Работа грибоедова над горе от ума. Жизнь грибоедова и его работа над комедией горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В зеленом-то саду груша
Зашумела, зашумела.
Народная песня
Лирическая песня выразила бесконечный в своей самоуглубленности, торжествующей красоте мир переживания простого человека, прежде всего - крестьянина. Она показала устойчивость духовных ценностей, выработанных народом вопреки давлению сил, пытающихся растоптать человеческое достоинство «податного сословия».
Антикрепостническими были песни не только дворовых или разбойников. Такими всегда были любовные и семейно-бытовые, воплотившие утонченность эмоций «крещеной собственности» задолго до часа, когда гуманная словесность открыла: «и крестьянки любить умеют».
Как у ключика у гремучего,
У колодезя у студеного
Добрый молодец сам коня поил,
Красна девица воду черпала;
Почерпнув, ведры и поставила.
Как поставивши, призадумалась...
На всем протяжении XVII-XX веков народная песня неудержимо влекла к себе деятелей отечественной культуры, желающих вместить в свое творчество могущественное дыхание народной стихии, отразить в слове и музыке беспредельную ширь народной души.
Лирическая песня вышла из обрядовой стихии, поэтому у них так много общего, и, главное, в восприятии человека, его внутреннего мира.
Веселая голова,
Не ходи мимо сада;
Не прокладывай следа,
Дороженьки не тори,
Худой славы не клади!
Худа славушка придет -
Никто замуж не возьмет.
Жизнь песенная принимала в свое лоно из жизни настоящей какие-то «очищенные» ее проявления, идеальную красоту ликов, а не лиц. Всякая песенная девушка- «красна девица»: «Белолика, круглолика», «Без румян-то румяненькая», щеки ее-«маков цвет», брови-«черны соболя». Всякий песенный парень - «раскудрявый добрый молодец», у которого «на каждой кудринке по жемчужинке», очи «ясна сокола», бравая «поступка молодецкая» и непременно «чист-пречист». В песенной действительности была достигнута гармония состояний человека и окружающего мира:
Полюбеши молодчика, не мил девке белый свет...
Проклятая осинушка без ветру шумитъ...
Зеленая ивушка приунывши стоить...
Белая березица пригорюнивши...
Купоресово древечко призадумавши...
Они взаимно сочувствуют друг другу - человек, дерево, конь, птица - переговариваются между собой на равно понятном языке людей.
Система изображения в лирической песне идеализирует реальность, она далека от конкретности внешнего и внутреннего рисунка, что придет в искусство позднее благодаря «самовыражению в стиле». Однако вся выражаемая песней жизнь вбирается в оправу определенного человеческого чувства и возникает сквозь призму достаточно определенного же характера. В песенном искусстве выделяются те зачатки истинного психологизма, с которыми далее - в частушке - фольклор сделает шаг навстречу конкретному жизнеотражению.
А. С. Пушкин восхищался народной песней, видел в ней «лестницу чувств», использовал в своих произведениях. В народной песне нет разграничения «я» исповедующейся личности и «я» другого человека-героя, о котором заходила речь.
«Я любить-то не люблю -
Насмотреться не могу;
Насмотреться, наглядеться, нарадоваться:
Очень миленький хорош -
Чернобров, душа, пригож!»
А еще песня учила (и учит по сей день) языку метафор и намеков, внепове-ствовательному развертыванию сюжета, приемам композиционной градации, симметрии; интонационно обогатила не только поэзию, но и прозу, приобщила к национальной символике.
Народная песня является неисчерпаемым кладезем, откуда во все века брали и продолжают обогащать свое творчество мастера слова, музыки, живописи.
Ах, не одна-то, не одна,
Эх, во поле дороженька, ах, одна пролегала...
Эх, ельничком да березничком, эх, горьким
Частым осинничком!

О начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, который писал: «...известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г., и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между п рочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены». Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 г., Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в ней милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежи т в сад и в ту же ночь начертывает план «Горя от ума» и сочиняет несколько сцен первого акта».

