Приведение однако ж было гораздо. Олимпиада по литературе (школьный этап)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

2. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

2.1.Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

2.2.Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3. Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

II. Историко-литературные задания.

1.Определите поэта по характеристике, данной Ю. Анненковым («Дневник моих встреч»).

1.1. [Он] сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом, подымался на эстраду для чтения (редкого по отточенности ритмов) своих стихов или для произнесения речей, всегда настолько вызывающих, что они непременно сопровождались шумными протестами…

1.2. Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, [ее] поэзия… оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила ее стихов, благодаря чему строфы [ее], услышанные или прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время…

2.В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз

III. Знание теории литературы.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево».

б) «Онегинская строфа» имеет структуру ававссddeffegg

в) Моностих — это стихотворение, в котором рифмуются все строки.

г) Ода — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма — торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле.

е) В стихах «Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова — метафоры.

ж) Клаузула — ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного.

з) В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола.

и) Гротеск — стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия.

л) Стих «На берегу пустынных волн» — четырехстопный ямб

м) В верлибре обязательна строгая метрическая упорядоченность при отсутствии регулярной рифмовки.

IV. Литература и другие виды искусства

1.Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О. Мандельштама. (по 1 баллу за каждое названное имя)

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,

Считали пульс толпы и верили толпе.

Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

V. Анализ поэтического текста.

Афанасий Афанасьевич Фет

Среди звезд

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,

Излишние средь жалких нужд земных,

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где всё темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло

2. Запишите выражения, в состав которых входят следующие персонажи мифологических рассказов: Авгий, Ахиллес, Сизиф.
3.Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

б) Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова…

в) Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.
4. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

в) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
5. Запишите произведения, в названии которых встречаются числительные. Укажите авторов данных произведений. (1балл за каждое название)
6. Определите стихотворный размер следующих строк:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают…
7.Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

До слова крепись, а…
8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака.

Плетемся по грибы. Но время в сентябре

Шоссе. Леса. Канавы. Отмерено так куце!

Дорожные столбы Едва ль до нас заре

Налево и направо. Сквозь чащу дотянуться.

С широкого шоссе Набиты кузовки,

Идем во тьму лесную. Наполнены корзины.

По щиколку в росе Одни боровики

Плутаем врассыпную. У доброй половины.

А солнце под кусты Уходим. За спиной

На грузди и волнушки Стеною лес недвижный,

Чрез дебри темноты Где день в красе земной

Бросает свет с опушки. Сгорел скоропостижно.

Гриб прячется за пень,

На пень садится птица.

Нам вехой – наша тень,

Чтобы с пути не сбиться.
Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.
9. В стихотворении Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их употребление.
10. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?
11. Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно- изобразительное средства? Что поэт называет земной красотой?
12. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…». Объясните ваш выбор.

Аллегория Градация Олицетворение

Аллитерация Динамика Хорей

Афоризм Ирония Эпитет

Гипербола Многоточие Ямб

8 класс. Часть 1.

а) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".

в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .
д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».
(По одному баллу за правильно названное произведение,

максим. балл за 1 задание-5)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия


(3 балла)

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».

(1 балл)

4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов
(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(По 1 баллу за правильный ответ, макс. баллов – 4)

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:

а) логическими определениями

б) постоянными эпитетами

в) эпитетами


  1. балл)
7.Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства , используемые в народной сказке (привести примеры)

(По 1 баллу, максим. количество баллов – 9)

8.Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?

а) эпистолярная б) мемуарная

в) дневниковая г) объективно-повествовательная

(1 балл)

9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?

а) чёрный, зелёный, золотой;

б) белый, голубой, серебряный;

в) белый, красный, чёрный;

г) красный, синий, белый;

(1 балл)

10. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

(^ По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)
11. Роман – это…

(1 балл)

12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:

а) метонимию? б) олицетворение? в) метафору?

