Тысячелетие российской государственности. Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Памятник «Тясячелетие России» установлен в центре Новгородского детинца (Кремля) напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест

Монумент был открыт 154 года назад, 21 сентября (по старому стилю - 8 сентября) 1862 года, когда Великий Новгород на несколько дней стал центром политической жизни государства, почти столицей: Россия отмечала 1000-летний юбилей своей истории, и на торжества в Великий Новгород по случаю открытия памятника прибыли император Александр II с наследником и члены Императорского дома.

Памятник «Тясячелетие России» в Новгородском детинце (Кремле)

«Лаборатория по возрождению патриотизма»

Считается, что идея открытия памятника принадлежала самому императору - Александру II. Однако, как следует из исторических документов, отпраздновать 1000-летний юбилей России именно в Великом Новгороде и ознаменовать эту дату открытием монумента, на котором был бы увековечен первый российский правитель, князь Рюрик, предложил министр внутренних дел Сергей Ланской. Его предложение, озвученное в 1857 году, поддержал молодой царь Александр II. Вскоре был объявлен конкурс, а средства на создание памятника решили собирать «всем миром». Циркуляр о сборе пожертвований был разослан по всем губерниям. «После Крымской трагедии работа над этим монументом превратилась в лабораторию по возрождению патриотризма», - отмечали к 150-летней дате со дня открытия памятника в журнале «Историк» авторы статьи «Царь-памятник» Арсений Замостьянов и Ирина Савинова.


Новгородский детинец

Еще до создания монумента было решено установить его в Великом Новгороде, а именно - в центре Новгородского детинца (Кремля). Правда, на кремлёвской площади между Софийским собором и зданием Присутственных мест уже стоял памятник - новгородским ополченцам. Но, следуя пожеланию императора, его решено было вынести за пределы Кремля, перенеся на Софийскую площадь, к зданию Дворянского собрания. Возражений не последовало.

По «Повести временных лет» тысячелетний юбилей государства Российского надлежало праздновать в 1862 году. Конкурс на лучший проект памятника был объявлен за три года до торжеств, в 1859-м, при этом на подготовку проектов скульпторам отводилось всего шесть месяцев: с апреля по ноябрь. Условия были такие: на монументе в скульптурных группах должны быть отражены шесть периодов российской истории, при этом высота памятника не должна превышать 18 метров. Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, из 52 проектов отобрал три, но проект архитектора Антипова оказался несоразмерно большим для кремлёвской площади Новгорода, а проект академика Горностаева показался слишком аллегоричным. Задача же стояла в том, чтобы памятник был понятен как можно большему числу людей, ну и, конечно, чтобы производил впечатление.


Михаил Осипович Микешин. Русский художник и скульптор

Таковым оказался проект никому не известного 23-летнего недавнего выпускника Академии художеств Михаила Микешина - даже не скульптора, художника. Не имеющий опыта работы со скульптурой, Микешин попросил помочь с воплощением своей идеи ровесника, учащегося скульптурного класса Ивана Шрёдера. Тот вылепил уменьшенную модель памятника, а затем, всё еще посещая классы в Академии, создал и десять крупномасштабных статуй для самого монумента.

Держава на вечевом колоколе

Чем же привлек проект монумента, придуманный Михаилом Микешиным?


Монумент «Тясячелетие России» состоит из трех ярусов

Всеми, почти без исключения, было признано удачным общее решение памятника. Его силуэт представлял собой огромный шар-державу на постаменте в виде колокола. Он ассоциировался как с вечевым колоколом - символом новгородской истории, так и с атрибутами царской власти, напоминая собой и очертания шапки Мономаха. К тому же, визуально монумент делился на три уровня, что на языке скульптуры отражало формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

Вмещая 126 фигур, монумент при этом не получился громоздким: его высота, включая 3-метровый крест на державе, составила всего 15,7 метра. Решётка, фонари (всё это, как и все фигуры, отливалось в Санкт-Петербурге) и 100-тонный бронзовый памятник вписался в пейзаж Новгородского кремля даже с изяществом.


Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке (олицетворение православия) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России) - венчает композицию

Памятник тысячелетию России венчают две фигуры. Ангел с крестом в руке, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину - Россию. Держава с рельефным орнаментом из крестов опоясана надписью: «Свершившемуся тысячел?тію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго л?та 1862».

