Музыкальная гостиная. Встреча в музыкальной гостиной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
. учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
. совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
. развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Добрый вечер, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.

Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.

Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд - иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд - зимняя природа)
Ребята, мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Совершенно верно. Послушайте стих. о зиме.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд - летящие снежинки)

Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.

Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»
Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов.Вот какая наша русская зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю гостиную, и предлагаем в завершении нашего вечера спеть замечательную современную песню композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
(слайд - зимние забавы)

Песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова завершает музыкальный вечер.

Управление Образования

Администрации Балашовского Муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида « Ласточка»

Музыкальная гостиная

«ЗИМУШКА-ЗИМА».

Подготовила Музыкальный руководитель : В.В. Бабичева.

Июнь 2012

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского из фортепианного

Цикла, «Времена года».

Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.

М.Р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас вновь приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией. Музыка! Так что же это такое? Это особая страна, и не каждому дано войти в её прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…

М.Р. И сегодня вас встретила музыка замечательного русского композитора

П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - «Декабрь».

С этим названием мы уже знакомы. Давайте вспомним, почему он

Так называется? (Ответ детей).

М.Р. Правильно, дети!

Чайковский очень любил природу и изобразил звуками не только зиму,

Весну, осень, лето, но и каждый месяц в отдельности. Этот цикл назвал:

«Времена года».

Какие нежные, легкие, изящные снежинки в музыке, как плавно они

Кружились в воздухе. Понравилась вам музыка?

Давайте послушаем её ещё раз.

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского.

* Декабрь, какой месяц? (зимний)

* Какое настроение, какие чувства выражены в музыке?
Дети: Музыка радостная, легкая, танцевальная, волшебная, светлая,

Ласковая, солнечная.
М.р : Вот и к нам пришла зима.
На деревьях – бахрома,
Из окна не виден двор –
Все стекло покрыл узор.

И хотя зима уже заканчивается, мне хочется поговорить с вами о том, какое это прекрасное время года.

Многие поэты, художники и композиторы любили его за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. И сегодня мы послушаем музыку, рассмотрим картины художников.
Предлагаю начать нашу встречу с прекрасной песни о зиме.
Песня «Русская зима» (подг.гр)

М.р: Зима… какая она?

(Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая,

Красивая, заботливая.)

М. Р: Какие звуки можно услышать зимой?

Дети: (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые

Любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки,

Катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, как оно называется.

Звучит пьеса «На тройке» П.Чайковского.

М.Р. Дети вы, наверно, узнали знакомую пьесу, которая прозвучала

Сейчас? Ответ детей.

М.Р. Правильно. Это «На тройке». Ноябрь П. Чайковского.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием… Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье .

Композитор передаёт ритм скачущей тройки. Мы как бы видим её сначала издали – музыка звучит тихо, затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышится стук копыт. Затем постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем…

На каком инструменте была исполнена эта музыка?

Дети: На фортепиано.

М.Р. А теперь вам такое задание: Постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, деревянные ложки. Импровизируют под грамзапись.

М.Р. Оценивает игру.

Многие композиторы писали музыку о природе, но мы сегодня говорим о П.И. Чайковском. И это не случайно, так как его музыка понятна каждому человеку: Ведь Чайковский языком музыки рассказал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А сейчас закройте глаза и послушайте внимательно пьесу П.И. Чайковского «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря этой музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро». П.И. Чайковский.

М.Р. Скажите, какая это музыка по характеру?

Какое настроение она создает?

Что вы представили, слушая музыку?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная, метельная.

Какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного,

Холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно,

То встревожено.

М.Р. Верно. Когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра: тёмного, метельного, холодного, неприветливого.

Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (что бы изобразить вьюгу).

Какие ещё краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр).

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

М.Р. Дети, а сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое

точно передает картину этого зимнего утра?

стихотворение С.Есенин.

Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

М. Р: Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные,

Музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать.
Сегодня мы с вами послушаем ещё одно музыкальное произведение

Композитора Петра Ильича Чайковского

«Вальс снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик».
Ребята, а подскажите мне, к какому жанру относится вальс?

Правильно это танец.
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и

Определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от

Слова “кружиться”. Итак, слушаем « Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Какая это музыка по характеру? О чём она вам рассказала?

