Почему рэпер Face никогда не станет классикой, или что не так с современной музыкой. Раньше было лучше

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Максим Горький называл джаз музыкой для толстых, под ритмы которой женщины цинично двигают бёдрами, симулируя половой акт. Наших родителей ругали за прослушивание Битлов и Led Zeppelin, а нас - за Мэнсона и Гражданскую оборону. Хотя современные кумиры молодёжи используют всё тот же нехитрый коктейль успеха (эпатаж, провокация, протест), до собственного места в истории им далеко. Kyky попытался разобраться, что не так с популярной сегодня музыкой, и почему Face так и не станет классикой.

Раньше было лучше?

Почему The Beatles, Doors, Pink Floyd и так ругаемый музыкальными критиками в 20-е годы прошлого столетия джаз до сих пор волнуют сердца миллионов, а Face, Скриптонит и прочие Фараоны будут стёрты со страниц мировых летописей? Я не хочу быть голословной и сетовать на то, что раньше трава была зеленее, поэтому буду приводить фактический материал.

На эту тему: «Ты неудачник и говорить с тобой не о чем». Почему я не читаю книги, и это нормально

Битлы приобрели популярность на волне идеологии «Make love, not war». Их лёгкие миролюбивые тексты в сочетании с заурядной музыкой (согласитесь, до психоделических лабиринтов Led Zeppelin и Pink Floyd звучание не дотягивает) стали символом поколения хиппи. Почему же тогда заурядные биты Face с примитивным текстом не заслуживают стать классикой? Да потому что произведение либо должно нести идею, либо обращаться к внутреннему миру человека, к душе, если хотите. И неважно, в музыкальной или текстовой составляющей. А какую идею (о душе тут говорить смешно) несёт в себе творчество современных русских (да и западных, чего уж там) популярных исполнителей? Может, «Я роняю Запад», «Дико, например», «Пахнешь, как космос» или «Despacito»? Никакой глобальной идеи нет, посыл авторов обращён к типичному массовому представителю с его мимолётными обыденными проблемами: секс, жизненная неудовлетворённость и желание развлекаться. И даже почти пять миллиардов просмотров «Despacito» на Youtube (а это больше, чем всё население Китая и Индии вместе) не оставят данную композицию в вечности.

Да, Jimi Hendrix тоже был простым парнем из Сиэтла, но стал иконой и виртуозным гитаристом. Его гитарное звучание совершило революцию. Тексты Егора Летова полны нецензурной лексики, но идея, доносимая автором, глубока и насыщена, содержит отсылки к мировой литературе. Надо признать, что существует большая разница между «Она жрёт мой х**, как будто это бургер» и «Винтовка – это праздник, всё летит в *****».

«Я буду очень популярным»

На эту тему: Десять роликов, с которых нужно начинать любить оперу

Приведём цитату МС Лицо из интервью российскому изданию «The Village»: «Им нужен мёртвый герой - они хотят, чтобы я сдох в 27 лет. Тогда они возьмут мой самый первый трек, где я нёс абсолютную дичь, и найдут в нём какой-то смысл. Скажут: «Ого, как гениально. Face жив! Я буду очень популярным. Когда умру, я точно стану легендой. Хотя я уже легендарный персонаж, и это только начало пути. Но массово мои треки раскидают на цитаты, только когда я умру». Заметьте, автор сам называет своё творчество дичью. Да и как не называть, если единственная идея, которую он мало-мальски доносит до аудитории - успех. Этого посыла нет в треках, но он есть в твиттере: «Я хочу стать примером для таких же детей, каким был я. Хочу, чтобы каждый из них знал, что он не одинок, что у кого-то получилось, а значит и у них может получиться. Надо только захотеть». Это чуть ли не единственный на моей памяти случай, когда художник не транслирует посыл через творчество, а пишет о нём в социальной сети. Предвосхищая аргумент «подросткам нравится запрещённое, я в их возрасте тоже любил матерные песенки», отвечу: аудитория Фейса состоит не только из 12-летних детишек. А если уж брать детей, в моё время был популярен Децл. Но его тексты обладали сюжетом, минимальной поэтикой и лирикой, а главное - эмоциональным посылом к подросткам. Не верите? Тогда смотрите.

