Русская архитектура первой половины 19 века. Школьная энциклопедия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Карское море (окраина Северного Ледовитого океана) несет свои воды могучий Енисей. В официальном документе (Государственный реестр водных объектов) установлено: исток - место слияния Малого Енисея с Большим. Но не все географы согласны с этим пунктом. Отвечая на вопрос "где находится исток реки Енисей?", они указывают на картах другие места, приводят иные версии для измерения протяженности реки и, как следствие того, иные гидрологические характеристики.

По гидрогеологическим показателям водообильности Енисей лидирует среди 5 крупнейших рек России.

Другие версии

Некоторые ученые не согласны с официальными данными и принимают за исток реки Енисей другие географические пункты, аргументируя тем, что исток реки начинается с места, где явно обнаруживается постоянный поток. Это может быть родник, вытекание ручья из болота, озера или из-под ледника.

В таблице приводятся официально принятые протяженности рек. Для Енисея, Лены, Амура и Оби за их начало приняты места слияния крупных притоков в верховьях. Например, истоком Оби одни географы считают реку Иртыш. Тогда можно говорить о длине Оби в 5410 км. Взяв за исток Оби начало Катуни, получим 4338 км. Как видно, результаты в том и другом варианте будут значительно отличаться от официальных, в зависимости от того, какую точку принять за нулевую при измерении протяженности рек. Аналогичен пример с измерением длины Амура. В государственном водном реестре указанная длина - 2824 км - определена от слияния Шилки с Аргунью, а если счет километров вести от истока Аргуни, то получается длина Амура в 4440 км. Истинный исток Лены начинается на высоте с отметкой 1680 м, а в официальных документах это пункт с вертикальной отметкой 1480 м, следовательно, длина Лены на местности несколько больше, чем 3448 км.

Ориентировочные расчеты

Посчитаем по этому принципу длину водотока, беря за место истока реки Енисея расстояние в 605 км, воспользовавшись справочными данными о протяженности реки Большой Енисей. Он более длинный, чем Малый (563 км). В сумме получится 4092 км - и это длина Енисея по "русской" версии.

Но существует "монгольская" теория, по которой длина Малого Енисея с учетом впадающего в него притока в верховьях - 615 км. Тогда протяженность Енисея составляет 5002 км.

Некоторые географы предлагают третий вариант подсчета длины, утверждая, что исток реки Енисей - берущая начало на территории Монголии и впадающая в озеро Байкал. Ее протяженность - 1024 км, и она самая большая среди 336 ручьев и рек, питающих озеро. В этой версии учитывают и другие составляющие: длину в 1779 км, а также расстояние между устьем Селенги и истоком Ангары по территории озера Байкал. В результате, складывая обозначенные длины с расстоянием от устья Енисея до впадения в него Ангары, получают протяженность водотока 5075 м. Но возникают вопросы: считать ли тогда Енисей главной рекой, или он будет притоком Ангары, к тому же, в месте их слияния ангарское русло шире в 2-3 раза енисейского. Второй вопрос: будет ли у Байкала статус озера, или это - часть Енисея (Ангары)?

От длины водотока в прямой зависимости находится водосборная площадь бассейна, которую охватывает река Енисей. Исток и устье, установленные в каждой из этих версий, значительно увеличивают другие гидрологические параметры (водосборную поверхность, расход реки и годовой сток).

Официальная точка отсчета

Так какое место считать за исток реки Енисей? Скорее всего, нужно придерживаться данных Государственного водного реестра. В нем место слияния двух горных потоков (Большого и Малого Енисея) находится на расстоянии 3487 км от впадения реки в Карское море и указано, что отсюда начинается Енисей-река. "Википедия" исток указывает этим же пунктом. Координаты его обозначены: северная широта 51 град. 43 мин. 47 сек., восточная долгота 94 град. 27 мин. 18 сек. Высота истока реки Енисей определена равной 619,5 м над уровнем моря.

Падение и уклон реки

Алтае-Саянское нагорье, межгорные котловины, Минусинская котловина - эти крупные пересекает река Енисей. Исток и устье находятся в таких гипсометрических отметках земной поверхности: от 619,5 м до 0 м (уровень моря). Общее падение - 619,5 м, а осредненный уклон - 0,18 м/км. То есть на каждый км руслового потока идет снижение его низовья на 18 см, по сравнению с верховьем.

Таким был бы при равномерном наклоне земной поверхности с юга на север. Но природа планеты не предусмотрела идеальной геометрии. Поэтому река Енисей (исток и устье здесь и далее в тексте приняты по официальным сведениям) в зависимости от рельефа и уклона местности разделен условно на 3 участка - верхний, средний и нижний.

