Русская культура 10 17 века кратко. Культура России XVII века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.


Духовная культура

До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.

Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Белес в образе змея похитил скот и людей и, спасаясь от Перуна-громовержца, живущего на небе, прятался то под деревом, то под камнем, превращался в человека, коня и корову. Перун расколол молниями дерево, камень и в конце концов победил Белеса. В знак победы на землю пролился дождь, который принес плодородие. Некоторые ученые предполагают, что Белее в древнейшие времена был богом охотников и почитался в образе медведя - хозяина леса. С переходом к земледелию и скотоводству он стал покровителем домашних животных. Перун же был богом войны и дружины, который оттеснил Белеса во время разложения общины и выделения военных князей. Если идол Перуна всегда ставили на холмах, то святилище Белеса располагалось в низине.

Также высшими божествами считались Сварог, Стрибог, Дажбог и Ярило. Сварог почитался восточными славянами как бог огня, атрибутами которого были конь, копья и огромный вепрь, выходящий из моря (образ встающего Солнца). Стрибога почитали как покровителя ветра. Дажбог упоминается только вместе либо со Сварогом, либо со Стрибогом, и его функция неизвестна. По-видимому, Дажоог был связан с богатством, золотом и серебром. Ярило Почитался как бог весеннего плодородия и зерна, умирающий в земле, чтобы возродиться колосом.

Хотя официальной датой крещения считается 988 год, принятие христианства затянулось на столетия, и в народе очень долго существовали остатки языческих верований. Само крещение киевлян и утверждение новой религии в столице Древнерусского государства произошло 1 августа 990 года. Перед этим князь Владимир объявил населению города: "Завтра всяк пойдет на реку Почайну креститься, а ежели кто из некрещеных завтра на реку не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот будет противником моего повеления". Спустя месяц насильно был крещен Новгород. В город прибыло войско во главе с дядей Владимира новгородским посадником Добрыней и его помощником Путятой. Однако новгородцы заранее узнали о приближении его дружины, разрушили мост через Волхов и затворились в крепости. Воинам Добрыни пришлось штурмом брать Новгород, сжечь языческое капище и силой затаскивать горожан в воды Волхова, где их принудили принять крещение. Как было написано позднее: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем". Жители Ростова сначала приняли крещение, но затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ Исайя при помощи военной силы смог разрушить языческое капище в Ростове и заставить горожан принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя - Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской земли. По-видимому, христианизация этих областей началась не ранее XII века.

Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. Стойкие приверженцы язычества бежали из городов. Уже в 998 году началось восстание язычников под предводительством некоего князя Могуты, которое продолжалось вплоть до 1003 года. Разгром язычников православная традиция приписывает Илье Муромцу, совершившему подвиги во имя церкви. В 1024 году в Суздале началось восстание под предводительством волхвов - языческих жрецов. Князь Ярослав жестоко подавил движение волхвов. Однако, спустя менее полувека, в 1071 году, волхвы вновь подняли смуту на Ростовской земле и в Новгороде. Большинство народа пошло за волхвами, но князь Глеб Святославич смог справиться с повстанцами.

Тем не менее, если князья и могли насильно крестить, то насильно заставить верить кого-либо было невозможно. Итогом религиозной реформы князя Владимира стало двоеверие, которое господствовало на Руси начиная с X - XI веков. Христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население в основной своей массе оставалось верно язычеству, с которым была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. Еще в XIII веке в княжеские погребения при храмах клали украшения и оружие, как того требовал языческий обряд. Даже самого князя Владимира после смерти для отпевания внесли в храм на санях, по-язычески. Тогда же родился русский православный обычай вкладывать умершему в руку листок с молитвой - своего рода "пропуск" в загробный мир, что является очевидным примером сильного влияния язычества.

Тем не менее, принятие новой религии повлекло за собой гигантские изменения не только в мировоззрении восточных славян, но и открыло качественно новую страницу в их истории и культуре, сделав их составной частью христианской цивилизации. Прежде всего христианство требовало письменной традиции, что вызвало массовый перевод книг и создание древнерусской литературы.

