Живописный стиль у пиросмани 11 букв. Фантастическая история любви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

10.08.2010 - 17:43

Знаменитая песня «Миллион алых роз», которую вслед за Аллой Пугачевой распевало все население бывшего СССР, написана на основе красивой легенды о художнике, который так полюбил одну актрису, что «продал картины и кров и на все деньги купил целое море цветов». Звали этого нищего и влюбленного художника Нико Пиросмани…

Мечтательный кондуктор

Николай Пиросманишвили (позже друзья сократили его фамилию до Пиросмани) родился в 1862 году в грузинской области Кахетии, в бедной крестьянской семье.

Нужда и болезни свели в могилу отца, а за ним умерла и мать. Нико и две его сестры остались сиротами. Они решили перебраться в Тифлис, но в столице не нашли себе счастья и вернулись в родное село.

Он с интересом стал присматриваться к работе странствующих художников, которые расписывали стены духанов и лавок, малевали вывески. Часто Нико подходил к ним и вел степенную беседу о тонкостях художественного мастерства. Именно этими беседами и наблюдениями и окончилось все его художественное образование.

В начале 80-х годов Нико решил опять перебраться в Тифлис. Юноша перебивался случайными заработками, питался чем попало и жил по разным углам.

Путем невероятных усилий он накопил совсем немного денег и открыл живописную мастерскую - решил рисовать вывески для многочисленных тифлисских торговцев. Но в столице существовал могущественный цех живописцев и конкурировать с ним оказалось очень сложно - Нико прогорел. Юноша, чтобы не умереть с голоду, устроился железнодорожным кондуктором. Эта работа требовала ответственности и исполнительности, а мечтательный Нико этими качествами отнюдь не отличался. И начальство наказывало его рублем - из 15 рублей своего жалования редко-редко Пиросманишвили удавалось получить хотя бы рублей 6.

Нико при этом продолжал рисовать свои картины, пытаясь выразить то, что творится в его душе. Но денег на холсты и краски не было, и Нико изготовлял краски своими руками, а вместо холстов использовал дешевую черную клеенку. Для творчества сил оставалось мало, ибо служба отнимала очень много времени. 4 года прослужил Пиросманишвили на железной дороге, занимаясь делом, совершенно чуждым его желаниям и интересам, пока все же не был уволен с выходным пособием в 45 рублей.

Актриса Маргарита

Нико к тому времени уже исполнилось 30 лет. Все его ровесники более-менее устроили свои жизни - хорошие семьи, дома, достаток. А кто он? Нищий, одинокий, бездомный, живущий в мире своих грез и фантазий… Пиросманишвили решил всерьез переменить жизнь. Собрав по друзьям и знакомым немного денег, он решил открыть собственную молочную лавку. К удивлению окружающих, дела у Нико пошли совсем неплохо. Он закупал у крестьян продукты, а тифлисcцы потянулись в его уютную лавочку, на вывеске которой хозяин самолично нарисовал двух коров - черную и белую.

Несколько лет Пиросманишвили успешно вел торговлю, после чего все же разорился. Точно не установлено, почему произошел крах, но, вероятней всего, дело было в любви…

Достоверно известно, что в 1905 году в Тифлис приехала на гастроли некая французская актриса по имени Маргарита, в которую влюбился впечатлительный торговец Пиросманишвили. Год прожила она в Грузии, и после ее отъезда остался портрет «Актриса Маргарита» и разорившийся лавочник Нико Пиросманишвили. Согласно легендам, влюбленный и пылкий грузин продал свое дело, чтобы подарить любимой женщине «море цветов». Причем, легкомысленная француженка так и не ответила Нико взаимностью и отправилась восвояси.

Неизвестно, правда это или нет, но к 1906 году Нико Пиросманишвили опять остался без работы, денег и крова. Он превратился в бездомного бродягу, который перебирался из духана в духан, ища заказчика новых вывесок. За еду и выпивку он порой расплачивался своими картинами, которые владельцы заведений брали с большой неохотой, считая их бездарной мазней.

Спал он в различных каморках и углах, на голых досках. Весь свой скарб он носил с собой - ящичек с самодельными красками и рулон знаменитой черной клеенки.