Верхний Енисей

Этот участок начинается там, где исток реки Енисей. На долю Верхнего Енисея (местное название реки - Улуг-Хем) приходится 600 км. Он заканчивается в месте впадения реки Абакан с отметкой высоты 243,6 м. Высота истока реки Енисей - 619,5 м. На участке длиной 188 км ширина русла от 100 до 650 м с глубинами на плесах не менее 4 и до 12 м, до 1 м на перекатах. Скорость течения в порожистых метах достигает 8 м/с, средняя скорость летом - 2-2,5 м/с. Затем начинается водохранилище длиной 290 км, образованное перегораживающей русло плотиной Саяно-Шушенской ГЭС высотой 236 м. Через несколько километров от него - небольшое водохранилище Майнской ГЭС, протяженностью 21,5 км.

Падение Верхнего Енисея - 375,9 м. Осредненный уклон - 0,63 м на каждый километр русла. Значения таких уклонов характерны для рек горного типа, что и соответствует условиям местности (Саянский каньон, северный борт Тувинской котловины, порожистое русло, высокая скорость потока).

Средний Енисей

Началом срединной части Енисей считают место впадения р. Абакан - на 2887 км от устья с отметкой в 243,6 м. Река постепенно теряет признаки горного характера. Долина становится широкой (до 5 км), скорость течения снижается до 1-2 м/с в русле шириной в 500 м.

Средний Енисей начинается протяженность которого 388 км при средней ширине 15 км. Нижняя граница искусственного водоема выше г.Красноярска.

Заканчивается Средний Енисей в месте впадения реки Ангары на 2137 км от устья с отметкой высоты 79 м. Между Красноярском и Стрелкой (населенный пункт вблизи устья Ангары) ширина Енисея до 1300 м, течение замедляется до 0,8 м/с.

Протяженность Среднего Енисея - 750 км. Уклон участка при общем падении 164,9 м составляет 0,22 м - с каждым километром продвижения на север к Карскому морю русло "падает" на 22 см.

Нижний Енисей

Это самый протяженный участок длиной 2137 км - от места впадения Ангары до устья Енисея в створе Сопочная Карга. После впадения Нижней Тунгуски русло становится широким, достигая 5 км. Течение замедляется до 0,2 м/с. В устьевом створе река делится на 4 основных протока, каждая из которых носит название Енисей, но дополняется определением: Охотский, Каменный, Большой и Малый. Суммарная ширина русел - 50 км. Между протоками обширные Бреховские острова, огибая которые, они соединяются вновь в одно русло, образуя Енисейский залив у самой окраины Карского моря. Река носит черты равнинной: уклон не более 0,04 (до 4 см на каждый километр), скорость течения почти незаметная, часто наблюдаются нагонные явления - поступление воды из моря в залив.

Гидрология реки

Питание Енисея смешанное, состоящее наполовину из снегового. Доля дождевых осадков - 35%, подземные воды в верховьях вносят свою долю в размере 15%, к низовью их участие в питании реки снижается.

Ледостав, предвестниками которого являются внутриводный лед и осенний ледоход, начинается с низовьев в начале октября, в среднем течении это средина ноября, в верховьях - конец ноября - декабрь. Зимний сток резко сокращается.

Весеннее половодье растягивается, начинаясь на среднем Енисее с конца апреля. В верховьях оно начинается немного позднее. В низовьях - со средины мая до первой декады июня. При ледоходе образуются заторы. Поднятие уровней до 7 м в расширениях и до 16 м в сужениях русла. В низовьях уровень более высокий - до 28 м (Курейка), но к устьевому створу снижается до 12 м.

Чем знаменит батюшка-Енисей

Величием полноводности: река занимает первое место в ТОП-5 крупнейших рек России.

Он протекает через центр Азии - город Кызыл.

Разграничивает своим руслом Западную Сибирь с Восточной и примерно наполовину делит просторы России.

"Где находится исток реки Енисей?" - этот вопрос вызывает до сих пор самое большое количество разногласий среди географов.

Можно попасть из Монголии в Карское море, сплавляясь по Селенге, озеру Байкал, Ангаре и Енисею.

Значительный объем в составе водных ресурсов России представляет Енисей — величайшая из рек страны. Почти 600 кубических км годовых объемов воды выносит она в просторы Это больше всех вод, выносимых в моря всеми реками Европейской России, и раза в три превышает сток Волги.

О том, где берет начало эта великая река, и о том, сколько притоков у Енисея, каково его расположение, и о многом интересном можно узнать из этой статьи.

Географическое положение

Енисей, притоки которого - известные реки России, простирается в основном по территории Красноярского края.

Протекает река с юга на север практически строго по меридиану, поэтому она разделяет территорию России приблизительно пополам. А бассейн его представляют три совершенно разные части. В верхней окружена со всех сторон горами, а средняя и нижняя служат границей между Западной Сибирью (низменной) и Средне-Сибирским плоскогорьем.

