманить такого нервного пса. «Лаской-с, единственным способом, который возможен в общении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно не стояло», - ответил Филипп Филиппович. Потом он попросил накормить пса колбасой.

Профессор поманил Шарика в свой кабинет, удививший того ярким светом и великолепным убранством. Особенно пса заинтересовало чучело совы, которое он сразу невзлюбил. К профессору стали приходить клиенты, которых он осматривал, а пес лежал на полу и смотрел. Иногда он засыпал, но звонок новых посетителей или громкий разговор будили его. Окончательно он проснулся только тогда, когда в кабинет вошли четверо скромно одетых молодых людей. Один из них сказал, что у них к профессору есть дело, но Филипп Филиппович не дал ему договорить, а спросил, почему в такую погоду они ходят без калош, ведь теперь они испортили его персидские ковры. Он обратился к ним: «Господа», на что молодой человек ответил, что они не господа. Тогда профессор поинтересовался у него, мужчина он или женщина. Оказалось, что женщина. Все четверо возглавляют новое домоуправление, главным у них является Швондер. Их совет решил, что Филипп Филиппович занимает слишком большую площадь, поэтому они постановили забрать у него две комнаты. Но профессор ответил, что его квартира освобождена от выселения и уплотнения: он не только живет в квартире, но и работает в ней, оперирует людей. Швондер пригрозил подать жалобу в высшие инстанции. Профессор позвонил какому-то человеку и сообщил ему, что его операция отменяется, он собирается уехать за границу, потому что в такой обстановке работать невозможно: люди из домоуправления собираются отнять у него комнаты. А так как Филипп Филиппович не может оперировать людей там, где режет кроликов, то он вообще оперировать никого не будет. Человек на другом конце трубки потребовал к телефону этого самого Швондера. После разговора с ним Швондер покраснел, остальные смотрели на него, раскрыв рты. Потом женщина предложила профессору купить у нее несколько журналов в пользу детей Германии, но Филипп Филиппович отказался, чем вызвал еще большее недоумение у членов домоуправления. Они ушли, а профессор пошел обедать.

На столе было так много еды, что у Шарика потекли слюнки. Он сидел около Филиппа Филипповича с видом часового и ждал, когда тот даст ему что-нибудь. Филипп Филиппович угостил пса осетриной, которая ему не очень понравилась, потом куском ростбифа. После этого пес уже не мог смотреть на еду. Он лег на полу и стал дремать. Откуда-то сверху послышалось пение, и профессор спросил у Зины, что это такое. Оказалось, что наверху опять устроили собрание. Филипп Филиппович заметил: «пропал Калабуховский дом». Сначала по вечерам домоуправление будет петь, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел с паровым отоплением. И все оттого, что люди занимаются не своим деле у Он сказал, что живет в этом доме уже давно. Раньше внизу стояла калошная стойка. Но теперь ее нет, потому что однажды кто-то украл все калоши, пальто и самовар швейцара. Почему убрали из подъезда ковер и цветы, ведь они никому не мешали? За двадцать лет электричество выключал и всего раза два, а теперь выключают каждый месяц. «Если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». Доктор Борменталь заметил, что профессор произносит контрреволюционные вещи, и если его кто-нибудь услышит, то ему будет хуже. Но Филипп Филиппович не обратил внимания на его слова. Он сказал, что собирается ехать вечером на «Аиду». Затем он напомнил доктору Борменталю, что, если появится подходящий труп, надо сразу сообщить ему.

Шарик стал жить у профессора. Он решил, что вытащил самый главный собачий билет. Он называл Филиппа Филипповича волшебником, а себя - «принц-инкогнито». Пес ждал хозяина домой и с веселым лаем встречал его в прихожей. Однажды он разорвал чучело совы и разбил портрет Мечникова. Его потащили тыкать мордой в сову, а он думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Псу даже ошейник купили. Сначала он хотел снять его, но, когда Зина повела его гулять, он заметил, с какой завистью смотрят на него уличные собаки, и смирился с ошейником. После того как у него появился ошейник, пес осмелился проникнуть на кухню, где хозяйничала повариха Дарья Петровна. Сначала она прогнала Шарика, но вскоре он стал тихонько лежать на полу и смотреть, как она готовит. Иногда Дарья Петровна подкармливала его. За неделю, проведенную у профессора, пес съел столько, сколько съел за последние полтора года уличной жизни.