Вернёмся к идейной составляющей. Предположим, «сеять разумное, вечное, доброе» - немодные ценности прошедшей эпохи. Почему же тогда не говорить об актуальных проблемах современности? Люди уже выбирают роботов в качестве половых партнёров, а виртуальная реальность скоро станет неотъемлемой частью нашей жизни. Разве вопрос биотехнологий - не последний тренд? Не это ли сегодня волнует умы лучших? В плане музыки всё просто: чтобы писать хороший рэп, надо прочитать хотя бы парочку-другую книг. Однако жестокая реальность такова, что интеллект и талант не гарантируют (в отличие от успеха) приглашение на передачу к Юре Дудю.

На эту тему: Десять композиций, которые помогут влюбиться в фортепиано

Помните случай с Высоцким и ворами? Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого вломились воры. Они забрали одежду, ценные вещи и ключ от московской квартиры. Обнаружив пропажу, Высоцкий отправился в ближайшее отделение милиции и написал заявление. Разумеется, ему обещали помочь. Однако помощь не понадобилась. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности». Вряд ли поклонники Фейса способны на подобную сознательность, особенно если учитывать факт, что драка с фанатом - обычное дело для нынешних представителей «искусства». Лично я - не поклонник Высоцкого, но вижу в его песнях простое, объединяющее души народное зерно. Наверное, именно поэтому о нём всё ещё говорят, его слушают, а украинская пропаганда даже поливает грязью. Представляете, спустя 38 лет после смерти фигура Высоцкого продолжает эксплуатироваться на политической арене!

Что говорят учёные

Команда учёных из Spanish National Research Council под руководством Хуана Серра пришла к выводу, что популярная музыка становится проще и громче. Исследователи изучили полмиллиона популярных песен (за 1955-2010 года), уделяя внимание тональности, мелодии и тексту. Учёные доказали, что в поп-музыке стало использоваться меньше смен аккордов, от чего страдает мелодическое разнообразие композиции. Методы записи стали шаблонными, как и арсенал музыкальных инструментов. Иными словами, современная музыка в основном сводится к набору одних и тех же популярных аккордов. Ну а громкость записей увеличивается примерно на один децибел каждые восемь лет.

На эту тему: Топ-20 сериалов, которые мы будем смотреть весь 2018 год

Дэниел Моррис в статье «Are Pop Lyrics Getting More Repetitive?» пришёл к выводу, что тексты современной поп-музыки содержат много лексических повторов, а их словарное разнообразие беднеет с каждым годом. Видимо, хит, состоящий из одного слова - суровая реальность ближайшего будущего. Да кому вообще нужны слова в песне? Главное, чтобы качало.

Согласно статье, опубликованной в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts, за последние 30 лет использование в популярных песнях местоимений первого лица выросло в несколько раз. Действительно, в центре сюжета любого поп-хита находится «Я» – этакий типичный представитель масс, будто только что снятый с конвейера. Может быть, дело в эгоцентризме, потому что иначе объяснить желание слышать постоянное «Я влюблён», «Я хочу», «Я - металл, а ты - магнит» (строчка из «Despacito») невозможно.

Другое дело, что этот типичный представитель, вокруг которого вертится поп-индустрия, - даже не чеховский маленький человек. Это потребитель жвачки, уже не способный заглянуть внутрь себя.

Да и что он там увидит? Пустоту, которую непременно надо заполнить чем-то знакомым, блестящим, объединяющим его чрезмерное «Я» с толпой.

Современная популярная музыка (а это не обязательно попса, сейчас глупо вообще говорить о жанрах) многим представляется шаблонной, скучной и примитивной. Легко не заметить даже смену композиций на включённой радиоволне: просто погружаешься в однообразный фон с неизменным посылом и эмоциями. Может, всё от того, что для нас музыка и правда стала фоном? Раньше, чтобы послушать пластинку, необходимо было совершить какой-никакой, но ряд манипуляций. Сейчас достаточно одного «тапа» по экрану смартфона, поэтому мы слушаем музыку чаще и не только дома. Музыка стала нашим спутником в дороге и на работе. Мы перестали требовать от неё смысловой и духовной наполненности. Ведь и правда, невозможно весь день слушать что-то вторгающееся в твой внутренний мир, заставляющее сопереживать и эмоционально откликаться. Именно по этой причине мы с радостью потребляем общий фон, создающий иллюзию настроения.