Прежде всего, переводились Библия, творения отцов церкви и богослужебная литература. Библия переводилась по частям, и в домонгольскую эпоху существовали переводы Нового и нескольких книг Ветхого Завета. Полный перевод Библии был сделан только XV веке по инициативе новгородского архиепископа Геннадия. Содержание же Ветхого Завета становилось известным древнерусскому читателю при помощи сборников Паремийник и Палея, содержавших толкование ветхозаветных сюжетов. Самой Популярной книгой была Псалтырь, включавшая в себя псалмы библейского царя Давида. Также широко распространены были переводы Шестодневов - богословских Произведений, толковавших ветхозаветный сюжет о сотворении мира.

После гибели первого Болгарского царства на Русь хлынул поток беженцев, в том числе и священников, которые оказали значительное влияние на развитие древнерусской духовной культуры. В частности, появились переводы философских произведений видного деятеля староболгарской культуры Иоанна Экзарха. В 1073 и 1076 годах были составлены два Изборника - первые древнерусские сборники энциклопедического характера, содержащие переводы философских произведений византийских и болгарских авторов.

Первым оригинальным русским автором стал избранный в 1051 году киевским митрополитом священник церкви княжеского села Берестова Илларион. Он был первым русским, занявшим этот пост, - ранее митрополитами становились только ромеи, присланные из Константинополя. Его перу принадлежит "Слово о законе и благодати", написанное между 1037 и 1050 годом. Произведение Иллариона состояло из трех частей: сопоставление закона и благодати, описание распространения христианства в Древнерусском государстве и похвала князю Владимиру. После смерти своего покровителя князя Ярослава Мудрого Илларион вынужден был оставить митрополию, которую возглавил присланный из Константинополя священник.

Выдающимся подвижником-мыслителем был настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, автор 11 сочинений. Он был активным общественным деятелем, помогал бедным и обличал князей, вероломно захватывавших власть и попиравших законы.

Вторым митрополитом из русских спустя почти 100 лет после Иллариона стал монах Зарубского монастыря Климент Смолятич. Он занял этот пост при князе Изяславе, поскольку был широко известен на Руси как знаток книжной премудрости. Климент Смолятич оставил после себя несколько произведений, из которых наиболее значительным является "Послание к Фоме". В "Послании" Климент отвечает на обвинения в чрезмерном увлечении античной философией, доказывая, что "языческое" наследие помогает ему толковать образы Священного писания. Он был представителем достаточно распространенного типа средневековых мыслителей-мистиков, которые использовали философские методы для поисков скрытого сокровенного смысла Библии.

Выдающимся древнерусским проповедником был епископ Туровского княжества Кирилл. Его творчество стало вершиной древнерусского красноречия. Кирилл Туровский был автором проповедей, которые наряду с произведениями таких знаменитых византийских авторов, как Иоанн Златоуст, вошли в сборники "Златоуст" и "Торжественник", предназначенные для торжественного чтения в церкви. Наиболее известными его произведениями являются: "Притча о слепце и хромце", "Сказание об иноческом чине", "Слово о премудрости".

В XII веке появились первые светские литераторы. Ими стали князь Владимир Мономах и неизвестный автор знаменитого "Слова о полку Игореве". Эпическая поэма "Слово о полку Игореве" стала вершиной древнерусской литературы и по праву занимает главное место среди произведений русского национального эпоса. "Слово" посвящено походу на половцев, совершенного в 1185 году русскими князьями под предводительством князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. Русское войско было разбито, а Игорь и остальные князья попали в плен.

Князь Владимир Мономах является автором "Поучения", которое он составил для всех русских князей. Незадолго до своей смерти князь пытался предотвратить неизбежное междоусобие, его произведение проникнуто состраданием и стремлением уберечь людей от зла. В древнерусской литературе образ Владимира Мономаха представлен как воплощение идеала христианского правителя.

Современником Мономаха был митрополит Никифор, происходивший из Малой Азии. Наиболее ярким его творением является "Послание к великому князю Владимиру на Великий пост". Это произведение написано в виде наказа главы церкви главе государства о пользе строгого соблюдения христианских норм в сокрушении язычества.

Монголо-татарское нашествие породило целый цикл повестей о гибели русских городов. Наибольшими литературными достоинствами отличается "Повесть о разорении Батыем Рязани". Произведение проникнуто трагическим пафосом стойкости перед неотвратимостью гибели.

