Сведения о николае васильевиче гоголе. Биография Гоголя Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Необычная и многим совершенно непонятная личность этого удивительного великорусского писателя во все времена интересовала многочисленных исследователей, историков, деятелей культуры и просто любителей и почитателей его творчества. Однако отношение к нему никогда не было однозначным. Ни при жизни, ни после смерти он не получил абсолютного признания. Многочисленные современники, даже из числа его близких приятелей, считали писателя сумасшедшим или же находящимся на грани душевной болезни. Так кто такой Гоголь Николай Васильевич, как протекала его жизнь и какие сюрпризы преподнесла судьба, которая не была к этому истинно великому человеку благосклонной?

Все о Гоголе: краткая характеристика наследия и биография писателя

Интерес к персоне Гоголя не утихал с самого начала его творческого пути и до наших дней, а роль творческой деятельности в литературе в целом и русской в частности, неоценима. В одном из писем своему близкому другу Александру Толстому он писал, что стоит быть благодарным судьбе и Богу, что им суждено было родиться русскими. Это показывает, насколько патриотичным он был, как любил свою Родину. Ввиду этого он пытался и разоблачить самые темные стороны ее жизни, стараясь преподнести их в шуточно-саркастичном свете, что ему очень неплохо удавалось. Все жизненные вопросы и проблемы имели для него религиозно-моральный или, если хотите, нравственный смысл.

В конце своей недолгой жизни, а прожить ему удалось всего сорок три года, Гоголь вдруг проникся православием и значением духовности. Потому и писать стал об ответственном и сознательном отношении к жизни. В 1850 году, незадолго до смерти, он писал свою другу протоиерею Матфею Константиновскому, что современный человек потерял смысл, утратил понимание предназначения и высшей цели. Он желал показать своей «темной братии, живущей в мире», что нельзя играть судьбой, ведь это вовсе не игрушка.

Жизнь и творчество Гоголя всегда было наполнено не только глубокими мыслями о смысле жизни, не чужд он оказался и гениальным лириком, с тонкой душой поэта. Его фольклорные сюжеты и образы зачастую были почерпнуты из народных легенд и сказаний. Они вполне сочетаются с жизненным реализмом его произведений, создавая непревзойденный симбиоз, казалось бы, двух совершенных противоположностей. В конце жизни Николай Васильевич решил, что высшее предназначение любого творчества – привести человека к христианству и понимаю Бога.

Однако при жизни Гоголя в большинстве случаев воспринимали, как умелого юмориста и сатирика, а многое из его творческого наследия было переосмыслено уже после его кончины. Любое литературное течение, возникшее позже, могло по праву приписать его, как собственного предтечу. Потому значение его творений, как вклад в русскую и мировую литературу, просто колоссально. В историю этот человек вошел, как сознательно ответственный за то дело, которое делал.

Детство и юность малороссийского писателя

Все, кто хоть однажды углублялся в биографии известных писателей, точно знают, что настоящая фамилия Гоголя – Яновский. Двадцатого марта 1809 года в церковно-приходской книге деревни Сорочинцы (ныне Великие Сорочинцы), что возле речки со странным названием Псел, на самой границе Миргородского и Полтавского уездов, была сделана запись, что в семействе помещика Василия Афанасьевича Яновского родился мальчик, которого назвали Николаем, в честь знаменитого святого. Происходил его отец из древнего дворянского польского рода, что и было признано по его же прошению в 1820 году.

С матерью Николая Васильевича, Марией Ивановной, в девичестве Косяровской, связана интересная легенда. Как рассказывал его отец, он увидел свою будущую супругу во сне, а потом нашел ее, в возрасте одного года. Тринадцать лет после этого он ждал, пока невеста подрастет и в четырнадцать будет отдан ему в жены. В семействе родилось одиннадцать детей, но многие из них умерли во младенчестве. Многие считают, что детство писателя прошло в традиционном малороссийском быте, но это не совсем соответствует действительности.

Отец Никоши Василий Афанасьевич был человеком особой культурности. Он просто обожал творчество и искусство, сам писал пьесы, рассказы, поэмы и стихи, а потом с удовольствием читал их в собственном импровизированном театре со сцены. Возможно именно сценические потуги отца и сделали из Гоголя именно того человека, коим он и являлся. Он умер в 1825 году, когда мальчику едва исполнилось шестнадцать лет. На то время у него оставалось только три сестрицы Елизавета, Анна и Мария.

Образование и работа: жизнь Гоголя вне родных стен

Когда мальчику Никоше исполнилось десять, родителям пришлось задуматься об образовании. Потому он был доставлен в Полтаву и отдан в руки Гавриила Сорочинского, чтобы тот подготовил его к гимназии. В шестнадцать лет, темным майским деньком 21 числа 1821 года, Николай Васильевич поступил в Гимназию высших наук в Нежине, о чем неоднократно жалел впоследствии, так как подобная наука ему впрок не пошла. Он никогда не был хорошим «студиозом», потому зачастую был бит розгами, зато природные способности позволяли ему за ночь подготовиться к тестированию и переходить из одного класса в последующий.

Однако с сокурсниками Гоголю точно повезло, ему удалось сойтись с мальчишками, которые станут его друзьями на всю жизнь. Среди них был Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Николай Прокопович и другие. Они совместно выписывали журналы и литературные вестники в складчину, вместе устраивали представления, для которых зачастую стихи и пьесы писал сам Николай. Уже на то время он стал задумываться о собственном предназначении и даже в письмах горячо-любимой матери он пишет, что интересы его простираются далеко за пониманием обычных обывателей и даже его приятелей-гимназистов.

Город, где маленькие люди исчезают бесследно: Петербур г

Уже после завершения гимназии и похорон отца, в 1828 году Николай Васильевич решает переехать в Петербург, что горячо поддерживает его матушка и даже выделяет ему ежемесячно содержание. Однако среди узких улочек и висячих прямо в воздухе мостов писателя ждало чудовищное, жестокое разочарование – его тут никто не ждал, и он был тут никому не нужен. Он пробовал поступить на службу и на сцену, но все без толку. Ежедневная рутина приводила его в уныние, и он ушел со службы, актера из него так и не вышло. Осталось отдаться полностью литературе, что он и сделал.

