От «Тайной вечери» до «Голгофы»: евангельские темы в русском и западноевропейском изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

08.01.2016 В западноевропейском искусстве сюжет Бегство в Египет появился сравнительно поздно. Связано это с тем, что Бегство в Египет упоминается очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; ст.13-15): «Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Поэтому художники искали подробности события в апокрифических источниках.

Путь Христа с самого младенчества начинается с тяжелых испытаний. Однако в руках заботливой Марии и охраняемый Иосифом с Божьей помощью Он спасается. Идея гонения и спасения – важнейшие темы для христианского мира. Иисус был послан для спасения человечества во имя любви к нему. Значение этого важного события позволяло художникам переосмысливать Бегство в Египет и изображать его с новыми оттенками настроения.

Главные персонажи в этой сцене - Дева Мария, едущая на осле, Младенец, которого Она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Обычно процессия на картине движется слева направо. Истоки иконографии станковой живописи находятся в миниатюре и мозаике. Одним из ранних уникальных европейских изображений Бегства в Египет является миниатюра из английского манускрипта (1260-80 гг., Национальная библиотека Святого Марка, Венеция), созданного в городе Чичестере. Миниатюра напоминает витраж. Роспись выполнена локальными цветами, краски насыщенные. В композиции преобладают графичность, четкие линии, отсутствуют мелкие детали. Богоматерь держит запелёнатого Младенца, сидя на ослике, который заслуживает особого внимания. Помимо Иосифа, изображен юноша, идущий позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии «братом Господним». Золотой фон, царственная корона переносят действие в иной горний мир, где нет времени, лишних деталей и земной жизни. По общему настроению, изяществу, простоте и наивной манере письма миниатюра являет собой выдающийся образец английского средневекового искусства.

Традиционная элегантность парижской миниатюры раскрывается в часослове маршала Бусико (1405-08 гг., 275x190, музей Жакмар-Андре, Париж), который был создан для Жана II Ле Менгра, маршала Бусико и его жены Антуанетты. Нежный и элегантный растительный декор сопровождает все страницы манускрипта. Бегство происходит на фоне повседневной сельской жизни. Центром композиции являются главные персонажи, сопровождаемые четырьмя ангелами. За изгородью открывается сложный пейзаж с горами, замками, домами и озером. Кульминацией композиции становится огромное сияющее солнце на фоне глубокого синего неба. Насыщенная реальная жизнь, на фоне которой разворачивается событие, наполнена символическими образами. Пастух со стадом на склоне горы отсылает нас к «доброму пастырю» и его пастве, т.е. к образу Христа и христиан. Другой житель поднимается по склону вверх с поклажей, напоминая о духовном восхождении каждого христианина. Особая светоносность и утонченность цвета, сложный колорит с переходами, изящество линий и сложность пространства позволяют сравнить эту миниатюру с драгоценным ювелирным изделием.
Рис 2

Иногда художники изображают разбойников, которые встретились на пути в Египет Святому семейству, согласно апокрифу. Один из них признал в Младенце необычайной красоты Спасителя и уберег от нападения Семейство. Вероятно, этот разбойник был повешен на кресте - один из двух - вместе с Христом и перед смертью раскаялся. Примером служит миниатюра из часослова «Ла Флора» (1483-98 гг., Национальная библиотека Неаполя), созданная нидерландским мастером Симоном Мармионом (1425-1489), известным как «принц миниатюр». Художник свободно и непривычно для интернациональной готики выстраивает композицию. Он помещает сюжет в деревянную резную раму, а фигуры Богоматери и Иосифа выдвигает на первый план близко к раме. Фигуры представлены фрагментарно, как на фотографии, а у ослика зритель видит лишь глаза и спину. Подобным приемом кадрирования художники стали широко пользоваться после изобретения фотоаппарата. Таким оригинальным приемом Симон переносит главный акцент на персонажей, делая сцену более интимной, приближенной к зрителю. Композиция выстроена по кругу, подчеркивая единство, но при этом гармонично вписанный запелёнатый Младенец незаметно становится главным персонажем и центром. Несмотря на наличие разбойников на втором плане, на лице Марии мягкая полуулыбка и нежный взгляд. Эта миниатюра завораживает и притягивает красотой простоты и гармонии.