Он много рисовал в эти годы. Излюбленными темами для его картин были пейзажи, в основном сельские - душой Нико стремился к родным местам. Любил он и богатые натюрморты и изображение веселых пирушек - вечно голодный художник рисовал редкие фрукты и невиданные яства…

Смерть в подвале

В 1912 году в судьбе Нико Пиросмани едва не случился серьезный перелом. В Тифлис приехали знаменитые художники и поэты братья Зданевичи. В каком-то духане они увидели несколько работ Нико и пришли от них в неописуемый восторг. Они бросились разыскивать по Тифлису нищего художника, купили у него несколько картин и привезли их в Москву. Здесь работы грузинского самородка были показаны на выставке авангардистов. В Москве заговорили о необычном таланте, посвящали ему статьи, ожесточенно спорили в гостиных и салонах.

Слух о триумфе Пиросмани дошел и до Тифлиса. Местные маститые художники решили взглянуть на новоявленного гения и позвали Нико на заседание Грузинского художественного общества. Здесь Пиросмани произнес первую и последнюю свою официальную речь: «Посреди города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, поставим самовар, будем пить чай, говорить о живописи и об искусстве».

Из-за своей наивности Пиросмани и пострадал. Будучи добрым и честным человеком, он полагал, что все вокруг будут рады его успеху в Москве. Но спустя две недели в местной газете появилась карикатура, которая разбила сердце немолодого уже художника. Пиросмани был изображен с кистью в руках, рядом со своей картиной. Около него стоял критик и говорил: «Тебе нужно учиться, братец!.. Лет через двадцать из тебя выйдет хороший художник, вот тогда мы пошлем тебя на выставку молодых». Пиросмани был уязвлен в самое сердце этой насмешкой и абсолютно потерял веру в себя. Последней каплей стало то, как злорадно и бурно обсуждали его друзья эту карикатуру.

Пирсомани перестал общаться с людьми, писать картины. Целыми днями он сидел с бутылкой вина и бормотал: «Этот мир с тобой не дружен, в этом мире ты не нужен».

С тех пор Пиросмани уже почти не приходил в себя. Он очень много пил, забывался, не узнавал знакомых, разговаривал сам с собой, не писал картин, подолгу исчезал куда-то из Тифлиса. В 1918 году он в последний раз появился в столице. Грузию в то время сотрясали жуткие катаклизмы, у людей не было работы, денег на еду, и художника никто не мог подкормить даже куском хлеба.

Он жил в подвале, спал на каменном полу, прикрываясь своими жалкими лохмотьями. Как-то соседи заметили, что он не вылезал из своего подвала несколько дней. Они вытащили еле живого Нико и отвезли в больницу, где той же ночью он скончался. Его похоронили на кладбище в углу для бездомных и безродных…

Так скончался великий художник Нико Пиросманишвили. Спустя годы после его смерти он обрел настоящую славу. Каждое из полотен Нико, нарисованное дешевым красками на черной клеенке, нынче оценивается в миллионы долларов…

  • 4103 просмотра

) в крестьянской семье , четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого - мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами он провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, а потом в Тифлисе , куда вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым переехал в середине 1870-х годов. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии , затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили . В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание . Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего». До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, - на простой клеёнке, снятой со столика.

Клеёнки были чёрные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.

Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.

Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы , близкие к кругу Михаила Ларионова - братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи , а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю . Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой , были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники

(1862-1918) грузинский художник

Творчество талантливого грузинского живописца Нико Пиросмани стало известно широкой публике незадолго до его смерти. Однако и после этого для всех старых и новых поклонников искусства Пиросмани сам художник оставался загадочной личностью, жизнь которого не поддавалась никаким привычным объяснениям, как и его удивительное искусство. Он писал по-детски наивные и трогательные картины, которые в то же время обладали очень глубоким смыслом.

Нико Пиросмани никогда не учился живописи, он писал свои картины так, как умел. Но когда их увидели специалисты, они признали картины гениальными. Так же интуитивно Пиросмани выбрал и свой стиль, который шел от традиций национальной самобытной культуры его родины. В европейском искусстве этот стиль получил название примитивизм.

Пиросмани в основном писал то, что видел собственными глазами, но изображенный на его картинах реальный мир кажется загадочным и поэтичным. В нем есть что-то от древней магии, полной таинственной глубины и недосказанности.