Как-то утром пса начали преследовать странные предчувствия, он даже завтрак съел без аппетита. После того как Зина выгуляла его, беспокойство немного прошло. Но тут раздался тревожный звонок. Филипп Филиппович разволновался и велел звонившему Борменталю везти что-то немедленно сюда. В квартире поднялась кутерьма, которую Шарик очень не любил. Приехал Борменталь и привез дурно пахнущий чемодан, который тут же отнес в смотровую. Филипп Филиппович бросился к нему, даже не допив кофе. Зине велели запереть пса в ванной. Шарик подумал, что в отместку раздерет новые калоши профессора и чучело совы. Но тут его вывели из ванной и повели в операционную. Там он заметил Борменталя, чьи глаза упорно избегали пса. У Зины, одетой в белый халат, были точно такие же глаза. Борменталь подошел к нему и ткнул в нос ватой. У пса закружилась голова. Сквозь сон он слышал, как Филипп Филиппович приказывает положить его на стол. Потом он перестал что-либо чувствовать.

Шарик лежал на операционном столе. У него было обрито брюхо, теперь Борменталь брил его череп. Зина попросила разрешения уйти и скрылась за дверью. Филипп Филиппович взял нож и разрезал живот Шарика. Он вырвал ножницами его семенные железы, а Борменталь в это время подал ему другие железы, которые профессор тут же пришил псу. После этого Борменталь стал быстро зашивать рану. Затем они занялись головой. Сначала профессор разрезал кожу на черепе, потом с помощью коловорота высверлил в черепе собаки маленькие дырочки и пилой разрезал его. Обнажился мозг Шарика. «Пот с Борменталя полз потоками, Филипп же Филиппович стал положительно страшен». У Шарика стал падать пульс. Борменталь вколол ему в сердце какое-то лекарство. И вот Филипп Филиппович дошел до самого важного момента операции. Борменталь подал ему придаток, который профессор выхватил из банки. Наконец операция была завершена. Борменталь пришивал кожу черепа на место. Филипп Филиппович позвонил Зине и велел ей приготовить свежее белье и ванну. Он был уверен, что пес не выживет. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый».

Из дневника доктора Борменталя

Доктор Борменталь описывает историю болезни пса Шарика. Он пишет, что над ним была произведена первая в мире операция: у Шарика удалили семенные придатки и гипофиз, а вместо них пересадили семенные придатки и гипофиз скончавшегося мужчины. С помощью этой операции профессор

хочет выяснить влияние гипофиза на омоложение организма. Собаке становится то лучше, то хуже, но вскоре она начинает идти на поправку. И тогда в состоянии здоровья на блюдаются странные изменения: выпадение волос на лбу и по бокам туловища, лай отдаленно напоминает стон, кости удлиняются. Пес отчетливо лает: «Абыр». Профессор расшифровал это слово, оно означает «рыба». Пес начал улыбаться и ходить на задних лапах. Потом Шарик обругал профессора Преображенского по матери. У него отвалился хвост, и он начал произносить другие слова: «пивная, еще парочку, извозчик, мест нету, вечерняя газета». Вскоре по Москве поплыли слухи. В утренней газете появилась удивительная заметка: «Слухи о марсианах в Обуховском переулке ни на чем не основаны. Они распущенны торговцами с Сухаревки и будут строго наказаны». В «Вечерней газете» появилась заметка о новорожденном ребенке, который играет на скрипке, а под ней фотография доктора Борменталя.

«Филипп Филиппович как истинный ученый признал свою ошибку - перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание. От этого его изумительное, потрясающее открытие не становится ничуть меньше». Профессор велел купить существу одежду. Лексикон Шарика обогащается постоянно. Вскоре он стал осознанно говорить. Так, когда профессор Преображенский приказал ему не кидать объедки на пол, Шарик ответил ему: «Отстань, гнида». Борменталь понял, что, будучи псом, Шарик слышал на улице разные слова и теперь воспроизводит их.