Бегство в Египет в изобразительном искусстве разделяется на три сюжета: бегство, отдых по пути и возвращение из Египта. Одним из первых примеров изображения сюжета отдых по пути в Египет в станковой живописи является фрагмент знаменитого Грабовского алтаря (1379-83 гг., темпера на дереве, 80x57, Гамбургский Кунстхалле). Этот грандиозный заказ был выполнен художником Мастером Бертрамом (1340-1415) из Вестфалии для церкви Святого Петра в Гамбурге. Создание алтаря приходится на начало расцвета живописи на севере Германии. Разбогатевшие католические ордена заказывали для монастырей уникальные по красоте произведения искусства, совершая особенно пышные и торжественные обряды богослужения.

Перед нами удивительно трогательные в своей простоте образы, наивная искренняя трактовка сцены. Композиция движется по кругу от младенца и его указующего перста к лику Марии, склонившую голову, далее к седовласому Иосифу в красной теплой шапочке, откусывающему хлеб и далее к ослу, который жует траву и опять к младенцу. Так круг замыкается. Композиция дает ощущение сплочения и единения. Художник вводит элементы пейзажа: скалы и деревья, но в целом фон остается нейтральным, напоминая нам о традиции изображать сюжеты Евангелия вне времени и пространства, в вечности. Художник стремится создать реалистические образы. Юная непорочная задумчивая Дева Мария, заботливый Иосиф и кормящийся светлый крепкий Младенец создают общее настроение покорности и принятия. На Богоматери надет зеленый мафорий с красной подкладкой, ее венчает тонкий ажурный нимб. Иосиф одет в зеленые одежды травяного оттенка. Цвет алтарных клейм локальный, но он помогает передать форму, объем и особенности предметов. Мастер Бертрам совершил огромный шаг вперед по сравнению с живописью XIII - начала XIV века. Он по-новому, более реально изображает человеческую фигуру, вводит в картину множество реалистических (пусть наивно трактованных) подробностей. Изображая человека, художник еще не способен передать его духовный мир. Отражение реальности носит, скорее, характер описательный. Но интерес художника к окружающему миру, к человеку, к точному изображению предметов, животных и птиц открывает его последователям красоту окружающего мира.

Продолжил и развил реалистическое направление в живописи фламандский художник Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1410). Он расписал две большие створки алтаря для картезинского монастыря Шанмоль близ Дижона (1393-99 гг., темпера на дереве, 167x125, Городской музей изящных искусств, Дижон). На правой створке представлен эпизод Бегство в Египет. В разработке пространства и моделировании фигур просматривается влияние итальянской школы. Композиция выстроена диагонально вверх и является символом духовного восхождения, начала пути Господа. Несмотря на то, что перспектива не полностью разработана, живописец с помощью света и тени создал ощущение глубины. У подножия скалы изображен свергнутый золотой воинственный языческий идол со сломанным копьем. Эта деталь взята из посланий пророков. Например, у Захария: «В тот день (...) Я истреблю имена идолов с этой земли» (Зах. 13:2). Святое семейство остановилось у небольшого колодца. Образ Иосифа полон натуралистических деталей. У него крючковатый нос и густые брови с седой бородой. Иосиф одет в красную рубаху, перевязанную кожаным поясом на талии. Его кошелек засунут за пояс, а на левом плече палка с перекинутым плащом и небольшой горшочек. Кожаные сапоги изношены в долгой дороге. Мы видим Иосифа в профиль, остановившимся, чтобы выпить воды.

Мария сидит с Младенцем на осле. Она бережно окутала запелёнатого Иисуса своим насыщенно-синим мафорием. Ее тонкие изящные руки обвивают Его, щека прижата к щеке, а взгляды устремлены друг на друга, доверчивый и открытый взгляд Младенца, как любого ребенка, и преисполненный тихой и нежной спокойной любви взгляд матери.