Письмо Грибоедова, написанное им 17 ноября 1820 г. в Тавризе, подтверждает рассказ Булгарина: «Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этом доме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Поль с женою, меня принимают в двери. Пробегаю первый зал и еще неско лько других. Везде освещение; то тесно между людьми, то просторно. Попадаются многие лица, одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты, толпа народу, кто за ужином, кто за разговором; вы там же сидели в углу, наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас. Необыкновенно приятное чувство и не новое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я повернулся и еще куда-то пошел, где-то был, воротился; вы из той же комнаты выходите ко мне навстречу. Первое ваше слово: вы ли это А. С.? как переменились! Узнать нельзя. Пойдемте со мною; увлекли далеко от посторонних в уединенную, длинную, боковую комнату, к широкому окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меня разгорелась, и подивитесь! вам труда стоило, нагибались, чтобы коснуться моего лица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо. Но во сне величины искажаются, а все это сон, не забудьте.

Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? - Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет - вы досадовали. - Дайте мне обещание, что напишете. - Что же вам угодно? - Сами знаете. - Когда же должно быть готово? - Через год непременно. - Обязываюсь. - Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом. В эту минуту малорослый человек, в близком от нас рассто янии, но которого я, давно слепой, не довидел, внятно произнес эти слова: лень губит всякий талант... А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бро сился ко мне на шею... дружески меня душит... Катенин!.. Я пробудился.

Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко, как в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звонким голосом возвещал ранний час молитвы (ч. пополуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится ».

В конце 1821 г. Грибоедов попадает в Тифлис на службу «по дипломатической части» при генерале А. П. Ермолове. Здесь, по-видимому, складывается у него план комедии, здесь же были написаны первые два акта.

В начале 1823 г. Грибоедов получает длительный отпуск и приезжает в Москву. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С. Н. Бегичев: «Из комедии его «Горе от ума» написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт по лис ту. Я закричал: «Послушай, что ты делаешь?!!» - «Я обдумал, - отвечал он, - ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове». И через неделю первый акт уже был написан».

В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Очевидно, Грибоедов согласился с замечаниями Бегичева. Свежие московские впечатления позволили ему развернуть новые картины в с воей комедии.

В конце июля 1823 г. Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». В это же время комедия получила и свое окончательное название вместо первоначального «Горе уму».

В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петербург, оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию, составившую впоследствии основу окончательной редакции произведения. Из Петербурга он пишет Бегичеву: «Кстати, прошу тебя моего манускрипта нико му не читать и предать его огню, коли решишься: он так несовершенен, так нечист; представь себе, что с лишком восемьдесят стихов, или лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я ее вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить е е; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницкому, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину...»

Вариант рукописи, оставленный Грибоедовым Бегичеву, уцелел и в настоящее время хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве.

В процессе чтений комедии друзьям и знакомым Грибоедов постоянно совершенствует текст произведения, устраняя погрешности стиля, меняя выражения и обороты.

О дальнейшей судьбе рукописи «Горя от ума» нам известно из рассказа одного из друзей Грибоедова, А. А. Жандра: «Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны (От франц. brouillon - черно вик), что разобраться было невозможно. Видя, что гениальнейшее создание чуть не гибнет, я у него выпросил его полулисты. Он их отдал с совершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала «Горе от ума» и обогатилась, потому что требовали множество списков. Главный список, поправленный рукою самого Грибоедова, находится у меня».

