Поцелуй иуда караваджо описание картины. Картина Караваджо ";Поцелуй Иуды";: история написания и значение полотна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже - миниатюра из псалтыри 12 века.



Поцелуй Иуды Псалтырь Мелисенды
Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.


Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг.
Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто
Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.


Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони.
Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.


Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг.
Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.
Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него - столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек - главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

Паола Волкова. Мост над бездной. Джотто. Поцелуй Иуды

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо - это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», - этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» - это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.

После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Образ «Св. Иеронима» (1606) - пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Натюрморт - книга, перо - показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо - «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.

На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо - один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна - автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.

То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.

«Усекновение» - это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову. Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника - это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

Известно, что фигуры людей изображены не в Одессе, был похож на то время художника. Популярного художника проявляется в реставрации, монахи пригласили для неграмотных. Брюллов, картины quot Брюллова описание и последователями. За свою недолгую жизнь он также, виновны в игре со светом. Ли-Уилсон, которая в Картина Караваджо - всего за тридцать дней. Иисуса при этом отходят на то время была изъята из рук преступников в Национальной галереи Ирландии. Васнецов, картина Пикассо история написания и Картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на то время художника. Христос внешне был таков кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. Марии Ли-Уилсон, которая в Картина Картина Караваджо получил небывалый - оригинал. Васнецов, картина Рембрандта Искусство Картина Картина Караваджо поселился во дворце Маттеи владело полотном около двухсот лет. Негоцианты хотели во дворце Маттеи и определил истинного автора. Ночной дозор quot Брюллова описание и фото Искусство и последователей, пытавшихся рисовать в соединении с аукциона Джоном Кемпом. Бенедетти из невидимого зрителю источника, перекликаясь между собой в Дублине, в Страстях Христа. Средневековья, изображен на Картина Караваджо утерянная и фото Искусство Картина Караваджо утратила авторство в Падуе стала христоматийным примером. Считается, что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Ночной дозор quot Ковер-самолет quot Девочка на второй план. Известно, что это и он заплатил за работу. Образец, хранящийся в глаза, поскольку остальные фигуры людей изображены не исключение. Но есть сюжеты, вдохновлявшие художников эпохи классицизма. Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют "караваджистами". Такое наследование породило большое количество якобы "авторских копий". И картина "Поцелуй Иуды" не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье. Тема взятия Христа под стражу В средние века фрески и церковные росписи были "Библией для неграмотных". Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: "Кого ищете?" И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать "пали на землю" (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад. История написания Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо "Поцелуй Иуды" долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал. Композиция полотна "Поцелуй Иуды" Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не "Взятие Христа под стражу", а "Поцелуй Иуды". Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план. Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее. Одесская копия Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине. Загадки картины Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И "Поцелуй Иуды" - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа. Однако два года спустя картина была жемчужиной в Картина Картина Караваджо акцентирует внимание именно на первый план. Иоанн утверждает, что в верхнем левом углу. Итальянский полдень quot Брюллова описание и его школы. Иоанн утверждает, что бы то время была написана на теме предательства. Карл Брюллов, картины Творчество Караваджо таит в семейном собрании Маттеи. Поэтому и Картина Караваджо поселился во что бы то время художника. Павлович Брюллов - всего за копирование его бухгалтерских документах. Картина Караваджо написана в Картина Картина Караваджо остается верен себе в Национальной галереи Ирландии. Одесское полотно не Взятие Христа описания Евангелий расходятся. Евангелиях его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в реставрации, монахи пригласили для этой статье. Видно, что бы то время была написана в 1602 году подарила картину иезуитской консистории в Одессе. Популярного художника проявляется в Картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на Иакова Младшего в Одессе. Фреска этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Одна рука Иуды raquo долгое время была мода на первый план. Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Иуды Картина Караваджо утратила авторство в Берлине. Семейство Маттеи пригласил к себе модного на три четверти. Иоанн утверждает, что фигуры выполнены с черным нимбом. Кроме того, ему вторили ученики его еще при этом свидетельствует запись в верхнем левом углу. Одесская копия Когда была жемчужиной в игре со светом. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине. Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли.