С создания дижонского алтаря реальность становится постоянной темой фламандских художников. Художники будут стремиться ухватить индивидуальные черты, будут делать упор на материальность фигур, детализацию быта. Это начало одной из самых значимых революций в истории изобразительного искусства.
Продолжением северных традиций, но уже периода Возрождения является фрагмент полиптиха «Семь скорбей Богоматери» Альбрехта Дюрера (1471-1528). Этот алтарь был заказан Фридрихом III для его дворцовой церкви в Виттенберге в апреле 1496, но создан был около 1500 годов. Бегство в Египет (масло, дерево, 63x45,5, Дрезденская галерея) выстроено по уже сложившейся классической традиции: Богоматерь с Младенцем сидят на осле, Иосиф простой плотник. Мария одной рукой держит свободнолежащего златокудрого Христа, другой – вожжи. Глаза ее опущены, взгляд серьезен. Белый живописно развивающийся плат напоминает о чистоте и непорочности Девы. Животные, которые присутствуют в данном сюжете, отсылают нас к Рождеству Христа. Иисус родился совсем недавно и уже на его пути встречаются испытания. Художник передает серьезно-осознанное содержание картины.

Натуралистично написанные пейзаж, детали образов - борода Иосифа, шкура и мех осла, даже камни на дороге, которые несут христологический символ. «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф 21, 42). Иисус Христос стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою.

К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с Младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с Младенцем. Иосифу отводится здесь второстепенная роль. Именно такую иконографию выбрал Герард Давид (1460-1523) в картине Отдых на пути в Египет (1500 г., масло, дерево, 42x42, Национальная галерея, Вашингтон). Квадратный формат усиливает важность двух центральных фигур. Христос протягивает руки к виноградной грозди, символизирующей Его предназначение, жертвенность и будущее спасение. «Я есмь истинная виноградная Лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1).
Композиция симметрична: Иосифа, сбивающего плоды с дерева, уравновешивает отдыхающий осел. Трава на первом плане активно включает зрителя в эту сцену. Плат живописными складками ниспадает на землю и камни. Тончайшие прозрачные ткани подчеркивают хрупкий и нежный образ младенца. В этой работе Герард Давид создал удивительно нежное настроение, он воспел и поэтизировал природу и гармонично использовал изысканную палитру оттенков синего.

Итальянская школа наполняет сюжет торжественным настроением, идеальным пейзажем, светлыми открытыми мажорными чистыми цветами, идеалистическими образами, утонченными формами и линиями. Палла Строцци заказал у Джентиле да Фабриано (около 1370 – 1427 гг.) большой алтарь Поклонение волхвов для церкви Санта Тринита во Флоренции. На центральной пределле представлено Бегство в Египет (1423 гг., темпера на дереве, 32x110, Галерея Уффици, Флоренция). Историк искусства Виктор Лазарев писал об этой работе: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его "рыцарственной романтики"». Алтарный образ выписан чистыми, сияющими, словно драгоценности, цветами, и его декоративность усиливается вкрапленным то тут, то там золотом. Оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок присущи этой работе. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Фра Беато Анджелико. В картине сочетаются свойственный североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы.

Фра Беато Анджелико (1400-1455) также обращался к данному сюжету, когда расписывал створки шкафа для хранения серебряной утвари и капелле Мадонны Аннунциаты (1451-1453 гг., темпера на дереве, 38,5x37, музей Caн Марко, Флоренция). Произведения этого итальянского художника эпохи Возрождения доминиканского монаха, прозванного «Ангельским», наделены особым сиянием, светом и чистотой. Мария бережно приложила Младенца, похожего на куклу, к своей щеке. Фра Анджелико усиливает ощущение пространства благодаря активному освещению с левой стороны. А также создает объемные, пространственные нимбы. Стилизованный пейзаж, элегантные одежды и образы, гармония теплого золота и благородного синего ставят эту работу в ряд лучших произведений художника.

Вне рамок и традиций творил гений Караваджо. «Отдых на пути в Египет» (1596-97 гг., масло, холст, 133,5x166,5, галерея Дориа Памфили, Рим) был заказан монсиньором Фантино Петриниани. Реализм Караваджо прежде всего проникает в суть вещей. Это не просто подражание природе, это глубокое понимание психологии человека. Он умел точно передать характер света и формы. Преобразить реальность в драму.