Вместе с духовной и светской литературой на Руси развивалось и летописание. Русские летописи испытали сильное влияние византийской исторической литературы, прежде всего "Хроник" Иоанна Малалы и Георгия Амартола (то есть грешника, как смиренно назвал себя автор). Эти произведения содержали не только исторические сведения, но и сжатую информацию о великих умах древности: Зороастре,

Зеноне, Сократе, Платоне, Аристотеле, Пифагоре, Марке Антонии и других деятелях.

Первыми центрами русского летописания стали Киев и Новгород. В 1113 году по поручению князя Святополка Изяславича монах Киево-Печерского монастыря Нестор обобщил Киевский и Новгородский летописные своды, создав на их основе знаменитую "Повесть временных лет". Позже, в связи с образованием новых политических центров, появились местные летописи во Владимиро-Суздальском, Полоцком, Галицко-Волынском княжествах.

В 1345 году братья Стефан и Варфоломей Кирилловы постриглись в монахи, а некоторое время спустя основали в лесу Троицкий монастырь. Во время пострига Варфоломей принял имя Сергия Радонежского, под которым и вошел в русскую историю как один из крупнейших духовных лидеров XIV века. Основанный братьями монастырь отличался строгостью устава. Монахи не имели личного имущества, своим трудом добывали себе пропитание и много времени тратили на изучение и переписку книг. Всего во 2-й половине XIV века в русских землях возникло 35 монастырей, подчинявшихся Троицкой обители. Одновременно троицкий устав приняли многие монастыри Москвы, Рязани, Новгорода Великого. В результате монастырской реформы Сергий Радонежский стал самым авторитетным духовным лицом, перед авторитетом которого отступали епископы и архимандриты. Он стал первым русским церковным деятелем, который отказался от безоговорочной поддержки Орды и благословил великого князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татарами.

Сам Троицкий монастырь стал центром возрождения русской культуры. В его стенах было воспитано множество иконописцев, самым известным из которых стал Андрей Рублев. Здесь же были созданы шедевры древнерусской литературы - "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище", посвященные Куликовской битве.

До конца XV века русская православная церковь сохраняла известную независимость от светской власти, подчиняясь напрямую константинопольскому патриарху. Однако, когда московский митрополит Исидор в 1439 году на вселенском церковном соборе во Флоренции подписал унию с католической церковью, по возвращении домой он был смещен со своего поста. Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, великие князья Московские посчитали себя вправе самостоятельно руководить церковной жизнью страны.

Наиболее крупным философом и духовным лидером русского общества середины XV века был Нил Сорский, основатель учения нестяжателей. Он считал, что церковь и монастыри должны отказаться от своего имущества и заниматься только духовным самосовершенствованием. Идеи Сорского быстро нашли поддержку у великих князей, мечтавших окончательно подчинить церковь своей власти и пополнить казну за счет ее богатств. Противником секуляризации церковных земель стал Иосиф Волоцкий, сторонники и последователи которого были прозваны осифлянами. На церковном соборе 1503 года произошло открытое столкновение осифлян и нестяжателей. Однако великий князь не стал принимать чью-либо сторону. Идея отобрать у монастырей земли, несомненно, была очень заманчива, но Иосиф Волоцкий разработал теорию о божественной природе власти великого князя, которая нравилась московским правителям не менее, чем предложения нестяжателей.

Лидером нестяжателей при дворе Василия III был ученик Сорского Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев), которого великий князь использовал для ослабления позиций церкви. Литературное творчество Патрикеева стало расцветом нестяжательской мысли в Русском государстве. В 1518 году Василий III приглашает в Москву Максима Триволиса, бывшего доминиканского монаха, принявшего православный постриг в Афонском монастыре в Греции. Прибыв в Россию, Максим, получив прозвище Грек, сразу же стал на позиции нестяжателей и занимался переводами греческих книг. Вокруг мудрого грека, получившего европейское образование, вскоре возник философский кружок, активным членом которого был Вассиан Патрикеев.

Однако в 1525 году Василий III посчитал подобные беседы крамольными и разгромил кружок Максима Грека, а самого философа отправил в ссылку. В 1531 году великий князь созвал церковный собор, закончившийся полной победой осифлян. Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены за попытку выправить русские богослужебные книги по греческим оригиналам и заточены в монастырь.