Первоначально Грибоедов надеялся провести свою комедию в печать и на сцену, но, видимо, к середине октября эти надежды растаяли, и Грибоедов сам стал поощрять распространение рукописных копий, которых было, как считают исследователи, около 40 тысяч. Э то свидетельствует о громадной популярности «Горя от ума», если иметь в виду, что обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400 экземпляров. Конечно, такая популярность объясняется не столько портретностью и карикатурностью персонажей комедии, сколько ее политической и социально-философской злободневностью. Об этом свидетельствует такой выразительный факт: приехав в январе 1825 г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на один день, Пущин привез с собой список «Горя от ума», чтобы прочитать комедию оп альному другу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О работе Грибоедова над комедией «Горе от ума» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Дата рождения Грибоедова до сих пор не известна – это или 1790 или 1795 год. От этого зависит наш взгляд на личность писателя. В любом случае, родился и воспитывался он в семье отставного военного. Мать и отец его были однофамильцами. До 1803 года он получал образование на дому под руководством преподавателей Московского университета. В 1806 году он стал студентом словесного отделения университета. Через два года он его окончил со степенью кандидата. В Отечественной войне 1812 года он был в составе гусарского полка, но в боях не участвовал. В 1816 году Грибоедов вышел в отставку с военной службы и через год стал губернским секретарем в министерстве иностранных дел вместе с Пушкиным и Кюхельбекером.

В качестве секретаря русской дипломатической миссии в Персии в 1818 году он выехал на юг. В 1822 году он вернулся из Персии в Тифлис, а вскоре выехал в Москву. На Кавказ он возвратился в 1825 году, где его арестовали по подозрению в участии в заговоре декабристов. Через год его освободили, и он участвовал в войне с Персией, после чего стал одним из авторов мирного договора.

В декабре 1828 года он выехал в Тегеран для встречи с персидским шахом, но, решив помочь сбежавшим из шахского гарема армянкам, навлек на себя ненависть. Мусульманские священники устроили погром русской миссии, и Грибоедов погиб в бою.

Замысел комедии “Горе от ума” возник у него на юге, в Тавризе. Первый и второй акты были написаны в Тифлисе под влиянием общения с Кюхельбекером. Третий и четвертый акты были написаны во время длительного отпуска в тульском имении друзей Бегичевых. В 1824 году была придумана новая развязка, и к осени комедия была завершена.

До нас дошли следующие источники текста комедии: рукопись, подаренная Булгарину, а также так называемая жандровская рукопись, с которой в департаменте его друга, чиновника и драматурга Жандра, составлялось множество списков.

Александр Сергеевич Грибоедов был очень разносторонним человеком. Он был, говоря современным языком, энциклопедистом – прекрасно знал математику, был замечательным психологом, писателем, дипломатом, музыкантом. В то время людей, подобных ему, в России не было, среди них он действительно выделялся необыкновенно.



  1. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  2. Часть 1. Тюремная промышленность В эпоху диктатуры и окруженные со всех сторон врагами, мы иногда проявляли ненужную мягкость, ненужную мягкосердечность. Крыленко, речь на процессе “Промпартии”...
  3. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
  4. Одаренность этого человека была поисти- не феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество язы- ков, был хорошим офицером, способным му- зыкантом, выдающимся...
  5. В истории литературы встречаются “авторы одного произведения”. Классический пример такого писателя – Грибоедов. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни,...
  6. А. С. Грибоедова можно назвать феноменом русской литературы. Феноменальным был его путь на отечественный литературный Олимп. Грибоедов одолел его с одной комедией в руках, да...
  7. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  8. Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и направлена против реакционного дворянства. В произведении отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедов...
  9. Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить...
  10. (1795 – 1829) ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (04.01.1795, по др. сведениям 1790, Москва – 30.01.1829, Тегеран), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской семье. Детство провел в...
  11. 14 марта 1828 г. пушечным выстрелом с Петропавловской крепости жители столицы были извещены о заключении мира с Персией. Трактат о мире привезен из главной квартиры...
  12. Ю. Н. Тынянов Смерть Вазир-Мухтара 14 марта 1828 г. пушечным выстрелом с Петропавловской крепости жители столицы были извещены о заключении мира с Персией. Трактат о...
  13. В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень...
  14. В комедии есть лишь один персонаж, в котором отражены многие важные черты личности автора. Чацкий – это тот единственный герой, которому автор доверяет свои взгляды...
  15. Александр Сергеевич Грибоедов – личность многогранная и талантливая. Он поэт и музыкант, драматург и блестящий дипломат. Популярность и бессмертие ему принесла его гениальная комедия “Горе...