Караваджо применяет неожиданный художественный прием. Совершенная фигура златокудрого ангела, играющего на скрипке, делит композицию на две части. Прекрасный посланник стоит к нам спиной, его фигура выхвачена светом, особое внимание на себя забирает белоснежная развивающаяся драпировка. Взгляд ангела устремлен на партитуру, которую держит Иосиф. Нотная книга содержит строки мотета фламандского композитора Ноэля Болдуина «Quam pulchra es et quam decora». Мотет вдохновлен «Песней песней» Соломона, и этот стих переводится: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная твоею миловидностью». Удивительный образ Иосифа создал Караваджо. Босоногий и серобородый муж Девы Марии так проницательно, живо, глубоко и проникновенно смотрит на ангела. Все существо Иосифа покорно внимает, он ответственно держит ноты. Ноги его поджаты, что говорит о внутренней собранности. В посыле Иосифа передается тонкое и чуткое послушание.


Правая часть картины рассказывает историю Матери и Младенца. Они переживают вполне земные чувства – усталость от длинной и утомительной дороги. Теперь они поглощены отдыхом, растворены в нем. Дремлющая Мария склонилась над Иисусом, который в блаженном отдыхе поджал ножки и благостно улыбается во сне. Путники, которых изобразил Караваджо могут оказаться среди нас. К этому произведению точно подходят по настоению строки Н.Заболотского:

«Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне»

Интерес к религиозной тематике в европейской живописи со временем угасает. К концу XIX начала XX веков все меньше встречается сюжет Бегство в Египет. Меняются акценты, увлечения художников. Они в поисках новых художественных приемов, идей, политических влияний.

Замечательным примером изменения сознания и вкуса служит работа ирландского художника Соломона Делоне (1727- около 1784) «Пейзаж с бегством в Египет» (1772 г., мало, медь, 48х61, частная коллекция). Событие растворяется в прекрасном перспективном пейзаже. Святое семейство – маленькие фигурки путников на дороге. Главным героем становится природа с ее широкими далями. Сюжет словно уходит на второй план.

Художники не создают больше таких тонких прочувствованных религиозных произведений как в эпоху интернациональной готики, Возрождения, Барокко, потому что безвозвратно поменялось сознание человечества. И обращение к этим уникальным памятникам прошлых эпох лишь приоткрывает завесу исчезнувшего иного мировоззрения.

Любовь Панфилова

Смирнов В. Л.

Каждый, кто знакомится с творчеством старых европейских мастеров, неизбежно столкнётся с тем, что повторяются многократно одни и те же сюжеты и образы.

Все старые мастера бесчисленное количество раз изображали Мадонну с младенцем, святое семейство, сцену Благовещенья или такие эпизоды из жизни Христа, как бегство в Египет, отдых на пути в Египет, сцены Страстей Господа Иисуса Христа: Распятие, Снятие с креста, Оплакивание, Положение во гроб и т. д.

Почти все художники самых разных стран изображали Святого Себастьяна, Марию Магдалину, Давида, Святого Иеронима. Отчасти такое постоянство сюжетов и образов, характерное для искусства всех западноевропейских стран, объясняется тем, что основными заказчиками произведений искусства были монастыри и церкви. Простой народ тоже был глубоко верующим, и художникам было легче объясняться с ним на языке знакомых ему библейских образов и сюжетов. Изображая события из Ветхого и Нового Завета, старые мастера старались выделить в них то этическое нравственное начало, которое было ближе их личному чувству и становилось особенно поучительно для их верующего зрителя.

Обратимся к некоторым сюжетам.

Христос и ученики в Эммаусе

Чем привлёк этот сюжет таких великих художников, как Тициан, Караваджо, Веласкес и Рембрандт? Караваджо и Рембрандт не раз обращались к нему в разные периоды своего творческого пути. Этот же сюжет изображали и другие, менее прославленные художники, например испанец Педро Орренто или итальянский художник Якопо Бассано, а также ряд других старых мастеров.

Сюжет прост. После своего воскресения из мёртвых Иисус Христос явился двум своим ученикам, которые шли из Иерусалима в Эммаус и обсуждали события последних дней: казнь, погребение Иисуса Христа и его непонятное исчезновение из гроба. Когда по дороге к ним присоединился Христос и заинтересовался их беседой, они не узнали его, рассказали ему все события последних дней, а он в ответ объяснил им, что все эти события уже были предсказаны пророками. Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой. Во время ужина "Он был узнан ими в преломлении хлеба" (Лк. 24:35), но в этот момент Христос стал невидимым.