(1 балл)

13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:

а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;

(1 балл)

14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:

а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;

(1 балл)

Часть 2. Творческое задание.
Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка. (10 баллов)

Макс. количество баллов за все задания – 50.
^ Олимпиада по литературе 9 класс

Задание № 1



^ Варианты ответов: Александр I ,

Количество баллов – 3.

Задание 2


А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)



В)



^ Количество баллов – 3.

Задание 3

Например :


А)



Б)



В)



Г)



^ Количество баллов – 4.

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например : 2в - Н. Карамзин .


а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский



«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют



Н. Карамзин



3

И дым отечества нам сладок и приятен



А. Грибоедов



4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?







Количество баллов – 3.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

^ Количество баллов – 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Прчитайте стихотворение М.Ю. Леромонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

^ Количество баллов – 10.

Ответы :

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

^ Варианты ответов: Александр I , П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3

Ответы: А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.


А)

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

^ Количество баллов – 3

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Например : А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.


А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

^ Количество баллов – 4

Олимпиада по литературе

10 класс


  1. Знание текстов художественных произведений.

  1. Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора.

    1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" -- "Всё равно, Петруша,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся.

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.


  1. ^ Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

    1. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

  1. Историко-литературные задания.

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

  1. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ)


  1. 1. Одной рукой он в шахматы играет,

    Другой рукою он народы покоряет,

    Одной ногой разит он друга и врага,

    Другою топчет он вселенный берега.

    (А.Суворов)

    2. Уже бледнее день, скрываясь за горою;

    Шумящие стада толпятся над рекой;

    Усталый селянин медлительной стопою

    Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

    (В.Жуковский)

    3. Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.

    (М.Лермонтов)

    ^ 4. Спокойствие пепла.

    Кошка играет с шерстинкой.

    Всё пройдёт.

    5. Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье;
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.

    (А.Пушкин)


    6. Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    (А.Пушкин)
    7. Глагол времён! металла звон!

    Твой страшный глас меня смущает,

    Зовёт меня, зовёт твой стон,

    Зовёт – и к гробу приближает.

    Едва увидел я сей свет,

    Уже зубами смерть скрежещет,

    Как молнией, косою блещет

    И дни мои, как злак, сечёт.

    (Г.Державин)

    8. Пастушки, я позабываю

    Часы, как я грустил, стеня,

    Опять в свирель свою взыграю,

    Опять в своих кругах увидите меня.

    (А.Сумароков)

    Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)
^ III. Знание теории литературы.

1. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).
^ 2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

^ IV. Литература и другие виды искусства

1.В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение)

^ V. Анализ поэтического текста.

Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

9 класс


  1. Узнайте произведение по его концовке:

  1. Привидение, однако же , было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте.

  2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

  3. Вот злонравия достойные плоды!

  4. Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!

  1. Допишите фамилии поэтов и писателей:

  1. Николай Михайлович

  2. Денис Иванович

  3. Евгений Абрамович

  4. Василий Кириллович

  5. Константин Федорович

  1. Основываясь на тексте Ф.И. Тютчева, составьте словарик терминов, обозначающих средства выразительности (тропы, лексические и синтаксические):
На Неве

И опять звезда ныряет

В легкой зыби невских волн,

И опять любовь вверяет

Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою

Он скользит как бы во сне,

И два призрака с собою

Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени

Тратят здесь досуг ночной?

Иль блаженные две тени

Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,

Пышноструйная волна,

Приюти в твоем просторе

Тайну скромного челна!


  1. Кому принадлежат эти высказывания о Печорине:

  1. Славный был малый, смею вас уверить , только немножко странен… Да-с, с большими странностями, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

  2. Нынче мне уж кажется, что он меня не любит. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, я – княжеская дочь.

  3. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.

  4. Он любит отшучиваться. Я раз ему таких вещей наговорил, что другой бы меня изрубил бы на месте, а Печорин обратил в смешную сторону.

  5. В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым.

