Почему русским нравятся якутки. Якуты и русские

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.

Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

Коротко о регионе

Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

Откуда взялись якуты

О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

Особенности якутов

По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

Жилище якутов

Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

Национальный костюм

Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

Якутская свадьба

Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

Якутское искусство

Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

Традиции и обычаи

Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

  1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
  2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
  3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
  4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
  5. У якутов не растут волосы на теле.
  6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
  7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
  8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».

Во-первых, нужно принимать во внимание то, что «Известия» (кроме достоверного интервью) домысливают определённые детали, порой врут, гиперболизируют часть моментов и тем самым усугубляют негативную окраску всей статьи.

Про саму возможность существования «Саха омук» все мы понимаем и иллюзий не питаем на тот счёт, что любой народ России имеет право на национализм, только Русских за него сразу клеймят «фОшЫздами». Моё похожее рассуждение на эту тему:

Фильм про Чингисхана снимается из бюджета самой Якутии уже несколько лет, так что Юра может успокоиться. Эти деньги так же призрачны для нас, как и нефтедоллары, воруемые жидо-украми «юлечкой и шелудивым чудовищем». Я надеюсь, что фильм получится более-менее хорошим, ибо все последние творения местной киностудии – такая туфта...

Про оговорку или злонамеренную пакость Ондрюшки Борисова:

Борисов: ...Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем .

Корр.: В России?

Борисов: Нет, в Якутии.

Скажу, что Ондрюшка человек ещё той николаевско-сепаратистской закваски и ожидать от него такого – вполне возможно. Хотя, возможно под Россией он мог понять Русские области... хотя я сам в это мало верю.

Посмевший сказать, что "у Гитлера можно заимствовать идеи"(при этом признавая Гитлера врагом), то натыкается на вой "в стране, победившей фашизм...". А откровенное восхвалеие ордынцев, уничтожавших Русь-"нормально" .

Юра, не забывай при какой системе мы живём, тут уже удивляться нечему.

Но про «Хазарский каганат» ты сказал не плохо. Почти так и есть, только Святослав должен прийти из народа, а не со стороны.


Перейдём к истории:

И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

Не знаю - не знаю... откуда он это взял, а я это впервые слышу. Вообще-то, многие не испугались и пороха. В 1630м году Казаки (Тобольские и Енисейские) в своих экспедициях по присоединению новых земель и введению «ясака» для местных жителей получали отпор:

« В Якутии одновременно оказалось сразу два казачьих отряда: Антона Добринского из Тобольска и Ивана Галкина из Енисейска. Задачи были одинаковы - собирать ясак и приводить инородцев под “высокую руку” московского государя. Оба атамана встретили сопротивление. Отряд Добринского был на полгода осажден в поставленном им на Лене острожке, не слишком хорошо шли дела и у Галкина...»

В годы освоения территории Якутии у них были две наиболее крупные и влиятельные «силы», так скажем:

Легендарный (усиленно легендаризированный при Николаеве, хотя так и не понятно – был ли это реальный человек, или это звание или эпический собирательный образ «вождя всея Якутии») Тыгын, возглавлявший, достаточно много «объединённых» им улусов и наслегов, номинально будучи кангаласцем (долина Лены,вверх по течению от Якутска, примерно на 300 км вдоль реки и менее 50кмвниз по течению от Якутска)*, и Лёгёй от борогонцев (долина Алдана, около 125 км вверх по течению о впадения в Лену)*. Первый, до полного «объединения» якутов не мог одолеть лишь второго.
* - всё приблизительно.

В 1632 году на Лену пришёл енисейский сотник Пётр Беке тов с казаками и договорился с одним(кангаласским)жадным тойоном(глава наслега; предположительно это был князец Мамык) о том, что построит острог на площади в одну медвежью шкуру(тойон не хотел, видеть не далеко от своих владений чужого острога и всячески отказывал)...он посмеялся над таким предложением, но согласился... казаки по велению Бекетова располосовали шкуру медведя на то-о-оненькие полосочки и выложил ими периметр будущего острога. Тойон был зол из-за такой хитрости, на которую попался, но слово - есть слово и острог строился без опасности нападения.