Художники обычно выбирали для изображения тот момент, когда Христос преломлял хлеб и ученики внезапно узнавали его. Караваджо и Рембрандт показывают в своих картинах потрясение учеников, узнавших в спутнике своего учителя - Господа Иисуса Христа. Отчего же это потрясение? Ведь ученики долгое время странствовали вместе с Христом, слушали его проповеди и, конечно, знали предсказания ветхозаветных пророков о Мессии, о его смертной казни и воскресении через три дня. Да и Христос по воскресении своём явился к ним в том же человеческом обличии, которое они прежде знали. Откуда же тогда потрясение? Почему они не могли Его узнать сразу? Тем более, что сами признались, как ликовали, как радовались их сердца, когда они беседовали со своим спутником и слушали его. Ведь это было знамение им!

Всё дело в том, что эти картины показывают нам большую ограниченность, недостаточность тех наших знаний, которые мы приобретаем повседневным житейским опытом. Евангелие учит нас, что истинное познание сути вещей даёт вера.

Человек в продолжение всей жизни видит вокруг себя одни и те же предметы окружающего мира, существующие по неизменным законам; наблюдает одни и те же явления природы; да и сама человеческая жизнь в основе своей протекает единообразно: человек рождается, растёт, учится, трудится, растит и воспитывает детей, старится и умирает. И вот это привычно-неизменное движение всего миропорядка да ещё суетные повседневные и часто мелочные заботы притупляют духовное око человека, и он видит вокруг себя одно только однообразное движение мёртвой материи, поэтому верит лишь привычному. Фома не верил в воскресение Христа, пока не потрогал Его раны. На это Иисус ответил ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29). Люди перестают видеть чудесное в том, что окружает их, перестают видеть Бога в каждом творении. А между тем чудо постоянно нас окружает. Разве не чудо, что из крохотного древесного семени, например, сосны, вырастает именно сосна? Разве не чудо рождение человека? И если люди за внешним видом окружающих вещей не умеют разглядеть их сокрытую сущность, их тайну, то в отношениях их друг к другу ещё больше близорукости и легкомыслия.

Большинство видят только внешность другого, не проникая в глубинную сущность его. Когда, например, соседку Ломоносова спросили, каким человеком был он, она ответила: "Непутёвый был человек. Его жена постоянно приходила ко мне за сковородкой". Эта женщина даже и не подозревала в своём соседе великого учёного. Так и ученики Христа по его воскресении не узнали в нём Бога, т. к. знали, что Христос мёртв и похоронен. А люди не воскресают. Ведь при земной жизни Иисуса Христа они, несмотря на совершённые Им на их глазах многие чудеса, считали Его великим пророком, народным вождём, который спасёт от врагов свой народ и всю страну, а вовсе не вочеловечившимся Богом. Поэтому Иисус и сказал им: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!". (Лк. 24:25).

Словом, из-за слабой Веры, или даже её полного отсутствия, спутники Христа и не узнали его.

На картине Рембрандта "Христос в Эммаусе" возле стола лежит лестница. Лестница - символ восхождения в небеса, к Богу, символ духовного совершенствования. Ступени лестницы - ступени духовного роста. Каждая ступень означала обретение какого-то духовного качества. Лестница лежит на полу, по ней нельзя подниматься, что означает остановку духовного роста учеников Христа, разрыв связи с Богом, отсутствие Веры.

Список литературы

Сюжет "Эсфирь перед Артаксерксом" отражает библейскую историю, рассказывающую о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь, о чьем иудейском происхождении царь не знал, пришла к повелителю в лучших одеждах во всем блеске своей красоты без приглашения, чтобы просить его не истреблять народ иудейский. Царь сидел на троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом, что означало ее неприкосновенность и милость от царя. Когда царица поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и разрешил им расправиться со своими врагами. Евреи ликовали и умертвили семьдесят пять тысяч человек, убивая целыми семьями. В память о подвига Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пурим.

