Сценарии приветствие почетных гостей праздника казачьей культуры. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника "Первые казачьи штаны"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Ход праздника

Слайд 1-2 (Звучит музыка)

Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Казачка : Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий:
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.

Слайд(3 -6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е-ей живо не робей казаки гуляют

Казаки не простаки вольные ребята

Е-ей живо не робей вольные ребята

У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато

Они выпьют, посидят про горя забудут

Е-ей живо не робей про горя забудут

И калёную стрелу всё за Дон пущают

Е-ей живо не робей всё за Дон пущают

9-й. слайд
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

10-й.слайд
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться""

11-й. слайд
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.

12-й. слайд
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

13-й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

14-й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.

15-й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?

16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.

17-й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.

Слайд 17
Вед : Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности.

Исполняется пеня «Юта-Любимый мой»

Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.



Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.

Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.

Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед. : Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Слайд 19-й (нажимать)

Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;

Ведущий : Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки - продолжаются

Слайд 20-й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.

Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!

Слайд (21-26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Музыка (Частушки)

1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Слайд 27-й
Ведущий:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.

Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!

Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28-й

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.

В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


Звучит мелодия казачьей песни «Шёл казак на побывку домой». Выходит ведущий в казачьем костюме. Звук микшируется. Мечодия звучит фоном.

Ведущий:

Шёл казак, шёл чистым полем,
На душе темным-темно.
Отчий дом он кинул в ссоре:
«Где осесть мне суждено?»
Приглянулось чисто поле -
Бьёт родник, степной простор.
И решил казак от горя:
«Здесь поставлю свой я дом!
Как огонь, горят тюльпаны,
А земелька — чернозём!
Возведу курень с плетнями,
Приведу хозяйку в дом.
А когда служить поеду,
Хоть на сборы, хоть в поход,

За себя сынов оставлю — Длился, чтоб казачий род».
Думал так казак. Отрадно Становилось на душе.
Много пота, слёз и крови Пролил он на той земле.
Но зато разросся хутор — Переехали братья.
И с тех пор стоит надёжно,
В нём живём и ты, и я.

В то время, как ведущий произносит последние слова, на задний план выходит
народный коллектив «….». Ведущий уходит. Ансамбль исполняет каза-
чью песню «Как за Доном, за рекой».

После исполнения песни коллектив отходит на второй тан. Звучит мелодия рус-
ской нарсх)ной песни «Деревенькамоя».

Выходит ведулцая в казачьей костюме.

Ведущая (на фоне музыки):

Лет прошло с тех пор немало,
Изменялось всё не раз.
Неизменна только память,
Что живёт в сердцах у нас.

Мы прошли дорог немало И живём по всей стране.
Но, родной наш хуторочек,
Сердце тянется к тебе.
Ты во сне нам снишься часто:
Ведь живём порой вдали,
Но любовь к тебе, наш хутор,
Мы из года в год несли.
Про любовь не каждый скажет — Всё хранится про себя.
Но блеснёт слеза при встрече,
Сердце дрогнет, всех любя!

Выходят ведущие. Фоном звучит лирическая музыка.
Ведущий: Милый наш родной уголок, малая родина, близкий и понятный сердцу ковыльный край, частица России, основа России! Не заметный, затерявшийся среди тысяч таких же хуторов и посёлков, маленькая капелька Отчизны, вливающаяся в реку жизни огромной страны. Как неразрывна связь матери со своими детьми от рождения до смерти, так и судьба родного края неотделима от судьбы Родины.

Ведущая: Наберёт страна сил, расправит крылья — повеселеет посёлок, ярко заблестят обновками казачки, зазвучат игровые песни да припевки, заспешат со двора на двор свахи, выглядывая девок покрасивей да поработящей, завиднеются по улицам жёлтые пятна новостроек.

Ведущий: Что такое «домашнее подворье»? Эти два слова вмещают в себя целый мир. Хлопотный, беспокойный, но счастливый. В этом мире всё в постоянном движении, радостной суете и важной размеренности.

Ведущая: День-деньской, с утренней до вечерней зари, на домашнем подворье кипит работа. Что же там происходит? Какие секреты скрываются за полными закромами и хорошим достатком?
Ведущий: Эти секреты у каждого хозяина и у каждой хозяйки свои. Мы не будем раскрывать их, но объявить победителей конкурса «Лучшее подворье» просто обязаны.

Ведущая. Слово предоставляется….

Ведущая: Для вас, победители конкурса «Лучшее подворье», звучит этот музыкальный подарок.
Солист исполняет песню «Домик окнами в сад» из репертуара
Я. Евдокимова.

Звучит фонограмма песни А. Новикова «Дороги» на стихи Л. Ошанина.
Выходит ведущий.

Ведущим (на фоне музыки): В лихую пору темнеет ликом страна, напрягая силы в борьбе с незваным врагом, — и поселок затихает, как перед ненастьем, затягивает туже пояс, отдаёт лучших сынов своих для защиты Родины, работает от темна до темна и стар, и млад. Так было в 20-е годы, так было в грозные сороковые.

Ведущая: Помнят и любят душа и сердце родной уголок в любое время года, но ни один степной житель до последнего своего вздоха не забудет степь летом, в знойную жару, когда голову дурманит запах свежескошенных трав, высоко в блёклой, выгоревшей синеве звенит невидимый жаворонок, а ветер суховей гонит по буграм бесшумные волны серебристого ковыля. Легенда гласит: каждый стебель ковыля — погибший казак.
Ведущии. Не обошла война и ваш посёлок.
Ведущая: Почтим память погибших солдат и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, минутой молчания.