Далее(то ли ещё сам Тыгын, то ли уже его дети) осаждали острог, но все попытки взять были отбиты и осада самоснялась через несколько месяцев. Происходили столкновения с воинственными кангаласцами, в которых не числом, но качеством побеждали казаки. Борогонский же лидер – Лёгёй «не поддержал кангаласцев и в дальнейшем добровольно согласился принять подданство Белого царя ». Многие кангаласцы ушли на север, вытесняя более слабых эвенков и эвенов(именно тогда, а не ранее, якуты «освоили» более северную Якутию!).

В конце сентября 1682 г. в местности Хоруол Тумус произошло последнее восстание х(к)ангаласских якутов под предводительством князца Дженника против «гнета казацкого воеводы». Якутский гарнизон быстро об этом узнал и выслал отряд казаков на перехват повстанцев. Атака была внезапной, а бой - быстрым и безпощадным. После поражения восставших, на месте сражения казаками был воздвигнут деревянный крест. Так как время было под Покров день, крест назвали Покровским, затем и местность стали называть Покровском.(Так начал свое зарождение поселок городского типа Покровск – центр Хангаласского улуса. 26 сентября 1997 г. он преобразован в город республиканского типа.)

После подавления этого восстания якутский народ в улусах и понял, что лучше не бесить нового «Старшего брата», иначе будет хуже, а так – живи, как жил при своём князце, который с тебя налог брал, только теперь лояльные князцы и сами платили «ясак» в Ленский острог(на правом берегу), а затем в Якутск(острог, перенесённый на левый берег в 1643г.).

В районе 1801-1870 жил в Якутии Василий Фёдоров «Манчары ». Известен он был тем, что бандитствовал на вроде Робин Гуда. Грабил богатых тойонов, князцов, иногда и Русских купцов и делился награбленным с народом. За такую помощь ему помогали скрываться в деревнях. Был несколько раз схвачен и отправлен в Иркутскую тюрьму, но постоянно убегал оттуда и возвращался назад, продолжая заниматься своим ремеслом. В конце-концов, отсидев в кандалах сколько-то лет в Якутской тюрьме вышел и остепенился, женился, детишек завёл.

О нём написаны легенды, даже мистические. Всё бы ничего, но в 90х презик Николаев и его свита, вознесли Манчары, как героя Якутского народа! Улица, спорткомплекс, памятник «на Родине героя», празднование юбилея... и всё это бандиту-налётчику, хоть и делившемуся частью деньжат с народом...

Ну, вот. С историей, вроде бы всё. Про историю гражданской войны расскажу отдельно.

Про глупость связанную с "суверенитетом" 90х. в статье почти всё верно, кроме того, что этот "праздник" всё ещё так называется. Администрация Штырова всё тихо сгладила и назвала праздник - "День республики". Всё красиво и безконфликтно!

" Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

Чушь. Ни разу не видел ни "начальника ЖЕКа" ни, тем более "начальника транспортного цеха"! Тут автор завирается.
Да, много табличек одним и тем же деятелям искусства/поэтам/политикам/ rэволюционеrам Якутии(или работавших какое-то время в Якутске) по разным поводам, типа тут жил, тут работал/концертировал... есть таблички и с Русскими выдающимися людьми Сибирского масштаба.

"Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху."
Слова дурака и истерички, причём, без образования.
Внутридворовые проезды города крайне запущенном состоянии - факт. Не выделяет правительство денег на нормальный ремонт, а только завозит каждый год во дворы по два-три камаза ЗЕМЛИ. Не удивительно, что не ушедшая после растаивания снега/дождей, смешиваясь с песком образет грязь, а "озёра" во дворах ни куда не деваются - промёрзшая земля не может впитать много воды сразу.
Бараки строены давно, но постепенно сносятся и вместо них строятся неплохие жилые дома/комплексы. Генеральные проекты застройки города выработаны уже давно - были бы деньги! И они, по-тихоньку, выделяются.
Дороги, тротуары... это просто бич. И всё из-за тех же проблем:
1) Мерзлота, гуляние почв, проседание грунта, вследствии таяния мерзлоты... карёжит дороги строенные наскоряк и старые дороги...
2) ГорДорМостСтрой, за исключением недавнешней неплохой новой улицы(Пояркова), занимается только чмошным ямочным ремонтом. Некоторые дороги(чаще выводящие к окраинам) выглядят, как "заплатка на заплатке"...там, где коммунальные службы проложили трубы под дорогой - почти навечно поселяется характерная выбоина во всю ширину дороги. Её латают - машины раздавливают и растаскивают "заплатку" - и так постоянно.
3) Тротуары теперь часто делаются чурками и с нарушением технических норм. Всё та же новая улица, точнее её тротуары в страшном виде. Такие разломы и провалы образуются в "мозаичном"(лёгкий камень забивается резиновыми молотками)тротуаре и такие лужи в них, что смотреть страшно, а ходить не приятно!
Плюс ко всему - "пеньки". Из-под давно положенного асфальта "вырастают"(на самом деле выталкиваются мерхлотой) пеньки давно срубленных деревьев, сверх которых и клали асфальт!... это позорное упущение постепенно исправляется раскопками и выдиранием этих пней.