Сказочная, волшебная, кружащаяся, полетная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая.
(Ответ детей). Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась.

После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (Предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой?

А как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?
Вальс снежных хлопьев исполнял симфонический оркестр.

Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Показ иллюстрации симфонического оркестра.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой

Танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю

На время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас

Придумает и исполнит свой танец, возьмите ленточки.

Повторное слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев»

С импровизацией девочек.

Медленно, медленно кружась, на землю опускаются снежинки.

Они легки и невесомы. Кружатся снежинки в лучах зимнего солнца.

И переливаются, сверкают и блестят как сказочные брильянты.

И вот уже весь лес покрыт легким белоснежным покрывалом.

И сейчас стихотворение «Снежинка» расскажет Немушкина Лиля.

Стихотворение «Снежинка».

Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песню о зиме, слушали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Вот какая - красавица русская зима! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её яркую, нарядную, сверкающую или суровую. А можно нарисовать весёлую картинку зимних забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках.

И принесёте нам покажите.

КАРТИНЫ. «Февральская лазурь». И.ГРАБАРЬ.

«ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К.ЮОН.

«ИНЕЙ». Н.КУЗНЕЦОВ.

Цель: 1. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству

П.И.Чайковского, через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).

2. Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение

Использовать знакомые движения в импровизированном танце.

3. обогащать словарный запас музыкальными терминами;

4 .побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой.

5. воспитывать у детей положительное отношение к природе

Посредством различных видов искусства.

6 . Закрепить знания о музыкальных жанрах и инструментах

Симфонического оркестра.


20.02.2019 2325

С Жаниёй Аубакировой я познакомилась в 1981 году на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ташкенте. В гостинице нас поселили в один номер. Мне невероятно повезло! Это было очень приятное соседство, что на конкурсе особенно важно! Жания оказалась милой весёлой девушкой, и мы сразу подружились. Жания представляла на конкурсе республику Казахстан, в то время это был единственный конкурс в стране (не считая, конечно, конкурса Чайковского), поэтому само участие в нём уже считалось большой победой. Это сейчас каждый может поехать на любой конкурс по своему выбору, тогда же мы проходили тяжелейшие...

20.12.2018 31082

Когда моя мама решила, что я обязательно буду пианисткой, она и понятия не имела, во что меня втравливает. Мама говорила: «Для женщины это очень хорошая профессия. Преподавать где-нибудь в музыкальной школе, занятия индивидуальные, с детьми, работа не каждый день, и, главное, нет вот этого «от звонка до звонка». В школе много каникул, то есть, много свободного времени, что хорошо сочетается с семейной жизнью, детьми...». Как говорится, её бы устами, да мёд пить! На деле все получилось совсем не так. Сама учеба в ЦМШ подразумевала подготовку не к преподаванию в...

03.12.2018 4912

«Сам я бываю теперь в «Русском Самоваре» по понедельникам. По вечерам там играет Саша Избицер, славный музыкант», — сказал мне Роман Каплан, владелец легендарного ресторана. Почти двадцать шесть лет пианист Александр Избицер создает, вместе со знаменитыми гостями «Самовара», его неповторимую атмосферу. Трудно представить другого музыканта, который бы так подходил месту, совладельцем которого были Бродский и Барышников, и куда захаживали известные писатели, артисты, художники и музыканты. Избицер — выпускник Ленинградской консерватории, ученик...

04.11.2018 1151

Симпатичный, общительный, легкий на подъем — вот первое впечатление, которое производит молодой пианист. Оно верно, однако не полно. За роялем это зрелый музыкант, который способен вести за собой, доказывать и убеждать. Причем делать это с чисто петербургской мягкостью и интеллигентностью. 19 октября Александр Маслов выступил в зале воронежской филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром и дирижером Игорем Вербицким. Он исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина и свою джазовую сюиту «Щелкунчик» для камерного оркестра, фортепиано,...

18.07.2018 9371

Гилельс имел все высшие артистические звания и награды, существовавшие в СССР. Было бы странно иначе: он несколько десятилетий повышал престиж страны во всем мире и приносил миллионы долларов в советскую казну. Кроме того, он не эмигрировал, хотя его постоянно звали богатейшие страны мира на самых выгодных условиях. Но Эмиль Григорьевич говорил: «Но ведь я тогда не смогу сесть на поезд и поехать в Одессу…» Однако не званиями определялось кофмортное самоощущение советского артиста. У него было очень много сложностей. В 16-летнем возрасте Гилельс, триумфально победив на 1...