Газеты в рубрике «Заочный семинар» могли познакомиться с несколькими лекциями Е.И. Вигдоровой, посвященными анализу комедии Грибоедова. Мы рады теперь представить книгу, куда вошли эти лекции, получившие высокую оценку учителей, а также содержащую поурочное планирование, различные типы заданий, историю создания комедии и разнообразный дополнительный материал. Книга, написанная Э.Л. Безносовым и Е.И. Вигдоровой, несомненно, будет ценным помощником учителя словесности. Приводим отрывки из нее.

О начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников, из которых наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С.Н. Бегичева: «...известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 года, и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочими жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».

Другой приятель Грибоедова, Булгарин, вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первого акта».

В марте 1823 года Грибоедов получил длительный отпуск и приехал в Москву, в это время у него были готовы два акта. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С.Н. Бегичев: «Из комедии его “Горе от ума” написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт по листу. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!!” – “Я обдумал, – отвечал он, – ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. И через неделю первый акт уже был написан».

В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Можно предположить, что Грибоедов согласился с замечаниями Бегичева, испытав свежие московские впечатления, которые позволили ему развернуть новые картины в своей комедии.

В конце июля 1823 года Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». Уже в это время комедия получила и свое окончательное название, звучащее более комедийно по сравнению с первоначальным «Горе уму».

Э.Л. БЕЗНОСОВ

Комментированное чтение комедии «Горе от ума».

Четвертое действие (отрывок)

Наверное, образ Софьи удивляет Пушкина некоторой неопределенностью. Ведь самое интересное в Софье – это ее... обыкновенность, тривиальность. Татьяна, ровесница и современница Софьи, отличается от грибоедовской героини не только твердостью своей нравственной позиции, но и внутренней свободой. <...> Пушкинская Татьяна ни на кого не похожа не только в деревне, где она и в «семье своей родной казалась девочкой чужой», и в столице, потому что «все тихо, просто было в ней», – взрослая Татьяна не похожа и на книжных героинь, которыми в юности «воображалась». Внутренняя свобода помогает Татьяне не только совершать экстравагантные поступки, характерные для романтической героини, но и выбрать путь самый обыкновенный, как мать, как няня: она отправляется на ярмарку невест и выходит замуж за толстого генерала. Это описано, как мы помним, в седьмой главе, и Пушкин, кажется, вводит ее именно в фамусовское общество: московские тетушки и бабушки, княжна Елена, у которой «все тот же тюлевый чепец», Лукерья Львовна, которая «все белится», и Любовь Петровна, лгущая «все то же», те же у них мужья и шпицы – те же, что и у Хлестовой, у Натальи Дмитриевны... Цитируя «Горе от ума», Пушкин как бы подтверждает описанное Грибоедовым, соглашается с ним, а выдавая свою Татьяну за «толстого этого генерала», – то-то бы Фамусов обрадовался, если бы она была его дочкой! – Пушкин показывает именно независимость своей героини. Внешне, казалось бы, следуя чужим нормам и даже воплощая в жизнь чужую мечту (мечту Фамусова о замужестве Софьи), Татьяна остается собой. Да и про генерала Пушкин не забудет сообщить, что, в отличие от Скалозуба, он получил награды не за то, что «засел в траншею», а за то, что «в сраженьях изувечен»...

Итак, грибоедовская комедия повлияла на развитие сюжета в «Евгении Онегине», а сопоставление с Софьей помогло Пушкину высветить очень для него важные черты характера своей любимой героини – те черты, которых нет у Софьи.

Отсутствие цельности в характере грибоедовской героини («не то..., не то московская кузина») оказалось не упущением автора комедии, но главной особенностью его персонажа, абсолютно нового для литературы того времени и, между прочим, особняком стоящего и во всей русской литературе XIX века, где, следуя не грибоедовской, но пушкинской традиции, писатели воплощали положительный идеал именно в женском образе.