Автомобили с низкой посадкой менее популярны, чем высокие, ибо по тем самым "фронтовым" дорогам можно всё брюхо машины оставить на ухабах. Про бамперы - ложь. Их отсутствие может свидетельствовать только о том, что машина стукалась об машины/столбы, количество машин без бамперов не превышает показатели в среднем по стране.
Помимо деревянных пеньков есть ещё и металлические "пеньки". Их происхождение не понятно(в таких местах, где ничего и быть-то не должно), но они сливаются с внутридворовой грязью и гробят брюха машин, несведущих водителей.

Театр имени Пушкина. Подтверждаю то, что когда-то на фасаде на месте прежней надписи, появились щиты с одной заменой "Академический театр им. Пушкина". Это да. Но на таличках у входа он всё так же "Русский драматический театр им. Пушкина".

Саха Театр - шикарное, большое здание!..в, котором постановки только на якутском языке. Это, несомненно, удручающий и возмутительный факт, ибо даже в театре им. Пушкина бывают спектакли по народным мотивам на Якутском языке. Но, никому до этого дела нет.

Процент Русского населения Якутска, действительно, постепенно падает. Это несомненная заслуга первого презика "суверенной" Якутии - М.Е.Николаева. И плоды его деятельности мы до сих пор пожинаем.
Большая часть якутов его обожает. В заслугу ставит "возвышение национального духа Саха"...угу, за счёт унижения Русских. И ещё строительство современного медцентра и центра материнства и детства(причём, постоянно фигурирует формулировка "подарил городу", как буд-то на свои деньги постороил!). Но все удивлённо лупают глазами, когда разговор заходит о том, что он за время своего правления так обогатился, что входил в статистику самых богатых людей мира!
Разговоры на эту тему якуты не любят. Ибо то, что в 90е делалось хорошо для них имело негативные последствия для нас и мы этим, ясно дело, не довольны.
Юра обмолвился о том, что Николаев - сахаляр(полу-русский, полу-якут). Вроде бы, это так, но на сколько можно видеть и судить - он подавил в себе Русскую часть.

ЯГУ - Якутский Государственный Университет. Что ж, аффтар статьи почти прав - Русских там крайне мало. Универ-то хороший, несколько новых, красивых корпусов построили в последнее время, студгородок. Но всё это "не про нашу честь". Дискриминация существует и скрывается слабо...естественно - пожаловавшийся Русский, наверняка фашист!
Знакомые рассказывали о вопиющих случаях...один из таких это, когда преподша математеки в рассуждениях переходит на якутский язык и, забываясь, продолжает на нём, хотя Русские в аудитории есть! Русские возмущаются, преподша огрызается: "Вы здесь родились - учите якутский!"...но возобновляет лекцию на Русском...
Сильна проблема мамбетов (неотёсанных деревенщин из улусов). Их не любят, как Русские, так и городские якуты. В толпе их можно отличить либо по вычурно-модной одежде в безвкусных сочетаниях(детки богатых улусных/наслеговых шишек, приехавшие в большой город учиться), либо по задрырпанной одёжке(пролетарии). Оба вида - придурки, но если первые "не мытьём, так катаньем" поступают в ЯГУ, то вторые зачастую пополняют/создают самую отмороженную гопоту(возможно и ОПГ), которая кидается на любую цель оказавшуюся "не в том месте днём" или "не в том количестве вечером/ночью".
Один, опосредованно знакомый, якут дрыщинского телосложения рассказывал, что Русский "Ильюша Муромец" спас его от безславной кончины, в каком-то переулке. "Ильюша" прогуливался с девушкой, но увидев наезд поспешил помочь и в одиночку раскидал 3х не маленьких мамбетосов.
Лет 5 назад был случай, который гремел на всю республику: Русские студенты и городские якуты-студенты махались с мамбетами в общем количестве 100чел(точно не помню, но по-моему не 100 на 100, а всего 100) , а причиной всему был банальный отъём степухи. Событие единогласно окрестили "Ледовым побоищем", ибо события происходили зимой и на льду одного из городских озёр(по-моему оз.Тёплое). Мамбетосы получили по соплям и число отъёмов степенидй сократилось.