В этот период Гоголь обнаружил, что подробности украинского мелкомещанского и простонародного быта интересно публике, потому стал задумываться о написании таких рассказов и даже набросал план будущего сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но перед этим им была выпущена книжка под псевдонимом Алов и с названием «Ганц Кюхельгартен» в двадцать девятом году девятнадцатого века. Однако критики ее разгромили, не оставив камня на камне. Тогда он отправился в немецкий Любек, надеясь найти новое вдохновение, но вернулся в том же году к осени.

В 1831 году Гоголь сходится с основными своими друзьями, которые помогают ему пробиться. К примеру, именно Жуковский сводит его с таким человеком, как известный критик и поэт пушкинской эпохи Петр Плетнев. Его представляют и мэтру Александру Сергеевичу Пушкину, который отнесся к произведениям молодого дарования с пониманием.

Плетнев устроил Николая на работу в Патриотическом институте, где сам служил инспектором, но платили там немного. Потому критик научил Гоголя, как можно подзаработать, давая частные уроки в знатных аристократических семействах. Пиковым периодом петербуржкой жизни можно считать назначение Николая Васильевича адъюнкта (заместитель или заведующий) на кафедре истории Петербургского университета. Огромное впечатление на молодого писателя произвела мощная фигура Пушкина, это было практически все, о чем он только мог мечтать.

Основные произведения Гоголя

Питерский период можно считать наиболее деятельным в жизни писателя Гоголя. Именно тут выходит подавляющее количество его сочинений. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли двумя частями в тридцать первом и тридцать втором годах. В первую вошли «Пропавшая грамота», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», а также сами «Вечера…», а во вторую «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» и «Иван Федорович Шпонька». Уже к 1835 году свет увидели еще два сборника, уже более зрелые и серьезные, с меньшим налетом мистицизма и сказочности. Это были «Арабески», а также «Миргород».

  • В 1832 году Николай Гоголь, впервые после завершения обучения в нежинской гимназии, решает посетить отчий дом, проведать сестриц и матушку. Отправился он через Москву, где умудрился свести знакомства в литературных кругах с такими людьми, как Сергей Аксаков, Михаил Погодин, Михаил Щепкин и другие. Но домашняя отрада не принесла ему успокоения, более того, вогнала ранимую душу поэта в тоску. В окружении буйной природы, он вдруг ощутил всю никчемность своих «Вечеров» и «Миргорода», неспособных окунуть читателя в эту величественную атмосферу.
  • В 1833 году Гоголь, наперекор всему, возвращается в Питер и решает открыть себя на научном поприще. Сперва его одолевает идея возглавить кафедру истории в Киеве, в только что открытом Киевском университете, но его туда не берут. Потому он переезжает назад в Петербург и садится на кафедру там.
  • К 1834 году многие исследователи и историки относят время написания сокрушительного удара по казнокрадству, прихлебательству и коррупции, в виде пьесы «Ревизор», которая имела эффект бомбы.
  • В 1835 году выходят новые рассказы, «Старосветские помещики», достаточно страшный и действительно скандальный «Вий», до сей поры пугающий своих читателей, знаменитый «Тарас Бульба» и смешная, поучительная «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  • Спустя не так много времени, всего через два года в 1836-ом, в «Современнике» Пушкина публикуют также «Портрет», «Коляску» и душещипательную «Шинель». Тогда же вышла «Женитьба», а также несколько странный рассказ «игроки», актуальный, как и большинство произведений Гоголя, до наших дней.
  • В 1836 году Николай уехал за границу, где и начал писать свои нетленные «Мертвые души», так наполовину и не понятые современниками. Однако Запад, сперва успокоивший его, снова приводит в разгул мысли и чувства. Летом 41-года он отправляется печатать первый том на Родину.

К 1844 году Гоголя Николая Васильевича настигла неожиданная радость, за колоссальные заслуги в плане русской словесности, он был признан почетным пожизненным членом Московского университета. Однако его уже ничего не радует, работа не ладится, мысли о высшем предназначении его таланта, божественно подаренного, накладывает отпечаток недооценки своих деяний. В душевном кризисе и терзаниях Гоголь пишет завещание и сжигает второй том «мертвых душ», который уже так никогда не восстановит.

Влияние путешествий за границей на мировоззрение писателя

В 1847 году Николай Васильевич, находясь уже в полном расстройстве чувств и мыслей, составляет еще одну книгу, которую публиковать помогает уже его приятель критик Плетнев. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями». Именно в этой книги можно проследить пиковое религиозное настроение малорусского писателя, все более и более погружающегося в духовную лихорадку. Тогда на арене русской литературы и истории как раз появились славянофилы и западники, но Гоголь не примкнул ни к одному из течений, считая это небожеским.

Последняя книга потерпела провал, по большому счету, из-за менторского и назидательного тона. Это прекрасно понимал и сам Гоголь, о чем и писал неоднократно Плетневу. Спустя время он успокаивается, а потом решает посетить Иерусалим и Гроб Господень, что и делает в 1847-1849 годах. Однако ожидаемого успокоения ему это так и не принесло. Он вернулся домой в деревню к матери, потом был некоторое время в Москве, Калуге и Одессе.

Личная жизнь и смерть Николая Васильевича: память людей на века

Никогда не искавший ни богатства, ни роскоши, не имеющий даже собственного дома Гоголь, так никогда и не был женат. Он был предан только единственной женщине своей жизни – литературе, а она смогла ответить ему тем же и сделать классиком еще при жизни. Однако две женщины в жизни этого симпатичного и даже очень интересного мужчины, все же были.

Любимые женщины

Красавцем Гоголя назвать не получится, однако вот щеголем он был еще тем. Вопреки распространенным заблуждениям, он вовсе не носил свой темный плащ с пелериной во все времена. Он мог нацепить лиловые штаны и желтый жилет, а дополнить образ бирюзовым камзолом. В общем, был настоящим чудаком. Первой его любовью стала царская фрейлина Александра Россет, в замужестве Смирнова, с лицом настоящего ангела и такими же манерами.

Он любил ее нежно и преданно, словно пес добрую хозяйку, но так и не смог признаться в своих чувствах, тем более что она была безумно далеко от него в табели о рангах. Второй раз Николай Васильевич влюбился много позже, почти перед самой кончиной в собственную двоюродную сестрицу Марию Синельникову. Посещая с матерью ее во время болезни, он оказался в ее имении Власовке, но развития событий эти отношения так и не получили, так как Гоголь был занят более духовными вопросами, нежели плотскими и мирскими.