Во 2-й половине XV века одновременно с усилением великого князя Московского началось идеологическое обоснование его претензий на господство над всеми русскими землями. Уже во время Василия III появилось "Сказание о князьях Владимирских", содержащее поддельную родословную, которая выводила род Рюриковичей от римского императора Августа через мифического князя Пруса. А поскольку Василий был прямым потомком римских цезарей, то и его столица Москва являлась "третьим Римом" ("вторым" считался захваченный турками Константинополь). Таким образом, Московское государство, будучи "наследником" великой Римской империи, могло претендовать сначала на земли соседей, а затем и на гегемонию в Европе. Так или иначе, "Сказание" было переведено на латинский язык и разослано европейским дворам. Тогда же знаменитая шапка Мономаха, представляющая собой среднеазиатскую золотую тюбетейку XIV века, была объявлена даром византийского императора Константина Мономаха. Сами же византийцы якобы получили свои знаки вселенской царской власти прямо из Вавилона.

Идеология самодержавной царской власти получила дальнейшее развитие во время правления Ивана Грозного. В Москве были созданы единые общерусские летописи (Софийская I и II, Воскресенская и Никоновская), которые редактировал лично сам царь. Иван IV считал себя абсолютным владыкой над жизнью и смертью своих подданных, власть над которыми ему дана от Бога. Это нашло свое отражение в переписке царя с бежавшим от его жестокостей в Беларусь князем Андреем Курбским. Будучи учеником Максима Грека, князь Курбский обличал кровавую тиранию Грозного, оставив потомкам "Историю о великом князе Московском".

При Иване Грозном была предпринята попытка организовать типографию в Русском государстве. Впервые печатные книги были привезены в Москву из Великого княжества Литовского около 1527 года Богданом Онковым, компаньоном белорусского первопечатника Франциска Скорины. Однако книги были конфискованы и сожжены. Во время регентства Елены Глинской в Москве была издана книга "Триодь постная", после чего по невыясненным причинам книгопечатание было свернуто. В середине 50-х годов XVI века в Москве действовала так называемая анонимная типография, выпустившая несколько книг. Выпускник Краковского университета Иван Федоров при помощи белорусского книгопечатника и гравера Петра Мстиславца основал в Москве типографию, которая в 1563-1564 годы выпустила книги "Апостол" и "Часослов". В 1566 году Федоров и Мстиславец под натиском духовенства закрыли типографию и уехали в Великое княжество Литовское. Некоторое время спустя Иван Грозный устроил новую типографию в Александровской слободе, которой управляли Андроник Невежа и Никифор Тарасиев. Однако и она вскоре пришла в полный упадок. Только во время правления Федора Ивановича была основана постоянная типография, деятельность которой уже не пресекалась. Всего во 2-й половине XVI века в Москве было издано 20 наименований книг.

Во 2-й половине XVI века светская власть постепенно теснила церковь, отбирая у нее одну позицию за другой. В основном это выражалось в ограничении монастырского землевладения. В то же время падение Византии и полное запустение греческой церкви под властью турок превратили Россию в самое крупное православное государство в мире. Из сложившегося положения логически вытекало, что во главе русской церкви должен стоять не митрополит, а патриарх. Этот вопрос был особенно важен, учитывая притязания Москвы на белорусские и украинские земли, где большинство населения оставалось православными. В 1589 году Борис Годунов добился от константинопольского патриарха введения патриаршества в Москве. После этого значение русской православной церкви значительно возросло. Однако в 1596 году белорусские и украинские православные подписали Брестскую церковную унию и объединились с католиками. Учреждение московского патриархата не только не привело к усилению позиций церкви, но еще больше подчинило ее царской власти. Царь сам назначал митрополитов, епископов и настоятелей крупных монастырей, созывал церковные соборы и вмешивался в дела веры.