06.06.2018 1516

Павел Леонидович, начнем с вопроса, который наверняка задавали вам не один раз: вы из удивительной семьи выдающихся музыкантов, фамилии Коган и Гилельс сопровождали Вас с самого рождения. Трудно быть сыном знаменитых родителей? Подталкивало это, помогало или наоборот, бывали моменты, когда вам казалось, что такой тыл только мешает, что лучше было бы всего добиться самому? Это очень трудно, трудно потому, что от тебя ждут многого. Это большая вероятность упасть, еще не встав, не взобравшись на первые ступени карьеры. Заранее подразумевается, что ты должен уметь и реализовывать больше, чем...

12.05.2018 3357

С прискорбием сообщаем, что 8 мая в 16.30 скончалась Ирэна Орлова (Ясногородская) — педагог фортепьяно, музыкальный терапевт, редактор «Музыкальной гостиной» в литературно-художественном журнале «Этажи». Ирэна Орлова вошла в редакцию журнала практически на самом старте, осенью 2015-го года, и сразу стала активным участником всех журнальных дел, приняв свою новую должность — редактора рубрики «Музыкальная гостиная» — не номинально, а с полным энтузиазмом и самоотдачей. Ирэна сразу приняла журнал как свое детище, наравне с его...

06.04.2018 12662

О чудо-ребенке Полине Осетинской я узнала от моего профессора Виталия Иосифовича Маргулиса, который в середине 80-х годов приехал к нам в гости в Вашингтон после посещения Ленинграда, из которого он эмигрировал в 1974 году. Он не мог говорить ни о чем, кроме как о маленькой девочке Полине Осетинской, на концерте которой он побывал. Малышка поразила его техникой игры и сложностью программы. «Ты не поверишь, — говорил он, — Полина играет Мефисто Вальс, этюды Шопена, и играет хорошо! Это просто какая-то тайна!» В репертуаре Полины было много часов музыкальных...

15.03.2018 4078

«Мальчик с моцартовскими данными», — так говорила о Вадиме Руденко его педагог по ЦМШ при Московской консерватории Анна Даниловна Артоболевская. Он блистательно подтвердил ее слова. Вадим Руденко — лауреат крупных международных конкурсов, в том числе имени Чайковского в Москве и королевы Елизаветы в Брюсселе, выступает с ведущими оркестрами и дирижерами по всему миру. В Воронеже Вадим Руденко вместе с Академическим симфоническим оркестром под руководством Владимира Вербицкого сыграл знаменитый фортепианный концерт № 23 ля мажор Моцарта. Быстрее, громче, сильнее —...

22.02.2018 3689

Есть люди, жизнь которых проходит прямо перед твоими глазами и все равно они для тебя — тайна. Валерия Арзуманова я знаю с начала 1960-х годов и дружу с ним по сегодняшний день. Он был многообещающим талантливым молодым композитором, которого приняли в Союз композиторов, а потом и в правление, когда ему было 24 года. Опера, написанная им на 4-м курсе консерватории, получила премию на Всесоюзном конкурсе телевидения в Москве. В 20 лет он написал музыку к фильму “Живая вода” (Реж. Геннадий Кравцов) — и картина получила главный приз Всесоюзного фестиваля любительских...

06.02.2018 7933

Дмитрий Маслеев… Сегодня это имя знают меломаны, музыканты и музыкальные критики. О нем написано много статей, с ним сделано много интервью, но тогда, когда он появился на конкурсе Чайковского, о нем почти никто не знал, несмотря на его многочисленные победы в международных конкурсах и сольных концертах; на конкурсе пианистов «Chopin» он получил главный приз — рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Я слушала всех участников ХV конкурса Чайковского (благодаря потрясающей трансляции Medici) на огромном...