На эту тему: «В антракте детского спектакля к нам прямо со сцены заходил актер с бутылкой коньяка». Почему я больше не буду работать в минском театре

Крупнейший российский музыковед Михаил Казиник посвятил цикл лекций классической музыке как антидепрессанту, опровергая расхожее мнение, что классика - серьёзная музыка. Приведу пример из практики. На собеседованиях у меня всегда спрашивают: «Что вы делаете, когда нет вдохновения писать?» Мой стандартный ответ - слушаю Моцарта, он очень позитивен. Ещё ни один HR не отреагировал нейтрально. Все они удивлённо интересуются: «Моцарт? Позитивен?». Дорогие кадровики, читающие эту статью, не поленитесь потратить три минуты времени на просмотр видео, расставляющего все точки над «i».


Не всё то классика, что популярно

На эту тему: «Богемы и элиты» ходят везде и без гонорара. Сколько стоит беларуский блогер

Мы помним Булгарина только благодаря Пушкину, а Сальери – благодаря Моцарту. Хотя Фаддей Венедиктович был в разы популярнее и успешнее Александра Сергеевича, в школе мы проходим «Капитанскую дочку», а не «Ивана Выжигина». Антонио Сальери занимал пост придворного капельмейстера (очень важная особа), но его оперы сегодня не востребованы. Эжен Сью был модным французским писателем 19-го века. Его романы продавались лучше, чем у Дюма-старшего, но сегодня многие из нас про него даже не слышали. Феномен популярности хорошо раскрыт в почти автобиографическом романе Джека Лондона «Мартин Иден». Молодой писатель пытается опубликовать свои работы хоть где-нибудь, но над ним смеются, называя бездарностью. И только случайно попав на первые полосы газет в качестве социалиста и бунтаря, герой становится известным. Редакции охотно публикуют его романы, а высший свет приглашает бывшего работягу на званые вечера.

Как видите, не всё популярное становится классикой, ну а сиюминутная востребованность не гарантирует места в истории.

В данном контексте я не говорю о гениальности, ибо «пророка в своём отечестве нет». Однако для того, чтобы остаться в памяти хотя бы нескольких поколений, нужно быть не просто коммерчески успешным проектом. Необходимо нести в массы то самое пресловутое зерно разумного, доброго, вечного.

Я ни в коем случае не призываю вас бежать в филармонию на концерт Чайковского, не агитирую слушать только классическую музыку. В сегменте популярной музыки хватает достойных исполнителей. Вспомните хотя бы про Céline Dion, Whitney Houston, Scorpions, Frank Sinatra, George Harrison и Queen. И перестаньте использовать музыку в качестве фона: даже недельное музыкальное «голодание» позволит по-другому услышать знакомые, казалось бы, вещи.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

И прочее. Но кто бы мог подумать, что к списку этих трудностей взросления присоединятся специфические музыкальные вкусы. Корреспондент сайт не так давно выслушал мнение обеспокоенного родителя о сверхпопулярном рэп-исполнителе под псевдонимом FACE, которого слушают миллионы подростков по всей стране, познакомился с несколькими его «шедеврами» и убедился, почему современная музыка в некоторых её проявлениях - это отвратительно.

Если вдруг вы не следите за тенденциями и появлениями новых звёзд в современной музыке, вас вполне можно понять. Без преувеличения каждую неделю появляется новый творческий коллектив или самобытный исполнитель в разных музыкальных жанрах от попа до рэпа, который быстро раскручивается благодаря интернету и «хайпу» среди молодёжи. Почему так происходит? Психология подростков такова, что чтобы отличаться от себе подобных, необходимо выделяться во всём. В музыке это стремление зачастую выражается в появлении крайне специфических музыкальных предпочтений. Дети начинают слушать то, что слушают только в их кругу и с чем не знакомы взрослые, при этом их вкусы резко становятся максимально протестными и вызывающими. А поскольку музыка в России не поддаётся никакой цензуре (например, на концертах многие «самобытные» исполнители позволяют себе материться), слушать новых музыкальных звёзд-«бунтарей» становится модной тенденцией.

Из-за того, что молодёжь при всём своём стремлении быть особенными оказывается очень ведомой, такие модные тенденции и не совсем традиционная музыка XXI века оказывает крайне негативное влияние. Идеальным примером этого является появление яркой и молодой рэп-звезды под псевдонимом FACE. Даже немногие из фанатов 20-летнего исполнителя знают, что за коротким и звучным никнеймом скрывается подросток из Уфы Иван Дрёмин. Из его биографии известно только то, что он был двоечником в простой средней школе Уфы и не ладил с одноклассниками. Созданная фанатами Вани страничка в «Википедии» также рассказывает о том, что он всегда хотел стать знаменитым артистом и быть похожим на Земфиру или Tokio Hotel. Сходства с первой заметить не представляется возможным, а с Tokio Hotel Фейса объединяет разве что внешний вид.