В Москве творилось что-то непостижимое. Нескольких су-харевских торговцев арестовали за распространение слухов. Начали говорить, что скоро земля налетит на небесную ось и будет конец света. Борменталь переселился в квартиру Преображенского. Когда он рассказал профессору о своих гипотезах, о возможности превратить это существо в «высокопсихологическую личность», Филипп Филиппович с ухмылкой ответил: «Вы думаете?» Он занялся изучением истории болезни человека, от которого пересадили гипофиз. Им оказался Клим Григорьевич Чугункин, трижды судимый. Он занимался кражами, играл в трактирах на балалайке, был алкоголиком. В конце концов собака совершенно превратилась в человека, который самостоятельно одевается, ест человеческую пищу, ведет разговор и курит.

Вечером Филипп Филиппович читал заметку, написанную Швондером. В ней говорилось, что Шарик является незаконнорожденным сыном профессора Преображенского: «Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». В соседней комнате бывший Шарик играл на балалайке и пел «Светит месяц». Преображенский попросил привести Шарика к нему.

«У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности... Пиджак, порванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской», на шее человека висел ядовитого цвета галстук, а на ногах были лакированные туфли, из которых выглядывали белые гетры». Преображенскому не нравилось, как был одет бывший Шарик, особенно раздражали его лаковые туфли. Он попросил Шарика не бросать окурки на пол, не разговаривать с Зиной, не ругаться в квартире, не плеваться. Шарик ответил, что его слишком притесняют, он же не просил делать над ним операцию, потребовал документы: без документов в Москве жить нельзя, его и так Швондер постоянно спрашивает, на каком основании он проживает у профессора. Оказалось, что домком «защищает интересы трудового народа», а значит, и Шарика. Он сказал, что теперь его будут звать Полиграф Полиграфович, он нашел это имя в календаре. А фамилию он согласен взять наследственную - Шариков.

Швондер потребовал у профессора расписку, подтверждающую, что Шариков действительно был зарожден в его квартире лабораторным способом. «Глупее ничего себе и представить нельзя», - заявил Преображенский, но написал расписку. Швондер сказал, что надо Шарикова поставить на военный учет в милиции, но тот заявил, что не собирается воевать, так как он болен, ведь ему пришлось перенести такую серьезную операцию. Профессор и доктор Борменталь многозначительно переглянулись. Швондер и Шариков вышли из кабинета профессора. Преображенский признался, что за эту неделю измучился больше, чем за последние 14 лет. Но тут в квартире раздались крики и грохот. Профессор и доктор побежали смотреть, в чем дело. Оказалось, что Шариков увидел на кухне кота и побежал за ним. Он загнал животное в ванную, и сам оказался там запертым. Коту удалось сбежать, но во время погони Шарикон сломал в ванной кран, и теперь вся квартира была полна воды. Шариков не мог выйти из ванной, потому что сломал замок. Пришлось звать швейцара Федора. Он починил кран, открыл дверь в ванную, и вся квартира оказалась затоплена. Федор сообщил Преображенскому, что Шариков разбил стекло в соседней квартире, потому что кидал камнями в ее хозяина. Профессор попросил обязательно докладывать о таких происшествиях.

Во время ужина Борменталь учил Шарикова, как надо вести себя за столом. Шариков слушал его мало, но постоянно наливал себе водки. Профессор спросил, что собирается Шариков делать вечером. Тот захотел идти в цирк. Преображенский напомнил ему, что он и так постоянно ходит в цирк, лучше бы хоть раз театр посетил. Но Шариков отказался. Профессор спросил, что он читает, и тот ответил: «переписку Энгельса с Каутским». Но из нее он ничего не понял, кроме того, что надо все взять и поделить. «А то у некоторых по семь комнат и сорок брюк, а другим приходится по помойкам лазить». «Вы стоите на самой низшей ступени развития», - воскликнул профессор. Он удивлялся, как такое неразвитое существо позволяет себе в присутствии двух образованных людей давать советы космического масштаба и космической глупости одновременно. Выяснив, что эту переписку дал Шарикову Швондер, Преображенский приказал Зине кинуть ее в печку. Потом он попросил Борменталя сводить Шарикова в цирк, только если там не будут показывать кошек. Когда они ушли, Преображенский прошел в свой кабинет, достал из шкафа банку с гипофизом собаки, долго рассматривал его, а потом проговорил: «Ей-богу, я, кажется, решусь».