Смерть гениального писателя и память о нем

Начиная с зимы 52-го года девятнадцатого века Николай Васильевич поселился в доме своего близкого друга Александра Толстого, который принимал множество гостей, в том числе был там и Матфей Константиновский, ржевский протоиерей. Именно этот человек являлся единственным, кто прочел второй том «Мертвых душ». Он требовал уничтожить несколько глав оттуда, а также «Выбранные места…», ввиду особой «вредности» книги.

Все это так повлияло на Гоголя, что он решил полностью прекратить писать и стал говеть с 5 февраля за неделю до того, как начался Великий пост. 12 февраля ночью он разбудил прислугу, приказал топить печку и принести его портфель. Он сжег все наброски и тетради, а утром сокрушался Толстому, что собирался спалить только ненужное, приготовленное заранее, но бес сподвиг его жечь все вместе. 18 февраля он уже не в силах шевелиться и ходит, просто лежит в постели, а 21 февраля 1852 года великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя не стало.

Отпевали гениального творца 24 февраля в университетской церкви, а похоронили на кладбище Данилова монастыря в Москве, где было установлено надгробье из двух частей: черная мраморная плита и бронзовый массивный крест. На трех сторонах плиты размещены отрывки из евангелия, а на четвертой указание имени, даты рождения и смерти. В начале тридцатых годах этот монастырь был закрыт и некрополи демонтированы. Спустя год, 31 мая могилу Гоголя вскрыли, а останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище, где они находятся по сегодняшний день.

Именем Николая Васильевича Гоголя названы многочисленные улицы, площади, проспекты и другие географические объекты городов и деревень нашей необъятной Родины, а также далеко за ее пределами. Ему были посвящены несколько марок и памятных юбилейных монет, а памятников ему имеется не менее пятнадцати по всему миру. Существует несколько художественных и документальных кинолент, которые тоже рассказывают о судьбе писателя, освещая ее с разных ракурсов.

Интересные факты о жизни писателя

С этим удивительным человеком, тайны личности которого никто так и не смог разгадать, несмотря на прошедшие более двух сотен лет с момента его кончины, связано множество странных, порой мистических и пугающих, историй. Многие выглядят, как откровенная чушь, но некоторые наталкивают на кое-какие размышления.

  • Многим кажется, что фигура в плаще, как и изображают Гоголя чаще всего, обязательно должна быть худой и высокой. Он был худым, это правда, однако рост его достигал одного метра и шестидесяти двух сантиметров. Имел узкие плечи, кривоватые ноги и тонкие темные волосы.
  • Характер Гоголя современник описывают с такой «усердной разнообразностью», что сразу же становится понятно, что был он человеком скрытным, едва ли открывающим душу любому встречному. Однако сердце имел доброе, потому всегда помогал тем, кто более нуждался, даже когда это оказывалось в ущерб самому себе.
  • Как и его покойный папа, Николай Васильевич зачастую слышал голоса и видел непонятные явления, о которых рассказывал окружающим очень редко, боялся быть признанным сумасшедшим. Он страдал нервными припадками, после которых у него бывали затяжные депрессии, что может свидетельствовать о маниакальном психозе, если не о ранней шизофрении.

Творца всю жизнь преследовал панический страх быть похороненным заживо. Поговаривали, что именно потому он спал полусидя, чтобы случайно его не сочли мертвым. После похорон, при эксгумации тела обнаружилось, что черепа в могиле нет, по крайней мере, это утверждал советский поэт и писатель Владимир Ледин. Это породило множество легенд о том, что его закопали в летаргическом сне. Однако, скорее всего, это было свидетельством обычного мародерства. Недоставало сапога, ребра, куска сюртука, которые вероятно, были попросту растащены на своего рода жутковатые сувениры.

Детство и юность Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма, родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности и время рождения с детства оказывали существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности нашли в нем, хотя и писавшем свои произведения на великорусском языке, яркое выражение особенно в ранний период его деятельности; они отразились на содержании его ранних произведений первого периода и на своеобразном художественном стиле его речи. Время сложения миросозерцания и творческих приёмов Гоголя – его детство и юность – падает на знаменательную эпоху возрождения малорусской литературы и народности (время вскоре после И. П. Котляревского ). Обстановка, созданная этим возрождением, оказала довольно сильное влияние и на Гоголя, как в ранних его произведениях, так и позднее.

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец Николая Васильевича Гоголя

Воспитание юного Гоголя совершается на юге России под перекрестным влиянием домашней обстановки и малорусской среды, с одной стороны, и общерусской литературы, известной даже в глухой, далекой от центров провинции – с другой. Возрождающаяся малорусская литература несет на себе ясно выраженный интерес к народности, культивирует живой народный язык, вводит в литературный оборот народный быт, народно-поэтическую старину в виде преданий, песен, дум, описаний народных обрядов и т. д.

Во втором и третьем десятилетии XIX века эта литература (еще не отделяя себя сознательно-тенденциозно, от общерусской) образует местные центры, где достигает особого оживления. Одним из её видных деятелей был Д. П. Трощинский, бывший министр юстиции, типичный малоросс по воззрениям. В его селе Кибинцах располагалась огромная библиотека, вмещавшая в себе почти все, печатавшееся в XVIII веке и начале ХIХ-го по-русски и по-малорусски; в этом кружке действовал В. А. Гоголь-Яновский, отец юного писателя, сам писатель в области народной малорусской драмы («Простак» и «Собака-вивця» ок. 1825 г.), мастерский рассказчик сцен из народного быта, актёр драматических народно-малорусских пьес (у Трощинского в Кибинцах было и отдельное здание театра) и близкий родственник Трощинского. Гоголь-сын, учась в Нежине, постоянно пользуется в юности этой связью, получая книги и новинки литературы из богатой Кибинецкой библиотеки.

В детстве, до начала школьного периода, Николай Гоголь живет вместе с родителями той деревенской народной жизнью некрупного помещика, которая мало чем в общем отличается от крестьянской. Даже разговорным языком в семье остается малорусский; поэтому Гоголю в детстве и юности (да и позднее) приходится учиться великорусскому языку и вырабатывать его. Ранние письма Гоголя наглядно показывают этот процесс постепенного обрусения языка Гоголя, тогда еще весьма неправильного.