Любопытным фактом, связанным с Енисеем, является то, что на участке слияния истоков этой могучей реки (Большой и Малый Енисеи) расположен город Кызыл, находящийся ровно в центре азиатской части Евразии. Именно здесь можно увидеть обелиск с интересной надписью: "Центр Азии".

А еще есть такое место, где Енисей разбивается на многочисленные рукава. Оно называется "Сорок Енисеев".

Какой крупнейший Сколько их всего? Об этом будет рассказано чуть ниже.

Река Енисей: описание, истоки

Река берёт начало из двух истоков: Ка-Хем и Бий-Хем (соответственно, Малый и Большой Енисей), затем впадает в Енисейский залив у Карского моря. Речка Бий-Хем (от нее обычно и исчисляется длина Енисея) берет начало у самого подножия пика Топографов на склоне Восточного Саяна.

Официальным истоком Енисея является озеро (высокогорное) Кара-Балык, расположенное в Восточных Саянах. Отсюда и берет свое начало р. Бий-Хем.

Длина реки от истока Малого Енисея — 4287 км, от истока Большого Енисея — 4092 км, бассейн имеет площадь 2580 тыс. км 2 . По этому показателю Енисей находится на 2-м месте среди российских на первом) и 7-м — на планете. Гидрографическая сеть реки включает более 198 тысяч рек, общая длина которых в сумме составляет более 884 тысяч километров, и более 126 тыс. озер с площадью в сумме около 52 тысяч км 2 .

Огромная глубина Енисея дает возможность подниматься морским судам по нему почти на расстояние 1000 километров. Максимальная глубина в нем достигает 70 метров. Ширина в устье (р-н архипелага Бреховских островов) - 75 километров. В этих местах с борта идущего по Енисею судна не видно даже берегов.

Многоводный Енисей: притоки, питание

Енисей принадлежит к виду рек со смешанным питанием, причем с преобладанием питания от снега, доля которого составляет около 50%, от дождей - примерно 38%, и от подземного питания - около 12% (большей частью в верховье).

Для этих мест характерны растянутое весеннее половодье и паводки (летние). На верхнем Енисее начинается половодье в мае или даже в апреле, на среднем - чуть раньше, а на нижнем лишь с середины мая — начала июня (Дудинка).

Многочисленны и притоки Енисея. Список приведен ниже:

1. Правые: Ус, Туба, Кебеж, Сисим, Сыда, Мана, Ангара, Кан, Курейка, Большой Пит, Бахта, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Дудинка, Хантайка.

2. Левые: Абакан, Хемчик, Кемь, Кантегир, Сым, Кас, Елогуй, Турухан, Дубчес, Малая Хета, Танама, Большая Хета, Грязнуха.

Река Ангара — правый самый крупный Енисей, вытекающий из великого Байкала. Причем правые притоки лидируют по объему приносимой воды и по площади территории водосбора. Однако статистика показывает, что приблизительно 1 год из 10 лет Нижняя Тунгуска (2-ой приток по величине) превосходит Ангару по годовому стоку.

Легенда об Ангаре

Прекрасен Енисей. Притоки его тоже великолепны каждый по-своему. Удивительная легенда об одном из них подчеркивает восхитительную и загадочную красоту этих мест.
Об одном из многочисленных притоков — реке Ангаре - есть замечательная легенда.
Байкал седой очень любил дочку свою — красавицу Ангару. И прятал ее он глубоко в своих водах от чужих взоров в скальных стенах.

Но когда пришло время замуж ее выдавать, стал он искать достойного жениха поближе, чтобы не отправлять ее в далекие края. Однако Ангаре не приглянулся отцовский выбор — сосед Иркут, знатный и богатый, и не вышла она за него замуж.

И вот однажды знакомая ее Чайка рассказала об Енисее, о его силе и смелости, о том, как он прорвал Саянские горы и настойчиво стремится к Ледовитому океану. Рассказала она о том, какие глаза у него: похожие на изумруд и хвою кедра горного под солнцем.
Красавица Ангара передала привет этому Енисею, и он решил с ней увидеться. Таким образом, он назначил свидание Ангаре по пути к океану на Стрелке (поселок).

Ангара с огромной радостью приняла предложение от Енисея. И все же ее отец решил оградить красавицу и приставил к ней злого колдуна-ворона. Не тут-то было. Ангаре помогли вырваться на свободу братцы и и ручейки), подмыв скалу.
И свидание состоялось на Стрелке, где они навечно слились и понесли свои могучие прекрасные воды к великому океану.

Происхождение названия

Свое современное название река Енисей получила от эвенков — народности, проживающей в Сибири. Раньше они называли ее Иоанесси. В 17 веке пришедшие сюда казаки изменили эвенкийское коренное название. С тех самых пор на всех географических атласах и картах указывается именно переиначенное казаками имя реки.