Через шесть дней после происшествия с котом Шариков получил документы. Он заявил, что имеет право на 16 квадратных аршин в квартире Преображенского, поэтому ни за что не собирается съезжать отсюда. Профессор сказал, что, может, на квартиру у него и есть права, а вот кормить его никто не будет, если он не научится вести себя прилично. После этих слов Шариков целый день не причинял никому беспокойства. Но на следующий день Шариков стащил со стола деньги и напился в кабаке. Он притащил с собой в квартиру двух пьяных личностей, которых удалось прогнать только с милицией. Но после их ухода пропали шапка профессора и подаренная ему студентами трость с дарственной надписью.

Поздно ночью в кабинете профессора сидел доктор Борменталь. Борменталь благодарил профессора за то, что тот приютил его на своей кафедре, когда он был еще нищим студентом. Теперь Преображенский для него больше, чем учитель. Преображенский был очень растроган его словами, он просил прощения за то, что во время операций иногда повышает на доктора голос. Борменталь стал уговаривать профессора совершить обратную операцию, но Преображенский даже слушать не хотел, ведь может подняться скандал, и их могут засудить. А так как у них нет подходящей трудовой наследственности, то их обязательно посадят. Если профессора может спасти его мировая известность, то Борменталя все равно посадят, а Преображенский не может бросить его в беде, ведь он для него не только ученик, но, как выяснилось, и друг. Филипп Филиппович заговорил о том, что совершил самую большую в своей жизни ошибку. Он не мог понять, зачем он столько лет изучал придатки мозга. Неужели для того, «чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают»? Борменталь спросил, что было бы, если бы вместо мозга Клима они взяли мозг, например, Спинозы. Но Преображенский не видел смысла лабораторным путем выращивать гениев, если природа сама может об этом позаботиться: «Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!» Профессор вспомнил о том, что все свои опыты производил только для того, чтобы найти ключ к вечной молодости.

Борменталь ужаснулся тому, что может вырасти из Шарикова, если его как следует обработает Швондер. На это Преображенский ответил, что «Швондер и есть самый главный дурак», ведь он сейчас натравливает Шарикова на профессора, а что будет с самим Швондером, если Шарикова натравят на него? В это время в коридоре послышались какие-то шорохи, и вскоре на пороге кабинета показалась Дарья Петровна. Она была в одной ночной рубашке и тащила за собой упиравшегося Шарикова: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина - невинная девушка. Хорошо, что я проснулась». После этих слов Дарья Петровна покраснела и убежала. Борменталь подошел к Шарикову и хотел его ударить, но Преображенский помешал ему. Тогда доктор обещал наказать его завтра утром, когда тот протрезвеет.

Доктору Борменталю не удалось наказать Шарикова на следующий день, так как тот пропал из квартиры. Федор обыскал весь дом, а Борменталь даже в домкоме был, но нигде они не нашли Шарикова. Женщины обрадовались его исчезновению и надеялись, что он больше вообще не вернется. Через два дня Шариков приехал на грузовике. На нем была кожаная куртка и кожаные сапоги. Он сказал, что Швондер устроил его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вонь, исходившую от него, он объяснил так: «Вчера котов душили, душили». Борменталь подошел к нему, взял за глотку и заставил просить прошения у Зины и Дарьи Петровны за то, что посмел прийти к ним ночью. Потом он сказал, что если Шариков собирается жить в квартире профессора, то должен быть тише воды, ниже травы, не то будет иметь дело с ним. Два дня в квартире стояла тишина. Шариков уходил утром на работу, к обеду возвращался и обедал вместе с Преображенским и Борменталем. Через два дня Шариков привел смущенную молодую девушку. Он заявил, что собирается расписаться с ней, поэтому Борменталь должен убираться из приемной, в которой он до этого времени спал. Преображенский позвал девушку за собой в кабинет и там поговорил с ней. Она плакала: Шариков совсем запугал ее, рассказал ей, что был ранен в боях, а теперь он над ней главный. Она больше не может питаться в столовой солониной, она скоро отравится, а Шариков обещал ей каждый день ананасы, да еще колечко забрал у нее. Когда девушка вышла из кабинета, Шариков пригрозил уволить ее. Борменталь схватил его за лацканы и сказал, что лично каждый день будет проверять, не уволена ли она, и если окажется, что уволена, то он убьет Шарикова.