Средний ярус монумента - 17 «колоссальных» фигур, более трёх метров каждая, сгруппированные в шесть скульптурных сюжетов. Они символизируют ключевые периоды истории страны, согласно официальной историографии того времени: призвание Рюрика, крещение Руси, Куликовскую битву, самодержавие Ивана III, начало династии Романовых и образование империи при Петре I. Историки отмечают, что на памятник мог войти и седьмой сюжет - о победном завершении Отечественной войны 1812 года, тем более, что в 1862 году как раз отмечалось 50-летие изгнание французов. Однако из политических соображений напоминание об этом триумфе сочли преждевременным и неуместным.

Самый плотный ярус памятника - нижний. Там расположены горельефы 109 фигур, которые также объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители. Все фигуры одобрялись государем лично.


Скульптурная группа «Просветители» на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (31 фигура)

Россия без Грозного

Ожидаемо, что утверждение столь значительного перечня заняло долгое время. Первоначальный «список Микешина», до сих пор хранящийся в Российском государственном историческом архиве, к финалу работы над памятником претерпел существенные изменения. Самый громкий скандал разразился в связи с изображением Ивана Грозного. Погром 1570 года забывать и прощать царю никто в Новгороде не собирался. Ведь тогда опричники Ивана IV уничтожили с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей - точное число жертв назвать трудно, но оно могло достигать 15 тысяч человек при 30-тысячном населении Новгорода.

Зато в ряду военных людей и героев появилась жена новгородского посадника Борецкого - Марфа Посадница. Видимо, как дань уважения новгородцам и их вольнолюбию. На памятнике она склонила голову над разбитым вечевым колоколом.

Большие споры возникли и из-за фигуры поэта Тараса Шевченко. Первоначально его не было в списках по той простой причине, что памятники при жизни было ставить не принято, но 26 февраля 1861 года поэт скончался, и юный Микешин под воздействием одного из советников, историка Николая Костомарова решил, что Шевченко должен быть запечатлён на монументе. Но эта его поправка, как сказали бы сейчас, не прошла. Указание гласило, что «государь повелел изображение Гоголя, находящееся на Высочайше одобренном рисунке барельефа, сохранить, а Шевченки, допущенное произвольно, исключить».


Писатель Николай Васильевич Гоголь. Портрет кисти Фёдора Моллера. 1840-е

Из списков также были исключены поэты Алексей Кольцов (его то включали, то исключали) и Антиох Кантемир, флотоводец Фёдор Ушаков, актёр Иван Дмитриевский, нет на памятнике и знаменитых иконописцев - ни Андрея Рублева, ни Феофана Грека…

Тысячелетие в лицах

Кому же нашлось место на памятнике?

В скульптурной группе писателей и художников - 16 фигур. Этот ряд начинает Михаил Ломоносов, который вместе с Александром Кокориновым, Дмитрием Фонвизиным и Гавриилом Державиным слушают основателя русского драматического театра Фёдора Волкова. Завершает - композитор Дмитрий Бортнянский. Рядом с ним - художник Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.

Знаменитый баснописец Иван Крылов сидит рядом с Александром Грибоедовым, а над ними, склонившись, Николай Карамзин, Василий Жуковский и Николай Гнедич. Классики литературы Николай Гоголь, Михаил Лермонтов и Александр Пушкин на памятнике облачены в римские тоги: именно потому, что они - классики. При этом Пушкин кажется выше, чем стоящие с ним рядом Гоголь и Лермонтов, хотя в жизни он был ниже их ростом. Конечно, есть в этом и символический момент. Пушкин возвышается над их наклонёнными фигурами, как, по мнению публики второй половины XIX века, было значимей и творчество «нашего всего».


Кирилл и Мефодий. Современная икона

В ряду просветителей - 31 фигура. Он начинается с Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, к которым каждый год, в Дни славянской письменности и культуры, новгородцы приносят цветы. При этом часто получается, что цветы возлагают не столько к святым братьям, сколько на купель, над которой возвышается фигура Владимира-крестителя - он рядом с княгиней Ольгой. В этом же ряду - основатель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский и основатели других знаменитых обителей: Сергий Радонежский, Зосима Соловецкий. Митрополиты и епископы, патриарх Никон, Феофан Прокопович. И, конечно, Нестор Летописец, автор «Повести временных лет».