Звук метронома. Минута молчания.

Солист исполняет песню М. Фрадкина «За того парня» на стихи Р. Рождественского.

Выходят ведущие.
Фоном звучит лирическая музыка.

Ведущии: Каждый уголок нашей Родины своеобразен и красив. Делают его таким своим трудом и любовью люди, работающие на земле. Сегодня они присутствуют на нашем празднике.

Хор исполняет «Песню о родном крае» Е. Крылатова
на стихи Л. Дербенёва.

Ведущая: Всё на виду в небольшом посёлке, незыблемо чтяться законы: казак - глава в доме, его слово — закон. А казачки-жены истово поддерживают это, хотя самито знают, что и семья, и лад в посёлке - всё держится на женщине: простой, работящей, верной и преданной. Им, матерям, жёнам, подругам, великим труженицам посвящается наш музыкальный подарок.

«Женщины России» и «Уж вы, бабочки».

Ведущий. Устал посёлок, устала природа, переделаны все дела. Наползают на плетни вечерние сумерки, замирают дома и улицы, опускается на измученную степь живительная прохлада, из таинственных глубин льет свет холодный диск луны, и легко дышится, и тянет к воде, и мерещится что-то колдовское… Выходит на улицы молодёжь и начинает игры играть.

Проводится конкурс для девушек «Коромысло».

Две команды, каждая из пяти-шести девушек, получают по коромыслу с двумя ведрами, наполненные водой. За несколько метров от старта на одинаковом расстоянии стоят по два пенька, каждая девушка с ведрами на коромысле должна обежать пенёк, вернуться назад и передать коромысло с ведрами подруге. Если в пути ведро
упало и разлилось, то девушка возвращается на старт, наполняет его и продолжает борьбу. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием и разольёт меньше воды.

Конкурс для юношей «Тополёк-топорок».

Две команды, каждая из трёх-четырёх юношей, получают по топору. На каждого участника выдают по три одинаковых полена. Чья команда быстрее и качественнее порубит полена на дрова, та и победит. Конкурсы проводятся под фонограмму весёлых казачьих песен.

Ведущая: На берег лунный и пустой Всплыла русалка над водой.
Звезда качается на дне И манит путника к себе.
Играет рябь цветным топазом,
Дробится блеск, искрит алмазом.
Катится тихо над волной Звезда с русалкой молодой.
Цветущий хмель Плетень припутал,
Туман в саду тропу запутал.
Закружит голову во сне,
И детство снится на заре.

Ведущий: Люди, умеющие до ломоты в костях трудиться, просто не могут не уметь отдыхать. А разве же песня — не лучший отдых? Донская степь! Сколько песен и мелодий слышали твои просторы! Не тебе ли твои дочери и сыновья доверяли горе и радость? Какие великие песенники жили и живут в нашем крае! Как умеют они «сыграть» казачью песню: с десятком коленец на одном слоге, с особой сменой дыхания, с полной отдачей.

Ведущая: Сейчас мы с вами проведем песенный конкурс. Только вначале отгадайте загадку:

Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути —
В них ни въехать, ни войти?!

Ведущий: Правильно, это радуга. Вот и наш музыкальный конкурс называется «Ой ты, радуга-дуга». Сейчас мы эту радугу из песен и построим. Вы мне будете петь песню, в которой упоминается один из цветов радуги.

Конкурс «Радуга-дуга».

Всех зрителей делят на две команды: «соловьи» и «скворцы». Команды поочерёдно исполняют песни, в которых упоминаются цвета радуги. Гармонист поддерживает их музыкальным сопровождением.
Например, красный — «Катни красная, кат на вызрела…», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Жёлтый или золотой — «Когда 6 имел пи-тые горы», «Огней так много золотых». Зелёный — «Ивушки вы, ивушки, деревца зелёные». Голубой — «На мне платье голубое», «Голубой вагон». Синий - «Ходит по полю девчонка», «Синим утром удивлён», и т. д.

Ведущий : Истинные любители песни не поют в одиночестве, а тянутся друг к другу, учатся и учат один другого. Для вас поёт народный коллектив.

Коллектив исполняет частушки «О деревне».

Ведущая: Родной посёлок! Труженик, весельчак, красавец. Что ждёт тебя? Сдюжишь ли в лихолетье перемен? Должен, обязан! Как же иначе?

Ведущий: Хочется верить, что солнце над Русью взойдёт,
Вольные ветры холодные тучи разгонят,
Хочется верить, что больше Земля не застонет.
В выжженном поле надежды росток прорастёт.
Хочется верить, что высохнут слёзы в глазах,
Радость осветит улыбкой усталые лица.

Хочется верить, что вдаль улетевшие птицы Вновь возвратятся, забыв про обиды и страх.
Хочется верить, что злобный, разящий свинец Гибельной вьюгой над миром уже не закружит.
Хочется верить: на смену безверью и стуже Нежность и вера плеснутся из наших сердец.

Хочется верить! Ну, как же без веры прожить?
Как без надежды встречать молодые рассветы?
Хочется верить - придёт бесконечное лето!
Дай же нам, Боже, в душе доброту сохранить!

«Люблю я праздники».

Ведущая: Спасибо вам, дорогие земляки, что пришли на праздник, приняли в нём самое активное участие. Любите свой посёлок! Берегите его! Постарайтесь передать любовь к малой родине не только вашим детям, но и внукам, и правнукам! Счастья вам, здоровья и всех благ!

Наш праздник закончился. До свидания!

Н. Белоконь,
старший методист АКБ № 1 Константиновского района

Post Views: 3 595



Рассказать друзьям