На следующий день Шариков уехал на службу, а к профессору пришел его старый пациент. Но он пришел не на прием, а принес профессору бумагу, написанную Шариковым. В ней говорилось, что Преображенский и Борменталь ведут контрреволюционные разговоры, угрожают убить председателя домкома Швондера и даже приказали прислуге Зине сжечь книгу Энгельса. Кроме того, Борменталь тайно, без прописки проживает в квартире Преображенского. Эта бумага попала к пациенту по долгу его службы, и он решил показать ее Филиппу Филипповичу, так как уважает его, а Шарикова считает подлецом. Он обещал уничтожить донос.

Вечером Шариков вернулся домой, и Преображенский позвал его в свой кабинет. Там он попросил его собрать вещи и убираться из его квартиры. Шариков стал угрожать ему и даже вытащил пистолет. Но Борменталь сумел справиться с ним. Скрутив, они положили Шарикова на операционный стол. После этого доктор повесил около входного звонка записку с просьбой не беспокоить профессора, потом закрыл черный вход, забрал ключ от двери и попросил Зину и Дарью Петровну никуда не выходить из квартиры некоторое время. Затем в квартире наступила тишина. Рассказывали, что в смотровой профессора весь вечер горел яркий свет. Зина говорила, что через некоторое время доктор Борменталь сжег в печке свою тетрадь, в которой вел записи по Шарикову.

Эпилог

Через десять дней после этого вечера в квартиру Преображенского пришли двое в милицейской форме: один в черном пальто, другой - Швондер. Человек в черном пальто сказал, что им необходимо произвести в квартире профессора обыск, и если понадобится, то арестовать Преображенского, Борменталя, Зину и Дарью Петровну. Оказалось, что их обвиняют в убийстве Шарикова. Преображенский ответил, что они не убивали никакого Шарикова, у него в квартире живет пес Шарик, но он совершенно живой, хоть и перенес тяжелую операцию. Милиционеры потребовали, чтобы пса немедленно предъявили. Борменталь привел Шарика, который то шел на задних лапах, то становился сразу на все четыре.

Человек в пальто посмотрел на существо и спросил, как же оно могло служить в очистке? Профессор ответил, что не он его туда назначал, а Швондер. Милиционер спросил, как же он раньше разговаривал? «Шарик и сейчас может говорить, но все меньше, - ответил профессор. - Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм». Шарик заговорил, отчего человек в черном пальто побледнел и упал в обморок.

Шарик окончательно превратился в пса. Иногда у него болела голова, но в тепле квартиры боли быстро прекращались. Он был счастлив оттого, что живет теперь в такой квартире. «Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».

Бездомную собаку Шарика, жившую в Москве, обварил кипятком один жестокий повар. Стоял декабрь, и Шарику с его облезлым от ожога боком грозила голодная смерть. Он жалобно выл в подворотне, когда из двери соседнего магазина вдруг показался хорошо одетый, интеллигентного вида господин. К удивлению пса этот загадочный человек бросил ему кусок краковской колбасы и стал звать за собой.

Шарик побежал за своим благодетелем на Пречистенку и в Обухов переулок. По дороге господин бросил ему второй кусок краковской. К ещё большему изумлению Шарика приличный человек зазвал его в роскошный подъезд большого богатого дома и провёл внутрь мимо исконного врага всех бродячих собак – швейцара.