Государственные люди. Их на памятнике 26. Первыми стоят Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, за группой литовских князей (Гедимин, Ольгерд, Витовт) - Иван III. Фигуры литовских князей на памятнике появились неспроста: все трое боролись на стороне России против Польши, а в эти годы там обострились антироссийские выступления националистов. Кроме того, наличие фигур литовских князей на памятнике о тысячелетней истории России должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.


Кукша Печерский в скульптурной группе «Просветители» на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Ивана Грозного, как мы помним, на памятнике нет, но увековечена его первая жена, Анастасия Романова, а также его сподвижник Сильвестр. В группу деятелей эпохи правления Михаила и Алексея Романовых вошли патриархи Гермоген и Филарет, дипломаты Афанасий Ордин-Нащёкин и Артамон Матвеев. Петр Первый изображен с Яковом Долгоруким, а перед Екатериной II преклоняет колени Григорий Потёмкин. Рядом с императрицей и другие вельможи. За Александром I - Михаил Сперанский и Михаил Воронцов, а завершает этот ряд Николай I. Его фигуру отливали в самый последний момент, ведь и на счёт «предыдущего императора» не было однозначного мнения - не так много времени прошло с его кончины. Но окружение Александра II убедило его, что его батюшка на памятнике всё-таки должен быть.

Самый многочисленный ряд фигур на памятнике - «Военные люди и герои», 36 персонажей.

Это исторические деятели, великий князь Киевский Святослав, князья Мстистав Удалой, Даниил Галицкий, князь литовский и Псковский Довмонт. Здесь и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и Минин с Пожарским. Здесь и уже названная нами Марфа Борецкая, склонившаяся над разбитым вечевым колоколом. Есть на памятнике и украинский гетман Богдан Хмельницкий, и народный герой Иван Сусанин. И целый ряд знаменитых полководцев и флотоводцев: Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Алексей Орлов, Пётр Румянцев, Александр Суворов, Бурхард Миних, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Кутузов, Дмитрий Сенявин, Матвей Платов, Пётр Багратион, Иван Дибич, Иван Паскевич, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов и Павел Нахимов.

Картина

Создание памятника обошлось более чем в 500 тысяч рублей. Собранных народных средств, конечно, не хватило: почти 400 тысяч был добавлено из государственной казны. К церемонии открытия преобразился и сам провинциальный Новгород - он был отремонтирован и замощён заново.


Памятник «Тысячелетие России». 1862 го д

На трёхдневные торжества в город прибыло всё августейшее семейство, почти 12 тысяч солдат, а также просто зрители. Интересно, что императорская семья прибыла в Новгород по воде, ведь железнодорожное сообщение в те годы завершалось в Чудово, откуда добраться дальше было можно или по Волхову, или по почтовому тракту. Свидетели тех событий утверждают, что на три дня население Новгорода практически удвоилось.

Памятник Тысячелетию России открывали на второй день торжеств, 8 сентября. Эта дата была выбрана не случайно. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, - православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, 8 сентября отмечал свой день рождения наследник престола царевич Николай.


Богдан Виллевальде. Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 году

Утром 8 сентября 1862 года император с императрицей отстояли литургию в Софийском соборе Новгородского кремля, откуда затем крестным ходом проследовали к монументу.

Как свидетельствуют исторические хроники того дня, с памятника было снято покрывало, затем последовал салют из 62 пушек и военный парад. Эту церемонию спустя два года изобразил художник Богдан Виллевальде. Его картина под названием «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде» сейчас - особый экспонат в собрании Новгородского музея-заповедника. Она находится в здании Музея изобразительных искусств в здании Дворянского собрания и при подготовке 1150-летия российской государственности в 2012 году стала излюбленным полотном новгородского истеблишмента. У картины устраивали тематические брифинги для прессы, копию картины дарили высоким гостям, на создание подобной картины, но 150 лет спустя, объявляли конкурсы… К юбилейным торжествам 2012 года изображение картины Виллевальде было отпечатано на миллионе почтовых конвертов и на специальной юбилейной марке.

«Памятник - наш!»

Фашистским оккупантам, вошедшим в Новгород после ожесточённых боёв в августе 1941 года, памятник понравился. Как свидетельствует новгородский историк Виктор Смирнов, немецкие солдаты на его фоне с удовольствием фотографировались (в его книге «Памятник Государства Российского: тысячелетие в бронзе» есть такие снимки), а затем решили вывезти в Германию в качестве военного трофея. Для транспортировки памятник разломали на части, а в Кремль проложили узкоколейку, чтобы вывезти массивные фигуры. Но успели увезти лишь бронзовую решётку и фонари - 20 января 1944 года Новгород был освобождён.


Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 - 1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры

Вместо памятника освободителям предстало страшное зрелище: самого монумента уже практически не было, на пьедестале оставалась только нижняя половина шара-державы. Фигуры валялись в снегу на площади, многие при этом оказались испорченными. Некоторые небольшие детали (шпаги, мечи, посохи, щиты) пропали бесследно. Поруганное «Тысячелетие России» тут же взяли под круглосуточную охрану милиции, огородив колючей проволокой. Не дожидаясь указаний из Москвы, монумент решили восстанавливать немедленно. Не разрушенные коммуникации и сровненные с землёй дома, а памятник - символ России, ставший символом Новгорода. Недостающие бронзовые части монумента вновь отливали в северной столице, на ленинградских литейных заводах.

Памятник открыли во второй раз, не дожидаясь окончания войны, 2 ноября 1944 года. В фондах Новгородского музея-заповедника сохранились редкие кинокадры с этой скромной церемонии: на них вместилось почти всё население города, которое собралось у памятника в этот промозглый ноябрьский день. Очевидцы событий вспоминают, что электричества в городе ещё не было, памятник освещали светом автомобильных фар, а новгородские мальчишки восторженно кричали: «Памятник - наш!».


Памятник «Тясячелетие России» в Новгородском детинце
Иллюстрация: novgorodmuseum.ru

К 150-летию памятника и 1150-летию России в Великом Новгороде был объявлен конкурс по созданию «виртуального яруса» к знаменитому монументу.

Новгородцам предложили выбрать исторических деятелей, которые могли бы занять место на подобном памятнике спустя ещё полтора века. По итогам голосование первое место по числу упоминаний занял Юрий Гагарин, второе - Георгий Жуков, третье - Иосиф Сталин. Называли и Владимира Путина, и Сергея Мавроди, и Иосифа Бродского, и даже Д"Артаньяна, Алёшу Поповича и Андрея Аршавина. Словом, хорошо, что идея о виртуальном ярусе так и осталась виртуальной.

150 лет назад - 8 сентября 1862 года - в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов - и подлинных, и полуанекдотичных.

Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы - семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой - государь, олицетворяющий свою эпоху:

Рюрик - основание государства Российского в 862 году.

Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году.

Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году.

Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году.

Петр I - основание Российской империи.

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик... Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город - Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории... Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.

10 часто задаваемых вопросов о памятнике

1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?

На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

2. Почему памятник установили в Новгороде?

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

4. За что критиковали проект памятника?

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

5. Кто работал над памятником?

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.

6. Насколько дорогим был памятник?

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия. Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?

Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

9. Что было с памятником во время войны?

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов - все это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.

10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?

Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами. Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Технологически требовалась очень скрупулезная реставрация. Поэтому в своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным ученым, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Ангел и Россия. Первоначально планировалось изобразить двух ангелов. Но потом у художника Михаила Микешина родился образ России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин - «наше все» - над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь , художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и... Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада-шева - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута ? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин . Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Государственные люди:

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей.
17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.

Военные деятели и герои:

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут.
6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.

Просветители:

1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий. митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. митрополит Киевский. 15. Иона. митрополит Киевский. 16. Святой Савватий. 17. Святой Зосима. 18. Максим Грек. 19. Гурий. архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. архиепископ Новгородский. 26. Платон. митрополит Московский. 27. Иннокентий. архиепископ Херсонский и Таврический.

Писатели и художники:

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский


Фото Владимира Ештокина

В статье использованы материалы книги Виктора Смирнова «Памятник государства Российского»,
издательство «Вече», 2008 г.

Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде.

«БЛАГОВЕСТИТЬ ПОТОМКАМ»

В 1857 году комитет министров поставил на обсуждение вопрос о сооружении памятника «первому русскому государю Рюрику». Памятник в Новгороде должен был ознаменовать якобы исполнявшуюся в 1862 году тысячелетнюю дату существования Русского государства. Был объявлен конкурс. Оценку проектов было поручено произвести совету Академии художеств, состоявшему из маститых профессоров. К назначенному условиями конкурса сроку - к 1 ноября 1859 года - в жюри поступили 53 проекта от самых разных лиц. Лучшим был признан проект М.О. Микешина (молодой художник незадолго до этого окончил академию с Большой золотой медалью). Ему присудили первую премию - 4000 рублей. Архитекторы И.И. Горностаев и П.Е. Антипов получили второе и третье места и разделили пополам вторую премию.