Алкоголизм северного народа. Да, и расологи это могут подтвердить. Нет у них фермента, ужираются в говоно с крепкого пива(х"сахалярство" части якутов даёт им кусочек фермента)! Это уже смешная традиция, мамбеты с Балтикой №9, как гопники остальной России с сЭмачками... правда этот прикол стал устаревать, т.к. сейчас больше ходу "Медовое", "Эллэй"(вроде бы, достоверный предок якутов, который "переворачивается в гробу" от "такой чести") и непременно 2х-литровка! Спиваются они легко.
Ещё жёстче эвенам и эвенкам, которые почти не смешивались с Русскими - дуреют, буквально одной стопки водки! Срывается стоп-кран, крыша сьезжает и если у него есть какое-либо оружие(они в большинстве охотники), то лучше дёргай по-быстрее! %)

даже во многих школах преподавание ведется на языке саха
По крайней мере, во время моего школярства таких школ было не "много". Другое дело, что и в каждой обычной школе обязательно есть якутский класс... вот в этом и проблема. Они всегда отличались от нас, даже от якутов из обычных классов. С якутским классом нашей школы всегда были натянутые отношения(начиная со среднего звена). В том числе и разборки за "короля школы" были в основном между обычным классом и якутским. На наше счастье королём стал и оставался(пытались оспорить! ;-)) нормальный Русский парень.
Мне кажется, что их учителся усиленно вбивали им в головы "Николаевские" постулаты о суверенитете и "титульной нации", по крайней мере нас они не уважали...даже разговаривали "через переводчика"(совсем о*уеть было от такого!).

Про клубы не скажу, ибо не "клубился". Но под "последним временем" имеется ввиду где-то 1999-2000.

...при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку".
Трудно сказать так ли было, ибо не те проблемы были у школьника. НО, то что столкновения часто носили национальную подоплёку - правда. Впрочем и сейчас порой бывают такие пристрастные выходки ментов...

...часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".
Не отрицаю, может быть. Сам не видел, в основном замечаю мелкое гавканье и завывание по поводу того "как же всё хорошо было при Николаеве" и "как мы обмельчали!(по ставнению с ярым нациком Николаевым)" .

Хочу ещё остановиться на казачестве. Я его презираю. Многие поддались искушению расового ублюдства и теперь едва похожи на Русских! Один раз видел такого у часовеньки: стоит цунар-цунаром в казачьей форме - пиzдец!...правда этот вообще какой-то полу-таджик, нахрен, был... но и сахаляры-казаки не вызывают у меня восторга, только негодование и отвращение.

По поводу памятника "Русско-якутской дрючьбе ":

Ненавижу этот памятник расовому ублюдству!

Всё же, как отмечалось в статье, есть умные, интеллигентные городские якуты, которые абсолютно понимают неразрывность Якутии и России. Именно таким человеком был основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский-Ексекюлях. В окончании, хочу процитировать его мудрые слова, по поводу России и Якутии...надеюсь народ Саха, всё же, воспримет слова своего мудрого сына:
"Передаваться Америке, Японии, Китаю? Нет - эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а белоглазый, большеносый нууча (Русский по-якутски), не говоря уже о даровании нам православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их ."

Ты принадлежишь к одному из самых загадочных народов. Даже ученые точно не знают, откуда родом якуты и почему оказались так далеко на севере.

2. Ты говоришь на древнем языке, от которого произошли все тюркские языки. И пусть кто–то попробует тебя переубедить.