Нико Пиросмани родился в кахетинском селе Мирзаани в семье бедного крестьянина Аслана Пиросманишвили, который трудился от зари до зари и никак не мог выбраться из нужды.

Надо сказать, что еще при жизни художника вокруг его имени было много легенд, которые умножились после его странной смерти. Все бумаги и записи художника пропали, да, впрочем, сам о себе он никогда и не писал. Поэтому все сведения о нем записаны со слов людей, когда-то его знавших, но они страдают неточностью, так как каждый опрошенный имел о художнике свое представление, но мало что знал о его настоящей жизни. Все, что теперь известно о Пиросмани, собрано буквально по крупицам, так же, как и его картины, которые теперь можно увидеть на самых престижных выставках.

Маленький Нико помогал семье как мог, в основном пас овец на зеленых лугах и склонах окружавших село Гамборских гор. В раннем детстве ему пришлось пережить большое несчастье. Один за другим умерли отец, мать, брат и старшая сестра, и мальчик остался один. Каким-то образом он попал в Тбилиси в дом дворян Калантаровых, где гкил на правах дальнего родственника и рос вместе с дворянскими детьми. Хотя на самом деле никаким родственником дворянам мальчик не приходился. Сохранились сведения о том, что его отец когда-то смотрел за их виноградниками, и Калантаровы не оставили мальчика, когда тот оказался сиротой.

В их доме Нико научился грузинской и русской грамоте, любил читать и рисовать. Однако чем взрослее он становился, тем больше ощущал свое зависимое положение. Очевидно, поэтому он часто уединялся, впадал в задумчивость, и знавшие его люди отмечали, что он казался им не от мира сего.

Нико пытался устроиться на работу и нанялся учеником в типографию, но через год ушел оттуда. Ему хотелось учиться рисованию, однако на это не было денег, а скоро Пиросмани и вовсе оказался на улице без гроша в кармане. Он начал рисовать вывески и, скопив немного денег, открыл мастерскую, надеясь заработать средства на учебу. Но зака-зов было так мало, что мастерскую пришлось закрыть.

Последующие четыре года Пиросмани работал тормозным кондуктором на железной дороге, но вконец подорвал здоровье, и в 1894 году ему пришлось оставить и эту работу. Он пытался заняться и торговлей, открыв на собранные друзьями деньги и на пособие от железной дороги молочную лавку. Однако Вскоре охладел к этому делу и все время проводил в тифлисских духанах, чем вызвал недовольство своего компаньона.

Разорившись окончательно, Пиросмани теперь уже пол-ностью посвятил себя живописи. У художника не было постоянного места жительства, и он в основном жил в духанах, расплачиваясь за ночлег и еду своими картинами, которые рисовал по заказам посетителей. Одно время Пиросмани приютил духанщик Бего Яксиев, который называл его своим «придворным живописцем». Он потом рассказывал, что Пиросмани с большим воодушевлением встретил известие о революции 1905 года, ходил на митинги и радовался как ребенок. Однако причина такой революционной активности художника объяснялась просто. Тот же Бего вспоминал, как Пиросмани говорил: «С этим покончено, теперь не будут дознаваться, кто я, почему здесь!»

Художник мечтал обрести полную свободу и жить так, как ему нравилось. Он отказывался от любых предложений как-то устроить свою жизнь, наняться на работу и повторял: «Кандалов надеть на себя не могу».

В те времена в Тифлисе было очень много разных увеселительных заведений. Там обычно Пиросмани и обитал. Присутствующие радостно приветствовали его появление в духанах, наперебой приглашали за свои столы, предлагали выпить вина. Художник обычно вежливо отказывался от угощения и садился в уголке за отдельный стол. Однако его и здесь не оставляли в покое. Хозяин просил Пиросмани нарисовать кого-нибудь из гостей, тогда художник открывал свой чемоданчик, вытаскивал оттуда кисти и тюбики, вешал на стене кусок черной клеенки и принимался за работу.

Пиросмани выполнил на клеенке многие свои работы, открыв для себя ее большие возможности как материала для живописи. Он также писал на жести, картоне, холсте и линолеуме, но из всех материалов предпочитал клеенку. Пиросмани заметил, что на клеенке цвета получаются гораздо чище и насыщеннее, а красочный слой прочнее. Выполненные на клеенке картины хорошо сохранились и до наших дней.