После рассмотрения в совете академии проект Микешина был подан для утверждения царю. Идеологическая основа памятника - утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи. Памятник представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. У креста стоит коленопреклоненная женская фигура в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию. Вокруг шара-державы на постаменте расположены крупные фигуры видных деятелей, которые по замыслу автора должны были отразить основные периоды истории Российского государства.

Когда проект был утвержден Александром II, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника, так как Микешин не был скульптором и никогда ничего не лепил. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало М.О. Микешину и И.Н. Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью. Он успел вылепить всю модель в назначенный срок, в течение четырех месяцев, и получил полное одобрение за высокое качество ее исполнения.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения и публичных зданий заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку ее в гипcе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. Скульптурные группы Михаила Романова, князя Владимира и заказали известному скульптору академику Р.К. Залеману, фигуру Рюрика - академику П.С. Михайлову, Микешин и Шредер взяли на себя исполнение групп , Ивана III и верхний, венчающий монумент.

К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.
В течение 1860 года производилась заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Потом началась закладка фундамента памятника. Открытие памятника было назначено на 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1862 года. К нему готовились как к большому торжеству. В город прибыли войска, представители знати и других сословий, а 7 сентября на пароходе по Волхову прибыл в Новгород Александр II с семьей и приближенными. Открытие монумента, который по замыслу автора должен был «благовестить потомкам о героическом прошлом России», закончилось военным парадом. Вечером в городе происходили «народные гуляния». Монумент получился внушителен по размерам: высота его - 15,7 метра, диаметр гранитного постамента - 9 метров, высота скульптурных групп - 3,7 метра, высота фриза на пьедестале - около 1,5 метра, длина - около 27 метров, вес бронзового литья 65,5 тонны. На памятнике размещены 129 фигур.

МИКЕШИН

Три монумента, созданные по проектам М.О. Микешина, известны практически любому образованному человеку. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге находится величественный памятник Екатерине II, который на удивление пощадили комиссары от агитпропа в период реализации ленинского плана революционной пропаганды в изобразительном искусстве. Несмотря на виток «самостийности» на Украине, памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева по-прежнему символизирует непреложный исторический факт воссоединения Украины с Россией в далеком 1654 году. Безусловным лидером популярности среди микешинских скульптурных произведений можно считать памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Михаил Осипович Микешин родился 9 (21 н. ст.) февраля 1835 года в селе Максимкове Рославльского уезда Смоленской губернии. Его родители принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Отец - мелкопоместный помещик, исполнявший должность соляного пристава, Осип (Иосиф) Егорович Микешин - был партизаном в отряде Фигнера, награжден именными часами. Мать Анна Дмитриевна, урожденная Бартошевич (знатный польский род), в детстве рассказывала сыну об эпизодах военных действий на территории уезда, свидетелем которых ей довелось стать. На основе ярких детских воспоминаний впоследствии Михаилом Микешиным был создан рисунок «Дети ведут пленного француза».

В середине XIX века в возрасте 16 лет начал работать чертежником на строительстве участка Московско-Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. Здесь он познакомился с правительственным контрагентом, смоленским помещиком А.А. Вонлярлярским, покровителем людей искусства, писателем, владельцем усадьбы Вонлярово под Смоленском. Пораженный художественным талантом юноши, известный меценат отправил его на свои средства обучаться живописи в Санкт-Петербург, в Академию художеств.

Профессиональный дебют его оказался весьма удачным. После первого года обучения его студенческая работа «Лейб-гусары у водопоя», представленная на ежегодной академической выставке, понравилась императору Николаю I, была удостоена малой серебряной медали и куплена в царскую коллекцию. В последующие годы он уверенно получал за свои работы все академические награды по нарастающей. С отличием окончил Академию художеств в 1858 году, получив большую золотую медаль за историческое батальное полотно «Въезд графа Тилли в Магдебург».