Десяти лет юный Николай Гоголь некоторое время учится в Полтаве в поветовом училище, где заведующим был сам И. П. Котляревский, а в мае 1821 г. поступает во вновь открытую в г. Нежине Гимназию высших наук кн. Безбородка. Эта гимназия (представлявшая соединение средней и отчасти высшей школы) была открыта по образцу тех новых учебных заведений, которые были основываемы в «дней Александровых счастливом начале» (к ним относились Александровский (Пушкинский) лицей, лицей Демидовский и др.). Но при одинаковости программ Нежинская гимназия стояла ниже столичных и по составу преподавателей, и по ходу учебного дела, так что юный Гоголь, пробывший в ней до июня 1828 г., много в смысле общего развития и развития научного вынести не мог (в чем он и сам сознавался). Тем сильнее действовали на даровитого юношу влияния среды и веяния, хотя и с опозданием, доходившие из культурных центров России. Эти веяния и влияния среды и семьи уясняют отдельные черты писательской деятельности и духовного облика будущего великого писателя, находя потом отражение в произведениях писателя, в отдельных моментах его настроения зрелого возраста. Гоголю в юности были очень свойственны большая наблюдательность, интерес к народному быту и истории Малороссии (хотя не строго научный, а скорее поэтико-этнографический), литературные наклонности (обнаруженные еще в Нежине), драматический талант и интерес к сцене (видное участие в школьных спектаклях), наклонности бытового сатирика (не дошедшая до нас пьеса школьной поры: «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан»), а также искренняя религиозность, привязанность к семье и тяга к живописи (еще в школе Николай Гоголь, судя по сохранившимся рисункам, не без успеха занимался рисованием).

Внимательное изучение биографии Гоголя за детский и юношеский период, говоря лишь о зачатках будущего Гоголя, не дает, однако, ясного представления и указания на величину и грандиозность таланта писателя, на ту цельность мировоззрения и ту внутреннюю борьбу, которую пережил он впоследствии. Впрочем, биографические сведения этого времени, дошедшие от современников и товарищей юного Гоголя, довольно скудны. Результатом оконченного в 1828 школьного периода был слабый научный запас знаний, недостаточное литературное развитие, но в то же время уже богатый запас наблюдений, стремление к литературе и народности, неясное сознание своих сил и своего предназначения (цель жизни для Гоголя этого времени – принести пользу отечеству, уверенность в том, что он должен совершить что-то необычное, нерядовое; но в конкретной форме это – бюрократическая «служба»), рядом с наблюдательностью, чувством жизни – склонность усваивать романтические веяния (юношеская поэма «Ганс Кюхельгартен» 1827), хотя и отчасти уравновешиваемые влиянием более реалистического направления литературы (Жуковский , Языков , Пушкин – предмет чтения и увлечения юного Гоголя в школе).

Начало творчества Гоголя

С таким смутным настроением Николай Васильевич Гоголь попадает в Петербург, где стремится «осуществить свое назначение» (конец 1828 г.), и прежде всего путем службы, к которой деле он в силу своих сугубо творческих наклонностей менее всего способен.

«Петербургский» период Гоголя (декабрь 1828 – июнь 1836) – период искания и обретения своего назначения (к концу периода), но в то же время период его самообразования и дальнейшей выработки творческих задатков юности, период великих (и туманных) не сбывшихся и несбыточных надежд и горьких разочарований со стороны жизни; но в то же время это – период выхода на настоящий путь писателя с большим общественным значением. Искание «жизненного дела», рисующегося пока еще в виде службы, борьба с материальной нуждой идут вперемежку, переплетаясь с широкими литературными замыслами, осуществлявшимися теперь же или позднее, с упрочением положения писателя в обществе и литературных кругах, с продолжением самообразования. Гоголь пробует, но неудачно, устроиться артистом в театре, определяется чиновником в департамент, но также неудачно, скоро убедившись, что «служба», в отличие от творчества, не дает ему ни удовлетворения ни обеспечения. Он пытается использовать свой литературный опыт в нежинском направлении; но поэму «Ганс Кюхельгартен», первый печатный труд Николая Васильевича Гоголя (1829), приходится уничтожить, как совершенно устаревшую для современной литературы. Гоголем делаются в это время и другие попытки использовать запас знаний, приобретенных в Нежине: он пытается поступить в Академию Художеств, посещает классы рисования. Неудачная профессура в Петербурге (1835) окончательно заставила Гоголя признать все неудачными попытки определиться иначе, нежели указывал ему литературный талант. Всё, что заложено было в самой натуре Гоголя, неудержимо толкает его на истинный путь – путь начала писательского творчества. В этом направлении Гоголь прогрессирует быстро и упорно. Начало литературного творчества, пока единственно в целях материального обеспечения, можно заметить у Гоголя уже в 1829 г., вскоре по приезде в Санкт-Петербург. Мотивируя тем, что «все малороссийское здесь всех так занимает», Гоголь усиленно просит малороссийских бытовых и поэтических народных материалов у матери и родных. Он уже живет в поэтических думах, отразившихся в его «Вечерах», которые вскоре и появляются: для «Вечеров» нужен был ему этот материал. В начале своего творчества Николай Васильевич Гоголь обращается к народности, художественно-реальному изображению родной страны, освещая все это ярким лучом своего юмора и романтизма, уже не мечтательного, а здорового, народного.

Приобретенные Гоголем одновременно знакомства с литературными кругами Петербурга довершают его выход на новый путь. Чуткий Пушкин угадывает причину первоначальных неудач и назначение Гоголя, заставляя его правильно развивать свое литературное образование путём чтения, которым руководит он сам. Жуковский , Плетнев не только поддерживают его своими связями, доставляя заработок, но и вводят Гоголя в верхи тогдашнего литературного движения (например, в кружок А. О. Россет, впоследствии Смирновой, которой суждено было сыграть такую видную роль в жизни Гоголя). Гоголь и здесь, все больше втягиваясь в занятия литературой, пополняет свои недочеты провинциальной школы, провинциальной литературной образованности.

Результаты этих воздействий сказываются быстро: талант Гоголя пробил себе дорогу в противоречивой душе самого его носителя: 1829 – 1830 годы – годы его оживленной домашней литературной работы, мало еще заметной посторонним и обществу. Упорный труд над самообразованием, горячая любовь к искусству становятся для Гоголя высоким и строгим нравственным долгом, который он желает свято, благоговейно исполнить, медленно доводя до «перла» свои создания, постоянно перерабатывая материал и первые наброски своих произведений – черта характерная для творческой манеры Гоголя и во все остальное время.

