Саксофон краткая информация 5 предложений. Саксофон - история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Человека на протяжении всей его жизни сопровождает музыка. Музыка бывает разной: кто-то склонен к импровизации джаза, кто-то любит вечную классическую музыку, а кто-то предпочитает банальную «попсу». Одним словом, сколько людей, столько и музыкальных пристрастий. Помимо этого, существует и огромное количество музыкальных инструментов. И об одном из них, мы и хотим вам рассказать.

Саксофон является достаточно молодым музыкальным инструментом, который был изобретен в 1842 году Адольфом Саксом, бельгийским музыкальным мастером. Сакс к тому времени был уже довольно известным музыкальным мастером и имел несколько патентов. Своей деятельностью он занимался в мастерской своего отца и искал возможность устранить различия в интонациях медных и деревянных духовых инструментов. Сакс, в виде основы использовав кларнет, заменил корпус, выполненный из дерева, на металлический корпус, при этом немного изменив устройство мундштука. К низу он сделал инструмент расширяющийся, и оснастил его более удобной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Представителей духовых военных оркестров сразу заинтересовал новый музыкальный инструмент. Вскоре, Гектор Берлиоз – знаменитый композитор в парижской газете «Journal des Debats» публикует статью, которая полностью посвящается новейшему музыкальному инструменту. Именно он и дал название «Саксофон». Сам Берлиоз пишет новое произведение для саксофона, и уже через малый промежуток времени это новшество звучит впервые в составе оперного оркестра на премьере оперы «Последний царь Иудей» — Жоржа Кастнера.

В 1845 году вместе с другими разработками Адольфа Сакса – саксотрубами и саксогоранми, вытесняют из французских духовых военных оркестров такие музыкальные инструменты, как фагот, гобой и валторна.
Сакс, в 1846 году получает патент на создание целого «семейства» этого музыкального инструмента.

Великий мастер, незадолго до своей смерти проиграл судебный процесс, в котором его обвинили в плагиате. Производство его признали банкротом, и в результате, великий и талантливый музыкальный мастер ушел из жизни в нищете. На долгие годы саксофон был забыт людьми, пока его американские музыканты «не воскресили», превратив саксофон в ведущий инструмент джаза.

Так, что собой представляет саксофон? Как мы уже говорили выше, изготавливается он из металла, и состоит из трех основных частей: это корпус, раструба и эса. Мундштук, который является основным предметом звукоизвлечения, который крепится на эс. Сам мундштук состоит из корпуса, который изготавливается из металла, эбонита, трости, пластика или бамбука. При помощи «машинки», то есть приспособления с одним или двумя винтами, крепится к мундштуку трость. В основном, так называемые «машинки», изготавливаются из металла, но и иногда используют и кожаные.

Создателем этого чудного инструмента считают выдающегося франко-бельгийского инструментального мастера Адольфа Сакса. Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми.

Инструмент, который бы был способен сочетать тембры меди и дерева, как нельзя кстати пригодился бы для несовершенных на то время военно-духовных оркестров Франции. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил прибегнуть к новому принципу построения: он соединяет коническую трубу с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из метала. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S. Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых военных оркестров. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели. Но, нельзя упустить тот факт, что сила звука саксофона во много раз превышает силу звука, издаваемую кларнетом.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался оперный с симфоническим оркестры. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Интересно, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Если и вы решили научиться играть на легендарном инструменте, трости для альт саксофона купить вам будут просто необходимы. Обратитесь к профессионалам в Магазин музыкальных инструментов duhoviki.ru, там вам помогут выбрать то, что нужно из всего многообразия предложений.

История саксофона, знакового символа джазовой музыки, не теряется в веках, как происхождение многих других музыкальных инструментов. Первый саксофон был создан бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в 1842 году, а запатентовано изобретение было четыре года спустя.
Первоначально название инструмента было неблагозвучным – «мундштучный офиклеид», но спустя несколько лет талантливый композитор и журналист предложил более яркий вариант названия инструмента, который покорил весь музыкальный мир, — «саксофон». Будучи близким другом изобретателя, Берлиоз посвятил новому инструменту несколько статей, и помог обрести саксофону первую известность. Кроме того, Берлиоз стал первым композитором, написавшим произведение с участием саксофона – хорал для голоса и шести духовых инструментов.
«Пиар» Берлиоза и возможности инструмента дали свои плоды – уже через десятилетие он становится полноправным членом духового оркестра, изредка используется в симфонических сочинениях. Но триумфальным для саксофона становится XX век и возникновение джазовой музыки.

По классификации инструмент является этакой «ловушкой для двоечников»: не имея деревянных деталей, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
Саксофон представляет собой коническую трубку из специальных сплавов (томпак, сплав меди и цинка, либо пакфонг, сплав меди, цинка и никеля). Для компактности трубка саксофона, как правило, изогнута. Основные составные части: раструб, корпус, «эска» (тонкая трубка – продолжение корпуса).
На эску насаживается мундштук из черного эбонита или пластика (иногда металла), сконструированный наподобие мундштука кларнета. В зависимости от музыкального направления и партии в произведении могут использоваться разные мундштуки, различающиеся между собой по размеру и длине выемки.
Звукообразующим элементом саксофона является трость, или язычок, которая также схожа с язычком кларнета. Изготавливается трость из камыша либо из синтетических материалов. Трость крепится к мундштуку с помощью лигатуры – специального приспособления, представляющего собой хомутик с двумя винтами.
Инструмент имеет сложную систему клапанов, закрывающих (открывающих) отверстия в корпусе. Количество клапанов варьируется от 19 до 22 в зависимости от типа инструмента.

Семейство саксофонов

Адольф Сакс сконструировал четырнадцать моделей инструмента. В настоящее время используется семь основных моделей семейства саксофонов:

Кроме указанных в таблице разновидностей, в существуют саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и другие, но производятся они в единичных экземплярах и широко в музыке не применяются.
Чаще в музыке используются сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны:


Практически все саксофоны – транспонирующие инструменты, т.е. ноты, исполняемые на инструменте, отличаются от написанных. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи бемоль).
Диапазон саксофона покрывает две с половиной октавы и насчитывает три регистра: низкий, средний и высокий. В некоторых современных композициях применяется «фальцетный» регистр, позволяющий достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон и джаз

Мы не станем умалять роль саксофона в классической музыке, инструмент действительно часто используется в оперных сочинениях, без него не обходится практически ни один духовой оркестр. Но по-настоящему всемирную популярность саксофон обрел в джазовой музыке.
Специфичное звучание инструмента, его выразительные возможности, потенциал для импровизации лучше всего подошли для нового музыкального стиля, зародившегося в Соединенных Штатах в конце XIX века. Уже к 1920 году Штаты, словами одного из музыкальных критиков, поразила «саксофономания». Поражала как скорость распространения инструмента, так и масштабы производства инструмента.
В 30-х годах XX века в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, состав бигбэнда включал пять саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако численность могла варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). В современной джазовой музыке саксофон продолжает играть ведущую роль.
Среди выдающихся саксофонистов XX-XXI – Лестер Янг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Пол Дезмонд, Орнетт Коулман, Джерри Маллиген, Брэнфорд Марсалис, Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, Бад Шенк, Фил Вудс и множество других великолепных исполнителей.
Джазовая музыка в России также представлена целой плеядой прекрасных саксофонистов, достаточно вспомнить такие имена, как Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин.



Рассказать друзьям