Поскольку еще в студенческие годы творчество М.О. Микешина привлекло внимание императорского двора, ему стали поступать хорошо оплачиваемые заказы, в том числе от членов царствующей семьи, и его пригласили для преподавания основ рисования великим княжнам Марии и Евгении Максимилиановнам…

Первый же памятник по проекту М.О. Микешина принес его автору всероссийскую известность. Новоиспеченный скульптор получил в награду орден Владимира и право на пожизненную пенсию, что явилось зримым свидетельством безоговорочного официального признания заслуг М.О. Микешина перед Отечеством. В 1869 году, к своему 35-летию, получил звание академика.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на, казалось бы, всеобщее признание, критика демократического толка, будучи против самой идеи установки подобного памятника, вовсе не одобрила его. В частности, известный критик того времени В.В. Стасов охарактеризовал его как монумент русскому самодержавию, не увидев в нем никаких художественных достоинств.

Прошли годы, полтора столетия минуло с момента открытия памятника, чья судьба не была за этот долгий период простой. Все более он воспринимается потомками в первую очередь как выдающийся монументальный символ великой исторической миссии России.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ РУСИ

Памятник «Тысячелетие России» напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Огромный шар по периметру украшает надпись, сделанная славянской вязью «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862». На державе помещена скульптурная группа: ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России). Вокруг шара расположено шесть скульптурных групп (17 фигур), каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского:

1. Основание российского государства . С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме, со щитом в руке, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: «Лета 6370». (До Петровского времени летосчисление в России велось от «сотворения мира», по современному календарю это 862 год - дата призвания Рюрика в Новгород).

2. Крещение Руси. Князь Владимир (обращен на юг) стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом. Перед ним расположен славянин, низвергающий статую языческого божества Перуна. Сзади - женщина, протягивающая князю ребенка.

3. Начало освобождения от татаро-монгольского ига. На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.

4. Основание самодержавия . Группа Ивана III, знаменует становление Русского централизованного государства. Иван III (обращен на восток) стоит в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом.
На заднем плане помещена фигура сибиряка - символ начавшегося освоения Сибири.

5. Начало династии Романовых . Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.

6. Образование Российской империи (1721). На север, в сторону будущего Санкт-Петербурга обращена фигура Петра I, увенчанного лавровым венком, со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ побед и великого значения осуществленных реформ. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:

1. Отдел «Просветители» (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.

2. Отдел «Государственные люди » (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.

3. Отдел «Военные люди» (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Барклай-де-Толли, Багратион, адмирал Нахимов и др.

4. Отдел «Писатели художники» (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

ВОССЛАВИВШИЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Нацистский генерал фон Герцог, командир 291-й пехотной дивизии из состава 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию. Зимой 1943-1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и даже проложили специальную узкоколейку от новгородского кремля до вокзала. Но прежде чем 20 января 1944 г. город был освобожден советскими войсками, грабители успели увезти лишь бронзовую решетку работы профессора Боссе и художественные фонари, окружавшие памятник. Войдя в город 20 января 1944 года, советские солдаты увидели печальную картину: монумент представлял собой абсолютно голый пьедестал, на котором сохранилась только нижняя половина шара-державы. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно мертвые воины на поле боя. Многие части памятника были искорежены: трехметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли. Уже ко 2 ноября 1944 года в числе первых объектов Великого Новгорода памятник был полностью восстановлен. Вскоре состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия». Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела...
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот...

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.

Павел Шубин, поэт-фронтовик

Литература:

Связанные материалы:

Александр Невский

Великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада. Если на этом направлении Александр Невский действовал как воин, то в отношениях с Востоком он был дипломатом, который сумел сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Русской Православной Церковью канонизирован как святой.

Иван Сусанин

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

2 Комментария

Земцов Антон Вячеславович / CEO zemant.com | Член РВИО

Празднование 1000-летия Руси не в Новгороде, а в Великом Новгороде. Именно отсюда началась государственность России.
Полное название: Свободный и Ганзейский Господин Государь Великий Новгород. Хольмгард (Holmgard) по-скандинавски, Словенск по-старославянски, ас-Славийа по-арабски, Немогард по-древнегречески, Naugard по-древненемецки.

Да, нас резали. Нас резали московиты в в союзе с татарами, нас резали шведы, нас резали немцы. Последние смогли переплюнуть даже Ваньку Грозного с опричниками, оставив от нашего города 40 КОРОБОК домов и несколько десятков жителей. Конечно и здесь им резать новгородев помогла уже советская власть во главе с Джугашвили. После войны правда опомнились и решили городу разок дать набрать воздуха в грудь, это в середине-конце XX века. Хотя особо развитием города всё равно не занимались. Конечно, ведь лучше проводить индустриализацию для братского украинского народа, чем в этом русском захолустье. Ну а в XXI веке святое дело спонсировать Чеченскую республику, строить там небоскрёбы и мечети, тратить миллиарды и миллиарды бюджетных рублей. Ведь они победили в 1-й чеченкой войне, не то что эти новгородцы никчёмные.