После нескольких отрывков и редакций повестей в «Отечественных записках» (Свиньина), в «Литературной газете» (Дельвига), Николай Васильевич Гоголь выпускает свои «Вечера на хуторе близ Диканьки » (1831 – 1832). Ставшие истинным началом писательского творчества Гоголя «Вечера» ясно определяли и для него самого его будущее назначение. Еще яснее роль Гоголя стала для общества (ср. отзыв о «Вечерах» Пушкина), но понята она была не с той стороны, с какой виден стал Гоголь вскоре. В «Вечерах» увидали невиданные доселе картины малорусской жизни, блещущие народностью, веселостью, тонким юмором, поэтическим настроением – и только. За «Вечерами» идут «Арабески » (1835 г., куда вошли статьи, напечатанные в 1830 – 1834 гг. и написанные за это время). Слава Гоголя, как писателя, с этих пор установилась прочно: общество почуяло в нем великую силу, которой суждено открыть новую эру нашей литературы.

Гоголь, по-видимому, и сам теперь убедился, в чем должно заключаться то «великое его поприще», о котором он не перестает мечтать еще с нежинских времен. Об этом можно заключить по тому, что уже в 1832 г. Гоголь начинает в душе новый шаг вперед. Он не доволен «Вечерами», не считая их настоящим выражением своего настроения, и уже задумывает (1832) «Владимира 3-й степени» (из него позднее вышли: «Тяжба», «Лакейская», «Утро делового человека»), «Женихов» (1833, позднее – «Женитьба»), «Ревизора» (1834). Рядом с ними идут его так называемые «петербургские» повести («Старосветские помещики» (1832), «Невский проспект » (1834), «Тарас Бульба» (1-я редакция – 1834), «Записки сумасшедшего » (1834), начало «Шинели», «Нос », а также повести, вошедшие в Миргород, напечатанный в 1835 г.). В этом же 1835 г. начаты «Мертвые души», написаны «Коляска» и «Портрет » (1-я редакция). Начальный период творчества Гоголя завершился в апреле 1836 г. изданием и постановкой «Ревизора». «Ревизор» окончательно раскрыл глаза обществу на Гоголя и ему самому на самого себя и стал гранью в его творчестве и жизни.

Из внешних событий жизни, оказавших влияние на дальнейшую эволюцию настроения Гоголя, следует отметить таинственную поездку Гоголя на месяц в 1829 г. за границу (до Любека), вероятно, результат беспокойного искания «настоящего» дела в начале петербургского периода, поездку в 1832 г. на родину, так им любимую и поэтически увековеченную в «Вечерах». Однако, на этот раз рядом со светлыми воспоминаниями детства, с уютом домашнего семейного круга родина наградила писателя и тяжелыми разочарованиями: домашние дела шли плохо, романтическая восторженность Гоголя-юноши была стерта петербургской жизнью, за ласкающей прелестью природы и малорусской бытовой обстановки Гоголь уже почувствовал печаль, тоску и даже трагизм. Недаром, вернувшись в Петербург, он стал открещиваться от «Вечеров» и определения по ним в обществе его настроения. Гоголь возмужал, вступил в зрелый период жизни и творчества. Поездка эта имела и другое значение: путь в Васильевку лежал через Москву, где Николай Васильевич Гоголь впервые вошел в круг московской интеллигенции, завязав сношения со своими земляками, жившими в Москве (M. А. Максимович, М. С. Щепкин), и с людьми, ставшими вскоре и на всю жизнь его друзьями. Эти московские друзья не остались без влияния на Гоголя в последний период его жизни в силу того, что оказались точки соприкосновения между настроением писателя и ними на почве религиозных, патриотических и этических идей (Погодин , Аксаковы , может быть, Шевырев ).

Гоголь за границей

Летом 1836 г. Николай Васильевич Гоголь поехал в первую продолжительную поездку за границу, где пробыл до октября 1841 г. Поводом к поездке было болезненное состояние писателя, от природы некрепкого (известия об его болезненности идут со времени поступления его в нежинскую гимназию), сверх того сильно расшатавшего свои нервы в той житейской и душевной борьбе, которая вывела его на настоящий путь. За границу его влекла и потребность дать себе отчет в своих силах, в том впечатлении, которое произвел на общество «Ревизор», вызвавший бурю негодования и всколыхнувший против писателя всю бюрократическую и чиновную Россию, но давший, с другой стороны, Гоголю еще новый круг почитателей в передовой части русского общества. Наконец, заграничная поездка необходима была для продолжения того «жизненного дела», которое было начато в Петербурге, но требовало, по словам самого Гоголя, взгляда на русскую жизнь извне – «из прекрасного далека»: для продолжения «Мертвых душ» и новых, более соответствовавших настроению обновленного духом писателя переработок начатого. Гоголь, с одной стороны, представлял себя совершенно как будто раздавленным впечатлением, которым завершилось появление «Ревизора». Он обвинял себя в роковой ошибке, взявшись за сатиру. С другой же, Гоголь энергично продолжает развивать свои мысли о великом значении театра и художественной правды, продолжает перерабатывать «Ревизора», пишет «Театральный разъезд » и упорно работает над «Мертвыми душами», печатает кое-что из прежних набросков (Утро делового человека, 1836), перерабатывает «Портрет» (1837 – 1838), «Тараса Бульбу» (1838 – 1839), кончает «Шинель» (1841).

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Во время первого заграничного путешествия Николай Васильевич Гоголь живёт в Германии, Швейцарии, в Париже (со своим школьным товарищем и другом А. Данилевским), где частью лечится, частью проводит время среди русских кружков. В марте 1837 г. он попадает в Рим, к которому искренно привязывается, очарованный итальянской природой, памятниками искусства. Гоголь остается здесь надолго и в то же время работает усиленно, главным образом, над «Мертвыми душами», заканчивает «Шинель», пишет повесть «Аннунциата» (позднее – «Рим»). В 1839 г. осенью он приезжает по семейным делам в Россию, но вскоре возвращается в Рим, где в 1841 г. летом и кончает первый том «Мёртвых душ». Осенью Гоголь посылает его из-за границы в печать в Россию: книга, после целого ряда затруднений (московская цензура ее не пропускала, петербургская сильно колебалась, но, благодаря содействию влиятельных лиц, книга была наконец пропущена), вышла в Москве в 1842 г. Около «Мёртвых душ» поднялся литературный шум критики «за» и «против», как и при появлении «Ревизора», но Гоголь уже иначе реагировал на этот шум. Ко времени окончания «Мёртвых душ» он успел сделать дальнейший шаг в направлении этико-религиозного мышления; ему уже предносилась вторая часть, которая должна была выражать иное понимание жизни и задач писателя.