В течение довольно долгого времени Русское государство было в достаточной степени изолировано от окружающего Мира, что весьма сильно сказалось как на православной церкви, так и на мировоззрении народа. Само русское православие, веками боровшееся с язычеством, в конце концов вынуждено было пойти на компромисс с традиционными народными верованиями. Под влиянием местных условий весьма сильно изменилась и обрядность церкви. Особенно это касалось богослужения. В церкви было принято так называемое "многогласие", когда в целях сокращения службы все ее части проходили одновременно: поп читал свое, дьячок свое, а хор пел свое. Разобрать что-либо в этом гаме было невозможно, но при повальной неграмотности главным был не смысл религиозных учений, а внешнее благолепие. В монастырях переписчикам-монахам далеко не всегда хватало образования, чтобы правильно понять текст, из-за чего русские богослужебные книги с течением времени стали весьма сильно отличаться от греческих. К тому же, само греческое православие не стояло на месте и за это время успело претерпеть ряд серьезных изменений. В отличие от русских, греки крестились тремя перстами и их порядок службы значительно разнился с московским.

Сама идея реформы русской православной церкви возникла еще в 1-й половине XVII века. Тогда планировалось ввести единообразие культа во всех областях Русского государства, поскольку православие в Москве слишком уж сильно отличалось от православия в Новгороде или на Соловках. Однако царь Алексей Михайлович желал пойти намного дальше. Он намеревался утвердиться в Европе, стать вторым византийским императором, и для этого ему требовалась соответствующая церковная организация. Однако намерение царя европеизировать страны и церковь неизбежно должно было натолкнуться на менталитет русского народа, который веками привык с большим подозрением относиться ко всему иностранному, считая себя единственным хранителем истинной христианской веры.

Таким образом, реформа патриарха Никона, которая изменила порядок богослужения, стиль иконописания и архитектуру церквей, стала настоящим шоком для большинства населения страны, которому казалось, что царь и патриарх вводят какую-то "новую веру". Русские люди, привыкшие к темным ликам святых, с удивлением смотрели на яркие иконы никоновского письма. Из-за полной невозможности разобраться в сплошном нагромождении ошибок в старых русских манускриптах Никон и Алексей Михайлович ввели в употребление белорусские униатские требники и греческие книги, отпечатанные в Венеции, которые и стали эталоном для исправления. Это также было воспринято как ересь.

Никон действительно расколол русское общество на сторонников царской власти в ее пока осторожной ориентации на Запад, и приверженцев старины, старообрядцев, не желавших расставаться с традицией. Идейным вождем раскола стал протопоп Аввакум, выступавший против реформ Никона.

В 1666 году он был предан церковному суду и сослан в Пустоозерский острог, где и сожжен в 1682 году. Среди 50 оставшихся после его смерти сочинений наиболее ярким является "Житие", в котором протопоп рассказал о своих мучениях за веру.

Искусство

Еще до введения христианства на Руси в Киеве существовали христианские храмы, однако их внешний вид неизвестен. Точно также нам неизвестно, как выглядела знаменитая Десятинная церковь, построенная в столице в 989-996 годы князем Владимиром. Она была уничтожена при взятии Киева монголами, и до нашего времени дошел только ее фундамент, обнаруженный археологами. Наиболее старыми из сохранившихся памятников древнерусского зодчества являются сильно перестроенные в последующие эпохи храмы времен князя Ярослава Мудрого.

По инициативе князя Ярослава в Киеве был заложен собор святой Софии. Это величественное пятинефное сооружение, построенное по византийским канонам, должно было стать символом торжества новой религии в Древнерусском государстве. В 1045-1050 годы Софийский собор был возведен в Новгороде, немного позже - в Полоцке. Одновременно шло строительство больших храмов в Чернигове - Спасо-Преображенский собор, в Тмутаракани. Соборы украшались замечательной живописью и мозаикой. Причем в киевской Софии живопись была не только религиозного, но и бытового характера. Так, фрески на лестнице, ведущей на хоры, изображали сцены княжеской охоты, музыкантов и скоморохов, а также игры на константинопольском ипподроме. В самом храме две стены украшены портретными изображениями семьи Ярослава. Мозаики и росписи, выполненные византийскими мастерами, почти целиком покрывают стены и потолок собора. Эти изображения зрительно представляют прихожанам, не знакомым со Священным писанием, евангельскую легенду.