  1. Каким персонажам пьесы «Горе от ума» принадлежат слова:

  1. Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.

  2. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

  3. Счастливые часов не наблюдают.

  4. Дома новы, но предрассудки стары.

  5. Не человек – змея.

  1. Перечислите поэтов и писателей начала XIX века, участников декабристского восстания.

  1. Найдите лишнее, объясните почему:

  1. инверсия , литота, градация, асиндетон

  2. пиррихий, спондей, анапест, ямб

  3. повесть, эссе, элегия, рассказ

  4. лирические отступления, пейзаж, портрет, кульминация


  1. Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днем бесполезно губя;

Что я, силы своей не пытав ни на чем,

Осудил сам себя беспощадным судом…


  1. Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

Кто виноват – у судьбы не допросишься,

Да и не все ли равно?

У моря бродишь: «Не верю, не бросишься! –

Вкрадчиво шепчет оно.


  1. Расположите в хронологическом порядке произведения русской литературы:
Н.В. Гоголь «Мертвые души», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Слово о полку Игореве», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», Г.Р. Державин «Фелица», А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан».

  1. Определите литературное направление (классицизм, романтизм, сентиментализм, критический реализм) по его признакам:

  1. Изображение природы как предмета науки; положительный герой , умеющий чувствовать.

  2. Триединство места, времени и действия; изображение природы как фона.

  3. Положительный герой – разумный добропорядочный гражданин, патриот; природа как символ свободы.

  4. Герой – рефлексирующий, анализирующий свои мысли и поступки.

  1. Из каких поэтических произведений А.С. Пушкина отрывки, назовите их:

  1. Прощай, письмо любви, прощай, она велела…
Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.


  1. Я думал уж о форме плана
И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу…

3) Мазепа мрачен. Ум его

Смущен жестокими мечтами.

Мария нежными очами

Глядит на старца своего.

Она, обняв его колени,

Слова любви ему твердит.

4) Уныло юноша глядел

На опустелую равнину

И грусти тайную причину

Истолковать себе не смел.

С ним черноокая Земфира,

Теперь он вольный житель мира,

И солнце весело над ним

Полуденной красою блещет…


  1. Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны весла. В тишине

На руль склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн…


  1. О каких средствах выразительности идет речь, приведите примеры из произведений литературы XIX века:

  1. повтор одинаково и сходно звучащих согласных, используемый для звуковой выразительности;

  2. художественный прием , основанный на преувеличении;

  3. художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста;

  4. нарушение общепринятого синтаксического построения предложения.

  1. Какой из перечисленных типологических признаков необязателен для балладного жанра: сюжетная основа, лиро-эпический характер, новеллистическое построение, фрагментарная композиция, фольклорная основа, динамика действия, лаконизм.

  1. Дайте литературоведческий комментарий стихотворению П. Вяземского «Осень»
Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега, и тоска. 1874

^ Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

10 класс


  1. Назовите произведения, эпиграфами к которым являются следующие высказывания:

  1. Вкушая, вкусих мало меда, се аз умираю (1-я Книга Царств)

  2. На зеркало неча пенять, коли рожа крива (народная пословица)

  3. Мне отмщение, а из воздам.

  4. Береги честь смолоду (пословица)

  1. С какими историческими событиями связаны следующие произведения? Назовите их авторов. Какие реальные исторические лица стали героями каждого из этих произведений:

  1. «Певец во стане русских воинов»

  2. «Севастопольские рассказы»

  3. «Борис Годунов»

  4. «Медный всадник»

  5. «Русские женщины»

  1. Назовите авторов критических статей и произведения, о которых в них идет речь:

  1. «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда»

  2. «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день»

  3. «Асмодей нашего времени»

  4. «Мотивы русской драмы», «Реалисты»

  1. Найдите лишнее и объясните почему:

