В каком году был изобретен саксофон. Саксофон - история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Саксофон снаряжен довольно сложной конструкцией. Механизм клапанов имеет сложную структуру — все продуманно до мелочей. Всего на саксофоне 19-22 клапана — зависит от модели. На корпус сверху одевается «Эска» — на ней пробка, на которой держится мундштук , а на мундштуке стоит трость, которая крепится с помощью лигатуры. Строение саксофона включает в себя нижнее колено U-образной формы и раструб.

Детали саксофона

  1. Эска (некоторые называют ее «шейка»). На Эске находится мундштук, трость, лигатура, пробка и октавный клапан.
  2. Основная часть (тело саксофона). В этой части инструмента расположена сеть клапанов, которые в целом связаны между собой. Кроме этого, есть специальные места для больших пальцев правой и левой руки, а также крючок для пристегивания гайтана (ошейника).
  3. Нижнее U-образное колено. Это место обычно укрепляется дополнительным слоем металлического сплава для обеспечения дополнительной защиты.
  4. Раструб. Данная часть служит для распространения звука, при этом является неотъемлемой частью строения саксофона. На раструбе находятся 2 клапана с защитой, которые отвечают за самые нижние ноты.

Кроме перечисленных частей, саксофон имеет различные соединительные детали: пазы, винты фиксации, стяжку и соединительные кольца.

Строение саксофона особенности

В целом, механизм саксофона имеет 25 отверстий, при этом в игре используются только 9 пальцев. Механизм инструмента составлен таким образом, чтобы можно было закрыть все отверстия или чередовать их в различных комбинациях. Кроме основных «кнопок», саксофон оснащен множеством рычагов, которые находятся в легкодоступных местах.

Отверстия на теле саксофона должны плотно закрываться так, чтобы не было ни одной щели. Поэтому в строении саксофона учитываются специальные подушечки круглой формы, от них зависит многое. Для полноценной работы механизма взаимодействует около 500-600 различных деталей. Возможно, эта цифра покажется вам нереальной, но если начать самостоятельно подсчет каждого клапана, рычажка, пружинки, перегородки, винтика и прочих деталей, то вы удивитесь их количеству.

Такие саксофоны, которыми мы пользуемся сейчас, являются усовершенствованными. За годы и десятилетия, мастера и производители добавляли новые элементы в механизм для того, чтобы добиться максимального удобства и технических возможностей. Естественно, первый саксофон имел более примитивную конструкцию.

Разновидности саксофонов Как и певческие голоса виды саксофонов бывают сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Всё просто - от высокого к низкому. Самые популярные в наше время это - сопр...

Когда человек не знает как выбрать саксофон, на его пути встанут очевидные сложности. Несомненно, альт – это самый распространенный среди всех разновидностей саксофонов, тем более для начинающих музык...

Саксофон — история создания, особенности и виды инструмента

Инструмент, передающий нежность и страсть, - саксофон — изобрел Адольф Сакс, а название необычному творению дал его друг, композитор Гектор Берлиоз.

История популярности

Музыкальный инструмент оказался своеобразным, уникальным, хотя Парижский суд не признал поначалу его существование.

Его делают из металла, но относится он к деревянным духовым, задумывался для симфонического оркестра, но популярен у джазменов, рок-музыкантов, его звучание не могут достоверно скопировать синтезатором.

Романтическое звучание саксофона способствовало быстрому взлету популярности инструмента у композиторов, но особого почета он удостоился в Америке, когда родился джаз.

Сакс разработал 16 разновидностей саксофонов, поделив их на 2 вида: для симфонических оркестров и для духовых. Первые превратились в музейные раритеты, вторые вошли в симфонические оркестры, джаз-, рок клубы. После их конструкция подвергалась усовершенствованию многими представителями: Жоржем Лебланом, Генри Сельмаром, Фердинандом Бюшером, и другими. Создавались новые модификации на основе известных.

Саксофон: разновидности

Современные музыканты используют 7 видов этих духовых.

Самые популярные:

— Альт - хозяин современного джаза. Диапазон звучания широк - от низких до высоких тонов. На альте играли Чарли Паркер, Фил Вудс, Пол Дезмонд.