Река вполне может быть российским символом. Величав и обширен Енисей, притоки которого играют немаловажную роль в его формировании. Размерами своими он уступает лишь знаменитым Нилу и Амазонке.

В бассейне реки Енисей расположились такие крупные города, как Абакан, Красноярск, Иркутск, Канск, Братск, Усть-Илимск, Ангарск, Минусинск, Игарка, Дудинка, Норильск.

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец , а также храм Христа Спасителя , которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.

Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Благодаря исследованиям Борисовой и Кириченко изменилось в лучшую сторону отношение к этому архитектурному направлению. представленапроизведениями, которым отличаются уникальным качеством исполнения деталей, огромным разнообразием художественных элементов и семантической насыщенностью композиций. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.

Архитектура России первой половины 19 века

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило как будет развиваться архитектура первой половины 19 века.

Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города. Особенно интенсивно идет восстановление Москвы после пожара 1812 г.

Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Широко используется тосканский (или дорический) ордер, который восхищает своей суровостью и лаконизмом. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. Архитектура первой половины 19 века удивляет цветовым решением . Архитекторы высокого классицизма выделяют два цвета: обычно колонны и лепные статуи создают белые, а фон чаще всего - желтый или серый.

Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения различного характера: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов. Крупнейшими архитекторами этого времени являются: А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие

Читай также:

Архитектура России второй половины 19 века

Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Поэтому интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Однако все же попробовали найти источник вдохновения у истоков и в традициях, попытались отобрать лучшее и создать оригинальный стиль. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века.














































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный материал предназначен для использования при изучении курса Истории России в 8 и 10 классах по теме “ Русская культура первой половины 19 века”. Дополнительно может использоваться на уроке по Мировой художественной культуре при изучении архитектурного стиля поздний классицизм-ампир.

Цель урока: сформировать целостное представление о развитии архитектуры в первой половине 19 века.

Задачи:

  • повышать уровень познавательных способностей учащихся;
  • деятельное освоение материала;
  • воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм, повышать уровень общей культуры;

Новые термины: ампир, “московский ампир”, ”петербургский ампир”

Новые имена: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, О.Бове, ДЖилярди, А.Григорьев.

Форма проведения: Комбинированный урок получения новых знаний с использованием обучающей презентации, входного и итогового контроля знаний с элементами технологии развивающего мышления.Урок проводится в компьюторном классе.

Ход урока

1 этап. Мотивация

Темой работы является русская архитектура I половины XIXвека, архитектура ампира. Этот стиль был яркой, но короткой страницей в истории русской и западно-европейской архитектуры.

В России он утвердился после победы в войне 1812года, когда российское общество переживало подъём, единение всех жителей государства, поэтому архитектурный стиль нёс с собой пафос героизма, утверждение силы человеческого разума, мощи государства. Он был проникнут жизнеутверждающим, победным духом, то есть содержал в себе созидательное начало.

Учебная задача

Величественная и гармоничная архитектура ампира первой половины XIX века не теряет своей привлекательности и сегодня, в чём же состоит секрет её вечной молодости? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

2 этап. Активизация знаний

А начнем мы с повторения, с решения вводного теста,чтобы вспомнить в каких исторических условиях развивалась русская культура первой половины 19 века.

3 Этап. Основная часть урока

Работа с обучающей презентацией

Сегодня мы с вами узнаем, как развивалась архитектура в первой половине XIX века в Российском государстве.

Изучения этой темы будет по плану.

1. Ампир: происхождение и особенности.

2. Петербургский ампир:

А.Н.Воронихин,

Ж.Тома де Томон,

А. К.Росси,

О.Монферран.

3. Московский ампир: О.Бове, Д.Жилярди, А.Г.Григорьев.

4. Заключение, проверочный тест.

Работать на уроке вы будите каждый самостоятельно перед каждым учеником на экране комьютера обучающая презентация.Внимательно изучайте ее по завершении изучения - переходите к выполнению контрольных вопросов теста

Контрольные вопросы теста

Если результаты итогового теста не удовлетворительны, то учащиеся обращаются к материалу-памятке, после изучения которого, повторяют попытку решить тест.

4. Заключительный этап

Учащиеся коротко формулируют, усвоенные на уроке особенности развития архитектуры в первой половине 19 века

В архитектуре классицизм трансформировался в “ампир”, сочетавший строгость линий и богатство украшений.

После войны 1812 г. Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве – Театральная.

Значительный вклад в архитектуру Петербурга внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин(Казанский собор, здание Горного института, К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра, здание Сената и Синода О..Монферран (Иссакиевский Собор, Александровская колонна)

В Москве в стиле ампир работали О. Бове (реконструированная Красная площадь, Большой театр Триумфальная арка,) Д.Жилярди (здание Московского университета, Дом Луниных.)