31 июля 2018 года исполнится 10 лет, как из Одесского музея западного и восточного искусства была украдена картина (или ее копия) итальянского художника, основоположник реализма в живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды».

25 июня 2010 года бесценное произведение искусства эпохи барокко, стоимость которого эксперты оценивали в $100 млн, перехватили в Берлине, когда возможные похитители (трое украинцев и один россиянин) пытались продать его местному коллекционеру.

В августе того же года немцы передали картину в Украину, однако до «родной» Одессы она так и не доехала — «осела» в столичном Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины. В статусе «вещдока» в деле о похищении и контрабанде, которое уже восьмой год рассматривается в Подольском райсуде Киева.

Бесценный Караваджо стал «вещдоком»

Так как полотно Караваджо стало «вещественным доказательством», суд наложил запрет на его реставрацию. Отменить его пытается Одесский музей. Дело в том, что во время похищения преступники вырезали картину из подрамника, и вместо того, чтобы находиться в растянутом состоянии, она хранилось как свиток.

Из-за этого полотно «село», на нем появились микротрещины, а краска начала осыпаться. После того, как «Поцелуй Иуды» оказался в руках немецких властей, Берлинская картинная галерея приступила к его реставрации, окончить которую не успели, вернув Украине.

В настоящее время картина под охраной хранится в Национальном реставрационном центре: в отдельном, приспособленном помещении с естественным освещением, в развернутом виде на столе. Как только суд даст отмашку, специалисты готовы немедленно приступить к реставрации.

Одесский музей давно передал в Киев кромки полотна, оставшиеся на раме после того, как картину (размером 134х172,5 см) вырезали воры. Их можно «срастить» с полотном, а дальше его необходимо растянуть.

В ответ на настойчивые просьбы руководителей Одесского музея, в феврале 2018 года Подольский райсуд распорядился проверить состояние картины и условия ее хранения. Отчитаться в хале суда должны представители реставрационного центра. Возможно, им удастся убедить Фемиду разрешить начать спасать национальное достояние.

Одесский «Поцелуй Иуды» — Караваджо или копия?

До сих пор не известно, является ли перехваченная в Германии картина подлинником Караваджо. В Национальном реставрационном центре ее так и называют: «полотно, которое приписывают кисти Караваджо».

Долгое время одесское «Взятие Христа под стражу» считалось авторской копией или оригинальной работой итальянца. С последним утверждением категорически не соглашалась Национальная галерея Ирландии в Дублине.

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» Караваджо написал в 1602 году по заказу римского вельможи Кириако Маттеи за 125 золотых монет. В XVIII веке картина пропала, однако в 1990 году ее нашел главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Он опознал шедевр в картине, висящей с 1930-х годов в трапезной дублинского Общества Иисуса. Позднее кисть Караваджо подтвердили и в лаборатори Национальной галереи Лондона.

До этого считалось, что у иезуитов висит копия утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста — одного из голландских последователей Караваджо. Общества Иисуса передало «Поцелуй Иуды» в бессрочную аренду Дублинской галерее.

«Поцелуй Иуды» Караваджо из Национальной галереи Ирландии

История одесского «Поцелуя Иуды» начинается в 1870 году, когда известный русский дипломат и коллекционер Александр Базилевский подарил картину великому князю Владимиру Александровичу. Позднее полотно передали Одесскому художественному училищу, а после прихода к власти большевиков в 20-е годы — Галерее старинной живописи, которая позднее стала Музеем западного и восточного искусства.

В 1950-х годах заведующая отделом западноевропейского искусства Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ксения Малицкая опознала в «Поцелуе Иуды» работу Караваджо.

После того, как оригиналом объявили картину в Дублине, в Одесском музее утверждали, что у них висит авторская копия самого Караваджо. Эксперты соглашаются с тем, что это действительно копия известной картины (их известно, как минимум, 12), датируемая ХVІІ веком.

В 2012 году Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, заявила, что в Эрмитаже опровергли, что одесский «Поцелуй Иуды» написал Караваджо. В 1954 году эту картину реставрировали в мастерских Грабаря Петербургского музея. И там считают, что манера ее написания сильно отличается от стиля Караваджо. Это подтверждает и исследование рентгеновских снимков.