Иван Дрёмин, он же FACE

Ваня пришёл к богатству и невиданной даже на Западе популярности, сыграв именно на ведо́мости современной молодёжи за музыкальной тенденцией, включающей в себя весьма специфические атрибуты: нецензурную лексику, развязность и протест обществу. В интервью интернет-изданию The Village FACE без доли скромности заявляет: «я - настоящий бунтарь».

Если вы впервые слышите об этом исполнителе, достаточно взглянуть лишь на его видеоклипы, чтобы понять, в чём заключается проблема. Они набирают сотни миллионов просмотров, подавляющее большинство которых обеспечивают дети в возрасте до 15 лет. Если вкратце, то клипы - несомненные «шедевры», но по ряду причин мы не можем показать их со страниц нашего издания. Зато их можно легко найти в интернете, а мы, пожалуй, приведём отрывок из текста одной из самых популярных песен рэпера под названием «Бургер» (конечно же, без ненормативной лексики).

Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге (гррра)
Я настолько ***тый, что лежал в дурке
Она жрет мой * как будто это бургер (эй)
Деньги синие как смурфы, красные как губы (ну да)
На мне полный зал детей, на тебе пустые клубы (ха)
Я люблю своих людей, как ненавижу твою тупость (тупой)
На лице татуировки (у меня, у меня)
Пальцы ей в * - я ловкий (да-да-да)
Ты базаришь за стрелков, но в школе ты был лохом.


Стоп-кадр из клипа FACE - Бургер

Сам рэпер при этом не скрывает, что доволен своей аудиторией: в текстах песен он не раз упоминает, что на его концертах «полный зал детей». Чтобы сгустить тучи над контентом исполнителя, достаточно посмотреть на 23 млн просмотров, которые клип на песню «Бургер», отрывок из текста которой мы привели выше, собрал меньше чем за год. Если найти официальное сообщество ВКонтакте FACE (подтверждённое администрацией соцсети), можно также оценить аномально высокое количество фанатов: более 700 тысяч подписчиков слушают и комментируют почти каждую запись в группе. И несмотря на то, что треки у FACE выходят не так часто, армия верных фанатов, средний возраст которых не превышает 16 лет, активно участвует в жизни сообщества и ждёт новых творений сверхзвезды современной рэп-музыки. Любому взрослому хватит 20 секунд клипа или пяти строчек текста песни, чтобы понять, что из себя представляет кумир современной молодёжи и его композиции. Не приходится говорить о смысловой нагрузке или какой-либо музыкальной составляющей: Иван Дрёмин даже не пытается петь, а лишь читает местами повторяющийся текст, состоящий из брани и вызывающих оборотов. И всё это набирает миллионы просмотров за считанные месяцы, всё это любят российские дети, берут с этого пример в общении друг с другом. Музыкальная тенденция превращается в тенденцию к постепенно нравственной деградации.

Отец четырёх детей Михаил Тарланов из Выборга, обеспокоенный будущим подрастающего поколения, одним из первых обратил внимание нашей редакции на проблему. Будучи одним из самых востребованных парикмахеров-стилистов в городе, он в течение дня принимает многих клиентов, некоторые из которых в беседе с Михаилом делятся своими мыслями. Так, с одним из клиентов у Тарланова разговор как раз-таки завязался о том, о ком мы говорили ранее.

«Женщина рассказала мне, что её дочь слушает какого-то популярного рэпера, потом узнала, что это за певец. FACE. Послушала ради интереса и пришла в ужас. Самое пугающее в том, что его слушают и даже ходят на концерты дети до 15 лет. Тексты и клипы на песни этих «звёзд» подрастающего поколения находятся в открытом доступе в интернете и без цензуры, без ограничений по возрасту. Количество просмотров зашкаливает. Если подумать, что у наших детей может быть такой кумир, становится страшно за будущее поколение», - поделился Михаил в разговоре с сайт.


Активность фанатов FACE в сообществе ВКонтакте

Михаил абсолютно прав: даже знаменитый своими жёсткими правилами видеохостинг YouTube по какой-то причине никак не ограничивает видеоклипы FACE несмотря на обильное количество нецензурной лексики. Посмотреть видео может любой желающий. Кстати, не только YouTube поддерживает современных исполнителей вроде Фейса - не так давно рэпер выиграл престижную (опять-таки по большей части среди молодёжи) премию VK Music Awards, которая была учреждена администрацией социальной сети. Это лишь усилило «хайп» вокруг звезды, приумножив его популярность в несколько раз. Кстати, сам FACE прекрасно понимает неоднозначную реакцию пользователей на своё творчество и даже говорит, что делает всё осознанно, потому что это забавно. Дрёмин открыто признаёт, что многие и вовсе хотят, чтобы он поскорее умер. В своём интервью рэпер с присущей ему нескромностью часто повторяет, что он - легендарный персонаж.