3. Якут упрям, его дитя еще упрямее. Иначе тут не выжить.

4. Якуты - лучшие охотники. Гринпис был бы в шоке, прочитай там кто–нибудь хотя бы рассказы Исая Никифорова для детей о том, какими способами можно охотиться.

5. Якуты - лучшие снайперы. Белку - в глаз, чтобы не портить шкурку.

6. У тебя богатое образное мышление и витиеватый ход мысли. Язык обязывает.

7. Олонхо - самый крутой народный эпос, признанный на уровне Юнеско. Даже "Аватар" - плагиат из олонхо.

8. Ты легко переносишь холод до –50 и жару до +40.

9. У якутов самое богатое конское убранство. Еще бы, ведь якутская лошадь - дар богов, у нее даже есть отдельное божество–покровитель в пантеоне якутских богов.

10. В твоей родословной обязательно упоминаются Тыгын и Эллэй, самые крутые якутские мужчины.

11. У тебя куча родственников в любом районе Якутии, в любой якутской деревне, а также в местах массового проживания выходцев из Якутии.

12. Якуты - это евреи Сибири.

13. Ты так сильно любишь мясо, что можешь есть его без особых кулинарных изысков, просто вареным с солью. Или даже сырым. И замороженным.

14. Ты так сильно любишь рыбу, что можешь есть ее без особых кулинарных изысков, просто вареной с солью. Или даже сырой. И замороженной.

15. Якутский язык настолько богат и красочен, что одно якутское слово на другой язык можно перевести с помощью десятка, а то и больше слов.

16. Некоторые якутские слова вообще нельзя точно перевести, тогда они переходят в другие языки и даже превращаются в научные термины, например: тукулан, булгуннях и т.д.

17. У многих якутов в роду были шаманы и удаганки. В твоем роду были самые сильные шаманы и удаганки. Да что там, ты сам шаман или удаганка!

18. У якутов есть свой Робин Гуд - национальный герой Манчаары. Любим и уважаем в народе не только за то, что защищал бедных и раздавал им деньги, отобранные у богатых, - он так сильно любил родину, что бежал из любой тюрьмы, лишь бы быть ближе к родным местам.

19. У тебя черные глаза и жесткие черные волосы, ты - настоящий саха.

20. У тебя каштановые волосы и зеленые глаза, ты - настоящий саха.

21. Вообще неважно, как ты выглядишь, если считаешь себя саха, ты - настоящий саха.

22. Ты гордишься Саха театром, известным во всем мире, даже если не был ни на одном спектакле.

23. Ты гордишься феноменом якутского кино, о котором пишут кинокритики, даже если не видел ни одного якутского фильма.

24. Якуты - самые лучшие хомусисты–виртуозы в мире. У многих народов есть варган, но только якуты исполняют на нем сольные и ансамблевые композиции.

25. Якуты - самые фанатичные фанатики. Только убежденные до фанатизма люди могут в одиночку возродить якутский хомус (Иван Алексеев–Хомус Уйбаан), пропагандировать якутскую кухню (Иннокентий Тарбахов), якутский костюм (Августина Филиппова), якутские орнаменты (Мандар Уус), якутскую музыку (Герман и Клавдия Хатылаевы).

26. Только в Якутии гнездится стерх - птица счастья.

27. Жанр мистического триллера и хоррора зародился у якутов задолго до Голливуда. Любой якут знает кучу историй про духов–иччи, леденящих кровь, Лавкрафт отдыхает.

28. Ты различаешь десятки оттенков белого цвета.

29. Многие считают якутов крутыми воинами со времен Орды. Пусть считают.

30. У якутских женщин самые богатые самобытные украшения из серебра.

31. Якуты - хорошие кузнецы и тонкие ювелиры, см. п. 30.

32. Американские индейцы произошли от якутов. Да вообще много кто от нас произошел, только они могут не знать об этом.

33. Никто не любит новостей больше якутов. Даже старинное приветствие означает буквально "рассказывай!" - "кэпсээ!"

34. Никто не пользуется ватсапом больше якутов, см. п. 33.

35. В Якутии есть своя северная Шамбала - горы Кисилях.

36. В Якутии есть свое лох–несское чудовище - в озере Лабынкыр.