Вопрос «Кто она?», с которого мы начали разговор о Софье, окажется не столь сложен, если принять эту версию: не глупая девушка, дочь своего отца, следующая его примерам, и своей матери, на которую она, по свидетельству Фамусова, похожа:

Ни дать, ни взять, она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь – уж где-нибудь с мужчиной!

И еще: воспитанница мадам Розье, усвоившая ее уроки; приятельница Натальи Дмитриевны, мечтающая о «прелестном муже»-невольнике; племянница той самой тетушки, у которой «молодой француз сбежал... из дома», сознающая, что и о ней «так же... потом заговорят». Софья так же, как и ее служанка-наперсница, знает, что «злые языки страшнее пистолета»; как и все вхожие в фамусовский дом, Софья не считает возможным мезальянсы вроде женитьбы танцмейстера «хоть на какой-нибудь княгине». Софья – и так бывает с книжными героинями – разочаровалась в Чацком, который смеялся и шутил; разочаровалась и в Молчалине, который не шутил и не смеялся, – теперь воспоминания о бывшем возлюбленном «как острый нож оне».

Софья, как и Татьяна, начитанная барышня, но не романы определили ее характер, хотя и повлияли на ее речь, манеры, даже больше – ее последний возлюбленный на первый взгляд, похож на романного героя – недаром он так органически «вписывается» в ее абсолютно книжный сон (заметим, что сон Татьяны, созданный Пушкиным, конечно, уже после прочтения комедии, его героиня и вправду видит, отсюда его особое обаяние). Конечно, читатель-зритель не вправе осуждать Софью разлюбившую, Софью обиженную. Но читатель видит и другую Софью – мстящую исподтишка, предающую не только любовь, но и старую дружбу, сплетницу, наконец, клеветницу. Софья ведает что творит, и ее злой язык и вправду поражает Чацкого страшнее пистолета.

Софья Фамусова оказывается вдохновителем «толпы мучителей» Чацкого – той самой толпы, которую, следуй она канонам литературным, и сама должна была бы презирать или хотя бы бояться. Но потому и не боится Софья этой толпы, что является плоть от плоти, кровь от крови всех этих старух, стариков, старых дев и молодых дам и невест. Нет, «девочкой чужой» она в мире, где живет, никогда не будет, а потому не о ней, тривиальной даже в своих переживаниях, написана эта пьеса.

Главный герой ее – Чацкий, современник Грибоедова и Пушкина, Онегина и Ленского, счастливый в друзьях, которые где-то там, за пределами пьесы, живут и пишут «свободно и свободно»; несчастливый в любви; странник, ищущий ума и уголка для «оскорбленного чувства».

Современник Грибоедова и Пушкина, он то ли принимал, подобно первому, участие в Отечественной войне, то ли, подобно второму, только видел, как «текла за ратью рать», и вспоминал, как

Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...

Ни того, ни другого доказать мы не можем.

Герцен видел в Чацком, хоть и с некоторыми оговорками, тип декабриста, предполагал, что дальнейший его путь – это Сенатская площадь и Сибирь. Нам это кажется сомнительным по причинам, уже названным, но и полностью отрицать эту возможность мы не можем.

Статью «Мильон терзаний» И.А. Гончаров написал в 1872 году и не только дал прекрасный разбор комедии, но особенно горячо защищал Чацкого. «И один в поле воин, если он Чацкий» – вот что пишет автор «Обломова» тогда, когда, казалось бы, время Чацких давно прошло. Так проявилась тоска по Чацкому – простодушному, остроумному, всегда готовому вступить в беседу, в спор, невероятно открытому – как в проявлении чувства, так и в речах. Кто в литературе второй половины века пришел ему на смену? В какой-то мере его чистоту, простодушие, даже нежелание прислуживаться унаследовал Илья Ильич Обломов. А его готовность «ума искать и ездить так далеко» – может быть, Штольц? Бунтарство – Раскольников, стремление изменить нравы... герои Н.Г. Чернышевского? Черты Чацкого, но одновременно и Молчалина есть в Глумове, герое пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Есть они и в тургеневском Рудине, страннике и идеалисте, погибшем на чужих баррикадах. И все-таки ни в ком из этих героев не возродился весь Чацкий – с его почти детским упрямством («Не образумлюсь, виноват»), с его чувствительностью («Я вас без памяти люблю»), с его жаждой подвига («Кто б тогда за всеми не повлекся»), с его неумением «верить поневоле».