И детские психологи, и Михаил Тарланов, и корреспондент сайт считают основной проблемой не само появление такой музыки (что неизбежно), а неведение родителей. Они зачастую либо не знают, либо просто не проявляют должного интереса к тому, что слушают и смотрят их дети. Нравственное воспитание, которое порой отходит на второй план, также играет свою немаловажную роль. Стоит понимать, что чем больше и быстрее растёт популярность вызывающей музыки, которая помогает деградировать, тем больше «звёзд» в подобном этому стиле будет появляться в интернете и в смартфонах подростков. Сейчас можно назвать как минимум десяток исполнителей, тексты и музыка которых вызывают если не ужас, то как минимум обеспокоенность. К ним можно отнести PHARAOH, не менее популярный коллектив из Украины «Грибы», а также депрессивно-маниакального рэпера Хаски. По мнению большинства, главное - это привлечь внимание родителей к современным кумирам своих детей. Познакомить взрослых с контентом, который слушают и смотрят подростки. Именно так каждый родитель точно сможет ответить на вопрос: действительно ли Иван Дрёмин из Уфы тот самый кумир, которого вы хотите слышать из комнаты ребёнка каждый день?


Рэпер PHARAOH

Появление специфических музыкальных вкусов и бунтарских артистов, которые становятся легендами поколений, - проблема не только современности. Она существует уже очень давно. Об этом же сайт сказал детский психолог Александр Плешаков, который призывает не посыпать голову пеплом и положиться на естественное взросление.

«Текст Фейса имеет вульгарное содержание. Ребенок проще увлекается тем, что под запретом. Дети и подростки, слушая такую музыку, поднимают своеобразный социальный бунт, как каждый нормальный подросток. Появление таких кумиров как Фейс неспособно вызвать деградацию, так как подобные кумиры и знаменитости были всегда. Музыкальные группы Красная плесень, Ленинград. Подростки со временем перерастут это», - считает Плешаков.

Вот только дети 20-летней давности смотрели «Карлсона» и «Эй, Арнольда», слушали Рикки Мартина и Мадонну, а не напевали на переменах в школе «она жрёт мой * как будто это бургер».

Максим Горький называл джаз музыкой для толстых, под ритмы которой женщины цинично двигают бёдрами, симулируя половой акт. Наших родителей ругали за прослушивание Битлов и Led Zeppelin, а нас - за Мэнсона и Гражданскую оборону. Хотя современные кумиры молодёжи используют всё тот же нехитрый коктейль успеха (эпатаж, провокация, протест), до собственного места в истории им далеко. Kyky попытался разобраться, что не так с популярной сегодня музыкой, и почему Face так и не станет классикой.

Раньше было лучше?

Почему The Beatles, Doors, Pink Floyd и так ругаемый музыкальными критиками в 20-е годы прошлого столетия джаз до сих пор волнуют сердца миллионов, а Face, Скриптонит и прочие Фараоны будут стёрты со страниц мировых летописей? Я не хочу быть голословной и сетовать на то, что раньше трава была зеленее, поэтому буду приводить фактический материал.

На эту тему: «Ты неудачник и говорить с тобой не о чем». Почему я не читаю книги, и это нормально

Битлы приобрели популярность на волне идеологии «Make love, not war». Их лёгкие миролюбивые тексты в сочетании с заурядной музыкой (согласитесь, до психоделических лабиринтов Led Zeppelin и Pink Floyd звучание не дотягивает) стали символом поколения хиппи. Почему же тогда заурядные биты Face с примитивным текстом не заслуживают стать классикой? Да потому что произведение либо должно нести идею, либо обращаться к внутреннему миру человека, к душе, если хотите. И неважно, в музыкальной или текстовой составляющей. А какую идею (о душе тут говорить смешно) несёт в себе творчество современных русских (да и западных, чего уж там) популярных исполнителей? Может, «Я роняю Запад», «Дико, например», «Пахнешь, как космос» или «Despacito»? Никакой глобальной идеи нет, посыл авторов обращён к типичному массовому представителю с его мимолётными обыденными проблемами: секс, жизненная неудовлетворённость и желание развлекаться. И даже почти пять миллиардов просмотров «Despacito» на Youtube (а это больше, чем всё население Китая и Индии вместе) не оставят данную композицию в вечности.