Вот так всегда и жили, от одного массового убийства новгородцев до следующего массового убийства новгородцев. Зачем нам Великий Новгород, да, скажете вы? Даже когда Пётр I отбил ОБРАТНО исконные новгородские земли у Невы, вы пафосно сказали "прорубил окно в Европу" или вот ещё "завоевал выход к Балтийскому морю". Новгородцы над такими словосочетаниями ухахатываются.
Москвичи, вы русские? Если вы русские, то вы всерьёз считаете, что у Русских не было выхода к Балтийскому Морю? До того, как шведы их на 100 лет оттяпали естественно. Кстати, шведы так легко оттяпали те земли благодаря всё тому же Ваньке Грозному, который, (нам не привыкать) убил потенциальных защитников тех земель. Убил Тысячи потенциальных воинов-защитников новгородцев. Кстати не удивительно, что его Род вскоре пресёкся. Это вам на будущее, Москвичи.

Вы, москвичи, наверное думаете, что Москва появилась благодаря колонизационной деятельности Киевского князя Юрия Долгорукого, что ваши корни в Киеве, и как вас учил товарищ Сталин в некой "кыевской Руси"? Так вот, сперва вспомните о таком месте, которое именуется "Жданая гора". Может тогда хоть что то начнёте соображать в истории.

Ну а если уроки истории учить вы не начнёте, то пускай вас и дальше Галичина и Западная Украина (которым своего рода повезло находится в составе государств, которые поголовно не вырезали своё население) именуют москалями, кацапами и ненавидят на чисто физиологическом уровне. А вы и дальше продавайте ресурсы вашей территории по-дешёвке, стройте стадионы, небоскрёбы и мечети Чечне, Татарстану и прочим. Продолжайте именовать Великий Новгород, просто "Новгородом", продолжайте путать его с "Нижним" и продолжайте не указывать его на картах, когда рассказываете о погоде на вашем ТВ. У вас это называется "многонациональная страна".

Хочу что бы вы перестали ВРАТЬ только по одному вопросу. Не надо вешать людям лапшу на уши насчёт Старой Ладоги.
Изучите, что такое Городок на Маяте, что такое Любшанская крепость, что такое Гюриково Городище и кто такое ильменские словене - хозяева и основатели всего этого.
Поймите, если вы привыкли быть рабами, как племена вятичей и полян, которые платили дань хазарскому каганату, то ильменские словене-будущие новгородцы, всегда воевали.
Любшанская крепость основана ильменскими словенами задолго до возникновения Старой Ладоги, которую после словен основали викинги с острова Готланд. Именно в этом равноправном контакте славян и германцев-викингов и заложен фундамент нашей государственности.

Kozlova Victoria

Это памятник Тысячелетия Крещения Руси в виде креста и колокола -Русь крестили в 862 году

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:


призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

Практически не прекращается в России война с памятниками (да что в России - в США тоже воюют и прямо сейчас). В разные времена и разные годы это были разные персоны, которых сносили, потом ставили, а потом опять сносили. Лично я сторонник того, что любое историческое лицо, попавшее в историю страны может быть отмечено в виде памятника. Персона была - памятник это показывает. А потом уже к ним будут подходить разные группы людей и им будут рассказывать разные версии истории и отношений у этим людям, т.к. единой утвержденной истории не будет никогда.

А вот знали ли вы, что на памятнике установленном в Новгороде еще в 1861 году на тему «Тысячелетие России» нет одного из очень ярких исторических персонажей России. Вы его точно знаете.

Угадали кого?

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.


Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части - ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного - одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты...

Ну, а про самого Ивана Грозного есть и такие мнения: утверждение о том, что или вот например , ну и про

Если интересно узнать про другие сюжеты на памятнике, то это можно почитать здесь: Памятник тысячелетие России в Великом Новгороде . Интересная статья и там есть картина с торжественного открытия плюс 3d панорама того, как все выглядит вокруг.

Можно ли ставить памятники все персонам российской истории?

Да, всем кто значительно отметился в российской истории можно ставить памятники

8 (38.1 % )



Рассказать друзьям