В июне 1842 г. Гоголь опять за границей, где видимо уже наметился тот «перелом» духовного настроения, которым отмечен конец его жизни. Живя то в Риме, то в Германии или Франции, он вращается среди людей, более или менее подходивших к нему по консервативному настроению (Жуковский, А. О. Смирнова, Виельгорские, Толстые). Постоянно страдая телесно, Гоголь все сильнее и сильнее развивается в направлении пиетизма, зачатки которого были у него уже в детстве и молодости. Его мысли об искусстве, нравственности все больше окрашиваются христианско-православной религиозностью. «Мёртвые души» становятся последним художественным произведением Гоголя в прежнем направлении. В это время он готовит собрание своих сочинений (вышло 1842 г.), продолжает перерабатывать, внося в них новые уже черты тогдашнего настроения, прежние свои работы: «Тараса Бульбу», «Женитьбу», «Игроков», и др., пишет «Театральный разъезд», известное «Предуведомление» к «Ревизору», где старается дать то толкование своей комедии, которое подсказывалось его новым настроением. Николай Васильевич Гоголь работает и над вторым томом «Мёртвых душ».

Новый взгляд Гоголя на задачи писателя

Вопросы творчества, таланта, задачи писателя продолжают его занимать, но теперь решаются уже иначе: высокое представление о таланте, как даре Божием, в частности о своем таланте, налагает на Гоголя, высокие обязанности, которые рисуются ему в каком-то провиденциальном смысле. Чтобы, обличая, исправлять человеческие пороки (что Гоголь теперь считает своей обязанностью, как писателя, одаренного Богом, смыслом своего «посланничества»), надо самому писателю стремиться к внутреннему совершенству. Оно же, по мнению Гоголя, доступно только при богомыслии, углублении в религиозное понимание жизни, христианства, самого себя. Религиозная экзальтация все чаще и чаще навещает его. Гоголь становится в своих глазах призванным учителем жизни, в глазах современников и поклонников – одним из крупнейших мировых этиков. Новые идеи всё больше отклоняют его от прежнего пути. Это новое настроение заставляет Гоголя изменить оценку своей прежней писательской деятельности. Он теперь готов отвергнуть всякое значение всего, что написано им раньше, полагая, что эти произведения не ведут к высокой цели совершенствования себя и людей, к богопознанию – и недостойны его «посланничества». Только что вышедший первый том «Мёртвых душ» он, видимо, уже считает, если не ошибкой, то лишь преддверием к «настоящей», достойной работе – второму тому, который должен оправдать автора, искупить его грех – несогласное с духом христианина отношение к ближнему в виде сатиры, дать положительное наставление человеку, указать ему прямой путь к совершенству.

Н. В. Гоголь. Художник Ф. Мюллер, 1840

Но такая задача оказывается очень нелёгкой. Душевная драма, осложняемая мучительным нервным недомоганием, прогрессивно и быстро направляла писателя к развязке: литературная производительность Гоголя слабеет; ему удается работать лишь в промежутки между душевными и физическими муками. Письма Гоголя этого периода – проповедь, поучение, самобичевание с редкими проблесками прежнего юмористического настроения.

Последние годы жизни Гоголя

Этот период завершается двумя крупными катастрофами: в июне 1845 г. Николай Васильевич Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ». Он «приносил, сжигая свой труд, жертву Богу», надеялся дать новую книгу «Мёртвых душ» уже с содержанием, просветленным и очищенным от всего греховного. Она, по убеждению Гоголя, должна была «устремить все общество к прекрасному», прямым и правым путем. В последние годы жизни Гоголь горит желанием поскорее дать обществу то, что ему представляется самым важным для жизни; а это важное было им высказываемо, по его мнению, не в художественных произведениях, а в письмах этого времени к друзьям, знакомым и родным.

Решение собрать, систематизировать свои мысли из писем привело его (1846) к изданию «Выбранных мест из переписки с друзьями». Это была вторая катастрофа в истории отношения писателя с либерально-западническим обществом. Изданные в 1847 г. «Выбранные места» вызвали со стороны записных либералов свист и улюлюкание. В. Белинский разразился знаменитым письмом в ответ на обидчивое письмо Гоголя, задетого отрицательным отзывом Белинского о книге (Современник, 1847 г., № 2). Левые радикалы утверждали, что эта книга Гоголя исполнена тоном пророчества, властного учительства, проповедью внешнего смирения, которое на самом деле «паче гордости». Им не нравилось выраженного в ней отрицательное отношение писателя к некоторым чертам своей прежней «критически-сатирической» деятельности. Западники громко кричали, что Гоголь в «Выбранных местах» якобы отказался от своего прежнего воззрения на задачи писателя как гражданина.

Искренне не понимая причины столь резкой отповеди «либералов», Гоголь пробовал оправдывать свой поступок, говоря, что он не был понят и т. д., однако не отступился от выраженных им в последней книге взглядов. Его религиозно-этическое настроение осталось все последние годы жизни тем же, но окрасилось в мучительные тона. Вызванные либеральной травлей колебания усилили у Гоголя потребность сохранить, поддержать свою веру, которая, после перенесённых страданий казалась ему, недостаточной глубокой.

У измученного и физически и душевно Гоголя возобновившаяся работа над вторым томом «Мёртвых душ» идет еще хуже. Он стремится успокоить свою душу в религиозном подвиге и в 1848 г. из Неаполя едет в Иерусалим, надеясь там, у источника христианства, почерпнуть новый запас веры и бодрости. Через Одессу Николай Васильевич возвращается в Россию, чтобы больше не отлучаться из неё до конца жизни. С осени 1851 г. он поселяется в Москве у А. П. Толстого, своего приятеля, разделявшего его религиозно-консервативные воззрения, пробует опять работать над вторым томом «Мёртвых душ», даже читает его отрывки у друзей (например, у Аксаковых). Но мучительные сомнения не оставляют Гоголя: он постоянно переделывает эту книгу и не находит удовлетворения. Религиозная мысль, усиленная еще влиянием отца Матвея Константиновского, сурового, прямолинейного, ржевского священника-аскета, колеблется еще больше. Душевное состояние писателя доходит до патологии. В один из припадков душевной муки Гоголь ночью сжигает свои бумаги. Наутро он спохватывается, и объясняет этот поступок ухищрениями злого духа, от которого он не может избавиться даже усиленным религиозным подвигом. Это было в начале января 1852 г., а 21 февраля Николая Васильевича Гоголя уже не стало.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Значение творчества Гоголя

Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова , Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова , Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).

Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма : он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.

Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.

Николай Васильевич Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу.

Литература о Николае Васильевиче Гоголе

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

Николай Васильевич Гоголь прожил короткую, но насыщенную событиями, жизнь. О нём и по сей день много говорят, на его произведениях выросло не одно поколение, они пользуются спросом в школах, на их основе создаются художественные картины. Имя этого писателя, безусловно, оставило значительный след в истории.

Детство

В 1809 году, весной 20 марта, в семье простого помещика Гоголя родился мальчик, которого стали величать Николаем, по отчеству - Васильевичем. Его семья проживала в небольшом местечке Полтавской губернии. Тогда оно называлось Великие Сорочинцы.

Детство будущего писателя проходило недалеко от села Диканька, там у его родителей было собственное имение. Творческую натуру в маленьком Гоголе раскрыл его отец, который являлся поклонником искусства и театра, сочинителем комедий и стихов. Образование мальчик получал в стенах дома.

Юность

По окончании домашнего обучения, Гоголь 2 года провёл в уездном училище Полтавской губернии, после чего благополучно поступил в гимназию г. Нежин. Это учреждение было создано для обучения провинциальных дворянских детей.

Юный Гоголь здесь научился рисовать, играть на сцене и на скрипке. В своём будущем он видел себя юристом, мечтая вершить правосудие. Но литература взяла верх над его мечтами.

Несмотря на неудачные пробы, которые он провалил в декабре, после окончания гимназии (1828 год), его отношение к литературе и стремлению развиваться в этом направлении не угасло.

В 1829 году он стал мелким чиновником. Его однообразную скучную жизнь скрашивала живопись, которой он занимался в Академии художеств, и литература.

Творчество

В 1830 году Гоголь написал свой первый труд. Им стала повесть «Басаврюк», которая позже была переработана в «Вечер накануне И. Купала» .

В своих кругах общения у молодого Гоголя было немало известных людей: Пушкин , Вяземский, Брюллов и многие другие. Такие знакомства расширяли его кругозор, помогая в развитии его деятельности. С Пушкиным он дружил.

Литературно известным Николай Васильевич стал после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», на создание которой он посвятил 1831-32 годы своей жизни. В ее состав входит знаменитая повесть «Сорочинская ярмарка» .

В последующем году Гоголь решил связать свою деятельность с научно-педагогической практикой, и уже в 1834 году его назначили адъюнкт-профессором в университете Санкт Петербурга (кафедра всеобщей истории). Этот опыт и изучение украинской истории послужили созданию его нового произведения «Тарас Бульба».

Через год после своего назначения Гоголь покинул кафедру и полностью поглотился литературной работой, написав такие произведения, как: «Вий» , «Тарас Бульба», «Ревизор» и сборники повестей «Миргород» и «Арабески» ...

Наиболее значимым произведением, посвящённым Петербургу, стала повесть «Шинель» . Над этим трудом Николай Васильевич работал около 7 лет, закончив лишь в 1842 году, хотя черновой вариант было готов уже в 1836. В это же время он работал и над другими произведениями. В 1841 году он написал «Мёртвые души» , первый том которых был напечатан спустя год. С момента создания этого произведения у писателя начали появляться приступы нервных расстройств.

С 1837 по 39 год Гоголь странствовал, а уехал он после неудачной постановки «Ревизора». Он побывал в Швейцарии, Париже и Риме. После он вернулся, снова покинул Россию (более года пробыл в Вене), потом опять оказался на родине.

Работа над вторым томом «Мёртвых душ» совпала с кризисом писателя. Его произведения критиковали, Белинский осудил религиозность и мистицизм писателя. Всё это влияло на душевное состояние писателя, доводило до отчаяния.

В 1852 году писатель стал общаться с протоиереем Матвеем Константиновским, который являлся мистиком и фанатиком. В этом же году, в состоянии тяжёлого душевного срыва, писатель сжёг свои труды второго тома поэмы о мёртвых душах.

Умер Гоголь в 1852 году, спустя 10 дней после уничтожения второго тома поэмы. 21 февраля писателя не стало.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.

Образование свое он получил в Ниженской гимназии высших наук. Основана эта гимназия была в 1821 году. Именно там, у юного Гоголя начал проявляться интерес к литературному ремеслу, а так же вскрылись его выдающиеся актерские способности. Гоголь же хотел посветить себя делу юстиции и по этой причине он в 1828 году решил переехать в Санкт-Петербург.

Свои первые стихи он опубликовал под псевдонимом В. Алов, большим успехом они не пользовались. В 1831 году Гоголь познакомился с Пушкиным, это знакомство достаточно повлияло на него. Первое произведение, которое принесло ему славу называется "Вечера на хуторе близ Диканьки", было написано в 1831-32 года.

В 1835 году Гоголь написал свою всеми известную комедию, под названием "Ревизор". Уже в 1836 году в Александринском театре, была поставлена и сыграна эта пьеса. Произведение настолько сильно произвело впечатление на людей, что некоторые реакционные силы начали относиться плохо к Гоголю. В июне того же года Гоголь принял решение уехать на время из России. Таким образом он жил в Риме, где работал над одним из своих главных творений в жизни под названием "Мертвые души". Изначально задумывалось, что произведение будет состоять из трех томов. Первый том "мертвых душ" вышел в 1846 году под названием "Похождение Чичикова и мертвые души". В этом же году в Санкт-Петербурге вышел сборник сочинений Гоголя в который вошли ранее не опубликованные работы. К таким можно отнести работы под названием "Женитьба" и "Игроки".

Последующая творческая деятельность Гоголя шла достаточно неровно. В промежутке с 1842 по 1845 он ездит по загранице и все никак не может найти себе, тем временем работая над вторым роман мертвых душ.

Финальной стадией жизни Гоголя можно назвать его паломничество в Иерусалим, где он молится перед гробом Господня и просит его помощи в написание "Мертвых душ". В ночь с 11 по 12 февраля Гоголь сжег второй том полностью, после чего через 10 дней он умирает.

Вариант 2

Н.В. Гоголь является признанным классиком русской литературы и одним из основателей реализма. Его перу принадлежат прозаические, поэтические, драматургические произведения, критические и публицистические статьи.

Родился он в 1809г. на Украине (в с. Большие Сорочинцы) в семье небогатого помещика. Детские годы его прошли в с.Васильевка.