— Тенор - глубокий, хрипловатый, уютный тембр привлекает любителей и исполнителей джаза. Принцип работы схож с кларнетом. Гровер Вашингтон виртуозно владел этим инструментом наряду с другими, его музыка сочетала R&B и джаз.

— Сопрано - небольшой инструмент, формой напоминающий кларнет, имеет выразительное, благородное звучание. Одним из первых на сопрано сыграл Сидне Беше, вызвав восторг у слушателей своим соло.

Модели саксофонов

Эти инструменты в своем большинстве - транспонирующие. Нота «до» в партитуре при исполнении прозвучит как ми-бемоль или си-бемоль, в зависимости от строя инструмента: in E♭ или in B♭

    Для начинающих музыкантов разработаны ученические модели. Они просты во внешнем оформлении, имеют, правда, более тугую механику, зато цена значительно уступает профессиональным. Качество звучания у некоторых моделей очень неплохое.

    Приобретя навык игры, научив пальцы бегать непринужденно по клавишам, определившись с музыкальными устремлениями, можно выбрать полупрофессиональный вариант. Это очень хорошие по звучанию модели, даже саксофонисты профессионалы играют на таких. Но они не воспроизводят такую ширину диапазона, как профессиональные.

    Профессиональные - удобная и легкая на ощупь техника, прекрасное звучание, идеальны строй. Таких качеств мастера добиваются ручной сборкой, использованием сплавов высшего качества. Часто применяют дорогое покрытие и украшения корпуса. Это инструмент для достигших определенного мастерства, чувствующих малейшие нюансы, оттенки, настроение музыки.

Перечисленные виды - наиболее популярны у музыкантов, но есть люди, очарованные баритоном, контрабасом. Разнообразие саксофонов позволяет выбрать свой — неповторимый.


Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон. И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Памятники саксофону в мире







История рождения этого чуда

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.
Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид.
Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.




Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины », - писал Берлиоз.
А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет ».





Для саксофона Берлиоз написал и первые произведения. К Саксу пришло признание, но использовался саксофон в основном лишь как дополнительный духовой инструмент в оркестре. И постепенно в Европе интерес к саксофону почти угас, чему способствовала также и начавшаяся в 1870 году война.
Кроме того, многие конкуренты ставили под сомнение авторство Сакса и заваливали суды многочисленными исками. Судебные тяжбы, длившиеся годами, хотя и заканчивались в основном в его пользу, но отнимали много нервов и времени, кроме того, сопровождались немалыми финансовыми расходами, которые его практически разорили.
В 1894 году в Париже великий и талантливый музыкальный мастер в нищете ушел из жизни.

Второе рождение саксофона

В конце 19 века в Америке зарождается и очень быстро распространяется новое направление в музыке - джаз, и главным солистом джазовых композиций наряду с трубой становится саксофон.






















Наконец-то у саксофона появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Страна заболевает «саксофономанией », которая вскоре перекидывается и на Европу.


В нашей стране с ее неприятием джаза вплоть до 70-х годов игре на саксофоне даже нигде не обучали, в почете был лишь кларнет.


Особое, трепетное отношение к саксофону наблюдается у жителей Японии. Японский саксофон – нежный, чувственный, романтичный, сентиментальный… Такая же и музыка…



Одним из известных медных инструментов считается саксофон . История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году. Вначале саксофон применялся только в военных оркестрах. Спустя некоторое время инструментом заинтересовались такие композиторы как Ж. Бизе, М. Равель, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и А. И. Хачатурян. Инструмент не входил в состав симфонического оркестра. Но несмотря на это, при звучании, прибавлял сочных красок в мелодию. В 18 столетии саксофон начинает использоваться в джазовом стиле.

При изготовлении саксофона применяются такие металлы, как латунь, серебро, платина или золото. По общей структуре саксофон схож с кларнетом. На инструменте имеется 24 звуковых отверстий и 2 клапана, которые выдают октаву. На данный момент в музыкальной индустрии используется 7 видов данного инструмента. Среди них самыми популярными считаются альт, сопрано, баритон и тенор. Каждый из видов звучит в разном диапазоне от Си – бемоль до Фа третьей октавы. Саксофон имеет разный тембр, который напоминает звучание музыкальных инструментов от гобоя до кларнета.

Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.

Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов.

За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.


В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.


Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.


Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.


История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.


Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.


Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.


Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.


Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.


K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.


Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".



Рассказать друзьям