«Собачье сердце», глава 2 – краткое содержание

Господин зашёл вместе с Шариком в роскошную квартиру. Здесь собака узнала имя своего благодетеля – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Заметив ошпаренный бок Шарика, профессор и его помощник, доктор Борменталь, перевязали пса.

Собака расположилась в приёмной профессора и стала с интересом наблюдать, как к нему шли пациенты – пожилые господа и дамы, желавшие восстановить юношескую свежесть любовного влечения. Проницательный Шарик догадался, что врачебная специальность Филиппа Филипповича связана с омоложением.

Булгаков. Собачье сердце. Аудиокнига

Но под вечер к профессору пришли особые посетители: пролетарского вида. Это были «жилтоварищи» – большевицкие активисты, которых заселяли по всей Москве в «излишние» комнаты богатых квартировладельцев. Вожак «жилтоварищей», носивший чисто русскую фамилию Швондер , заявил, что для Филиппа Филипповича слишком велика его семикомнатная квартира . Разговор перешёл на резкие тона. Преображенский позвонил по телефону какому-то влиятельному чиновнику и пригрозил, что если его не оставят в покое, он прекратит оперировать высокопоставленных партийных бонз. Чиновник распёк в трубку Швондера, и «жилтоварищи» с позором ретировались.

«Собачье сердце», глава 3 – краткое содержание

Вечером Преображенский и Борменталь сели ужинать, подкармливая и собаку. За ужином доктора беседовали о новых – советских – порядках. (См. Собачье сердце. Диалог за обедом .) Преображенский уверял, что после вселения в их дом «жилтоварищеского» пролетариата всё внутри придёт в упадок. После социального переворота все стали ходить в грязных ботинках по мраморным лестницам. Большевики валят все беды на мифическую «разруху», не замечая, что она – в их собственных головах . Рабочий класс должен работать, а он сейчас тратит большую часть времени на политзанятия и пение революционных гимнов.

Шарик слушал рассуждения врачей с неподдельным интересом и большим сочувствием.

«Собачье сердце», глава 4 – краткое содержание

За несколько дней, проведённых у Преображенского, Шарик превратился в сытую и ухоженную собаку. Его водили гулять в ошейнике, и один бездомный пёс из чёрной зависти раз даже обозвал Шарика «барской сволочью». Искусно подлизавшись к профессорской поварихе Дарье Петровне, пёс проводил целые дни у неё на кухне, где ему перепадали разные лакомые кусочки.

Собачье сердце. Художественный фильм

Но в один ужасный день всё изменилось. Однажды утром Преображенскому позвонил Борменталь и сообщил о каком-то человеке, который умер три часа назад. Вскоре Борменталь приехал со странным чемоданом, а Шарика за ошейник повели в смотровую. Там его усыпили влажной ватой и подвергли сложнейшей операции. Семенные железы собаки заменили человеческими, взятыми от только что умершего. Потом Шарику вскрыли череп, вырезали мозговую железу гипофиз и тоже заменили её человеческой. Профессор Преображенский делал эту опытную операцию на собаке, предполагая, что таким образом можно добиться сильного омоложения.

«Собачье сердце», глава 5 – краткое содержание

Доктор Борменталь стал записывать в особую тетрадь наблюдения за оперированным Шариком. Произошедшие с собакой перемены потрясли обоих докторов. Пёс некоторые время находился на грани жизни и смерти, но потом стал быстро поправляться, много есть и стремительно расти. Шерсть Шарика начала выпадать, его вес и рост приблизились к человеческому. Он стал подниматься с постели и стоять на задних лапах.

Но самое удивительное – собака начала произносить человеческие слова. Среди лексики Шарика преобладала матерная ругань. Среди фраз он чаще всего употреблял: «Слезай с подножки», «Я тебе покажу!» и «В очередь, сукины дети, в очередь!» Шарика стали сажать за стол и пытались привить ему культурные манеры. На это он коротко ответил «Отлезь, гнида».