20.01.2018 5881

В 1994 году на 10-м конкурсе Чайковского первая премия не была присуждена. Вторую премию получил пианист Николай Луганский. Он быстро завоевал музыкальный мир, играл во многих странах и всегда с большим успехом. Пресса захлебывалась от восторга. На сцену выходил высокий, стройный, молодой человек, скромный и немного застенчивый... В его игре не было и нет ничего показного, специального, бунтарского, революционного, но он абсолютно владеет инструментом и всегда «говорит» то, что, как ему представляется, хочет сказать композитор. Луганский использует все средства,...

03.01.2018 2301

Билеты на концерты Бориса Березовского в Воронеже раскупили задолго до того, как появились афиши. Один из самых востребованных пианистов мира выступил в столице Черноземья два вечера подряд, 11 и 12 декабря, сыграв в зале областной филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого ре-бемоль мажорный фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Мощно, мужественно, в головокружительном темпе, заряжая оркестрантов азартом и неподдельным удовольствием от исполняемой музыки. Финал концерта дважды повторили на бис — с не меньшей энергией и...

18.12.2017 2506

В одном из своих интервью дирижер Юрий Темирканов сказал, что «женщина-дирижер — это противоестественно». Часто ли вы сталкиваетесь с таким отношением со стороны других дирижеров — мужчин, музыкантов или зрителей? Иногда сталкиваюсь, но это, скорее, просто удивление. Я заметила, что даже если изначально кто-то испытывает по отношению к тебе скептицизм, то почувствовав, что ты профессионал, люди меняют свое мнение. Зависит, конечно, от человека, и к какому возрастному поколению он принадлежит, в прошлые времена вообще было меньше женщин-лидеров, и потому, скажем,...

23.11.2017 18100

Композитор Леонид Десятников стал знаменитым в одночасье, после того, как была поставлена его опера «Дети Розенталя», в которой по сцене ходили клонированные композиторы, что оскорбляло пуритан... Он — автор нескольких шедевров, которыми лично я не устаю восхищаться: вокальный цикл на стихи Олейникова и Хармса «Любовь и жизнь поэта», концерт для скрипки, сопрано и струнного оркестра «Русские сезоны», симфония для хора и оркестра «Зима священная 1949 года». «Я не мог не стать композитором. Просто родился такой человек —...

04.11.2017 2455

Среди пианистов молодого поколения Георгий Войлочников — особенный. Для успешной карьеры у него есть всё: авторитетная школа Московской консерватории, первые премии крупных международных конкурсов, яркая внешность. А еще — острый ум, парадоксальная логика и подлинный дар интерпретатора, который помогает ему выразить самую суть музыки. Войлочников не ищет лёгких путей, выбирая для выступлений сложные программы, предлагая слушателям размышлять вместе с ним над вечными вопросами. Как в гениальном верлибре Геннадия Алексеева: Тысячу раз я спрашивал себя: Быть или не быть? И тысячу раз...

20.10.2017 6109

Я познакомилась с Андреем Борейко когда ему было 19 лет. Мы играли в ансамбле старинных инструментов, которым руководила Наталья Сиротская, жена легендарного Феликса Равдоникаса. Мы подружились и даже ездили вместе отдыхать в Коктебель, где Андрей организовал небольшой ансамбль из троих человек: Олега Кузьмина, Андрея Борейко и меня. Ансамбль он назвал VADURI, и мы дали концерт в доме творчества писателей, где нас слушал и очень потом хвалил Арсений Тарковский. Но это все дела минувших дней… Я уехала в 1980-м году и за то время, что я с Андреем не виделась, он стал известным дирижером....

15.09.2017 1300

Быть оригинальным - несложно. Будь самим собой. Эту мудрость из области житейского здравого смысла неплохо бы вспомнить, когда речь идёт о Веберне. Одни называли его сумасшедшим, другие назначали главой модернизма, третьи - выражая монаршую благосклонность, «возвышали» до статуса своего предтечи. Всех ослепляла новизна, новаторство. И мало, кто - кроме самих нововенцев, конечно, - понимал, что истинные новаторы выходят из консерваторов. Многие почитающие Веберна так и не стали полноценными сочинителями, потому что перед ними маячил стиль...

10.09.2017 10252

10 сентября исполняется 90 лет потрясающему ученому, музыковеду, замечательному человеку, Инне Алексеевне Барсовой. Интервью с ней журнал "Этажи" хотел сделать давно, но не получалось. Так случилось, что летом я поехала в Литву, чтобы провести там неделю со своей сестрой в дивном месте Друскенинкае. И счастливый случай привел прямо ко мне в руки Инну Алексеевну, которая там отдыхала. " Над чем вы сейчас работаете?" — спросила меня Инна Алексеевна, которая даже представить себе не может, что кто-то ни над чем не работает. Список ее музыковедческих работ даже перечислить невозможно,...