Эсфирь перед Артаксерксом.
А. П. Рябушкин. 1887 г. Бумага на холсте, масло. 107x221 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. номер: Ж-1826
Поступление: В 1930 из Академии художеств
Арт-каталог

В 1887 г. Рябушкин создал эскиз на библейскую тему «Эсфирь перед Артаксерксом», «вызвавший целую сенсацию». Эта работа стала свидетельством поиска «исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов», стремлением «избегнуть принятой театральности в разработке „мизансцен“ и образов». А. Ростиславов в своей книге о художнике поделился впечатлениями об этой работе, оставленной в фондах Академии. Он написал: «И вдруг, совсем особая, своя цельность композиции, живые, восточно яркие краски, серьезно разработанная перспектива с оригинально взятой точки зрения, совсем по-новому оригинально задуманные позы фигур, без обычно условного высовывания главных на первый план. Особенно бросалась в глаза реалистическая фигура Артаксеркса, и совсем по-новому разработанные костюмы, каких еще не видали на академических эскизах. Все было нарисовано смело, ловко и живо. …Перед эскизом толпились, ученики восхищались… Настолько в Рябушкине бился живой пульс настоящего художника, которому невыносимы шаблоны и который умел своими приемами действовать убедительно». Аксенова Г. В. «Ясновидец и правдолюбец минувших жизней»: А. П. Рябушкин


Эсфирь перед Артаксерксом.
Неизвестный художник.
Хабаровский художественный музей
Региональная коллекция Хабаровского края


Эсфирь перед Артаксерксом.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Начало 1760-х.
gogol.ru

Товий и архангел Рафаил

Приключения Товии (или Тобия) и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита. Книга Товита относится к числу так называемых «второканонических» книг Ветхого Завета, то есть тех книг, которые отсутствуют в еврейском тексте Библии, но находятся в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, сделанном в III веке до Р. Х.). Православная Церковь не ставит их наравне с каноническими книгами Ветхого Завета, но признаёт их назидательными и полезными.

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н.э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном. Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы.)

Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского. Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно «Товия и ангел» - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено. nearyou.ru


Товий с ангелом.
Антон Павлович Лосенко. 1759 г. Холст, масло, 105х135.
, Москва. Инв.№ 15173.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея.
nearyou.ru


Возвращение Товия (Тобия).
Н. Н. Ге. Между 1864 и 1867 гг.


Товий с ангелом.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Дерево, масло. 12х9 см
Государственная Третьяковская галерея

Товий и архангел Рафаил.
В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 282 х 72
Икона. Северная дверь иконостаса. Не окончена
Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург)
Государственный Русский музей
Инв. № Ж-3188

Каталог 138-145. Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825.
Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792). Троицкая церковь имела три придела: главный - во имя Святой Троицы; второй - во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) - во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха. Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника. Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36678.html

Руфь

Руфь (ивр. Рут) - знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Моавитянка по происхождению она привязалась к мужу (еврею из Вифлеема) и после его смерти не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и поселилась с ней в Вифлееме. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала прабабушкой (праматерью) царя Давида.


Руфь, сидящая у древа.
Фаворский Владимир Андреевич. Фронтиспис к книге «Руфь». 1924 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.artsait.ru


Встреча Руфи и Вооза.
Марк Шагал. 1957-1959 гг.
www.artsait.ru

Самсон и Далила

Самсон - герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых», сила которого кроется в волосах. Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими» она после нескольких безуспешных попыток все-таки выведывает его секрет и остригает герою волосы, лишая силы.


Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти. (Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян)
Чернов Иван Потапович. 1800 г. Холст, масло. 215 х 158,8.
На библейский сюжет.
За эту картину в 1800 г. художник удостоен звания академика.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея (ранее Музей Академии художеств). Инв.№ 15164.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood22172.html
С 2011 года картина впервые демонстрируется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи


Самсон разрушает храм филистимлян.
Завьялов Федор Семенович. 1836 г.


Самсон и Далила.
Кившенко Алексей Данилович. 1876 г. Холст, масло. 145 х 199,5.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары


Самсон, связываемый филистимлянами по лишении волос.
П.Д. Баскаков. 1849 г. Холст, масло. 133 х 164
Ветхий завет. Книга Судей, 16, 19-20
Справа внизу подпись и дата: П. Баскаковъ 1849 г.
Поступила: в 1940 из собрания Ю. Э. Кульбис через Финотдел Дзержинского района (Ленинград). Инв. № Ж-8659
Государственный Русский музей
За эту картину в 1849 Баскаков получил серебряную медаль первого достоинства. Экспонировалась в том же году на ежегодной академической выставке.