В 30-е г. единый стиль распадается, появляется эклектика или историзм.

После этого возвращаемся к учебной задаче и пытаемся ответить на вопрос поставленный в начале урока

В чём же состоит секрет вечной молодости архитектуры 1 половины19века?? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

Путешествие в мир архитектуры первой половины XIX века, убеждает в том, что талантливые произведения, создаваемые в любом архитектурном стиле, существуют вне времени и продолжают волновать современного человека. Архитектура ампира – живой источник творческих идей!

Эти великолепные произведения архитектуры ездят смотреть в Россию так же, как мастеров Ренессанса в Италию.

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И. Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В. Г. Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы.

В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.

Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума...» П. Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В. Ступина в Арзамасе или А.Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром.

Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814) начал свой самостоятельный путь еще в 90-х годах перестройкой вслед за Ф.И. Демерцовым интерьеров Строгановского дворца Ф.-Б. Растрелли в Петербурге (1793, Минеральный кабинет, картинная галерея, угловой зал). Классическая простота характерна и для Строгановской дачи на Черной речке (1795–1796, не сохр. За пейзаж маслом «Дача Строганова на Черной речке», 1797, ГРМ, Воронихин получил звание академика). В 1800 г. Воронихин работал в Петергофе, исполнив проект галерей у ковша фонтана «Самсон» и приняв участие в общей реконструкции фонтанов Большого грота, за что был официально признан Академией художеств архитектором. Позже Воронихин нередко работал в пригородах Петербурга: он спроектировал ряд фонтанов для Пулковской дороги, отделывал кабинет «Фонарик» и Египетский вестибюль в Павловском дворце, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главное детище Воронихина – Казанский собор (1801–1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного – западного, а с бокового – северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор и Здания вокруг в важнейший градостроительный узел. Проезды, вторыми завершается колоннада, связывают здание с окружающими улицами. Соразмерность боковых проездов и здания собора, рисунок портика и каннелированных коринфских колонн свидетельствуют о прекрасном знании античных традиций и умелойих модификации на языке современной архитектуры. В оставшемся незавершенным проекте 1811 г. предполагалась вторая колоннада у южного фасада и большая полукруглая площадь у западного. Выполненной из этого замысла оказалась лишь замечательная чугунная решетка перед западным фасадом. В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.

Еще более строгий, антикизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806–1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве. Столь же суров образ украшающей его скульптуры, прекрасно сочетающейся с гладью боковых стен и дорическими колоннами. И.Э. Грабарь верно заметил, что если классицизм екатерининской эпохи исходил из идеала римской архитектуры (Кваренги), то «александровский» как бы напоминает величавый стиль Пестума.

Воронихин – архитектор классицизма – много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями как в больших сооружениях, так и в малых. Горный кадетский корпус как бы открывал вид на Васильсвский остров с моря. С другой стороны острова, на его стрелке, Тома де Томон в эти годы возводит ансамбль Биржи (1805–1810).

Тома де Томон (ок. 1760–1813), швейцарец по происхождению, приехал в Россию в конце XVIII столетия, уже поработав в Италии, Австрии, возможно, пройдя курс в Парижской Академии. Он не получил законченного архитектурного образования, тем не менее, ему было поручено строительство здания Биржи, и он блестяще справился с заданием (1805–1810). Томон изменил весь облик стрелки Васильсвского острова, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям ростральные колонны-маяки, образовав тем самым около здания Биржи площадь. Сама Биржа имеет вид греческого храма – периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный характер, делают его главным не только в ансамбле стрелки, но и влияющим на восприятие обеих набережных как Университетской, так и Дворцовой. Декоративная аллегорическая скульптура здания Биржи и ростральных колонн подчеркивает назначение сооружений. Центральный зал Биржи с лаконичным дорическим антаблементом перекрыт кессонированным полуциркульным сводом.