06.09.2017 3946

В 2017 году Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отмечает свое сорокалетие. В честь юбилея агентство «Ardani Artist» организовало в июне большие североамериканские гастроли труппы, во время которых зрители увидели новую версию знаменитого балета Эйфмана «Красная Жизель», а также спектакль «Чайковский. Pro Et Contra». Корреспондент «Этажей» Ольга Смагаринская встретилась с Б.Я. Эйфманом в Нью-Йорке. Высокопрофессиональных авторских балетных театров в мире не так уж много и сейчас, а в далеком 1977...

06.07.2017 4655

Урок. Я увлеченно рассказываю ученице о разных способах играть Баха. На уроке присутствует ее мама, держит на коленях маленького брата. И вдруг я слышу: «Мама! Что такое Гульд?», и ответ: «Не знаю, дорогой, кажется это в переводе с русского значит «волшебство». Вот с таким предчувствием, что должно случиться чудо, я и поехала в Канаду, в Торонто. И оно случилось! В гостях у моих друзей я за столом оказалась рядом с господином, который, узнав, что я музыкант, представился: Иосиф Фейгинберг. Он оказался создателем фильма, который я очень хорошо знала:...

17.06.2017 5046

В ноябре прошлого года музыкальный редактор журнала «Этажи» Ирэна Орлова встретилась с известным пианистом Люка Дебаргом в Вашингтоне, результатом этой встречи стало интервью «Музыка — это пространство между нотами». В этот раз Ирэна встретилась с Люка в Торонто перед концертом с оркестром под управлением Андрея Борейко. Вашему вниманию предлагается их беседа. Я приехала в Торонто специально, чтобы послушать Люка Дебарга с оркестром под управлением одного из моих любимых дирижеров Андрея Борейко. После генеральной репетиции Люка согласился встретиться со...

18.04.2017 4226

Мне его творчество очень созвучно. Пожалуй, я соглашусь с Набоковым, что это один из самых потрясающих русских писателей. Потому что он сформулировал свой язык, и этот язык убедителен, естественен. Несмотря на то, что там нет ни одной обычной фразы, тем не менее, ни в одной фразе нет ни искусственности, ни натянутости. Платонов создал какое-то абсолютно свое искусство, и это величайший художник, который останется надолго. И тем более удивительно, что он был просто машинистом и работал на железной дороге, и такой гений в нем проснулся. И опять у меня ощущение совмещения жизни страны...

08.04.2017 3180

Замысел возник спонтанно. Я на тот момент был в Париже, как раз с гастролями нашего ансамбля, и работал над совершенно другим произведением. Это был август 2012-го, кипели страсти по поводу Пусси Райот, шел суд над девушками, и у меня была однозначная позиция, что он несправедлив, я и до сих пор так считаю. Я не оцениваю их поведение, просто считаю, что наказание было слишком жестоким. Я настолько весь кипел от возмущения, что не мог заняться тем, над чем планировал работать, и, когда услышал их речи на суде, подумал, что надо как-то отреагировать —не знаю, для чего, зачем, кому это...

11.03.2017 5783

Во второй части его сонаты есть кульминационный момент в среднем разделе. Каждый раз, когда я играл третье проведение, у меня возникало ощущение, что Рахманинов был неудовлетворен тем, что ему пришлось лишь повторить уже сделанное в двух предыдущих проведениях. И в поисках решения пoпросил Рахманинова о помощи. Я знаю, это может показаться безумием, но я верю, что есть вещи, которые каким-то образом приходят по неизвестным нам каналам психики, и с которыми мы всегда будем связаны. И Рахманинов дал мне этот аккорд. На следующий день я сразу взялся за этот раздел и попытался взять именно этот...