Так выяснилось, что пересадка гипофиза ведёт не к омоложению, а к очеловечению! В попытке разъяснить странные привычки бывшей собаки Преображенский и Борменталь справились о личности умершего человека, чей гипофиз был пересажен при операции. Им оказался пьяница-пролетарий Клим Чугункин, который трижды судился за кражи, занимался игрой на балалайке по трактирам и погиб от удара ножом в пивной.

Слухи о необычайном эксперименте профессора Преображенского разошлись по всей Москве.

Шариков поёт «Эх, яблочко». Этот эпизод из фильма «Собачье сердце» отсутствует в повести Михаила Булгакова, но хорошо выражает её основную идею

«Собачье сердце», глава 6 – краткое содержание

Вскоре оперированный Шарик окончательно превратился в человека крайне несимпатичной наружности и гадких повадок. Филипп Филиппович и Борменталь тщетно отучали его бросать на пол квартиры окурки, плевать во всех углах и правильно пользоваться писсуаром. Это существо не могло отделаться от собачьего инстинкта бросаться на котов. Прыгая на них, оно било стёкла в шкафах и буфете, срывало трубы в ванной, устраивая настоящий потоп. «Человек с собачьим сердцем» стал проявлять и немалое сластолюбие, нагло приставая к служанке Зине, поварихе Дарье Петровне и соседским кухаркам.

Хуже всего – недавний пёс сдружился с ненавидевшими профессора Преображенского «жилтоварищами». Швондер учил его «защищать свои интересы» перед Филиппом Филипповичем. Шарик потребовал, чтобы ему оформили человеческие документы. Он придумал себе имя в новом большевицком стиле – Полиграф Полиграфович, а фамилию «согласился принять наследственную» – Шариков. Пообщавшись со Швондером, никогда не работавший Шариков объявил себя «трудовым элементом». В Преображенском и Борментале он явно видел «эксплуататоров».

«Собачье сердце», глава 7 – краткое содержание

Во время еды Шариков норовил пользоваться руками, а не вилкой и ложкой. Он так налегал на водку, что её приходилось у него отнимать. Преображенский и Борменталь не оставляли попыток приобщить Полиграфа к приличным манерам. Но в театр он ходить отказывался, называя его «контрреволюцией», а цирк с ним можно было посещать только тогда, когда в программе не было котов. Двух докторов огорошило известие, что Шариков сам начал читать книги. Но когда они поинтересовались, какие, то услышали, что – переписку Энгельса с Каутским, которую дал Швондер. Шариков, впрочем, был «не согласен» с обоими этими теоретиками, находя их социальные идеи слишком запутанными – лучше просто «взять всё и поделить».

Филипп Филиппович, придя в настоящую ярость, велел Зине найти среди вещей Шарикова книгу с перепиской Энгельса и бросить её в огонь. Раз, когда Борменталь увёз Полиграфа с цирк, Преображенский достал из шкафа жидкость с заспиртованным гипофизом собаки Шарика, стал разглядывать его и качать головой, как будто собираясь на что-то решиться.

«Собачье сердце», глава 8 – краткое содержание

Вскоре Шарикову принесли человеческие документы с его новым именем и справку о том, что он является членом «жилтоварищества». Полиграф тут же заявил претензию на «жилплощадь в шестнадцать квадратных аршин в квартире у ответственного съемщика Преображенского». Но когда разгневанный Филипп Филиппович пригрозил, что перестанет его кормить, Шариков на время притих: ему надо было где-то «харчеваться».

Но уже в самом скором времени он украл из кабинета Преображенского два червонца, исчез из квартиры и вернулся ближе к ночи совершенно пьяный. С ним было ещё два неизвестных пьяницы, которые изъявили желание переночевать. При угрозе вызвать милицию эти два непрошенных гостя скрылись, но с ними пропали малахитовая пепельница, бобровая шапка и трость профессора. Кражу двух червонцев Шариков пытался свалить на домработницу Зину.