Ансамбль Биржи был не единственным в Петербурге сооружением Тома де Томона. Он строил и в царских пригородных резиденциях, используя и здесь греческий тип сооружения. Романтические настроения художника вполне выразились в мавзолее «Супругу-благодетелю», возведенном императрицей Марией Федоровной в память о Павле в парке Павловска (1805–1808, мемориальная скульптура исполнена Мартосом). Мавзолей напоминает архаический тип храма-простиля. Внутри зал также перекрыт кессонированным сводом. Гладкие стены облицованы искусственным мрамором.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Выпускник Петербургской Академии и ученик парижского архитектора Ж.-Ф. Шальгрена Андреян Дмитриевич Захаров (1761–1811), с 1805 г. «главный адмиралтейств архитектор», начинает строительство Адмиралтейства (1806–1823). Перестроив старое коробовское здание, он превратил его в главный ансамбль Петербурга, неизменно встающий в воображении, когда говорится о городе и в наши дни. Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемов, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренних флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем – это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний – ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и пр. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. Однообразие почти полукилометрового фасада нарушается равномерно расположенными портиками. В поразительном единстве с архитектурой находится декоративная пластика здания, имеющая и архитектоническое, и смысловое значение: Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы. Вся система скульптурного убранства была разработана самим Захаровым и блестяще воплощена лучшими скульпторами начала века. Над парапетом верхней площадки павильона башни, увенчанного куполом, изображены аллегории Ветров, Кораблестроения и т. д. По углам аттика – исполненные Ф. Щедриным четыре сидящих воина в латах, опиравшихся на щиты, ниже –огромный, до 22 м длины, рельефный фриз «Заведение флота в России» И. Теребенева, затем в плоском рельефе изображение Нептуна, передающего Петру трезубец как символ господства над морем, и в высоком рельефе – крылатые Славы со знаменами –символы побед русского флота, еще ниже скульптурные группы «нимф, держащих глобусы», как назвал их сам Захаров, исполненные также Ф. Щедриным. Это сочетание круглой скульптуры с высоким и низким рельефом, статуарной пластики с рельефно-орнаментальными композициями, это соотношение скульптуры с гладким массивом стены было использовано и в других произведениях русского классицизма первой трети XIX столетия.


Здание биржи в Санкт-петербурге

Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Во второй половине XIX в. территория верфи была застроена доходными домами, многое в скульптурном убранстве уничтожено, что исказило первоначальный замысел великого зодчего.

В захаровском Адмиралтействе соединились лучшие традиции отечественной архитектуры (не случайно его стены и центральная башня многим напоминают простые стены древнерусских монастырей с их надвратными колокольнями) и самые современные градостроительные задачи: здание тесно связано с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая ул.. Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при Петре). Адмиралтейская игла перекликается с высокими шпилями Петропавловского собора и Михайловского замка.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси (1777–1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге –постройки на Елагином острове (1818). Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями». Дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (1819–1825, теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками – Михайловским замком и пространством Марсова поля. Главный подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует коринфский портик, к которому ведут широкая лестница и два пандуса. Многое в декоративном убранстве дворца Росси делал сам, причем с безукоризненным вкусом – рисунок ограды, интерьеры вестибюля и Белого зала, в цвете которого преобладало белое с золотом, характерное для ампира, как и роспись гризайлью.

В оформлении Дворцовой площади (1819–1829) перед Росси стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный Дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного Штаба и министерств. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной аркой, открывающей выход к Большой Морской улице, к Невскому проспекту, и придал правильную форму площади – одной из самых больших среди площадей европейских столиц. Триумфальная арка, венчаемая колесницей Славы, сообщает всему ансамблю высокоторжественный характер.

Один из замечательнейших ансамблей Росси был начат им в конце 10-х годов и завершен только в 30-е годы и включал здание Александрийского театра, построенного по последнему слову техники того времени и с редким художественным совершенством, прилегающую к нему Александрийскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя ее зодчего, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Кроме того, в ансамбль вошло соколовское здание Публичной библиотеки, видоизмененное Росси, и павильоны Аничкова дворца, построенные Росси еще в 1817–1818 гг.

Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода (1829–1834) на знаменитой Сенатской площади. Хотя оно по-прежнему поражает дерзостным размахом творческой мысли архитектора, соединившего триумфальной аркой два здания, разделенных Галерной улицей, нельзя не отметить появление новых черт, характерных для позднего творчества зодчего и последнего периода ампира в целом: некоторой дробности архитектурных форм, перегруженности скульптурными элементами, жесткости, холодности и помпезности.

В целом же творчество Росси –истинный образец градостроительства. Как некогда Растрелли, он сам составлял систему декора, конструируя мебель, создавая рисунки обоев, а также возглавлял огромную команду мастеров по дереву и металлу, живописцев и скульпторов. Цельность его замыслов, единая воля помогли созданию бессмертных ансамблей. Росси постоянно сотрудничал со скульпторами С.С. Пименовым Старшим и В.И. Демут-Малиновским, авторами знаменитых колесниц на Триумфальной арке Главного Штаба и скульптур на Александрийском театре.

«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов (1769–1848) –строил ли он казармы (Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, 1817–1821), перестраивал ли Императорские конюшни («Конюшенное ведомство» на набережной Мойки у Конюшенной площади, 1817–1823), возводил ли полковые соборы (собор Измайловского полка, 1828–1835) или триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота), или оформлял интерьеры (например. Зимнего дворца после пожара 1837 г. или Екатерининского Царскосельского после пожара 1820 г.). Везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть: его соборы, их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества. Если Стасов прибегает к декору, то это чаще всего тяжелые орнаментальные фризы.

Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси и Стасов – петербургские зодчие. В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.


Александрийский театр в Санкт-Петербурге

Прежде всего была расчищена Красная площадь, и на ней О.И. Бове (1784–1834) были перестроены, а по сути, возведены заново Торговые ряды, купол над центральной частью которых размещался напротив купола казаковского Сената в Кремле. На этой оси несколько позже был поставлен Мартосом памятник Минину и Пожарскому.

Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, включая большой сад у его стен с воротами со стороны Моховой улицы, гротом у подножия Кремлевской стены и пандусами у Троицкой башни. Бове создает ансамбль Театральной площади (1816–1825), строя Большой театр и связывая новую архитектуру с древней китайгородской стеной. В отличие от петербургских площадей она замкнутая. Осипу Ивановичу принадлежат также здания Первой Градской больницы (1828–1833) и Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (1827– 1834, ныне на проспекте Кутузова), церковь Всех скорбящих радости на Большой Ордынке в Замоскворечье, которую Бове пристроил к возведенным в конце XVIII в. Баженовым колокольне и трапезной. Это храм-ротонда, купол которой поддерживает колоннада внутри собора. Мастер достойно продолжал дело своего учителя Казакова.

Почти всегда вместе плодотворно работали Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (1788–1845) и Афанасий Григорьевич Григорьев (1782–1868). Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет (1817–1819). В результате перестроек более монументальными становятся купол и портик, из ионического превратившийся в дорический. Много и удачно Жилярди и Григорьев работали в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, 1829–1831, с ее тонкой лепкой декорации; имение Голицыных «Кузьминки», 20-е годы, с его знаменитым конным двором).

Особое обаяние русского ампира донесли до нас московские жилые дома первой трети XIX в.: в них мирно соседствуют торжественные аллегорические фигуры на фасадах – с мотивом балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Торцовый фасад здания обычно выведен на красную линию, тогда как сам дом скрыт в глубине двора или сада. Во всем царит композиционная живописность и динамика в отличие от петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот, построенный Д. Жилярди, 1818–1823); дом Хрущевых, 1815–1817, ныне музей А.С. Пушкина, построенный А. Григорьевым; его же дом Станицкой, 1817–1822, ныне музей Л.Н. Толстого, оба на Пречистенке.


Дом луниных в Москве, архитектор Д.И. Жилярди

Жилярди и Григорьев во многом способствовали распространению московского ампира, преимущественно деревянного, по всей России, от Вологды до Таганрога.

К 40-м годам XIX в. классицизм утратил свою гармонию, утяжелился, усложнился, это мы видим на примере Исаакиевского собора в Петербурге, строившегося Огюстом Монферраном сорок лет (1818–1858), одного из последних выдающихся памятников культового зодчества в Европе XIX столетия, объединившего лучшие силы архитекторов, скульпторов, живописцев, каменщиков и литейщиков.

Пути развития скульптуры первой половины столетия неразрывны с путями развития архитектуры. В скульптуре продолжают работать такие мастера, как И.П. Мартос (1752–1835), в 80–90-х годах XVIII в. прославившийся своими надгробиями, отмеченными величием и тишиной, мудрым приятием смерти, «как у древних» («Печаль моя светла...»). К XIX в. в его почерке многое меняется. Мрамор сменяется бронзой, лирическое начало – героическим, чувствительное–строгим (надгробие Е.И. Гагариной, 1803, ГМГС). Греческая античность становится прямым образцом для подражания.


Дом Хрущёвых в Москве

В 1804–1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъема и отразили настроения этих лет. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины Мартос воплотил в образах простых и ясных, в лаконичной художественной форме. Рука Минина простерта к Кремлю – величайшей народной святыне. Его одежда – русская рубаха, а не античная тога. На князе Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Памятник раскрывается по-разному с разных точек обзора: если смотреть справа, то представляется, что, опираясь на щит, Пожарский встает навстречу Минину; с фронтальной позиции, от Кремля, кажется, что Минин убедил Пожарского принять на себя высокую миссию защиты Отечества, и князь уже берется за меч. Меч становится связующим звеном всей композиции.

Вместе с Ф. Щедриным Мартос работает также над скульптурами для Казанского собора.Им исполнен рельеф «Истечение воды Моисеем» на аттике восточного крыла колоннады. Четкое членение фигур на гладком фоне стены, строго классицистический ритм и гармония характерны для этой работы (фриз аттика западного крыла «Медный змий», как говорилось выше, был исполнен Прокофьевым).

В первые десятилетия века создавалось лучшее творение Ф. Щедрина – скульптуры Адмиралтейства, о чем говорилось выше.