Его спасла одаренность. О пианисте Сантьяго Родригесе

16.02.2017 4931

Тишина, как и музыка, имеет массу оттенков. Тревожность ожидания, умиротворение, передышка между всплесками эмоций. У тишины, которую я услышала в зале во время концерта Сантьяго Родригеса, названия не было. Был восторг, захлебнувшийся восторгом. Было мгновение счастливого одиночества, когда обрушившейся на тебя радостью невозможно и не хочется делиться: ведь это только твоё, для тебя, разве другие поймут? В последней статье Мессерера, к сожалению почившего, я прочла о том, что великий австралийский композитор Исаак Натан написал в своём трактате: «Умеренная экспрессивность являет собой...

10957

12 ноября состоялся концерт Люка Дебарга в Вашингтоне. Накануне «Performing Arts» устроило встречу с ним в Вашингтонской консерватории для избранного круга слушателей — музыкантов. Я приехала на 15 минут раньше начала и, благодаря этому, мне удалось взять у Люка интервью. Возбужденная этой удачей, я прослушала начало его выступления (словесного) и очнулась только тогда, когда услышала: «Я родился и вырос в семье атеистов, но, решив заниматься музыкой, я понял: музыка — это одна из форм молитвы». Люка интересно показывал, как он работает над звуком, над...

Программа курса внеурочной деятельности

«Музыкальная гостиная»

музыкальный руководитель,

ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и музыка в этом процессе играет особую роль.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.

Актуальность создания программы по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся обусловлена необходимостью поиска активных форм внеурочной деятельности, которая предполагает включение обучающихся 8-9 классов в социальное и образовательное пространство с учётом индивидуальных потребностей в развитии и продолжения их музыкального образования.

В основу программы по формированию и развитию музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся положена организация внеурочной деятельности в форме проведения музыкальных гостиных, которые интегрируют традиционные виды музыкальной деятельности и предполагают неформальное общение между слушателями и исполнителями в совместном диалоге.

Цель курса внеурочной деятельностисоздание условий для эмоциональной, целостной и гармоничной сферы общения взрослых и детей посредством музыкально-эстетическойдеятельности.

Задачи курса:

    Формировать потребность в совместном приобщении к музыкально-эстетической деятельности всех участников образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей).

    Обогащать эстетическое восприятие и способствовать развитию основ музыкальной культуры у обучающихся посредством накопления музыкального опыта.

    Развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных жанров, характеров, исполнений использованием наглядности (медиапрезентации, беседы, создание проектов, прослушивание музыкальных произведений и т.п.).

    Пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру обучающихся через самостоятельную продуктивную деятельность.

Музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает работу по нескольким направлениям.

1. Организация музыкальной гостиной.

выбор темы;

определение целей и задач;

определение целевого назначения;

написание сценария;

распределение ролей среди обучающихся – ведущих, исполнителей;

индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) педагогов;

подготовка медиапрезентаций;

подготовка технического оснащения;

подбор музыкальных произведений;

решение организационных вопросов – связь с участниками гостиной (обучающимися, педагогами, родителями, гостями и др.).

Деятельность обучающихся:

подбор и поиск вспомогательных материалов (биографий и творчества композиторов, художников; фотографий, репродукций и др.);

написание объявления и приглашений гостям;

приглашение гостей – участников гостиной;

организация пространства для проведения гостиной

оформление помещения, где будет проходить гостиная.

2. Проведение музыкальной гостиной.

Деятельность музыкального руководителя:

вступительное слово Хозяйки гостиной;

встреча с гостем литературно – музыкальной гостиной;

показ медиапрезентации;

выступления творческих коллективов (по необходимости).

Деятельность обучающихся:

выступление обучающихся – ведущих, исполнителей.

3. Обобщение и рефлексия.

творческие задания, направленные на отслеживание сформированности представлений о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов;

оценка обучающимися своей активности (участия) в различных видах деятельности;

присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Предполагается, что при участии в организации и проведении цикла музыкальных гостиных у умственно отсталых обучающихся сформируется:

заинтересованное отношение и эмоциональный отклик;

компетенции в сфере музыкально-эстетической деятельности;

умение работать со справочной литературой и отбирать необходимую информацию (теоретическую, биографическую);

умение строить связное высказывание о музыкальном произведении с использованием ключевых знаний в процессе живого восприятия музыки;

умение публично выступать перед аудиторией;

умение взаимодействовать в процессе коллективного творчества и общения во время беседы;

умение коллективного музицирования и выполнения танцевальных движений, хорового пения;

потребность трудиться при освоении роли носителя культуры.