Да, Jimi Hendrix тоже был простым парнем из Сиэтла, но стал иконой и виртуозным гитаристом. Его гитарное звучание совершило революцию. Тексты Егора Летова полны нецензурной лексики, но идея, доносимая автором, глубока и насыщена, содержит отсылки к мировой литературе. Надо признать, что существует большая разница между «Она жрёт мой х**, как будто это бургер» и «Винтовка – это праздник, всё летит в *****».

«Я буду очень популярным»

На эту тему: Десять роликов, с которых нужно начинать любить оперу

Приведём цитату МС Лицо из интервью российскому изданию «The Village»: «Им нужен мёртвый герой - они хотят, чтобы я сдох в 27 лет. Тогда они возьмут мой самый первый трек, где я нёс абсолютную дичь, и найдут в нём какой-то смысл. Скажут: «Ого, как гениально. Face жив! Я буду очень популярным. Когда умру, я точно стану легендой. Хотя я уже легендарный персонаж, и это только начало пути. Но массово мои треки раскидают на цитаты, только когда я умру». Заметьте, автор сам называет своё творчество дичью. Да и как не называть, если единственная идея, которую он мало-мальски доносит до аудитории - успех. Этого посыла нет в треках, но он есть в твиттере: «Я хочу стать примером для таких же детей, каким был я. Хочу, чтобы каждый из них знал, что он не одинок, что у кого-то получилось, а значит и у них может получиться. Надо только захотеть». Это чуть ли не единственный на моей памяти случай, когда художник не транслирует посыл через творчество, а пишет о нём в социальной сети. Предвосхищая аргумент «подросткам нравится запрещённое, я в их возрасте тоже любил матерные песенки», отвечу: аудитория Фейса состоит не только из 12-летних детишек. А если уж брать детей, в моё время был популярен Децл. Но его тексты обладали сюжетом, минимальной поэтикой и лирикой, а главное - эмоциональным посылом к подросткам. Не верите? Тогда смотрите.

Вернёмся к идейной составляющей. Предположим, «сеять разумное, вечное, доброе» - немодные ценности прошедшей эпохи. Почему же тогда не говорить об актуальных проблемах современности? Люди уже выбирают роботов в качестве половых партнёров, а виртуальная реальность скоро станет неотъемлемой частью нашей жизни. Разве вопрос биотехнологий - не последний тренд? Не это ли сегодня волнует умы лучших? В плане музыки всё просто: чтобы писать хороший рэп, надо прочитать хотя бы парочку-другую книг. Однако жестокая реальность такова, что интеллект и талант не гарантируют (в отличие от успеха) приглашение на передачу к Юре Дудю.

На эту тему: Десять композиций, которые помогут влюбиться в фортепиано

Помните случай с Высоцким и ворами? Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого вломились воры. Они забрали одежду, ценные вещи и ключ от московской квартиры. Обнаружив пропажу, Высоцкий отправился в ближайшее отделение милиции и написал заявление. Разумеется, ему обещали помочь. Однако помощь не понадобилась. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности». Вряд ли поклонники Фейса способны на подобную сознательность, особенно если учитывать факт, что драка с фанатом - обычное дело для нынешних представителей «искусства». Лично я - не поклонник Высоцкого, но вижу в его песнях простое, объединяющее души народное зерно. Наверное, именно поэтому о нём всё ещё говорят, его слушают, а украинская пропаганда даже поливает грязью. Представляете, спустя 38 лет после смерти фигура Высоцкого продолжает эксплуатироваться на политической арене!

Что говорят учёные

Команда учёных из Spanish National Research Council под руководством Хуана Серра пришла к выводу, что популярная музыка становится проще и громче. Исследователи изучили полмиллиона популярных песен (за 1955-2010 года), уделяя внимание тональности, мелодии и тексту. Учёные доказали, что в поп-музыке стало использоваться меньше смен аккордов, от чего страдает мелодическое разнообразие композиции. Методы записи стали шаблонными, как и арсенал музыкальных инструментов. Иными словами, современная музыка в основном сводится к набору одних и тех же популярных аккордов. Ну а громкость записей увеличивается примерно на один децибел каждые восемь лет.