После смерти Ярослава его наследники отказались от возведения гигантских соборов по примеру Софии, уделяя больше внимания строительству монастырей с большими храмами. Трехнефные соборы Дмитриевского, Печерского и Выдубицкого монастырей по сравнению с киевской Софией более строги и просты, обладали меньшими размерами. Большим своеобразием, отметившим отход от византийских традиций и становление национальной архитектурной школы, отличается храм Спаса на Берестове, где князь Святослав Ярославич выстроил монастырь. В этом соборе были обнаружены фрагменты фресок. Примечательны также мозаики церкви Архангела Михаила Михайловского монастыря, выполненные в 1111-1112 годах.

В конце XI века началось формирование самобытных архитектурных школ на севере - северо-западе Древнерусского государства. Наиболее бурно этот процесс шел в Новгороде, где в 1136 году была создана феодальная республика. Первыми памятниками новгородской школы стали Николо-Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря и Георгиевский собор Юрьева монастыря, созданный в 10-х годах XII века. Храмы стали более компактными-, меньшими в размерах, увенчанные только одним куполом. Характерна строгая простота внешнего облика, подчеркнутая скупость отделки. Классическим примером новгородского стиля является знаменитая церковь Спаса Преображения на Нередице, построенная в 1198 году. Росписи этого храма, уничтоженные во время второй мировой войны, - образец самобытной новгородской школы живописи, сформировавшейся во 2-й половине XII века под влиянием романского стиля Западной Европы.

Наряду с фресками и мозаикой из Византии на Русь пришла и иконопись. Большинство русских икон домонгольского периода были уничтожены во время нашествия Батыя. Поэтому большинство дошедших до нас икон XI - XIII веков - из Новгорода. Большие иконы новгородских мастеров "Устюжское Благовещение", "Успение" и "Спас Нерукотворный" исполнены высоким аристократизмом, глубокой духовностью и подлинным величием.

Начало формирования второй значительной школы древнерусского искусства, владимиро-суздальской, связано с правлением князя Юрия Долгорукого, который построил множество крепостей. Поэтому храмы его эпохи несут в себе элементы замковой архитектуры. Таковы построенная в 1152 году церковь Бориса и Глеба в Кидекше и возведенный в 1152-1157 годах Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. При его сыне Андрее Боголюбском началось большое строительство в столице княжества Владимире, где главным храмом стал выстроенный в 1158-1160 годах Успенский собор. Самым значительным архитектурным памятником времен правления князя Андрея является классический пример владимиро-суздальского зодчества церковь Покрова на Нерли (1165). Этот храм представляет собой однокупольное четырехстолпное сооружение, фасад которого разделен арками на три части и украшен резьбой на камне. Андрей Боголюбский привлек к работе каменотесов и строителей из Западной Европы, о чем свидетельствуют элементы романской архитектуры, свойственные владимиро-суздальской школе. При князе Всеволоде главным храмом княжества становится владимирский дворцовый Дмитриевский собор, построенный в 1194-1197 годах. Фасад этого здания богато украшен скульптурами, созданными под сильным западным влиянием.

К сожалению, икон владимиро-суздальской школы сохранилось мало, а фрески почти полностью утрачены. Известно, что фресками был украшен Успенский собор, сохранились незначительные фрагменты росписи Дмитриевского собора. Примерами станковой живописи во Владимиро-суздальском княжестве в XII - XIII веках служат образ Дмитрия Солунского и ярославская "Богоматерь Великая Панагия".

Владимиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 году епископ Митрофан поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 году украсил собор в Ростове иконами "многоценными", пеленами, двумя киотами, напрестольной индитией, сосудами и рипидами, а также и "златыми" дверями, установленными в южном портале, напрестольными крестами и внес в храм мощи святых "в раках прекрасных". В 1226 году, то есть уже через три года после битвы на Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. А в 1234 году князь Святослав Всеволодович "съвершил церковь в Юрьеве и украси ю... ". В это же время создавались и "златые" Двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был вымощен красным "разноличным мрамором".

Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства - Успенский собор во Владимире. Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри - сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кресты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть "до Галича Мерского". Другие пошли к Юрьеву, Переяславлю, Дмитрову и Твери.

Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII века, позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII века, на котором остался и фрагмент золотого чеканного оклада. Это часть того оклада, который вновь был сделан в XIII веке после пожара 1185 года, когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским. Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя ("Спас, златые власы"), написанная в начале XIII века в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII века. В Ярославле чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII века "Богоматери Великая Панагия" и моленная икона Спаса середины XIII века ярославских князей Василия и Константина.

Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII века татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: "... и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священный вся поимаша". На протяжении всей 2-й половины XIII века летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале.

Тем не менее, уже в 1253 году в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба, внуками Константина Всеволодовича - Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, по-видимому, сгорел, а в 1287 году был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.

Судя по сохранившимся произведениям живописи, в них еще ярко выявлялись черты высокого искусства ростово-суздальской школы. В прикладном искусстве некоторое снижение уровня мастерства, несомненно, было за счет угона мастеров и снижения материальной базы для создания произведений искусства (прежде всего - отсутствие драгоценных металлов) и потери некоторых сложных технических навыков. Но" оно обогащалось за счет народного искусства, а следовательно, ярче выявляло его национальные особенности. Последние проявились и в профессиональном искусстве ростовской живописи. Черты народной интерпретации образов в простоватых, но эмоционально напряженных лицах уже выявлены в чеканке деисуса на золотом окладе XII века с иконы Владимирской Богоматери. В то же время это произведение сохраняет монументальное величие фигур с искусной домонгольской пластикой одежд в византийской традиции.

Новгород не был разорен во время монголо-татарского нашествия, но новгородское прикладное искусство во 2-й половине XIII века переживало большую ломку, как и искусство среднерусских земель. Это можно проследить прежде всего по иконографическим изображениям на золоте и серебре, то есть на произведениях, сделанных не простыми ремесленниками, а городскими мастерами прикладного искусства. Подписанных и точно датированных произведений новгородского происхождения, относящихся к этому времени, нет. В самом Новгороде и его окрестностях не сохранилось ни одного не разрозненного комплекса церковных или монастырских ризниц, кроме ризницы Софийского собора.

Ценнейшим источником для выявления новгородских Древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры.

Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, кресты-тельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты. В конце XV века из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве "поминков", полученных Иваном III, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный. Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время.

В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения монголо-татарами Твери принадлежит особо важное место.

Уже в середине XIII века по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 году в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, впоследствии разрушенных, но оставивших о себе известия, собранные в XIX веке местными краеведами. К XIII веку относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренного татарами.

В XIII веке увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы. Строительство в Твери шло такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество.

В 1285 году тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана, сгоревшего в 1282 году. В 1290 году храм уже был завершен, а спустя два года расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 году освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков.

Искусство Москвы 2-й половины XIII века почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским периодом. Все, что известно об этом времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.

На протяжении большей части XIV века основными культурными центрами Руси оставались Новгород и Тверь.

Архитектура Новгорода продолжала развиваться под влиянием западноевропейского искусства. Зрелый новгородский архитектурный стиль, представленный церковью Феофана Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенским собором на Ильине улице и церковью Петра и Павла в Кожевниках, характеризовались небольшим размером и скромным декором. Именно в Новгороде начал работать великий византийский иконописец Феофан Грек, прибывший на Русь во 2-й половине XIV века. Здесь в 1373 году он расписал Спасо-Преображенский собор, фрески которого дошли до нашего времени. С деятельностью Грека связано возникновение самобытной новгородской школы иконописи. Наиболее известными иконами, написанными представителями этого стиля, так называемого "северного письма", во 2-й половине XIV-XV веков, являются: "Святой Георгий", "Отечество", "Молящиеся новгородцы", "Битва новгородцев с суздальцами".

Наряду с перечисленными стилями, существовала также и ростово-суздальская школа иконописи и архитектуры, которая стала колыбелью московского искусства. Она также испытала влияние Феофана Грека, который некоторое время работал в Нижнем Новгороде.

В культурном отношении Московское княжество в течение долгого времени по-прежнему оставалось на периферии. Только на рубеже XIV-XV веков начинается подъем, связанный со строительством нового Кремля. Князь Дмитрий Донской выстроил белокаменные стены, а псковские мастера возвели домовую великокняжескую церковь - Благовещенский собор. Также был сооружен Успенский собор.