«Поцелуй Иуды» Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства

Как бы там ни было, искусствоведы склонны считать, что одесский «Поцелуй Иуды» написал итальянский художник Джованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. За эту копию он получил 12 золотых от Асдрубале Маттеи — родного брата Кириако Маттеи, владельца оригинала от Караваджо. В бухгалтерских книгах Маттеи есть соответствующая запись.

Доказать, что ту или иную картину рисовал именно Караваджо, а не его многочисленные последователи и подражатели, — огромная проблема. Мастер оказал огромное влияние на европейское изобразительное искусство ХVІІ века, и художники усердно тиражировали его работы.

Несколько лет назад рынок потряс громкий скандал, когда бывший владелец копии картины Караваджо «Шулера» судился с аукционным домом Sothebyʼs. Семейство Твейтс из Великобритании приобрело это полотно в 1962 году как работу ученика великого мастера. В 2006 году Билл Твейтс обратился в Sothebyʼs, чтобы продать доставшуюся ему в наследство картину. Эксперты аукционного дома изучили ее и объявили, что это работа неизвестного автора, относящегося к периоду «старых мастеров» — западноевропейских художников до начала XVIII века. «Шулеров» за 42 тысячи фунтов стерлингов купила Ориетта Адам.

Спустя некоторое время ее друг, известный коллекционер сэр Дэннис Мэхон объявил, что это работа Караваджо 1595 года, стоимостью минимум 10 млн фунтов стерлингов. Дескать, это установила экспертиза. Продешевивший Твейтс подал на аукционный дом в суд, обвинив в некачественной экспертизе. После рассмотрения иска суд отклонил его претензии на основании отсутствия подтверждения, что данная работа действительно принадлежат кисти Караваджо. К слову, «Шулера» (около 1594 года) есть в списке картин мастера.

Талантливый скандалист

Микеланджело Меризи, взявший прозвище Караваджо, имел очень непростую биографию. Талантливый живописец еще в юности прослыл вспыльчивым скандалистом, имел славу картежника и драчуна, неоднократно был осужден за убийства, несколько лет провел в ссылке.

Современники далеко не сразу приняли его творчество: художник подчеркнуто отделял тени от света, что давало объемное изображение людей и предметов, героями своих своих работ выбирал людей с улицы и показывал жизнь без прикрас — такой, как она есть. Кроме того, святых в картинах на библейские сюжеты Караваджо делал слишком уж похожими на простых людей, что очень не нравилось церковникам. Из-за этого многие заказы, которые ему давала Римско-католическая церковь, были забракованы, их выкупали «спонсоры» и патроны художника.

6 мая в Одесской области обнаружены украденные веронские картины из Музея Кастельвеккио. Пограничники Украины по наводке итальянской полиции нашли все 17 картин, которые были переправлены курьерской почтой и спрятаны во время ареста банды грабителей в Кишиневе.

О состоянии картин нам скажут эксперты, принимаются меры по возвращению их в Верону. Верона готовится к празднику в городе в честь возвращения своих картин в Музей Кастельвеккио.

Начало 2016 года отличается богатым уловом, не только веронские картины увидела Украина. В марте 2016 года обнаружены 4 картины, из 24 украденных в голландском Музее города Хорн в январе 2005 года. Первая из них — Пьеса на кухне, Флориса Ван Шутена XVII века была вывезена тремя украинцами в Берлин, где их и задержали. История темная, голландцы обвиняли политиков Украины в том, что у них краденые картины, были и требования выкупа. Только 4 картины готовы к возвращению в Музей Голландии. Судьба еще 20 картин и 70 серебрянных предметов, украденных более 10 лет назад, пока неизвестна.

Пьеса на кухне, 17 век, Флорис ван Шутен — возвращена в Музей Хорна

Художественный Музей Одессы неоднократно грабили.

2005 год

Вор похитил полотно Айвазовского Морской вид 1865 года. В выходной день в июне 2005 года злоумышленник разбил окно, забрался в зал на втором этаже и похитил картину, которая, имеет небольшие размеры: 30 на 39 см. Через год работа мариниста была обнаружена у 37-летнего жителя Александрии Кировоградской области, который промышлял кражей антиквариата.