На эту тему: Топ-20 сериалов, которые мы будем смотреть весь 2018 год

Дэниел Моррис в статье «Are Pop Lyrics Getting More Repetitive?» пришёл к выводу, что тексты современной поп-музыки содержат много лексических повторов, а их словарное разнообразие беднеет с каждым годом. Видимо, хит, состоящий из одного слова - суровая реальность ближайшего будущего. Да кому вообще нужны слова в песне? Главное, чтобы качало.

Согласно статье, опубликованной в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts, за последние 30 лет использование в популярных песнях местоимений первого лица выросло в несколько раз. Действительно, в центре сюжета любого поп-хита находится «Я» – этакий типичный представитель масс, будто только что снятый с конвейера. Может быть, дело в эгоцентризме, потому что иначе объяснить желание слышать постоянное «Я влюблён», «Я хочу», «Я - металл, а ты - магнит» (строчка из «Despacito») невозможно.

Другое дело, что этот типичный представитель, вокруг которого вертится поп-индустрия, - даже не чеховский маленький человек. Это потребитель жвачки, уже не способный заглянуть внутрь себя.

Да и что он там увидит? Пустоту, которую непременно надо заполнить чем-то знакомым, блестящим, объединяющим его чрезмерное «Я» с толпой.

Современная популярная музыка (а это не обязательно попса, сейчас глупо вообще говорить о жанрах) многим представляется шаблонной, скучной и примитивной. Легко не заметить даже смену композиций на включённой радиоволне: просто погружаешься в однообразный фон с неизменным посылом и эмоциями. Может, всё от того, что для нас музыка и правда стала фоном? Раньше, чтобы послушать пластинку, необходимо было совершить какой-никакой, но ряд манипуляций. Сейчас достаточно одного «тапа» по экрану смартфона, поэтому мы слушаем музыку чаще и не только дома. Музыка стала нашим спутником в дороге и на работе. Мы перестали требовать от неё смысловой и духовной наполненности. Ведь и правда, невозможно весь день слушать что-то вторгающееся в твой внутренний мир, заставляющее сопереживать и эмоционально откликаться. Именно по этой причине мы с радостью потребляем общий фон, создающий иллюзию настроения.

На эту тему: «В антракте детского спектакля к нам прямо со сцены заходил актер с бутылкой коньяка». Почему я больше не буду работать в минском театре

Крупнейший российский музыковед Михаил Казиник посвятил цикл лекций классической музыке как антидепрессанту, опровергая расхожее мнение, что классика - серьёзная музыка. Приведу пример из практики. На собеседованиях у меня всегда спрашивают: «Что вы делаете, когда нет вдохновения писать?» Мой стандартный ответ - слушаю Моцарта, он очень позитивен. Ещё ни один HR не отреагировал нейтрально. Все они удивлённо интересуются: «Моцарт? Позитивен?». Дорогие кадровики, читающие эту статью, не поленитесь потратить три минуты времени на просмотр видео, расставляющего все точки над «i».


Не всё то классика, что популярно

На эту тему: «Богемы и элиты» ходят везде и без гонорара. Сколько стоит беларуский блогер

Мы помним Булгарина только благодаря Пушкину, а Сальери – благодаря Моцарту. Хотя Фаддей Венедиктович был в разы популярнее и успешнее Александра Сергеевича, в школе мы проходим «Капитанскую дочку», а не «Ивана Выжигина». Антонио Сальери занимал пост придворного капельмейстера (очень важная особа), но его оперы сегодня не востребованы. Эжен Сью был модным французским писателем 19-го века. Его романы продавались лучше, чем у Дюма-старшего, но сегодня многие из нас про него даже не слышали. Феномен популярности хорошо раскрыт в почти автобиографическом романе Джека Лондона «Мартин Иден». Молодой писатель пытается опубликовать свои работы хоть где-нибудь, но над ним смеются, называя бездарностью. И только случайно попав на первые полосы газет в качестве социалиста и бунтаря, герой становится известным. Редакции охотно публикуют его романы, а высший свет приглашает бывшего работягу на званые вечера.

Как видите, не всё популярное становится классикой, ну а сиюминутная востребованность не гарантирует места в истории.

В данном контексте я не говорю о гениальности, ибо «пророка в своём отечестве нет». Однако для того, чтобы остаться в памяти хотя бы нескольких поколений, нужно быть не просто коммерчески успешным проектом. Необходимо нести в массы то самое пресловутое зерно разумного, доброго, вечного.