В 1405 году Феофан Грек вместе со своим учеником Андреем Рублевым работал над фресками Благовещенского собора Московского Кремля. Они же написали и иконы для иконостаса. Здесь кисти Грека принадлежат: "Спас", "Иоанн Предтеча", "Богоматерь", а Рублеву - "Сретение", "Крещение", "Рождество Христово". Этот иконостас стал каноном Мя всех последующих русских иконописцев.

После выполнения заказа Василия I в Москве Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Затем Рублев работал над Фресками Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, а в конце жизни вернулся в Москву и расписал Спасский собор Андроникова монастыря. Вершиной творчества

Андрея Рублева является икона "Троица", написанная около 1411 года в память о Сергии Радонежском.

Новый всплеск строительной активности в Москве связан с именем Ивана III. Великий князь воспользовался услугами итальянских архитекторов Аристотеля Феорованти, братьев Антония и Марко Фрязиных, Пьетро Антонио Солари и Алевиза Нового.

Аристотель Феорованти выстроил в Кремле Успенский собор, взяв за образец одноименный собор во Владимире. Алевиз Новый является создателем Архангельского собора. Фрязин и Солари возвели знаменитую Грановитую палату. Одновременно начато строительство новых стен Кремля, который стал похож на типичный итальянский замок. В XVII веке на башнях Кремля надстроили шаровые перекрытия, чтобы придать крепости более "русский" вид. В 1508 году Фрязин построил колокольню Ивана Великого, которую в 1600 году по приказу Бориса Годунова надстроили на 2 яруса. В одно время с итальянцами в Москве работал художник Дионисий, который продолжал традиции Феофана Грека и Андрея Рублева. Наиболее известной из написанных им икон является "Распятие" (около 1500 года).

В XVI веке появляется новая архитектурная форма - шатровый храм, который по форме напоминал крепостную башню. Классическим примером подобного строения является церковь Вознесения в Коломенском, возведенная в 1530-1523 годах.

Вдоль рва, пересекавшего Красную площадь, вдоль кремлевской стены, стояло множество мелких церквей. После взятия Казани царь Иван Грозный приказал выстроить на площади большой шатровый храм, в который были перенесены алтари из этих церквей. Собор Покрова Богородицы "на рву", известный как храм Василия Блаженного, был возведен в 1555-1560 годах архитекторами Бармой и Постником. Это строение стало самым ярким примером русской национальной архитектурной школы.

В середине XVII века патриарх Никон ввел новый канон в русскую архитектуру. Отныне все церкви должны были иметь пять глав (одна большая в центре, четыре маленькие - по углам). К прямоугольному зданию пятиглавого храма пристраивалась шатровая колокольня. Никоновская реформа затронула не только церковное строительство, но и иконопись, которая" претерпела серьезные изменения под влиянием белорусских и украинских образцов. Еще в начале XVII века в русской живописи сложилась так называемая Строгановская школа, рожденная в иконописных мастерских богатых купцов Строгановых. В Оружейной палате Кремля трудились угнанные из Беларуси художники, ювелиры и мастера других специальностей, которые обучали русских новым приемам. Так в середине XVII века живопись в России приобрела несвойственные ей ранее черты реализма, утвержденные Никоном. Наиболее знаменитым представителем данного направления стал художник Симон Ушаков, автор знаменитой иконы "Спас Нерукотворный". В 1-й четверти XVII века в Москве создаются первые портреты, так называемые парсуны (искаженное слово "персоны").



КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

Складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

Первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

Крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

Шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

Шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым)

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» - светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
  • Развивающая . Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
  • Воспитательная . Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы . Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

I. Оргмомент. (слайды 1,2)

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

III. Усвоение новых знаний .

Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».

Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»

Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!

Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.

Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.

А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.

А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Экскурсовод 4 . (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.

В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».

Экскурсовод 1 . XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные , кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко , пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

Экскурсовод 3 . Отмечается подъём гражданской архитектуры . (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.

Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское . Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.

Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.

Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.

Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.

Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов

Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное . Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками

Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.

Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.

Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).

Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.

Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».(сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.

Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент . Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.

Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)

Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.

Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны" . Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г . Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.

Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.

Экскурсовод 3. В 1679 году появилась первая библиотека , названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.

(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

Экскурсовод 1. . (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была на родная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).

Экскурсовод 2. . Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.

Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Экскурсовод 3. . Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков».



Рассказать друзьям