Цикл музыкальных гостиных раскрывает 15 тем, которые подразделены на 6 разделов. Каждая музыкальная гостиная проводится в рамках одного академического часа.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» рассчитана на два года. Реализация программы предусматривает право самостоятельно определять сроки проведения музыкальных гостиных и выбор тем, которые наиболее полно учитывают конкретные условия внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Количество часов

Раздел 1. Музыкальные жанры

Я помню вальса звук прелестный

Жанры вокальной музыки

Эту музыку легкую называют эстрадною

Итого по разделу

3

Раздел 2. Музыкальные инструменты

Звучит фортепиано

Какие бывают оркестры

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыкальный фольклор

Путешествие в страну Фольклорную

Свет Рождественской звезды

Приди, весна, с радостью!

Итого по разделу

3

Раздел 4. Музыка выразительная

Средства музыкальной выразительности

Чувства, настроения и характеры людей в музыке

Итого по разделу

2

Раздел 5. Музыка изобразительная

А. Вивальди «Времена года»

Сказка в музыке

Итого по разделу

3

Раздел 6. Музыка и другие виды искусства

Музыка и живопись

Музыка в кино и мультипликации

Итого по разделу

3

Итого по программе

16

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к музыкальным произведениям

формирование умения отбора необходимой информации при подготовке сведений о композиторе

формирование представлений о музыкальном жанре «вальс» посредством введения новых понятий

Организация

Приглашение хореографического ансамбля

Подбор сведений о композиторе И. Штраусе.

Разучивание песни.

Проведение

Показ танцевальных движений. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Пение. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

«Жанры вокальной музыки»

Задачи:

развитие способности анализировать музыкальное произведение

формирование представлений о жанрах вокальной музыки

Организация

Приглашение педагога-вокалиста.

Поиск информации о музыкальном термине «жанр». Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений.

Слушание музыки. Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра-тест «Собери слово».

Выполнение творческого задания.

«Эту музыку лёгкую…называют эстрадною…»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в совместном музицировании – развитие умений различения характера музыкального произведения и выполнения ритмических упражнений на детских музыкальных инструментах

формирование представлений об эстрадной музыке

Организация

Подбор музыкального репертуара. Анкетирование.

Оказание помощи в проведении анкетирования. Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Обобщение и рефлексия

Ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах.

Выполнение упражнений на детских музыкальных инструментах под фонограмму.

Раздел 2. «Музыкальные инструменты» (2 ч.)

«Звучит фортепиано»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

формирование представлений о клавишных музыкальных инструментах

Организация

Приглашение педагога-пианиста.

Подбор сведений о фортепиано.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «пианино».

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания с использованием ИКТ.

«Какие бывают оркестры»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о видах оркестров

Организация

Подбор музыкального репертуара.

Поиск сведений о музыкальных инструментах духового оркестра.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ маршевых движений.

Слушание музыки. Выполнение движений под музыку марша.

Обобщение и рефлексия

Задания на проверку знаний о видах оркестров. Концерт-загадка.

Выполнение заданий с выбором вариантов ответов. Угадывание звучания оркестров.

Раздел 3. «Музыкальный фольклор» (3 ч.)

«Путешествие в страну Фольклорную»

Задачи:

развитие умений прогнозировать свое вступление в соответствии с началом музыки

формирование представлений о «фольклоре»

Организация

Разучивание частушек, русского народного танца

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка народных русских народных и детских музыкальных инструментов для коллективного музыкального творчества.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество

Обобщение и рефлексия

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Угадывание звучания русских народных и детских музыкальных инструментов.

«Свет Рождественской звезды»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к русским христианским традициям и обычаям

формирование представлений о христианских традициях

Организация

Подбор атрибутов, костюмов, создание интерьера.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение стихотворения.

Слушание музыки. Пение. Инсценирование колядок.

Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Музыкальный репертуар для мини-сочинений.

Мини-сочинения – музыкальные впечатления.

«Приди, весна, с радостью!»

Задачи:

воспитание любви и уважения к родному краю, народным традициям

развитие умений выстраивать свое публичное выступление

формирование представлений о русских весенних фольклорных праздника

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению.

Разучивание инсценировок, закличек, песен.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка реквизита к инсценировкам.

