Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образова-тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь-ной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 - 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения музыки являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются :
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
1 КЛАСС (33 Часа).
«Мир музыки в мире детства».
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела, урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | дата | Примечания |
||
план | факт |
|||||
1 четверть. «Звуки вокруг нас» |
||||||
Звуки в доме Маши и Миши. | ||||||
Рождение песни. | ||||||
Колыбельная песня. | ||||||
Поющие часы. | ||||||
«Кошкины» песни. | ||||||
О чём «поёт» природа. | ||||||
2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши» |
||||||
Музыка осени. | ||||||
Музыка про разное. | ||||||
Звучащий образ Родины. | ||||||
Здравствуй, гостья-зима. | ||||||
Новогодний хоровод. | ||||||
3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!» |
||||||
Зимние забавы | ||||||
Мелодии жизни. | ||||||
Музыкальная азбука | ||||||
Весенние напевы. «Перед весной». | ||||||
«Поговорим» на музыкальном языке. | ||||||
4 четверть. «Волшебная сила музыки» |
||||||
Композитор - исполнитель — слушатель. | ||||||
Музыка в стране «Мульти-пульти» | ||||||
Всюду музыка живет. | ||||||
Урок - концерт. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
К концу первого года обучения научатся знать и различать:
средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);
основные жанры (марш, песня, танец);
инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);
размеры (2/4, 3/4, 4/4);
русских композиторов (не менее 3);
зарубежных композиторов (не менее 3).
Получат возможность уметь:
определять характер и настроение му-зыки с учетом терминов и образных определений;
различать на слух разные (контрастные) или одинако-вые (повторы) части в простых двух- и трехчастных про-изведениях;
привести 2 - 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;
привести примеры марша, танца, песни;
назвать свои любимые произведения.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - М.: Академкнига/Учебник.
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.
«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.
Справочные пособия (словари, справочники).
Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).
Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование . Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Класс (33 ч)
«Мир музыки в мире детства»
1 четверть – «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
2 четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши»
Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья – зима.
3 четверть – «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
4 четверть – «Волшебная сила музыки»
Темы: композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т.д.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34песни и попевки, как народные, так и авторские.
Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.
В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально - художес твенных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности и имеющих преемственность с программой 2 класса.
Класс (34 ч)
1 четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы: Главный кит – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
2 четверть – «О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
3 четверть – «Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
4 четверть – «Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.
Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с трех китов, трех основных сфер, основных областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в совей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусств, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.
Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.
Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».
Класс (34 ч)
«Музыка – искусство интонируемого смысла»
1 четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы Миша и Маша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
2 четверть – «Интонация»
Темы: сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
3 четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
4 четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строят вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
Класс (34 ч)
«Музыка мира»
1 четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
2 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».
Темы: «От Москвы – до самых окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.
3 четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразность музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
4 четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Похожая информация.
– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.
Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.
− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).
− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)
− Произнесите их хором.
На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.
− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.
− Какие слова выписали?
− Вспомните, почему гласные назвали гласными.
− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.
− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.
− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?
− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?
Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. З еленым цветом обозначены з вонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: г олубой цвет − г лухие согласные.)
− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)
− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)
Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.
− У каких твердых согласных нет парного мягкого?
− Как это показано на звуковом столбике?
Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.
− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)
Игра «Назови по цепочке».
Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)
− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».
Работа по заданию учебника (с. 31).
Отгадайте:
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)