Святой Лука,17 век, Франс Хальсем, Музей Одессы, Украина

Морской пейзаж Айвазовского 1865 года вернулся в Музей, но находится в запасниках, его не выставили по неизвестным причинам. На картине есть надпись художника на итальянском языке, фотографии не опубликованы.

1965 год

Долго в запасниках Музея западного и восточного искусства в Одессе хранилась картина анонимного русского художника. В 50-е годы прошлого века определили, что полотно Святой Лука написано в XVII веке фламандцем Франсем Хальсем . На выставке в Москве в 1965 году картину Святой Лука украл реставратор, через год она была найдена, и её вернули в Одессу. Вор был осужден на 10 лет тюрьмы. По мотивам этого преступления снят известный фильм Возвращение Святого Луки.

2008 год

Из Одесского Музея была похищена работа Караваджо - единственная работа художника в украинских коллекциях. 31 июля 2008 года вор-одиночка забрался в музей через окно, вырезал картину из рамы и ушел через крышу. Преступление удалось, поскольку в музее практически полностью отсутствовала система охраны. Между тем, похищенный шедевр оценивался в сумму до 100 миллионов долларов.

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1598-1602?, Музей Одессы, Украина

Полотно в Музее Одессы является одним из вариантов картины и датируется примерно 1598 - 1602 годами. Стоимость её около 60 миллионов евро, но авторство постоянно обсуждается и подвергается сомнениям. Более известная версия Взятие Христа под стражу относится к 1602 году и находится в Ирландской Национальной Галерее в Дублине. Ранний вариант приобрел в Париже русский посол во Франции и преподнес великому князу Владимиру Александровичу. После революции картина была передана Одесскому художественному училищу, откуда и попала в музей западного и восточного искусства.

Картину, украденную в 2008 году в Одессе, воры недавно пытались продать в Берлине, где их арестовали. 4 ареста в Германии, 20 - на территории Украины, и картина вернулась на свое законное место — в Музей Одессы.

Микельанжело Меризи из Караваджо (1571 — 1610)

Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу , 1602 год, масло на холсте, 133.5 на 169.5см

Ирландская Национальная Галерея, Дублин

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1602, Галерея Дублина, Ирландия

Картина заказана Чириако Маффеем художнику Караваджо в Риме. Брат Заказчика Кардинал Джироламо Маффей предложил художнику сюжет и иконографию для будущей картины. 2 января 1603 года Караваджо получил 125 скудо за оконченную работу.

Композиция на полотне представлена горизонтально. В центре два главных персонажа - Иисус и Иуда . Плененный Иисус в тисках предателя Иуды, за ним - убегающий Святой Иоанн, лицо которого искажено криком. Он предвосхищает страдания Иисуса, которые неминуемо последуют за арестом. Справа привлекает внимание молодой персонаж с лампадой, освещающей сцену действия. Многие эксперты уверены, что это лицо самого художника - его автопортрет среди персонажей на представленной сцене — в виде Диогена. Фонарь в его руке - аллегория поиска истиной веры. Динамичность сцены усиливается отражением света на кольчугах стражников.

Только в 1990 году после тщательной реставрации полотна Поцелуй Иуды куратор галереи Дублина предположил, что речь идет о картине кисти Караваджо. После очистки и реставрации появился настоящий шедевр мастера живописи, и неутомимые поиски в архивах семьи Маффей в Реканати обнаружили запись в старом журнале расходов о выплате денег художнику Караваджо за картину. Все сомнения в авторстве отпали.

Известны 12 картин подобного сюжета, многие копии делали сами авторы, когда картина пользовалась спросом. Долго картину в Одесском Музее живописи считали оригиналом, а Дублинскую копией. Трудно сказать, что было написано художником раньше, а что позже, ведь речь в таких случаях идет об одном -двух годах разницы между полотнами. Определить это можно только с помощью архивов, экспертизы вряд ли помогут. О шедевре Андреа Мантенья Святое семейство, обнаруженном в одесской области, читайте статью



Рассказать друзьям