  1. эпитет, олицетворение, фабула, сравнение

  2. пословица , сказка, колыбельная, баллада

  3. ямб, амфибрахий, дактиль, анапест

  4. завязка, кульминация, лирические отступления, развязка

  1. Узнай произведение по именам и фамилиям героев:

  1. Пустяков, Гвоздин, Скотинины, Петушков, Буянов

  2. Катерина Львовна Измайлова

  3. Тарантьев, Судьбинский, Волков, Штольц

  4. Матрена Тимофеевна, Гриша Добросклонов

  1. Назовите русских представителей литературных направлений и их произведения, написанные по канонам данного литературного направления:

  1. классицизм

  2. сентиментализм

  3. психологический романтизм

  4. гражданский романтизм

  5. критический реализм

  1. Назовите писателей, о которых идет речь:

  1. Один из первых русских драматургов, сам читавший Екатерине II свою комедию «Бригадир»

  2. Произведение «Волк на псарне» этот автор посвятил победам Кутузова

  3. На его могиле – слова жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»

  4. Незаконнорожденный, он всю жизнь находился под впечатлением своей любви к Машеньке Протасовой, что нашло отражение в цикле любовных писем и романсов

  5. Его называли «Колумбом Замоскворечья»

  1. Назовите авторов произведений:

  1. «Письма русского путешественника», «История государства российского»

  2. «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин», «Певец во стане русских воинов»

  3. «Ася», «Первая любовь», «Русский язык»

  4. «После бала», «Севастопольские рассказы», «Воскресение»

  5. «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Дядя Ваня»

  1. Сочините стихотворение, которое удовлетворяло бы следующим условиям:

  1. написано четырехстопным анапестом

  2. использована опоясывающая рифмовка

  3. употреблены олицетворение и риторический вопрос

  1. Кому посвящены следующие произведения:

  1. роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  2. роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  3. поэма Н.А. Некрасова «Коробейники»

  4. роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  1. Напишите статью «роман» для словаря юного литературоведа

  1. Определите жанры произведений И.С. Тургенева

  1. «Русский язык»

  2. «Новь»

  3. «Первая любовь»

  4. «Хорь и Калиныч»

  5. «Месяц в деревне»

  1. Расставьте названия произведений в соответствии со временем их написания и назовите авторов:

  1. «Отцы и дети»

  2. «Обломов»

  3. «Воскресение»

  4. «Русские женщины»

  5. «Чайка»

  1. Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «29-ое января 1837»

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил, как сосуд скудельный?

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму

Вдруг поглощенная со света,

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!..

Назло людскому суесловью

Велик и свят был жребий твой!..

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

И сею кровью благородной

Ты жажду чести утолил –

И осененный опочил

Хоругвью горести народной.

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!.. 1837

^ Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

11 класс


  1. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписаны все существительные в три ряда. Какой ряд «символический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»:
1) небо, труп, звезды, черви, туман, боль обман, эфиопы, меопы, ухватка, сыпь, вязь, вервия, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверье, руки, паук;

2) бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светило, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень;

3) лыжи, небо, месяц, луг, дворец, окошки, тишина, проруби, тропинки, ива, дерево, русалки, путь, ветви, галки.


  1. Дополните определение литературных терминов:

  1. Эпос, лирика и драма – это три ………. художественной литературы.

  2. Построение произведения, порядок глав, наличие эпизодов, авторских отступлений – это ………. произведения.

  3. Разоблачение социальных и нравственных пороков, отличающееся резко отрицательным, беспощадно обличительным тоном оценки – это ………….

  1. Назовите лиро-эпические жанры литературы. Приведите примеры.

  2. Назовите авторов «крылатых выражений»:

  1. «И вечный бой! Покой нам только снится!..»

  2. «На тарелочке с голубой каемочкой».

  3. «Если у тебя есть фонтан, заткни его ; дай отдохнуть и фонтану».