37. Жизнь без интернета, воды и света? Легко! Многие у нас до сих пор так и живут. Зато в единении в природой.

38. Можно быть православным и язычником одновременно.

39. Якутия настолько огромна, что мало кто из ее жителей побывал во всех районах республики.

40. Все якуты хорошо поют. Стоит тебе сесть на быка, лошадь, железного коня, - ты тут же начинаешь петь.

41. Якуты - прекрасные импровизаторы. Запевалы осуохая могут петь часами, воспевая то, что видят и о чем думают на данный момент.

42. Ты многим кажешься загадочным, просто потому что молчалив.

43. Якуты обожают устанавливать рекорды Гиннесса - самый многолюдный осуохай, самый большой ансамбль хомусистов, самое массовое кумысопитие, самое большое замороженное молоко и т.д.

44. Только настоящий саха может летом в зной поехать на Булуус, самую большую наледь, поностальгировать по зиме.

46. Лучшее лето, по якутским представлениям: сенокос, огород, сбор грибов и ягод, в общем, отдых в трудах праведных.

47. Якут бывает недоволен, когда зимой недостаточно холодно: "В былые времена доходило до –60, а сейчас всего лишь –40!"

48. Истинный саха с детства приспособлен для выживания в тайге в одиночку.

49. У тебя может быть европейское имя, но ты всё равно его переиначишь на якутский лад.

50. Якутия - рай для палеонтологов и археологов. Вечная мерзлота сохраняет все артефакты со времен глубокой древности.

51. Если ты не любишь овощи, у тебя весомый аргумент на все случаи жизни: "Якут травы не ест".

52. Якуты сами охотно поддерживают стереотипы о себе: на работу ездят на собаках, а домой - на оленях, по улицам ходят белые и бурые медведи, алмазы и золото валяются на дороге.

53. У якутов своеобразное чувство юмора: "Алло, это баня? - Нет, это Болодя!"

54. Якутам удалось ввести в заблуждение фантаста Глуховского, он теперь убежден, что в Якутии зимой отличные дороги из песка и льда.

55. Хотя, может, это и не заблуждение, почти все дороги в Якутии из этого (см. п. 54) и сделаны.

56. Карьер "Мир" для добычи алмазов виден из космоса.

57. В детстве тебя ничуть не пугала избушка на курьих ножках - все дома в Якутии строятся на сваях из–за вечной мезлоты.

58. Якутский алфавит основан на кириллице, но букв в нем больше.

59. Якутская лошадь настолько сурова, что сама пасется зимой в –50, выкапывая корм из–под глубокого снега.

60. Якутская корова настолько сурова, что сама ходит на водопой зимой в –50.

61. Якутским коровам в холода надевают меховые лифчики на вымя.

62. В Якутии так холодно, что тут есть целых 2 полюса холода - в Оймяконе и Верхоянске.

63. Только в Якутии можно услышать "шёпот звезд" - шум от застывающего на морозе дыхания.

64. Речные скалы есть во многих местах, но только якуты добились внесения Ленских столбов в список наследия Юнеско.

65. Якут лаконичен до такой степени, что зеленый и синий цвета, а также их оттенки обозначает одним словом "күөх".

66. Якутский нож, сделанный в полукустарных условиях кузнецом–самоучкой, превосходит по своим качествам ножи известных раскрученных марок.

67. Лучший якутский деликатес - сырая замороженная печень жеребенка, порезанная якутским ножом на брусочки и посыпанная солью. Что может быть брутальнее?

68. Якутская эстрада - самая лирическая в мире. Все песни - про любовь.

69. Ты можешь жить в элитном доме, но втайне мечтаешь о деревянном доме на отшибе от всех. Это называется аласный патриотизм.

70. Ты знаешь ёмкое слово на все случаи жизни - "чэ". Его можно перевести как угодно в зависимости от ситуации: пошли, давай, старт, выпьем, закусим, бей, хватит и т.д.

71. В Якутии очень сильная школа вольной борьбы, созданная усилиями одного энтузиаста, - скромного учителя Дмитрия Петровича Коркина.

72. Все якуты хорошо рисуют. Работы якутских художников есть в частных и музейных коллекциях по всему миру.