Слушание музыки. Пение. Выполнение танцевальных движений под музыку. Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Мини-опрос по теме «Народные календарные праздники»

Называют народные календарные праздники.

Раздел 4. «Музыка выразительная» (2 ч.)

«Средства музыкальной выразительности»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в процессе совместного выполнения танцевальных и ритмических упражнений

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности

Организация

Подбор музыкального материала

Поиск информации о специальных терминах, обозначающих средства музыкальной выразительности.

Проведение

Слушание музыки.

Выполнение пластических импровизаций и ритмических упражнений.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание специальной музыкальной терминологии с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Чувства, настроения и характеры людей в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика при прослушивании музыкальных произведений

формирование умений анализировать характер музыкального произведения

формирование представлений о выразительных возможностях музыки

Организация

Создание медиапрезентации.

Подбор сведений о чертах характера человека.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций, танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Определение характера музыки.

Определение характера музыки и отображение настроения на смайликах.

Раздел 5. Музыка изобразительная» (3 ч.)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

Организация

Подбор музыкального материала.

Подбор сведений о животных.

Проведение

Рассказ руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Музыкальная игра. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт - загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

А. Вивальди

«Времена года»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к прослушиванию музыкальных произведений

развитие воображения при выполнении пластических импровизаций

формирование представлений о содержании музыкального произведения

Организация

Оформление интерьера. Создание медиапрезентации.

Поиск информации о композиторах, обращавшихся к теме природы в своем творчестве. Разучивание стихов. Подбор картинок в интернете.

Проведение

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций.

Чтение стихов. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Письменный блиц-опрос по теме А. Вивальди «Времена года»

Выполняют письменную творческую работу.

«Сказка в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к произведениям народного творчества

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о музыкальных произведениях на сказочные сюжеты

Организация

Оформление интерьера. Подготовка обучающихся к выступлению.

Чтение сказок. Помощь в оформлении интерьера. Подготовка инсценировок.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка атрибутов к инсценировке.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Инсценировка фрагментов сказок.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

Раздел 6. «Музыка и другие виды искусства» (3 ч.)

«Музыка и живопись»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к творческому наследию

развитие умений анализировать художественные произведения

формирование представлений о творчестве художников и композиторов

Организация

Подбор музыкального материала и репродукций картин. Приглашение педагога по изобразительному искусству.

Подбор сведений о композиторах и художниках.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание композиторов, художников и их произведений с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Музыка в кино и мультипликации»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика во время коллективного исполнения песен

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о роли музыки в кино и мультипликации

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению. Подбор музыкального материала.

Разучивание песен. Выполнение рисунков с изображением любимых героев мультфильмов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра «Угадай мелодию».

Угадывание мелодий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    Мультимедийное оборудование.

    Ноутбук

    Музыкальный центр

    Фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

    Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

    Простые карандаши, резинки, бумага для рисования, кисточки, краски (акварель и гуашь).

    Русские народные и детские музыкальные инструменты (барабан, трещотка, металлофон, треугольник, бубен); скрипка.

    Русские народные костюмы.

Список литературы

    Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [ Текст ] / Э. Б. Абдуллин – М.: Просвещение, 1983. – 112с.

    Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [ Текст ] / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев – М: Владос, 2000. – 334с.

    Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [ Текст ] / Современное написание. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.– 352 с.

    Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [ Текст ] / Д.Б. Кабалевский; под ред. Э.В. Мазниной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст] / Г.Г. Коломиец: монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. М.Л. Палавандишвили . – Москва: Академия, 1998. – 240 с.

    Романенко, А. Р. Мир сказочный и мир реальный (О телевиз. передачах для детей и юношества) [Текст] / А. Романенко – М.: Искусство, 1987. – 126с.

    Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

    Финкельштейн, Э. И.Музыка от А до Я: занимат. чтение с картинками и фантазиями (для детей) [Текст] / Эмиль Финкельштейн – Л.: Изд. «Сов. композитор». – 1991. – 115с.

    Шерстнева, О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] / . – 1998 // Вестник МГУ: Философия. – 04/1998 . – № 4 . – с.85-99.

    Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) [Текст] / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Школяр. – Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 1999. – 43 с.

    Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. –Москва: Аквариум, 1999. – 272 с.

Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)

А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).



Рассказать друзьям