Начальное образование Гоголь получил дома. С 1818г. по 1819г. учится в Полтавском уездном училище, а с 1821г. по 1828г. – в Нежинской гимназии высших наук. Ещё в школьные годы он с удовольствием играет на сцене и пробует свои силы в качестве режиссёра-постановщика. Кроме того увлекается украинской историей, народными обычаями и фольклором, пишет первые литературные произведения и публикует их в рукописных журналах и альманахах.

После окончания гимназии Николай едет в Санкт-Петербург. Он мечтает о писательской славе, хочет проявить себя на актёрском поприще, но вынужден устроиться служить чиновником за небольшую плату.

В 1829г. на собственные средства издаёт поэму «Ганс Кюхельгартен». Критики неблагосклонно отозвались об этом произведении. Гоголь скупил все его нераспроданные экземпляры и сжёг.

Николай Васильевич понимает, что необходимо искать новое направление, которое заинтересует читателей. В печатных изданиях появляются несколько его повестей и глава из романа «Гетьман». Однако настоящий успех к нему приходит после публикации сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

С 1834г. по1835г. Гоголь занимается педагогической деятельностью – читает лекции по истории в Санкт-Петербургском императорском университете. В 1835г. были изданы его сборники «Миргород» и «Арабески», а также написана пьеса «Ревизор», первая постановка которой состоялась в 1836г.

Публике пьеса не понравилась. Разочарованный писатель надолго уезжает за границу (однако периодически посещает Россию). Он некоторое время живёт в Германии, Швейцарии, Франции, а затем – в Италии. Особенно полюбился ему Рим. Там всё способствует творчеству, поэтому Н.В. Гоголь усиленно трудится над романом «Мёртвые души», заканчивает повесть «Шинель» и т.д.

Издав первый том «Мёртвых душ», писатель работает над вторым, но в 1845г. у него наступает душевный кризис. Он составляет завещание, хочет уйти в монастырь, сжигает рукописный вариант второго тома, совершает поездку в Иерусалим.

В 1848г. возвращается в Россию. Возобновляет работу над «Мёртвыми душами», однако незадолго до смерти снова сжигает рукописи. Он погружается в мрачные думы, перестаёт покидать дом, соблюдает строгий пост и доводит себя до физического и нервного истощения.

В 1852г. Гоголь умер.

Гоголь. Биография 3

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году, а умер в 1852 году.

Во времена своей жизни из под пера Гоголя вышло множество произведений, которые изучаются школьниками до сих пор. Мораль, которую заложил гоголь в строки своих творений в четырнадцатом веке, актуальна и по сей день.

Гоголь в юности получил достойное образование. И по окончанию школы переехал из своего села в Петербург. Там он не покладая рук писал, пытаясь пробиться из неизвестных авторов в более узнаваемые.

Интересный факт: известно, что второй том был написан Гоголем, но в 1852 он придал рукопись сожжению.

Так же Николай Васильевич очень любил путешествовать по заграничным городам. Это давало ему глоток свежего воздуха и вдохновения для написания многих своих пьес.

Драматургия Гоголя свилась новым словом в истории отечественного театра. Начало творческой деятельности на этом поприще принято датировать 1832 годом, именно в это время сформировались первые замыслы писателя.

Николай Васильевич очень ярко выражал своё сочувствие к «маленькому человеку», это отражается во многих его повестях.

Гоголь очень любил украинский народ – он являлся для писателя олицетворением всего светлого и прекрасного и изображается народ, в основном, в своём романтическом идеальном облике.

5 класс, 7 класс. Творчество для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Карнеги Дейл

    «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься» - это главный принцип, которого придерживался всю жизнь известный американский оратор Дейл Карнеги.

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

  • Василий Иванович Баженов

    Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

Знакомство с Николаем Гоголем и его краткой биографией начнем самого начала, а именно, с его рождения. Родился, тогда еще обычный малыш, в семье помещика первого апреля 1809 году. Произошло это в Полтавской губернии.

Краткая биография детства Гоголя

Если затронуть краткую биографию детства Гоголя, то стоит сказать, что детство прошло в имении Яновщина. Воспитанием занималась мать, которая хотела привить любовь к религии, и, в принципе, она Гоголю нравилась, но больше в ней привлекала не сама религия, а знакомство с потусторонними силами, рассказы о страшном суде. Уже в детстве Николай начал пробовать себя в написании стихов. Учился он в Полтавском училище, после чего для него были организованы частные уроки, а после Николай Гоголь поступает в Нежинскую гимназию. Здесь же он пробует писать, но в будущем не видит себя литератором и мечтает о карьере юриста.

Чтобы воплотить свои цели в жизнь, по завершении учебы он направляется в Петербург в 1828 году и устраивается на должность чиновника, вот только посмотрев на систему изнутри, увидев бюрократизм, Гоголь не смог дальше продолжать работать в этом направлении и уходит с должности. Пробует разные профессии и даже пытается преподавать историю, но все-таки литературное призвание победило.

Николай Васильевич Гоголь литература и театр

Первое произведение «Басаврюк», которое в последствии вышло в печать под названием «Вечер накануне Ивана Купала» принесло известность. О Гоголе заговорили. Появление Гоголя в литературном кружке дало новые знакомства. Там он встречает и знакомится с Пушкиным. Писатель продолжает свою деятельность. Так появляются «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». Первая слава пришла после выхода « ». Многие произведения Гоголя подробно нас знакомят с бытом украинского народа.

В 1835 году Гоголь пробует себя в драматургии и пишет «Ревизор», идею которого подсказал ему Пушкин. Уже на следующих год «Ревизор» сыграли в театре, но публика восприняла этот шедевр с критикой и отрицательной реакцией. Все критики обрушились на писателя и, не выдержав такой реакции, Гоголь покидает страну.

Николай Васильевич Гоголь последние годы жизни

Теперь жизнь Николая Васильевича Гоголя продолжается за границей. На его пути Германия, Швейцария, Италия, была и Франция, затем вновь Италия. Здесь он начал свою работу произведением «Мертвые души». Идея этой работы также была подсказана Пушкиным. Кстати, Пушкин сыграл не последнюю роль в жизни Гоголя, поэтому известие о его смерти болезненно было воспринято Гоголем. И он решил, что «Мертвые души» должны быть завершены и изданы в печать. Что и было сделано. Вернувшись в Россию, автор в 1842 году отдает в печать первый том, и начинает работу над вторым томом. Но тут писателя настигает литературный кризис, из которого он так и не смог выйти.



Рассказать друзьям