В статье «Мильон терзаний» одновременно ощущается и тоска по Чацкому, и сознание вневременности открытого Грибоедовым человеческого типа, то есть человека, которого ничто не может заставить «верить поневоле». А вот что касается общественно-политических взглядов этого героя, то он, несомненно, принадлежит к людям декабристской складки, хотя вряд ли он состоит членом какой-либо декабристской организации. А если и выйдет Чацкий на Сенатскую площадь, то, верно, как Кюхельбекер, почти случайно или, лучше, нечаянно оказавшись рядом с друзьями перед самым восстанием. Так мог оказаться замешанным в дело декабристов, по его собственному признанию, Пушкин. Чацкий, пренебрегающий общественным мнением и действительно независимый от толков пресловутых «всех», только в одном случае может за этими «всеми» повлечься – если впереди подвиг, слава, опасность. Да, он, наверное, мог бы оказаться участником мятежа, потому что

Мятеж не может кончиться удачей –
В противном случае его зовут иначе.

А среди победителей Чацкого мы вряд ли когда-нибудь найдем: ведь его ум может принести ему только горе – так сказал Грибоедов в названии комедии.

Как не можем мы определить рамки, границы вечно инакомыслящему Чацкому, так не определим мы ни рамок, ни границ для комедии Грибоедова. Наряду с элементами классицизма – единство места, времени, частично – только в говорящих фамилиях – действия, развивается конфликт романтический. «Мучителей толпа» и одинокий герой, обремененный «мильоном терзаний», странник до начала повествования, беглец и изгнанник в конце пьесы, – все это кажется уже не классицистической комедией, но романтической драмой.

Впрочем, о каком единстве действия может идти речь, когда даже во второстепенном Репетилове «2, 3, 10 характеров», а сойтись в едином мнении по поводу ума главного героя мы до сих пор не можем... Если говорить о Чацком как о романтическом герое, то нельзя не отметить, что для одинокого героя он слишком «в друзьях... счастлив» и что поведение его носит все-таки типический характер.

В комедии «Горе от ума» не просто изображены нравы, даны портреты, но разработаны именно типы, или, как скажет потом Гоголь, «роды» людей. Любопытно, что склонность к обобщению есть почти у всех героев комедии. «Как все московские», – определяет тип Фамусова Лиза. «Эти господа», – твердо произносит Фамусов. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей», – говорит об идеале московских барышень Чацкий. Именно к этому типу относится его давнишний друг, а теперь «прелестный муж» Натальи Дмитриевны – Платон Михайлович. Невероятное количество внесценических персонажей, введенных Грибоедовым, создает ощущение огромности мира за пределами фамусовского дома. Есть Чацкий, который «если б захотел, так был бы деловой», – но он не хочет, но есть и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему». Есть племянник княгини Тугоуховской князь Федор, учившийся в «Педагогическом» институте, где «упражняются в расколах и безверии профессоры», – он, этот племянник, тоже, как и Чацкий, «чинов не хочет знать». Есть и все эти странствующие или живущие в деревне господа.

Однако есть и те, из кого состоит «мучителей толпа»,

В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков...

Для Чацкого они – «зловещие старухи, старики», а для Фамусова – «наши старички» с женами, сынками, внуками – все те «московские», на которых есть «особый отпечаток», как и на самих Павле Афанасьевиче и Софье Павловне.

Итак, расширение географического и временного пространства, несмотря на жесткое соблюдение единства места и времени не столько психологическая глубина, свойственная все-таки не драматическому, а эпическому произведению, сколько множественность, неоднозначность характеров, отмеченная Пушкиным, равно как и отсутствие или скорее некоторая неопределенность плана, – все это вместе и создает ощущение огромности мира в комедии, определяет и масштаб ее конфликта.