73. Якуты обожают рассуждать на отвлеченные темы, это отражено даже в языке, различают баллыгырааhын, куолу, кураанах куолу, дойҕох и т.п.

74. Самые крутые механики, разбирающиеся в автомашинах "уаз–санитарка", живут в Якутии.

75. Любой якут умеет кормить огонь.

76. У якутов своя система национального многоборья, включающая стрельбу из лука, конные скачки, бег, прыжки, борьбу хапсагай, перетягивание палки, поднятие тяжестей и т.д.

77. Если ты победишь в соревнованиях по национальному многоборью на ысыахе, ты станешь легендой при жизни. А еще тебе подарят автомашину "уаз".

78. Только настоящий саха может целый год готовиться к национальному празднику ысыах, шить костюмы, три часа стоять в пробке, мокнуть под дождем или жариться под палящим солнцем, терпеть гнус, лишь бы встретить солнце на түһүлгэ.

79. Самый большой раздел википедии на национальном языке написан по–якутски.

80. Режиссер Алексей Балабанов был помешан на якутах, снимал о них фильмы.

81. Актер Саха театра Федот Львов, талантливо сыгравший роль в фильме "Орда", получил прозвище якутский Жан Габен - за самое красноречивое молчание в кадре.

82. Самый изысканный десерт якутской кухни сделал бы честь любому французскому ресторану - нежные сливки, взбитые с земляникой.

83. Только в Якутске можно начать копать колодец и внести свое имя в историю - шахта Шергина глубиной 140 м впервые подтвердила наличие вечной мерзлоты.

84. Только в Якутске есть институт мерзлотоведения.

85. Если когда–нибудь удастся клонировать мамонта, это будет якутский мамонт - большинство мамонтов найдены в вечной мерзлоте на территории Якутии.

86. Если якут живет вдали от родины, ему снится якутская зима - настоящая, как в сказке, с глубокими сугробами, деревьями, укутанными в иней, клубящимся паром от дыхания.

87. В Якутии самый вкусный воздух - морозный зимой, мутукча сыта (аромат новой хвои лиственницы) весной, дух свежескошенной травы летом.

88. Якуты никогда не гнались за богатством любой ценой. Богатым считался не тот, у кого много денег, а у кого много скота.

89. Только якуты предпочитают серебро золоту.

90. Проходя сквозь облако комарья и гнуса, якут благодарит судьбу и родную природу за то, что это всего лишь комары и мошки, а не мухи цеце.

91. Якутам нравится придумывать бренды - Полюс холода, праздник "Зима начинается с Якутии", северная Шамбала и т.д.

92. В Якутии богатая культура самобытного лоскутного шитья из кусочков меха, кожи и ткани. Многие изделия, созданные в такой технике, хранятся в музеях.

93. Из конского волоса создают не только махалки от комаров, но и шляпы, коврики, панно, картины, веревки, а также салама - обрядовую нить для ысыаха, для украшения, освящения и очищения пространства.

94. У якутов своя школа резьбы по кости с богатыми традициями.

95. Только в Якутске постоянно действует выставка Гохрана, где можно увидеть алмазы, самородки золота и платины, найденные в Якутии, а также произведения резчиков по кости, камню и ювелиров.

96. В Царстве вечной мерзлоты в Якутске снег и лед никогда не тают даже летом, можно полежать на ледяной кровати, выпить из ледяных бокалов, увидеть аналог музея мадам Тюссо, где все фигуры сделаны изо льда.

97. Лучшие скульпторы ледовых фигур живут, конечно, в Якутии. Они делают скульптуры не только из снега, льда, песка, дерева и камня, но и из балбаха - конского навоза.

98. Конечно, и недостатки у якутов есть. Любой якут скажет, что именно якуты - самые пьющие пьяницы, самые драчливые драчуны, самые борогозистые борогозы и самые мафиозные мафиози. Особенно нюрбинские. Или нет, верхневилюйские. Да нет, сунтарские.

99. Только у якутов развито разделение по улусам (районам), см. п. 98. Все якуты говорят на одном языке, но только земляк из родного улуса считается самым настоящим якутом.

100. Якуты очень скромные. Сейчас будут отрицать всё перечисленное в этом списке, говоря "наһаа дии!" - "это слишком!"



Рассказать друзьям