Следующее поколение скульпторов представлено именами Степана Степановича Пименова (1784–1833) и Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779–1846). Они, как никто другой в XIX столетии, достигли в своих работах органического синтеза скульптуры с архитектурой – в скульптурных группах из пудостского камня для воронихинского Горного института (1809–1811, Демут-Малиновский – «Похищение Прозерпины Плутоном», Пименов – «Битва Геракла с Антеем»), характер грузных фигур которых созвучен дорическому портику, или в исполненных из листовой меди колеснице Славы и колеснице Аполлона для россиевских созданий –Дворцовой Триумфальной арки и Александрийского театра.

Колесница Славы Триумфальной арки (или, как ее еще называют, композиция «Победа») рассчитана на восприятие силуэтов, четко рисующихся на фоне неба. Если смотреть на них прямо, то кажется, что могучая шестерка коней, где крайних отводят под уздцы пешие воины, представлена в спокойном и строгом ритме, царит над всей площадью. Сбоку композиция становится более динамичной и компактной.

Одним из последних примеров синтеза скульптуры и архитектуры можно считать статуи Барклая-де-Толли и Кутузова (1829– 1836, поставлены в 1837) у Казанского собора работы Б.И. Орловского (1793– 1837), не дожившего нескольких дней до открытия этих памятников. Хотя обе статуи были исполнены через два десятилетия после постройки собора, они блестяще вписались в проезды колоннады, давшей им красивое архитектурное обрамление. Замысел памятников Орловского лаконично и ярко выразил Пушкин: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов», т. е. фигуры олицетворяют начало и конец Отечественной войны 1812 г. Отсюда стойкость, внутреннее напряжение в фигуре Барклая – символы героического сопротивления и зовущий вперед жест руки Кутузова, наполеоновские знамена и орлы под его ногами.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Русский классицизм нашел выражение и в станковой скульптуре, в скульптуре малых форм, в медальерном искусстве, например в знаменитых рельефах-медальонах Федора Толстого (1783–1873), посвященных войне 1812 г. Знаток античности, особенно гомеровской Греции, тончайший пластик, изящнейший рисовальщик. Толстой сумел соединить героическое, возвышенное с интимным, глубоко личным и лирическим, иногда окрашенным даже романтическим настроением, что так характерно для русского классицизма. Рельефы Толстого исполнялись в воске, а затем «старинным маниром», как делал Растрелли Старший в петровское время, отливались самим мастером в металле, причем сохранились многочисленные гипсовые варианты, или переведенные в фарфор, или исполненные в мастике («Народное ополчение», «Битва Бородинская», «Битва при Лейпциге», «Мир Европе» и т. д.).

Нельзя не упомянуть иллюстрации Ф. Толстого к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича, выполненные тушью и пером и награвированные резцом – прекрасный образец русской очерковой графики на сюжет овидиевских «Метаморфоз» о любви Амура и Психеи, где художник высказал свое понимание гармонии античного мира.

Русская скульптура 30–40-х годовXIX в. становится все более демократичной. Не случайно в эти годы появляются такие работы, как «Парень, играющий в бабки» Н.С. Пименова (Пименова Младшего, 1836), «Парень, играющий в свайку» А.В. Логановского, горячо встреченные Пушкиным, написавшим по поводу их экспонирования знаменитые стихи.

Интересно творчество скульптора И.П. Витали (1794–1855), исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве (арх. О.И. Бове, сейчас на просп. Кутузова); бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели поэта (мрамор, 1837, ВМП); колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора –возможно, лучшие и наиболее выразительные элементы из всего скульптурного оформления этого гигантского архитектурного сооружения. Что касается портретов Витали (исключение составляет бюст Пушкина) и особенно портретов скульптора С.И. Гальберга, то они несут черты прямой стилизации под античные гермы, плохо уживающейся, по справедливому замечанию исследователей, с почти натуралистической проработкой лиц.

Жанровая струя отчетливо прослеживается в работах рано умерших учеников С.И. Гальберга – П.А. Ставассера («Рыбачок», 1839, мрамор, ГРМ) и Антона Иванова («Отрок Ломоносов на берегу моря», 1845, мрамор, ГРМ).

В скульптуре середины века основные – два направления: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но несомненно также и то, что черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

Скульптором, который в годы упадка монументальных форм сумел добиться значительных успехов и в этой области, так же, как и в «малых формах», был Петр Карлович Клодт (1805–1867), автор коней для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге (арх. В. Стасов), «Укротителей коней» для Аничкова моста (1833–1850), памятника Николаю I на Исаакиевской площади (1850–1859), И.А. Крылову в Летнем саду (1848–1855), а также большого количества анималистической скульптуры.

Декоративно-прикладное искусство, так мощно выразившее себя в общем едином потоке декоративного оформления интерьеров «русского ампира» первой трети XIX в., – искусство мебели, фарфора, ткани, – также к середине века теряет цельность и чистоту стиля.



Рассказать друзьям