Художник работал быстро, без всяких эскизов и предварительных зарисовок. Часто его еще подгонял какой-нибудь нетерпеливый клиент. Но Пиросмани не терпел, когда ему мешали рисовать, диктуя свои условия. Тогда он бросал работу и убегал.

Кроме картин, художник рисовал и фрески, но они до наших дней не сохранились. Зато картины Пиросмани висели во многих тифлисских духанах и в бедных домах. Художник рисовал портреты посетителей духанов, часто они просили прийти к ним домой и нарисовать их домочадцев. Много рисовал он и животных в подарок детям. Пиросмани редко продавал свои картины, чаще дарил их или просил сущую мелочь на краски и материал, хотя его картины уже тогда стоили немалых денег.

Такая неустроенная жизнь, какую вел художник, конечно, отражалась на его физическом здоровье и на психике.

Но как бы то ни было, в начале XX века художник уже пользовался огромной популярностью в Тифлисе. В 1912 году

его картины увидели специалисты и были просто ошеломлены его талантом. Это случилось, когда в Гифлис из Петербурга приехали на каникулы студенты братья Илья и Кирилл Зданевичи и молодой талшггливый художник Мишель Лё-Дантю.

Молодые люди узнали, что заинтересовавшие их картины написал Нико Пиросмани, которого они вскоре нашли на Молоканской улице (теперь она носит имя Пиросмани). Художник кистью выводил надпись «Молочная». Он был в рваном черном пиджаке и мягкой фетровой шляпе, высокого роста, спокойный и независимый, но, как им показалось, с некоторой затаенной горечью в общении.

С этого времени имя Нико Пиросмани стало знаменитым. Молодые ценители искусства составили список картин художника и приобрели некоторые из них. В том же году появилась статья И. Зданевича о гениальном художнике-самоучке. Мишель Лё-Дантю сделал доклад о творчестве Пиросмани и показал две его картины. Они произвели среди московских любителей искусства настоящую сенсацию. Статья Лё-Дантю о Пиросмани была также напечатана в одной из парижских газет. Его картины были показаны на выставке в Москве, позже братья Зданевичи устроили его персональную выставку и в Тифлисе, а сам Пиросмани стал членом Общества грузинских художников. В 1916 году его пригласили на заседание Общества, в газете напечатали фотопортрет художника и репродукцию одной из его картин.

Казалось бы, признание и шумная слава должны были изменить жизнь Пиросмани. Но этого не произошло: он продолжал жить как жил раньше, находя приют в духанах или в домах своих клиентов. Иногда молодые художники передавали ему деньги, чтобы хоть как-то помочь.

Последним видел Пиросмани молодой художник Ладо Гудиашвили, который нашел его в темном чулане, под лестницей, изнуренного и неузнаваемого. Однако он все еще продолжал работать. Тогда Пиросмани и сказал ему: «В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше досталось горьких».

Скоро Пиросмани не стало. Его сосед, бедный сапожник, случайно заглянул к художнику и нашел его лежащим на полу в сыром подвале. Оказалось, что он пролежал так три дня. Сосед отправил Пиросмани в больницу, где тот вскоре и умер. Однако до сих пор неизвестна точная дата смерти Нико Пиросмани и никто не знает, где находится его могила.

Уже после смерти художника слава о нем распространилась по всему миру. Началось серьезное изучение творческого наследия Пиросмани, а его картины экспонируются на выставках рядом с произведениями других знаменитых художников. Выставки картин Пиросмани неоднократно проходили и в Москве, и многие люди с изумлением открывали для себя его удивительное искусство.

Известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель Примитивизма.


Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани , единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.


В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: «Семь пятниц на неделе», «Не от мира сего»

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке. Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.


Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова - братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили , а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.

Легенды о знакомстве Пиросманашвили с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите, пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.

Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.

Творчество

Существенная часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили , у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены предствляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы - «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Нико Пиросмани - художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, - это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении - как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника - бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани - художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» - это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы - виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья - попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,


Рассказать друзьям