Я ни в коем случае не призываю вас бежать в филармонию на концерт Чайковского, не агитирую слушать только классическую музыку. В сегменте популярной музыки хватает достойных исполнителей. Вспомните хотя бы про Céline Dion, Whitney Houston, Scorpions, Frank Sinatra, George Harrison и Queen. И перестаньте использовать музыку в качестве фона: даже недельное музыкальное «голодание» позволит по-другому услышать знакомые, казалось бы, вещи.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Появление на большой сцене 21-летнего рэпера Face (он же Иван Дремин из Уфы) изначально вызвало противоречивые эмоции. В то время как подрастающее поколение восторгалось дерзостью и юношеским максимализмом речитативов сверстника, старшая и более искушенная публика разводила руками, задаваясь вопросом, почему столь абсурдное явление стало столь массово популярным. Выход нового клипа «Я роняю Запад» усугубил ситуацию.

«Еду в магазин Гуччи в Санкт-Петербурге, она жрет мой ***, как будто это бургер», — когда видео на песню с этим «изящным» припевом собрало почти 23 миллиона просмотров, люди в соцсетях заговорили о надвигающемся апокалипсисе, в котором даже Шнуру впору было хвататься за валидол. Забавно, что парень вносит в список своих кумиров Земфиру, Tokio Hotel и «Короля и Шута», но даже последние, будучи панками, не скатывались до махровой пошлости, как это сделал их фанат Face. И ладно бы мальчик продолжал выдавать свои глупые, но невинные опусы — он вдруг решил высказать гражданскую позицию, вызвав даже у многих своих поклонников абсолютное недоумение.

Src="about:blank" width="320" height="240">

«Я роняю Запад, на моем *** вся индустрия США», — поет артист, с ужимками примата прыгая на горящем американском флаге. В своем «видеошедевре» он поджигает взглядом нью-йоркские небоскребы, танцует рядом со Статуей Свободы, превратившись в гиганта ростом с нее, и в красках рассказывает, что он сделал с женой Обамы и дочкой Трампа. В больных фантазиях юнца огромный бурый медведь побеждает известного героя комиксов Капитана Америку, а сам «добрый молодец» в финале удаляется куда-то верхом на этом медведе, а до этого поджигает Белый дом.

Клип длится чуть больше двух минут, но исполнителю удалось вложить в хронометраж запредельный градус животной агрессии и ненависти, а скорее даже — явное желание угодливо вписаться в ура-патриотические клише, агрессивно насаждаемые государственным агитпропом. Хотя отечественные артисты уже давно разделились на два непримиримых лагеря, даже сторонники т.н. «госполитики» часто все же остаются сдержанными, по крайней мере в своем творчестве. Но Фейса, видимо, не смущают никакие этические и психологические барьеры.

Трудно представить, сколько телевечеров и телечасов «праведного» негодования было бы посвящено тем же агитпропом, появись нечто похожее в адрес России у какого-нибудь американского исполнителя, когда даже Робби Уильямс чуть не был сожжен на костре за свою Party Like A Russian, пока наверху снисходительно не решили, что это всего лишь «безобидный юмор», и «пусть живет».

«Юмор» Фэйса уже не безобидный — это даже не карикатурное оплевывание «врага», существующее как художественный прием повсеместно в мире. Это именно злоба и агрессия, насаждаемые как доминирующий общественный и психологический тренд пресловутой «фабрикой троллей». У баснописца Крылова это называлось «лает Моська на Слона», поскольку «вся индустрия США», скорее всего, вряд ли даже услышит фейсовые тявканья. А даже если бы и услышала, то представляется, что «ответ» был бы абсолютно симметричный…

Помимо того что даже в коротеньком слове из трех букв у Фейса обнаружились большие проблемы с правильными склонениями и ударениями, «артист» с англоязычным псевдонимом и американской музыкальной эстетикой выглядит со своим антиамериканским месседжем несколько глуповато и комично. Логичнее было бы тогда уж выступать с патриотическим именем Ваня Дрёма в духовноскрепных лаптях с балалайкой и в косоворотке. Тогда бы содержание соответствовало форме. Наверное, стоит также напомнить «смельчаку», что хип-хоп зародился именно на улицах Нью-Йорка и всегда был протестным жанром, противостоящим социальной несправедливости, политическому лицемерию и цинизму. То, что концепция стиля не просто меняется, а переворачивается с ног на голову, и это вызывает у миллионов бурный восторг, тревожный знак. Но это уже претензия не к Фейсу-Дрёме, а к тому самому агитпропу…



Рассказать друзьям