  4. «Ложь – религия рабов и хозяев»

  1. Определите героя произведения по словам, им произнесенным:

  1. «Да святится имя твое…»

  2. «В жизни всегда есть место подвигу»

  3. «Я в одной папиной книге… прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… Но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть…»

  1. Напишите настоящие имя и фамилию писателей и поэтов, подписывавшихся следующими псевдонимами:

  1. Андрей Белый

  2. Серафимович

  3. Корней Иванович Чуковский

  4. Демьян Бедный

  5. Саша Черный

  6. Аврелий, Бакулин, Нелли

  1. Перечислите жанры лирики, которые использовал в поэме «Двенадцать» А Блок.

  1. Перу какого писателя принадлежат эти произведения? Какое название объединяет их:

  1. «Переход через Збруч», «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова».

  2. «Родинка», «Чужая кровь», «Алешкино сердце».

  3. «Смарагд», «Натали», «Чистый понедельник».

  1. Каково было первоначальное название:

  1. романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  2. романа М. Шолохова «Поднятая целина»

  3. романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон»

  4. романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Определите стихотворный размер:

  1. О тебе вспоминаю я редко,
И твоей не пленяюсь судьбой.

Но с души не стирается метка

Незначительной встречи с тобой. (А. Ахматова)


  1. Сладок запах синих виноградин…
Дразнит опьяняющая даль.

Никого мне, никого не жаль. (А. Ахматова)


  1. О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. (С. Есенин)


  1. Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал… (А. Ахматова)


  1. Узнайте произведения по именам героев:

  1. Щ-845

  2. Вощев, Сафронов, Прушевский, девочка Настя

  3. Малиновый Евсюков, Марютка, поручик

  4. Кожух

  1. Какой факт биографии объединяет писателей А. Чехова, В. Вересаева, М. Булгакова, Гр. Горина.

  2. Напишите статью «Былина» для литературоведческого словаря.

  3. Дайте толкование стихотворению Бориса Слуцкого

Уходящее время

Время уходит, и даже в анализах крови

Можно увидеть: седеют косматые брови

Времени и опускаются властные плечи

Времени. Время времени – недалече.

Время уходит своим государственным шагом,

То горделиво, как под государственным флагом,

То музыкально, как будто бы гимн государства

Грянет немедленно , через минуту раздастся.

Но, если вдуматься, в том, что время уходит,

Важно лишь то, что оно безвозвратно уходит.

И что впоследствии никто не находит

Время свое, что сейчас вот уходит.

Время уходит. Не радуется, но уходит.

Время уходит, Оглядывается, но уходит.

Кепочкой машет.

Бывает, что в губы лобзает,

Но – исчезает! 1977

Олимпиада по литературе (школьный этап)

10 -11 класс

  1. Знание текстов художественных произведений.

    Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора.

    1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" -- "Всё равно, Петруша,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся.

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

    Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

    1. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

    Историко-литературные задания.

    К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? ( 1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ – максимально 2 балла)

    Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)

III . Знание теории литературы.

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

2. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). ( Максимальное количество баллов – 4).

1. Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А.Суворов)

2. Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В.Жуковский)

3. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

(М.Лермонтов)

4. Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

Всё пройдёт.

(М.Лемэр)

5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

(А.Пушкин)

6. Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А.Пушкин)

7. Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

(Г.Державин)

8. Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня.

(А.Сумароков)


Название жанра

Номер примера

А) идиллия

Б) сонет

В) послание

Г) элегия

Д) ода

Е) дума

Ж) эпиграмма

З) хокку



IV . Литература и другие виды искусства

1.В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение)

V . Анализ поэтического текста.

Дайте интерпретацию стихотворения А.С. Пушкина « Что в имени тебе моем?...», используя следующие вопросы и задания:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

    Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

    Меняется ли он по ходу текста?

    Какими способами создается настроение стихотворения?

    Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

    Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

Всего 20 баллов (4 балла за ответ на каждый вопрос)



Рассказать друзьям