Той же ночью Преображенский и Борменталь обсудили всё случившееся. Терпеть дальше Шарикова было невозможно, но что с ним делать? Борменталь порывался накормить его мышьяком. Филипп Филиппович уговаривал ассистента не идти на преступление. Преображенский горестно признавал: результатом его операции стало величайшее открытие, но похоже, что человечеству оно может принести больше вреда, чем пользы. Посреди разговора в кабинет к врачам неожиданно вошла повариха Дарья Петровна, тащившая за шиворот полуголого, пьяного Шарикова: тот стал приставать к ней и Зине с наглыми домогательствами.

«Собачье сердце», глава 9 – краткое содержание

На следующее утро Шариков исчез, захватив с собой бутылку рябиновой из буфета и перчатки доктора Борменталя. Швондер уверял, что он ещё и занял у него семь рублей – якобы, на покупку учебников. Человек с собачьим сердцем отсутствовал три дня, а потом вернулся на грузовике и сообщил, что «поступил на должность». Шариков показал бумагу, из которой явствовало: он назначен «заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее)». От Полиграфа страшно несло кошачьим запахом. Он объяснил, что вчера весь день душил котов, которые пойдут на «польты» пролетариям.

Через два дня Шариков привёл с собой молодую особу. Он намеревался поселиться с ней в квартире Преображенского, а Борменталя настаивал выселить. Но когда профессор рассказал барышне историю происхождения её жениха от жившего в подворотне пса, та расплакалась и ушла.

Ещё через пару дней один из пациентов Преображенского, работник следственных органов, предупредил: Шариков при помощи Швондера составил донос. В нём профессор характеризовался, как «контрреволюционер и явный меньшевик», который приказал спалить в печке книгу Энгельса.

Преображенский и Борменталь потребовали, чтобы Полиграф немедленно съехал с квартиры. Но Шариков показал шиш и попытался вынуть из кармана револьвер. Борменталь отчаянным броском повалил его на кушетку. Филипп Филиппович бросился помогать ассистенту…

«Собачье сердце», эпилог – краткое содержание

Дней через десять в квартиру Преображенского явились работники уголовной милиции и Швондер. Они собирались расследовать дело по подозрению в убийстве завподотдела очистки Шарикова, который с того самого рокового дня не появлялся на службе. Удивлённый профессор разъяснил: Шариков не человек, а собака, жертва неудачного медицинского опыта. Как раз в этот момент из кабинета Филиппа Филипповича выскочил странный пёс с багровым шрамом на лбу. Шерсть росла на нём лишь местами. Собака становилась то на две, то на четыре лапы, а под конец уселась в кресле. Преображенский растолковал милиционерам, что оперированный им пёс принял человеческий облик лишь на время, а потом стал постепенно возвращаться к прежнему состоянию.

Милиционеры ушли. Профессор вернулся к своим привычным медицинским занятиям. Пёс Шарик лежал рядом на ковре и радовался, что окончательно утвердился в сытой и тёплой квартире Филиппа Филипповича.

  • Назад
  • Вперёд

Ещё по теме...

  • Финальный монолог Маргариты «Слушай беззвучие» (текст)
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 26. Погребение – читать онлайн полностью
  • «Собачье сердце», монолог профессора Преображенского о разрухе – текст
  • Булгаков «Мастер и Маргарита» – читать онлайн по главам
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», Эпилог – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 27. Конец квартиры № 50 – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 24. Извлечение Мастера – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 23. Великий бал у сатаны – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 22. При свечах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 21. Полёт – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 20. Крем Азазелло – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 19. Маргарита – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 18. Неудачливые визитеры – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 17. Беспокойный день – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 16. Казнь – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 15. Сон Никанора Ивановича – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 14. Слава петуху! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 13. Явление героя – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 12. Черная магия и ее разоблачение – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 11. Раздвоение Ивана – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 10. Вести из Ялты – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 9. Коровьевские штуки – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 8. Поединок между профессором и поэтом – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 7. Нехорошая квартирка – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 6. Шизофрения, как и было сказано – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 5. Было дело в Грибоедове – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 4. Погоня – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 3. Седьмое доказательство – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 2. Понтий Пилат – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», эпилог – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена – краткое содержание


Рассказать друзьям