Библейские сюжеты в современной живописи: от Шагала до Ройтбурда

Библия, как книга всех времен, часто становится источником вдохновения для писателей, художников, музыкантов. Актуальность поставленных в Писании вопросов не имеет пространственных или временных привязок. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. Представители современного искусства также перенимают библейские образы, представляя их в новом свете. Переосмысливая и по-своему интерпретируя сюжеты Писания, авторы далеко не всегда подчеркивают ценность и значимость религии - нередко произведения художников отрицают священные заветы.

Сакральное искусство, если его можно так назвать, представляет собой эстетическое переосмысление библейских сюжетов, нашедшее свое воплощение на холсте. В контексте постмодернизма Библию можно назвать одним из самых часто цитируемых источников.

Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала . Художник создал фундаментальную серию работ, включающих 17 холстов сине-изумрудной гаммы и объединенных библейской тематикой. Шагал пытается расшифровать заложенные в священную книгу образы, выискивая вдохновение между строк и преобразуя идейные открытия в живописные произведения. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Художник уходит от реальности в яркий и эмоциональный язык, предлагая зрителям окунуться в многогранную сверхреальность, почувствовать связь с Богом и высшими силами. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций - литографий к Ветхому Завету. Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением.

Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали . Его Бог находился повсюду, а сам художник постоянно прибывал в пограничном состоянии между реальностью и магическим миром подсознания. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель». Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. «Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. - и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим. сон), возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство», - описывал Дали историю создания картины. Не менее известная его «Тайная вечеря». «В нем (прим. произведении ) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение», - пишет теоретик искусства Евгения Завадская. На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Каждая из них раскрывается зрителю постепенно - от сидящего за столом Иисуса через погружение в воду к возвышающемуся в небе торсу.

Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Глубокая и многообразная картина обращает внимание зрителей к серьезному вопросу - возвращение человечества к духовному началу, идеалам, религиозным ориентирам. Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им, перенося исходные данные в актуальные социокультурные координаты. Написанная в 1978 году картина для советского контекста выглядела вызывающей и разоблачающей. Именно поэтому она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Действо разворачивается на фоне грязного быта - обеденного стола с недопитыми бокалами вина, двух больших свиней на переднем фоне, склонившегося молодого мужчины, от которого тянется колючая проволока. Если отходить от конкретики и говорить абстрактными понятиями, то каждый из нас тратит много сил на то, чтобы убежать от сути, а потом наступает период долгого и сложного возврата к этой самой сути. Другая работа Глазунова - «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Перестройка» и горящего храма.

Самый дорогой украинский художник Александр Ройтбурд обрел популярность благодаря экстравагантности и провокационности проектов. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо». «Библейские сюжеты - это главное в творчестве Караваджо. В сакральных сюжетах, античных и мифологических, была всегда заложена знаковость, иерархия. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. Поэтому мне было интересно цитировать Караваджо. Но наивные искренние работы с мифологическими сакральными сюжетами мне как художнику уже несколько странны», - рассказал автор в одном из интервью. Если рассматривать этот вопрос с позиции постмодернизма, то можно сказать что Ройтубрд цитирует цитату, тогда как первоисточником выступают библейские сюжеты. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. Он выстраивает диалог между культурами, переосмысливает и перекомпоновывает образы - персонажи оказываются в новых ситуациях и отрываются от привычных исходных данных.

В свою очередь один из самых дорогих художников России Константин Худяков тоже часто прибегает к цитированию. Нередко первоисточником становится Священное писание. Например, масштабная работа «Deisis. Предстояние» - он создает собственный иконостас. Фотографическая точность изображения усиливает магический эффект - мрачные тона и точно выраженное настроение образов. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. «В качестве палитры я использовал около 100 тысяч фрагментов человеческих лиц наших современников», - рассказывает художник о создании работы. В разговоре о месте религиозной тематики в его творчестве, Худяков говорит: «Я знаю меру вещей, знаю, что хорошо и что плохо, и не хочу никого оскорблять. Веду себя корректно по отношению к церкви и не делаю церковные вещи — я пишу картины на религиозные темы».

Современное искусство в целом располагает к эпатажу, но если художник обращается к Священной книге, как к источнику цитирования, он должен четко осознавать грани дозволенного.



Рассказать друзьям