Разработка урока музыки на тему "Музыкальные встречи Маши и Миши" (1 класс). Календарно тематическое планирование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образова-тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь-ной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 - 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются :

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

1 КЛАСС (33 Часа).

«Мир музыки в мире детства».

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела, урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

дата

Примечания

план

факт

1 четверть. «Звуки вокруг нас»

Звуки в доме Маши и Миши.

Рождение песни.

Колыбельная песня.

Поющие часы.

«Кошкины» песни.

О чём «поёт» природа.

2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыка осени.

Музыка про разное.

Звучащий образ Родины.

Здравствуй, гостья-зима.

Новогодний хоровод.

3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!»

Зимние забавы

Музыкальные картинки.

Мелодии жизни.

Музыкальная азбука

Весенние напевы. «Перед весной».

«Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть. «Волшебная сила музыки»

Композитор - исполнитель — слушатель.

Музыка в стране «Мульти-пульти»

Всюду музыка живет.

Урок - концерт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

К концу первого года обучения научатся знать и различать:

средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);

основные жанры (марш, песня, танец);

инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);

размеры (2/4, 3/4, 4/4);

русских композиторов (не менее 3);

зарубежных композиторов (не менее 3).

Получат возможность уметь:

определять характер и настроение му-зыки с учетом терминов и образных определений;

различать на слух разные (контрастные) или одинако-вые (повторы) части в простых двух- и трехчастных про-изведениях;

привести 2 - 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;

привести примеры марша, танца, песни;

назвать свои любимые произведения.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - М.: Академкнига/Учебник.

Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.

«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.

Справочные пособия (словари, справочники).

Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Класс (33 ч)

«Мир музыки в мире детства»

1 четверть «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2 четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья – зима.

3 четверть – «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть – «Волшебная сила музыки»

Темы: композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т.д.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34песни и попевки, как народные, так и авторские.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально - художес твенных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности и имеющих преемственность с программой 2 класса.

Класс (34 ч)

1 четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

Темы: Главный кит – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.

2 четверть – «О чем говорит музыка»

Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.

3 четверть – «Куда ведут нас «три кита»

Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?

4 четверть – «Что такое музыкальная речь?»

Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.

Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.

Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.

Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с трех китов, трех основных сфер, основных областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в совей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусств, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.

Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.

Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».

Класс (34 ч)

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

1 четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы Миша и Маша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

2 четверть – «Интонация»

Темы: сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

3 четверть – «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

4 четверть – «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строят вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

Класс (34 ч)

«Музыка мира»

1 четверть – «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

2 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

Темы: «От Москвы – до самых окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.

3 четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразность музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

4 четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!


Похожая информация.


– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.

Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.

− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).

− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)

− Произнесите их хором.

На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.

− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.

− Какие слова выписали?

− Вспомните, почему гласные назвали гласными.

− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.

− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.

− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?

− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?

Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. З еленым цветом обозначены з вонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: г олубой цвет − г лухие согласные.)

− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)

− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)

Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.

− У каких твердых согласных нет парного мягкого?

− Как это показано на звуковом столбике?

Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.

− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)

Игра «Назови по цепочке».

Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)

− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».

Работа по заданию учебника (с. 31).

Отгадайте:

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)



Рассказать друзьям