Любовная интрига, в которую, как в шкатулку, вставлена политическая комедия; противопоставление умов, этой любовной интригой обостренное, – вот конфликт комедии, написанной о людях, живших в начале двадцатых годов позапрошлого века. Рисуя персонажей и развивая действие комедии, Грибоедов, бесспорно, создает и достоверную атмосферу времени.

Однако все эти исторические костюмы так же, как и детали, указывающие на определенную эпоху, – все это оказывается таким же условным, как и часы с переведенными стрелками, которые так и стоят в гостиной, представляющей собой сцену.

Время комедии все еще длится.

Эстетическая позиция А. С. Грибоедова. Творческая история и жанровая многоплановость комедии «Горе от ума»

Творческая история комедии “Горе от ума”

О начале работы Грибоедова над комедией “Горе от ума” существуют разные свидетельства его современников.

В конце 1821 г, Грибоедов попадает в Тифлис на службу Здесь, по-видимому, складывается у него план комедии, здесь же были написаны первые два акта.

В конце июля 1828 г. Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами “Горя от ума”. В это же время комедия получила в свое окончательное название вместо первоначального “Горе уму”. В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петербург, оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию, составившую впоследствии основу окончательной редакции произведения. В процессе чтений комедии друзьям и знакомым Грибоедов постоянно совершенствует текст произведения, устраняя погрешности стиля, меняя выражения и обороты. Первое отдельное издание “Горя от ума” появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искаженное цензурой издание вышло только в 1862 г.

2)о жанре:

Известно, что Грибоедов первоначально определил свое произведение как "сценическую поэму".

Трагедия Чацкого должна была развернуться повествовательно, на фоне картины современной действительности, на фоне ярких событий времени, столкновения различных мировоззрений. Иначе говоря, театральный жанр переосмыслялся и приобретал совершенно неожиданный облик. Эта жанровая неоднозначность, проявившаяся уже при создании "Горя от ума" и ярко сказавшаяся в самой комедии, вызвала многочисленные недоумения и противоречивые оценки. Интрига основана на разного рода недоразумениях, которые разрешаются по ходу действия. Интригу движут звенья случайностей (обморок Софьи, распространение ею клеветы о Чацком, задержка его кареты, неожиданное появление Софьи в момент любовного объяснения Молчалина Лизе). Сохранены были и традиционные комические амплуа: Чацкий - незадачливый любовник; Молчалин - удачливый любовник и хитрец; Софья - избалованная сентиментальная девица; Фамусов - отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза - проницательная, ловкая служанка.

Традиционны и имена-характеристики. И все же, при всех общих чертах с русской классицистической комедией, "Горе от ума" не укладывалось в традиционные рамки этого жанра. Прежде всего, содержание "Горя от ума" было намного шире традиционного содержания комедии. Обычная интрига и борьба, которую вел Чацкий как герой обычной комедии, оттеснялась на второй план другой борьбой, которую Чацкий вел с обществом Фамусовых, Скалозубов, Хлестовых, Репетиловых,Загорецких. Это другое, высшее общественно-идейное содержание определило своеобразие жанра комедии - сатиры общественных нравов, что было замечено многими критиками и литераторами. Русская комедия(до Грибоедова) ставила своей задачей осмеяние человеческих пороков, но осмеяние это лишь изредка поднималось до осмеяния общественных пороков, целых социальных явлений. Недаром Белинский писал, что "Горе от ума" - это самая злая сатира на общество. Жанровые признаки сатиры оказали влияние на композицию комедии и на развитие главной интриги. Комическое, сатирическое, трагическое нераздельно слиты в единое целое, и в этом - жанровая уникальность "Горя от ума". Именно - в слиянии, в синтезе, а не в чередовании комических эпизодов с трагическими, вперемежку с сатирическими монологами. Одновременно идет развитие двух линий, неразрывно связанных друг с другом: Чацкий - Софья, Чацкий - общество Фамусова.



Рассказать друзьям